РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
|
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения проблемы развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе 7
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Закономерности развития памяти детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по I главе 25
ГЛАВА 2. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в психолого-педагогической и научно-методической литературе 26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
2.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 35
2.3 Специфика работы по развитию памяти у детей с нарушениями слуха 50
Выводы по II главе 62
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.1. Организация, методика и результаты изучения уровня развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.2. Характеристика комплекса дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи ....72
Выводы по III главе 84
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения проблемы развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе 7
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Закономерности развития памяти детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по I главе 25
ГЛАВА 2. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в психолого-педагогической и научно-методической литературе 26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
2.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 35
2.3 Специфика работы по развитию памяти у детей с нарушениями слуха 50
Выводы по II главе 62
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.1. Организация, методика и результаты изучения уровня развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.2. Характеристика комплекса дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи ....72
Выводы по III главе 84
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все знания, умения, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает знания человека, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Изучению данной проблемы посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Л. Лурия, М. Истоминой, В.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу и других.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и
обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения
мышления, сознания, подсознания. Память - важнейшая психическая
функция, лежащая в основе обучения. Поэтому для лучшего понимания
ребенка и последующего его развития необходимо как можно больше знать о высшей психической функции - памяти. Человек запоминает наиболее
прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его
деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для
человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее
забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые
интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Однако у детей с нарушениями слуха есть особенности в развитии памяти. Изучение особенностей памяти детей с нарушениями слуха имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответ на важный вопрос: в какой мере нарушение слуха и возникающие вследствие этого особенности в развитии речи оказывают влияние на развитие разных видов памяти.
Значительные исследования, посвященные изучению особенностей памяти детей с нарушениями слуха, проведены: Богдановой Т.Г., М.М. Нудельманом, Т.В. Розановой, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф и другими учеными. Слабослышащие дети по всем показателям развития памяти отстают от нормально слышащих сверстников: имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, хуже запоминают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.
Сами изображения предметов дети с нарушениями слуха запоминают неточно, по сравнению со слышащими сверстниками, легче смешивают сходные предметы, затрудняются в переходе к соответствующим им образам предметов. В процессе развития разница в успешности запоминания наглядного материала постепенно стирается.
Существенным проявлением нарушения развития слабослышащих детей является отставание в развитии познавательной сферы (памяти, мышления, речи и других функций). В своих работах авторы подчеркивают необходимость и важность работы по развитию и коррекции данной сферы. Особенности, присущие психике слабослышащих детей, отставание в развитии речи, задерживают развитие разных видов памяти детей и отрицательно сказываются на расширении их наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира, однако они могут быть компенсированы правильно организованным обучением и воспитанием.
Сурдопедагогу, важно знать, как создавать условия, способствующие успешной работе по развитию памяти детей с нарушениями слуха и коррекции нарушений развития у них этого процесса. Однако в практике работы данному вопросу не всегда уделяется должное внимание, недостаточно методических пособий и рекомендаций по развитию памяти дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Таким образом, актуальность проблемы, важность данных знаний для сурдопедагога определили наш интерес к избранной теме «Развитие памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, и доказать практически возможности эффективной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Выявить особенности развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить комплекс дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе: МБДОУ ДС № 470 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что отобранный нами комплекс игр и упражнений и рекомендации по его применению могут быть использованы сурдопедагогами, воспитателями, родителями в работе по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Изучению данной проблемы посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Л. Лурия, М. Истоминой, В.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу и других.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и
обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения
мышления, сознания, подсознания. Память - важнейшая психическая
функция, лежащая в основе обучения. Поэтому для лучшего понимания
ребенка и последующего его развития необходимо как можно больше знать о высшей психической функции - памяти. Человек запоминает наиболее
прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его
деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для
человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее
забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые
интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Однако у детей с нарушениями слуха есть особенности в развитии памяти. Изучение особенностей памяти детей с нарушениями слуха имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответ на важный вопрос: в какой мере нарушение слуха и возникающие вследствие этого особенности в развитии речи оказывают влияние на развитие разных видов памяти.
