Работа педагога с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе
|
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе 8
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2 Психологические параметры готовности старших
дошкольников к обучению в школе 16
1.3 Формы, средства и методы взаимодействия педагогов с
родителями старших дошкольников 22
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 30
2.1 Организация исследования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Программа взаимодействия педагога с родителями по подготовке
старшего дошкольника к обучению в школе 38
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Глава I. Теоретический анализ проблемы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе 8
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2 Психологические параметры готовности старших
дошкольников к обучению в школе 16
1.3 Формы, средства и методы взаимодействия педагогов с
родителями старших дошкольников 22
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 30
2.1 Организация исследования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Программа взаимодействия педагога с родителями по подготовке
старшего дошкольника к обучению в школе 38
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные изменения в последние годы резко обострили социальные противоречия. Среди них можем отметить следующие:
- противоречие между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества к позитивной социализации подрастающих поколений;
- противоречие между необходимостью развития личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию и недостатком средств и технологий реализации личностного подхода;
- противоречие между объективным воспитательным потенциалом образовательного учреждения, семьи и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в социальном воспитании.
Важнейшим фактором успешного предупреждения и преодоления противоречий является взаимодействие семьи и образовательного учреждения как основных субъектов общества, в которых формируется личность [34].
Поступление ребенка в школу - очень важный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. С началом школьного обучения меняется весь его образ жизни, прежде всего это с вязано с тем, что в школе предъявляются ребенку новые правила и требования. Теперь он должен соответствовать статусу ученика. К этим изменениям ребёнку нужно адаптироваться, привыкнуть. Для более безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть физически здоровым и разносторонне подготовленным. Однако период адаптации к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год.
На протяжении долгих лет образовательные учреждения существовали изолированно от семьи, полностью занимаясь проблемами образования и развития детей перед поступлением в школу. Учителя начальных классов часто не имели возможность каким-либо образом подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе или были сильно ограничены во времени и средствах. Взаимодействие педагогов с родителями развивалось преимущественно по пути педагогического просвещения. Однако в современном обществе этого далеко не достаточно.
Формирование тех качеств, которые необходимы будущему первокласснику может обеспечить только система психолого¬педагогических взаимодействий педагогов дошкольных учреждений или школы и семьи. Необходимость и неоспоримая важность сотрудничества школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие [1].
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. Таким образом, особенно актуальной проблемой обозначенной перед педагогами является взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста для устранения тех проблем, которые возникают при поступлении ребёнка в образовательное учреждение. Педагогическое просвещение родителей существенно влияет на качество подготовки детей к началу обучения в школе [10].
Концепция модернизации российского образования подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" (Статья 18. Дошкольное образование) [39] указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм, методов и средств взаимодействия семьи и педагогов, которые способствуют созданию наилучших условий для развития ответственных отношений с семьями детей, основанных на доверии, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение общей компетентности родителей в области воспитания.
По мнению многих педагогов и психологов, семья - это самый первый, важный и наиболее долго действующий фактор, который формирует личность ребёнка. Всё, что влияет дополнительно на ребёнка, лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в новый для него мир. И именно от семьи во многом зависит, каким он будет воспринимать этот мир: интересным или скучным, добрым или враждебным, открытым для познания или полным чужого и неизвестного. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка, полноценного формирования его личности.
К сожалению, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует какая-либо программа воспитания, в основном оно стихийно, хаотично, их педагогические знания недостаточно точны, обрывочны, нет ясных представлений о возрастных и психических особенностях развития ребёнка. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям его социальной адаптации. Неверные подходы к этому процессу, проблемы, возникающие у родителей, в основном связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, достаточно образованные люди, а с другой - они мало знакомы с вопросами педагогики, физиологии, психологии и другими необходимыми вопросами. Сегодня большинство семей нуждаются в помощи решении вопросов о том, как нужно воспитывать ребёнка. Поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов и психологов, в их поддержке.
Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разных источников. Всё больше становится популярным сеть Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, наглядностью, информативностью. Но у этих источников есть и недостатки: прежде всего, невозможность учитывать особенности семьи, индивидуальность ребёнка. Более компетентными в этом являются специалисты дошкольных образовательных учреждений и школ. Они могут осуществлять непосредственный контакт с родителями, наблюдать за развитием ребёнка, получать «обратную связь» от семьи. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с семьёй.
Актуальность темы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе заключается в том, что при эффективном взаимодействии образовательного учреждения и семьи, адаптация ребёнка в школе проходит за более короткий срок, позволяя ребёнку легче влиться в новую для него учебную деятельность, ребёнок приходит в школу более подготовленным как психологически, так и по уровню необходимых знаний, а родители, в свою очередь, лучше понимают своего ребёнка и способны ему помочь.
Основываясь на противоречии между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений с одной стороны, и недостаточным количеством программ, направленных на взаимодействие педагога и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с другой стороны, обозначена проблема: каково содержание программы работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе?
Исходя из проблемы поиска путей разрешения данного противоречия, темой нашего исследования стало «Работа педагога с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе».
Цель исследования: теоретически обосновать проблему работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с целью разработки программы взаимодействия педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Объект исследования: готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. определить психологические параметры готовности старших дошкольников к обучению в школе;
3. изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников;
4. определить уровень готовности к школе у старших дошкольников;
5. разработать программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ практики педагогической деятельности; тестирование.
Исследование проводилось на базе МОУ « СОШ № 66» г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость: разработанная программа по взаимодействию педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе может быть использована в практике работы учителя с семьёй будущих первоклассников.
- противоречие между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества к позитивной социализации подрастающих поколений;
- противоречие между необходимостью развития личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию и недостатком средств и технологий реализации личностного подхода;
- противоречие между объективным воспитательным потенциалом образовательного учреждения, семьи и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в социальном воспитании.
Важнейшим фактором успешного предупреждения и преодоления противоречий является взаимодействие семьи и образовательного учреждения как основных субъектов общества, в которых формируется личность [34].
Поступление ребенка в школу - очень важный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. С началом школьного обучения меняется весь его образ жизни, прежде всего это с вязано с тем, что в школе предъявляются ребенку новые правила и требования. Теперь он должен соответствовать статусу ученика. К этим изменениям ребёнку нужно адаптироваться, привыкнуть. Для более безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть физически здоровым и разносторонне подготовленным. Однако период адаптации к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год.
На протяжении долгих лет образовательные учреждения существовали изолированно от семьи, полностью занимаясь проблемами образования и развития детей перед поступлением в школу. Учителя начальных классов часто не имели возможность каким-либо образом подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе или были сильно ограничены во времени и средствах. Взаимодействие педагогов с родителями развивалось преимущественно по пути педагогического просвещения. Однако в современном обществе этого далеко не достаточно.
Формирование тех качеств, которые необходимы будущему первокласснику может обеспечить только система психолого¬педагогических взаимодействий педагогов дошкольных учреждений или школы и семьи. Необходимость и неоспоримая важность сотрудничества школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие [1].
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. Таким образом, особенно актуальной проблемой обозначенной перед педагогами является взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста для устранения тех проблем, которые возникают при поступлении ребёнка в образовательное учреждение. Педагогическое просвещение родителей существенно влияет на качество подготовки детей к началу обучения в школе [10].
Концепция модернизации российского образования подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" (Статья 18. Дошкольное образование) [39] указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм, методов и средств взаимодействия семьи и педагогов, которые способствуют созданию наилучших условий для развития ответственных отношений с семьями детей, основанных на доверии, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение общей компетентности родителей в области воспитания.
По мнению многих педагогов и психологов, семья - это самый первый, важный и наиболее долго действующий фактор, который формирует личность ребёнка. Всё, что влияет дополнительно на ребёнка, лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в новый для него мир. И именно от семьи во многом зависит, каким он будет воспринимать этот мир: интересным или скучным, добрым или враждебным, открытым для познания или полным чужого и неизвестного. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка, полноценного формирования его личности.
К сожалению, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует какая-либо программа воспитания, в основном оно стихийно, хаотично, их педагогические знания недостаточно точны, обрывочны, нет ясных представлений о возрастных и психических особенностях развития ребёнка. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям его социальной адаптации. Неверные подходы к этому процессу, проблемы, возникающие у родителей, в основном связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, достаточно образованные люди, а с другой - они мало знакомы с вопросами педагогики, физиологии, психологии и другими необходимыми вопросами. Сегодня большинство семей нуждаются в помощи решении вопросов о том, как нужно воспитывать ребёнка. Поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов и психологов, в их поддержке.
Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разных источников. Всё больше становится популярным сеть Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, наглядностью, информативностью. Но у этих источников есть и недостатки: прежде всего, невозможность учитывать особенности семьи, индивидуальность ребёнка. Более компетентными в этом являются специалисты дошкольных образовательных учреждений и школ. Они могут осуществлять непосредственный контакт с родителями, наблюдать за развитием ребёнка, получать «обратную связь» от семьи. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с семьёй.
