Введение…………………………………………………………………………..5
1 Конкуренция в современном предпринимательстве…………………………7
1.1 Основные понятия конкуренции фирмы на рынке…………………………7
1.1.1 Методы конкуренции…………………………………………………9
1.1.2 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков………....11
1.1.3 Конкурентные стратегии в маркетинге……………………………..17
1.2 Мерчандайзинг……………………………………………………………….19
1.2.3 Самая лучшая полка………………………………………………….21
1.3 Методы распространения товара: оптовая и розничная торговля………...22
1.4 Формирование и управление ассортиментом………………………………28
2 Ретроспективный анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………….36
2.1 Характеристика деятельности предприятия………………………………..36
2.2 Анализ среды организации…………………………………………………..40
2.2.1 Анализ макроокружения…………………………………………….40
2.2.2 Анализ непосредственного окружения……………………………..42
2.2.3 SPACE-метод…………………………………………………………51
2.2.4 Анализ внутренней среды……………………………………………57
2.2.5 Матрица БКГ………………………………………………………….64
2.2.6 SWOT-анализ…………………………………………………………66
2.2.7 Финансовое состояние предприятия………………………………..70
3 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия «Копейка»……………………………………………….…………72
3.1 Выбор стратегии……………………………………………………….72
3.2 Открытие нового магазина……………………………………………77
3.3 Правовое обеспечение проектом……………………………………..85
3.4 Расчет окупаемости нового магазина………………………………...87
Заключение……………………………………………………………………….92
Приложение А Ассортиментный перечень…………………………………….93
Список использованных источников …………………..……………………….97
В данной дипломной работе рассмотрен магазин бытовой химии «Копейка». Проведены исследования деятельности магазина, его финансового положения, а также его конкурентной позиции. Внимание уделено формированию стратегии повышения конкурентоспособности организации. В результате выявлена возможность для открытия новой торговой точки. Также проведен расчет окупаемости нового магазина.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест¬кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.
Практика бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсально¬го стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конкурентное управление – это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в, то, же время можно говорить и о некой теории такого управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Таким образом, актуальность изучения и применение методов конкурентной борьбы в управлении фирмой все больше возрастает. Именно это и определило выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы заключается в анализе конкурентных свойств конкретной организации.
Задачи, поставленные при написании работы – рассмотреть конкурентное положение организации.
Объектом исследования выбран частный магазин «Копейка».
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
В данном дипломном проекте мной был рассмотрен магазин бытовой химии «Копейка». Были проведены исследования (деятельности магазина, его финансового положения, а также его конкурентной позиции), в результате которых были выявлены резервы для открытия новой торговой точки. Для нового магазина мною была выбрана стратегия сосредоточения, которая предполагает выбор компанией целевого сегмента и концентрацию на нем своей деятельности. Целевым сегментом, на который будет ориентирован новый магазин, будет являться декоративная косметика во всем своем разнообразии.
В рамках дипломного проекта мною был проведен расчет окупаемости нового магазина (период планирования 2 года), который показал следующие результаты:
1. Проект окупается за 16 месяцев
2.Проект экономически эффективен
3. Прибыль проекта составит 1374,301 тыс. руб.