Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Усвоение и принятие младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции

Работа №80373

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2017
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ исследования проблемы процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции 12
1.1. Сущность процесса усвоения и принятия младшими школьниками
базовых национальных ценностей 12
1.2. Ценность семьи в светской и православной педагогике: идеи интеграции 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Организация и результаты предпроектного исследования проблемы усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции 36
2.1. Цели и задачи эксперимента, характеристика используемых методик..36
2.2. Результаты эмпирического предпроектного исследования 41
2.3 Результаты предпроектного исследования существующих моделей процесса усвоения и принятия ценностей 55
Выводы по II главе 62
Глава III. Проектирование модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции и его продвижение в педагогическую практику..64
3.1. Модель процесса усвоения и принятия младшими школьниками
ценности семья в контексте светской и православной педагогической традиции 64
3.2. Мероприятия по продвижению проекта модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности семья в контексте светской и
православной педагогической традиции 77
Выводы по III главе 80
Заключение 82
Библиографический список 88
Приложения 100


На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье ребенок обучался социальным ролям. За последние годы институт семьи заметно ослабил свои позиции. Официальная статистика министерства внутренних дел за 2016 г. показывает устрашающие данные о новой волне беспризорности, неграмотности и преступности подростков.
• Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних.
• Ежегодно свыше 150 тысяч несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности. К этим данным необходимо добавить 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
• В Российской Федерации 4 миллиона детей-наркоманов от 11 лет и старше, в том числе наркозависимых - около 1 миллиона человек. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 11 лет.
• В Российской Федерации 700 тысяч сирот, 2 миллиона детей неграмотны.
• Ежегодно в стране пропадает более 30 тысяч детей.
• Более 6 миллионов несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях.
• Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около23% от общего числа рожденных детей).
Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2010, 2011 и 2012 годов, и в других государственных документах.
В конце 2012 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в ст. 87 которого установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся [27; 78].
Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России [5;11].
Проблема возрождения традиционных национальных идеалов и ценности семьи выступает в качестве значимой в современных нормативно - правовых документах:
- «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года описаны пути решения задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, включающие в себя:
• развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
• пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
• реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
• повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, описаны пути решения задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, включающие в себя:
• содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
• содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
• популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
• возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
• сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. На протяжении длительного периода в психолого - педагогической литературе обсуждаются различные аспекты проблемы нравственного воспитания. Вопросами становления и развития теории духовно-нравственного воспитания в России занимались Амонашвили Ш.А., Бакштановский В.И., Богданова О.С., Вахтеров В.П., Иконникова С.Н., Каиров И.А., Караковский В.А., Марьенко И.С., Никитин А.Ф. Сухомлинский В.А., Шемшурина А.И., Шитякова Н.П., Щуркова Н.Е., и др. Возрастные особенности младших школьников исследованы отечественными психологами Божович Л.И., Выготским Л.С., Зеньковским В.В., Обуховой Л.Ф., Элькониным Д.Б. и другими. Различными проблемами преподавания основ православной культуры в разное время занимались: Бородина А.В., Воскресенский О.В., Данилюк А.Я., Кабинетская Т.Н., Кошмина И.В., Кураев А., Мельникова Т.А., Никитин В.А., Перцева И.В., Пивоваров Б., Погорелов С.Т., Рогачевская Е.М., Смольникова Е., Соколова В.И., Сурова Л.В., Шапошникова Т.Д., Шевченко Л.Л., Якеменко Б.Г., Янушкявичене О.Л. и др.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные перемены, произошедшие в современном обществе, позволили, открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.
На основании вышеизложенного, актуальность исследования обусловлена на следующих уровнях:
• На социальном уровне актуальность темы исследования обусловлена серьезной озабоченностью государственных органов и общества в целом. Особую тревогу вызывает институт семьи в нарушенной системе ценностей. Политика ориентации подрастающего поколения на курс базовых национальных ценностей обозначена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на государственном уровне.
• На научном уровне - ориентацией современных концепций и программ воспитания на поиск новых путей совершенствования системы педагогической деятельности по формированию базовых национальных ценностей младших школьников.
• На практическом уровне - недостаточной разработанностью методического обеспечения педагогической деятельности по формированию ценностного отношения младших школьников к семье.
Новые экономические условия развития нашего государства, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон об образовании в РФ, федеральные государственные стандарты второго поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, выявили противоречие:
• между воспитательными возможностями православной педагогической традиции и их недостаточным использованием в условиях традиционного образования.
Отсюда вытекает проблема исследования: какова модель деятельности педагога по формированию ценностного отношения младших школьников к семье в контексте светской и православной педагогической традиции.
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему магистерской диссертации: «Усвоение и принятие младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогических традиций».
Цель нашего исследования: теоретическое и эмпирическое обоснование и продвижение модели процесса усвоения и принятия ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции.
Объект исследования: процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей.
Предмет исследования: модель процесса усвоения и принятия ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции.
Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей.
2. Определить психолого-педагогические основы формирования ценностного отношения младших школьников к семье.
3. Проанализировать отношение младших школьников к семье.
4. Проанализировать существующие модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей.
5. Разработать модель процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогических традиций и план мероприятий по ее продвижению
Методологическую основу исследования составили:
• системный подход, позволивший раскрыть целостность
процесса принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей и рассмотреть данную проблему как социальное явление современного общества,
• аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений о базовых национальных ценностях и личностных ценностях,
• личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений работы для учителя начальных классов по формированию ценностного отношения к семье с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическую основу исследования составили:
• Общие положения методологии педагогической науки (Т.М. Балыхина, И.В. Блауберг, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.)
• Психолого-педагогические положения о возрастных особенностях младших школьников (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.В.Зеньковский, Л.Ф.Обухова и др.)
• Концепции духовно-нравственного воспитания (Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.)
• Программы по предмету «Основы православной культуры» (Л.Л.Шевченко, А.Л.Бородина, Л.В.Сурова, О.В.Воскресенский, Т.Д.Шапошникова, А.Я.Данилюк, С.Т. Погорелова, протодьякон Андрей Кураев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретические - анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативно-правовых, инструктивно-методических и рабочих документов; сравнение, обобщение, анализ, синтез, моделирование;
2. Эмпирические - эксперимент (констатирующий);
анкетирование, тестирование;
3. Методы обработки и интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования:
• Определены особенности процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей.
• Раскрыты идеи интеграции ценности семьи в светской и православной педагогике
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами модель процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовой национальной ценности «семья» в контексте светской и православной педагогических традиций может использоваться образовательными организациями в процессе реализации курса ОРКСЭ.
Базой исследования являются МБОУ СОШ №68 Ленинского района города Челябинска и воскресная школа при Храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В эксперименте приняли участие 69 школьников, учащихся 4 классов, в возрасте 10-11 лет и их родители.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь-декабрь 2015 г.) изучалась степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (январь-май 2016 г.) проводился констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (сентябрь-декабрь 2016 г.) - проводились обработка и анализ полученных данных, разработка модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности семья и плана мероприятий по продвижению проекта.
На четвертом этапе (январь-май 2017 г.) осуществлялось оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикаций результатов исследований:
• Участие во всероссийской научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: укрепление духовного единства», публикация статьи на тему «Ценность семьи в светской и православной педагогике: угрозы и идеи укрепления» в 2016г., в издательском центре «ЧГИК».
• Участие в международной научно-практической конференции «Исследование различных направлений развития психологии и педагогики», публикация статьи на тему «Психолого-педагогические основы формирования ценностного отношения младших школьников к семье» в 2016г., в научно-издательском центре «Аэтерна».
• Участие в международной научно-практической конференции «Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях», публикация статьи на тему «К вопросу о сущности процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей» в 2016г., в научно-издательском центре «Социосфера».
• Участие в международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии», публикация статьи на тему «О проблеме исследования сущности процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей» в 2016г., в научно-издательском центре «Интернаука».
• Участие в международном конгрессе «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты» в 2016г., в ЮУрГГПУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было теоретическое и эмпирическое обоснование и продвижение модели процесса усвоения и принятия ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
1. В ходе исследования охарактеризована сущность процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей.
Усвоение можно определить, как процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач. Главными критериями усвоения выступают возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые задачи, возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во внешних, практических предметных действиях.
В русском языке толкование понятия «принятие» осуществляется через понятие «согласие», т. е. принятие ценности - это согласие с её значимостью, с тем, что данный постулат является ценным [51].
Современные педагоги трактуют понятие «принятие» через «смыслообразование». Трактуя «смысл» как предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий; субъективный образ предмета; совокупность знаний о предмете и субъективного отношения к нему; внутреннее содержание явления, понятия, постигаемое разумом и др. [85].
