АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых
людей к людям с ограниченными возможностями здоровья
1. Эволюция отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.
1.1.1. Первый этап - античность.
1.1.2. Второй этап - эпоха возрождения.
1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необ-ходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.).
1.1.4. Четвёртый период - от обучения отдельных категорий ано¬мальных детей к дифференцированной системе специального образова¬ния (нач. XX в. - 70-е гг.).
1.1.5. Пятый период - от изоляции к интеграции (70-е гг. XX в. - ?).
1.2 Характеристика психологических барьеров общения.
1.3 Роль эмпатии, осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ и наличие опыта взаимодействия в формировании психологических барьеров.
Выводы к первой главе
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Планирование исследования
2.2 Характеристика групп испытуемых
2.3 Методы исследования
2.4 Методы статистической обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей психоло-
гических барьеров общения здоровых школьников
3.1 Общая характеристика отношения к людям с ограниченными воз-можностями здоровья.
3.2 Характеристика уровней психологических барьеров, эмпатии, осведомлённости и опыта взаимодействия.
3.3 Взаимосвязь показателей уровня психологических барьеров и уровня эмпатии, осведомлённости, опыта взаимодействия.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на протяжении многих веков и по сей день носит сложный и противоречивый характер. Трудности, с которыми сталкиваются в процессе социализации общество без отклонений в развитии и люди с ограниченными возможностями здоровья в периоды модернизации и обновления общественного строя обостряются.
Интеграция является наиболее эффективной моделью для социализации. В таком положении на первый план выступают проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых людей, создание для них без барьерной среды, а также адаптация здоровых детей к детям с ОВЗ.
Успех социальной интеграции людей с ограниченными возможностями зависит не только от особенностей развития личности с ОВЗ, но и от окружающего социума и принятия таких людей как полноценных членов общества. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что люди без отклонений в развитии имеют ряд психологических проблем, связанных с непринятием таких людей, с негативным отношением к ним, которые препятствуют продуктивному общению и тем самым негативно влияют на процессы интеграции.
Актуальность исследования. На сегодняшний день, политика Российской федерации направленна на создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различные социальные институты. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно законодательству, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [88].
Вместе с тем, по оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе [61], а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4-5% [34]. По результатам исследований Л.М. Шипициной распространённость такого диагноза как ЗПР - задержка психического развития, среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8-10% в общей структуре психической болезненности [91]. А с 1990 по 2003 год зарегистрирован пятикратный рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ [91]. На сегодняшний день дети с ЗПР являются наиболее многочисленной группой, которые обучаются в общеобразовательных школах с детьми с нормой психического развития. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу.
Создание благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ является важной и одновременно сложной задачей, которая стоит перед обществом. В настоящее время необходимым условием успешной инклюзии признается готовность общества к психологическому принятию в качестве равноценных личностей, достойных уважения и равноправного общения. Общение является важнейшим компонентом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день существует не малое количество информации, посвящённой проблемам взаимодействия ребёнка с ОВЗ с различными группами населения. Освещаются трудности формирования отношения в семьях, в частности разработки в области благоприятных отношений родителей к детям с задержкой психического развития (ЗПР). Влияние родительского отношения на развитие ребёнка изучали: A. А. Бодалев, А. Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.М. Минияров, И.М. Никольская, С.Н. Сорокоумова, В.В. Столин, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, Э.Г. Эйдемиллер, Е.В. Милюкова, Л.А. Пастухова. Исследуются проблемы формирования эмпатичного и толерантного отношения специалистов - психологов, педагогов, врачей к детям с ОВЗ (Лыкова И.А., Буренина А.И., Борякова Н. Ю., Кувалдина Е.А., Перевалова Н.Е., Черкасова С. А., Бородина В. А.). Изучаются психологические и социальные трудно сти, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ (А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, Р. Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи).
