Введение 3
Глава 1. Профилактика агрессивного поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Феномен агрессивности и агрессивного поведения 6
1.2. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте ... 18
1.3. Организация и виды внеурочной деятельности по профилактике
агрессивного поведения у младших школьников 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2 Экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности .... 30
2.1. Диагностика агрессивного поведения младших школьников 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности по профилактике
агрессивного поведения у младших школьников 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложения
Актуальность исследования. За последние годы в Российской Федерации в сфере социальной политики осуществлены значительные перемены. Вопросы государственной политики в отношении семьи и детей являются наиболее актуальными и требующими безотлагательного решения. Различные психолого-педагогические и социально-экономические условия являются источником возникновения множества психологических проблем. Рост агрессивных тенденций среди детей отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
C уверенностью, на основании психологических исследований и практики, можно констатировать факт, что агрессивное поведение детей - это весьма серьёзная педагогическая, психологическая и социальная проблема, а не просто тревожное явление.
Как отмечают ученые, в настоящее время агрессивность заметно помолодела. Текущая проблема стала актуальной и для начальной школы, хотя раньше речь шла о начальных проявлениях агрессии преимущественно в подростковом возрасте. Для большинства школьников характерны те или иные формы агрессии. Большинство детей обзываются, ссорятся, дерутся и т.д. Непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения, когда ребенок усваивает нормы и правила поведения. Однако у определённой группы детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, преобразовываясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы.
Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности педагога по профилактике агрессивности среди детей младшего школьного возраста. При этом, профилактика агрессивного поведения должны учитывать особенности проявления агрессивности в данном возрастном периоде. Становится также очевидной необходимость использования внеурочной деятельности в рамках профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Это означает, что актуальность исследования определена противоречием между необходимостью работы по профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения внеурочной деятельности по данному направлению.
На основе выделенного противоречия была сформулирована проблема: каково содержание внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников?
Тема исследования: «Профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы профилактики агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и разработка профилактической программы внеурочной деятельности, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть специфику организации и виды внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников
4. Провести исследование агрессивного поведения у младших школьников.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Теоретический фундамент исследования, его организация базировались на фундаментальных положениях отечественной психологии и педагогики: о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, З.И.Калмыкова, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории деятельностного подхода к пониманию развития психики (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- методы психодиагностики: Проективная методика «Несуществующее животное»; Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А. Романов)
- методы профилактики: игротерапия.
База исследования: МОУ СОШ №151 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы учителя по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Данная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения. В списке литературы 30 источников, в тексте работы 2 таблицы, 2 рисунка.
Вопросы агрессивности детей рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в наше столетие данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
Агрессивное поведение - одна из частых проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивное поведение - это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Агрессия младшего школьника выражается как:
- самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности);
- в качестве средства достижения другой значимой цели;
- способ психологической разрядки;
- форма защитного приспособительного поведения.
Для детей младшего школьного возраста характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно - волевой сферы. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Эмоциональная поверхностность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа.
Базой исследования явилась МОУ СОШ № 151 города Челябинска.
Анализ данных исследования, полученных в результате проведенных методик, позволил выявить общую картину, в которой видно, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как средний.
В процессе практической работы мы, рамках внеурочной деятельности, предложили программу профилактики агрессивного поведения с использованием игровых методов.
Цель программы внеурочной деятельности: оказание практической помощи младшим школьникам; снижение уровня агрессивности детей и обучение детей социально приемлемому поведению.
Программа внеурочной деятельности включает в себя четыре основных этапа:
1. Диагностический блок.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий.
Видами внеурочной работы являются игровые упражнения и релаксационный тренинг.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты.