Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка

Работа №80405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИСИПАЦИИ КАК СПОСОБА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 9
1.1 Становление и развитие понятий «партисипация», «партисипативный подход» 9
1.2 Партисипация как способ взаимодействия учителя и обучающихся 18
1.3 Особенности применения партисипативного подхода на уроке
иностранного языка 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 37
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 37
2.2 Констатирующий этап эксперимента 43
2.3 Формирующий этап эксперимента 45
2.4 Обобщающий этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сложные процессы реформирования школы оказывают влияние как на самих участников образовательного процесса, так и на их взаимоотношения. В современной педагогике ощущается потребность создания нового типа отношений между учителем и обучающимся, которые характеризуются взаимопониманием и сотрудничеством в учебном процессе с учетом всех сложностей и особенностей современного социума. Полученные знания и умения, а также способы их получения, становятся средством развития обучающегося. Все это возможно лишь при взаимодействии двух заинтересованных сторон учебного процесса - педагога и обучающегося, их взаимного участия и сотрудничества на занятиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов совершенствования современного образования. ФГОС является принципиально новым документом, разработанным на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
Изменения, которые произошли в системе образования в последнее время, дали почву к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения иностранному языку обязан отвечать всем требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков не устанавливается конкретных комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубоких основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникации, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Коммуникативные УУД гарантируют социальную подготовленность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, вливаться в группу сверстников и вступать в продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
- постановка вопросов,
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
- разрешение конфликтов,
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация,
- управление поведением партнера,
- контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Формирование вышеназванных УУД наиболее эффективно будут проходить в рамках следующих обучающих технологий:
1) Технология интерактивного обучения. Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации обучающихся.
2) Информационно-коммуникационная технология обучения. Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3) Технология проблемного обучения. Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4) Метод проектов. Можно предложить ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
5) Игровая технология. Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется современными тенденциями развития образования в обществе.
Большинство современных педагогических технологий основываются на принципе партисипативности. Понятие «партисипативность» часто соотносится с такими понятиями, как «вовлеченность», «соучастие», «участие». Понятие «партисипативность» появилось в педагогике из общей теории управления.
Актуальность вышеназванной проблемы обусловила выбор темы исследования:«Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка».
Объектом нашего исследования является процесс обучения на уроке иностранного языка.
Предмет исследования - партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка.
Цель исследования: создание и апробация комплекса методов обучения на уроке иностранного языка, базирующегося на партисипации.
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет более эффективным, если в основе взаимодействия между учителем и обучающимися будет партисипация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обобщить эффективный педагогический опыт.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
4. Выявить и экспериментально проверить комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В партисипативном педагогическом взаимодействии именно педагог выступает инициатором такого взаимодействия для решения педагогических задач в процессе учебной деятельности. У него появляется значительно больше возможностей использовать потенциал коммуникации для эффективного управления процессом обучения (планирование, организация, мониторинг, контроль, мотивация занятий) и повышением качества образования обучающихся. Для реализации партисипативного подхода важен особый способ организации образовательного пространства, определенная манера поведения, скрупулезный подбор технологий. При этом необходимо учитывать, что обучающийся нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.
В итоге резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется изменение их взаимоотношений, которые открывают возможность для самореализации обучающегося.
Этапы исследования:
1. Изучение теоретического материала по проблеме партисипации как способа взаимодействия на уроке иностранного языка (февраль-март 2019 г.).
2. Создание комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (апрель-август 2019 г).
3. Апробация комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (сентябрь-октябрь 2019 г.).
4. Обобщение результатов исследования (ноябрь 2019-май 2020 гг.).
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме формирования партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка;
2) метод наблюдения, изучения опыта, беседы, эксперимента;
База эксперимента: город Челябинск, МБОУ «Гимназия №1».
Научная новизна работы состоит в уточнении определения партисипативности, в создании критериально-уровневой основы развития партисипативности у обучающихся, в создании комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что созданный комплекс методов и приемов, направленный на формирование партисипативности обучающихся, можно применять на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе и других образовательных организациях, где изучается иностранный язык.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании анализа научной литературы нами были раскрыты основные понятия, необходимые для нашего исследования, такие как: партисипация, партисипативность, партисипативный подход, взаимодействие.
Исходя из теоретико-методологического анализа были определены психолого-педагогические методы, позволяющие провести научное исследование.
Проанализировав эффективный педагогический опыт и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, были определены стратегии формирования партисипативности обучающихся, а именно, создан и теоретически обоснован комплексметодов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В ходе эксперимента мы установили, что данный комплекс методов был эффективен на уроках иностранного языка.
Данный комплекс можно использовать в общеобразовательных школах или учреждениях, где изучается иностранный язык.



1. Агавелян, P.O. Формирование эмпатии у студентов-психологов: учеб. пособие [Текст] / P.O. Агавелян.- Челябинск: ЧелГу, 1998. - 66 с.
2. Акаева Н.Ш. Психологические условия развития коммуникативных свойств личности предпринимателя : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Акаева Наида Шамильевна; [Место защиты: Ин-т образовательных технологий РАО]. - Сочи, 2008. - 24 с.
3. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. - 15 с.
4. Аронсон Эллиот. Общественное животное : введение в социальную психологию / Эллиот Аронсон ; [пер.: Миронов Н., Рысев С.]. - 9-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. - 416 с.
5. Берегова И. Л. Развитие коммуникативной культуры студентов в системе дополнительного образования [Текст] / И. Л. Берегова, И. А. Валеева ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Шуйский гос. пед. ун-т". - Шуя : ШГПУ, 2009. - 129 с.
