ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и компоненты творческого потенциала 7
1.2 Критерии оценки творческого потенциала сотрудников образовательной организации
1.3 Анализ методик оценки творческого потенциала сотрудников образовательной организации
Вывод по главе 1 29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
СОТРУДНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Характеристика базы исследования 32
2.2 Анализ оценки творческого потенциала сотрудников 38 образовательной организации
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию развития творческого потенциала сотрудников как функции управления
Вывод по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Развитие творческого потенциала преподавателей обозначено как одно из важных направлений деятельности образовательной системе Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.). Связано это с тем обстоятельством, что преподаватель является обязательным звеном между образовательной системой и личностью. Именно его профессиональная реализация как творческой личности является залогом успеха в процессе формирования творческого потенциала обучающегося.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в ФГОС развитию творческого потенциала не уделяется достаточного внимания. А идеи формирования профессиональных компетенций преподавателей системы СПО не сформулированы. При этом следует отметить заявленные тенденции к усилению научно-исследовательской подготовки студентов, междиплинарности и интегративности в образовательный процесс.
В этой связи возникает необходимость обновления профессиональных компетенций преподавателей в сторону развития его творческого мышления, активизации применяемых подходов к образовательному процессу, развитию при этом творческих способностей обучающихся.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем обстоятельством, что проблема развития творческого потенциала преподавателей образовательных технологий в российской и зарубежной теории базируется лишь на исследованиях школьной образовательной среды и совершенно не рассмотрена в области среднего профессионального образования.
Объект исследования - творческий потенциал сотрудников образовательной организации.
Предмет исследования - процесс формирования и развития творческого потенциала педагогов в системе среднего профессионального образования.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать направления развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации как управленческой функции.
Гипотеза исследования. Развитие творческого потенциала педагогов в системе среднего профессионального образования будет более эффективным, если на основе системного, процессного и компетентностного подхода будет разработана модель развития творческого потенциала педагогов среднего профессионального образования.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в рамках исследования решались следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к понятию «творческий потенциал» и «компетентность»;
2) изучить механизмы организации системы непрерывного развития творческого потенциала педагога;
3) выявить критерии оценки творческого потенциала педагога;
4) предложить направления совершенствования модели развития творческого потенциала педагогов среднего профессионального образования как функции управления в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Теоретическую основу исследования составили:
- положения теории и методологии среднего профессионального образования;
- положения теории педагогического моделирования (Могилевский В.А., Краевский В.В., Штофф В.А., Фридман Л.М. и пр.);
- положения теории и методологии педагогических исследований ( Яковлев Е.В., Краевский В.В., Загвязинский В.И. и пр.);
- положения теории педагогического эксперимента (Краевский В.В., Новиков А.М., Черепанов В.С. и пр.);
- теории непрерывности педагогического образования (Аношкиной В.Л., Вербицкого А.А., Гершунского Б.С., Купцова О.В., Осипова В.Г., Сергеева Н.К., Сластенина В.А., Ягодина Г.А.).
Положения выносимые на защиту: комплексная методика оценки развития творческого потенциала сотрудников СПО, адаптированной к системе среднего профессионального образования. На основании количественного и качественного анализа преподавательского состава образовательной организации, происходит формирование опросника, далее, происходит оценка творческого развития сотрудников на основании выявленных особенностей образовательной организации. Вычисляется индекс творческой активности ,а уровень развития каждого компонента творческого потенциала сотрудника СПО определялся как среднее арифметическое ряда из числовых значений.
После расчета представленных индексов, характеризующих творческий потенциал СПО, происходит ранжирование отклонений фактической величины каждого индекса от общепринятых.
И на заключительном этапе происходит формирование отчета. На этом этапе разрабатываются рекомендаций по совершенствованию направлений творческого развития преподавателей СПО.
Научная новизна исследования заключается в обосновании методики оценки творческого потенциала сотрудников.
Теоретическая значимость исследования заключается в апробации методики оценки творческого потенциала сотрудников СПО на базе ГБПОУ «Южно-уральский государственный технологический колледж».
