ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ
СТИЛЕЙ В МУЗЫКЕ И ХОРЕОГРАФИИ 9
1.1. Взаимосвязь развития современных направлений музыки и
танца 9
1.2. Возрастные особенности развития школьников подростков 18
1.3. Специфика влияния современных направлений электронной
музыки и хореографии на психику и здоровье школьников подростков 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТИЛЕЙ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВ 43
2.1. Методические рекомендации реализации программ по
современной хореографии на основе современной электронной музыки 43
2.2. Интерпретация полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение. Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.
Еще в древности было известно, что с помощью музыки можно усилить радость, успокоить печаль, смягчить боль и даже излечить от болезни.
В I веке до нашей эры в Парфии музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Для этого был специально построен музыкально-медицинский центр. Асклепий, знаменитый лекарь, добивался излечения больных ишиасом, играя на трубе. Демокрит многие болезни исцелял игрой на флейте.
В Древнем Египте лучшим средством от различных болей и бессонницы считалось хоровое пение. Врачи Древнего Китая полагали, что музыка способна вылечить любую болезнь, для воздействия на определенные органы они выписывали «музыкальные рецепты».
Влияние музыки на здоровье человека начали исследовать еще в Древней Греции. С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Оно стимулирует работу мозга, из-за чего Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Он ввел понятие «музыкальная медицина» и был уверен, что любая мелодия влияет на организм таким образом, что работа внутренних органов четко синхронизируется, а тело получает своеобразный массаж. Пифагор разработал систему лечения с помощью музыки. К тому же считал, что она лежит в основе культуры и воспитания общества. Рекомендовал мужчинам слушать более ритмичные и энергичные композиции, а женщинам - спокойные, умиротворяющие, что способствует формированию характера и состояния духа. Многие другие известные люди также практиковали лечение различных заболеваний мелодиями. Результаты практически всегда были впечатляющими.
Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность. Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматами.
Может ли музыка изменить качество жизни к лучшему? Да. Это отличный способ самовыражения, саморазвития, самопознания. Она является важнейшей составляющей жизни всего человечества уже 50 тысяч лет, постоянно развивается и меняет людей к лучшему.
Воздействие музыки на психику человека - это вечный вопрос, ещё с древних времён люди заметили сильное влияние звуков. Они активно применяли музыку в религиозных обрядах, для поднятия боевого духа в сражениях, а позже - и для врачевания недугов. Платон ещё в 6-м веке до нашей эры утверждал, что музыка - это наиболее сильное средство, влияющее на душу, тело и интеллект человека.
В XIX веке И. Догелем было установлено, что музыка изменяет частоту сердечных сокращений, глубину и ритм дыхания, повышает или понижает кровяное давление. Причем эти изменения происходят как у человека, так и у животных.
Известным русским хирургом академиком Б. Петровским музыка использовалась во время сложнейших операций, что обеспечивало более гармоничную работу организма.
В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость». Академик В.М. Бехтерев, известный психоневролог, научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, газообмен, ЦНС, кровообращение, практически на все процессы жизнедеятельности.
В США музыку начали активно использовать для лечения психических расстройств у ветеранов второй мировой войны.
Популярность музыкотерапия значительно возросла во второй половине XX века.
В западных вузах появляется специализация: профессиональный врач-музыкотерапевт. В США в настоящее время зарегистрировано 3500 практикующих музыкальных терапевтов, потребность в таких специалистах неуклонно растет.
Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.
Римская академия не так давно опубликовала результаты многолетних исследований воздействия музыки на организм человека: гипертония, сердечные боли, последствия стрессов, депрессию, страх, бессонницу можно вылечить с помощью музыки в 90 случаях из 100.
Михаил Лазарев, московский врач-педиатр и директор детского восстановительного центра, игрой на флейте успешно лечит бронхолегочные заболевания. Избавился от заикания Жерар Депардье, по совету врача он ежедневно слушал музыку Моцарта. Немецкий поэт Новалис еще в XVIII веке называл любую болезнь музыкальной проблемой, которая требует музыкального лечения.
Во многих европейских клиниках музыку применяют в самый стрессовый для пациента предоперационный период. Специальные мелодии снижают уровень гормонов стресса в крови, мобилизуют организм, а во время операции заменяют лекарственную анестезию. Подобных примеров в наши дни накоплено неисчерпаемое множество.
Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина.
В современном мире каждый человек сам выбирает, какой стиль ближе по духу, однако интересно проследить воздействие музыки на организм и человека в целом. Какая музыка полезна, в каких случаях, как жанры музыки влияют на человека, как правильно её применять для улучшения здоровья и состояния психики?