6. Бикитеева Р. Р. Формирование межкультурной компетентности студента: личностно-смысловой аспект : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2007. - 23 с.
7. Вартанова В. В. Формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей в контексте театральной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2007. - 23 с.
8. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Текст] : практикум для студентов-бакалавров и преподавателей педагогических вузов / И. Ю. Башкирова, Т. А. Куликова ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. - Тула : Тульский полиграфист, 2015. - 50 с
9. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст./ Л.С. Выготский М., 1996. - 512с.
10. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению : Общепедагогический подход : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 39 с.
11. Деменкова Н. Д. Реализация системы воспитательной внеаудиторной работы в профессиональной подготовке учителя иностранного языка : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Деменкова Надежда Дмитриевна; [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.]. - Новокузнецк, 2007. - 26 с.
12. Дядищева М. С. Коллективная творческая деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры подростков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец, 2006. - 23 с.
13. Жамгоцева И. А. Формирование коммуникативной культуры учащихся в образовательной среде школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Жамгоцева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2010. - 21 с.
14. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст./ И.А. Зимняя Пособие для учителей средней школы. - М., 1978. - 213 с.
15. Зотова И. Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сев.- Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 22 с.
16. Иванова Л. Ю. Комплекс тренинговых упражнений как средство формирования коммуникативной компетентности будущего учителя : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Иванова Лидия Юрьевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2007. - 204 с.
17. Исаева О. В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Оренбург, 2004. - 180 с.
18. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 190 с.
19. Кипурова С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Тула, 2006. - 196 с.
20. Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. [Электронный ресурс]. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - 275 с.
21. Купчигина Ирина Михайловна, Семыкина Наталья Александровна Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии /Сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.- практ. конф. № 12 (35). Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. 142 с.
22. Курникова Н. С. Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Курникова Наталия Сергеевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2008. - 21 с.
23. Макарова И.А., Богдановская Ю.О. Младшие подростки: проблема сопровождения // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. Сборник материалов X Международной научнопрактической конференции, 2016.- С. 113-114.
24. Мещерякова И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов- психологов в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Мещерякова Ирина Николаевна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2011. - 239 с.
25. Михайлова О. В. Особенности коммуникативной компетентности студентов в поликультурной среде : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Михайлова Ольга Васильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2009. - 22 с.
26. Михеева О. И. Формирование межкультурной компетенции будущих учителей иностранных языков с использованием ВЕБ 2.0-технологий : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Михеева Оксана Ильинична; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2010. - 21 с.
27. Мостовая, С. Э. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мостовая Светлана Эдуардовна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта]. - Калининград, 2010. - 23 с.
28. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя[Текст]. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010.- 170 с.
29. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дисс. ... д-ра наук [Текст] / Никитина Е.Ю.. - Челябинск, 2001. - 427 с.
30. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с
31. Пассов, Е.И. Ситуация речевого общения как методическая категория Текст. / Е.И. Пасов, A.M. Столковский // Иностранные языки в школе -1989.-№2.-С. 18
32. Петренко Е. Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Петренко Елена Гургеновна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т]. - Белгород, 2010. - 24 с.
33. Подгурецки Юзеф. Социальная коммуникация и ее применение в образовании [Текст] : монография / Ю. Подгурецки, А. Домбровска, В. Крашенинников ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". - Новосибирск : Новосибирский гос. пед. ун-т, 2012. - 305 с.
34. Рачковская Н. А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хабар. гос. пед. ун-т. - Хабаровск, 2001. - 19 с.
35. Рождерс К. Эмпатия Текст. / К. Роджерс // Психология эмоций. Тесты -М.: МГУ, 1993. -С.248-250.
36. Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 178-180.
37. Смирнова Н. М. Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Смирнова Наталья Михайловна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2007. - 24 с.
38. Сударчикова, Л. Г. Введение в основы педагогического мастерства : учебное пособие / Л. Г. Сударчикова. - Изд. 2-е, испр. - Орск : Издательство ОГТИ, 2008 — 375 с.
39. Сухомлинский В. А. и современная школа Урала, Сибири : Материалы регион. науч.-практ. конф., Оренбург 12-14 марта 2003 г. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003 - 21 см.
40. Удалов В. А. Воспитание достоинства личности курсантов военных институтов как условия их личностного саморазвития : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хабар. гос. пед. ун-т. - Хабаровск, 2003. - 22 с.
41. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / К.Д. Ушинский-М., 1945.-С. 215.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2010 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» [Текст] / сост.: А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787
43. Чебанов К. А. Развитие педагогических умений учителей как условие успешного взаимодействия между участниками учебного процесса : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Карачаево- Черкес. гос. ун-т. - Карачаевск, 2004. - 21 с.
44. Шарипов Ф. В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности [Текст] : [педагогическая инноватика : монография] / Ф. В. Шарипов. - Москва : Университетская кн., 2015. - 582 с.
45. Щеглова Т.М. Конфликтология: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.М. Щеглова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2010 .— 106 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/177066
46. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учеб. пособие / Н. А. Щербакова. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2006 (Воронеж : ИПФ Воронеж). - 238 с.
47. Шкитина Н. С., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В.. Формирование эмпатийной компетентности магистров педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения [Текст] / Вестник Челябинского педагогического университета. 2018.- 181 с.
48. Шкитина Н.С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности: дис. канд. пед. наук [Текст] / Н.С. Шкитина.— Челябинск, 1997.— 167 с.
49. Шкитина Н.С. Эмпатийно-партисипативная подготовка будущего учителя: монография [Текст] / Н.С. Шкитина.— Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008.— 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