Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения

Работа №80470

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы147
Год сдачи2020
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие "психолого-педагогическое сопровождение" в
литературе 9
1.2. Письмо как вид речевой деятельности 18
1.3. Формирование письменной речи у детей младшего школьного
возраста 27
1.4. Дисграфия. Классификация дисграфии 45
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРТИКУЛЯТОРНО-АКСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ 62
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 62
2.2. Состояние письменной речи у младших школьников с
артикуляторно-акустической дисграфией 73
2.3. Обзор коррекционных методик по преодолению нарушений
письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 82
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 98
3.1. Методики для изучения письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 98
3.2. Коррекционная работа по преодолению дисграфии на
логопедических занятиях у младших школьников 106
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы 111
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 135

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. По данным различных авторов в России дисграфия выявляется у 10% - 25% учащихся начальных классов. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. Зачастую, психологи отмечают, что родители правы, но порой за этим стоят серьезные причины: физиологические, психологические, неврологические и языковые проблемы.
Отличительной чертой современного этапа развития коррекционной педагогики и специальной психологии, отдельных медицинских отраслей, является тенденция к объединению научных поисков в направлении углубленного изучения общего, психического и, в частности, речевого развития детей с целью создания эффективных условий для их обучения с учетом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей, а также потенциальных возможностей каждого ребенка.
Становление современных подходов к коррекционной работе с младшими школьниками происходит в тесной взаимосвязи с исследованиями речи, речевой и учебно-речевой деятельности в психологии, лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и нейропсихологии.
Результаты психологических и дидактических исследований (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [45], А. А .Леонтьев [42 и др.) дали основания утверждать, что методика коррекции различных речевых нарушений у детей учитывает комплексный и многоаспектный характер явления «речи».
Теоретические позиции исследуемой проблемы речевого развития учащихся начальной школы были связаны с психологическими взаимообусловленное развитие мыслительной и речевой деятельности (Л. С. Выготский [13], Н. Н. Трауготт [90] и др. ). На этих теоретических позициях базировались исследования современных ученых (О. А. Токарева [87], Ю. А. Токарева [89], М. Е. Хватцев [99] и др.), которые рассматривают влияние стимулирования познавательной деятельности на общее и речевое развитие учащихся.
Очевидно, что овладение письменной речью - одна из важных составляющих общего психического развития ребенка младшего школьного возраста и одновременно условие, обеспечивающее становление его мыслительных функций, возможность освоения нового материала и получения знаний из разных школьных учебных дисциплин.
Нарушение процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается в различных аспектах: клиническом (Т. А. Власова, Н. А. Никашина [78]), психологическом (Е. Д. Логинова, Ш. А. Амонашвили [4]) нейропсихологическом (Т. В. Ахутина [6], Т. Г. Визель [12], А. Р. Лурия [46]), психолингвистическом (Р. И. Лалаева [40], Э. А. Салихова [72], А. М. Шахнарович [111]), педагогическом (М. Е. Хватцев [100], Е. Н. Шиянов [114], Р. Э. Кодермятов и др. [30], Г. А. Нагорная[50], А. П. Овчарова [53]).
Проблема коррекции артикуляторно-акустической дисграфии является достаточно актуальной в современном обществе. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с артикуляторно-акустической дисграфией, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [25], в связи с чем актуальным считается подробно проанализировать программу сопровождения младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией в процессе освоения адаптированной основной программы, а также определить основные направления психолого-педагогического сопровождения логопедом учащихся младшей школы с данным видом нарушения.
Объект исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, направленный на преодоление нарушений письменной речи.
Предмет исследования - особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Цель данного исследования: теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрать и апробировать комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: использование специально отобранного комплекса игр и упражнений для проведения коррекционной работы, будет способствовать преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикулятоно-акустической дисграфией.
Методы исследования:
- эмпирические методы исследования;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
- теоретический анализ - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий;
- изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста;
- эмпирические методы исследования - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ младших школьников); списывание текста с образца; написание текста под диктант; сенсибилизированный тест;
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ;
- статистическая обработка результатов проводилась с помощью t- критерия Стьюдента.
Коррекционная работа проводилась с учетом таких основных принципов: принцип комплексности, системности; патогенетический, личностно-ориентированный, принцип деятельностного подхода, принцип развития.