На рубеже начала XX века возник «новый танец» самобытный язык движений, новый лексический модуль, который был назван танец-модерн. Параллельно с этим событием шло развитие джазового танца, как определенной танцевальной техники. Накапливая опыт и совершенствуясь, эти техники танца, начиная с 70-ых годов XX века, успели повлиять друг на друга и благодаря этому возникло множество танцевальных техник, которые соединяют в себе, как и элементы джазового танца так и танца- модерн, ну, и конечно же, многое заимствуют из классического балета. Так возник термин «Модерн-джаз танец».
Развитие современной хореографии идет через соединение разнородных стилей, использование танцевального материала различного свойства: этнических танцев, фольклора, классического танца, бытовой пластики, джаза. Это дает неоспоримую возможность педагогам- хореографам проявиться в интересных слияниях различных техник, стилей и направлений современной хореографии. Поэтому изучение и знания лексики, специфических способностей стиля и манеры исполнения модерн-джаз танца, овладение техникой исполнения позволяет школьникам подросткам значительно расширить лексический арсенал, творческий диапазон и фантазию. Помимо выше сказанного современный танец способствует повышению технического уровня учащихся: улучшения гибкости, способности к импровизации и лучшему пониманию своего тела, правильному дыханию во время танца.
Современная электронная музыка активно развивается благодаря своей доступности. Мы прослеживаем определенную взаимосвязь между развитием современной электронной музыкой и современной хореографией, они органично дополняют друг друга.
В то же время существует опасность негативного влияния современной электронной музыки на организм человека в целом, в особенности на здоровье и психику школьников подростков.
Цель исследования выявить и научно обосновать методические принципы и рекомендации, а также педагогические условия использования электронной музыки на занятиях современной хореографией с целью разностороннего развития школьников подростков.
Объект исследования - электронная музыка и современная хореография.
Предметом исследования - влияние современных направлений электронной музыки и хореографии на психику и здоровье школьников подростков.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что учитывая возрастные особенности школьников подростков и используя возможности современной электронной музыки в комплексе с современной хореографией, можно сформировать разностороннюю творческую личность, при выполнении таких педагогических принципов как принцип природосообразности, целостности, принципа прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Задачи исследования:
- провести теоретико-методологический анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования;
- обозначить выявленные противоречия и выявить их причинно-следственные связи;
- разработать методические рекомендации по разработке образовательной программ в области современной хореографии и использованию современной электронной музыки;
- экспериментально проверить эффективность предложенных рекомендаций;
- верифицировать полученные результаты.
Каждая последующая задача решается на основе решения предыдущей.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса зарубежных и отечественных специалистов; эксперимент; наблюдение; диагностика по выявлению творческих способностей детей.
Теоретическая новизна исследования заключается в подробном анализе воздействия современной электронной музыки на психику и здоровье школьников подростков, разработке методических рекомендаций по использованию современной электронной музыки на занятиях современной хореографией.
Исследование проводилось в течение 2017-18 учебного года на базе ансамбля современного танца «Витамин-Т» при Культурно-спортивном центре «Газодобытчик» Филиала ООО «Газпром добыча Уренгой».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить и научно обосновать методические принципы и рекомендации, а также педагогические условия использования электронной музыки на занятиях современной хореографией с целью разностороннего развития школьников подростков.
В связи с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- провести теоретико-методологический анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования;
- обозначить выявленные противоречия и выявить их причинно-следственные связи;
- разработать методические рекомендации по разработке образовательной программ в области современной хореографии и использованию современной электронной музыки;
- экспериментально проверить эффективность предложенных рекомендаций;
- верифицировать полученные результаты.
В России изучение и развитие влияния музыки на здоровье человека связано с именами таких ученых, как В.М. Бехтерев, И. Догель, В. Люстрицкий, В. Спиртов, И. Тарханов и другие.
Анализ темы исследования выявил следующие противоречия и причинно-следственные связи. Современная электронная музыка активно развивается благодаря своей доступности. Мы прослеживаем определенную взаимосвязь между развитием современной электронной музыкой и современной хореографией, они органично дополняют друг друга.
В то же время существует опасность негативного влияния современной электронной музыки на организм человека в целом, в особенности на здоровье и психику школьников подростков.
На основании изученной литературы и практического опыта преподавания мы можем сделать следующие выводы.
Музыка - одна из самых древнейших форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний она передает бесконечную гамму чувств и настроений. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке благородные чувства или, напротив, самые темные желания.