Значительные исследования, посвященные изучению особенностей памяти детей с нарушениями слуха, проведены: Богдановой Т.Г., М.М. Нудельманом, Т.В. Розановой, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф и другими учеными. Слабослышащие дети по всем показателям развития памяти отстают от нормально слышащих сверстников: имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, хуже запоминают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.
Сами изображения предметов дети с нарушениями слуха запоминают неточно, по сравнению со слышащими сверстниками, легче смешивают сходные предметы, затрудняются в переходе к соответствующим им образам предметов. В процессе развития разница в успешности запоминания наглядного материала постепенно стирается.
Существенным проявлением нарушения развития слабослышащих детей является отставание в развитии познавательной сферы (памяти, мышления, речи и других функций). В своих работах авторы подчеркивают необходимость и важность работы по развитию и коррекции данной сферы. Особенности, присущие психике слабослышащих детей, отставание в развитии речи, задерживают развитие разных видов памяти детей и отрицательно сказываются на расширении их наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира, однако они могут быть компенсированы правильно организованным обучением и воспитанием.
Сурдопедагогу, важно знать, как создавать условия, способствующие успешной работе по развитию памяти детей с нарушениями слуха и коррекции нарушений развития у них этого процесса. Однако в практике работы данному вопросу не всегда уделяется должное внимание, недостаточно методических пособий и рекомендаций по развитию памяти дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Таким образом, актуальность проблемы, важность данных знаний для сурдопедагога определили наш интерес к избранной теме «Развитие памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, и доказать практически возможности эффективной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Выявить особенности развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить комплекс дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе: МБДОУ ДС № 470 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что отобранный нами комплекс игр и упражнений и рекомендации по его применению могут быть использованы сурдопедагогами, воспитателями, родителями в работе по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
Память создает, сохраняет и обогащает знания человека, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память - важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.
Мы выяснили, что, работая над развитием памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, важно обеспечить запоминание материала на длительный срок, создать у детей установку на длительное сохранение материала в памяти. Поскольку произвольное запоминание формируется у данной категории детей медленнее, необходимо использовать и непроизвольное запоминание: подачу материала в игровой форме, приемы, способствующие переработке и осмыслению материала.
Все виды работ по развитию памяти у данной категории детей будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи: расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста, описание событий, явлений своими словами.
Нами составлен комплекс игр, упражнений и заданий, направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по развитию речи. Задания отобраны на основании анализа методической литературы авторов и направлены на развитие процессов узнавания, воспроизведения, запоминания. На занятиях используется игровая форма.
Участвуя в играх, слабослышащие дети учатся применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате дети осмысливают и прочно сохраняют в памяти не только зрительные образы, но и слова их обозначающие. Вместе с тем у детей увеличивается объём зрительного запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа рационального использования сил и времени.
Выделенный нами комплекс игр и упражнений может быть рекомендован педагогам для работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что, работая над развитием памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, важно обеспечить запоминание материала на длительный срок, создать у детей установку на длительное сохранение материала в памяти. Поскольку произвольное запоминание формируется у данной категории детей медленнее, необходимо использовать и непроизвольное запоминание: подачу материала в игровой форме, приемы, способствующие переработке и осмыслению материала.
Все виды работ по развитию памяти у данной категории детей будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи: расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста, описание событий, явлений своими словами.
Нами составлен комплекс игр, упражнений и заданий, направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по развитию речи. Задания отобраны на основании анализа методической литературы авторов и направлены на развитие процессов узнавания, воспроизведения, запоминания. На занятиях используется игровая форма.
Участвуя в играх, слабослышащие дети учатся применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате дети осмысливают и прочно сохраняют в памяти не только зрительные образы, но и слова их обозначающие. Вместе с тем у детей увеличивается объём зрительного запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа рационального использования сил и времени.
Выделенный нами комплекс игр и упражнений может быть рекомендован педагогам для работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2020 - Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с
нарушением слуха посредством дидактических игр
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированное™ словаря старших дошкольников с кохлеарными имплантами
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Развитие слухового восприятия у обучающихся дошкольного
возраста с нарушением слуха посредством игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



