ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых
людей к людям с ограниченными возможностями здоровья
1. Эволюция отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.
1.1.1. Первый этап - античность.
1.1.2. Второй этап - эпоха возрождения.
1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необ-ходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.).
1.1.4. Четвёртый период - от обучения отдельных категорий ано¬мальных детей к дифференцированной системе специального образова¬ния (нач. XX в. - 70-е гг.).
1.1.5. Пятый период - от изоляции к интеграции (70-е гг. XX в. - ?).
1.2 Характеристика психологических барьеров общения.
1.3 Роль эмпатии, осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ и наличие опыта взаимодействия в формировании психологических барьеров.
Выводы к первой главе
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Планирование исследования
2.2 Характеристика групп испытуемых
2.3 Методы исследования
2.4 Методы статистической обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей психоло-
гических барьеров общения здоровых школьников
3.1 Общая характеристика отношения к людям с ограниченными воз-можностями здоровья.
3.2 Характеристика уровней психологических барьеров, эмпатии, осведомлённости и опыта взаимодействия.
3.3 Взаимосвязь показателей уровня психологических барьеров и уровня эмпатии, осведомлённости, опыта взаимодействия.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых
людей к людям с ограниченными возможностями здоровья
1. Эволюция отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.
1.1.1. Первый этап - античность.
1.1.2. Второй этап - эпоха возрождения.
1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необ-ходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.).
1.1.4. Четвёртый период - от обучения отдельных категорий ано¬мальных детей к дифференцированной системе специального образова¬ния (нач. XX в. - 70-е гг.).
1.1.5. Пятый период - от изоляции к интеграции (70-е гг. XX в. - ?).
1.2 Характеристика психологических барьеров общения.
1.3 Роль эмпатии, осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ и наличие опыта взаимодействия в формировании психологических барьеров.
Выводы к первой главе
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Планирование исследования
2.2 Характеристика групп испытуемых
2.3 Методы исследования
2.4 Методы статистической обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей психоло-
гических барьеров общения здоровых школьников
3.1 Общая характеристика отношения к людям с ограниченными воз-можностями здоровья.
3.2 Характеристика уровней психологических барьеров, эмпатии, осведомлённости и опыта взаимодействия.
3.3 Взаимосвязь показателей уровня психологических барьеров и уровня эмпатии, осведомлённости, опыта взаимодействия.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на протяжении многих веков и по сей день носит сложный и противоречивый характер. Трудности, с которыми сталкиваются в процессе социализации общество без отклонений в развитии и люди с ограниченными возможностями здоровья в периоды модернизации и обновления общественного строя обостряются.
Интеграция является наиболее эффективной моделью для социализации. В таком положении на первый план выступают проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых людей, создание для них без барьерной среды, а также адаптация здоровых детей к детям с ОВЗ.
Успех социальной интеграции людей с ограниченными возможностями зависит не только от особенностей развития личности с ОВЗ, но и от окружающего социума и принятия таких людей как полноценных членов общества. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что люди без отклонений в развитии имеют ряд психологических проблем, связанных с непринятием таких людей, с негативным отношением к ним, которые препятствуют продуктивному общению и тем самым негативно влияют на процессы интеграции.
Актуальность исследования. На сегодняшний день, политика Российской федерации направленна на создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различные социальные институты. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно законодательству, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [88].
Вместе с тем, по оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе [61], а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4-5% [34]. По результатам исследований Л.М. Шипициной распространённость такого диагноза как ЗПР - задержка психического развития, среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8-10% в общей структуре психической болезненности [91]. А с 1990 по 2003 год зарегистрирован пятикратный рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ [91]. На сегодняшний день дети с ЗПР являются наиболее многочисленной группой, которые обучаются в общеобразовательных школах с детьми с нормой психического развития. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу.
Создание благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ является важной и одновременно сложной задачей, которая стоит перед обществом. В настоящее время необходимым условием успешной инклюзии признается готовность общества к психологическому принятию в качестве равноценных личностей, достойных уважения и равноправного общения. Общение является важнейшим компонентом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день существует не малое количество информации, посвящённой проблемам взаимодействия ребёнка с ОВЗ с различными группами населения. Освещаются трудности формирования отношения в семьях, в частности разработки в области благоприятных отношений родителей к детям с задержкой психического развития (ЗПР). Влияние родительского отношения на развитие ребёнка изучали: A. А. Бодалев, А. Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.М. Минияров, И.М. Никольская, С.Н. Сорокоумова, В.В. Столин, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, Э.Г. Эйдемиллер, Е.В. Милюкова, Л.А. Пастухова. Исследуются проблемы формирования эмпатичного и толерантного отношения специалистов - психологов, педагогов, врачей к детям с ОВЗ (Лыкова И.А., Буренина А.И., Борякова Н. Ю., Кувалдина Е.А., Перевалова Н.Е., Черкасова С. А., Бородина В. А.). Изучаются психологические и социальные трудно сти, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ (А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, Р. Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи).