Организация и этапы исследования:
На первом этапе ( апрель 2019г.) - осуществлялось формирование цели, проблемы, методологической базы исследования.
На втором этапе ( ноябрь 2019г.) - проводилось исследование по изучению творческого потенциала сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК.
На третьем этапе ( январь 2020г.) - велась интерпретация
полученных данных по исследованию творческого потенциала сотрудников.
Методы и методики исследования:
- теоретические: анализ педагогической и социально-психологической литературы (тестирование, индукция, дедукция, эксперимент);
- эмпирические: наблюдение, описание и сравнение;
- математико-статистические методы: математическое моделирование.
База исследования: ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 2 научные публикации. Автор диссертации приняла личное участие в исследовании и получении научных результатов, выраженных:
- в теоретическом изучение состояния проблемы развития творческого потенциала сотрудника в образовательной организации;
- в анализе методик оценок творческого потенциала сотрудников образовательной организации;
- в осуществлении оценке и определения уровня творческого потенциала сотрудников СПО;
- в формировании отчета и разработке рекомендаций по совершенствованию развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации.
Структура и объем исследования. В соответствии с поставленными целями, работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Текст содержит 9 рисунков, 13 таблиц, 60 источников литературы.
Цель диссертационной работы достигнута, задачи можно считать решенными.
1. Анализ педагогической литературы, посвященной вопросам изучения понятий «творческого потенциала» позволил заключить:
- в педагогической литературе можно выделить неоднозначность понятий «творческая компетенция» и «творческий потенциал» в системе среднего профессионального образования;
- существует проблема измерения качества творческого потенциала образовательной организации, следовательно, возникает необходимость создания системы его измерения;
- большинство авторов в педагогической науке понятия «творческий потенциал» и «творческая компетентность» понимают, как взаимозаменяемые;
- на сегодняшний день наблюдается интеграция направлений педагогической науке в компетентностном подходе в системе среднего профессионального образования.
В качестве структурных компонентов методической компетентности творческого потенциала выделены следующие: когнитивный, технологический, ценностно-мотивационный и рефлексивный, исходя из которых составлена структурно-функциональная модель локальной среды повышения уровня методической компетентности.
2. Анализ рассмотренных методик позволяет выявить несоответствия в критериях выбора оценки творческого потенциала преподавателей СПО, а именно:
- отсутствует система обоснования выбора критериев;
- нет четкого алгоритма выбора действий
- отсутствие у сотрудников образовательной организации необходимой
творческой компетентности.
В этой связи в рамках исследования возникает необходимость в разработке методике оценки критериев профессиональной компетентности педагогов СПО.
В качестве структурных компонентов методической компетентности творческого потенциала выделены следующие: когнитивный, технологический, ценностно-мотивационный и рефлексивный, исходя из которых составлена структурно-функциональная модель локальной среды повышения уровня методической компетентности.
Анализ рассмотренных методик позволяет выявить несоответствия в критериях выбора оценки творческого потенциала преподавателей СПО, отсутствует система обоснования выбора критериев, нет четкого алгоритма выбора действий, в случае отсутствия у преподавателя необходимой компетентности. В этой связи в рамках исследования возникает необходимость в разработке методике оценки критериев профессиональной компетентности педагогов СПО.
Поэтому, на настоящий момент актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса определяется необходимостью создания с учетом особенностей протекания творческого процесса таких методов как идентификации креативности, обеспечивающих более адекватное отражение реального творческого потенциала.
Разработка психодиагностических средств не представляется возможным без теоретических обоснований на основе фундаментальной психологической науки.
В настоящее время не имеется ни одной теории оценки творческого потенциала, как преподавателей, так и студентов, что приводит к разнотипности психологических концепций.
Попытки синхронизации теорий оценки творческого потенциала отечественными учеными (Бабаевой Ю.Д., Панова В.И., Холодной М.А.) сводится к оценке одаренности. Поэтому недостаточность применения методов психологического тестирования при диагностики креативности людей, является главной проблемой в оценке творческого потенциала сотрудников образовательной организации.