2. В процессе исследования определены психолого-педагогические основы формирования ценностного отношения младших школьников к семье.
Структура ценностного отношения младших школьников к семье (В.А. Ядов):
- восприятие младшими школьниками семейно-бытовых традиций как элементарной установки к семейным традиционным ценностям;
- осознание младшими школьниками ценностных отношений через эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий компоненты;
- восприятие младшими школьниками семейных традиций как ценностей культуры;
- интересы и потребности младшего школьника сочетаются с ценностными ориентациями, что способствует регулированию его поведения.
Ценности семейного воспитания, выделенные на основе характерных потребностей личности и жизненного цикла семьи:
- удовлетворение потребности в родительстве;
- удовлетворение потребности в любви и признании;
- реализация потребности в общении, расширение его круга;
- преемственность поколений;
- сохранение и расширение семейных традиций.
Фундаментальные положения - основания для интеграции идей светской и православной педагогики (И.А. Соловцова):
— представление о человеке как о целостном телесно-душевно-духовном существе;
— понимание духовного воспитания как онтологического феномена, «образа бытия» человека;
— понимание воспитания как помощи человеку в становлении его ценностно-смысловой сферы;
— представление о духовном воспитании как восхождении к культуре, представляющей собой «мир воплощенных ценностей»;
— понимание духовного воспитания как самопознания и самоизменения человека;
— подход к духовному воспитанию как к феномену, в котором ярко проявляется ориентация на Другого.
3. Проанализировано отношение младших школьников к семье, изучающих различные модули в рамках курса ОРКСЭ и воспитанников воскресной школы.
Экспериментальная работа осуществлялась в период с 2015-2017 гг. на базе МБОУ СОШ №68 г. Челябинска.
Цель экспериментальной работы: выявить уровень ценностного отношения к семье у младших школьников, разработать модель процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовой национальной ценности «семья» в контексте светской и православной педагогических.
Для определения уровня ценностного отношения младших школьников к семье использовались:
1. Методика М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников (адаптирован для младших школьников Е. Хмелевым);
2. Методика «Пословицы» С.М. Петровой и В.Н. Панферова (адаптирована нами с учетов возрастных особенностей младших школьников);
3. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
4. Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (адаптирован для младших школьников И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой).
Анализ результатов методики исследования ценностных ориентаций М. Рокича показал, что участники первой и второй исследуемых групп не определяют шкалу «счастливая семейная жизнь» ни в числе наиболее предпочитаемых, ни в числе наименее предпочитаемых (2,46% и 2,6%). Участники третьей группы относят шкалу «счастливая семейная жизнь» в числу наиболее предпочитаемых (20,8%).
Результаты методики С.М. Петровой «Пословицы» позволили сделать следующий вывод, в первой и второй группах у большей части исследуемых детей (56% и 58%) не сформировано ценностное отношение к семье. В тоже время в третьей группе более чем в двух третей испытуемых (69%) отмечается сформированность ценностных представлений о семье.
Проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментальной работы, мы пришли к следующему выводу, что у детей, посещающих занятия воскресной школы сформировано ценностное отношение к семье, в отличие от обучающихся общеобразовательной школы посещающих модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» в рамках курса ОРКСЭ. Данный вывод также подтверждается методами математической статистики.
4. Проанализированы существующие модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей.
На теоретическом этапе предпроектного исследования были изучены существующие модели и механизмы процесса усвоения и принятия ценностей. Рассмотренные модели и механизмы отличались спецификой подачи материала. Некоторые модели имеют многокомпонентную структуру, подтверждая сложность процесса усвоения ценностей. Анализ изученных моделей и механизмов выявил: недостаточность представления особенностей процесса усвоения ценностей в младшем школьном возрасте; необходимость сосредоточения содержания действий учителя и ученика в процессе усвоения ценностей в единой модели; недостаточность отражения идей светской и православной педагогики.
5. Результаты эмпирического и теоретического этапов предпроектного исследования определили необходимость разработки модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции.
Модель состоит из четырех компонентов - целевого, содержательного, процессуального и диагностического.
Целевой компонент модели включает: цель, задачи, нормативные основания, теоретико-методологические подходы, принципы педагогической деятельности с позиции светской и православной педагогической традиции.
Содержательный компонент содержит программы внеурочной деятельности, содержание которых раскрывает сущность семейных ценностей с точки зрения православной педагогики.