Но без достаточного освещения проблем общения, с которыми сталкиваются здоровые сверстники по отношению к детям с ОВЗ, картина становится не полной. К сожалению, исследований, которые изучают данную тему крайне невелико.
Несомненно, есть работы, посвящённые изучению отношений и взаимодействий здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (C.B. Алехина, Л.Н. Давыдова, Ю.М. Забродин,
Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев, Н.Н. Малофеев. Н.Н. Назарова, JI.M. Шипицына, Н.Д. Шматко), но в большинстве своём они делают акцент на исследование проблем инклюзивного образования, а вопросы о причинах появления психологических барьеров у школьников с нормой в развитии недостаточно раскрыты. Именно этим и обусловлена наша актуальность. Изучение особенностей психологических барьеров общения, с которыми сталкиваются здоровые дети при взаимодействии с детьми с ОВЗ, в значительной мере поспособствует созданию благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ .
В отечественной и зарубежной психологии существуют сведения, экспериментальные факты о наличии свойств и характеристик личности, которые являются внутренними, субъективными условиями, приводящими к объективным затруднениям в общении, к появлению психологических барьеров общения у любых участников взаимодействия, как у людей с нормой в развитии, так и у людей с нарушениями в развитии (A.A. Бодалев, 1982; В.Н. Куницына, 1995; Л. А. Петровская, 1989; Э. Фромм, 1991; К. Хории, 1993; N. Couplandetal., 1992; N.M. Henley et al., 1992 и др.).
Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными спо собно стями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных - негативных отношений к другому (A.A. Бодалев, 1975; А.К. Бохарт, 1993; Т.П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И.М. Юсупов, 1995; G. Barrett-Lennard, 1993; S.R. Deitz et al, 1982; N. Eisenberg, 1988; D.A. Houston, 1990; D. Lisak et al 1995; M.V. Redmond, 1989; D. Richardson, 1993 и др.). Отношения, включающие симпатию, доверие, принятие, эмоциональную близость, поддержку, уважение к другому и т.д., выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии.
Таким образом, анализ подходов к трактовке взаимосвязей между системой отношений и эмпатией личности свидетельствует о том, что система отношений к другому определяется особенностью проявления эмпатии к нему, и, следовательно, мы можем предположить, что недо статочный уровень развития эмпатии у человека может привести к возникновению у него психологиче ских барьеров по отношению к другому человеку.
Вместе с тем, важными факторами в формировании принимающего отношения являются наличие опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ в повседневной жизни и осведомлённость об их особенностях (Н.А. Коростелева, А. М. Краснов, В.В. Леонов, А. В. Иванов, О.Н. Турукина, М. Д. Коновалова, Л. М. Шипицына и др.). Исследователи указывают на то, что при отсутствии опыта общения и недостаточной осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ, эти факторы на ряду с эмпатией оказывают влияние на возникновение затруднений в общения, на возникновение психологический барьеров общения.
Цель исследования: изучить характеристики психологических барьеров общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов, которые возникают при общении с детьми с ЗПР.
Объект исследования: школьники 9-го, 10-го и 10-го классов средней общеобразовательной школы Фрунзенского района Санкт- Петербурга.
Предмет исследования: психологические барьеры общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов по отношению к детям с ЗПР.
Гипотеза исследования: опираясь на концептуальную основу исследования, мы можем предположить, что одними из значимых факторов, которые тесно взаимосвязаны с возникновением психологических барьеров общения являются недостаточно развитая способность к эмпатии, низкий уровень информированность об особенностях людей с ОВЗ и отсутствие опыта взаимодействия с такими людьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть характеристики психологических барьеров общения.
2.Оценить отношение детей с нормативным психическим развитием (НПР) к детям с задержкой психического развития (ЗПР) и выявить наличие психологических барьеров общения.
3. Изучить уровень эмпатии у школьников с НПР.
