Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ

Работа №80444

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ 7
1.1. Концепции гендерного подхода в педагогике 7
1.2. Гендерные особенности, которые необходимо учитывать на
занятиях хореографией 17
1.3. Педагогические условия развития гендерного подхода в обучении
хореографии 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ . . 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Констатирующий этап 50
2.3. Образовательная программа по хореографии на основе гендерного
подхода 55
2.4. Анализ и интерпретация результатов 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ

В условиях модернизации начального образования проблема воспитания гендерной культуры детей является востребованной практикой начальной школы, а также важной педагогической теорией. На сегодняшний день происходят значительные изменения в содержании социальных ролей мужчины и женщины, смещаются традиционные гендерные стереотипы, что приводит к расширению диапазона деятельности человека, его личностной и профессиональной сфер самореализации.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что занятия хореографией предоставляют широкие возможности для гендерной идентификации. Занятия в танцевальном коллективе как никакая другая деятельность способствуют тому, что ребенок может прочувствовать свое женское, либо мужское начало. При этом одной из главных задач хореографического воспитания школьников является развитие лучших человеческих качеств, которые помогут в дальнейшем ребенку успешно выполнять определенные социальные роли, гармонично строить свои личные отношения. Однако для этого в процессе обучения хореографии необходимо учитывать психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек. Дело в том, что мальчики и девочки имеют значительные различия в строении головного мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных особенностях, чем и обусловлена необходимость применения различных подходов к их обучению и воспитанию. Тем не менее, в современном учебно-воспитательном процессе, преобладают традиционные формы и методы преподавания без учета гендерных особенностей обучающихся. Физическое воспитание детей также не имеет различий для мальчиков и девочек.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен существующими на сегодняшний день противоречиями:
- между требованиями современного общества к формированию гендерной культуры в процессе обучения школьников и недостаточной разработанностью научно-методической организации данного процесса;
- между необходимостью использования гендерного подхода в обучении хореографии и недостаточным владением педагогов профессиональными знаниями в этой области;
- между необходимостью создания педагогических условий для формирования гендерной культуры в процессе обучения хореографии и недостаточной разработанностью соответствующих методик.
Основные теоретические подходы к гендерному развитию зародились в середине XX века, в частности, теория идентификации М. Кляйн, К. Хорни, Н. Чодороу, теория половой типизации А. Бандура, У. Мишел, теория когнитивного развития Л. Колберга, теория социальных ожиданий Э. Маккоби, теория гендерного развития С. Бэм, теория полоролевого развития П.П. Блонского и пр.
В современной педагогике разработаны концепции гендерного обучения и воспитания такими авторами, как Л.И. Столярчук, Е.Н. Каменская, Ю.В. Баурова. Наиболее полно данная проблема разработана в трудах Л.И. Столярчук, в которых обобщены теоретические знания, даны рекомендации по содержанию, методам и организации занятий, представлены интеллектуальные и психофизиологические особенности учащихся мужского и женского пола, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
Вопросам реализации гендерного подхода в области хореографии посвящено немного работ. Так, в диссертационном исследовании А.Г. Чурашова лишь частично затрагиваются вопросы гендерного развития школьников на занятиях хореографией. А.Г. Абакумовой выделены принципы и педагогические условия формирования гендерной культуры. Однако без внимания остаются вопросы реализации педагогических условий обучения, а также содержания, форм и методов обучения хореографии на основе гендерного подхода.
Таким образом, педагогические условия развития гендерного подхода в области хореографии изучены недостаточно.
Цель исследования - разработка и внедрение образовательной программы по хореографии на основании гендерного подхода.
Задачи исследования:
1) рассмотреть концепции гендерного подхода в педагогике;
2) изучить гендерные особенности, которые необходимо учитывать на занятиях хореографией;
3) проанализировать педагогические условия развития гендерного подхода в обучении хореографии;
4) разработать и внедрить образовательную программу, основанную на гендерном подходе к учебно-воспитательному процессу в области хореографии.
Объектом исследования является преподавание хореографии.
Предметом исследования являются педагогические условия реализации гендерного подхода в области хореографии.
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и положения о реализации гендерного подхода в обучении: концепции гендерного образования и концепция полоролевой социализации школьников Л.И. Столярчук, принципы и педагогические условия формирования гендерной культуры на занятиях хореографией А.Г. Абакумовой.