Актуальность темы работы с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе заключается в том, что при эффективном взаимодействии образовательного учреждения и семьи, адаптация ребёнка в школе проходит за более короткий срок, позволяя ребёнку легче влиться в новую для него учебную деятельность, ребёнок приходит в школу более подготовленным как психологически, так и по уровню необходимых знаний, а родители, в свою очередь, лучше понимают своего ребёнка и способны ему помочь.
Основываясь на противоречии между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений с одной стороны, и недостаточным количеством программ, направленных на взаимодействие педагога и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с другой стороны, обозначена проблема: каково содержание программы работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе?
Исходя из проблемы поиска путей разрешения данного противоречия, темой нашего исследования стало «Работа педагога с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе».
Цель исследования: теоретически обосновать проблему работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с целью разработки программы взаимодействия педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Объект исследования: готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. определить психологические параметры готовности старших дошкольников к обучению в школе;
3. изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников;
4. определить уровень готовности к школе у старших дошкольников;
5. разработать программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ практики педагогической деятельности; тестирование.
Исследование проводилось на базе МОУ « СОШ № 66» г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость: разработанная программа по взаимодействию педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе может быть использована в практике работы учителя с семьёй будущих первоклассников.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать проблему работы педагога с семьей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе с целью разработки программы взаимодействия педагога с родителями по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Первой задачей нашего исследования было дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. В психолого-педагогической литературе выделяют какие характеристики старших дошкольников, как активное овладение собственным телом; интенсивное развитие речи, в частности, способность к символическим действиям и использованию знаков; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти; развитие самосознания ребенка ; формирование основ ответственного отношения к результатам своих действий и поступков, ответственности; активное развитие словаря и грамматического строя речи, фонематического слуха; начинает развиваться учебная деятельность.
Второй задачей было определение психологических параметров готовности старших дошкольников к обучению в школе. К таким параметрам можно отнести личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоциональную, волевую готовность.
Третьей задачей исследования было изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников. Среди методов можно выделить словесные (беседа, конференция, консультация); наглядные (информационные стенды, памятки, плакаты, брошюры); практические (диагностика, анкетирование, тренинг).
Среди форм - коллективные, групповые, индивидуальные, нетрадиционные.
Среди средств взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников можно выделить анкеты, опросники, брошюры, листовки, собрания, беседы, консультации, тренинги, как наиболее часто используемые.
Четвёртой задачей исследования было определение уровня готовности к школе у старших дошкольников. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет. По итогам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста в достаточной степени готовы к обучению в школе, показывают хороший или средний результат - 80%, и лишь 20% не справились с заданиями, показали результат ниже среднего.
Пятой задачей нашего исследования мы определили разработку программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Целью такой программы стало установление отношения сотрудничества с родителями и подготовка старших дошкольников к обучению в школе совместными усилиями школы и родителей. Программа составлена, обозначены её цели, задачи, планируемые результаты, принципы взаимодействия педагогов и родителей, методы, формы и средства взаимодействия.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.
Первой задачей нашего исследования было дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. В психолого-педагогической литературе выделяют какие характеристики старших дошкольников, как активное овладение собственным телом; интенсивное развитие речи, в частности, способность к символическим действиям и использованию знаков; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти; развитие самосознания ребенка ; формирование основ ответственного отношения к результатам своих действий и поступков, ответственности; активное развитие словаря и грамматического строя речи, фонематического слуха; начинает развиваться учебная деятельность.
Второй задачей было определение психологических параметров готовности старших дошкольников к обучению в школе. К таким параметрам можно отнести личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоциональную, волевую готовность.
Третьей задачей исследования было изучить формы, средства и методы взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников. Среди методов можно выделить словесные (беседа, конференция, консультация); наглядные (информационные стенды, памятки, плакаты, брошюры); практические (диагностика, анкетирование, тренинг).
Среди форм - коллективные, групповые, индивидуальные, нетрадиционные.
Среди средств взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников можно выделить анкеты, опросники, брошюры, листовки, собрания, беседы, консультации, тренинги, как наиболее часто используемые.
Четвёртой задачей исследования было определение уровня готовности к школе у старших дошкольников. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет. По итогам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста в достаточной степени готовы к обучению в школе, показывают хороший или средний результат - 80%, и лишь 20% не справились с заданиями, показали результат ниже среднего.
Пятой задачей нашего исследования мы определили разработку программу взаимодействия педагога с родителями по подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Целью такой программы стало установление отношения сотрудничества с родителями и подготовка старших дошкольников к обучению в школе совместными усилиями школы и родителей. Программа составлена, обозначены её цели, задачи, планируемые результаты, принципы взаимодействия педагогов и родителей, методы, формы и средства взаимодействия.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.



