РАЗРАБОТКА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты гастрономического туризма 8
1.1 Специфические черты гастрономического туризма 8
1.2 Гастрономический туризм как инструмент продвижения
туристской дестинации 16
1.3 Международный и отечественный опыт развития
гастрономического туризма 23
2 Проектирование гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц
России» 31
2.1 Развитие гастрономического туризма в Приморском и
Хабаровском крае 31
2.2 Маркетинговое исследование спроса на гастрономический
турпродукт иностранных туристов и предложений турфирм Приморского и
Хабаровского края 44
2.3 Документационное обеспечение гастрономического тура «Вкус
дальневосточных столиц России» 58
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 78
1 Теоретические аспекты гастрономического туризма 8
1.1 Специфические черты гастрономического туризма 8
1.2 Гастрономический туризм как инструмент продвижения
туристской дестинации 16
1.3 Международный и отечественный опыт развития
гастрономического туризма 23
2 Проектирование гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц
России» 31
2.1 Развитие гастрономического туризма в Приморском и
Хабаровском крае 31
2.2 Маркетинговое исследование спроса на гастрономический
турпродукт иностранных туристов и предложений турфирм Приморского и
Хабаровского края 44
2.3 Документационное обеспечение гастрономического тура «Вкус
дальневосточных столиц России» 58
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 78
В настоящее время туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей сферы услуг, с конца XX века он стал одной из главных составляющих дохода во многих развитых и развивающихся странах мира. Помимо экономической функции туризм устанавливает связи между разными нациями, воспитывает бережное отношение к окружающей среде и культурному достоянию страны, способствует расширению кругозора человека и восстанавливает его физическое и эмоциональное состояние.
Темпы развития данной отрасли с каждым годом набирают новые обороты: страна предлагает новую туристскую дестинацию, населенный пункт - новый туристский объект, ученые - новые виды туризма, турфирма - новый турпродукт. Эпитеты «модный», «самый популярный» и «эксклюзивный» все чаще и чаще используются турфирмами для привлечения клиентов.
Г астрономический туризм - один из самых «старых» и одновременно «молодых» видов туризма. Он существует на протяжении веков, но признали его как самостоятельный вид и начали изучать лишь в конце прошлого столетия. Вследствие этого на туристском рынке с каждым годом появляются новые формы гастрономических туристских услуг: живые экскурсии, лекции, мастер-классы и
т.д. Искушенный турист, «коллекционируя» путешествия, выбирает уникальное предложение, не желая тратить средства на посредственные туры. Гастрономические туры позволяют ему «распробовать» уже знакомое место на вкус, принять участие в фестивале или научиться готовить любимое иностранное блюдо у его создателей. Совмещая приведенные примеры с элементами иных видов туризма можно сформировать богатое разнообразие гастрономических туристских предложений на любой вкус.
Въездной туризм - один из приоритетных видов туризма в нашей стране [1]. С 2010 года наблюдается динамичный рост въездного турпотока в Приморский край. Для поддержания и увеличения туристского интереса иностранных туристов фирмы края создают конкурентоспособные туры, способные заинтересовать гостей края. Гастрономические туры как нельзя лучше подходят для дан¬ной категории туристов не только для знакомства с русской и дальневосточной кухней, но и русскими традициями и культурой. Тем более, согласно исследованиям крупной компании по бронированию отелей Bооking.com, г. Владивосток получил титул гастрономической столицы России, обогнав столицы страны.
Огромный потенциал гастрономического туризма и интерес гастрономических туров для иностранных туристов обосновывают актуальность данной ра¬боты.
Однако, по оценкам Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой и Ю.С. Тереховой в нашей стране, а в особенности в регионах, отдаленных от столицы, данный вид туризма только начинает свое развитие. Недооценивание туроператорами Приморского края перспектив разработки разнооб¬разных гастрономических туров для привлечения новых клиентов и развития де-стинации замедляет данный процесс. Осознание необходимости создания конкурентоспособного гастрономического турпродукта, отвечающего интересам туриста и пользующегося спросом - необходимое условие для роста популярности гастрономического туризма в регионе и всей стране.