Этим определяется теоретическая значимость и актуальность разработки метода оценки творческого потенциала в рамках диссертационной работы.
Использование предложенной в рамках диссертационной работы методики оценки творческого развития сотрудников образовательной организации сферы СПО представляет возможность прояснить глубину творческих возможностей, творческого развития и использовать результаты для того, чтобы оптимизировать оплату труда и возможностях профессионального роста среди сотрудников СПО.
Для предприятий изучение творческого развития по данной методики поможет улучшить психологический климат внутри коллектива, уменьшить количество внутриорганизационных конфликтов, снизить показатели текучести кадров в сфере СПО.
В рамках диссертационного исследования была разработана комплексная методика по оценке творческого потенциала сотрудников образовательной организации, адаптированной к системе среднего профессионального образования.
Главной особенностью методики является то, что определение творческих особенностей сотрудников образовательной организации происходит в 5 этапов:
1 Этап - Определение основных критериев творческих способностей сотрудников, происходит на основании количественного и качественного анализа преподавательского состава образовательной организации.
2 Этап. Разработка опросника. На этом этапе формируется перечень вопросов, в отношение которых положена оценка творческого развития с учетом профессионального развития и гендерных особенностей сотрудников СПО образовательной организации.
3 Этап. Далее, происходит этап опроса сотрудников образовательной организации. Беседа с сотрудниками выбрана для того, чтобы провести тематический диалог опроса была выбрана не случайно, прежде всего, это связано с тем обстоятельством, что именно во время проведения индивидуальной беседы происходит тематически направленный диалог с респондентом.
Основными преимуществами метода беседы являются:
4) соблюдение правильной последовательности в процессе задавания вопросов;
5) возможность использования записи и вопросы как вспомогательный материал и т.д.
6) возможно дополнительного анализа невербальных реакций респондента, что можно использовать для достоверности ответов.
4 этап. Расчет показателей эффективности того или иного критерия творческого развития сотрудника образовательной организации. Для это необходимо произвести оценку следующих показателей, представленных на рисунке 4.
Уровень развития каждого компонента творческого потенциала сотрудника СПО определялся как среднее арифметическое ряда из числовых значений, предназначенной для диагностики данного компонента:
gj = у к, (2)
где yj - среднее арифметическое уровня развития j-го компонента творческого потенциала, вычисляемого по методикам, предназначенным для диагностики данного компонента;
Mi- значение уровня развития компонента по i-той методике;
к - количество методик для определения уровня развития j-го компонента.
Далее, после расчета представленных индексов, характеризующих творческий потенциал СПО, происходит:
Этап IV. Ранжирование отклонений фактической величины каждого индекса от общепринятых, т.е. равных 1.
Если интегральный показатель ТР>0, значит, сотрудник обладает в рассматриваемой отрасли высоким уровнем творческого потенциала.
Если показатель достигает значение от 0,5 до 1, значит, имеет место быть среднее значение, которое. так или иначе оказывает влияние на соотношение критериев в СПО. Если показатель достигает значение от 0 до 0,5, значит существует возможность развития творческого развития по одному из новых методов профессионального развития. Если интегральный показатель Ic<0, то сотрудника СПО характеризует отсутствие творческого развития.
Этап V. Составление отчета. На этом этапе разрабатываются рекомендаций по совершенствованию направлений творческого развития преподавателей СПО.
На основании анализа творческого потенциала сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК были выявлены следующие особенности:
- для сферы СПО характерно преобладание женщин (86%), и в меньшей степени (мужчин - 14%);
- на творческий потенциал сотрудников СПО влияет применение инноваций в образовательном процессе, использование дистанционных технологий обучения, выступление на научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах и т.д., а также использование различных информационных технологий, согласны 100% респондентов;
- с использование разных форм обучения для самообразования преподавателя не согласны 8% мужчин и 15%женщин, мотивируя это тем обстоятельством, что обучать их должна образовательная организация в рамках повешения квалификации;
- что касается «участия в профессиональных конкурсах», то здесь все
затруднились ответить, влияет ли это на развитие творческого потенциала, как сотрудника СПО (14%), 88% женщин, наоборот отметили, что развитие творческого потенциала участие в профессиональных конкурсах оказывает первоочередное влияние.
