Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие "психолого-педагогическое сопровождение" в
литературе 9
1.2. Письмо как вид речевой деятельности 18
1.3. Формирование письменной речи у детей младшего школьного
возраста 27
1.4. Дисграфия. Классификация дисграфии 45
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРТИКУЛЯТОРНО-АКСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ 62
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 62
2.2. Состояние письменной речи у младших школьников с
артикуляторно-акустической дисграфией 73
2.3. Обзор коррекционных методик по преодолению нарушений
письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 82
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 98
3.1. Методики для изучения письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 98
3.2. Коррекционная работа по преодолению дисграфии на
логопедических занятиях у младших школьников 106
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы 111
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 135
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие "психолого-педагогическое сопровождение" в
литературе 9
1.2. Письмо как вид речевой деятельности 18
1.3. Формирование письменной речи у детей младшего школьного
возраста 27
1.4. Дисграфия. Классификация дисграфии 45
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРТИКУЛЯТОРНО-АКСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ 62
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 62
2.2. Состояние письменной речи у младших школьников с
артикуляторно-акустической дисграфией 73
2.3. Обзор коррекционных методик по преодолению нарушений
письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 82
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 98
3.1. Методики для изучения письменной речи у младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией 98
3.2. Коррекционная работа по преодолению дисграфии на
логопедических занятиях у младших школьников 106
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы 111
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 135
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. По данным различных авторов в России дисграфия выявляется у 10% - 25% учащихся начальных классов. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. Зачастую, психологи отмечают, что родители правы, но порой за этим стоят серьезные причины: физиологические, психологические, неврологические и языковые проблемы.
Отличительной чертой современного этапа развития коррекционной педагогики и специальной психологии, отдельных медицинских отраслей, является тенденция к объединению научных поисков в направлении углубленного изучения общего, психического и, в частности, речевого развития детей с целью создания эффективных условий для их обучения с учетом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей, а также потенциальных возможностей каждого ребенка.
Становление современных подходов к коррекционной работе с младшими школьниками происходит в тесной взаимосвязи с исследованиями речи, речевой и учебно-речевой деятельности в психологии, лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и нейропсихологии.
Результаты психологических и дидактических исследований (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [45], А. А .Леонтьев [42 и др.) дали основания утверждать, что методика коррекции различных речевых нарушений у детей учитывает комплексный и многоаспектный характер явления «речи».
Теоретические позиции исследуемой проблемы речевого развития учащихся начальной школы были связаны с психологическими взаимообусловленное развитие мыслительной и речевой деятельности (Л. С. Выготский [13], Н. Н. Трауготт [90] и др. ). На этих теоретических позициях базировались исследования современных ученых (О. А. Токарева [87], Ю. А. Токарева [89], М. Е. Хватцев [99] и др.), которые рассматривают влияние стимулирования познавательной деятельности на общее и речевое развитие учащихся.
Очевидно, что овладение письменной речью - одна из важных составляющих общего психического развития ребенка младшего школьного возраста и одновременно условие, обеспечивающее становление его мыслительных функций, возможность освоения нового материала и получения знаний из разных школьных учебных дисциплин.
Нарушение процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается в различных аспектах: клиническом (Т. А. Власова, Н. А. Никашина [78]), психологическом (Е. Д. Логинова, Ш. А. Амонашвили [4]) нейропсихологическом (Т. В. Ахутина [6], Т. Г. Визель [12], А. Р. Лурия [46]), психолингвистическом (Р. И. Лалаева [40], Э. А. Салихова [72], А. М. Шахнарович [111]), педагогическом (М. Е. Хватцев [100], Е. Н. Шиянов [114], Р. Э. Кодермятов и др. [30], Г. А. Нагорная[50], А. П. Овчарова [53]).
Проблема коррекции артикуляторно-акустической дисграфии является достаточно актуальной в современном обществе. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с артикуляторно-акустической дисграфией, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [25], в связи с чем актуальным считается подробно проанализировать программу сопровождения младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией в процессе освоения адаптированной основной программы, а также определить основные направления психолого-педагогического сопровождения логопедом учащихся младшей школы с данным видом нарушения.
Объект исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, направленный на преодоление нарушений письменной речи.
Предмет исследования - особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Цель данного исследования: теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрать и апробировать комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: использование специально отобранного комплекса игр и упражнений для проведения коррекционной работы, будет способствовать преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикулятоно-акустической дисграфией.
Методы исследования:
- эмпирические методы исследования;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
- теоретический анализ - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий;
- изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста;
- эмпирические методы исследования - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ младших школьников); списывание текста с образца; написание текста под диктант; сенсибилизированный тест;
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ;
- статистическая обработка результатов проводилась с помощью t- критерия Стьюдента.
Коррекционная работа проводилась с учетом таких основных принципов: принцип комплексности, системности; патогенетический, личностно-ориентированный, принцип деятельностного подхода, принцип развития.