Взрослый человек, опираясь на свои знания и жизненный опыт, может сам принимать решения, за которые будет нести ответственность. Дети же по своей природе постоянно находятся под влиянием кого-либо, особенно в возрасте 11-14 лет, когда сильно проявляется нестабильность эмоционального фона. А это значит, что ребенок воспринимает окружающий мир более эмоционально, в том числе и музыку, что, в свою очередь, сказывается на его психике.
Танцы - это не просто увлечение. Прежде всего, танцы даруют здоровье, помогают снять усталость и повышают иммунитет и выносливость. Дети, которых родители отдают в соответствующие школы, быстро и легко находят общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Танцы способны раскрепостить даже самого застенчивого малыша.
Влияние танцев на физическое здоровье весьма велико. У детей, которые занимаются этим видом творчества, повышается выносливость, укрепляются стенки сосудов и сердечная мышца за счет увеличенной нагрузки. Кровь циркулирует быстрее, что исключает застойные явления, а это помогает бороться с любым воспалительным процессом. Как следствие, дети гораздо реже болеют. Кровь насыщает все органы, а главное, головной мозг, кислородом, полезными веществами, что способствует их развитию. Танцы помогают гармонично развить все группы мышц, что благоприятно сказывается на фигуре.
На психологическое развитие и здоровье танцы тоже влияют весьма положительно. Ребенок, который увлечен этим видом искусства, тренирует волю, учится терпению, а также гораздо реже испытывает проблемы с самооценкой. Современная хореография предполагает изучение красивых движений, что помогает принять себя и свое тело, учит владеть им практически в совершенстве. Легкость, а также изящество движений предполагает перенос этих качеств и в сферу общения. Ребенок раскрепощается, у него повышается самооценка, он становится намного увереннее.
Велико влияние танцев на развитие интеллекта. Свобода движений помогает совершенствовать творческое мышление, способствует развитию способности к импровизации и спонтанности. Умение разработать стратегию поведения в танце - целая наука, которую дети способны быстро и легко освоить.
На основе применения педагогических принципов: принципа природосообразности, принципа целостности, принципа прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития при проектировании методических рекомендаций; а также педагогических условий использования электронной музыки на занятиях современной хореографией, были предложены методические рекомендации по использованию современных направлений электронной музыки на занятиях по современной хореографии с целью: с одной стороны, популяризации данного вида хореографии, а, с другой стороны, положительного влияния на психику и здоровье школьников подростков. Реализация этих методических рекомендаций привела к достижению высоких показателей и результатов при обучении современной хореографии, что было подтверждено результатами исследования.
В ходе нашего исследования были разработаны и внедрены методические принципы и рекомендации, а также педагогические условия использования электронной музыки на занятиях современной хореографией с целью разностороннего развития школьников подростков. Апробация результатов проводилась в течение 2017-18 учебного года на базе ансамбля современного танца «Витамин-Т» при Культурно-спортивном центре «Газодобытчик» Филиала ООО «Газпром добыча Уренгой».
В эмпирической части нашего исследования был проведён анализ полученных результатов. При помощи проведённых экспериментов было доказано, что в результате применения педагогических принципов - принципа природосообразности, принципа целостности и принципа прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития мы мотивировали школьников подростков к занятиям современной хореографией и стимулировали их к саморазвитию.
Выполнение в ходе нашего исследования поставленных задач позволило доказать и подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что учитывая возрастные особенности школьников подростков и используя возможности современной электронной музыки в комплексе с современной хореографией, можно сформировать разностороннюю творческую личность, при выполнении таких педагогических принципов как принцип природосообразности, целостности, принципа прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Современная электронная музыка и хореография являются той областью, в которой подростки могут в полной мере проявить свою индивидуальность. Учитывая неоднозначное влияние электронной музыки на психо-эмоциональное состояние человека, этот процесс должен быть контролируемым и управляемым. Использование этих направлений творческой деятельности подростков в таком ключе позволит добиться эффективных положительных результатов. Что и доказало наше исследование.
1. Айзенк, Ю.Г. Проверьте свои способности [Текст] / Ю.Г. Айзенк. - СПб.: "Лань", 1996. - 160 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.
3. Артемьев, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьев. - М., 1982.
4. Барсукова, Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей [Текст] / Т. Барсукова //Социальная педагогика,
2003. - №1. - С.70-72.
5. Баярд, Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое
руководство для отчаявшихся родителей [Текст] / пер. с англ. - М.: Просвещение, 1995.
6. Бежар, М. Мгновения из жизни другого. Мемуары [Текст] / М. Бежар. - М.: Союзтеатр, 1989.
7. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка [Текст] /
Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т.
Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.