Процессуальный компонент включает в себя: этапы процесса усвоения и принятия ценности семья, механизм усвоения ценностей, возможные изменения в системе ценностных отношений младших школьников к ценности «семья». Также содержательно-процессуальный компонент содержит характерные для светской и православной педагогики методы воспитательного воздействия.
Результативно-диагностический компонент включает в себя диагностический инструментарий и критериально-уровневый аппарат оценки сформированности ценностного отношения младших школьников к семье.
Нами был разработан перечень мероприятий по продвижению проекта.
Цель данной работы достигнута, однако наша работа не исчерпывает всех решений вопросов данной проблемы. Дальнейшее направление работы мы видим в осуществлении мероприятий по внедрению модели процесса усвоения и принятия младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции в педагогическую практику, проверке результативности модели, совершенствовании содержания её компонентов.



1. Андреев, В.И. Законы творческого развития как основания концепции субъектно-ориентированного образования [Текст] / В.И. Андреев // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №6 . - С. 13-16.
2. Асташова, Н.А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / Н.А. Асташова // Вестник Брянского государственного университета. - 2009. - №1. - С. 17-23.
3. Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день [Текст] / А.С. Бикеева. - М.: ГЕНЕЗИС, 2009. - 224 с.
4. Богдан, С. В. Педагогическое стимулирование как основа взаимодействия педагога и воспитанников в процессе нравственного воспитания подростков [Текст] / С.В. Богдан // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - №4 (28). - С. 121-124.
5. Борисов, С.В. Аксиология образования: «Ищу человека!» [Текст] /С.В. Борисов // Философия образования. - 2012. - № 5 (44). - С. 69-77.
6. Бородина, А.В. Основы православной культуры. Православие - культурообразующая религия России. 4 класс. Пособие для учителя [Текст] /А.В. Бородина. - М.: Экзамен, 2012. - 240 с.
7. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Академия естествознания. - 2013. - №6. - С. 115¬123.
8. Брокгауз, Ф. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. - М.: Эксмо, 2010. - 992 с.
9. Вальцев, С.В. Педагогический аспект понятия духовность [Текст] / Проблемы современной науки и образования. // С.В. Вальцев. Иваново: Олимп. - 2012. - № 1 (1). - С. 8-12.
10. Вальцев, С.В. Осевые ценностные ориентации [Текст] / Проблемы современной науки и образования. // С.В. Вальцев. Иваново: Олимп. - 2012. - № 4 (4). - С. 56-63.
11. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение. [Текст] /
В.А. Василенко. - М.; Л.: Наука, 1966. - 244 с.
12. Воденникова, Л.А. Идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания [Текст] / Л.А. Воденникова // Современная высшая школа. Инновационный аспект. - 2010. - №4. - С. 35-38.
13. Галицкая, И.А. Религиозная культура в светской школе [Текст] / И.А Галицкая, И.В. Метлик // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 323-346.
14. Гринёва, Е. А. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» [Текст] / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №1. - С. 8-15.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк,
А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
16. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
17. Данилюк, А.Я. Учебный предмет «Основы духовно¬нравственной культуры народов России» [Текст] /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. // Педагогика. - 2009. - № 9 - С. 15-21.
18. Денисов, А.М. Основы православной культуры: первые уроки в школе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов [Текст] / С.Б. Владова, А.М. Денисов, Н.П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 195 с.
19. Денисов, А.М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса: учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Денисов, Н.П. Шитякова; под общ. ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 171 с.
20. Денисов, А.М. «Основы православной культуры» в школе: Рабочая тетрадь-хрестоматия: учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Денисов; под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 68 с.
21. Дивногорцева, С.Ю. Влияние христианского вероучения на становление идеалов духовно-нравственного воспитания в русской педагогике [Текст] / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - №4(15). - С. 42-49.
22. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2012. - 240 с.
23. Дивногорцева, С.Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки [Текст] / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2015. - №2(37). - С. 89-97.
24. Дивногорцева, С.Ю. Основы православной педагогической культуры [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2013. - 244 с.
25. Дивногорцева, С.Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX-XX вв.[Текст] / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - №4(19). - С. 70-80.
26. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2012. - 264 с.
27. Дивногорцева, С.Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы [Текст] / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - №1(16). - С. 31-40.
28. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.:Питер, 2011. - 176 с.
29. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
30. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2012. - 142 с.
