Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников 6
1.1 Анализ литературных источников по проблеме патриотического воспитания дошкольников 6
1.2. Краеведческий материал как средство патриотического воспитания дошкольников 13
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Исследовательская работа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад №62. г. Миасса 27
2.1. Анализ работы МБДОУ «Детский сад №62» по патриотическому
воспитанию детей 27
2.2. Система мероприятий по патриотическому воспитанию детей
подготовительной группы с помощью краеведческого материала 40
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность темы исследования. В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «патриотическое воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Однако, данная проблема является актуальной, так как в практической деятельности воспитателей ДОО используется узкий арсенал средств для патриотического воспитания.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточным количеством используемых средств.
Данное противоречие определило проблему исследования: как воспитывать чувство патриотизма, каковы педагогические средства и условия воспитания патриотизма у детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Цель: разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
Гипотеза: процесс воспитания патриотизма у детей подготовительной группе будет протекать успешно, если использовать краеведческий материал.
Задачи:
• изучить педагогическую литературу по проблеме исследовании;
• изучить опыт работы воспитателей ДОО по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала.
• разработать и внедрить систему мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала и доказать её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых: тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Никоновой. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Методы исследования - теоретический анализ информационных источников, систематизация и обобщение материала, анкетирование, тестирование и т.д.
Практическая значимость:
Разработанная система мероприятий по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала может быть использована воспитателями и родителями в практической деятельности.
База исследования: г. Миасс Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №62. Количество детей - 17 человек. Воспитатель: Гусева Галина Борисовна
На основании проведенной исследовательской работы по теме: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы с помощью краеведческого материала» можно сделать вывод, что во время всей работы мы осуществили поставленную цель, через изучение соответствующей литературы, составление методических рекомендаций в теоретической и практической частях. Гипотеза, поставленная в начале работы доказана, то есть, процесс воспитания патриотизма будет протекать успешно, если: целенаправленно сообщать знания о родном крае его красоте, богатстве, привлекать детей к работе по бережному отношению к окружающей среде. Если вовремя замечать и поддержать эти порывы детской души, попутно показывая собственным примером, бережное отношение к окружающему миру, можно заложить в ребенке то драгоценное, тонкое чувство природы, что так обогащает внутренний мир человека. Для этого нужны ум и знания. Нужно донести до ребенка, что если мы будем бездушными потребителями природы, то планета наша очень скоро будет безжизненна.
Воспитание патриота должно осуществляться не только в семье и школе, но и во всех областях жизни. Подчеркивая ведущую роль общественных областей в развитии индивида, мы этим не умаляем великое значение любви к родному краю. Это любовь требует внешнего побуждения, поэтому она должна сделаться в глазах ребенка необходимой потребностью его жизни.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
1. Алешин, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий / Н.В. Алешина - М.: творческий центр, 199. - 112 с.
2. Бажов, П. Каменный цветочек / П. Бажов. - Челябинск: ОГИЗ, 1948 - 174 с.
3. Бирюков, В.П. Урал в его живом слове/ Бирюков, В.П., Свердловское книжное издательство 1953 - 290с.
4. Бирюков, В.П. Фольклор Урала / В.П.Бирюков, Фольклор Урала, Исторические сказы и песни. Челяб. Обл. Государст. Издательство - 1994 - 95 с.
5. Веретникова, С.А. 4 времени года/ С.А. Веретникова, А.А. Клыков - М.: 1996 - 112 с.
1. Виноградова Н.Ф., Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. Сада / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
6. Галушкин С.В., Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников / С.В. Галушкин // Воспитатель 2012. №2 с. 123
7. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада : Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова,- М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
8. Демина, Л.М. Экология и творчество в Детском саду/ Л. М. Демина. - М.: Челябинск 1993 132 с.
9. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под дед. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1985. - 238 с.
10. Журнал: Дошкольное воспитание № 11/ 2009 // ООО издательский дом « Воспитание дошкольников » с. 131
11. Журнал: Дошкольное воспитание №2/2010 // ООО издательский дом « Воспитание дошкольников » с.129
12. Журнал: Дошкольное воспитание №4/2013 // ООО издательский дом « Воспитание дошкольников » с. 131
13. Захаров. - 2-е изд., книга для воспитателей детского сада и родителей., доп. - М.: Просвещение, 1993. - 125с.