Цель работы - разработать для иностранных туристов гастрономический тур по столицам Приморского и Хабаровского края на основе маркетингового исследование гастрономических предпочтений иностранцев.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
— изучить особенности гастрономического туризма;
— исследовать современное состояние гастрономического туризма в мире и России;
— определить имеющиеся туристские гастрономические ресурсы При¬морского и Хабаровского края;
— провести анализ спроса на гастрономический туристский продукт потенциальных туристов;
— установить целевую аудиторию тура;
— исследовать рынок предложений турфирм Приморского и Хабаровского края.
Объектом исследования является гастрономический туризм.
Предмет исследования - ресурсы гастрономического туризма Приморского и Хабаровского края и разработка гастрономического тура.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, межправительственные соглашения, государственные стандарты, целевые государственные программы, учебные и периодические издания российских и иностранных авторов: Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, Е.Л. Дра¬чевой, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой, Ю.С. Тереховой, Дж. Кертиса и I. Hamarneh, I. Petrovska, а также данные сети Интернет.
При написании работы использовались такие методы научного исследования как аналитический, статистический, маркетинговый, метод сравнительного анализа и классификации.
Практическая значимость работы заключается в разработке гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» для иностранных туристов, который дополнит туристскую продуктовую линейку гастрономических предложений как Приморского, так и Хабаровского края. Продвижение и реализация данного тура поспособствуют увеличению въездного турпотока из КНР в пере¬численные регионы, поддержанию дружественных политических взаимоотношений России и Китая и формированию достойного туристского имиджа регионов.
Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников, включающий 51 наименование, и приложения. Ее общий объем составляет 91 страница.
В введении обоснована актуальность работы, обозначена проблема, требующая решения, указаны цели и задачи, которые поставил перед собой автор, обозначены применяемые методы исследования.
В первом разделе «Теоретические аспекты гастрономического туризма» определяется понятие гастрономического туризма и его сущность, дается классификация гастрономических туров и описывается опыт заграничных и отечественных предприятий по организации гастрономического турпродукта. А также выделяются гастрономические туристские ресурсы Приморского и Хабаровского края.
Во втором разделе «Проектирование гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» обосновывается выбор целевой аудитории тура, проводится анализ спроса на гастрономический туристский продукт среди китайских граждан, исследуется рынок предложений турфирм регионов и составляется программа тура с сопутствующей документацией.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Темпы развития данной отрасли с каждым годом набирают новые обороты: страна предлагает новую туристскую дестинацию, населенный пункт - новый туристский объект, ученые - новые виды туризма, турфирма - новый турпродукт. Эпитеты «модный», «самый популярный» и «эксклюзивный» все чаще и чаще используются турфирмами для привлечения клиентов.
Г астрономический туризм - один из самых «старых» и одновременно «молодых» видов туризма. Он существует на протяжении веков, но признали его как самостоятельный вид и начали изучать лишь в конце прошлого столетия. Вследствие этого на туристском рынке с каждым годом появляются новые формы гастрономических туристских услуг: живые экскурсии, лекции, мастер-классы и
т.д. Искушенный турист, «коллекционируя» путешествия, выбирает уникальное предложение, не желая тратить средства на посредственные туры. Гастрономические туры позволяют ему «распробовать» уже знакомое место на вкус, принять участие в фестивале или научиться готовить любимое иностранное блюдо у его создателей. Совмещая приведенные примеры с элементами иных видов туризма можно сформировать богатое разнообразие гастрономических туристских предложений на любой вкус.
Въездной туризм - один из приоритетных видов туризма в нашей стране [1]. С 2010 года наблюдается динамичный рост въездного турпотока в Приморский край. Для поддержания и увеличения туристского интереса иностранных туристов фирмы края создают конкурентоспособные туры, способные заинтересовать гостей края. Гастрономические туры как нельзя лучше подходят для дан¬ной категории туристов не только для знакомства с русской и дальневосточной кухней, но и русскими традициями и культурой. Тем более, согласно исследованиям крупной компании по бронированию отелей Bооking.com, г. Владивосток получил титул гастрономической столицы России, обогнав столицы страны.
