Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Работа №80386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в
процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи 8
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Понятие «дизартрия» в научно-методической литературе 14
1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей
дошкольного возраста с дизартрией 18
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией 20
1.5 Характеристика коррекционного процесса по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старшего дошкольного возраста с дизартрией 32
2.1 Организация, методика и результаты работы по исследованию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 32
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в
процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи 42
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение


Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь - это не только способ общения, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.
Нормальное речевое развитие может быть обеспечено только при интенсивной и целенаправленной работе по формированию правильного звукопроизношения. Но, когда мы встречаемся с речевыми нарушениями, серьезным препятствием для формирования необходимого для дальнейшей социализации ребенка в общество может стать фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Одним из самых часто встречающихся в логопедической практике речевых нарушений, обуславливающих фонетико-фонематическое недоразвитие, считается дизартрия.
Под дизартрией в современной логопедической науке подразумевается такое нарушение речи, ведущими дефектами в структуре которого являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Вопросами обучения и воспитания детей с разными формами дизартрии занимались такие ученые, как Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Т.В. Туманова и др.
Первостепенной задачей логопедической работы при тех или иных формах дизартрии является формирование и развитие правильного произношения звуков, что достигается путем работы над артикуляторными и моторными навыками.
Так как смазанность речи и множественные дефекты звукопроизношения ощутимо затрудняют социализацию ребенка в общество, на сегодняшний день проблема работы с детьми с дизартрией, в том числе и над состоянием их фонетико-фонематической стороны речи требует более качественной разработки.
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
- необходимостью создания психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и недооценкой их соблюдения в ходе коррекционной работы педагогами;
- необходимостью проведения логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и недостаточностью программно-методических материалов по проблеме.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи».
Цель работы: теоретически изучить и практически доказать необходимость разработки педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.
Объект исследования: процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы по коррекции звукопроизношения, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую специальную литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение документов и продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют:
- теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Зориной С.В., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).
- культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский);
- концепция опосредованности развития личности деятельностной позицией и средой обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста (Е.И Казакова, Л.М. Шипицина)
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на занятиях учителя-логопеда. Определены организационно-педагогические аспекты процесса психолого-педагогического
сопровождения дошкольников с дизартрией по развитию фонетико-фонематической стороны речи (планирование сотрудничества специалистов ДОУ по сопровождению детей с дизартрией в процессе работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи).
Осуществлён отбор речевого материала, целесообразных приемов и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией с опорой на следующие основания:
- создание положительного эмоционального и мотивационного фона, способствующего коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей в работе по коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования: разработанные педагогические условия; научно-методическое обеспечение работы педагогов; отобранные комплексы упражнений, игр, приёмы и методы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; методические рекомендации по включению в занятия учителя-логопеда, воспитателя работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут быть использованы в практике коррекционной работы со старшими дошкольниками с дизартрией.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Д/С № 470 города Челябинска. В экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фонетико-фонематические расстройства у детей с дизартрией обусловлены специфическими нарушениями внешней реализации процесса порождения речевого высказывания вследствие поражения различных структур мозга, участвующих в управлении двигательным механизмом речи. Нарушение формирования слуховой дифференциации звуков выражается по большинству дифференциальных признаков и обусловлено сложным взаимодействием сенсорно-перцептивных и моторных операций. Отклонения в формировании процесса анализа звуковой структуры слова проявляются в неточности осуществления простых форм фонематического анализа и трудности осуществления сложных его форм.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования показал, что для успешной коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией необходима организация психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и соблюдение следующих педагогических условий: организация взаимодействия специалистов и родителей; отбор содержания образования в виде комплексов упражнений по исправлению фонетико-фонематического недоразвития и нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; использование приоритетных для дошкольников старшего возраста технологий, способствующих коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из следующих этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента диагностическое исследование показало низкий уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи.
Апробация разработанных нами педагогических условий психолого-педагогического сопровождения процесса коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показала, что на конец экспериментальной работы детей с высоким уровнем развития артикуляционной моторики, фонематических процессов; звукопроизношения в экспериментальной группе стало на 20% больше, чем в контрольной; количество детей со средним уровнем в экспериментальной группе стало на 20% меньше, чем контрольной; детей с низким уровнем в экспериментальной и контрольной группе не изменилось.
Согласно данным сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента отмечено, что в экспериментальной группе положительная динамика состояния общей и мелкой моторики дошкольников с дизартрией, выше, чем в контрольной.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.



1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика [Текст]. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 400 с.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]. — СПб.: Детство-пресс, 2001. - 332 с.
3. Бардиер Г. Л., Ромазан Н. И., Чередникова Т. В. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст]. - СПб., Питер, 2000. - 96 с.
4. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия [Текст]: Пер. с нем. — М.: Медицина, 2001. — 288 с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. [Текст] - М., 2000.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. [Текст]— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. —287 с.
7. Битянова, М. Р. Социальная психология [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Питер, 2010. - 368 с.
8. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст]. - М., 2008. - 99 с.
9. Винарская Е. Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст]. М., 2001. - 274 с.
10. Волкова Г. А Логопедическая ритмика [Текст]. / С.Д. Ермолаев . — М. : Детство-пресс, 2010. - 130 с.
11. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст]. - СПб., 2004. - 221 с.
12. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Маслюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение: 2009. - 321 с.
13. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2000.- 680 с.
14. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др.; Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф.Фомичева, Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
15. Выгодская И.Г. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии [Текст]. // Шк. здоровья. 2006. № 1 - С. 46- 56.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] // Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 698 с.
17. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]. - М., 2006. - 217 с.
