Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика морфофункционального состояния зрительной системы школьников начального и среднего звена обучения

Работа №80448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. Значение зрительного восприятия для развития ребенка и нормы, ограничивающие зрительную нагрузку 7
1.2. Морфологические изменения зрительного анализатора в
процессе онтогенеза 10
1.3. Изменения амплитудно-временных характеристик зрительных вызванных потенциалов в процессе онтогенеза 15
1.4. Движения глаз при фиксации и их роль в процессе
зрения 20
Глава 2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Визометрия 27
2.3. Общие принципы метода вызванных потенциалов (ВП) 29
2.4. Регистрация зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на
реверсивный шахматный паттерн 32
2.5. Регистрация движений глаза при фиксации 35
2.6. Статистические методы анализа результатов 36
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1. Объем и структура зрительной нагрузки по данным
параллельного анкетирования детей и их родителей 37
3.2. Оценка функциональных показателей зрительной системы.... 39
3.2.1. Острота зрения 40
3.2.2. Амплитудно-временные характеристики зрительных
вызванных потенциалов (ЗВП) на реверсивный шахматный паттерн 41
3.2.3. Характеристики движений глаза при фиксации 46
3.2.4. Результаты сравнения испытуемых в группах 47
3.2.4.1. Сравнение групп, различающихся по возрасту 47
3.2.4.2. Сравнение групп, различающихся по субъективной оценке
ежедневной продолжительности использования дисплейных устройств 49
3.2.4.3. Сравнение групп испытуемых, различающихся по наличию
жалоб на зрительное утомление 52
Выводы 55
Рекомендации по коррекционной и профилактической работе со
школьниками 56
Литература 62
Приложения 71

Период обучения в школе совпадает с наиболее интенсивными перестройками в детском организме, что делает его наиболее чувствительным к воздействию функциональных перегрузок и неблагоприятных факторов среды. Нарушения здоровья в школьном периоде могут препятствовать успешному освоению учебной программы и снижать шансы на успешную социализацию ребенка в дальнейшем. Федеральный государственный стандарт основного общего образования определяет сохранение и укрепление здоровья детей в качестве одного из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения (Шибкова Д.З., Байгужин П.А., 2013).
Сама постановка вопроса о сбережении здоровья школьников уже предполагает два аспекта - педагогический и медико-биологический, т.е. находится в области пересечения двух различных дисциплин (Эмануэль Ю.В., 2011). Здоровье детей определяется сопряженной изменчивостью морфофункциональных параметров организма на разных этапах индивидуального развития. При этом каждому возрастному этапу свойственны свои особенности организации физиологических систем. В целях эффективного мониторинга состояния здоровья детей необходимо исследование процессов морфофункционального и психофизиологического развития растущего организма. Полученная информация даст возможность разрабатывать корректные профилактические и оздоровительные мероприятия, оценивать успешность проводимой здравоохранительной и образовательной политики (Гребнева Н.Н., 2012).
Заболевания органов зрения у детей - важная медико-социальная проблема, решение которой зависит от комплекса факторов, включая уровень знаний педагогов и родителей об особенностях развития зрительной системы ребенка, факторах риска и предпосылках к возникновению офтальмологических заболеваний в детском возрасте.
Визуальное окружение человека стремительно изменяется и усложняется с каждым годом. Кроме традиционных носителей информации мы повсеместно сталкиваемся с их новыми формами, такими как мониторы компьютеров, планшетов, мобильных телефонов. Появились новые типы источников освещения, изменилось визуальное оформление пространства, особенно в городах. Все эти изменения оказывают существенное влияние на зрительную систему человека.
Наряду с преобразованиями визуальной среды нарастают и объемы потребляемой и производимой обществом информации. В настоящее время интенсификация образовательных процессов требует от учащихся восприятия все больших объемов новой информации. В сложившейся ситуации актуальным представляется изучение изменений функциональных показателей зрительной системы у детей младшего и среднего школьного возраста под влиянием зрительных нагрузок.