Огромный потенциал гастрономического туризма и интерес гастрономических туров для иностранных туристов обосновывают актуальность данной ра¬боты.
Однако, по оценкам Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой и Ю.С. Тереховой в нашей стране, а в особенности в регионах, отдаленных от столицы, данный вид туризма только начинает свое развитие. Недооценивание туроператорами Приморского края перспектив разработки разнооб¬разных гастрономических туров для привлечения новых клиентов и развития де-стинации замедляет данный процесс. Осознание необходимости создания конкурентоспособного гастрономического турпродукта, отвечающего интересам туриста и пользующегося спросом - необходимое условие для роста популярности гастрономического туризма в регионе и всей стране.
Цель работы - разработать для иностранных туристов гастрономический тур по столицам Приморского и Хабаровского края на основе маркетингового исследование гастрономических предпочтений иностранцев.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
— изучить особенности гастрономического туризма;
— исследовать современное состояние гастрономического туризма в мире и России;
— определить имеющиеся туристские гастрономические ресурсы При¬морского и Хабаровского края;
— провести анализ спроса на гастрономический туристский продукт потенциальных туристов;
— установить целевую аудиторию тура;
— исследовать рынок предложений турфирм Приморского и Хабаровского края.
Объектом исследования является гастрономический туризм.
Предмет исследования - ресурсы гастрономического туризма Приморского и Хабаровского края и разработка гастрономического тура.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, межправительственные соглашения, государственные стандарты, целевые государственные программы, учебные и периодические издания российских и иностранных авторов: Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, Е.Л. Дра¬чевой, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой, Ю.С. Тереховой, Дж. Кертиса и I. Hamarneh, I. Petrovska, а также данные сети Интернет.
При написании работы использовались такие методы научного исследования как аналитический, статистический, маркетинговый, метод сравнительного анализа и классификации.
Практическая значимость работы заключается в разработке гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» для иностранных туристов, который дополнит туристскую продуктовую линейку гастрономических предложений как Приморского, так и Хабаровского края. Продвижение и реализация данного тура поспособствуют увеличению въездного турпотока из КНР в пере¬численные регионы, поддержанию дружественных политических взаимоотношений России и Китая и формированию достойного туристского имиджа регионов.
Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников, включающий 51 наименование, и приложения. Ее общий объем составляет 91 страница.
В введении обоснована актуальность работы, обозначена проблема, требующая решения, указаны цели и задачи, которые поставил перед собой автор, обозначены применяемые методы исследования.
В первом разделе «Теоретические аспекты гастрономического туризма» определяется понятие гастрономического туризма и его сущность, дается классификация гастрономических туров и описывается опыт заграничных и отечественных предприятий по организации гастрономического турпродукта. А также выделяются гастрономические туристские ресурсы Приморского и Хабаровского края.
Во втором разделе «Проектирование гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» обосновывается выбор целевой аудитории тура, проводится анализ спроса на гастрономический туристский продукт среди китайских граждан, исследуется рынок предложений турфирм регионов и составляется программа тура с сопутствующей документацией.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Гастрономический туризм — относительно новый вид туризма, направленный на знакомство с туристкой дестинацией, ее культурой и традициями посредством посещения кафе и ресторанов, фабрик и заводов, участия в фестивалях, ярмарках и мастер-классах, связанных с едой и напитками дестинации.
В Хабаровском и Приморском крае, как и всей России, этот вид туризма находится на этапе зарождения, но имеет внушительный потенциал благодаря гастрономическим туристским ресурсам регионов. Гастротуризм в данных регионах быстро набирает популярность. С каждым днем все больше турфирм, ресторанов и владельцев промышленных предприятий начинают заниматься данным видом деятельности. Уже сейчас некоторые туристские компании продвигают отдельные гастрономические программы — экскурсии на фабрику мороженого, хлеба, молочную ферму, завод по производству напитка “Coca-cola”. Однако не все экскурсии доступны всем сегментам туристов. Большинство из них разработаны для детей, что оставляет невозможным знакомить иностранных гостей регионов с его продуктами питания и напитками. Для развития гастрономического туризма на международном уровне, повышения имиджа Хабаровского и Приморского края и налаживания международных взаимоотношений в сфере туризма целесообразно создавать туры для иностранных туристов. Такие турпродукты должны отвечать интересам конкретной нации, ее культуре питания, условия проведения тура - стандартам обслуживания, принятых в стране туриста. Так, была поставлена цель - провести маркетинговое исследование гастрономических предпочтений иностранных гостей и на основе исследования разработать для иностранных туристов гастрономический тур по столице Приморского края.
