Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуализация психолого-педагогическое сопровождения младших дошкольников с OHP II уровня в процессе реализации адаптированных образовательных программ

Работа №80398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования 8
1.1 Понятие ОНР в специальной литературе 8
1.2 Теоретические основы индивидуализации и разработка индивидуальных программ для детей младшего дошкольного возраста 20
1.3 Понятие психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в
педагогической литературе 36
Выводы по I главе 44
Глава 2. Разработка индивидуальных программ для младших дошкольников с ОНР II уровня 45
2.1 Результаты и анализ состояния речевого развития у младших
дошкольников с ОНР II уровня 45
2.2 Разработка индивидуальных программ для младших дошкольников с ОНР II уровня и результаты ее реализации 59
Выводы по 2 главе 75
Заключение 76
Список литературы

Современный этап развития теории и практики дошкольной психологии и педагогики, специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несформированности механизмов речевой и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из актуальных задач специальной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии у детей и их коррекция.
В психическом развитии ребенка особо значимо раннее обучение, в процессе которого определенные функции особенно чувствительны к внешним воздействиям и активно развиваются. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.Т. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Достаточно раннее начало целенаправленной работы обеспечивает не только коррекцию, но и предупреждение многих вторичных нарушений в развитии.
Открытие широкой сети специальных дошкольных учреждений, в том числе специальных групп и детских садов для детей с нарушениями речи, вызывает необходимость более углубленного изучения детей младшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами.
При всей многогранности и разносторонности психолого-педагогических исследований, посвященных изучению детей с общим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста (И.Т. Власенко, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина др.) анализу различных сторон психического развития детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи в специальной литературе не уделено достаточного внимания. Между тем, именно состояние и развитие коммуникативной и познавательной деятельности детей оказывает первостепенную роль на развитие речи маленького ребенка.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой
образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования.
С другой стороны - это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение
младших дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: разработка индивидуальной программы для младших дошкольников с ОНР II уровня в процессе реализации АООП.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать возможность реализации и эффективность индивидуальных программ для младших дошкольников с ОНР II уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние речи у младших дошкольников с ОНР II уровня речевого развития.
3. Разработать индивидуальные программы для младших дошкольников с ОНР II уровня речевого развития.
Гипотеза: индивидуализация психолого-педагогического
сопровождения будет эффективна, если разработать индивидуальные программы и реализовать их в процессе освоения АООП.
Теоретическая значимость: уточнено понятие индивидуализация
психолого-педагогического сопровождения, представлена структура
разработки индивидуальной программы.
Практическая значимость: разработка индивидуальных программ,
которые могут быть использованы в работе воспитателя и логопеда при оказании помощи младшим дошкольникам с ОНР II уровня.
База проведения эксперимента:
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Д/с №19»
Приняли участие в эксперименте 5 детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Структура исследования:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несформированности механизмов речевой и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из актуальных задач специальной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии у детей и их коррекция.
В психическом развитии ребенка особо значимо раннее обучение, в процессе которого определенные функции особенно чувствительны к внешним воздействиям и активно развиваются. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.Т. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Достаточно раннее начало целенаправленной работы обеспечивает не только коррекцию, но и предупреждение многих вторичных нарушений в развитии.
Опираясь на данные современной педагогики и психологии по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта изучения речевого развития детей с ОНР, мы пришли к выводу, что при построении коррекционного процесса лучше использовать индивидуализацию обучения.
На теоретическом этапе нашего исследования, нами была изучена проблема индивидуализации психолого-педагогического сопровождения на современном этапе.
Нами было выяснено, что под индивидуализацией понимается дифференциация учебного материала, разработка систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка.
Мы подробно изучили понятие и структуру психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и пришли к выводу, что данной категории детей необходимо данное сопровождение.
В ходе проведенного исследования мы выявили, что у детей нарушены
все компоненты речевой системы. Поэтому при планировании
коррекционных занятий необходимо подбирать задания с учетом имеющихся нарушений в процессе реализации адаптированной образовательной программы.
Основной задачей при составлении индивидуальной программ для младших дошкольников с ОНР II уровня являлась разработка рекомендаций по взаимосвязи специалистов, педагогов и родителей в ходе логопедических индивидуальных и подгрупповых занятий, а так же занятий воспитателя, музыкального руководителя, физкультурного работника, и занятий психолога.
Результаты мониторинга показывают эффективность нашей работы. Поэтому необходимо продолжать коррекционную работу с младшими дошкольниками с ОНР II уровня по всем направлениям индивидуального психолого-педагогического сопровождения, так как такой подход к коррекционной работе дает положительный результат и может быть реализован в рамках адаптированной образовательной программы.