8. Битянова, М.Р. Учебное пособие. Организация
психологической работы в школе - 1998. - 298 с. [Электронный ресурс]. URL: http://annushkaico.ucoz.ru/load/12-1-0-19(дата обращения: 06.10.2018).
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1982. - 322 с.
10. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
11. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - № 1. - 1994, - с. 122-127.
12. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. - 256 с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
14. Борисова, Л. Частный случай конфликта поколений:
Подросток и его отношения с родителями [Текст] / Л. Борисова // Первое сентября. - 2002. - N 7. - С. 2-4.
15. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина. - М.: Дело, 1993. - 238 с.
16. Будный, А.А. Понимание и общение [Текст] / А.А. Будный. - М.: Дело, 1990. - 117 с.
17. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
18. Васюра, С.А. Изучение барьеров общения старшеклассников [Текст] / С.А. Васюра, Е.В. Кузнецова // Тезисы докладов 5-й Российской Университетско-Академической научно-практической конференции. - Ижевск, 2001. - с. 87-89.
19. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст] Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001. - 85 с.
20. Воспитательная работа в детском доме и школе - интернате [Текст] //Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88-96.
21. Верб, Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности [Текст] / Л.А. Верб. - Л., 1981.
22. Воронин, В.Н., Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия [Текст] / В.Н. Воронин, Н.П. Зазнобина. - М.: Изд-во ЦБ РФ, 1994. - 66 с.
23. Выготский, Л.С. Педагогика подростка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. 1984.
24. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2006. - 136 с.
25. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
26. Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций (введение в профессию «Социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б. Дьяконов.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
27. Гедзь, Е. Профилактика девиантного поведения подростков: психолог. тренинг внутригруппового взаимодействия [Текст] / Е. Гездь, Н. Седеренко // Школьный психолог. - 2004. - N 29. - С. 9-24.
28. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] /
С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 2009. - 800 с.
29. Даниленко, О.И. Культура общения и его восприятие [Текст] / О.И. Даниленко. - М.: Дело, 1992. - 171 с.
30. Дементьева, И., Работа школы с детьми группы риска [Текст] / И. Дементьева // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21-28.
31. Домрина, Н. Советский балет [Текст] / Н. Домрина, М. Вигман. - 1989. - №4.
32. Евстешина, О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта [Текст] /О.И. Евстешина, М.С. Белякова // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66-71.
33. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с.
34. Жариков, Е. Для тебя и о тебе [Текст] / Е. Жариков, Е. Кружельницкий. - М., 1985. - 78 с.
35. Жуков, Л.Я. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Л.Я. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 96 с.
36. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? [Текст] / Д. Журавлев // Народное образование. - 2003. - N 2. - С. 185-192.
37. Загвязинский, В.И., Селиванова О.А., Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.
38. Звездина, И. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков [Текст] / И. Звездина // Вестник образования. - 2006. - N 1. - С. 68 - 73.
39. Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка [Текст] / Н. Землянухина // Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 81-83.
40. Казакова, Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе [Текст] / Е.И. Казакова // Международная конференция «Дети группы риска». - СПб., 2005, - С. 108.
41. Катаева-Венгер, А. Трудный возраст: Подростки сегодня [Текст]: Пособие для учителей и родителей / А. Катаева-Венгер. - М.: Школьная пресса, 2002.
42. Козырева, А.В. Лекции по психологии и педагогике творчества [Текст] / А.В. Козырева. - Пенза, 1994. - 341 с.
43. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов / Г.А. Колодницкий. - М., 2000 , - 231 с.
44. Кондаков, В.С. Личность наизнанку [Текст] / В.С. Кондаков, О.Н. Золотухина. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1999. - 322 с.
45. Корнелиус, Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый [Текст] / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
46. Корягина, О. Проблемы подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование [Текст] / О. Корягина // Классный руководитель. - 2003. - N 1. - С. 89-93.
47. Костарева, С. Подростковое одиночество [Текст] / С.
Костарева // Школьный психолог. - 2003. - N 38. - С. 4-5.
48. Кроник, А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений [Текст] / А. Кроник, Е. Кроник. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.
49. Крушельницкая, О. Подросток: физиология и психология [Текст] / О. Крушельницкая, А. Третьякова // Биология в школе. - 1998. - N 2. - С. 21-25.
50. Куницына, В.Н., Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2013. - 269 с.
51. Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курек // Вопросы психологии. - № 2, 1997. - С. 48-60.
52. Кэмпбелл, Р. Как любить своего подростка [Текст] / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 1998.
53. Лабунская, В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону, 1986. - 269с.