Цель. Выявить особенности изменения функциональных показателей зрительной системы у учащихся младшего и среднего школьного возраста в зависимости от объема дисплейной зрительной нагрузки и наличия жалоб на зрительное утомление.
Задачи.
1. Проанализировать научную литературу, посвященную строению и возрастным морфофункциональным изменениям зрительной системы человека.
2. Обосновать выбор методов исследования функциональных показателей зрительной системы у детей младшего и среднего школьного возраста.
3. Провести сравнительный анализ остроты зрения, амплитудно-временных параметров зрительных вызванных потенциалов и характеристик движений глаза при фиксации в группах учащихся младшего и среднего школьного возраста в зависимости от объема зрительной нагрузки и наличия жалоб на зрительное утомление.
4. Составить рекомендации по коррекционной и профилактической работе со школьниками педагогов и родителей.
Объект и предмет исследования. Исходя из выбранной темы, объектом исследования является зрительный анализатор, а предметом исследования - его функциональные особенности и изменения в зависимости от объема дисплейной зрительной нагрузки и наличия жалоб на зрительное утомление у детей младшего и среднего школьного возраста.
Гипотеза. Вероятно, можно выделить особенности изменения функциональных показателей зрительной системы, возникающие под влиянием дисплейных зрительных нагрузок у детей младшего и среднего школьного возраста.
Научно-практическая значимость. Получение данных о состоянии функциональных параметров зрительной системы у детей имеет важное значение для ранней диагностики и профилактики офтальмологических заболеваний. Нормативные данные у детей различных возрастных групп необходимы для корректной интерпретации результатов исследований, что позволит отличить патологические изменения от естественных возрастных процессов созревания и перестройки зрительного анализатора.
Выявление возрастных особенностей восприятия и обработки зрительной информации у детей с различиями в объеме зрительной нагрузки так же имеет значение для педагогики, так как начальным и важнейшим звеном в обеспечении познавательной деятельности является восприятие информации. Именно зрительное восприятие становится основой для формирования психических функций и последующего познавательного и социального развития детей (Фильчикова Л.И., 1999). Специфика возрастных преобразований коры головного мозга в значительной мере предопределяет особенности анализа зрительной информации на разных этапах индивидуального развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ объема и структуры дисплейной зрительной нагрузки показал, что школьники 11-14 лет чаще проводят за дисплейными устройствами более 1 часа в день, посвящая время интернету и социальным сетям, по сравнению со школьниками 7-10 лет, которые чаще предпочитают видеоигры. Результаты параллельного анкетирования показали, что родители зачастую переоценивают время ежедневного использования ребенком дисплейных устройств, и в меньшей степени склонны замечать у детей признаки зрительного утомления.
2. В общей выборке испытуемых обнаружено наличие функциональной асимметрии с преобладанием активности правого глаза; левый глаз демонстрирует отставание в скорости первичной обработки зрительной информации и меньшую нейронную активность в ответ на зрительную стимуляцию.
3. Дети в возрасте 11-14 лет имеют достоверно меньший размер области фиксации по вертикальной оси поля зрения. Это согласуется с тем, что в процессе развития центрального зрения растет и точность фиксации.
В группе детей, проводящих меньше времени за дисплейными устройствами, отмечается более высокая активность проводящих структур периферического поля зрения; в группе детей, проводящих более 4 часов в день за дисплейными устройствами, отмечается большее количество микродвижений для левого глаза.
Для группы детей без жалоб на зрительное утомление характерны изменения зрительных вызванных потенциалов, сходные с теми, которые продемонстрировали дети, использующие дисплейные устройства менее 4 часов в день; в группе детей с жалобами на зрительное утомление, как и в группе детей, использующих дисплейные устройства более 4 часов в день, отмечается достоверно большее количество микродвижений для левого глаза.



1. Аветисов, Э.С. Близорукость / Э.С. Аветисов. - Москва: Медицина, 2002. - 228 с.
2. Барабанщиков, В.А. Методы регистрации движений глаз: теория и
практика [Электронный ресурс] / В.А. Барабанщиков, А.В. Жегалло // Электрон. журн. «Психологическая наука и образование». - 2010. - №
5. - С. 240-254. - Режим доступа:http://psyedu.ru/journal/2010/5/
Barabanschikov Zhegallo.phtml.
