Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики

Работа №80374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. .10
§1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема 10
§1.2. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения в процессе обучения математике 21
§1.3. Специфика использования метода проектов в патриотическом воспитании младших школьников в процессе обучения математике 29
Выводы по I главе 38
ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 41
§ 2.1. Цели, задачи, организация экспериментальной работы 41
§ 2.2. Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике 47
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современный период в российской истории и образовании является временем смены приоритетов, ценностных ориентиров.
Преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие поворот в новейшей истории России, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. У россиян в этот период не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих их в единую историко-культурную, социальную общность. Одним из проявлений духовной опустошённости выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В современном российском обществе, а особенно среди подрастающего поколения, отмечается тенденция к снижению интереса к отечественной истории, российской культуре, искусству, образованию. Такие ценности, как осознание долга перед Отчизной, чувство любви к своей Родине в меньшей степени являются ориентирами для современной молодежи.
Россия сегодня находится в сложной геополитической ситуации, испытывает на себе террористические угрозы, переживает обострение международных отношений. Поэтому государство вынуждено заботиться как о собственной безопасности, так и о защищенности своего общества, отдельной личности от внешних и внутренних угроз, от влияния террористических и экстремистских организаций.
В этих условиях идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, становясь стратегическим приоритетом. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания, его теоретических основ является актуальной задачей государства.
За последние годы на государственном уровне были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания. Содержание стратегии определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания (2001 - 2015 гг.) В декабре 2015 года принята новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Область образования провозглашается одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ «Об образовании в РФ»). Основополагающим государственным документом, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Национальной доктрине образования, определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Ценность патриотического воспитания, как приоритет региональной политики правительства Челябинской области, закреплена в Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы. Основной целью Концепции является «формирование у молодежи чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие». Для достижения данной цели, в соответствии с концепцией, необходимо решить задачи, связанные:
1) с «формированием нового гражданско-патриотического имиджа молодежи Челябинской области, опирающегося на сохранение и развитие исторических традиций патриотизма»;
2) с «развитием военно-патриотического направления в воспитании молодежи на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовно-нравственных ценностей, традиций».
3) с «адресным подходом в формировании патриотизма, предполагающим использование особых форм и методов работы с различными возрастными, социальными и другими группами».
Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма учащихся младшего школьного возраста определена содержанием государственного стандарта начального общего образования. Стандарт предусматривает становление таких личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы), как любовь к своему народу, своему краю и Родине; уважение и принятие ценностей семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и др. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, «иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества» и др.. Разработкой проблемы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались: В. И. Логинова, Н. Николаева, Т. А. Ротанова, Т. Н. Бабаева, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова.
Таким образом, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично в него включено.
Актуальным для патриотического воспитания является и сам возраст младших школьников. В своих научных работах Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев утверждают, что младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для любых воспитательных влияний, в том числе патриотического воспитания. Именно на первой ступени обучения (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества.
Таким образом, необходимость патриотического воспитания младших школьников связана: с государственным заказом в сфере образования; с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования. Эта необходимость обоснована актуальными возможностями детей младшего школьного возраста.
Вместе с тем, вызовы общества, государственный заказ на воспитание патриотизма младших школьников обозначили круг проблем реальной педагогической практики, которые затрудняют «исполнение» данного заказа. Зачастую многочисленные усилия, предпринимаемые на разных уровнях, в частности на уровне учителя, не позволяют достичь требуемого результата, оставляя малоэффективным процесс патриотического воспитания.
Таким образом, актуальность основной проблемы, которая обозначилась в реальной педагогической практике обусловлена сложившимся противоречием: между объективной необходимостью осуществления патриотического воспитания младших школьников, в том числе и средствами краеведения, с одной стороны, и недостаточной обращенностью педагогов начального образования в осуществлении патриотического воспитания в процессе обучения математике к краеведческому материалу, с другой стороны.