Теоретическая значимость исследования. В рамках данного исследования были выделены и систематизированы основные подходы отечественных и зарубежных ученых-теоретиков к понятию «дисграфия», «артикуляторно-акустическая дисграфия». Автором рассмотрены подходы исследователей к вопросу письма как вида речевой деятельности и формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста. Делается вывод о том, что письменная речь является одним из видов познавательной деятельности и представляет собой самостоятельную деятельность по специфической мотивацией и структурой (речевые действия, речевые операции, речевой акт, речевая ситуация).
Также были изучены методические материалы, связанные с коррекцией и преодолением артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Систематизации игр и упражнений для учителей начальной школы и логопедов, осуществляющий психолого-педагогическое-сопровождение детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
База исследования: МАОУ «СОШ № 73» Металлургического района г. Челябинска. В исследовании участвовало 6 детей 3 класса: 5 мальчиков, 1 девочка. По заключению ПМПК у них выявлено нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня. Исследования проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Отличительной чертой современного этапа развития коррекционной педагогики и специальной психологии, отдельных медицинских отраслей, является тенденция к объединению научных поисков в направлении углубленного изучения общего, психического и, в частности, речевого развития детей с целью создания эффективных условий для их обучения с учетом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей, а также потенциальных возможностей каждого ребенка.
Становление современных подходов к коррекционной работе с младшими школьниками происходит в тесной взаимосвязи с исследованиями речи, речевой и учебно-речевой деятельности в психологии, лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и нейропсихологии.
Результаты психологических и дидактических исследований (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [45], А. А .Леонтьев [42 и др.) дали основания утверждать, что методика коррекции различных речевых нарушений у детей учитывает комплексный и многоаспектный характер явления «речи».
Теоретические позиции исследуемой проблемы речевого развития учащихся начальной школы были связаны с психологическими взаимообусловленное развитие мыслительной и речевой деятельности (Л. С. Выготский [13], Н. Н. Трауготт [90] и др. ). На этих теоретических позициях базировались исследования современных ученых (О. А. Токарева [87], Ю. А. Токарева [89], М. Е. Хватцев [99] и др.), которые рассматривают влияние стимулирования познавательной деятельности на общее и речевое развитие учащихся.
Очевидно, что овладение письменной речью - одна из важных составляющих общего психического развития ребенка младшего школьного возраста и одновременно условие, обеспечивающее становление его мыслительных функций, возможность освоения нового материала и получения знаний из разных школьных учебных дисциплин.
Нарушение процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается в различных аспектах: клиническом (Т. А. Власова, Н. А. Никашина [78]), психологическом (Е. Д. Логинова, Ш. А. Амонашвили [4]) нейропсихологическом (Т. В. Ахутина [6], Т. Г. Визель [12], А. Р. Лурия [46]), психолингвистическом (Р. И. Лалаева [40], Э. А. Салихова [72], А. М. Шахнарович [111]), педагогическом (М. Е. Хватцев [100], Е. Н. Шиянов [114], Р. Э. Кодермятов и др. [30], Г. А. Нагорная[50], А. П. Овчарова [53]).
Проблема коррекции артикуляторно-акустической дисграфии является достаточно актуальной в современном обществе. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с артикуляторно-акустической дисграфией, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [25], в связи с чем актуальным считается подробно проанализировать программу сопровождения младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией в процессе освоения адаптированной основной программы, а также определить основные направления психолого-педагогического сопровождения логопедом учащихся младшей школы с данным видом нарушения.
Объект исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, направленный на преодоление нарушений письменной речи.
Предмет исследования - особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Цель данного исследования: теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрать и апробировать комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: использование специально отобранного комплекса игр и упражнений для проведения коррекционной работы, будет способствовать преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикулятоно-акустической дисграфией.
Методы исследования:
- эмпирические методы исследования;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
- теоретический анализ - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий;
- изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста;
- эмпирические методы исследования - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ младших школьников); списывание текста с образца; написание текста под диктант; сенсибилизированный тест;
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ;
- статистическая обработка результатов проводилась с помощью t- критерия Стьюдента.
Коррекционная работа проводилась с учетом таких основных принципов: принцип комплексности, системности; патогенетический, личностно-ориентированный, принцип деятельностного подхода, принцип развития.
Теоретическая значимость исследования. В рамках данного исследования были выделены и систематизированы основные подходы отечественных и зарубежных ученых-теоретиков к понятию «дисграфия», «артикуляторно-акустическая дисграфия». Автором рассмотрены подходы исследователей к вопросу письма как вида речевой деятельности и формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста. Делается вывод о том, что письменная речь является одним из видов познавательной деятельности и представляет собой самостоятельную деятельность по специфической мотивацией и структурой (речевые действия, речевые операции, речевой акт, речевая ситуация).