Теоретическая значимость исследования. В рамках данного исследования были выделены и систематизированы основные подходы отечественных и зарубежных ученых-теоретиков к понятию «дисграфия», «артикуляторно-акустическая дисграфия». Автором рассмотрены подходы исследователей к вопросу письма как вида речевой деятельности и формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста. Делается вывод о том, что письменная речь является одним из видов познавательной деятельности и представляет собой самостоятельную деятельность по специфической мотивацией и структурой (речевые действия, речевые операции, речевой акт, речевая ситуация).
Также были изучены методические материалы, связанные с коррекцией и преодолением артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. 
Систематизации игр и упражнений для учителей начальной школы и логопедов, осуществляющий психолого-педагогическое-сопровождение детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
База исследования: МАОУ «СОШ № 73» Металлургического района г. Челябинска. В исследовании участвовало 6 детей 3 класса: 5 мальчиков, 1 девочка. По заключению ПМПК у них выявлено нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня. Исследования проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией точки зрения педагогики, психологии и методики. Мы пришли к выводу, что артикуляторно-акустическая дисграфия является достаточно актуальной проблемой в современном обществе. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с артикуляторно-акустической дисграфией, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [2, с. 25].
Целью нашего исследования было теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Так же были выполнены следующие задачи:
1. Изучили литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовали особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрали и внедрили комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Проведя анализ подходов к коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы.
В младшем школьном возрасте, как отмечает Л. С. Выготский, происходит переход ребенка в новые социальные отношения в связи с поступлением в школу, поэтому должно меняться и поведение, как реакция, обусловленная комплексом внутренних и внешних изменений, социальной направленности. Поведение становится более сдержанным, закрепляется чувство собственного достоинства и сопереживание к другим, когда их обижают или они переживают поражение.
Младшие школьники с дисграфией обычно имеют низкую успеваемость, отмечает И. Н. Садовникова, и как варианты активной компенсации в них проявляются непослушание, упрямство, агрессивность к окружающим не только в школе, но и дома. Такие дети являются более независимыми, чаще пренебрегают своими обязанностями и проявляют безответственность.
Качественные и количественные результаты обследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах существуют дети со специфическими ошибками на письме. Обработка результатов обследования показала прямую связь между нарушениями устной и письменной речи.
Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у всех детей, звукопроизношение имеет мономорфный и полиморфный характер, а основные ошибки на письме связаны с несформированностью фонетико-фонематической стороны речи.
Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов, замен и смешения букв, ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи и орфографические ошибки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал, что все дети, выбранные нами, испытывают трудности в обучении письму и требуют коррекционной работы для улучшения речевого развития.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил результативность проведения обучающего эксперимента по устранению дисграфических ошибок у младших школьников, за счет правильных разработанных перспективных планов, для каждого учащегося, с учетом выявленных потребностей.
После проведенной коррекционной работы, можно увидеть улучшение развития письменной речи у детей. Наша работа позволила устранить специфические ошибки на письме, обусловленные недоразвитием фонематических процессов.



1. Агаркова Н. Г. Обучение первоначальному письму [Текст]: По прописи к "Азбуке"О.В. Джежелей / Нелли Георгиевна Агаркова. - Москва: Дрофа, 2002. - 94 с.
2. Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст] / Ольга Ивановна Азова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2011. - 64 с.
3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В.
Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э. М.
Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва: Академия, 2002.- С. 116.
4. Амонашвили Ш. А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах : диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.00. / Шалва Александрович Амонашвили. - Москва, 1972. - 384 с.
5. Астапов В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: [психотерапия и коррекция неврозов, лечебная педагогика, психопрофилактика, психодиагностика в дефектологии, психологическая коррекция, психотерапия психосоматических заболеваний] / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - 2-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 256 с.
6. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики [Текст] / Татьяна Васильевна Ахутина. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 422 с.
7. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 1993. - 96 с.
8. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология [Текст] / Наталия Львовна Белопольская. - 2-е изд.- Москва : Когито - центр, 2018. - 348 с.
9. Береснева И. В. Дисграфия младших школьников: понятие и симптоматика [Текст] / И. В. Береснева // В сборнике: В мире научных открытий Материалы XI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - 2014. - С. 41-43.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / Марина Ростиславовна Битянова. - Москва: Совершенство, 1997. - 298 с
11. Величенкова О. А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников [Текст] / О. А. Величенкова, О. Б. Иншакова, Т. В. Ахутина // Школа здоровья. - 2001. - № 4 - С. 47 - 54.