18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2002. - 400 с.
19. Гвоздев А.Н. Развитие словарного состава в первые годы жизни ребенка. [Текст] — Саратов, 2003. - 182 с.
20. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст]. — М.: Акцидент, 2008. — 64с.
21. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств [Текст] // Расстройства речи у детей и подростков. М., 2000. - С. - 40 - 59.
22. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. и др. — Психологический словарь [Текст] / М.: Педагогика, 2002. — 448с.
23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]. - М., 2001. - 282 с.
24. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи [Текст]. - М., 2004. - 212 с.
25. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. - М., 2004. - 512 с.
26. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]. - М., 2001. - 145 с.
27. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. // К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст] М.: Просвещение, 2003. - 67с.
28. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед [Текст]. - СПб., 2000. - 201 с.
29. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников [Текст] / И. И. Иванец. - М., 2005. - 112 с.
30. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]. - М., 2003. - 92 с.
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст]. — М.: Просвещение, 2005. — 207 с.
32. Каше Г.А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания
и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). [Текст] — М.: Министерство Просвещения СССР научно¬
исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 74 с.
33. Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. - М., 2007. - 220 с.
34. Киселева В.А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии [Текст] // Шк. Здоровья, 2002. - 1.3, № 3. - С. 84 - 93.
35. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков [Текст]. - СПб., 2001. - 165 с.
36. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы [Текст] // Под науч. Ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2000. - с. 234.
37. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной группе (для детей с ФФНР) [Текст]. - М., 2003. - 149 с.
38. Коноваленко В.В., Коноваленко C.B. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст]. М.: Гном-Пресс, 2000. - 16 с.
39. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР [Текст]. - М., 2005. - 82 с.
40. Корицкая Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников,- М. Просвещение, 2001 - С 82—98.
41. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст]. — СПб.: МиМ, 2004. — 286 с.
42. Королева И.А. К вопросу о дизартрии у детей. В кн. Актуальные вопросы невропатологии [Текст]. М.,2005. - 90 с.
43. Кривовяз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. — С. 55—61.
44. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]. - М., 2004. - 230 с.
45. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст]. - М.: Просвещение, 2001. - 367 с.
46. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. [Текст] - М., 2008. - С. 302-308.
47. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности [Текст]. — М.: Наука, 2004, — 364с.
48. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]. — М.: Просвещение, 2008 — 214 с.
49. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. пособие к спец. Курсу [Текст] / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Спб.: Образование,
2000. —91 с
50. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]. - СПб., 2001. - 201 с.
51. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать [Текст]. - СПб., 2003. - 72 с.
52. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. Очерки по патологии речи и голоса. [Текст]. - М.: Учпедгиз, М., 1963 вып. 2. С 34 -48. СПб., 2000. - 148 с.
53. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Дис. . д-ра пед. наук. [Текст]. - М.,2000. - 24 с.
54. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]. - М., 2001. - 216 с.
55. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
56. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2004. - 150 с.
57. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно [Текст]. - СПб., 2008. - 96 с.
58. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех [Текст]. - СПб., 2004. - 94 с.
59. Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми
звукопроизношения [Текст]. // Дошкольная педагогика - СПб,, 2005. - 112 с.
60. Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст] - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 118 с.
61. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студентов
дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. [Текст] — М.: Просвещение, 2001. — 272 с.
62. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики [Текст]. // Хрестоматия по логопедии. - 2-я ч., М., 2007. - 298 с.
63. Селиверстов В.И., Шаховская С.Н. Практикум по детской логопедии [Текст]. - М., 2003. - 311 с.
64. Силина Н.Р. Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией» - 16.10.2012.
65. Смирных С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция. // Дошкольная педагогика. - СПб., 2003. - 172 с.
66. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях [Текст]: Сб. науч. трудов. М: 2010.-С. 37 - 45.
67. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей [Текст]. // Хрестоматия по логопедии. - 1-я ч., М., 2000. - 130 с.
68. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии [Текст] // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е Левиной. — М.: Изд-во АГ1Н РСФСР, 1961. — 238с.
69. Степанкова М. Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы. - М., 2010. - 121 с.
70. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содеражание,технологии. [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - 4 с.
71. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 194 с.
72. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи [Текст]. - СПб., 2002. - 114 с.
73. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа. [Текст] - СПб.,
2001. - 56 с.
74. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия [Текст]. - М., 2001. - 200 с.
75. Трауготт Н.Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений [Текст]. - СПб., 2001. - 233 с.
76. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие [Текст]. / Н.М. Трубникова - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 248 с.
77. Унчюрис И. - В. А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи (на материале групп для детей с недоразвитием фонетической стороны речи) [Текст]: Дис. .д-ра пед. наук. М., 2006. - 12 с.
78. Усанова О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи [Текст] // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 7—11.
79. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. — М.: Гном и Д, 2000. — 80 с.
80. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология" [Текст] / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.
81. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника [Текст]. - Екатеринбург, 2010. - 200 с.
82. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. [Текст]. - М., 2000. - 316 с.
83. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М.,
2002. - 282 с.
84. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 2000. - 410 с.
85. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей [Текст]: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 2001. - 232с.
86. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 2002. - 223 с.: ил.
87. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) [Текст]. — М., 2005. - 321 с.
88. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]. - М., 2004. - 187 с.
89. Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией [Текст] // Дефектология. - 2002. - №8. - 15 с.
90. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией [Текст] // Дефектология. - 2003. - №4. - 46 с.
91. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной . - М., 2002. - 448 с.
92. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр "Академия", 2003. — 240 с.
93. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 190 с.
94. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 106 с.
95. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: моногр. [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 496 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