3. Бетелева, Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга / Т.Г. Бетелева // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Ленинград, 1990. - С. 65-86.
4. Вахмянина, А.А. Изменение параметров зрительных вызванных
потенциалов в процессе созревания зрительной системы / А.А. Вахмянина // Актуальные проблемы современной биологии:
теоретические вопросы и прикладные аспекты: Материалы
студенческой конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 36-42.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Движения человеческого глаза / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Изд-во Московского университета, 1978. - 256 с.
6. Гнездицкий, В.В. Атлас по вызванным потенциалам: (практическое руководство, основанное на анализе конкретных клинических наблюдений) / В.В. Гнездицкий, О.С. Корепина. - Иваново: ПресСто: Нейрософт, 2011. - 528 с.
7. Гребнева, Н.Н. Проблема сохранения здоровья детей в современных
условиях / Н.Н. Гребнева // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической
конференции, г. Тюмень, 23 окт. 2012 г. / Науч. ред. В.С. Соловьев. - Тюмень: Изд-во «Лаконика», 2012. - С. 14-18.
62
8. Гурылева, М.Э. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование / М.Э. Гурылева, Г.З. Галимзянова // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - Т. 10. - № 4.
- С. 5-9.
9. Брошевский, Т.И. Глазные болезни: учебное пособие / Т.И. Ерошевский, А.П. Нестеров, А.А. Бочкарева и др. - Москва: Лидер М,
2008. - 316 с.
10. Зенков, Л.Р., Центральные механизмы афферентации у человека / Л.Р. Зенков, П.В. Мельничук. - Москва: Медицина, 1985. - 272 с.
11. Зуева, М.В. Созревание и пластичность зрительной системы: нейрогенез, синаптогенез и миелиногенез. Сообщение 1. Сетчатка и ретиногеникулятные проекции / М.В. Зуева // Вестник офтальмологии.
- 2012а. - Т. 128. - № 3. - С. 37-41.
12. Зуева, М.В. Созревание и пластичность зрительной системы: нейрогенез, синаптогенез и миелиногенез. Сообщение 2. Зрительная кора и зрительная лучистость / М.В. Зуева // Вестник офтальмологии. - 2012б. - Т. 128. - № 4. - С. 70-74.
13. Кошелев, Д.И. Движения глаза при фиксации. Возможности
практического использования / Д.И. Кошелев // Практическая
медицина. - 2016. - № 6 (98). - С. 74-78.
14. Кошелев, Д.И. Информационные характеристики движений глаза при центральной фиксации / Д.И. Кошелев // Вестник ОГУ: XX Российская научно-практическая конференция «Новые технологии микрохирургии глаза». - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2009. - № 12. - С. 70-73.
15. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 288 с.
16. Мингазова, Э.Н. Роль медико-социальных факторов в развитии миопии / Э.Н. Мингазова, А.Н. Самойлов, С. И. Шиллер // Казанский медицинский журнал. - 2012. - Т. 93. - № 6. - С. 958-961.
17. Морозова, Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. ... д-ра биол. наук: 19.00.02 / Морозова Людмила Владимировна; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск, 2008. - 39 с.
18. Муравьева, С.В. Исследование функционального состояния магно- и
парво-каналов зрительной системы человека: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.03.01 / Муравьева Светлана Владимировна; Инст.
физиологии им. И.П. Павлова РАН. - Санкт-Петербург, 2013. - 18 с.
19. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон РФ N 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(20.05.2017).
20. Онищенко, Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2007. - № 4. - С. 53-59.
21. Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике / под ред. В.В. Гнездицкого, А.М. Шамшиновой. - Москва: АОЗТ «Антидор», 2001. - 480 с.
22. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2009. - 432 с.
23. Сабгайда, Т.П. Изменение заболеваемости российских детей,
подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период [Электронный ресурс] / Т.П. Сабгайда, О.Б.Окунев // Электрон. научн. журн. «Социальные аспекты здоровья населения». - 2012. - № 1. - Режим доступа:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
24. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]: СанПиН 2.4.2.2821-10; утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189. - Режим доступа:
https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html(20.05.2017).
25. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А.В. Семенович. - Москва: Генезис, 2005. - 319 с.
26. Смирнов, Н.К. Актуальные проблемы здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 59-64.
27. Уилсон-Паувелс, Л. Черепные нервы. Функция и дисфункция / Л. Уилсон-Паувелс, П. А. Стюарт, Э. Дж. Окессон, Ш. Д. Спейси; пер. с англ. П.П. Виноградова под ред. А.А. Скоромца. - Москва: Изд-во Панфилова; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 272 с.
28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]: Официальная статистика заболеваемости населения по
основным классам болезней. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/(20.05.2017).
29. Фильчикова, Л.И. Зрительные вызванные потенциалы в оценке остроты зрения у детей грудного возраста / Л.И. Фильчикова, Л.А. Дубовская, О.Н. Крюковских и др. // Вестник офтальмологии. - 1995. - № 3. - С. 28-29.
30. Фильчикова, Л.И. Основы ранней психологической коррекции
сенсорного развития детей с нарушениями зрения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Фильчикова Любовь Ивановна; Инст.
коррекционной педагогики РАО. - Москва, 1999. - 46 с.
31. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел. - Москва: Мир, 1990. - 240 с.
32. Цехмистренко Т.А. Структурные преобразования ассоциативных зон коры больших полушарий как морфологическая основа формирования когнитивных функций мозга человека от рождения до 20 лет / Т.А.
Цехмистренко, В.А. Васильева // Физиология человека. - 2001. - Т. 27.
- № 5. - С. 41-48.
33. Шамшинова, А.М. Вызванные потенциалы сетчатки и мозга, особенности их регистрации у детей / А.М. Шамшинова // Зрительные функции и их коррекция у детей: под ред. С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой. - Москва: Медицина, 2005. - С. 427-458.
34. Шамшинова, А.М. Функциональные методы исследования в
офтальмологии / А.М. Шамшинова, В.В. Волков. - Москва: Медицина, 1999. - 416 с.
35. Шибкова, Д.З. Возможности информационно-образовательной среды по разработке и реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Образование и здоровье: Сб. материалов Всероссийской научн. школы здоровья с международным участием, 19-21 марта 2013 г., г. Стерлитамак. - Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013. - С. 203-206.
36. Эмануэль, Ю.В. Скрининговое обследование состояния здоровья
школьников в образовательных учреждениях / Ю.В. Эмануэль // Здоровье человека: Материалы VI Международного научного
конгресса валеологов: под ред. проф. В.В. Колбанова. - Санкт- Петербург: Изд-во СПбГИУ, 2011. - С. 119-122.
37. Ярбус, А.Л. Роль движений глаза в процессе зрения / А.Л. Ярбус. - Москва: Наука, 1965. - 166 с.
38. Bolger, C. Dominant frequency content of ocular microtremor from normal subjects / C. Bolger, S. Bojanic, N.F. Sheahan et al.// Vis. Res. - 1999. - №
39. - Р. 1911-1915.
39. Braddick, O. Development of human visual function / O. Braddick, J. Atkinson // Vis. Res. - 2011. - № 51. - P. 1588-1609.
40. Campbell, J. Distinct visual evoked potential morphological patterns for apparent motion processing in school-aged children / J. Campbell, A. Sharma // Front. Hum. Neurosci. - 2016. - Vol. 10. - Art. 277. - 12 p.
41. Di Russo, F. Identification of the neural sources of the pattern-reversal VEP / F. Di Russo, S. Pitzalis, G. Spitoni et al. // Neuroimage. - 2005. - Vol. 24.
- № 3. - P. 874-886.
42. Dion, L. A. Sex differences in visual evoked potentials in school-age children: what is the evidence beyond the checkerboard? / L. A. Dion, G. Muckle, C. Bastien et. al. // Int. J. Psychophysiol. - 2013. - Vol. 88. - № 2.
- P. 136-142.