Но без достаточного освещения проблем общения, с которыми сталкиваются здоровые сверстники по отношению к детям с ОВЗ, картина становится не полной. К сожалению, исследований, которые изучают данную тему крайне невелико.
Несомненно, есть работы, посвящённые изучению отношений и взаимодействий здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (C.B. Алехина, Л.Н. Давыдова, Ю.М. Забродин,
Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев, Н.Н. Малофеев. Н.Н. Назарова, JI.M. Шипицына, Н.Д. Шматко), но в большинстве своём они делают акцент на исследование проблем инклюзивного образования, а вопросы о причинах появления психологических барьеров у школьников с нормой в развитии недостаточно раскрыты. Именно этим и обусловлена наша актуальность. Изучение особенностей психологических барьеров общения, с которыми сталкиваются здоровые дети при взаимодействии с детьми с ОВЗ, в значительной мере поспособствует созданию благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ .
В отечественной и зарубежной психологии существуют сведения, экспериментальные факты о наличии свойств и характеристик личности, которые являются внутренними, субъективными условиями, приводящими к объективным затруднениям в общении, к появлению психологических барьеров общения у любых участников взаимодействия, как у людей с нормой в развитии, так и у людей с нарушениями в развитии (A.A. Бодалев, 1982; В.Н. Куницына, 1995; Л. А. Петровская, 1989; Э. Фромм, 1991; К. Хории, 1993; N. Couplandetal., 1992; N.M. Henley et al., 1992 и др.).
Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными спо собно стями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных - негативных отношений к другому (A.A. Бодалев, 1975; А.К. Бохарт, 1993; Т.П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И.М. Юсупов, 1995; G. Barrett-Lennard, 1993; S.R. Deitz et al, 1982; N. Eisenberg, 1988; D.A. Houston, 1990; D. Lisak et al 1995; M.V. Redmond, 1989; D. Richardson, 1993 и др.). Отношения, включающие симпатию, доверие, принятие, эмоциональную близость, поддержку, уважение к другому и т.д., выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии.
Таким образом, анализ подходов к трактовке взаимосвязей между системой отношений и эмпатией личности свидетельствует о том, что система отношений к другому определяется особенностью проявления эмпатии к нему, и, следовательно, мы можем предположить, что недо статочный уровень развития эмпатии у человека может привести к возникновению у него психологиче ских барьеров по отношению к другому человеку.
Вместе с тем, важными факторами в формировании принимающего отношения являются наличие опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ в повседневной жизни и осведомлённость об их особенностях (Н.А. Коростелева, А. М. Краснов, В.В. Леонов, А. В. Иванов, О.Н. Турукина, М. Д. Коновалова, Л. М. Шипицына и др.). Исследователи указывают на то, что при отсутствии опыта общения и недостаточной осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ, эти факторы на ряду с эмпатией оказывают влияние на возникновение затруднений в общения, на возникновение психологический барьеров общения.
Цель исследования: изучить характеристики психологических барьеров общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов, которые возникают при общении с детьми с ЗПР.
Объект исследования: школьники 9-го, 10-го и 10-го классов средней общеобразовательной школы Фрунзенского района Санкт- Петербурга.
Предмет исследования: психологические барьеры общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов по отношению к детям с ЗПР.
Гипотеза исследования: опираясь на концептуальную основу исследования, мы можем предположить, что одними из значимых факторов, которые тесно взаимосвязаны с возникновением психологических барьеров общения являются недостаточно развитая способность к эмпатии, низкий уровень информированность об особенностях людей с ОВЗ и отсутствие опыта взаимодействия с такими людьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть характеристики психологических барьеров общения.
2.Оценить отношение детей с нормативным психическим развитием (НПР) к детям с задержкой психического развития (ЗПР) и выявить наличие психологических барьеров общения.
3. Изучить уровень эмпатии у школьников с НПР.
4.Определить наличие опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ у школьников с НПР.
