Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ составления опорных конспектов как средство обучения правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации 8
1.1. Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и
назначение 8
1.2. Методические требования к составлению и использованию опорных конспектов по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации 16
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Разработка и применение опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Право» в условиях ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» 27
2.1. Разработка опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Право» в ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова» 27
2.2. Применение опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Право» в ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова» 41
2.3 Работа по внедрению опорных конспектов в процесс преподавания дисциплины «Право» в ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова» 57
Выводы по 2 главе 63
Заключение 66
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена фундаментальными преображениями, совершающимися в настоящее время во всех областях общества. Это в полной мере относится и к профессиональной школе: повышаются требования социума к качеству правового образования, существенно обновляются технологии обучения, усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг. В взаимосвязи с отмеченными факторами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Параллельно с этим идет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Подготовка студентов к занятиям, эффективность работы и достижение поставленных целей существенно определяется совместной согласованной деятельностью педагога и обучающихся.
Перед педагогами, как показывает практика, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, остро стоит проблема подбора эффективных форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым).
Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются с расчетом использования их в будущей деятельности, жизненной ситуации. В контексте современного образования необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
В современном образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), что приводит к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся.
Решением данных проблем стало введение ФГОС третьего поколения, что и ознаменовало собой решительный поворот к построению отечественного образования на деятельностной основе.
Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с организацией и управлением деятельностью обучающегося как средствами становления и развития субъектности студента. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится решение задач, т. е. освоение деятельности, особенно ее новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образования. Для достижения задач современного образования используются активные методики и технологии обучения, одной из которых является обучение с помощью опорных конспектов.
Начиная с эпохи Я.А. Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего времени. В современных условиях жизни все более заметную роль играет опора на визуальное мышление. Принцип наглядности оправдывает себя там, где содержанием обучения являются внешние свойства, признаки вещей, так как появляется необходимость активизации мыслительных действий, позволяющих осмыслить связи и отношения между предметами и явлениями.
Использование средств визуализации на лекциях имеет огромное значение для повышения качества усвоения информации, развития психики учащегося и расширения педагогических возможностей педагога. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность студентов.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и студентов. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на лекциях может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора средств наглядности на лекций и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.
Степень разработанности в теоретико-методической литературе. Понятие опорного конспекта введено В. Ф. Шаталовым, которым была разработана система крупноблочного введения теоретических знаний, которая обеспечивала ускоренное обучение всех учащихся, формирование прочных знаний, успешное обучение. Основу его методики составляет использование опорных конспектов в процессе обучения. Данная идея получила широкое распространение среди преподавателей разных дисциплин в учебных заведениях.
Педагогическая система В. Ф. Шаталова составляет основу технологии интенсификации обучения при помощи схемных и знаковых моделей учебного процесса. Идеи данной педагогической системы были реализованы в предметных технологиях В. М. Шейманом, Ю. С. Меженко, С.Г.Шевченко, Б. В. Фурманом, Г. Д. Лупповым, А. И. Пастуховым и др. Каждый из них брал на вооружение основные идеи из опыта В. Ф. Шаталова, вносил что-то свое и совершенствовал методику использования учебных опор в обучении.
Опорный конспект позволяет формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т.д.); улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.); ускорять процесс обучения; формировать организационно-деятельностные умения;
формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности. В создании опорных конспектов задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.
Цель исследования: теоретический анализ составления опорных конспектов как средство обучения правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации, разработка и применение опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Право» в условиях ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
Объект исследования: процесс изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: опорные конспекты как средство обучения правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «опорный конспект», его основные характеристики и назначение в педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать методические требования к составлению и использованию опорных конспектов в профессиональной образовательной организации.
3. Проанализировать эффективность применения опорных конспектов в преподавании дисциплины «Право» образовательном учреждении на базе исследования.
4. Разработать опорные конспекты в процессе преподавания дисциплины «Право» на базе исследования.
5. Провести экспериментальную работу по внедрению опорных конспектов в практику преподавания правовых дисциплин.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация и обобщение литературных источников исходя из цели и задач исследования; обобщение; практические: анкетирование, опрос.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности педагогов профессиональных образовательных организаций использовать разработанные в результате проделанной работы опорные конспекты в процессе преподавания.