43. Ellemberg, D. Development of spatial and temporal vision during childhood / D. Ellemberg, T. L. Lewis, C. H. Liu, D. Maurer // Vis. Res. - 1999. - Vol. 39. - № 14. - P. 2325-2333.
44. Emmerson-Hanover, R. Pattern reversal evoked potentials: gender differences and age-related changes in amplitude and latency / R. Emmerson-Hanover, D. E. Shearer, D. J. Creel, R. E. Dustman // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. - 1994. - Vol. 92. - № 2. - P. 93¬101.
45. Engbert, R. Microsaccades keep the eyes’ balance during fixation / R. Engbert, R. Kliegl // Psychol. Sci. - 2004. - № 15. - Р. 431-436.
46. Farrant, A. Asymmetric development of dorsal and ventral attention networks in the human brain / A. Farrant, L.Q. Uddin // Dev. Cogn. Neurosci. - 2015. - № 12. - Р. 165-174.
47. Feng, J. J. Pattern visual evoked potential performance in preterm preschoolers with average intelligence quotients / J. J. Feng, X. Xu, W. P. Wang et al. // Early Hum. Dev. - 2011. - Vol.87. - № 1 - P. 61-66.
48. Gogtay, N. Dynamic mapping of human cortical development during childhood through early adulthood / N. Gogtay, J. N. Giedd, L. Lusk et al. // Proc. Natl. Acad. Sci. - 2004. - Vol. 101. - № 21. - P. 8174-8179.
49. Gregori, B. VEP latency: sex and head size / B. Gregori, S. Pro, F. Bombelli et al. // Clin. Neurophysiol. - 2006. - Vol.117. - № 5. - P. 154-157.
50. Grill-Spector, K. The human visual cortex / K. Grill-Spector, R. Malach // Annu. Rev. Neurosci. - 2004. - № 27. - Р.649-77.
51. Hafed, Z. M. Microsaccades as an overt measure of covert attention shifts / Z. M. Hafed, J. J. Clark // Vision. Res. - 2002. - № 42. - Р. 2533-2545.
52. Hoshiyama, M. Effects of attention on pattern-reversal visual evoked potentials: foveal field stimulation versus peripheral field stimulation / M. Hoshiyama, R. Kakigi // Brain Topogr. - 2001. - Vol.13. - № 4. - P. 293¬298.
53. Johnson, M.N. Constraints on cortical plasticity / M.N. Johnson // Brain Development and Cognition: ed. by M. Johnson. - Cambridge: MA, 1993. - P. 703-721.
54. Kaplan, E. The M, P and K pathways of the Primate Visual System revisited / E. Kaplan // The New Visual Neuroscience: ed. by J.S. Werner, L.M. Chalupa. - Cambridge: MIT Press, 2012. - P. 215-227.
55. Kelly, J. P. Waveform variance and latency jitter of the visual evoked potential in childhood / J. P. Kelly, F. Darvas, A. H. Weiss // Doc. Ophthalmol. - 2014. - Vol.128. - № 1. - P. 1-12.
56. Kothari, R. Effect of head circumference on parameters of pattern reversal visual evoked potential in healthy adults of central India / R. Kothari, R. Singh, S. Singh, P. Bokariya // Nepal Med. Coll. J. - 2012. - Vol.14. - №2. - P. 75-79.
57. Kothari, R. Influence of visual angle on pattern reversal visual evoked potentials / R. Kothari, R. Singh, S. Singh et al. // Oman J. Ophthalmol. - 2014. - Vol.7. - № 3. - Р. 120-125.
58. Lenassi, E. VEP maturation and visual acuity in infants and preschool children / E. Lenassi, K. Likar, B. Stirn-Kranjc et al. // Doc. Ophthalmol. - 2008. - Vol.117. - № 2. - Р. 111-120.
59. Mahajan, Y. Maturation of visual evoked potentials across adolescence / Y. Mahajan, G. McArthur // Brain. Dev. - 2012. - № 34. - Р. 655-666.