12. ВизельТ.Г.Основынейропсихологии[Текст]/Татьяна Григорьевна Визель. - Москва: АТС: Астрель: Транзит книга, 2015. - 384 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой. - Москва: Педагогика, 1983. - 386 с.
14. Гаршвене А. Й. Нарушения письменной речи: Учеб. Пособие [Текст] / А. Й Гаршвене. - Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования ЛитССР, 1981. - 51 с.
15. Гладченко В.Е. Использование жанра письма при формировании связной письменной речи младших школьников [Текст] / В. Е. Гладченкова // Педагогика и психология XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 28-32.
16. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога [Текст] / Наталья Степановна Глуханюк. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. ун-т, 2005.- 98с.
17. Грушевская М. С. Дисграфия у младших школьников [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Майя С. Грушевская. - Москва, 1982. - 166 с.
18. Гузенко Т. В. Прописи для детей, нуждающихся в индивидуальном подходе [Текст]: [крупная линейка, подходят детям, начинающим писать, подробное описание каждого элемента, в помощь детям с нарушениями речи, моторики, зрения, профилактика дисграфии : для детей 5-7 лет] / Т. В. Гузенко, А. Л. Каюкова. - Санкт-Петербург : Литера, 2018. - 110 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание [Текст] / Владимир Иванович Даль. - Москва: АСТ, 2010. - 815 с.
20. Дмитренко Т. А. Современная технология обучения языковому материалу и различным видам речевой деятельности [Текст]: учебное пособие / Татьяна А. Дмитренко. - Москва: Московская гуманитарно-техническая акад., 2017. - 159 с.
21. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва: Творч. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 80с.
22. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: Пособие для логопеда / Людмила. Николаевна Ефименкова. - 2-е изд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 334 с.
23. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] / Николай Иванович Жинкин. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
24. Жукатинская Е. Н. Обучение в начальной школе: дисграфия у детей младшего школьного возрастаи методы ее устранения [Текст] / Елена Николаевна Жукатинская // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 11-2 (20). - С. 34-38.
25. Жукова Татьяна Михайловна Дисграфия в начальной школе [Текст] / Жукова Татьяна Михайловна // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития - 2018. - С. 86-88.
26. Заваденко Н. Н., Румянцева М. В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения [Текст] / Н. Н. Заваденко, М. В. Румянцева // Русский журнал детской неврологии. - 2008. - Т. 3. - № 1. - С. 3-9.
27. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - Москва: Академический Проект, 2004. С 15.
28. Иншакова О. Б. Изучение актуальных проблем дисграфии в контексте мультидисциплинарного подхода [Текст] / Ольга Борисовна Иншакова // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 4 - С. 22 - 28.
29. Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения [Текст] / Инна Ивановна Кобзарева // Наука. Инновации. Технологии. 2010. - № 4. - С. 99
30. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е.
В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса [Текст] / Р. Э. Кодермятов и др. // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1738-1740.
31. Кожевникова В. Дисграфия и ее симптоматика [Текст] / Ирина Васильевна Кожевникова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - Новосибирск, 2018. - С. 183-184.
32. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей- сирот: социально-эмоциональные проблемы [Текст] / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - Санкт-Петербург: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. -С 93.
33. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Алексаедр Николаевич Корнев. - Санкт-петербург : Речь, 2003. - 330 с.
34. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / Александр Николаевич Корнев. — Санкт- Петербург : ИД «МиМ», 1997. — 286 с.;
35. Корнев А. Н. Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом [Текст]: методическое пособие / А. Н. Корнев, А. С. Авраменко. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. - 220 с.
36. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация
индивидуального образования в школе (теория и практика) [Текст] / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. - Москва: Сентябрь, 2004. - 208 с.
37. Крючкова Д. С. Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема [Текст] / Д. С. Крючкова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - № 1 (64). - С. 317-320.
38. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / Ольга Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2018. - № 2. - С. 174-178.
39. Лалаева Р. И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Образование, 1997. - 171 с.
40. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: Учеб. пособие / Раиса Ивановна Лалаева. - Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. - 222 с.
41. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Роза Еевгеньевна Левина. - Москва, «Аркти», 2005 г. С - 118.
42. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Алексей Алексеевич Леонтьев. - 4-е изд., испр. - Москва: Смысл, 2005. - 287 с.