Для достижения поставленной цели были выполнены задачи, поставленные в самом начале исследования.
Прежде всего была изучена история появления данного вида туризма, причины его популяризации в современном обществе. Также была определена классификация гастрономического туризма, выделены виды гастрономических туров 70
и гастротуристов. Помимо этого, установлены виды направлений деятельности, связанной с гастротуризмом напрямую или косвенно, которые наиболее популярны на сегодняшний день, и в целом охарактеризованы особенности и отличи¬тельные черты данного вида туризма.
Важной задачей являлось изучить такой популярный и действенный способ развития и продвижения дестинации на мировом рынке как брендинг территории посредством гастрономических ресурсов. Было дано определение данного феномена, выявлены преимущества его использования в развития туризма дести¬нации и примеры способов гастрономического брендинга территории. Кроме этого приведены наиболее успешные примеры стран, известных всему миру благодаря национальному продукту питания или напитку.
Третья задача заключалась в исследовании международного и отечественного опыта развития гастрономического туризма, для чего прежде всего были исследованы государственные программы по развитию гастрономического туризма различных стран, государственные и общественные органы, занимающиеся данным вопросом. Для раскрытия практической деятельности вышеперечисленного были приведены примеры гастрономических фестивалей зарубежных стран и России, определены самые популярные продукты питания, в честь которых проводятся гастрономические события.
Задача исследования, связанная непосредственно с разработкой гастрономического тура, состояла в изучении гастрономических туристских ресурсов Приморского и Хабаровского края и оценка их потенциала для создания гастрономического турпродукта. Прежде всего были описаны общественные организации по развитию гастрономического туризма регионов, их направления и принципы деятельности. Дано определение гастрономического феномена «Дальневосточная кухня» и определены компонентов, составляющие его. Представлено многообразие видов организации общественного питания в г. Владивостоке и г. Хабаровске и небольшое количество «открытых» для экскурсий промышленных предприятий пищевой продукции и организаций, занимающихся проведением кулинарных курсов и мастер-классов. Также были приведены гастрономические события регионов, прошедшие и планируемые в текущем году, выявлены плюсы и минусы организации подобных мероприятий.
Пятая задача исследования заключалась в проведении маркетингового исследования анализ спроса на гастрономический туристский продукт потенциальных иностранных туристов. Для чего была составлена и распространена среди граждан КНР, Республики Корея и Индии анкета, выявляющая заинтересованность в посещении Дальнего Востока России с туристскими гастрономическими целями. Было выявлено, что подобные цели имеют именно китайские граждане, определены их интересы в плане гастрономического путешествия и города Даль¬него Востока, наиболее их привлекающие в данном плане.
Необходимым являлось проведение исследования гастрономических предложений турфирм Приморского и Хабаровского края для китайских туристов, работающих на въездном направлении. Был выявлен недостаток гастрономических туров в обоих дестинациях.
Результатом выпускной квалификационной работы стала разработка гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» по г. Владивостоку и г. Хабаровску для китайских туристов. Данный туристский продукт при¬зван поспособствовать не только развитию гастрономического туризма в Хабаровском и Приморском крае, но и расширению туристских предложений регионов, формированию их благоприятного имиджа, увеличению потока китайских туристов в дестинации и налаживанию российско-китайских взаимоотношений в целом.
