Патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников 6
1.1 Анализ литературных источников по проблеме патриотического воспитания дошкольников 6
1.2. Краеведческий материал как средство патриотического воспитания дошкольников 13
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Исследовательская работа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад №62. г. Миасса 27
2.1. Анализ работы МБДОУ «Детский сад №62» по патриотическому
воспитанию детей 27
2.2. Система мероприятий по патриотическому воспитанию детей
подготовительной группы с помощью краеведческого материала 40
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложения
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников 6
1.1 Анализ литературных источников по проблеме патриотического воспитания дошкольников 6
1.2. Краеведческий материал как средство патриотического воспитания дошкольников 13
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Исследовательская работа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад №62. г. Миасса 27
2.1. Анализ работы МБДОУ «Детский сад №62» по патриотическому
воспитанию детей 27
2.2. Система мероприятий по патриотическому воспитанию детей
подготовительной группы с помощью краеведческого материала 40
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность темы исследования. В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «патриотическое воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Однако, данная проблема является актуальной, так как в практической деятельности воспитателей ДОО используется узкий арсенал средств для патриотического воспитания.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточным количеством используемых средств.
Данное противоречие определило проблему исследования: как воспитывать чувство патриотизма, каковы педагогические средства и условия воспитания патриотизма у детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Цель: разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Гипотеза: процесс воспитания патриотизма у детей подготовительной группе будет протекать успешно, если использовать краеведческий материал.
Задачи:
• изучить педагогическую литературу по проблеме исследовании;
• изучить опыт работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
• разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала и доказать её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых: тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Никоновой. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Методы исследования - теоретический анализ информационных источников, систематизация и обобщение материала, анкетирование, тестирование и т.д.
Практическая значимость:
Разработанная система мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала может быть использована воспитателями и родителями в практической деятельности.
База исследования: г. Миасс Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №62. Количество детей - 17 человек. Воспитатель: Гусева Галина Борисовна
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Однако, данная проблема является актуальной, так как в практической деятельности воспитателей ДОО используется узкий арсенал средств для патриотического воспитания.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточным количеством используемых средств.
Данное противоречие определило проблему исследования: как воспитывать чувство патриотизма, каковы педагогические средства и условия воспитания патриотизма у детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Цель: разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Гипотеза: процесс воспитания патриотизма у детей подготовительной группе будет протекать успешно, если использовать краеведческий материал.
Задачи:
• изучить педагогическую литературу по проблеме исследовании;
• изучить опыт работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
• разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала и доказать её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых: тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Никоновой. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Методы исследования - теоретический анализ информационных источников, систематизация и обобщение материала, анкетирование, тестирование и т.д.
Практическая значимость:
Разработанная система мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала может быть использована воспитателями и родителями в практической деятельности.
База исследования: г. Миасс Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №62. Количество детей - 17 человек. Воспитатель: Гусева Галина Борисовна
На основании проведенной исследовательской работы по теме: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала» можно сделать вывод, что во время всей работы мы осуществили поставленную цель, через изучение соответствующей литературы, составление методических рекомендаций в теоретической и практической частях. Гипотеза, поставленная в начале работы доказана, то есть, процесс воспитания патриотизма будет протекать успешно, если: целенаправленно сообщать знания о родном крае его красоте, богатстве, привлекать детей к работе по бережному отношению к окружающей среде. Если вовремя замечать и поддержать эти порывы детской души, попутно показывая собственным примером, бережное отношение к окружающему миру, можно заложить в ребенке то драгоценное, тонкое чувство природы, что так обогащает внутренний мир человека. Для этого нужны ум и знания. Нужно донести до ребенка, что если мы будем бездушными потребителями природы, то планета наша очень скоро будет безжизненна.
Воспитание патриота должно осуществляться не только в семье и школе, но и во всех областях жизни. Подчеркивая ведущую роль общественных областей в развитии индивида, мы этим не умаляем великое значение любви к родному краю. Это любовь требует внешнего побуждения, поэтому она должна сделаться в глазах ребенка необходимой потребностью его жизни.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Воспитание патриота должно осуществляться не только в семье и школе, но и во всех областях жизни. Подчеркивая ведущую роль общественных областей в развитии индивида, мы этим не умаляем великое значение любви к родному краю. Это любовь требует внешнего побуждения, поэтому она должна сделаться в глазах ребенка необходимой потребностью его жизни.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