31. Желобовский А., протопресвитер. Христианское воспитание детей [Текст] / А. Желобовский. - М.: Неугасимая лампада, 2014. - 128 с.
32. Жукова, М.В. Учебно-методическое пособие по курсу: «Возрастная психология» [Текст] / М.В. Жукова. - Челябинск, 2001. - 105 с.
33. Захарова, Л. М. Подготовка будущих педагогов к этнокультурному воспитанию детей [Текст] / Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №3. - С. 88-94.
34. Калашникова, Н.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Н.Н.
Калашникова, И.Н. Григорьев // Вестник ТГУ. - 2007. - №4 (48). - С. 257-265.
35. Калинина, В.П. Формирование толерантности у школьников в курсе основы религиозных культур и светской этики [Текст] / В.П. Калинина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - №1. - С. 49-55.
36. Кильдюшова, П.Е. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - С. 18-23.
37. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - №7. - С. 4-11.
38. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология как новая научная отрасль и учебный предмет [Текст] / Г.М. Коджаспирова // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №2. - С. 154-157.
39. Коренькова, М.С. Структурно-функциональная модель ценностного отношения к семье [Текст] / М.С. Коренькова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 6-12.
40. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания
школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. - М., 1976. - С. 152-159.
41. Культура семьи: учебное пособие [Текст] / сост. Н.Г.
Храмова, А.А. Сараева, Г.Г. Алексеева, Т.А. Алтушкина. - М.:
Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2009. - 184 с.
42. Кураев, А.В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] /А.В. Кураев - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
43. Маслов, Н.В. Методы православного воспитания // Глинские
чтения. Интернет версия. 2007. URL:
http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=103(дата обращения: 24.05.2017 г.).
44. Маслов, С.И. Аксиологический подход в педагогике [Текст] // С.И. Маслов, Т.А. Маслова / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №3. - С. 202-212.
45. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Е.Л. Мельникова / Образовательные технологии: сборник материалов. - М.: Баласс, 2008. - 60 с.
46. Моисеев, Д., иерей. Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Иерей Дмитрий Моисеев, монахиня Нина Крыгина. - Екатеринбург: Екатеринбургская епархия, 2010. - 40 с.
47. Моисеев, Д., иерей. Нравственные основы семейной жизни. 10 класс [Текст]: экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением / Иерей Дмитрий Моисеев, монахиня Нина Крыгина. - Екатеринбург: Екатеринбургская епархия, 2010. - 210 с.
48. Моисеев, Д., иерей. Нравственные основы семейной жизни. 10 класс [Текст]: методические рекомендации для учителя / Иерей Дмитрий Моисеев, монахиня Нина Крыгина. - Екатеринбург: Екатеринбургская епархия, 2010. - 275 с.
49. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и
проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский
педагогический журнал. Интернет-версия. 2010. URL:http://pedagogika- cultura.narod.ru/private(дата обращения: 24.05.2017 г.).
50. Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 12 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - М.: Омега-Л, 2013. - 144 с.
51. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2007. - 944 с.
52. Петракова, Т.И. Содержание образования: духовно¬
нравственный аспект [Текст] / Т.И. Петракова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 1. - С. 9.
53. Петюкова, О.Н. Семейные ценности: правовое и религиозно-нравственное измерение [Текст] / О.Н. Петюкова // Ученые записки российского социального университета. - 2013. - №6 (122). - С. 28-32.
54. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы [Текст] /Л.Т. Потанина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011 - № 2. - С. 85 - 90.
55. Потаповская, О. М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. - №4 (27). - С. 64-83.
56. Поташинская, Н. Н. Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке [Текст] / Н.Н. Поташинская // Берегиня. - 2012. - № 1 (12). - С. 114-125.
57. Разбегаева, Л.П. Аксиологическая среда и гуманитарное образование [Текст] / Л.П. Разбегаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - №1. - С. 17-24.
58. Розина, О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность педагога духовно-нравственной (православной) культуры [Текст] / О.В. Розина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - № 3 (18). - С. 31-41.
59. Розина, О. В. Подмена педагогических понятий и нравственных категорий в подготовке учителей православной культуры
[Текст] / О.В. Розина // Русь-Россия: выбор веры. История и современность: Сборник материалов Седьмой Межрегиональной научно¬практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней Школе». - М., 2011. - С.
523-535.
60. Розина, О. В. Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «Православной культуры» [Текст] / О.В. Розина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. -
2011. - № 4 (23). - С. 24-36.