- единства ответов респондентов сотрудники сферы СПО достигли в применении инновации и написание публикации различного уровня.
- женщины ГБПОУ ЮУрГТК удовлетворены своим трудом в сфере развития творческого потенциала среднем на 60%, у мужчин этот показатель колеблется в диапазоне от 40% до 60%.
- продолжать работать в том же научно-творческом направлении в течение 2-3 лет решили 10% мужчин и 60% женщин. Следует отметить перейти на следующую ступень творческого развития с применением ИКТ планируют 2% мужчин и 26% женщин коллектива ГБПОУ ЮУрГТК.
- наиболее важным как для мужчин, так и для женщин, работающих сфере СПО, являются возможность профессионального роста у мужчин (8%) и женщин (24%), при этом женщины в количестве 22% респондентов отмечают также и возможность должностного продвижения. На втором месте у мужчин занимает высокая заработная плата, (3%), а у женщин благоприятный психологический климат в коллективе (15%). На третьем месте у мужчин престиж профессии, так отметили 1% респондентов, на четвертом благоприятные условия труда (1%), на пятом климат в коллективе - 1%.
- в ГБПОУ ЮУрГТК отсутствует сегрегация по заработной платеза применение творческого подхода в учебном процессе;
- 100% респондентов заявили, что на оплату труда в сфере СПО влияет соблюдение дисциплинарных требований, отсутствие штрафов и работа по регламенту.
Рассчитанные индексы творческого развития сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК, позволили делать вывод, что:
- Индекс использование различных информационных технологий сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК равен 3,75 поэтому можно заключить, что сфера характеризуется высокой степенью использования ИТК.
- Индекс использования дистанционных технологий обучения свыше 0,5,что положительно характеризует деятельность сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК в направлении использования дистанционного образования для студентов.
- Использование разных форм обучения для самообразования преподавателя равен 1, во всех возрастных группах, что говорит о высокой степени при формировании творческого подхода к образовательному процессу сотрудниками ГБПОУ ЮУрГТК.
- индексы выступления на научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах, повышения квалификации, организации проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности, написания публикаций различного рода, участия в профессиональных конкурсах и применения инноваций в образовательном процессе равны 1, что также положительно характеризуют деятельность сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК.
Интегральный показатель (ТР1е) характеризующий степень творческого развития равен 0,74<1, поэтому сотрудники ГБПОУ ЮУрГТК характеризуются достаточно высоким уровнем творческого потенциала (с большей степени с женской ее составляющей).
В рамках направлений по совершенствованию творческого развития сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК, могут быть предложены следующие:
1. Проведение на предприятиях региона оценки творческого потенциала сотрудников с целью выявления наиболее квалифицированных с возможностью дальнейшего допуска к руководству творческими коллективами и научными студенческими образованиями.
2. Формирование зарплатных проектов (ведомостей) в соответствии с
квалификаций работников, зависящей от проявления творческой
составляющей в учебном процессе.
3. Проведение тренингов и семинаров по улучшению психологического климата в коллективе направленных на снижение психологических проблем, помогающих реализовать творческие идеи и замыслы.
4. Разработка положения о премировании за творческие достижения в сфере учебного, научного и профессионального роста достижение профессиональных результатов в сфере своей компетенции, программу карьерного роста не зависящую от профессиональной принадлежности как для преподавателей СПО, так и для студентов всех форм обучения и т.д.
Оценка предложенных направлений творческого развития ГБПОУ ЮУрГТК будет эффективна с точки рения социального аспекта управленческой деятельности.
Связано это, прежде всего, с тем обстоятельством, что экономически обосновать затраты на мероприятия в краткосрочной перспективе достаточно сложно в виду бюджетного планирования доходной и расходной части образовательной организации.