43. Логинова Е. Д. Книга на занятиях декоративно-прикладным искусством [Текст] / Елена Дмитриевна Логинова // Детская книга о живой природе: познавательные, нравственные и эстетические аспекты. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2012. - C. 216-217.
44. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
45. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии /А. Р. Лурия. - Москва: Academia, 2002. - 345 с.
46. Лурия А. Р. Язык и сознание [Текст] / Александр Романович Лурия. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 333 с.
47. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения [Текст] : книга для учителя : из опыта работы / Софья Николаевна Лысенкова. - Москва : Просвещение, 1988. - 192 с.
48. Мацина А. В. Особенности предпосылок нарушений письменной речи: дисграфия [Текст] / А. В. Мацина // Развитие личности в современном образовательном пространстве: подходы и технологии. -
2017. - С. 34-36.
49. Мочалова Л. Н. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография [Текст] / Л. Н. Мочалова, Е. В. Шлай. - Архангельск: САФУ, 2016. - 158 с.
50. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода [Текст] / Г. А. Нагорная // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2008. - № 2. - С. 169.
51. Найн М. В. Логопедия. Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия) [Текст]: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним : блок дисциплин предметной подготовки : специальность 050715 "Логопедия" / М. В. Найн ; М-во образования и науки Российской Федерации, Челябинский гос. пед. ун-т, Фак. коррекц. педагогики, Каф. спец. педагогики, психологии и предметных методик. - Челябинск : Цицеро, 2011. - 83 с.
52. Нет причин для пробуксовки (беседа с Е.А. Козыревой) [Текст] / Е. А. Козырева // Школьный психолог. - 2000. - № 10. - С. 14-16.
53. Овчарова А.П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория [Текст] / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3(4). - 2012. - С. 70-78.
54. Парамонова Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать : дефекты произношения, дислексия, дисграфия [Текст] / Л. Г. Парамонова. - Москва : АСТ, 2008. - 463 с.
55. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Людмила Гиоргиевна Парамонова. - Санкт-петербург: Лениздат : Союз, 2001. - 238 с.
56. Пермякова М. Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 030300 (37.03.01) "Психология" [Текст] / М. Е. Пермякова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. - 122 с.
57. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: учебное пособие / Ахутина Т. В. и др.; под общ. ред. О. Б. Иншаковой ;
Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. - Москва: МПСИ ; Воронеж : Изд. дом РАО ; 2007. - 189 с.
58. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: учебное пособие / Т. В. Ахутина и др.; под общ. ред. О. Б. Иншаковой. - 2-е изд., испр. - Москва : МПСИ, 2017. - 286 с.
59. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Изд. 9-е.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С 149.
60. Поляшова Н. В. Психологические основы
здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе [Текст] : учебное пособие / Н. В. Поляшова, И. А. Новикова, И. Г. Маракушина. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - 145 с.
61. Пономаренко Е.С. Краткий курс тифлопсихологии и тифлопедагогики [Текст]: Учебно-методической пособие / Евгений С. Пономаренко. - Оренбург, 2009. - 124 с.
62. Проглядова Г. А. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. А. Проглядова, В. З. Денискина. - Москва: МПГУ, 2018. - 115 с.
63. Пустовойтов Ю.Л. Причины нарушений зрения и их профилактика [Текст] / Юрий Леонидович Пустовойтова // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 3 (67). - С. 157-161.
64. Рождественский Н. С. Развитие орфографических навыков у учащихся II класса [Текст] / Николай Сергеевич Рождественский. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 112 с.
65. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожкова // Психология и педагогика социального воспитания. - Кострома: КГУ, 2005.- С. 76.
66. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Елена Николаевна Российская. - Москва, «Айрис - пресс», 2005 г.-С. 14.
67. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин [Текст]: монография /Маргарита Николаевна Русецкая. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 191 с.
68. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей [Текст] / И. Н. Садовникова. - Москва : Парадигма, 2011. - 279 с.
69. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] / И. Н. Садовникова. - Москва, «Аркти», 2005 г.-С. 106.
70. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников [Текст]: Кн. для учителя /И. Н. Садовникова. - Москва: Просвещение, 1983. - 112 с.
71. Сакулина Нина Павловна, Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965. - С. 187.
72. Салихова Э. А. Основы психолингвистики [Текст]: экстерн- пособие /Элина Ахнафовна Салихова. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2018. - 102 с.
