Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе 8
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2 Психологические параметры готовности старших
дошкольников к обучению в школе 16
1.3 Формы, средства и методы взаимодействия педагогов с
родителями старших дошкольников 22
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 30
2.1 Организация исследования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Программа взаимодействия педагога с родителями по подготовке
старшего дошкольника к обучению в школе 38
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные изменения в последние годы резко обострили социальные противоречия. Среди них можем отметить следующие:
- противоречие между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества к позитивной социализации подрастающих поколений;
- противоречие между необходимостью развития личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию и недостатком средств и технологий реализации личностного подхода;
- противоречие между объективным воспитательным потенциалом образовательного учреждения, семьи и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в социальном воспитании.
Важнейшим фактором успешного предупреждения и преодоления противоречий является взаимодействие семьи и образовательного учреждения как основных субъектов общества, в которых формируется личность [34].
Поступление ребенка в школу - очень важный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. С началом школьного обучения меняется весь его образ жизни, прежде всего это с вязано с тем, что в школе предъявляются ребенку новые правила и требования. Теперь он должен соответствовать статусу ученика. К этим изменениям ребёнку нужно адаптироваться, привыкнуть. Для более безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть физически здоровым и разносторонне подготовленным. Однако период адаптации к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год.
На протяжении долгих лет образовательные учреждения существовали изолированно от семьи, полностью занимаясь проблемами образования и развития детей перед поступлением в школу. Учителя начальных классов часто не имели возможность каким-либо образом подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе или были сильно ограничены во времени и средствах. Взаимодействие педагогов с родителями развивалось преимущественно по пути педагогического просвещения. Однако в современном обществе этого далеко не достаточно.
Формирование тех качеств, которые необходимы будущему первокласснику может обеспечить только система психолого¬педагогических взаимодействий педагогов дошкольных учреждений или школы и семьи. Необходимость и неоспоримая важность сотрудничества школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие [1].
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. Таким образом, особенно актуальной проблемой обозначенной перед педагогами является взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста для устранения тех проблем, которые возникают при поступлении ребёнка в образовательное учреждение. Педагогическое просвещение родителей существенно влияет на качество подготовки детей к началу обучения в школе [10].
Концепция модернизации российского образования подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" (Статья 18. Дошкольное образование) [39] указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм, методов и средств взаимодействия семьи и педагогов, которые способствуют созданию наилучших условий для развития ответственных отношений с семьями детей, основанных на доверии, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение общей компетентности родителей в области воспитания.
По мнению многих педагогов и психологов, семья - это самый первый, важный и наиболее долго действующий фактор, который формирует личность ребёнка. Всё, что влияет дополнительно на ребёнка, лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в новый для него мир. И именно от семьи во многом зависит, каким он будет воспринимать этот мир: интересным или скучным, добрым или враждебным, открытым для познания или полным чужого и неизвестного. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка, полноценного формирования его личности.
К сожалению, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует какая-либо программа воспитания, в основном оно стихийно, хаотично, их педагогические знания недостаточно точны, обрывочны, нет ясных представлений о возрастных и психических особенностях развития ребёнка. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям его социальной адаптации. Неверные подходы к этому процессу, проблемы, возникающие у родителей, в основном связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, достаточно образованные люди, а с другой - они мало знакомы с вопросами педагогики, физиологии, психологии и другими необходимыми вопросами. Сегодня большинство семей нуждаются в помощи решении вопросов о том, как нужно воспитывать ребёнка. Поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов и психологов, в их поддержке.
Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разных источников. Всё больше становится популярным сеть Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, наглядностью, информативностью. Но у этих источников есть и недостатки: прежде всего, невозможность учитывать особенности семьи, индивидуальность ребёнка. Более компетентными в этом являются специалисты дошкольных образовательных учреждений и школ. Они могут осуществлять непосредственный контакт с родителями, наблюдать за развитием ребёнка, получать «обратную связь» от семьи. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с семьёй.
Актуальность темы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе заключается в том, что при эффективном взаимодействии образовательного учреждения и семьи, адаптация ребёнка в школе проходит за более короткий срок, позволяя ребёнку легче влиться в новую для него учебную деятельность, ребёнок приходит в школу более подготовленным как психологически, так и по уровню необходимых знаний, а родители, в свою очередь, лучше понимают своего ребёнка и способны ему помочь.
Основываясь на противоречии между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений с одной стороны, и недостаточным количеством программ, направленных на взаимодействие педагога и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с другой стороны, обозначена проблема: каково содержание программы работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе?
Исходя из проблемы поиска путей разрешения данного противоречия, темой нашего исследования стало «Работа педагога с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе».
Цель исследования: теоретически обосновать проблему работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с целью разработки программы взаимодействия педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Объект исследования: готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. определить психологические параметры готовности старших дошкольников к обучению в школе;
3. изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников;
4. определить уровень готовности к школе у старших дошкольников;
5. разработать программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ практики педагогической деятельности; тестирование.