База исследования: ГБОУ СПО «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» г. Копейск. Группа студентов 30 человек.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Целью данной работы является изучение особенностей разработки и использования опорных конспектов в процессе изучения правовых дисциплин. При написании работы была рассмотрена методика В. Ф. Шаталова, изучена специальная литература, включающая научные статьи, проанализированы материалы, полученные в ходе педагогической практики, рассмотрено практическое применение опорного конспекта на занятии, были изучены виды и сущность опорных конспектов.
Данное исследование позволяет сделать следующие выводы: работа с опорными конспектами формирует навыки учебной деятельности обучающихся. Это вносит существенный вклад в формирование у обучающихся основ научного мышления. Разработка и использование на занятиях опорных конспектов помогает обучающимся закрепить полученные знания и выработанные умения. Изучив роль опорного конспекта в формировании умений и навыков, обучающихся можно сделать вывод о том, что конспект дает возможность проверки знаний всех обучающихся на каждом занятии, помогает выявить пробелы в изучаемой теме. Опорный конспект исключает заучивание учебного материала и, наоборот, активизирует мышление обучающихся (анализ через синтез), требует осознанного и творческого отношения обучающихся к усвоению новых знаний, систематической подготовки к каждому занятию. Опорные конспекты помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Опорный конспект уместен на разных этапах обучения: при вводе нового материала, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При работе с опорными конспектами все обучающиеся вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными созерцателями, в результате чего возникает мотивированный интерес к предмету. Систематическая работа с опорными конспектами приводит к тому, что на определенном этапе обучающиеся уже могут самостоятельно, опираясь на опорный конспект, изложить тот или иной материал. Завершая анализ исследования с опорными конспектами, можно сделать вывод, что опорные конспекты как одно из средств обучения могут быть определены как универсальные средства по своему дидактическому воздействию. Они представляют собой удобную и мобильную форму передачи информации и представления учебного материала. При этом просты в практическом применении и разновариативны в плане конструкции и построения. Использование опорных конспектов эффективно во взаимосвязи с традиционными приемами учебно¬методической деятельности. Они делают процесс обучения более интенсивным и результативным, гарантируют быстрое и прочное усвоение основного учебного материала, высвобождают время для творческих занятий и углубленного изучения предмета. Таким образом, считаем задачи исследования выполненными, цель работы достигнутой.
1. Бендес, Ю. П. Использование технологии Web 2. 0 при
организации учебной деятельности студентов технических университетов // Концепт. 2013. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-
tehnologii-web-2-0-pri-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov- tehnicheskih-universitetov (дата обращения: 12.04.2020).
2. Владимирова, Е. В., Мартыненко И. А. Активизация творческих
компетенций студентов-юристов при обсуждении актуальных проблем современности // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/aktivizatsiya-tvorcheskih-kompetentsiy-studentov- yuristov-pri-obsuzhdenii-aktualnyh-problem-sovremennosti (дата обращения: 12.04.2020)
3. Гагарин, А. В. Реализация образовательной технологии "опорные
схемы" на примере учебной дисциплины "естественнонаучные основы психологии" // Акмеология. 2016. №3 (59). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/realizatsiya-obrazovatelnoy-tehnologii-opornye- shemy-na-primere-uchebnoy-distsipliny-estestvennonauchnye-osnovy-psihologii(дата обращения: 12.04.2020).
4. Гаряев, Л. В., Гаряева, Т. П. Психолого-физиологические
особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2008. №4. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-fiziologicheskie-osobennosti- vizualnogo-vospriyatiya-informatsii-i-ih-uchet-pri-sozdanii-uchebnyh-prezentatsiy(дата обращения: 12.04.2020).
5. Герман, Е. С. Методика преподавания юридических дисциплин в вузе: проблемы и перспективы // Личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии. 2014. №47. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-prepodavaniya-yuridicheskih-distsiplin- v-vuze-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 05.04.2020).
6. Гурье, Л. И., Маркина, Л. Л. Подготовка преподавателей вуза к
инновационной профессионально педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. №2. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podgotovka-prepodavateley-vuza-k- innovatsionnoy-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti(дата обращения: 12.04.2020).
7. Дегтярев, С. Н. Комплексный подход в развитии дивергентного и
конвергентного мышления учащихся // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №16-2. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkompleksnyy-podhod-v-razvitii-divergentnogo-i- konvergentnogo-myshleniya-uchaschihsya (дата обращения: 12.04.2020).