5.Оценить уровень осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ у школьников с НПР.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились концепция субъекта деятельности и общения, положение об отношениях к другому как целостному, устойчивому личностному образованию (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, СЛ. Рубипштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); представление о динамично сти - устойчивости факторов затрудненного 10
общения, об их объективно - субъективной природе (A.A. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабупская, Л. А. Петровская).
Методы исследования: эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос); статистические (математическая обработка полученных результатов, корреляционный анализ).
Методики, используемые в исследовании:
Для исследования структуры затруднённых межличностных отношений участников исследования была использована методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского. Для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как 1) уровень выраженности способности к эмоциональному отклику па переживания другого и 2) степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии была использована "Шкала эмоционального отклика" по А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для изучения уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении была использована методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В .А. Лабунской. Для анализа личностного опыта
взаимодействия с детьми с ОВЗ и для изучения осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ использовалась анкета для изучения отношения к детям-инвалидам Ф. Э. Шереги.
Объект исследования.
В исследовании приняли участие 75 школьников. Методом рандомизации было отобрано по 25 человек с 9-го, 10-го и 11-го класса. Возрастной состав от 14 до 17 лет.
Научная новизна данной работы состоит в постановке проблемы психологических барьеров общения проявляющихся в отношении здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В данном исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязей между психологическими барьерами общения и такими факторами как - способность к эмпатии, уровень осведомлённости об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия с такими людьми.
Теоретическая и практическая значимость.
Проведенное исследование углубляет и расширяет существующие представления о психологический барьерах общения здоровых детей в отношении взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Данные о взаимодействии детей без отклонений в развитии и детей с ОВЗ дополняют информацию о психологических барьерах общения, которые возникают при инклюзивном образовании .
Разработаны рекомендаций для успешного взаимодействия здоровых детей с детьми с ОВЗ, а также рекомендации по преодолению психологических барьеров общения.
Проведённое исследование посвящено изучению психологических барьеров общения у здоровых старших школьников в условиях частичной инклюзии. А также изучению взаимосвязи психологических барьеров общения с показателями эмпатии, о сведомлённостью об особенностях и возможностях людей с ОВЗ и опытом взаимодействия с ними.
С высокой степенью достоверности можно сказать, что наличие высокого уровня психологических барьеров общения по отношению к детям с ОВЗ негативно сказывается не только на процесс взаимодействия детей в одной школе, но и на сам процесс интеграции детей с ОВЗ в общество. Результаты исследования указывают на необходимость развития способности к эмпатии у школьников, обогащения их опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ и на повышение уровня осведомлённости о том, как живут эти дети, какие у них есть возможности, что они могу, а также какие у них имеются особенности и потребности.
Как и предполагалось высокий уровень психологических барьеров общения тесно взаимосвязан с низкими показателями способности к эмпатии, с низким уровнем осведомлённости о людях с ОВЗ и недостаточным опытом взаимодействия с ними. Хотя результаты корреляционного исследования не говорят о причинно-следственной связи, мы можем говорить о том, что для успешного процесса инклюзии, в частности для решения проблемы психологических барьеров общения детей с нормой психического развития целесообразно развивать способности эмпатии у детей, просвещать их об особенностях и потребностях детей с ОВЗ, а также организовывать совместное времяпрепровождения для получения непосредственного опыта общения. По данным корреляционного анализа повышение этих показателей приведёт к понижению уровня психологических барьеров. А это в свою очередь, будет благоприятно влиять на процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также нами был разработан ряд рекомендаций, направленный на преодоление психологических барьеров общения.
1. Абдурахманов P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Автореф. дис канд. психол. наук. - М., 1994. - 22 с.
2. Аллахвердова О.В., Иванов Е.М., Мосолов Ю. П. Индивидуальные свойства и эмпатия // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. - М., 1979. - С. 40-42
3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. -
М., 1994. - Т.1. - 399с.
4. Белова Е. А. Особенности отношения младших школьников к сверстни- кам с ограниченными возможностями здоровья // Учён. зап. Рос. гос. соц. ун-та. 2015. № 2. С. 5-11.