Применялись следующие методы исследования: анализ научных источников по проблеме исследования; обобщение опыта работы руководителей детских хореографических коллективов в реализации обучения на основе гендерного подхода; наблюдение; естественный педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: реализация гендерного подхода в области хореографии способствует повышению результативности обучения при создании следующих педагогических условий:
- ориентация обучающихся на гендерную субъектность;
- создание эгалитарной художественно-эстетической креативной среды;
- побуждение детей к выявлению, критическому осмыслению и преодолению гендерных стереотипов;
- диалогизация образовательного процесса, свободного от сексизма;
- дифференцированность обучения в содержании, методах и оценке.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятий «гендерный подход», «педагогические условия», классификации педагогических условий гендерного обучения и воспитания на занятиях хореографией, в обобщении опыта руководителей детских хореографических коллективов в реализации гендерного подхода в обучении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы исследования свидетельствуют о существенном повышении результативности обучения на основе гендерного подхода при создании соответствующих педагогических условий; разработана и внедрена образовательная программа, основанная на гендерном подходе к учебно-воспитательному процессу, способствующая повышению результативности обучения хореографии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 52 наименований. Объем работы составляет 107 страниц. В работе результаты исследования отражены в 8 диаграммах, 17 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, цель данной работы заключалась в разработке и внедрении образовательной программы по хореографии на основании гендерного подхода. В соответствии с поставленными задачами и проведенным исследованием, мы можем сделать следующие выводы.
Гендерный подход в педагогике является достаточно обширным понятием и предполагает такой подход к обучению, который учитывает индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом, имеет определенное содержание, формы и методы обучения и воспитания, которые направлены на создание гендерокомфортной среды, способствующей развитию личности в соответствии с природным потенциалом, и успешной социализации. Современные концепции гендерного подхода к обучению по-разному определяют цели данного подхода.
Е.Н. Каменская считает, что основная цель гендерного подхода в обосновании гендерного воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей. Автор выделяет принципы гендерного подхода: принцип гендерного равновесия, принцип формирования
гендерной идентичности и эгалитаризма.
В исследованиях Ю.В. Бауровой основной акцент делается на содержании, формах и методах обучения, учитывающих интеллектуальные, психофизиологические особенности обучающихся мужского и женского пола. Л.И. Столярчук разработаны концепции гендерного образования и гендерного воспитания. Автор считает, что в целом современная система образования не способствует развитию гендерного подхода ввиду отсутствия необходимых педагогических условий (гендерная образованность учителя, содержательная направленность обучения, методы обучения). Гендерное развитие исследователь понимает как полоролевую социализацию школьников, обеспечивающую, прежде всего, культуру взаимоотношения полов. Данная концепция, на наш взгляд, наиболее полно отражает содержание гендерного подхода в педагогике.
На занятиях хореографией необходимо принимать во внимание гендерные особенности детей, поскольку смешанное обучение маскулинизирует, омужествляет женщину и феминизирует мужчину. А педагогический процесс, организованный с учетом гендерных особенностей детей, позволяет не только повышать результативность обучения, но и формировать правильные межличностные отношения мальчиков и девочек. При организации и проведении занятий нужно учитывать факторы, определяемые различиями половой психики, а именно: поведение, оценивание, характеристика деятельности, межличностные отношения, критика, проблемная ситуация.
Анализ литературы и педагогического опыта обучения хореографии, позволил нам выявить следующие педагогические условия в реализации гендерного подхода:
- ориентация обучающихся на гендерную субъектность;
- создание эгалитарной художественно-эстетической креативной среды;
- стимулирование детей к выявлению, критическому осмыслению и преодолению гендерных стереотипов;
- диалогизация образовательного процесса, свободного от сексизма в создании хореографических образов;
- дифференцированность обучения в содержании, методах, оценке и пр.
В соответствии с этими педагогическими условиями мы разработали образовательную программу по хореографии для младших школьников.
Реализация данной программы и оценка ее эффективности проводились на базе МБОУ ДО «Лянторская детская школа искусств» № 1.
Экспериментальное исследование проведено в период с сентября 2017 г. по май 2018 г. В нем приняли участие 50 девочек в возрасте 7-8 лет - воспитанницы школы. 25 из них вошли в экспериментальную группу, в которой была реализована образовательная программа, основанная на гендерном подходе к учебно-воспитательному процессу. Остальные 25 человек составили контрольную группу, которая обучалась по традиционной образовательной программе.
В качестве критериев оценки результативности обучения хореографии по предложенной программе были выбраны: физическое и творческое развитие, уровень гендерной воспитанности и уровень освоения дополнительной образовательной программы.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Диагностика испытуемых на констатирующем этапе показала, что около 40% детей остро нуждаются в воспитании гендерной культуры, развитии физических и творческих способностей, что указывает на необходимость реализации образовательной программы по хореографии на основе гендерного подхода.