61. Сатир, В Вы и ваша семья [Текст] /В. Сатир. - М.: Ин-т общегуманит. Исслед.: Апрель-пресс, 2011. - 281 с
62. Сахаров, В. А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / В. А. Сахаров // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 84-89.
63. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика [Текст] / Е. Шестун - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - 576 с.
64. Серикова, Л.А. Формирование духовно-нравственных и нравственно-волевых качеств школьника в условиях современной системы образования [Текст] / Л.А. Серикова, Д.Г. Нижегородов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №8. - С. 101-111.
65. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №
6. - С. 136-141.
66. Серикова, Л. А. Эволюция представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогической науке [Текст] / Л.А. Серикова // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - №81(07). - С. 1-14.
67. Соловцова, И.А. Гуманитарно-целостный подход как основа для интеграции православной и светской педагогики в сфере духовного воспитания [Текст] / И.А. Соловцова // Интеграция образования. - 2006. - № 3. - С. 27-31.
68. Соловцова И.А. Духовное воспитание: проблемы и парадоксы [Текст] / И.А. Соловцова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №
1. - С. 222-227.
69. Соловцова, И.А. Духовное воспитанное: аспект
законосообразности [Текст] / И.А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 4. - С. 40-45.
70. Соловцова, И.А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания [Текст] / И.А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. - С. 113-116.
71. Соловцова, И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования [Текст] / И.А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - № 8 (62). - С. 86-91.
72. Соловцова, И.А. Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования [Текст] / И.А. Соловцова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 2-1 (51). - С. 47-51.
73. Соловцова, И.А. Содержательные характеристики духовного воспитания в православной и светской педагогике: методологические основания интеграции [Текст] / И.А. Соловцова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 9 (59). - С. 33-40.
74. Соловцова, И.А. Ценности как основа целеполагания в сфере духовно-нравственного воспитания [Текст] / И.А. Соловцова // Грани познания. - 2012. - № 3 (17). - С. 91-94.
75. Сорокина, А.Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ [Текст] / А.Г. Сорокина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4.
76. Сурова, Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих [Текст] / Л.В. Сурова. - Издательство Владимирской епархии,
1996. - 495 с.
77. Столяров, И. Н. Образование как фактор формирования духовно-ценностных ориентаций молодёжи [Текст] / И.Н. Столяров // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 10. - С. 19-26.
78. Словарь психолога-практика [Текст] / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2009. - 976 с.
79. Урбанович, Л.Н. Образовательно-воспитательный потенциал религиозно-культурологических дисциплин в школе [Текст] / Л.Н. Урбанович // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2014. - № 24. - С. 386-391.
80. Федосова, И.В. Психолого-педагогические основы
формирования ценностных ориентаций в детском возрасте [Текст] / И.В. Федосова // Наука и мир. - 2014. - №9 (13). - С. 127-130.
81. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1(26). - С. 45.
82. Форсова, В.В. Православие и семья (опыт эмпирического анализа) [Текст] / В.В. Форсова // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 131-148.
83. Хеллингеп, Б Порядки любви: как жизнь и любовь удаляются вместе [Текст]. - М.: Генезис, 2013. - 360 с.
84. Холодкова, О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте [Текст] / О.Г. Холодкова // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 6. - С. 53-58.
85. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников [Текст] / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 76-78.
86. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание
школьников: проблемы, теории, технологии [Текст]: учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.
87. Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н.П. Шитякова // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 11. - C. 1-3.
88. Шитякова, Н.П. О подготовке будущего учителя к духовно- нравственному воспитанию личности гражданина России [Текст] / Н.П. Шитякова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №9. - С. 1-4.
89. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст]: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н.П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 158 с.
90. Шитякова, Н. П. Преемственность в формировании у детей духовно-нравственных понятий [Текст] / Н.П. Шитякова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 26. - С. 156-159.
91. Шитякова, Н.П. Психолого-педагогические основы
преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности [Текст] / Н.П. Шитякова // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №1. - С. 109-116.
92. Шитякова, Н.П. Развитие духовно-нравственной сферы личности [Текст] / Н.П. Шитякова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 18. - С. 48-52.
93. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2011. - 735 с.
94. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В.А. Ядов. - Л.: Наука, 1979. - 217 с.
95. Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание в исторической ретроспективе [Текст] / О.Л. Янушкявичене // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 7 (63). - С. 224¬227.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