Данное противоречие влечет за собой круг задач, решать которые необходимо как на уровне школы в целом, так и на уровне учителя. Решение этих задач связано с поиском учителем ответов на следующие вопросы:
• какое место в общей системе духовно-нравственного развития и воспитания, в системе воспитании патриотизма младших школьников занимает конкретный учебный предмет (в данном случае математика);
• на каком содержании в рамках учебного предмета «математика» возможно формирование патриотических качеств обучающихся;
• как определить направление воспитательного воздействия, а главное - как понять, что это воздействие привело к желаемому результату;
• какие внутренние ресурсы математики можно задействовать, чтобы процесс патриотического воспитания стал эффективным;
• как может и должно быть организовано образовательное пространство математики, чтобы оно позволяло решать задачи патриотического воспитания младших школьников;
• как (за счет чего) можно расширить возможности математики, усилить ее воспитательный потенциал;
• какие потенциальные возможности детей младшего школьного возраста, связанные с особенностями их возрастной психологии, важно задействовать для повышения эффективности патриотического воспитания и как не упустить из виду ограничивающие факторы данного возраста.
Решение учителем этих задач позволит разрешить обозначенное выше противоречие, а значит направить процесс обучения математике (в числе прочих образовательных задач) на воспитание патриотических качеств младших школьников.
Исходя из этой проблемы, можно определить тему исследования : « Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики».
Цель исследования: на основе теоретического изучения литературы разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы патриотического
воспитания младших школьников.
2) Изучить возможности метода проектов в патриотическом
воспитании младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике.
3) Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Для решения данных задач используются следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- практические методы: педагогический эксперимент, анкетирование;
- методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Цвиллингская СОШ»
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации по патриотическому воспитанию на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Чесменского района Челябинской области.
Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние десятилетия современное общество претерпело большие изменения в различных сферах, что, несомненно, повлияло на формирование личности человека. Произошла утрата многих человеческих ценностей. Серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. В этих условиях очевидна необходимость решения проблем патриотического воспитания школьников. Ведь именно в школьные годы формируются активная гражданская позиция, верность своей стране и солидарность с ее народом, готовность к служению Отечеству, - все то, что составляет основу понятия «патриотизм». В Законе РФ «Об образовании», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнуты значимость актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Таким образом, воспитание патриотизма в настоящее время стало одним из приоритетных направлений в системе образования России.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого - педагогической литературы, по вопросу патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике. Так же в работе были рассмотрены проекты, виды проектов, технология проведения проектов , структура, требования к подбору задач и проведению проектов , разработаны методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике .
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся на выявление уровня патриотического воспитания младших школьников.
В работе дано методическое обоснование целесообразности использования метода проектов. Этот метод позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт.
Итак, повышение эффективности патриотического воспитания в процессе обучения математике возможно за счет построения целостной образовательной среды. Для этого важно задействовать механизмы:
1. Использование «средового подхода» - создание единой культурной воспитывающей среды, созданной на основе: интеграции, модульного, сетевого принципа построения программы по математике.
2. Расширение образовательного пространства математики за счет применения проектного метода.
3. Использование ценностного потенциала математики как науки (математика - наука - базовая ценность).
4. Использование ресурсов математики как предмета (воспитываемые математикой интеллектуальная корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, - средства формирования патриотических качеств).
5. Построение процесса обучения математике в соответствии с модельной схемой, предполагающей наличие компонентов : 1)Смысловой основы, на которой могут формироваться патриотические качества: национальные базовые ценности; 2) Содержательной основы: предметное, региональное содержание; 3) Ресурсной основы: (ограничивающей - ее надо учитывать; стимулирующей - ее надо задействовать); 4) Организационной основы, в качестве которой выступает проектное пространство (служит местом, где появляется и проявляется детский патриотизм).
Данные механизмы позволят сделать патриотическое воспитание в процессе обучения математике целенаправленным, целостным, системным, а потому более эффективным.



1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 7.
2. Адаменко С. А. Воспитываем патриотов России // Народное образование. -
2005. - № 4. - С. 23-25.
3. Асмолов А. Г. «Теория формирования личности» - М. : МГУ, 1979.
4.. Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания» - Л. : изд-во Ленингр. Ун¬та, 1969.
5. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С. 105.
6. Белянкова, Н.М. Исследовательские задания и проекты в математическом образовании младших школьников: интегрированный подход / Н.М. Белянкова // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 85 - 89.
7. Божович Л. И. « как целенаправленный процесс». Вопросы психологии.