4.Определить наличие опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ у школьников с НПР.
5.Оценить уровень осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ у школьников с НПР.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились концепция субъекта деятельности и общения, положение об отношениях к другому как целостному, устойчивому личностному образованию (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, СЛ. Рубипштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); представление о динамично сти - устойчивости факторов затрудненного 10
общения, об их объективно - субъективной природе (A.A. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабупская, Л. А. Петровская).
Методы исследования: эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос); статистические (математическая обработка полученных результатов, корреляционный анализ).
Методики, используемые в исследовании:
Для исследования структуры затруднённых межличностных отношений участников исследования была использована методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского. Для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как 1) уровень выраженности способности к эмоциональному отклику па переживания другого и 2) степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии была использована "Шкала эмоционального отклика" по А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для изучения уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении была использована методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В .А. Лабунской. Для анализа личностного опыта
взаимодействия с детьми с ОВЗ и для изучения осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ использовалась анкета для изучения отношения к детям-инвалидам Ф. Э. Шереги.
Объект исследования.
В исследовании приняли участие 75 школьников. Методом рандомизации было отобрано по 25 человек с 9-го, 10-го и 11-го класса. Возрастной состав от 14 до 17 лет.
Научная новизна данной работы состоит в постановке проблемы психологических барьеров общения проявляющихся в отношении здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В данном исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязей между психологическими барьерами общения и такими факторами как - способность к эмпатии, уровень осведомлённости об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия с такими людьми.
Теоретическая и практическая значимость.
Проведенное исследование углубляет и расширяет существующие представления о психологический барьерах общения здоровых детей в отношении взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Данные о взаимодействии детей без отклонений в развитии и детей с ОВЗ дополняют информацию о психологических барьерах общения, которые возникают при инклюзивном образовании .
Разработаны рекомендаций для успешного взаимодействия здоровых детей с детьми с ОВЗ, а также рекомендации по преодолению психологических барьеров общения.
Интеграция является наиболее эффективной моделью для социализации. В таком положении на первый план выступают проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых людей, создание для них без барьерной среды, а также адаптация здоровых детей к детям с ОВЗ.
Успех социальной интеграции людей с ограниченными возможностями зависит не только от особенностей развития личности с ОВЗ, но и от окружающего социума и принятия таких людей как полноценных членов общества. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что люди без отклонений в развитии имеют ряд психологических проблем, связанных с непринятием таких людей, с негативным отношением к ним, которые препятствуют продуктивному общению и тем самым негативно влияют на процессы интеграции.
Актуальность исследования. На сегодняшний день, политика Российской федерации направленна на создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различные социальные институты. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно законодательству, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [88].
Вместе с тем, по оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе [61], а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4-5% [34]. По результатам исследований Л.М. Шипициной распространённость такого диагноза как ЗПР - задержка психического развития, среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8-10% в общей структуре психической болезненности [91]. А с 1990 по 2003 год зарегистрирован пятикратный рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ [91]. На сегодняшний день дети с ЗПР являются наиболее многочисленной группой, которые обучаются в общеобразовательных школах с детьми с нормой психического развития. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу.
Создание благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ является важной и одновременно сложной задачей, которая стоит перед обществом. В настоящее время необходимым условием успешной инклюзии признается готовность общества к психологическому принятию в качестве равноценных личностей, достойных уважения и равноправного общения. Общение является важнейшим компонентом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день существует не малое количество информации, посвящённой проблемам взаимодействия ребёнка с ОВЗ с различными группами населения. Освещаются трудности формирования отношения в семьях, в частности разработки в области благоприятных отношений родителей к детям с задержкой психического развития (ЗПР). Влияние родительского отношения на развитие ребёнка изучали: A. А. Бодалев, А. Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.М. Минияров, И.М. Никольская, С.Н. Сорокоумова, В.В. Столин, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, Э.Г. Эйдемиллер, Е.В. Милюкова, Л.А. Пастухова. Исследуются проблемы формирования эмпатичного и толерантного отношения специалистов - психологов, педагогов, врачей к детям с ОВЗ (Лыкова И.А., Буренина А.И., Борякова Н. Ю., Кувалдина Е.А., Перевалова Н.Е., Черкасова С. А., Бородина В. А.). Изучаются психологические и социальные трудно сти, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ (А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, Р. Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи).
Но без достаточного освещения проблем общения, с которыми сталкиваются здоровые сверстники по отношению к детям с ОВЗ, картина становится не полной. К сожалению, исследований, которые изучают данную тему крайне невелико.
Несомненно, есть работы, посвящённые изучению отношений и взаимодействий здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (C.B. Алехина, Л.Н. Давыдова, Ю.М. Забродин,
Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев, Н.Н. Малофеев. Н.Н. Назарова, JI.M. Шипицына, Н.Д. Шматко), но в большинстве своём они делают акцент на исследование проблем инклюзивного образования, а вопросы о причинах появления психологических барьеров у школьников с нормой в развитии недостаточно раскрыты. Именно этим и обусловлена наша актуальность. Изучение особенностей психологических барьеров общения, с которыми сталкиваются здоровые дети при взаимодействии с детьми с ОВЗ, в значительной мере поспособствует созданию благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ .
В отечественной и зарубежной психологии существуют сведения, экспериментальные факты о наличии свойств и характеристик личности, которые являются внутренними, субъективными условиями, приводящими к объективным затруднениям в общении, к появлению психологических барьеров общения у любых участников взаимодействия, как у людей с нормой в развитии, так и у людей с нарушениями в развитии (A.A. Бодалев, 1982; В.Н. Куницына, 1995; Л. А. Петровская, 1989; Э. Фромм, 1991; К. Хории, 1993; N. Couplandetal., 1992; N.M. Henley et al., 1992 и др.).
Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными спо собно стями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных - негативных отношений к другому (A.A. Бодалев, 1975; А.К. Бохарт, 1993; Т.П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И.М. Юсупов, 1995; G. Barrett-Lennard, 1993; S.R. Deitz et al, 1982; N. Eisenberg, 1988; D.A. Houston, 1990; D. Lisak et al 1995; M.V. Redmond, 1989; D. Richardson, 1993 и др.). Отношения, включающие симпатию, доверие, принятие, эмоциональную близость, поддержку, уважение к другому и т.д., выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии.
Таким образом, анализ подходов к трактовке взаимосвязей между системой отношений и эмпатией личности свидетельствует о том, что система отношений к другому определяется особенностью проявления эмпатии к нему, и, следовательно, мы можем предположить, что недо статочный уровень развития эмпатии у человека может привести к возникновению у него психологиче ских барьеров по отношению к другому человеку.
Вместе с тем, важными факторами в формировании принимающего отношения являются наличие опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ в повседневной жизни и осведомлённость об их особенностях (Н.А. Коростелева, А. М. Краснов, В.В. Леонов, А. В. Иванов, О.Н. Турукина, М. Д. Коновалова, Л. М. Шипицына и др.). Исследователи указывают на то, что при отсутствии опыта общения и недостаточной осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ, эти факторы на ряду с эмпатией оказывают влияние на возникновение затруднений в общения, на возникновение психологический барьеров общения.
Цель исследования: изучить характеристики психологических барьеров общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов, которые возникают при общении с детьми с ЗПР.
Объект исследования: школьники 9-го, 10-го и 10-го классов средней общеобразовательной школы Фрунзенского района Санкт- Петербурга.
Предмет исследования: психологические барьеры общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов по отношению к детям с ЗПР.
Гипотеза исследования: опираясь на концептуальную основу исследования, мы можем предположить, что одними из значимых факторов, которые тесно взаимосвязаны с возникновением психологических барьеров общения являются недостаточно развитая способность к эмпатии, низкий уровень информированность об особенностях людей с ОВЗ и отсутствие опыта взаимодействия с такими людьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть характеристики психологических барьеров общения.
2.Оценить отношение детей с нормативным психическим развитием (НПР) к детям с задержкой психического развития (ЗПР) и выявить наличие психологических барьеров общения.
3. Изучить уровень эмпатии у школьников с НПР.
4.Определить наличие опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ у школьников с НПР.
5.Оценить уровень осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ у школьников с НПР.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились концепция субъекта деятельности и общения, положение об отношениях к другому как целостному, устойчивому личностному образованию (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, СЛ. Рубипштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); представление о динамично сти - устойчивости факторов затрудненного 10
общения, об их объективно - субъективной природе (A.A. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабупская, Л. А. Петровская).
Методы исследования: эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос); статистические (математическая обработка полученных результатов, корреляционный анализ).
