Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИСИПАЦИИ КАК СПОСОБА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 9
1.1 Становление и развитие понятий «партисипация», «партисипативный подход» 9
1.2 Партисипация как способ взаимодействия учителя и обучающихся 18
1.3 Особенности применения партисипативного подхода на уроке
иностранного языка 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 37
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 37
2.2 Констатирующий этап эксперимента 43
2.3 Формирующий этап эксперимента 45
2.4 Обобщающий этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИСИПАЦИИ КАК СПОСОБА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 9
1.1 Становление и развитие понятий «партисипация», «партисипативный подход» 9
1.2 Партисипация как способ взаимодействия учителя и обучающихся 18
1.3 Особенности применения партисипативного подхода на уроке
иностранного языка 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 37
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 37
2.2 Констатирующий этап эксперимента 43
2.3 Формирующий этап эксперимента 45
2.4 Обобщающий этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сложные процессы реформирования школы оказывают влияние как на самих участников образовательного процесса, так и на их взаимоотношения. В современной педагогике ощущается потребность создания нового типа отношений между учителем и обучающимся, которые характеризуются взаимопониманием и сотрудничеством в учебном процессе с учетом всех сложностей и особенностей современного социума. Полученные знания и умения, а также способы их получения, становятся средством развития обучающегося. Все это возможно лишь при взаимодействии двух заинтересованных сторон учебного процесса - педагога и обучающегося, их взаимного участия и сотрудничества на занятиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов совершенствования современного образования. ФГОС является принципиально новым документом, разработанным на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
Изменения, которые произошли в системе образования в последнее время, дали почву к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения иностранному языку обязан отвечать всем требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков не устанавливается конкретных комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубоких основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникации, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Коммуникативные УУД гарантируют социальную подготовленность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, вливаться в группу сверстников и вступать в продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
- постановка вопросов,
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
- разрешение конфликтов,
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация,
- управление поведением партнера,
- контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Формирование вышеназванных УУД наиболее эффективно будут проходить в рамках следующих обучающих технологий:
1) Технология интерактивного обучения. Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации обучающихся.
2) Информационно-коммуникационная технология обучения. Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3) Технология проблемного обучения. Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4) Метод проектов. Можно предложить ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
5) Игровая технология. Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется современными тенденциями развития образования в обществе.
Большинство современных педагогических технологий основываются на принципе партисипативности. Понятие «партисипативность» часто соотносится с такими понятиями, как «вовлеченность», «соучастие», «участие». Понятие «партисипативность» появилось в педагогике из общей теории управления.
Актуальность вышеназванной проблемы обусловила выбор темы исследования:«Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка».
Объектом нашего исследования является процесс обучения на уроке иностранного языка.
Предмет исследования - партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка.
Цель исследования: создание и апробация комплекса методов обучения на уроке иностранного языка, базирующегося на партисипации.
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет более эффективным, если в основе взаимодействия между учителем и обучающимися будет партисипация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обобщить эффективный педагогический опыт.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
4. Выявить и экспериментально проверить комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В партисипативном педагогическом взаимодействии именно педагог выступает инициатором такого взаимодействия для решения педагогических задач в процессе учебной деятельности. У него появляется значительно больше возможностей использовать потенциал коммуникации для эффективного управления процессом обучения (планирование, организация, мониторинг, контроль, мотивация занятий) и повышением качества образования обучающихся. Для реализации партисипативного подхода важен особый способ организации образовательного пространства, определенная манера поведения, скрупулезный подбор технологий. При этом необходимо учитывать, что обучающийся нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.
В итоге резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется изменение их взаимоотношений, которые открывают возможность для самореализации обучающегося.
Этапы исследования:
1. Изучение теоретического материала по проблеме партисипации как способа взаимодействия на уроке иностранного языка (февраль-март 2019 г.).
2. Создание комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (апрель-август 2019 г).
3. Апробация комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (сентябрь-октябрь 2019 г.).
4. Обобщение результатов исследования (ноябрь 2019-май 2020 гг.).
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме формирования партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка;
2) метод наблюдения, изучения опыта, беседы, эксперимента;
База эксперимента: город Челябинск, МБОУ «Гимназия №1».
