Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Работа №80412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения проблемы развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе 7
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Закономерности развития памяти детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по I главе 25
ГЛАВА 2. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в психолого-педагогической и научно-методической литературе 26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
2.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 35
2.3 Специфика работы по развитию памяти у детей с нарушениями слуха 50
Выводы по II главе 62
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.1. Организация, методика и результаты изучения уровня развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 64
3.2. Характеристика комплекса дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи ....72
Выводы по III главе 84
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все знания, умения, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает знания человека, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Изучению данной проблемы посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Л. Лурия, М. Истоминой, В.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу и других.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и
обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения
мышления, сознания, подсознания. Память - важнейшая психическая
функция, лежащая в основе обучения. Поэтому для лучшего понимания
ребенка и последующего его развития необходимо как можно больше знать о высшей психической функции - памяти. Человек запоминает наиболее
прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его
деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для
человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее
забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые
интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Однако у детей с нарушениями слуха есть особенности в развитии памяти. Изучение особенностей памяти детей с нарушениями слуха имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответ на важный вопрос: в какой мере нарушение слуха и возникающие вследствие этого особенности в развитии речи оказывают влияние на развитие разных видов памяти.
Значительные исследования, посвященные изучению особенностей памяти детей с нарушениями слуха, проведены: Богдановой Т.Г., М.М. Нудельманом, Т.В. Розановой, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф и другими учеными. Слабослышащие дети по всем показателям развития памяти отстают от нормально слышащих сверстников: имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, хуже запоминают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.
Сами изображения предметов дети с нарушениями слуха запоминают неточно, по сравнению со слышащими сверстниками, легче смешивают сходные предметы, затрудняются в переходе к соответствующим им образам предметов. В процессе развития разница в успешности запоминания наглядного материала постепенно стирается.
Существенным проявлением нарушения развития слабослышащих детей является отставание в развитии познавательной сферы (памяти, мышления, речи и других функций). В своих работах авторы подчеркивают необходимость и важность работы по развитию и коррекции данной сферы. Особенности, присущие психике слабослышащих детей, отставание в развитии речи, задерживают развитие разных видов памяти детей и отрицательно сказываются на расширении их наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира, однако они могут быть компенсированы правильно организованным обучением и воспитанием.
Сурдопедагогу, важно знать, как создавать условия, способствующие успешной работе по развитию памяти детей с нарушениями слуха и коррекции нарушений развития у них этого процесса. Однако в практике работы данному вопросу не всегда уделяется должное внимание, недостаточно методических пособий и рекомендаций по развитию памяти дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Таким образом, актуальность проблемы, важность данных знаний для сурдопедагога определили наш интерес к избранной теме «Развитие памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, и доказать практически возможности эффективной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Выявить особенности развития памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить комплекс дидактических игр и упражнений по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе: МБДОУ ДС № 470 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что отобранный нами комплекс игр и упражнений и рекомендации по его применению могут быть использованы сурдопедагогами, воспитателями, родителями в работе по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память создает, сохраняет и обогащает знания человека, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память - важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.
Мы выяснили, что, работая над развитием памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, важно обеспечить запоминание материала на длительный срок, создать у детей установку на длительное сохранение материала в памяти. Поскольку произвольное запоминание формируется у данной категории детей медленнее, необходимо использовать и непроизвольное запоминание: подачу материала в игровой форме, приемы, способствующие переработке и осмыслению материала.
Все виды работ по развитию памяти у данной категории детей будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи: расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста, описание событий, явлений своими словами.
Нами составлен комплекс игр, упражнений и заданий, направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по развитию речи. Задания отобраны на основании анализа методической литературы авторов и направлены на развитие процессов узнавания, воспроизведения, запоминания. На занятиях используется игровая форма.
Участвуя в играх, слабослышащие дети учатся применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате дети осмысливают и прочно сохраняют в памяти не только зрительные образы, но и слова их обозначающие. Вместе с тем у детей увеличивается объём зрительного запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа рационального использования сил и времени.
Выделенный нами комплекс игр и упражнений может быть рекомендован педагогам для работы по развитию памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2004. -704с.
2. Адлер, А. Теория и практика индивидуальной психологии. [Текст]/ А. Адлер Москва. 1999г. - 122с.
3. Аксенова, Л. И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь [Текст]/ Л. И. Аксенова - Дефектология 1999г. - № 3.- 12-15с.
4. Асмолов, А. Г. XXI век: психология в век психологии. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. [Текст] / А. Г. Асмолов
- Москва 2005г.- 65с.
5. Бертынь, Г.Л., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Дефектология. — 1999. — № 4.
6. Богданова, Т.С. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Т.С. Богданова - М.: Изд. центр Академия, 2002. - 224с.
7. Большой толковый Психологический словарь. Артур Робер. Том 2. М.: П - Я Вече АСТ, 2000 г. - 255 с.
8. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. [Текст] / Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В Москва. - 2005г. - 176 с.
9. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха /Р.М.Боскис-М.: Просвещение, 1995. -143с.
10. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления. [Текст] / Венгер Л. А. - Москва. - 2003г. - 68с.
11. Власова, Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. [Текст] / Власова Т. А. - Москва, Просвещение, 1998г. - 198с.
12. Вопросы олигофренопедагогики: [Текст] / Сб ст. /Под ред. Замского Х. С.
- Москва, Просвещение - 1887г. - 178с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека. [Текст] / Выготский Л.
С. - Москва Издат-во Смысл; Издат-во Эскимо, 2005г. - 1134с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст] / Выготский Л. С. - Москва 1995г. Том 5. - 337с.
15. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Выготский Л. С. Москва. - Эксмо- пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
16. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей, [Текст] / Сост. Н. Д. Шматко - Москва 2004г.- 130с.
17. Детская практическая психология. Учебник под.ред. Проф. Марцинковской Т. Д. [Текст]/ Москва. - 2000 г. - 255 с.
18. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Под ред. Л. П. Носковой. Москва 1993г. - 390с.
19. Забрамная, С. Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования. [Текст] / Забрамная С. Д. Боровик О. В. Москва.- «Владос» 2006г.- 305 с.
20. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. Для воспитателей дет.сада / Л. А. Венгер, О. М Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская: сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко - Москва. - Просвещение, 1999 г. - 127 с.
21. Исенина, Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. - М.: Просвещение, 1999. - 217 с.
22. Катаева, А. А., Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: [Текст] / Катаева А. А., Стребелева Е.А. Пособие для учителя. - Москва Владос, 2005г. - 226с.
23. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом/ Под ред. М.С. Певзнер и Т.В. Розановой. М., 1995. - 215с.
24. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] / Козлова, С. А., Куликова, Т. А Москва, Академия 2007г.- 189с.
25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1999. - 234с.
26. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей (пособие по практической психологии). [Текст] / Марцинковская Т. Д. Москва 2008год. - 45с.
27. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. [Текст] / Мастюкова, Е. М. - Москва 2006г.- 250с.
28. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М„ 1996. -219с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. [Текст] / Мухина В. С. Москва, - Академия, 2004. - 456с.
30. Немов, Р. С. Психология в трех книгах, книга 1. Общие основы психологии, [Текст] / Немов, Р. С. Москва 2006 г.-283с.Нудельман М.М. Практикум по сурдопсихологии. — М., 1999. - 456 с.
31. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. [Текст] / авторы Нигаев, А. Н., Алексеев, О. Л. Екатеринбург 2000г.- 223с.
32. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостат-ками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
33. Поваляева, М. А. Справочник дефектолога [Текст] / Поваляева, М. А. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006г.- 120с.
34. Подъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] /Подъяков Н. В. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч II - М. - 1981 г. - 230с.
35. Познавательная деятельность глухих младших школьников/Под ред. Т.В. Ро-зановой. М.,1977. - 276с.
36. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу-чение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М.,1998.
37. Рычкова, Л. С., Лаврова Г. Н. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 - 7- летнего возраста., [Текст] / Рычкова Л.
С., Г.Н. Лаврова : Учебное пособие. - Челябинск.: ЮУрГУ, 2000 г. - 256 с.
38. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст] /, М. К. Акимов, В. Т. Козлова, Москва, Владос 2007г. - 160с.
39. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 2006. - 448 с.
40. Психология. [Текст] / Учебник под. ред. Доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля наук РСФСР А. А. Крылова - М.: «Проспект»,1999 г. - 584 с.
41. Психолого-медико-педагогическая консультация: [Текст]/ Методические рекомендации. Научн. Руководитель Л. М. Шипицина. СПб., 2004г.
42. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка/под редакцией М. М. Семаго, [Текст] / Москва 2003г.- 355с.
43. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Е. А. Стребелевой, Москва 2004г.- 554с.
44. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения/Под ред. Т.В. Розановой. — М.,1998. - 176 с.
45. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
46. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Дефектология. - 1997. - № 4.
47. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., Просвещение.-1999. -138с.
48. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1999. -384с.
49. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. -655с.
50. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреева.
— М.: Изд. Центр «Академия», 2005. — 576 с.
51. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М.,
Просвещение, 1998. - 76 с.
52. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / Тихомиров, О. К. Учеб пособие для вузов по спец. психологии. - Издат-во МГУ, 1998. - 270с.
53. Ульенкова, У. В. Организация и содержание и организация специальной психологической помощи детям с проблемами в развития. [Текст] / Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Москва. - Академия, 2007г. - 178с.
54. Шарохина, В. Л. Коррекционно-развивающие занятия. В старшей группе. [Текст] / Шарохина В. Л. Конспекты занятий. Москва 2006г. - 64с.
55. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты, [Текст] / Шевченко С. Г. Методическое пособие для учителей. Москва Владос, 2007г.
56. Шматко, Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М., Просвещение, 1995 - 126с.
57.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: [Текст] / Эльконин Д. Б. Избр. Психологические труды / Ред. Д. И. Фельдштейн. М.: МОДЕК, 1999г. - 234с.
58. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