Актуализация экономической эффективности возможна за счет перераспределения расходов на поездки на международные, межрегиональные научные конференции на внутренние нужд и выявление творческой активности среди сотрудников ГБПОУ ЮУрГТК и студентов.
1. Концепция федеральной целевой программы развития российского образования 2016-2020 гг. от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]: - Режим доступа: static.govnement.ru
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
3. Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»
4. Приказ Минобрнауки России от №«Об утверждении ФГОС СПО код, наименование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации дата, регистрационный №)
5. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО»
6. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО»
7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об
утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования»
8. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие/А.В. Иванов, С.В. Алиева.- М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
9. Аниськина, Н.Н.Управление развитием непрерывного образования педагогических работников системы СПО на основе процессного подхода / Н.Н. Аниськина, И.О. Мельник // Качество. Инновации. Образование. - М., 2017. -№ 11 (150). -С. 8-15.
10. Арламов А.А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. М., 2015
11. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2014. С. 184.
12. Ахметжанова, Г.В., Лифанова, Н.В. Комплексная оценка уровня развития творческого потенциала младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий // Педагогический журнал.
2016. - № 2. - С. 12-21.
13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж,
2017. -С. 244.
14. Булатова, В.Г., Черепанов, В.С. К вопросу о статусе математической педагогике//Образование и наука.- 2008. - №1. - С. 14 - 19.
15. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. М.: Наука, 2017. - С. 382
16. Гнатышина, Е.А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога / Е.А. Гнатышина/ Профессиональное образование. - Столица. - 2008. - № 3. - С. 30-31.
17. Дегтярев, С.Н. Дидактические средства активизации креативного потенциала учащихся в процессе решения творческих задач // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. - № 9. - С. 56-63.
18. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для балакавриата и магистратуры/ А.Н. Джуринский.- Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 с.
19. Дикенсон П. , Кемпбелл Д. Качество образования в XXI веке // Качество. Инновации. Образование. 2017. - № 1. - С. 21-22.
20. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.
Новокузнецк. - 2014 (выпуск 8). - с. 26-44.
21. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности // Под ред. В.Н. Панферова / Типология и диагностика свойств личности по параметрам направленности и возможностей. Псков: Изд-во Псковского областного ИУУ 2018 - С. 280.
22. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003. - №4. - 336 с.
23. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для вузов/В. И. Загвязинский.-3-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2010.-173 с.
24. Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 4. с. 23-29
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2017. С. 254.
26. Козлов, В.В., Кондаков, А. М. (ред.) Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011. - №3. - 79 с.
27. Комарова, И.Ф., Манакова, Е.М. Особенности
здоровьесберегающей среды в сфере дополнительного профессионального образования// Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Часть 1: материалы Всероссийск. Студ. Науч.-практ. Конференции. 5-24 апреля 2019 г. ред. Кол., Е.А. Гнатышева, Богачев А.Н. Уварина Н.В. и др. - Челябинск:- Из-во ЗАО «Библиотека А. Менделеева», 2019. - 310 с.
28. Лазарев B.C. Реформирование образования в России//Педагогика. - 2017.-№5.-С. 17-41.
29. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Под ред. В.С.Лазарева. М., 2015. С. 157.
30. Ларин, С.Н. Использование современных педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса в высших учебных заведениях // С.Н. Ларин, Т.В. Стебеняева, Л.Ю. Лазарева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография.под ред. И.В. Андулян. - Уфа, 2016. - С. 103-127.
31. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для
бакалавров/И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
32. Ломакина, Т.Ю. Методологические основы разработки технологии развития исследовательских компетенций учителя / Т.Ю. Ломакина, С.В. Дзюбенко // Отечественная и зарубежная педагогика. - М, 2017. - Т. 1. - № 1 (35). - С. 61-72.
33. Манакова, Е.М., Корнеева, Н.Ю. Развитие творческого потенциала сотрудников образовательной организации как управленческая функция// Международная практическая конференция «Педагогика и образование: новые методы и технологии». Вестник 2019. -
34. Митин А. Н. Механизмы управления : учеб. пособие.