8. Дегтярев, С. Н. Совершенствование контрольно-оценочной
деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZsovershenstvovanie-kontrolno-otsenochnoy- deyatelnosti-kak-komponenta-professionalnoy-podgotovki-pedagoga (дата
обращения: 12.04.2020).
9. Диков, А. В. Конструироуем графическое облако из учебного
материала // Школьные технологии. 2018. №2. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkonstruiruem-graficheskoe-oblako-iz-uchebnogo- materiala (дата обращения: 12.04.2020).
10. Егорова, Л. Н. Формы контроля знаний учащихся //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformy-kontrolya-znaniy-uchaschihsya (дата
обращения: 12.04.2020).
11. Ивлев, Ю. Вуз как модель гражданского общества // Высшее образование в России. 2007. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vuz-kak- model-grazhdanskogo-obschestva(дата обращения: 12.04.2020).
12. Калмыкова, Н. В., Петряева, С. Ф. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации ZZ Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 53-58. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19341/(дата обращения: 04.04.2020).
13. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.: Эксперимент. 2000. 176 с.
14. Колмакова, Л. А., Лаврентьев, Г. В. Организация обучения в
образовательных профессиональных учреждениях с использованием методов когнитивной визуализации учебной информации ZZ Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-
obucheniya-v-obrazovatelnyh-professionalnyh-uchrezhdeniyah-s-ispolzovaniem- metodov-kognitivnoy-vizualizatsii-uchebnoy (дата обращения: 12.04.2020).
15. Кондратенко, О. А. Развивающий потенциал когнитивно¬
визуальных технологий в обучении студентов ZZ Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №4 (24). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschiy-potentsial-kognitivno-vizualnyh- tehnologiy-v-obuchenii-studentov(дата обращения: 12.04.2020).
16. Кулявец Ю. В., Карлаш, П. И., Богатов, О. И., Ермакова, О. А.
Использование элементов методики В. Ф. Шаталова при внедрении современных информационно-компьютерных технологий ZZ Вестник ХНАДУ. 2017. №78. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-metodiki-v-f-shatalova- pri-vnedrenii-sovremennyh-informatsionno-kompyuternyh-tehnologiy (дата
обращения: 12.04.2020).
17. Лопуга, В.Ф. Применение интеллект-карт в образовательном процессе ZВ.Ф. Лопуга ZZ Педагогическое образование на Алтае. - 2012 - № 1
- С. 121-126.
18. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 2008. 288 с.
19. Мальцева, С. М., Ваганова О. И., Алешугина Е. А. Интегративно¬
модульный подход к разраюотке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integrativno-modulnyy- podhod-k-razrabotke-soderzhaniya-professionalnogo-obrazovaniya (дата
обращения: 12.04.2020).
20. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических
объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. 2009. №8. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kognitivnaya-vizualizatsiya- pedagogicheskih-obektov-v-sovremennyh-tehnologiyah-obucheniya (дата
обращения: 12.04.2020).
21. Марченко, Н. А. Использование технологии интенсификации
обучения на основе схемных и знаковых моделей // Образование. Карьера. Общество. 2013. №4-1 (40). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZispolzovanie-tehnologii-intensifikatsii-obucheniya- na-osnove-shemnyh-i-znakovyh-modeley (дата обращения: 12.04.2020).
22. Маршанова, Г. Л. Использование кластеров в процессе обучения Z Г.Л. Маршанова, Г.В. Пичугина // Химия в школе. - 2014 - № 1 - С.15-21.
23. Мильяшенко, О. Н., Левченко, С. В. Роль преподавателя в
организации внеаудиторной самостоятельной работы // Образование. Карьера. Общество. 2016. №4 (51). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrol-prepodavatelya-v-organizatsii-vneauditornoy- samostoyatelnoy-raboty (дата обращения: 12.04.2020).
24. Митрофанова, В. И. Эффективность применения интеллект-карт как инновационных технологий в изучении дисциплин естественно-научного цикла / В. И. Митрофанова, М. А. Мельникова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии: конференция. - Благовещенск: АГУ, 2015 - С. 40-43.
25. Мищенко, Л.И., Мамкин, А.Ю. Опыт использования технологии
интеллект-карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №4 (48). Режим доступа URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-ispolzovaniya-tehnologii-intellekt-kart-v- protsesse-formirovaniya-pravovoy-kultury-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh(дата обращения: 05.04.2020).