Занятия по программе проводились три раза в неделю. Программа обучения включала занятия по предмету «Гимнастика. Ритмика. Танец». Формы занятий были подобраны в соответствии с возрастом и гендерной принадлежностью детей. Проводились учебные и открытые занятия, занятия игры в форме игрового стрейтчинга.
Особое внимание уделялось формированию гендерной культуры личности ребенка. Гендерное воспитание в рамках данной программы заключалось в следующем:
- формирование образа женской красоты и грации у девочек;
- освоение гибких партнерских взаимоотношений между полами через гендерные хореографические образы в танце;
- знание гендерных социальных ролей;
- понимание и освоение «женских» качеств (доброта, деликатность, вежливость, тактичность, мягкость, уравновешенность и пр.).
Результаты повторного тестирования показали, что в группе, где была реализована образовательная программа по хореографии на основе гендерного подхода, показатели значительно выше, нежели в группе, которая обучалась по традиционной программе. Физическое и творческое развитие, уровень гендерной воспитанности, а также уровень освоения дополнительной образовательной программы в экспериментальной группе повысились в среднем на 17%, в контрольной группе - всего лишь на 3%.
Таким образом, обучение хореографии на основе гендерного подхода требует создания определенных педагогических условий, способствующих формированию гендерной культуры.



1. Абакумова, А.Г. Педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии [Текст] / А.Г. Абакумова // Известия ВГПУ, 2017. - № 7. - С. 54-58.
2. Абакумова, А.Г. Принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией [Текст] / А.Г. Абакумова // Известия ВГПУ, 2013. - № 5. - С. 64-69.
3. Астапович, Л.В. Гендерный подход в воспитании личности [Текст] / Л.В. Астапович. - М.: Педагогика, 2015. - 128 с.
4. Базарова, Н. Классический танец: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Базарова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 265 с.
5. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - Спб.: Евразия, 2000. - 230 с.
6. Баурова, Ю.В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему [Текст] / Ю.В. Баурова // Ученые записки. - 2010. - № 3. - С. 93¬98.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2012. - 431 с.
8. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн и др. - СПб.: Нева, 2016. - 320 с.
9. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2014. - 459 с.
10. Богаткова, И.Н. Танцы для детей [Текст] / И.Н. Богаткова. - М.: Альтра Терра, 2014. - 290 с.
11. Боковикова, А.М. Гендерные особенности [Текст] / А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. - СПб.: Университетская книга, 2011. - 320 с.
12. Ваганова, А.Я. Основы классического танца [Текст]/ А.Я. Ваганова. - СПб.: Питер, 2013. - 239 с.
13. Виноградова, Н.А. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2015. - 320 с.
14. Гендерное образование: Учебное пособие [Текст] / под ред. Л.И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2014. - 386 с.
15. Гендерное развитие детей младшего школьного возраста. Методическое пособие [Текст] / под ред. В.Н. Нохриной. - Екатеринбург, 2013. - 190 с.
16. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 210 с.
17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 326 с.
18. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике [Текст] / Е.Н. Каменская // Вестник Таганрогского ин-та управления и экономики, 2012. - № 1. - С. 92-96.
19. Каменская, Е.Н. Педагогика. Конспект лекций [Текст] / Е.Н. Каменская. - М. : Педагогика, 2013. - 322 с.
20. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание [Текст] / М.: Киселев //Педагогика, 2014. - № 8. - С. 7-14.
21. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2011. - 408 с.
22. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога [Текст] / И. Костикова // Высшая школа в России, 2012. - № 2. - С. 68-75.
23. Куинджи, Н.Н. воспитание в школах - помощь в решении демографической проблемы России [Текст] / Н.Н. Куинджи // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, 2015. - № 4. - С. 180-188.
24. Луков, В.А. Гендерный конфликт: система понятий [Текст] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение, 2012. - № 1. - С. 81-87.
25. Мирошниченко, С. Хрестоматия по психологии [Текст] / С. Мирошниченко. - М.: Альтра Терра, 2012. - 374 с.
26. Мудрик, А.О. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании [Текст] / А.О. Мудрик //Народное образование, 2012. - № 5. - С. 170-178.
27. Общая психология [Текст] / под ред. В.В. Богословской, А.Т. Ковалева и др. - М.: Просвещение, 2013. - 360 с.
28. Основы гендерного образования: Учебное пособие [Текст] / под ред. Т.А. Кумалиева. - Алматы: Ось-89, 2013. - 329 с.
29. Репина, Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - М.: 2014. - 300 с.