1974.
8. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте». Л. И. Божович - М. : Просвещение. 1968.
9. Бондаревская Е. В. «Концепция воспитания ребенка как человека культуры».
10. Бондаревская Е. В. «Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности». Ростов н/д. 1995.
11. Бочаров В. Г.. «Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника»: автореф. дис. доктора пед. наук - М. СГПУ. 1991.
12. Валеев И. И. «Патриотическое самовоспитание учащихся». Уфа, 1999.
13. Выготский Л. С. «История развития высших психических функций». М., 1931.
14. Выготский Л. С. «Проблема культурного развития ребенка». М. 1928.
15. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». Л. С. Выготский под ред. В. В. Давыдова. М. Педагогика, 1991.
16. Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63.
17. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. — М.: Просвещение, 1981. - С. 259.
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: утверждена Постановлением правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/pat riot_2015.shtml (дата обращения: 09.09.2014).
19. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск : БИПКРО,
2006. - 250 с.
20. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
21. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». М., Педагогика, 1986.
22. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения». - М. , 1996.
23. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.3. - М.: ГИС, 1995. - С. 24.
24. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - С. 7.
25. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.
26. Ипполитова Н. В. «Патриотическое воспитание в современных условиях». Челябинск, Челяб. Гос. пед. универс. 1997.
27. Козина, Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС / Е.В. Козина // Управление начальной школой. Качественное образование с первой ступени.
- 2012. - №1. - С. 42 - 49.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001. - С. 80, 160.
29. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1995. - С. 159.
30. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.))
31 .Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утв. распоряж. Правит. Р. Ф. от 29 декабря 2014 года.
32. Лазарева В. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 326с.
33. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4.
34. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. - С. 412.
35. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - С. 115.
36. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2007. - № 4. - С.11-12.
37. Маркова, И.А. Проектная деятельность один из факторов формирования социального опыта школьника / И.А. Маркова, Е.Н. Видяшева // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 74 - 76.
38. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Под ред. Сергеевой В.П.- 2ое изд., М.: Академия, 2011. -
С. 109 - 123.
39. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ под ред. В.А.Сластёнина. - 6-е изд., - М.: Академия, 2008. - С.
123 - 129.
40. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2007. - 496 с.
41. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособ. для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь/ под. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 141, 185.
43. Полат Е. С. Метод проектов: науч.-метод. сб. - Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. - Минск : РИВШ БГУ,
2003. - 240 с.
44. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособ. для учителя. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с.
45. Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1995. - С. 158.
46. Радищев А.Н. Избр. пед. соч. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1992 - С. 205 - 206.
47. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. - Т.9 /АН СССР, Ин-т рус.яз. — 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1991. - С.296.
48. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2020 года.
49. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? - М. : Первое сентября, 2010. - 44 с.
50. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1989. - С. 3 - 112.
51. Устьянцева В. Н. Сталинградская битва в текстовых задачах: сб. задач по математике. - Волгоград : Царицын, 2012. - 48 с.
52. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. - С. 160.
53. Федина Т. М. Формирование ключевых компетенций суворовцев через
проектно- исследовательскую деятельность [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: сайт. - URL:
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/ 06/11/metodicheskaya- razrabotka-proektno-issledovatelskaya (дата обращения 15.07.2015).
54. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1991. - С. 560
55.Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. -
С. 72.
56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
57. Федеральные государственные образовательные стандарты
5 8. http: //bd.fom.ru/report/cat/pow arm/dd040530 (Фонд Общественного
Мнения)
59. http://festival.1september.ru/articles/580629/ (Фестеваль педагогических
идей «Открытый урок»)
60. http HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"://
HYPERLINK"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"sch
HYPERLINK"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"194.
HYPERLINK"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"minsk
HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161". HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"edu HYPERLINK
"http://sch 194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161".HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"by HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"/HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"main HYPERLINK
"http://sch 194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161".HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"aspx HYPERLINK
"http://sch 194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"?HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"guid HYPERLINK
"http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"=3161
61. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200701202 (Электронная версия
журнала «Начальная школа»)
62. bttp://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/rabotaem-s-vospitatelyami-
patrioticheskoe-vospitanie (Социальная сеть работников образования
nsportal.ru)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