26. Мищенко, Л. И., Мамкин, А. Ю., Михайлюков, Е. П. Интеллект- карты как инновационное средство формирования правовой культуры обучающихся в СПО // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2018. №3. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/intellekt-karty- kak-innovatsionnoe-sredstvo-formirovaniya-pravovoy-kultury-obuchayuschihsya- v-spo(дата обращения: 05.04.2020)
27. Насырова Э. Ф. Интегративно-модульное обучение студентов
университета // ОНВ. 2010. №4 (89). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZintegrativno-modulnoe-obuchenie-studentov- universiteta (дата обращения: 12.04.2020).
28. Неудахина, Н. А. Влияние особенностей учебного процесса на
разработку когнитивных визуальных моделей // Школьные технологии. 2012. №2. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-osobennostey- uchebnogo-protsessa-na-razrabotku-kognitivnyh-vizualnyh-modeley (дата
обращения: 12.04.2020).
29. Основы обучения. Дидактика и методика: учебн. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 352 с.
30. Педагогика: учебник / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин; под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988 - 479 с.
31. Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. М.: Юрайт, 2009. 430 с.
32. Ржевская, С. В. О необходимости организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов // ГИАБ. 2011. №12. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-organizatsii-samostoyatelnoy- vneauditornoy-raboty-studentov(дата обращения: 12.04.2020).
33. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: Издательство БГУ, 2002 - 90 с.
34. Селеменев, С. В. Электронная визуализация учебного
содержания // Открытое образование. 2009. №4. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-vizualizatsiya-uchebnogo- soderzhaniya(дата обращения: 12.04.2020).
35. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. 576 с.
36. Стародубцев, В. А., Медведева, М. К. Применение
аудиовизуальных средств и раздаточных материалов на лекционных занятиях // Школьные технологии. 2010. №5. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-audiovizualnyh-sredstv-i- razdatochnyh-materialov-na-lektsionnyh-zanyatiyah (дата обращения:
12.04.2020).
37. Счисляева, Е. Р. Применение ИКТ в обучении как необходимое
условие повышения конкурентоспособности вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2013. №2 (16). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-ikt-v-obuchenii-kak-neobhodimoe- uslovie-povysheniya-konkurentosposobnosti-vuza(дата обращения: 12.04.2020).
38. Чиркова, Е. И., Зорина, Е. М. Использование смешанных опор в
смешанном обучении // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №4 (77). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-smeshannyh-opor-v-smeshannom- obuchenii(дата обращения: 12.04.2020).
39. Чистяков Ю. П., Цупикова, Е. В. Структурирование
профессиональной лексики с целью прочного ее освоения в учебном процессе вуза // ОНВ. ОИС. 2016. №1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/strukturirovanie-professionalnoy-leksiki-s-tselyu- prochnogo-ee-osvoeniya-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения:
12.04.2020).
40. Чумарова, Е. Ю. Использование практикума по
административно-процессуальному праву для усиления практической направленности обучения // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2010. №4 (8). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-praktikuma-po-administrativno- protsessualnomu-pravu-dlya-usileniya-prakticheskoy-napravlennosti-obucheniya(дата обращения: 05.04.2020).
41. Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1990. 383 с.
42. Шершнев, Р. Ю., Юшко, Г. Н. Схемно-знаковые опорные
единицы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся // Челябинский гуманитарий. 2010. №4 (13). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/shemno-znakovye-opornye-edinitsy-i-ih-rol-v- aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения:
12.04.2020).
43. Шматуха, В. А. О практико-ориентированных приемах работы с
исторической информацией на уроках истории в старших классах //
Ярославский педагогический вестник. 200 №2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-praktiko-orientirovannyh-priemah-raboty-s- istoricheskoy-informatsiey-na-urokah-istorii-v-starshih-klassah(дата обращения: 12.04.2020).
44. Юдина, Т. С. Самостоятельная работа как фактор повышения
качества образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. 2015. №1 (44). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-faktor-povysheniya- kachestva-obrazovatelnogo-protsessa(дата обращения: 05.04.2020).
45. Ярица, Л. И. Студенческий конспект как речевой жанр и
особенности его пунктуационного облика // Векторы благополучия: экономика и социум. 2012. №1 (2). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-konspekt-kak-rechevoy-zhanr-i- osobennosti-ego-punktuatsionnogo-oblika(дата обращения: 12.04.2020).