Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
1.1 Определяющие методологические подходы к повышению
квалификации педагогов 8
1.2 Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного
возраста как проблема для повышения квалификации педагогов ДОУ 12
1.3 Организационно-педагогические условия эффективности повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования, основ
здорового образа жизни дошкольников в ДОО 20
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников 37
2.2 Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни
детей дошкольного возрастав ДОО 45
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Вывод по 2 главе 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 60
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
1.1 Определяющие методологические подходы к повышению
квалификации педагогов 8
1.2 Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного
возраста как проблема для повышения квалификации педагогов ДОУ 12
1.3 Организационно-педагогические условия эффективности повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования, основ
здорового образа жизни дошкольников в ДОО 20
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников 37
2.2 Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни
детей дошкольного возрастав ДОО 45
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Вывод по 2 главе 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 60
Актуальность исследования по теме «Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» заключается в том, что на современном этапе в дошкольном образовании происходят значимые изменения. В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО), согласно которому, дошкольное образование является первым уровнем общего образования и призвано эффективно решать целый ряд задач по этой проблеме.
Ведь здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых задач развития государства. Государство прекрасно понимает, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей младшего возраста, является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни.
Поэтому одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций, т.е. развития.
Для эффективности педагогического процесса возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к
профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий».
Процесс модернизации российского образования ориентирует педагогов дошкольного образовательного учреждения на реализацию творческого подхода к образованию подрастающего поколения. В соответствии с действующим законодательством, педагогам сегодня предоставлено право на выбор образовательной программы из нескольких альтернативных вариантов, оценку ее с позиции теории и методики воспитания и обучения детей и даже на составление своей собственной программы и учебных материалов к ней. При этом усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании. Данными положениями объясняется актуальность выбранной темы.
Изучению проблем повышения квалификации педагога посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих авторов. В психолого-педагогической литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности ДОУ рассматривается К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Т.В.Волосовец, В.Н. Дубровой, Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк и др. Освещению проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Е.Б.Кузнецовой, Л.М. Митиной и др.
По мнению О.Г. Чеховских, в системе дошкольного образования предполагается, что педагоги должны пересмотреть свою деятельность, отказаться от опыта, приобретенного ими на протяжении длительного периода времени; переориентироваться на новые требования без ущерба для себя; реализовать свою деятельность в различных учреждениях, где воспитываются дети дошкольного возраста, обеспечивая разностороннее их развитие путем организации соответствующей возрасту и уровню развития ребенка образовательной среды, что возможно только при условии организации повышения квалификации, направленной на формирование профессиональной мобильности воспитателей.[54]
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать
эффективность организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно педагогические условия повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно- педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Констатирующий (Январь - Сентябрь 2016г.) - изучались теоретические подходы повышения квалификации по проблеме формирования основ, здорового образа жизни дошкольников.
Формирующий - (Сентябрь - Декабрь 2016г. Осуществлялась
экспериментальная проверка организационно-педагогических условий повышения педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей в дошкольной образовательной организации.
Контрольный - (Январь - Апрель 2017г.) проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ, систематизация, обобщение); эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Детский сад № 337 г. Челябинска»
Практическая значимость аттестационной работы обусловлена:
- возможностью применения предложенной автором технологии разработки модели повышения квалификации педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста внутри образовательного учреждения для любого образовательного учреждения;
- учетом специфики учреждения и его ресурсной базы;
- предоставлением педагогу возможности управлять собственным профессиональным ростом.
Структура аттестационной работы: выполненная работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Ведь здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых задач развития государства. Государство прекрасно понимает, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей младшего возраста, является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни.
Поэтому одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций, т.е. развития.
Для эффективности педагогического процесса возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к
профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий».
Процесс модернизации российского образования ориентирует педагогов дошкольного образовательного учреждения на реализацию творческого подхода к образованию подрастающего поколения. В соответствии с действующим законодательством, педагогам сегодня предоставлено право на выбор образовательной программы из нескольких альтернативных вариантов, оценку ее с позиции теории и методики воспитания и обучения детей и даже на составление своей собственной программы и учебных материалов к ней. При этом усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании. Данными положениями объясняется актуальность выбранной темы.
Изучению проблем повышения квалификации педагога посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих авторов. В психолого-педагогической литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности ДОУ рассматривается К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Т.В.Волосовец, В.Н. Дубровой, Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк и др. Освещению проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Е.Б.Кузнецовой, Л.М. Митиной и др.
По мнению О.Г. Чеховских, в системе дошкольного образования предполагается, что педагоги должны пересмотреть свою деятельность, отказаться от опыта, приобретенного ими на протяжении длительного периода времени; переориентироваться на новые требования без ущерба для себя; реализовать свою деятельность в различных учреждениях, где воспитываются дети дошкольного возраста, обеспечивая разностороннее их развитие путем организации соответствующей возрасту и уровню развития ребенка образовательной среды, что возможно только при условии организации повышения квалификации, направленной на формирование профессиональной мобильности воспитателей.[54]
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать
эффективность организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно педагогические условия повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно- педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Констатирующий (Январь - Сентябрь 2016г.) - изучались теоретические подходы повышения квалификации по проблеме формирования основ, здорового образа жизни дошкольников.
Формирующий - (Сентябрь - Декабрь 2016г. Осуществлялась
экспериментальная проверка организационно-педагогических условий повышения педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей в дошкольной образовательной организации.
Контрольный - (Январь - Апрель 2017г.) проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ, систематизация, обобщение); эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Детский сад № 337 г. Челябинска»
Практическая значимость аттестационной работы обусловлена:
- возможностью применения предложенной автором технологии разработки модели повышения квалификации педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста внутри образовательного учреждения для любого образовательного учреждения;
- учетом специфики учреждения и его ресурсной базы;
- предоставлением педагогу возможности управлять собственным профессиональным ростом.
Структура аттестационной работы: выполненная работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Развитие современного общества диктует особенные условия организации дошкольного образования, активное внедрение инноваций, новых технологий и способов работы с детьми. В этой ситуации особенно важно повышение квалификации педагогов, основу которого составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Среди всех направлений деятельности дошкольных образовательных организаций, одно из главных мест занимает работа по физическому развитию детей, это обозначает важностью работу педагогов по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни.
Теоретическое обоснование проблемы исследования позволило определить гипотезу: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
В первой части нашей работы мы выяснили, что среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из гласных мест занимает работа по физическому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в формировании основ здорового образа жизни дошкольников. Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Во второй части проводилась экспериментальная работа. На констатирующем этапе проводилось анкетирования педагогов и родителей, и так же диагностировали уровень навыков, здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Исходя из данных исследований, нами были выявлены результаты уровня сформироанности и представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, диагностирован уровень по формированию основ здорового образа жизни дошкольников в семье, изучен уровень владения педагогами средствами воспитания основ здорового образа жизни дошкольников и использование активных форм и методов по внутрифирменному повышению квалификации педагогов.
Исходя из результатов исследование, мы выяснили, что нам необходимо провести ряд мероприятий, которые повысят эти результаты.
Проводились мероприятия с педагогами по улучшению знаний в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ, по ознакомлению с методами обучения и формами повышения профессиональной компетентности. А так же проводились мероприятия с родителями по формированию основ ЗОЖ у дошкольников.
В итоге, благодаря, реализации разработанного нами перспективного плана работы с педагогами в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, повысился уровень знаний о здоровом образе жизни дошкольников. Также педагоги стали активнее использовать методы для формирования основ здорового образа жизни у детей и родители стали охотнее принимать участие в образовательном процессе детского сада.
Среди всех направлений деятельности дошкольных образовательных организаций, одно из главных мест занимает работа по физическому развитию детей, это обозначает важностью работу педагогов по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни.
Теоретическое обоснование проблемы исследования позволило определить гипотезу: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
В первой части нашей работы мы выяснили, что среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из гласных мест занимает работа по физическому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в формировании основ здорового образа жизни дошкольников. Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Во второй части проводилась экспериментальная работа. На констатирующем этапе проводилось анкетирования педагогов и родителей, и так же диагностировали уровень навыков, здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Исходя из данных исследований, нами были выявлены результаты уровня сформироанности и представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, диагностирован уровень по формированию основ здорового образа жизни дошкольников в семье, изучен уровень владения педагогами средствами воспитания основ здорового образа жизни дошкольников и использование активных форм и методов по внутрифирменному повышению квалификации педагогов.
Исходя из результатов исследование, мы выяснили, что нам необходимо провести ряд мероприятий, которые повысят эти результаты.
Проводились мероприятия с педагогами по улучшению знаний в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ, по ознакомлению с методами обучения и формами повышения профессиональной компетентности. А так же проводились мероприятия с родителями по формированию основ ЗОЖ у дошкольников.
В итоге, благодаря, реализации разработанного нами перспективного плана работы с педагогами в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, повысился уровень знаний о здоровом образе жизни дошкольников. Также педагоги стали активнее использовать методы для формирования основ здорового образа жизни у детей и родители стали охотнее принимать участие в образовательном процессе детского сада.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Развитие основных физических качеств у детей дошкольного возраста средствами оздоровительной физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Подвижные игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