Методики, используемые в исследовании:
Для исследования структуры затруднённых межличностных отношений участников исследования была использована методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского. Для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как 1) уровень выраженности способности к эмоциональному отклику па переживания другого и 2) степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии была использована "Шкала эмоционального отклика" по А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для изучения уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении была использована методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В .А. Лабунской. Для анализа личностного опыта
взаимодействия с детьми с ОВЗ и для изучения осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ использовалась анкета для изучения отношения к детям-инвалидам Ф. Э. Шереги.
Объект исследования.
В исследовании приняли участие 75 школьников. Методом рандомизации было отобрано по 25 человек с 9-го, 10-го и 11-го класса. Возрастной состав от 14 до 17 лет.
Научная новизна данной работы состоит в постановке проблемы психологических барьеров общения проявляющихся в отношении здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В данном исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязей между психологическими барьерами общения и такими факторами как - способность к эмпатии, уровень осведомлённости об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия с такими людьми.
Теоретическая и практическая значимость.
Проведенное исследование углубляет и расширяет существующие представления о психологический барьерах общения здоровых детей в отношении взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Данные о взаимодействии детей без отклонений в развитии и детей с ОВЗ дополняют информацию о психологических барьерах общения, которые возникают при инклюзивном образовании .
Разработаны рекомендаций для успешного взаимодействия здоровых детей с детьми с ОВЗ, а также рекомендации по преодолению психологических барьеров общения.
Проведённое исследование посвящено изучению психологических барьеров общения у здоровых старших школьников в условиях частичной инклюзии. А также изучению взаимосвязи психологических барьеров общения с показателями эмпатии, о сведомлённостью об особенностях и возможностях людей с ОВЗ и опытом взаимодействия с ними.
С высокой степенью достоверности можно сказать, что наличие высокого уровня психологических барьеров общения по отношению к детям с ОВЗ негативно сказывается не только на процесс взаимодействия детей в одной школе, но и на сам процесс интеграции детей с ОВЗ в общество. Результаты исследования указывают на необходимость развития способности к эмпатии у школьников, обогащения их опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ и на повышение уровня осведомлённости о том, как живут эти дети, какие у них есть возможности, что они могу, а также какие у них имеются особенности и потребности.
Как и предполагалось высокий уровень психологических барьеров общения тесно взаимосвязан с низкими показателями способности к эмпатии, с низким уровнем осведомлённости о людях с ОВЗ и недостаточным опытом взаимодействия с ними. Хотя результаты корреляционного исследования не говорят о причинно-следственной связи, мы можем говорить о том, что для успешного процесса инклюзии, в частности для решения проблемы психологических барьеров общения детей с нормой психического развития целесообразно развивать способности эмпатии у детей, просвещать их об особенностях и потребностях детей с ОВЗ, а также организовывать совместное времяпрепровождения для получения непосредственного опыта общения. По данным корреляционного анализа повышение этих показателей приведёт к понижению уровня психологических барьеров. А это в свою очередь, будет благоприятно влиять на процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также нами был разработан ряд рекомендаций, направленный на преодоление психологических барьеров общения.
С высокой степенью достоверности можно сказать, что наличие высокого уровня психологических барьеров общения по отношению к детям с ОВЗ негативно сказывается не только на процесс взаимодействия детей в одной школе, но и на сам процесс интеграции детей с ОВЗ в общество. Результаты исследования указывают на необходимость развития способности к эмпатии у школьников, обогащения их опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ и на повышение уровня осведомлённости о том, как живут эти дети, какие у них есть возможности, что они могу, а также какие у них имеются особенности и потребности.
Как и предполагалось высокий уровень психологических барьеров общения тесно взаимосвязан с низкими показателями способности к эмпатии, с низким уровнем осведомлённости о людях с ОВЗ и недостаточным опытом взаимодействия с ними. Хотя результаты корреляционного исследования не говорят о причинно-следственной связи, мы можем говорить о том, что для успешного процесса инклюзии, в частности для решения проблемы психологических барьеров общения детей с нормой психического развития целесообразно развивать способности эмпатии у детей, просвещать их об особенностях и потребностях детей с ОВЗ, а также организовывать совместное времяпрепровождения для получения непосредственного опыта общения. По данным корреляционного анализа повышение этих показателей приведёт к понижению уровня психологических барьеров. А это в свою очередь, будет благоприятно влиять на процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также нами был разработан ряд рекомендаций, направленный на преодоление психологических барьеров общения.
Подобные работы
- Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в
реализации права на образование
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