1. Алхазишвили, А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. - М.: 2003. - 376 с.
2. Артамонова С. В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции в условиях детской поликлиники // Логопедия. - 2007. - № 2. - С. 12-18.
3. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. - СПб. : Каро, 2005. - 176 с.
4. Балканская, Н. Преодоление негативных реакций родителей детей с нарушениями речи предпосылка подготовки кадров по специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков / Н. Балканская. - М.: София, 2001.
5. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольников / Г. Бардиер, Н. Разман, Т. Чередникова. - СПб. Дорваль, 2013.- 30 с.
6. Белошистая, А. Развиваем связную речь [Текст] / А. Белошистая, А. Смага // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 20-26.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104
8. Беккер, К.П., Совак М. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1998. - 288 с.
9. Бондаренко Л. Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2008. - № 1. - С. 33-40.
10. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56.
11. Ванюхина, Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина // Логопед, №3 - 2009.
12. Верцинская, Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983
13. Веселовская Л. В. Обучение рассказу дошкольников с ОНР // Логопед в дет. саду. - 2005. - № 4. - С. 13-14.
14. Визель, Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. - 48 с.
15. Воробьёва, В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. - М.: Астрель, 2007. - 158с.
16. Волковская Т. Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи : (эксперимент. изучение) // Спец. психология. - 2008. - № 3. - С. 37-47.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1991.-480 с.
18. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / под ред. И.Ю. Кондратенко. - М., 2010. - 269 с.
19. Глистина И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 5. - С. 30-35.
20. Горчакова А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. М. Горчакова, Ю. А. Трефилова // Логопед в дет. саду. - 2004. - № 1. - С. 58-69.
21. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. - М.: 2001. - № 6
20. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. - 320 с.
21. Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство : сб. науч. тр. регион. науч. - практ. конф. [Текст] / [редкол.: Т. Г. Сазикова и др.]. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 108 с.
22. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. Г. Зикеев. - Москва: Academia, 2000. - 198 c.
23. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 (050715) - Логопедия [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва: Academia, 2006. - 318 с.
24. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : Монография. - СПб. : Каро, 2006. - 238 с.
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 2007. -128 с.
26. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М.: 2012. - 365 с.
27. Казакова, Е. И. Сопровождение развития - новая образовательная технология // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 2001. - С. 9-14
28. Кириенко, С. Д. Условия становления инициативности у детей дошкольного возраста / С. Д. Кириенко // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации» 26-28 мая 2010 г.). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 117-123.
29. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема [Текст] / А. А. Кирсанов. - Казань, - 1982.
30. Кирсанов, А. А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников [Текст] / А. А. Кирсанов. - Казань, - 1980
31. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М.
Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. - 176 с
32. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с,
33. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2007. - 277 с.
34. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред.Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2006. - С. 143-151.
35. Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина. - Харьков, 2001. - 23 - 28 с
36. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Учебн. пособие для студ. высш. пед. заведений / И.Ю. Левченко, Д.М. Забрамной. - М.: Академия, 2003.
37. Лукина Н. А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 38-40.
38. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000.
39. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования
индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
40. Методические рекомендации по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ // Справочник заместителя директора школы[Текст] /2016. - № 5.
41. Микляева Ю. В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР II уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 43-49.
42. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 56-64.
43. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. - М.: Детство - Пресс, 2009. - 288 с.
44. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР // Дошк. педагогика. - 2005. - № 4. - С. 27¬30.
45. Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897
[Текст] // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
46. Образование лиц с ОВЗ. ФГОС для детей с ОВЗ [Текст] // Образовательная политика. - 2015. - № 3.
47. Педагогическая энциклопедия [Текст] : в 4 т. / под ред. И. А. Каирова. - М. : Советская энциклопедия, 1965 - Т. 2 : Ж-М. - 1965. - 912 с.
48. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе: монография / под ред. Л. В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 184 с.
49. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007 - 720 с.
51. Рудей Ю. С. Нейропсихологический метод в системе изучения детей с общим недоразвитием речи // Спец. психология. - 2008. - № 3. - С. 57¬
59.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
53. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. - М. : Аcademia, 2005. - 144 с.
54. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-пресс, 1995.- 384 с.
55. Субботина, Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 5. - С. 120-125.
56. Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. - С. 54-58.
57. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э Унт. - М.: Педагогика, 1990.
58. Упражнения на развитие мелкой моторики : Для детей ст. дошк. возраста с ОНР // Дошк. воспитание. - 1998. - № 9. - С. 41-43.
59. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/О. С. Ушакова. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
60. Филичева Т.Б.Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М: Эксмо, 2015. - 320 с
61. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-метод. Рекомендации [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- Москва: Дрофа, 2009. - 189 с.
62. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учеб. - метод. пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва: Гном-Пресс, 1999. - 127 с.
63. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Изд. 3-е. - М. : Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2005. - 212 с. - (Библиотека логопеда-практика).
64. Чурсина Н. П. Особенности речевого и эмоционального общения родителей с детьми, имеющими проблемы речевого развития (ОНР) // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - № 1. - С. 8-14.
65. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: 2006. Гл.8. - С. 402-417.
66. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его
функционирование / Л.П. Якубинский. - М.: 2008. Гл. 1. - С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