30. Сиротюк, А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода [Текст] / А.Н. Сиротюк // Народное образование, 2013. - № 5. - С. 130-139.
31. Столярчук, Л.И. Гендерное образование: теоретические
аспекты [Текст] / Л.И. Столярчук // Известия ВГПУ, 2006. - № 3. - С. 107-113.
32. Столярчук, Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования [Текст] / Л.И. Столярчук // Известия Волгогр. Гос. пед. ун-та. 2012. - № 4. - С. 33-37.
33. Столярчук, Л.И. Концепция гендерного воспитания в «Славянке» [Текст] / Л.И. Столярчук // Известия ВГПУ, 2010. - № 7. - С. 34-41.
34. Столярчук, Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании [Текст] / Л.И. Столярчук // Известия Волгогр. Гос. пед. ун-та, 2017. - № 3. - С. 23-27.
35. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание школьников [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М.: Центр пед. образования, 2013. - 180 с.
36. Харлова, Е.Л. Гендерный подход к организации учебно-воспитательного процсса в системе дополнительного образования детей [Текст] / Е.Л. Харлова // Вестник ун-та Росс. Акад. образования, 2013. - № 1. - С. 120-125.
37. Хорни, К. Собрание сочинений [Текст] / К. Хорни. - М.: Смысл, 2016. - 430 с.
38. Чекалина, А.А. Гендерная психология [Текст] / А.А. Чекалина. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320 с.
39. Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук [Текст] / А.Г. Чурашов. - Челябинск: ФГБОУ ВПО ЧГПУ, 2013. - 139 с.
40. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Шелухина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
41. Алейникова, К.А. Становление понятия «гендерное воспитание
школьников» в современной педагогической науке. Владимир.: ВГУ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://pedagog.vlsu.ru/fileadmm/Dep_pedagogical/fradkin2013/Aleinikovastatja _GV.pdf (дата обращения: 13.05.2018).
42. Асташкина, Е.В. «Диагностика развития индивидуальности ребенка». Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе «Мир танца» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=ewzq&from=yandex.ru%3Bsearch (дата
обращения: 12.08.2017).
43. Бизимова, Е.В. Кейс психолога по диагностике гендерного
воспитания детей младшего школьного возраста. - Иркутск.: 2015.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-
sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/27/rebenok-postupaet-v-detskiy-sad- konsultatsiya-psihologa (дата обращения: 11.08.2017).
44. Галицкая, О.А. Гендерный подход в обучении на уроках хореографии в общеобразовательной школе. III открытая городская науч.- практ. конф. «Новое поколение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/31321564-Gendernyy-podhod-v-obuchenii-na-urokah-horeogra fii-v-obshcheobrazovatelnoy-shkole.html (дата обращения: 15.05.2018).
45. Довбыш, Н. Гендерный подход в обучении детей на уроках
хореографии. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.horeograf.com/publikacii/gendernyj -podxod-v-obuchenii-detej -na- urokax-xoreografii.html (дата обращения: 11.05.2018).
46. Дьячкова, Н.А. Гендерный подход в обучении школьников / Н.А. Дьячкова // Молодой ученый. - 2014. - № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа: Ьйрз://шо1исЬ.ги/агсЫуе/79/13998/(дата обращения: 01.06.2018).
47. Иноземцева, О.Е. Гендерные особенности на занятиях
хореографией [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/gendernie-osobennosti-pri-zanyatiyah-horeografiey- 832271.html(дата обращения: 17.05.2018).
48. Кузнецова, П.В. Гендерный подход в обучении детей на уроках
хореографии [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.horeograf.com/publikacii/gendernyj -podxod-v-obuchenii-detej -na-urok ax-xoreografii.html (дата обращения: 10.06.2018).
49. Скрынник, А.Н. Гендерный подход в обучении на занятиях
хореографии в детском объединении учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.infouroki.net/statya-gendernyy-podhod-v-obuchenii-na-zanyatiyah--7551.html (дата обращения: 06.06.2018).
50. Трощенкова, Н.Ю. Гендерные особенности на занятиях
хореографией [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/gendernyi-podkhod-na-zaniatiiakh-khoreografiei.html(дата обоащения: 02.05.2018).
51. Шкаровский, В.Н. Гендерный аспект воспитания
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://research-
journal.org/pedagogy/gendernyj-aspekt-vospitaniya-v-ansamble-narodnogo- tanca/(дата обращения: 30.04.2018).
52. Юнусова, Е.Б. Педагогические принципы становления
хореографических умений. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по матер. V междунар. Науч.-практ. конф. Часть II. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sibac.info/conf/pedagog/v/36191 (дата обращения: 12.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