5. Бодалев А.А. Международная конференция «Психология общения-2000: проблемы и перспективы» // Мир психологии. 2001. № 1 (25). С. 264-277.
6. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей / А.А. Бодалев. -М.,
1989. -256 с.
7. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5. С. 65-70.
8. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. М., 1989. - 208 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996,- С. 114-150.
10. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопостав- ление с психоанализом, и Я-психологией // Иностранная психология. - 1993- № 1. - С. 57-62.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
12. Вильцан М. А. Современное представление и отношение жителей города Тобольска к инвалидам по зрению // Психология, социология и педагоги¬
ка. 2014. № 11 (38). С. 137-149.
13. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспи-
тывающихся вне семьи // Психологический журнал. - 1996. - т. 17. - № 4.
14. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Психология межличностного познания / Под ред.
А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. - С. 122-138.
15. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. - № 2. - С. 147-168.
16. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюзная конференция. - М., 1979. - С. 10¬
12.
17. Гаврилова Т.П. Эмиатия как специфический способ познания человека человеком. // Теоретические и прикладные проблемы психологии позна - ния людьми друг друга. - Краснодар, 1975. - С. 17-19.
18. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее связь с доминирующими потребностями личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. докл. Первой всесоюз конф. Тбилиси, 1974. - С. 62-65. 44.Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -
1975. - № 2. - С. 147-168.
19. Гладилина Л. С. Особенности социальной дистанции толерантности уча¬щихся ссузов, реализующих программу инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 264-275.
20. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. - 1997. Т.
18. № 6.
21. Гринина Е.С. Отношение студенческой молодёжи к лицам с ограничен - ными возможностями здоровья. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования // Психология развития.
2015. - №4
22. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд. - М.: Искус - ство, 1984. - 350с.
23. Деларю Ж. История Гестапо: Пер. с фр. - Смоленск: Русич, 1993. - 479с.
24. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологиче¬ский практикум. СПб.: Речь, 2010. — 141 с.
25. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. - М.: Изд-во АПН, 1981. - 247с.
26. Екжанова Е.А, Основы интегрированного обучения // Е.А Екжанова, Е.В. Резникова / Высшее педагогическое образование. М.: Изд-во Дрофа, -2008, - 288 с
27. Ершов С.А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и при-кладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. - С. 48-49.
28. Зайцев СВ. Оценка способностей воспитателей к децентрации // Вопро- сы психологии. — 1995. — № 4.
29. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? //Дефектология. -
1995. - № 2. - С. 3 - 8.
30. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образова¬ние», 1995.
31. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398с.
32. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. СПб. : Речь, 1997. - 329 с.
33. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Заха¬ров. Л.: Наука, 1982. - 215 с.
34. Здравоохранение в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2012.
35. Иванов А. В., Турукина О. Н., Коновалова М. Д. «Учимся жить вместе» - инициативный проект развития инклюзивного образования Саратовского государственного университета. Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения: материалы IV междунар.-практ. конф. М., 2013. С. 143-152.
36. Иванов С.А. Византийское юродство. М.: Междунар. Отношения, 1994.¬236с.
37. Историческая демография докапиталистических обществ Западной Евро¬пы: проблемы и исследования /Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1988. - 227с.
38. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и творчество // Вопросы психологии. - 1988. № 4. С. 25-34.
39. Каннабих Ю.В. История психиатрии /Предисл. П. Б. Ганнушкина. - Л.: Госмедиздат, 1929. - 520с.: ил.
40. Кантор В. З., Пузань В. В. Отношение студенческой молодежи к инвали- дам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с на-рушениями в развитии: взгляды из Европы и России. СПб, 2010. С. 151-163.
41. Кетриш Е. В. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии / Е. В. Кетриш // Научный диалог. — 2015. — № 7 (43). — С. 8—
26.