Исследование проводилось на базе МОУ « СОШ № 66» г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость: разработанная программа по взаимодействию педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе может быть использована в практике работы учителя с семьёй будущих первоклассников.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать проблему работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с целью разработки программы взаимодействия педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Первой задачей нашего исследования было дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. В психолого-педагогической литературе выделяют какие характеристики старших дошкольников, как активное овладение собственным телом; интенсивное развитие речи, в частности, способность к символическим действиям и использованию знаков; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти; развитие самосознания ребенка ; формирование основ ответственного отношения к результатам своих действий и поступков, ответственности; активное развитие словаря и грамматического строя речи, фонематического слуха; начинает развиваться учебная деятельность.
Второй задачей было определение психологических параметров готовности старших дошкольников к обучению в школе. К таким параметрам можно отнести личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоциональную, волевую готовность.
Третьей задачей исследования было изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников. Среди методов можно выделить словесные (беседа, конференция, консультация); наглядные (информационные стенды, памятки, плакаты, брошюры); практические (диагностика, анкетирование, тренинг).
Среди форм - коллективные, групповые, индивидуальные, нетрадиционные.
Среди средств взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников можно выделить анкеты, опросники, брошюры, листовки, собрания, беседы, консультации, тренинги, как наиболее часто используемые.
Четвёртой задачей исследования было определение уровня готовности к школе у старших дошкольников. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет. По итогам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста в достаточной степени готовы к обучению в школе, показывают хороший или средний результат - 80%, и лишь 20% не справились с заданиями, показали результат ниже среднего.
Пятой задачей нашего исследования мы определили разработку программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Целью такой программы стало установление отношения сотрудничества с родителями и подготовка старших дошкольников к обучению в школе совместными усилиями школы и родителей. Программа составлена, обозначены её цели, задачи, планируемые результаты, принципы взаимодействия педагогов и родителей, методы, формы и средства взаимодействия.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для
студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 423 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 2008 с.
3. Башкирова, Н.А. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе / Н.А. Башкирова. - СПб.: Питер, 2010. - 224 с.
4. Безруких, М.М. Готов ли ребёнок к школе? / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 64 с.
5. Белова, Т.В. Готов ли ребёнок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребёнка к школе / Т.В. Белова, В.А. Солнцева. - М.: Издательство «Ювента», 2005. - 64 с.
6. Богдановская, И.М. Информационные технологии в педагогике и психологии: учебник для вузов, стандарт третьего поколения/ И.М. Богдановская, Т.П. Зайченко. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.
8. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2017. - 624 с.
9. Бортникова, Е.Ф. Проверим подготовку к школе. 6-7 лет / Е.Ф. Бортникова. - Е: Литур, 2013. - 64 с.
10. Венгер, Л.А. Психология: учебник для студентов вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
11. Волков, Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с.
12. Громова, Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе / Т.В. Громова. - М.: Генезис, 2003. - 84 с.
13. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе - 4-е изд., перераб. и дополн. / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. -208 с.
15. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями: пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений / Т.Н. Доронова.- М.: «Просвещение», 2002. - 120 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 4-е изд., стер. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
17. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с.
18. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С.108 -122
19. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 с.
20. Модестова, Т.В. Скоро в школу: Экспресс-программа подготовки и развития / Т.В. Модестова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 160 с.
21. Монина, Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк. - СПБ.: Издательство «Речь», 2005. - 200 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
23. Общий психологический практикум: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. С.А. Капустина. - СПб.: Питер, 2017. - 480 с.
24. Педагогика начального образования: учебник для вузов / под ред. С.А. Котовой. - СПб.: Питер, 2017. - 336 с.
25. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
26. Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. - М.: Академический проект, 2004. - 256 с.
27. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
28. Психологическая диагностика: учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2005. - 652 с.
29. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. - 3-е изд. / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. - 480 с.
30. Слотина, Т.В. Психология личности: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.
31. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
32. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
33. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
34. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Изд. 5-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.
35. Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2013. - 520 с.
36. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. Пособие / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с.
37. Холодова, О.А. За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет). ФГОС / О.А. Холодова. - М.: Издательство: РОСТкнига, 2016. - 80 с.
38. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - https://psvclH)logv.acaclcmic.rii/2805/(|)viii
39. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании», Статья 18. Дошкольное образование [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/b8545a4fce7ecc94b5 ce2073e7e3f35689c1cb44/
40. Конституции Российской Федерации, Статья 38 [Электронный ресурс]. - http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-38-krf
41. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей [Электронный ресурс]. - https://megapredmet.ru/1-38729.html
42. Памятка родителям первоклассника [Электронный ресурс]. - http://magschool66.ucoz.ru/1klass/pamjatka.pdf
43. Страничка будущего первоклассника [Электронный ресурс]. - http: //magschool66.ru/stranichka-budushhego-pervoklassnika/?preview nonce=0f01 e45bc2&preview=true
44. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. -
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/1040150
45. Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу
[Электронный ресурс]. -
http://magschool66.ucoz.ru/1klass/chto neobkhodimo znat i umet rebenku.pdf