Екатеринбург : УрГЮА, 2011. С. 252.
35. Москаленко А. А. Анализ уровня профессиональной
компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 86-90. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13188/(дата
обращения: 10.01.2019).
36. Наводнов, В.Г. Анализ качества высшего профессионального
образования на основе экспертного оценивания с использованием интернеттехнологий / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, Т.В. Сарычева // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. - Йошкар-Ола, 2011. - № 1. - С. 3-19. 81 46. Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты:
монография / Ю.Б. Рубин. - 2-е изд. -М.: Маркет ДС. 2009. - 336с.
37. Рекомендации по оценке социально-экономической
эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская — М.: Издательство «Проспект», 2014. — 72 с.
38. Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты: монография / Ю.Б. Рубин. - 2-е изд. -М.: Маркет ДС. 2009. - 336с.
39. Рубин, Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты: монография / Ю.Б. Рубин. - 2-е изд. -М.: Маркет ДС. 2009. - 336 с.
40. Савченков А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - Барнаул, 2013. - № 5. - С. 233 - 235.
41. Савченков А.В. Развитие профессиональных компетенций у
учащихся СПО с девиантным поведением / А.В. Савченков // образование и социум: безопасность поликультурного пространства России / Е.А.
Гнатышиа, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина [и др.] - М.: Изд-во "Цицеро" Свердловский пр. 60, отпечатано в типографии Челб. гос. пед. ун-та, 2014. - с. 113-127.
42. Савченков, А.В. Аудит качества профессионального образования / А.В. Савченков, Ю.В. Коновалова / методология, технологии, практика: сборник научных статей / под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО "Цицеро", Челяб. гос. пед. ун-т, 2017. - Выпуск 10. - С. 246-250.
43. Савченков, А.В. Методика воспитательной работы: учебнометодическое пособие / А.В. Савченков. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. - 110 с.
44. Савченков, А.В. Оценка качества дополнительного профессионального образования / А.В. Савченков, И.Е. Долганова / методология, технологии, практика: сборник научных статей / под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО "Цицеро", Челяб. гос. пед. ун-т, 2017. - Выпуск 10. - С. 232-235.
45. Савченков, А.В. Преемственность ССУЗА и ВУЗА, как форма интеграции в образовании / А.В. Савченков / научный журнал «Азимут научных исследований: педагогика и психология». - Тольятти: типография «Полиар Плюс», 2016. - том 5. - № 3(16). - С. 146 - 150.
46. Савченков, А.В. Эффективность экономики образования в условиях нарастающего экономического кризиса / А.В. Савченков, Д.С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: изд-во ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», - 2017. - № 3.-С. 37-43.
47. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов/ Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина и др.; под ред. Н.В. Бордовской.-2-е изд., стереотип.-М.:КНОРУС, 2011.-432 с.
48. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. М.: Речь, 2003. -№ 5. - 96 с.
49. Уварина, Н.В. Тенденция развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - Челябинск, изд-во Южно¬Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). - 2013. - Т. 5. - № 1. - С. 43-48. 83
50. Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. - № 4 (263).
- С. 34-37.
51. Умняшова, И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе
образования: основные направления и подходы / И.Б. Умняшова //
Психологическая наука и образование. - М., 2017. - Т. 22. - № 3. - С. 5-18.
52. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований//Приоритетный национальный проект «Образование»- 2010. - №4. - С. 68-75.
53. Хорошева, И.А. Интеллектуально-творческий потенциал школьников как основной критерий формирования ключевых компетенций // Среднее профессиональное образование. 2012.- № 1. - С. 52-55.
54. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для вузов / А.В. Хуторской. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 252 с.
55. Шипилина, Л.А. Методология педагогической науки/ Л.А. Шипилина.-М.: Флинта, 2016. - 456с.
56. Яцкова, О.Ю. Развитие творческого потенциала учащихся как основное направление реализации образовательного стандарта // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. - Т. 3.- № 1. - С. 64-67.