В Хабаровском и Приморском крае, как и всей России, этот вид туризма находится на этапе зарождения, но имеет внушительный потенциал благодаря гастрономическим туристским ресурсам регионов. Гастротуризм в данных регионах быстро набирает популярность. С каждым днем все больше турфирм, ресторанов и владельцев промышленных предприятий начинают заниматься данным видом деятельности. Уже сейчас некоторые туристские компании продвигают отдельные гастрономические программы — экскурсии на фабрику мороженого, хлеба, молочную ферму, завод по производству напитка “Coca-cola”. Однако не все экскурсии доступны всем сегментам туристов. Большинство из них разработаны для детей, что оставляет невозможным знакомить иностранных гостей регионов с его продуктами питания и напитками. Для развития гастрономического туризма на международном уровне, повышения имиджа Хабаровского и Приморского края и налаживания международных взаимоотношений в сфере туризма целесообразно создавать туры для иностранных туристов. Такие турпродукты должны отвечать интересам конкретной нации, ее культуре питания, условия проведения тура - стандартам обслуживания, принятых в стране туриста. Так, была поставлена цель - провести маркетинговое исследование гастрономических предпочтений иностранных гостей и на основе исследования разработать для иностранных туристов гастрономический тур по столице Приморского края.
Для достижения поставленной цели были выполнены задачи, поставленные в самом начале исследования.
Прежде всего была изучена история появления данного вида туризма, причины его популяризации в современном обществе. Также была определена классификация гастрономического туризма, выделены виды гастрономических туров 70
и гастротуристов. Помимо этого, установлены виды направлений деятельности, связанной с гастротуризмом напрямую или косвенно, которые наиболее популярны на сегодняшний день, и в целом охарактеризованы особенности и отличи¬тельные черты данного вида туризма.
Важной задачей являлось изучить такой популярный и действенный способ развития и продвижения дестинации на мировом рынке как брендинг территории посредством гастрономических ресурсов. Было дано определение данного феномена, выявлены преимущества его использования в развития туризма дести¬нации и примеры способов гастрономического брендинга территории. Кроме этого приведены наиболее успешные примеры стран, известных всему миру благодаря национальному продукту питания или напитку.
Третья задача заключалась в исследовании международного и отечественного опыта развития гастрономического туризма, для чего прежде всего были исследованы государственные программы по развитию гастрономического туризма различных стран, государственные и общественные органы, занимающиеся данным вопросом. Для раскрытия практической деятельности вышеперечисленного были приведены примеры гастрономических фестивалей зарубежных стран и России, определены самые популярные продукты питания, в честь которых проводятся гастрономические события.
Задача исследования, связанная непосредственно с разработкой гастрономического тура, состояла в изучении гастрономических туристских ресурсов Приморского и Хабаровского края и оценка их потенциала для создания гастрономического турпродукта. Прежде всего были описаны общественные организации по развитию гастрономического туризма регионов, их направления и принципы деятельности. Дано определение гастрономического феномена «Дальневосточная кухня» и определены компонентов, составляющие его. Представлено многообразие видов организации общественного питания в г. Владивостоке и г. Хабаровске и небольшое количество «открытых» для экскурсий промышленных предприятий пищевой продукции и организаций, занимающихся проведением кулинарных курсов и мастер-классов. Также были приведены гастрономические события регионов, прошедшие и планируемые в текущем году, выявлены плюсы и минусы организации подобных мероприятий.
Пятая задача исследования заключалась в проведении маркетингового исследования анализ спроса на гастрономический туристский продукт потенциальных иностранных туристов. Для чего была составлена и распространена среди граждан КНР, Республики Корея и Индии анкета, выявляющая заинтересованность в посещении Дальнего Востока России с туристскими гастрономическими целями. Было выявлено, что подобные цели имеют именно китайские граждане, определены их интересы в плане гастрономического путешествия и города Даль¬него Востока, наиболее их привлекающие в данном плане.
Необходимым являлось проведение исследования гастрономических предложений турфирм Приморского и Хабаровского края для китайских туристов, работающих на въездном направлении. Был выявлен недостаток гастрономических туров в обоих дестинациях.
Результатом выпускной квалификационной работы стала разработка гастрономического тура «Вкус дальневосточных столиц России» по г. Владивостоку и г. Хабаровску для китайских туристов. Данный туристский продукт при¬зван поспособствовать не только развитию гастрономического туризма в Хабаровском и Приморском крае, но и расширению туристских предложений регионов, формированию их благоприятного имиджа, увеличению потока китайских туристов в дестинации и налаживанию российско-китайских взаимоотношений в целом.