73. Саматова А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Александра В. Саматова. - Москва: РГБС. - Ч. 2. - 2017. - 73 с.
74. Свободина Н. Г. Дисграфия [Текст] / Наталия Г. Свободнова // Директор школы. - 2013. - № 10 (183). - С. 100-105.
75. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и
психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / Анна Леонидовна Сиротюк. 3-е изд. - Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 288 с.
76. Сиротюк М. В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? [Текст] / Виктор Сиротюк // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 26-29.
77. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 91-105.
78. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Никита Констатинович Смирнов. - Москва: АПК и ПРО, 2002. - С.121.
79. Сороколетова Е. Н. Педагогическое взаимодействие в классах коррекционно-развивающего обучения [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Елена Николаевна Сороколетова. - Махачкала, 2008. - 160 с.
80. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. де Соссюр ; изданный Ш. Балли и А. Сеше при участии А. Ридлингера ; пер. фр. А. М. Сухотина ; под ред. и с примеч. Р. О. Шор. - Изд. 7-е. - Москва : URSS, 2016. - 269 с.
81. Ставцева Е. В. Обучение написанию деловых писем на иностранном языке студентов экономических специальностей вузов: английский язык, бакалавриат [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Елена Викторовна Ставцева. - Москва,
2018. - 24 с.
82. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Любовь Григорьевна Субботина. - Кемерово, 2012. - 22 с.
83. Суворина Е.А. УМК "Автодидактика: каллиграфия"как модель учебного предмета деятельностного типа [Текст] / Елена Александровна Суворина // Материалы международной научной конференции "Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе". - 2018. - С. 309-311.
84. Сухонина Н.С. Диагностика развития зрительно-тактильного восприятия слабовидящих младших школьников [Текст] / Наталья Сергеевна Сухонина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4 (169). - С. 147-150.
85. Текучева И.В. Виды грамматических упражнений в учебниках по методике преподавания русского языка начала ХХ века [Текст] / Ирина Викторовна Текучева // Наука и школа. - 2017. - № 6. - С. 70-75.
86. Тлехурай М.К. Письменная речь в системе работы по развитию
русской связной речи учащихся начальных классов национальной школы [Текст] / Марзият Касеевна Тлехурай// Вестник Майкопского
государственного технологического университета. - 2015. - № 4. - С. 76-81.
87. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки
по патологии речи и голоса [Текст] / Ольга Алексеевна Токарева.
Москва, 1963. - С. 186.
88. Токарева Ю. А. Психология детско-родительского взаимодействия [Текст] : монография / Юлия Александровна Токарева. - Москва : IRISBOOK, 2011. - 510 с.
89. Токарева Ю. А. Психология детско-родительского взаимодействия [Текст]: монография / Юлия Александровна Токарева. - Москва : IRISBOOK, 2011. - 510 с.
90. Трауготт Н. Н. Очерки физиологии высшей нервной деятельности человека [Текст] / Н. Н. Трауготт, Л. Я. Балонов, А. Е. Личко. - Москва: Медгиз, 1957. - 247 с.
91. Тютюнникова Е.Б., Лыскова А.С. Врожденные и приобретенные нарушения зрения у детей [Текст] / Е. Б. Тютюнник, А. С. Лыскова // Образование и наука в современных реалиях. Редколлегия: О.Н. Широков и др. - 2018. - С. 40-42.
92. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития [Текст] : Сб. науч. тр. / НИИ дефектологии АПН СССР; Под ред. Т.А. Власовой и Н.А. Никашиной. - Москва, 1977. - 99 с.
93. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. - Москва: АСТ, 2008. - 1054 с.
94. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу:
https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
95. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Формирование толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы [Текст] / Л. П. Фетилиева и др. // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 225-229.
96. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) "Педагогика" / Людмила В. Фомичева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 249 с.
97. Формирование здоровья субъектов образовательного процесса сельской школы в условиях Крайнего Севера [Текст]: монография / Н. Н. Малярчук и др.; под ред. Наталья Николаевна Малярчук. - Тюмень : Вектор-Бук, 2007. - 198 с.
98. Харитонова О.А., Слюсарская Т.В. Коррекция развития произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / О. А. Христова, Т. В. Слюсарская // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста / под общ. ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. - 2015. - С. 708-711.
99. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи [Текст]: пособие для логопедов, студентов пед. вузов и родителей / М.Е. Хватцев. - Санкт-Петербург: Дельта+ : КАРО, 2004. - 266 с.
100. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия [Текст] / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии - Москва, 1997. - С. 63.
101. Хватцев М.Е. Недостатки речи у детей и их устранение [Текст] / Михаил Ефимович Хватцев. - Москва, 1939. - С.1.
102. Хватцев М.Е. Устранение возрастных особенностей произношения [Текст] / Михаил Ефимович Хватцев // Логопедия: работа с дошкольниками. - Москва, 1996. - С.503.
103. Холод В.Л., Холод А.В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района [Текст] / В. Л. Холод, А. В. Холод // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2018. - № 2. - С. 196-202.
104. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление [Текст]: Учеб. пособие / Любовь Семеновна Цветкова. - Москва: Юристъ, 1997. - 255 с.
105. Цибульникова В. Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании [Текст] : учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова; под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. - Москва: МПГУ, 2017. - 147 с.
106. Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс [Текст] : / Ольга Викторовна Чистякова. - Санкт-Петербург : Литера, 2017. - 79 с.
107. Чистякова О. В. Исправляем дисграфию [Текст] : 500 упражнений для учащихся 1-4 классов : эффективная методика, разный уровень сложности заданий / Ольга Викторовна Чистякова. - Санкт- Петербург : Литера, 2017. - 221 с.
108. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст]: учебное пособие / Ирина Анатольевна Шаповал. - Москва: Сфера, 2005. - 311 с.
109. Шаповал И. А. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Шаповал. - Москва: Сфера, 2005. - 224 с.
110. Шаповал И. А. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Шаповал. - Москва: Сфера, 2005. - 224 с.
111. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика [Текст] / А. М. - Москва: Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с.
112. Шеховцова Т. С. Методика преподавания русского языка (специальная) [Текст]: учебное пособие: направление подготовки 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование: профиль подготовки "Логопедия": бакалавриат / Татьяна Сергеевна Шеховцова. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. - 141 с.
113. Шеховцова Т. С. Формы логопедической работы [Текст] : учебное пособие : Направление подготовки 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование : Профиль подготовки "Логопедия" : Бакалавриат / Тамара Сергеевна Шеховцова. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - 119 с.
114. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы [Текст] / Евгений Николаевич Шиянова. - Москва: Академия, 1991. - 372 с.
115. Шмакова А. Д. Дисграфия как психолингвистический и лингвистический феномен [Текст] / Александра Д. Шмакова; под ред. О. Е. Циганковой // Наука. Технологии. Инновации. - 2017. - С. 311-313.
116. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л. В. Щерба; сост. И. А. Федонина. - Москва: Флинта: Наука, 2016. - 347 с.
117. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]/ Л. В. Щерба ; под ред.: Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. - Изд. 4-е. - Москва : URSS, 2008. - 427 с.
118. Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба; Ответс. редак. М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер. — Москва, 2008.- С.110.
119. Юдин Т. И. Евгеника: Учение об улучшении природных свойств человека [Текст] / Тихон Иванович Юдин. - Москва: Сабашниковы, 1925. - 239 с.
120. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе [Текст] / Андрей Михайлович Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал.
- 2016. -№ 6. - С. 226.
121. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка [Текст] / Татьяна Гелиевна Яничева // Журнал практического психолога. - 1999. - № 3. - С. 101-119.
122. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Анна. В. Ястребова. - Москва: Просвещение,1984.- С.158.
123. British Dyslexia Association. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: https://www.bdadyslexia.org.uk/
124. Chia N. K. H. Words without meaning [Text] / N. K. H. Chia // Montessori Education: The International Montessori Journal. — 1995. — № 7.
Р. 18—19.
125. Frith U. Beneath the surface of developmental dyslexia [Text] / Patterson K. E., Marshall J. C., Clotheart M. (Eds). Surface Dyslexia. — London : Routledge & Kegan Paul, 1985. — Р. 301—430.
126. ICD-10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: https://icd.who.int/browse10/2010/en#!Y15
127. International Dislexia Association IDA. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: https://dyslexiaida.org/
128. NICHD. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: https ://www.nichd.nih. gov/
129. Richards R. G. The writing Dilemma: Understanding Disgraphia [Text] / Regina G. Richards. - RET Centre Press, 1998. - 64 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