14. Ильина, Т.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1968. - 234с.
15. Каменев, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Л.А. Каменев, Н.Н. Кандратьева , Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под редакцией П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
16. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей дет. Сада / Л.А. Каменева, - : Просвещение, 1983. - 207 с.
17. Конжиев, Н. М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории / Н.М. Конжиев. - Петрозаводск: пособие изд-во КГПУ, 2000. - 365с.
18. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч-щ / В. А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
19. Кузьминов, В.В. Тематические загадки в ДОУ / сборник для воспитателей в ДОУ, учителей начальных классов, / В.В. Кузьминов. - Воронеж, ИП Лакоценин 2010 г.
20. Куликова, Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 1985. - 46 с.
21. Левит, А.И. Южный Урал / А.И. Левит, Южный Урал: география, экология, природопользование. Учебное пособие - Урал. Изд. Торговый дом - 2000 - 246 с.
22. Лучин, М.В. Детям о природе / М.В. Лучин - М.: 1989 - 143 с.
23. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья / А.С Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 67-70с. .
24. Марковская, М.М. Уголок природы в ДОУ / М.М. Марковская, М.: Просвещение 1984 - 160 с.
25. Медведева Лариса Галяутдиновна, воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад №13 «Солнышко» (г. Зарайск, Московская область).
26. Миасское краеведческое общество. Золотая нить. Изд. 2-е Миасс. 1994 - 330 с.
27. Морозов, В.В. Миасс - город в золотой долине / В.В. Морозов. - Челябинск.: Южно-Уральское книжное издательство, 1983. - 188с.
28. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент / Т.М. Маслова // ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа. - М, 2007. - № 4. - С.11¬12.
29. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник, 1999.
30. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо -
туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы » / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н.
Абросимовой, М.Е. Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2003. - 176 с.
31. Петрова В.И., Стульник Т.Д./ Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации В. И. Петрова, Т. Д. Стульник.
32. Положение детей и молодежи в России: проблемы, политика,
благотворительная деятельность /Под ред. П. Ланган, Ю. Качаловой. - М., 1998, С. 325.
33. Пономарёва, Л.И. Прогулки в детском саду: пособие для воспитателей младших, средних и старших групп ДОУ / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселёва. - Шадринск : ШГПИ, 2004. - 204с.
34. Предания и легенды Урала. Фольклорные расск. Свердловск. Средне - уральские книж. Изд. 1977 - 288 с.
35. Программа патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы.
36. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - Москва, 1981 - 183 с. 21.
37. Савонько Е.И., Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения воспитанников и подростков /под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М., 1972.
38. Стихи Миасской долины: Поэтический сборник - Миасс: Геотур, 1998. - 160 с, ил. 2
39. Толковый словарь живого великого русского языка, Владимира Даля / том 3 Санкт - Петербург, 1882. С. 24
40. Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова / Москва, 1997. С. 496.
41. Уледов А.К. Нравственное воспитание/А.К. Уледов. - М.: Мысль, 1979.
42. Урунтаева Г. А. дошкольная психология : Учебное пособие для студента среднего педагогического учебного заведения - 3-е изд., стереотип. / Г.А. Урунтаева, - М.: издательский центр « Академия »,1998. - 336с.
43. Шишкина, В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - М.: 2002 - 112с.
44. http: //www.miass.info/miass/about.php
45. http://www.miass.info/miass/history.php
46. http: //www.miass.info/slovari/miass2003. php
47. http://123diplom.ru/item/items5177612.html
48. http://anybook4free.ru/book/5100669.html
49. http://my-shop.net.ru/c2660/g402139.xhtml
50. http://www. Dic.academic.ru - Советская энциклопедия. - 1973- 1982
51. http: //www.aforism.su/5 6 .html
52. http://www.detsadclub.ru/index.php/zametki-dlya-vospitatelya/1013-prezentaciya-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov
53. http: //www.mdou-
pervouralsk.narod.ru/konsultatsii_dlya_pedagogov/patrioticheskoe_vospitaniedoshkolnikov/
54. http://www.moi-detsad.ru/metod46-1 .html
55. http://www.moi-detsad.ru/metod46-7.html