42. Ковалев Л.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975. - С. 32-33.
43. Кондакова Н. А., Фахрадова Л. Н. Отношение населения Вологодской об-ласти к статусу инвалида // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21). С. 1-13.
44. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та РОУ, 1994. - 140с.
45. Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челя¬бинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.
46. Коростелева Н. А., Краснов А. М., Леонов В. В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в совре-менном социуме // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 24-33.
47. Краткая история философии: Учебник / Под ред. В. Г. Голобокова - М.: Аст и Олимп, 1997. - 560 с.
48. Куницына В.Н. Межличностное общение. Спб., 2001. С. 12, 14, 61, 502¬504, 506, 512.
49. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного нефор-мального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики: Сб. статей / Под ред. А.А. Крылова. Спб., 1995. С. 86.
50. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке про¬блемы «Субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. Ростовский университет. 1996, вып. 1. часть 1, С. 24 - 40.
51. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001.
С. 12, 52.
52. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затруднен¬ного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М. 2001. - 288 с.
53. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада /Пер. с фр., Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. - 374с.
54. Лейгц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Пер. с нем. - М.: "Прогресс" "Универс", 1994. - 352 с.
55. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1996. - 688 с.
56. Макеева А.И. О некоторых особенностях эмоциональной сферы людей, влияющих на восприятие или эмоции других // Теоретические и приклад¬ные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. - М., 1979. - С. 56-57.
57. Малофеев Н. Н. Особый ребенок — вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможно - стями здоровья в XXI веке) / Н. Н. Малофеев. — Москва: Институт кор - рекционной педагогики, 2007. — 145 с.
58. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях / Н. Н. Малофеев. — Москва: Печатный двор, 1996. — 182 с. — Часть 1: Западная Европа. — 182 с.
59. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и госу-дарства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: Издательство «Экза¬мен», 2003. - 256 с.
60. Международная конференция по образованию 48-я сессия (Женева, Швейцария, 25-28 ноября 2008 года) «Инклюзивное образование: путь в будущее». Заключительный доклад. - ЮНЕСКО, Международное бюро просвещение, 2009. - 243 с.
61. Менджерицкая Ю.А. Методические трудности изучения эмпатии. Прак-тическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромек. — Ростов н/Д, 1998.
62. Милюкова Е.В. Формирование психологических компонентов родитель - ской любви: автореф. дис. . канд. психол. наук / Е.В. Милюкова. Курган, 2005
63. Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Тр. Ин-та психол. РАН. - 1995. - № 2. - С. 253-260.
64. Москвина А.Г. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей / А.Г. Москвина, Е.В. Пахомова, А.В. Аб - рамова // Дефектология. 2001. - № 4. - С. 36-40.
65. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный закон от 30.06.2007 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) URL: http:// base.garant.ru/12154331/. 9 (дата обращения 21.01.17)
66. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хресто-матия / Сост., науч. ред.: Л. М. Шипицына. - СПб.: [б. и.], 1997. - 255 с.
67. П.Вачков И.В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид // Здоровье детей. - №2.-2004.-С.34-37
68. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. Спб:, 1999. С. 28, 49-50, 199-201.
69. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная пси-хология и философия: Сб. статей / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1975, Вып. 3. С. 3-13.
70. Пасторова А. Ю. Как делятся люди? / А. Ю. Пасторова // Синдром Дауна XXI век. — 2013. — № 2. — C. 42—46.
71. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге. — СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 96 с.
72. Пастухова, Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, име-ющими недоразвитие интеллекта: автореферат дис. канд. психол. наук / Л.А-. Пастухова. Ярославль, 2006.
73. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально- психологиче- ский тренинг. М.: МГУ, 1989. - 216 с.
74. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направле¬ний оказания психологической помощи // Введение в практическую соци¬альную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, A.A. Петровской, О.В. Со¬ловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С. 150-166.
75. Плутарх Избранные жизнеописания: В 2-х т. - М., 1987. - Т.1. - 589с.
76. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c. URL:http://www.un.org/ru/events/ hrconf1990_1999.shtml (дата обращения: 16.01.2017)
77. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,
1994. -480 с.
78. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно /Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1989. - 320с.
79. Сарджвелладзе Н.И. К изучению особенностей эмпатии несовершенно - летних правонарушителей // Теоретические и прикладные проблемы пси-хологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975. - С. 311-312.
80. Сарджвелладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989. - 204 с.
81. Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных нау¬ках // Электронный научно-педагогический журнал. 2007. Октябрь.
82. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1993. - 1024с.
83. Сомиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людь- ми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. - С. 89-96.
84. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / под ред. С. К. Бондыревой. М.: Изд-во Моск. психолого-соци¬ал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. С. 186.
85. Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М,
2001. - 672 с.
86. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http:// base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 13.01.2017)
87. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-де- фектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта Бо-родина, Вера Анатольевна — 13.00.03 — Челябинск, 2011
88. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов- психологов к работе в системе инклюзивного образования Черкасова, Светлана Александровна — 19.00.07 — Москва, 2012
89. Шипицына Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в разви¬тии / Л. М. Шипицына // Вестник психосоциальной и коррекционно-реа - билитационной работы. — 1995. — № 3. — С. 29—36.
90. Шипицына, Л. М. Навстречу друг другу: пути интеграции [Текст]: (Спец. образование в массовых шк. в России и Нидерландах) / Л. М. Шипицына,
К. Рейсвейк. - СПб: [б. и.], 1998. - 130 с
91. Borkenau P Gibt es eine altruistische Motivation? // Psychologische Rd- sch.-1991.- Vol.42. - N4,- P. 195-205.
92. Christopher F.S., Qwens L.A., Steker H.L. Exploring the Darkside of Courtship: A Test of a Model of Male Premarital Sexual Aggression // Journal of Marriage and the Family. - 1993. - Vol. 55. - P 469-479.
93. Cognitive Inhibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behavior. - 1994.
- Vol. 20. - N 4. - P 275-289
94. Eisenberg N. Schaller M., Fabs R., Bustamante D., Mathy R, Shell, R, Rhodes
K. Differentiation of personal distress and sympathy in children and adults // Developmental Psychology. - 1988. - Vol. 24. - N 6. - P. 766-775.
95. Gibbon E. The desline and fall of the Roman Empire. Abridged ed. Edited by
D. A. Saunders. - London: Penguin English Library, [1776] 1952.
96. Gibbon E. The desline and fall of the Roman Empire. Abridged ed. Edited by D. A. Saunders. - London: Penguin English Library, [1776] 1952.
97. Newman, J. Handicapped persons and their families : Philosophical, historical, and legislative perspectives / J. Newman. — In : The family with a handi¬capped child / M. Seligman (ed.). — 2nd ed. — Boston : Allyn & Bacon, 1991.
- Pp. 1—26.
98. Peet H.P. Memoir on the origin and early history of the art of instructing the deaf and dumb //American Annals of the Deaf and Dubm - 1851. - Vol. 5. - P 1 - 21.
99. Redmond M.V. The Functions of Empathy (Decentering) in Human Relations // Human relations. - 1989. - Vol. 42. - N 7. - P. 593-605.
100. Richardson D. R., Hammock G. S., Smoth S. Empathy as a Cognitive In¬
hibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behavior. - 1994. - Vol. 20. - N 4. - P 275-289
101. Winser M. A. The History of Special Education From Isolation to Integration.
- Washington: D.C. Gallaudet University Press, 1993.
102. Winser, M. A. The History of Special Education From Isolation to Integration / M. A. Winser. — Washington : D. C. Gallaudet University Press, 1993. — 463 с.
103. Ивановну П.М., Сави!) ЖМ. 60 година друштва дефектолога JyrocraBHje.
- Београд: БИГ, 1995. - 462. 71