54. Леванова, Е. А. Родители и подростки: навстречу друг другу [Текст] / Е.А. Леванова. - М.: «Педагогическая литература», 2010.
55. Лидерс, А. Психологический тренинг с подростками [Текст]: Учеб. пособие: для студентов, обучающихся по психологическим специальностям / А. Лидерс. - М.: Академия, 2001.
56. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. - 351с.
57. Лузина, Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении [Текст] / Л. Лузина //Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24-27.
58. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс [Текст]: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011.
59. Мелибруда, Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добрович. - М.: Прогресс, 1986. - 256с.
60. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации социального перелома [Текст] / Ю. Мель // Вопросы психологии. - №5. - 1995. - с. 61-68.
61. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с.
62. Методика работы социального педагога [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с.
63. Морозов, В. Реабилитационная педагогика [Текст] / В. Морозов // Социальная педагогика. - 2008. - №1. - С. 107
64. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 200 с.
65. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.) [Текст] //Советская педагогика. - 1965. - № 12.
66. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец [Текст] / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТТИС, 2000.
67. Ночевник, М.Н. Человеческое общение [Текст] / М.Н. Ночевник. - М.: Политиздат, 1988. - 127 с.
68. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов. - К.: Наука, 2009. - 191 с.
69. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 302 с.
70. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с.
71. Осмоловская, И. Как помочь детям группы риска
адаптироваться к школе [Текст] / И. Осмоловская // Начальная школа. -
2001. - №12. - С. 55-57.
72. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение [Текст] / А.Ю. Панасюк. - М.: Экономика, 1990. - 112с.
73. Парыгин, Б.Д. Основы социально - психологической теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
74. Петрова, Е.А. Визуальная психосемиотика общения [Текст]: Диссерт. докт. педаг. наук / Е.А. Петрова. - М., 2000. - 318 с.
75. Познание и общение [Текст] / Под ред. Б.Ф. Ломова, - М.: Наука, 1988. - 208 с.
76. Психология исследования общения [Текст] / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1988. - 267 с.
77. Психология подростка [Текст]: Учебник / ред. А.Реан. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004.
78. Психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение развития ребенка [Текст] / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998. - С. 245.
79. Практическая психология для менеджеров [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкина. - М.: "Филин", 1996. - 294 с.
80. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000.
81. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска [Текст] / А.А. Реан // Беспризорник. - СПб.: 2004. - №3. - С.75.
82. Ризванова, Е. Кто поможет подростку в семье: психологическое исследование [Текст] / Е. Ризванова // Воспитание школьников. - 2005. - N 4. - С. 44-51.
83. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
84. Руденский, Е.В. Основы психологии общения менеджера [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск, 1997. - 102 с.
85. Селиванова, О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска [Текст] /О.А. Селиванова, В.В. Фалько // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58-62.
86. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98-100.
87. Скворцов, В.А. К проблеме конфликтов и психологической дезадаптации «группы риска» [Текст] / В.А. Скворцов // Мир психологии. - 2005. - №2. - С. 156-158.
88. Словарь по социальной педагогике [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия,
2002. - 368с.
89. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416с.
90. Социально - трудовая реабилитация детей и подростков [Текст] //Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 63-67.
91. Справочник социального педагога: 5-11 классы [Текст] / Авт. - сост. Т.А.Шигковец. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.
92. Степанов, П. Подростки: Специфика возраста - специфика воспитания [Текст] / П. Степанов // Народное образование. - 2006. - N 8. -С.212-219.
93. Стуканов, В. Г. Исправительная педагогика [Текст]: учебное пособие / В. Г. Стуканов. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. - 395 с.
94. Суриц, Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории [Текст] / Е. Суриц. - Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2004.
95. Суриц, Е. Пластический и ритмопластический танец: его жизнь и судьба в России [Текст] / Е. Суриц // Советский балет. - 1988. - №6.
96. Сушкова, Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска [Текст] / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39.
97. Шанских, Г. «Музыка как средство коррекционной работы» [Текст] / Г. Шанских.
98. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с.
99. Шипицына, Л.М. Психолого-педагогическое
консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст]: Пособие для учителя-дефектолога (Коррекционная педагогика) / Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова, М.А. Жданова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
100. Шульга, Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска [Текст] / Т. Шульга // Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35-39.
101. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма [Текст] / С.В. Шушарджан.
102. Эльконин. Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - СПб.: Питер, 2016. - 320 с.
103. Этот беспокойный подросток: Тема номера [Текст] // Школьный психолог. - 2005. - N 1.
104. Яковенко, Т.Е. «Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Текст] / Т.Е. Яковенко.