Также были изучены методические материалы, связанные с коррекцией и преодолением артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Систематизации игр и упражнений для учителей начальной школы и логопедов, осуществляющий психолого-педагогическое-сопровождение детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
База исследования: МАОУ «СОШ № 73» Металлургического района г. Челябинска. В исследовании участвовало 6 детей 3 класса: 5 мальчиков, 1 девочка. По заключению ПМПК у них выявлено нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня. Исследования проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В данной работе мы рассмотрели психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией точки зрения педагогики, психологии и методики. Мы пришли к выводу, что артикуляторно-акустическая дисграфия является достаточно актуальной проблемой в современном обществе. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с артикуляторно-акустической дисграфией, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [2, с. 25].
Целью нашего исследования было теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Так же были выполнены следующие задачи:
1. Изучили литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовали особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрали и внедрили комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Проведя анализ подходов к коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы.
В младшем школьном возрасте, как отмечает Л. С. Выготский, происходит переход ребенка в новые социальные отношения в связи с поступлением в школу, поэтому должно меняться и поведение, как реакция, обусловленная комплексом внутренних и внешних изменений, социальной направленности. Поведение становится более сдержанным, закрепляется чувство собственного достоинства и сопереживание к другим, когда их обижают или они переживают поражение.
Младшие школьники с дисграфией обычно имеют низкую успеваемость, отмечает И. Н. Садовникова, и как варианты активной компенсации в них проявляются непослушание, упрямство, агрессивность к окружающим не только в школе, но и дома. Такие дети являются более независимыми, чаще пренебрегают своими обязанностями и проявляют безответственность.
Качественные и количественные результаты обследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах существуют дети со специфическими ошибками на письме. Обработка результатов обследования показала прямую связь между нарушениями устной и письменной речи.
Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у всех детей, звукопроизношение имеет мономорфный и полиморфный характер, а основные ошибки на письме связаны с несформированностью фонетико-фонематической стороны речи.
Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов, замен и смешения букв, ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи и орфографические ошибки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал, что все дети, выбранные нами, испытывают трудности в обучении письму и требуют коррекционной работы для улучшения речевого развития.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил результативность проведения обучающего эксперимента по устранению дисграфических ошибок у младших школьников, за счет правильных разработанных перспективных планов, для каждого учащегося, с учетом выявленных потребностей.
После проведенной коррекционной работы, можно увидеть улучшение развития письменной речи у детей. Наша работа позволила устранить специфические ошибки на письме, обусловленные недоразвитием фонематических процессов.
Специфическое расстройство письма (дисграфия), которое влечет за собой нарушения в овладении орфографией часто является причиной устойчивой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка [2, с. 25].
Целью нашего исследования было теоретически изучить и практически доказать результативность психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией на логопедических занятиях.
Так же были выполнены следующие задачи:
1. Изучили литературные источники по проблеме исследования.
2. Исследовали особенности детей с артикуляторно-акустической дисграфией.
3. Отобрали и внедрили комплекс игр и упражнений по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Проведя анализ подходов к коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы.
В младшем школьном возрасте, как отмечает Л. С. Выготский, происходит переход ребенка в новые социальные отношения в связи с поступлением в школу, поэтому должно меняться и поведение, как реакция, обусловленная комплексом внутренних и внешних изменений, социальной направленности. Поведение становится более сдержанным, закрепляется чувство собственного достоинства и сопереживание к другим, когда их обижают или они переживают поражение.
Младшие школьники с дисграфией обычно имеют низкую успеваемость, отмечает И. Н. Садовникова, и как варианты активной компенсации в них проявляются непослушание, упрямство, агрессивность к окружающим не только в школе, но и дома. Такие дети являются более независимыми, чаще пренебрегают своими обязанностями и проявляют безответственность.
Качественные и количественные результаты обследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах существуют дети со специфическими ошибками на письме. Обработка результатов обследования показала прямую связь между нарушениями устной и письменной речи.
Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у всех детей, звукопроизношение имеет мономорфный и полиморфный характер, а основные ошибки на письме связаны с несформированностью фонетико-фонематической стороны речи.
Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов, замен и смешения букв, ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи и орфографические ошибки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал, что все дети, выбранные нами, испытывают трудности в обучении письму и требуют коррекционной работы для улучшения речевого развития.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил результативность проведения обучающего эксперимента по устранению дисграфических ошибок у младших школьников, за счет правильных разработанных перспективных планов, для каждого учащегося, с учетом выявленных потребностей.
После проведенной коррекционной работы, можно увидеть улучшение развития письменной речи у детей. Наша работа позволила устранить специфические ошибки на письме, обусловленные недоразвитием фонематических процессов.
Подобные работы
- Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно
отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Проявления дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительное изучение сформированности навыка письма у обучающихся 2 классов с общим недоразвитием речи III уровня и нормой речевого развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021