60. Malcolm, C.A. Pattern-reversal visual evoked potentials in infants: gender differences during early visual maturation / C.A. Malcolm, D.L. McCulloch, A.J. Shepherd // Dev. Med. Child. Neurol. - 2002. - Vol.44. - № 5. - Р. 345-351.
61. Martinez-Conde, S. Fixational eye movements in normal and pathological vision / S. Martinez-Conde // Progr. in Brain Res. - 2006. - Vol. 154. - P. 151-176.
62. Martinez-Conde, S. Microsaccades counteract visual fading during fixation / S. Martinez-Conde, S.L. Macknik, X. Troncoso, T.A. Dyar // Neuron. - 2006. - № 49. - P. 297-305.
63. Martinez-Conde, S. Microsaccadic eye movements and firing of single cells in the striate cortex of macaque monkeys / S. Martinez-Conde, S.L. Macknik, D.H. Hubel // Nat. Neurosci. - 2000. - № 3. - P. 251-258.
64. Martinez-Conde, S. The function of bursts of spikes during visual fixation in the awake primate lateral geniculate nucleus and primary visual cortex / S. Martinez-Conde, S.L. Macknik, D.H. Hubel // Proc. Natl. Acad. Sci. - 2002. - № 99. - Р. 13920-13925.
65. Martinez-Conde, S. The role of fixational eye movements in visual perception / S. Martinez-Conde, S.L. Macknik, D.H. Hubel // Nat. Rev. Neurosci. - 2004. - № 5. - P. 229-240.
66. Mezer, E. Effect of defocusing and of distracted attention upon recordings of the visual evoked potential / E. Mezer, Y. Bahir, R. Leibu, I. Perlman // Doc. Ophthalmol. - 2004. - Vol.109. - №3. - P. 229-38.
67. Miller, D. J. Prolonged myelination in human neocortical evolution / D. J. Miller, T. Duka, C. D. Stimpson et al. // Proc. Natl. Acad. Sci. - 2012. - Vol.109. - № 41. - Р. 16480-16485.
68. Moller, F. Binocular quantification and characterization of microsaccades / F. Moller, M.L. Laursen, J. Tygesen, A.K. Sjolie // Graefes Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. - 2002. - № 240. - P.765-770.
69. Nelson, C.A. Neural and behavioral correlates of visual recognition memory in 4- and 8-month-old infants / C.A. Nelson, P.F. Collins // Brain Cogn. - 1992. - Vol.19. - № 1. - P. 105-121.
70. Odom, J. V. ISCEV standard for clinical visual evoked potentials (2009 update) / J. V. Odom, M. Bach, M. Brigell et al. // Doc. Ophthalmol. - 2010.
- Vol.120. - № 1. - P. 111-119.
71. Rolfs, M. Shortening and prolongation of saccade latencies following microsaccades / M. Rolfs, J. Laubrock, R. Kliegl // Exp. Brain Res. - 2006.
- № 169. - P. 369-376.
72. Rolfs, M. Toward a model of microsaccade generation: the case of microsaccadic inhibition / M. Rolfs, R. Kliegl, R. Engbert // Journ. of Vis. - 2008. - Vol. 8. - № 5. - P. 1- 23.
73. Snyder, E. W. Pattern reversal evoked potential amplitudes: life span changes / E. W. Snyder, R. E. Dustman, D. E. Shearer // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. - 1981. - Vol. 52. - № 5. - Р. 429-434.
74. Spauschus, A. The origin of ocular microtremor in man / A. Spauschus, J. Marsden, D.M. Halliday et al. // Exp. Brain Res. - 1999. - № 126. - P. 556¬562.
75. Taylor, M. J. Visual evoked potentials in infants and children / M. J. Taylor, D. L. McCulloch // J. Clin. Neurophysiol. - 1992. - Vol. 9. - № 3 - P. 357¬372.
76. Ungerleider, L. G. «What» and «where» in the human brain / L.G. Ungerleider, J.V. Haxby // Curr. Opin. Neurobiol. - № 4. - P. 157-165.
77. Walsh, P. The clinical role of evoked potentials / P. Walsh, N. Kane, S. Butler // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. - 2005. - № 76 (suppl. II). - P. 16-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