Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности

Работа №80445

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Профилактика агрессивного поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Феномен агрессивности и агрессивного поведения 6
1.2. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте ... 18
1.3. Организация и виды внеурочной деятельности по профилактике
агрессивного поведения у младших школьников 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2 Экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности .... 30
2.1. Диагностика агрессивного поведения младших школьников 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности по профилактике
агрессивного поведения у младших школьников 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложения

Актуальность исследования. За последние годы в Российской Федерации в сфере социальной политики осуществлены значительные перемены. Вопросы государственной политики в отношении семьи и детей являются наиболее актуальными и требующими безотлагательного решения. Различные психолого-педагогические и социально-экономические условия являются источником возникновения множества психологических проблем. Рост агрессивных тенденций среди детей отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
C уверенностью, на основании психологических исследований и практики, можно констатировать факт, что агрессивное поведение детей - это весьма серьёзная педагогическая, психологическая и социальная проблема, а не просто тревожное явление.
Как отмечают ученые, в настоящее время агрессивность заметно помолодела. Текущая проблема стала актуальной и для начальной школы, хотя раньше речь шла о начальных проявлениях агрессии преимущественно в подростковом возрасте. Для большинства школьников характерны те или иные формы агрессии. Большинство детей обзываются, ссорятся, дерутся и т.д. Непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения, когда ребенок усваивает нормы и правила поведения. Однако у определённой группы детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, преобразовываясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы.
Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности педагога по профилактике агрессивности среди детей младшего школьного возраста. При этом, профилактика агрессивного поведения должны учитывать особенности проявления агрессивности в данном возрастном периоде. Становится также очевидной необходимость использования внеурочной деятельности в рамках профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Это означает, что актуальность исследования определена противоречием между необходимостью работы по профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения внеурочной деятельности по данному направлению.
На основе выделенного противоречия была сформулирована проблема: каково содержание внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников?
Тема исследования: «Профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы профилактики агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и разработка профилактической программы внеурочной деятельности, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть специфику организации и виды внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников
4. Провести исследование агрессивного поведения у младших школьников.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Теоретический фундамент исследования, его организация базировались на фундаментальных положениях отечественной психологии и педагогики: о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, З.И.Калмыкова, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории деятельностного подхода к пониманию развития психики (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- методы психодиагностики: Проективная методика «Несуществующее животное»; Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А. Романов)
- методы профилактики: игротерапия.
База исследования: МОУ СОШ №151 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы учителя по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Данная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения. В списке литературы 30 источников, в тексте работы 2 таблицы, 2 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы агрессивности детей рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в наше столетие данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
Агрессивное поведение - одна из частых проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивное поведение - это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Агрессия младшего школьника выражается как:
- самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности);
- в качестве средства достижения другой значимой цели;
- способ психологической разрядки;
- форма защитного приспособительного поведения.
Для детей младшего школьного возраста характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно - волевой сферы. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Эмоциональная поверхностность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа.
Базой исследования явилась МОУ СОШ № 151 города Челябинска.
Анализ данных исследования, полученных в результате проведенных методик, позволил выявить общую картину, в которой видно, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как средний.
В процессе практической работы мы, рамках внеурочной деятельности, предложили программу профилактики агрессивного поведения с использованием игровых методов.
Цель программы внеурочной деятельности: оказание практической помощи младшим школьникам; снижение уровня агрессивности детей и обучение детей социально приемлемому поведению.
Программа внеурочной деятельности включает в себя четыре основных этапа:
1. Диагностический блок.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий.
Видами внеурочной работы являются игровые упражнения и релаксационный тренинг.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты.



1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2012.- 336с.
2. Агрессия и психическое здоровье [Текст]/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович - М.: Академия, 2009. - 464с.
3. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2011. - 512с.
4. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка [Текст] / А. Андреева// Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С.14-18.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]/ В.М. Астапов - СПб.: Питер, 2013. - 224с.
6. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. - М., АСТ- ПРЕСС, 2014. - 314с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковец. - М.: Владос, 2012. - 512с.
8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2010. - 672с.
9. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов [Текст]/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2008. - 330с.
10. Ватова, Д. Как снять агрессивность детей [Текст]/ Д. Ватова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С.55-58.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2007. - 182с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика:
Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288с.
14. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448с.
15. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л.Колосова. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 120с.
16. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л.Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2013. - 192с.
17. Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - №9. - С.193 - 195.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. - 464с.
19. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Нева, 2008. - 445с.
20. Методическое пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2009. - 160с.
21. Панфилова, М.А. Игратерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. - М.: ИНТОР, 2007.- 228с.
22. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе [Текст] / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогич. поиск, 2000. - 370с.
23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 160с.
24. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Гардарики, 2013.- 463с.
25. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я.
Рубинштейн. - М.: Флинта, 2015.- 628с.
26. Строгонова, Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? / [Текст] Л. Строгонова // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - с.58 - 60
27. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]/ О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2014. - 204с.
28. Хухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст]/ И. Хухранова // Воспитание школьников. - 2002. - №10. - С.31 - 32.
29. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 544с.
30.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В.Лебединский и др.- М.: Педагогика, 2010. - 235с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