Научная новизна работы состоит в уточнении определения партисипативности, в создании критериально-уровневой основы развития партисипативности у обучающихся, в создании комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что созданный комплекс методов и приемов, направленный на формирование партисипативности обучающихся, можно применять на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе и других образовательных организациях, где изучается иностранный язык.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов совершенствования современного образования. ФГОС является принципиально новым документом, разработанным на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
Изменения, которые произошли в системе образования в последнее время, дали почву к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения иностранному языку обязан отвечать всем требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков не устанавливается конкретных комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубоких основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникации, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Коммуникативные УУД гарантируют социальную подготовленность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, вливаться в группу сверстников и вступать в продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
- постановка вопросов,
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
- разрешение конфликтов,
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация,
- управление поведением партнера,
- контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Формирование вышеназванных УУД наиболее эффективно будут проходить в рамках следующих обучающих технологий:
1) Технология интерактивного обучения. Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации обучающихся.
2) Информационно-коммуникационная технология обучения. Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3) Технология проблемного обучения. Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4) Метод проектов. Можно предложить ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
5) Игровая технология. Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется современными тенденциями развития образования в обществе.
Большинство современных педагогических технологий основываются на принципе партисипативности. Понятие «партисипативность» часто соотносится с такими понятиями, как «вовлеченность», «соучастие», «участие». Понятие «партисипативность» появилось в педагогике из общей теории управления.
Актуальность вышеназванной проблемы обусловила выбор темы исследования:«Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка».
Объектом нашего исследования является процесс обучения на уроке иностранного языка.
Предмет исследования - партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка.
Цель исследования: создание и апробация комплекса методов обучения на уроке иностранного языка, базирующегося на партисипации.
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет более эффективным, если в основе взаимодействия между учителем и обучающимися будет партисипация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обобщить эффективный педагогический опыт.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
4. Выявить и экспериментально проверить комплекс методов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В партисипативном педагогическом взаимодействии именно педагог выступает инициатором такого взаимодействия для решения педагогических задач в процессе учебной деятельности. У него появляется значительно больше возможностей использовать потенциал коммуникации для эффективного управления процессом обучения (планирование, организация, мониторинг, контроль, мотивация занятий) и повышением качества образования обучающихся. Для реализации партисипативного подхода важен особый способ организации образовательного пространства, определенная манера поведения, скрупулезный подбор технологий. При этом необходимо учитывать, что обучающийся нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.
В итоге резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется изменение их взаимоотношений, которые открывают возможность для самореализации обучающегося.
Этапы исследования:
1. Изучение теоретического материала по проблеме партисипации как способа взаимодействия на уроке иностранного языка (февраль-март 2019 г.).
2. Создание комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (апрель-август 2019 г).
3. Апробация комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка (сентябрь-октябрь 2019 г.).
4. Обобщение результатов исследования (ноябрь 2019-май 2020 гг.).
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме формирования партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка;
2) метод наблюдения, изучения опыта, беседы, эксперимента;
База эксперимента: город Челябинск, МБОУ «Гимназия №1».
Научная новизна работы состоит в уточнении определения партисипативности, в создании критериально-уровневой основы развития партисипативности у обучающихся, в создании комплекса методов и приемов, направленных на формирование партисипативности обучающихся на уроке иностранного языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что созданный комплекс методов и приемов, направленный на формирование партисипативности обучающихся, можно применять на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе и других образовательных организациях, где изучается иностранный язык.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы.
На основании анализа научной литературы нами были раскрыты основные понятия, необходимые для нашего исследования, такие как: партисипация, партисипативность, партисипативный подход, взаимодействие.
Исходя из теоретико-методологического анализа были определены психолого-педагогические методы, позволяющие провести научное исследование.
Проанализировав эффективный педагогический опыт и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, были определены стратегии формирования партисипативности обучающихся, а именно, создан и теоретически обоснован комплексметодов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В ходе эксперимента мы установили, что данный комплекс методов был эффективен на уроках иностранного языка.
Данный комплекс можно использовать в общеобразовательных школах или учреждениях, где изучается иностранный язык.
Исходя из теоретико-методологического анализа были определены психолого-педагогические методы, позволяющие провести научное исследование.
Проанализировав эффективный педагогический опыт и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, были определены стратегии формирования партисипативности обучающихся, а именно, создан и теоретически обоснован комплексметодов обучения на уроке иностранного языка, в основе которого лежит взаимодействие и партисипация.
В ходе эксперимента мы установили, что данный комплекс методов был эффективен на уроках иностранного языка.
Данный комплекс можно использовать в общеобразовательных школах или учреждениях, где изучается иностранный язык.



