Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
1.1 Определяющие методологические подходы к повышению
квалификации педагогов 8
1.2 Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного
возраста как проблема для повышения квалификации педагогов ДОУ 12
1.3 Организационно-педагогические условия эффективности повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования, основ
здорового образа жизни дошкольников в ДОО 20
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников 37
2.2 Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни
детей дошкольного возрастав ДОО 45
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Вывод по 2 главе 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 60
Актуальность исследования по теме «Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» заключается в том, что на современном этапе в дошкольном образовании происходят значимые изменения. В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО), согласно которому, дошкольное образование является первым уровнем общего образования и призвано эффективно решать целый ряд задач по этой проблеме.
Ведь здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых задач развития государства. Государство прекрасно понимает, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей младшего возраста, является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни.
Поэтому одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций, т.е. развития.
Для эффективности педагогического процесса возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к
профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий».
Процесс модернизации российского образования ориентирует педагогов дошкольного образовательного учреждения на реализацию творческого подхода к образованию подрастающего поколения. В соответствии с действующим законодательством, педагогам сегодня предоставлено право на выбор образовательной программы из нескольких альтернативных вариантов, оценку ее с позиции теории и методики воспитания и обучения детей и даже на составление своей собственной программы и учебных материалов к ней. При этом усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании. Данными положениями объясняется актуальность выбранной темы.
Изучению проблем повышения квалификации педагога посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих авторов. В психолого-педагогической литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности ДОУ рассматривается К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Т.В.Волосовец, В.Н. Дубровой, Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк и др. Освещению проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Е.Б.Кузнецовой, Л.М. Митиной и др.
По мнению О.Г. Чеховских, в системе дошкольного образования предполагается, что педагоги должны пересмотреть свою деятельность, отказаться от опыта, приобретенного ими на протяжении длительного периода времени; переориентироваться на новые требования без ущерба для себя; реализовать свою деятельность в различных учреждениях, где воспитываются дети дошкольного возраста, обеспечивая разностороннее их развитие путем организации соответствующей возрасту и уровню развития ребенка образовательной среды, что возможно только при условии организации повышения квалификации, направленной на формирование профессиональной мобильности воспитателей.[54]
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать
эффективность организационно-педагогических условий повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно педагогические условия повышения квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно- педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Констатирующий (Январь - Сентябрь 2016г.) - изучались теоретические подходы повышения квалификации по проблеме формирования основ, здорового образа жизни дошкольников.
Формирующий - (Сентябрь - Декабрь 2016г. Осуществлялась
экспериментальная проверка организационно-педагогических условий повышения педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей в дошкольной образовательной организации.
Контрольный - (Январь - Апрель 2017г.) проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ, систематизация, обобщение); эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Детский сад № 337 г. Челябинска»
Практическая значимость аттестационной работы обусловлена:
- возможностью применения предложенной автором технологии разработки модели повышения квалификации педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста внутри образовательного учреждения для любого образовательного учреждения;
- учетом специфики учреждения и его ресурсной базы;
- предоставлением педагогу возможности управлять собственным профессиональным ростом.
Структура аттестационной работы: выполненная работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Развитие современного общества диктует особенные условия организации дошкольного образования, активное внедрение инноваций, новых технологий и способов работы с детьми. В этой ситуации особенно важно повышение квалификации педагогов, основу которого составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Среди всех направлений деятельности дошкольных образовательных организаций, одно из главных мест занимает работа по физическому развитию детей, это обозначает важностью работу педагогов по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни.
Теоретическое обоснование проблемы исследования позволило определить гипотезу: процесс повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и ее дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме повышения квалификации педагогических работников.
2. Выделить организационно-педагогические условия в ДОУ эффективности повышения квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
В первой части нашей работы мы выяснили, что среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из гласных мест занимает работа по физическому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в формировании основ здорового образа жизни дошкольников. Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Во второй части проводилась экспериментальная работа. На констатирующем этапе проводилось анкетирования педагогов и родителей, и так же диагностировали уровень навыков, здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Исходя из данных исследований, нами были выявлены результаты уровня сформироанности и представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, диагностирован уровень по формированию основ здорового образа жизни дошкольников в семье, изучен уровень владения педагогами средствами воспитания основ здорового образа жизни дошкольников и использование активных форм и методов по внутрифирменному повышению квалификации педагогов.
Исходя из результатов исследование, мы выяснили, что нам необходимо провести ряд мероприятий, которые повысят эти результаты.
Проводились мероприятия с педагогами по улучшению знаний в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ, по ознакомлению с методами обучения и формами повышения профессиональной компетентности. А так же проводились мероприятия с родителями по формированию основ ЗОЖ у дошкольников.
В итоге, благодаря, реализации разработанного нами перспективного плана работы с педагогами в области физического развития и воспитания основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, повысился уровень знаний о здоровом образе жизни дошкольников. Также педагоги стали активнее использовать методы для формирования основ здорового образа жизни у детей и родители стали охотнее принимать участие в образовательном процессе детского сада.
1. http: //www.zdorovaj aplaneta.ru
2. Белая К.Ю., Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 396с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд. Центр —Академия, 2012. - 320с.
4. Венцтель К.Н. Идеальный детский сад / К.Н.Венцтель - 2010. - №4. - 5-14.
5. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. - Т.4 / Л.С.Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 213 с.
7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.Методическая работа в ДОУ Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А.Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 192с.
8. Волобуева Л.М, Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / Л.М. Волобуева //Управление ДОУ - №6 - 2016. - С. 70 -78. 60
9. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. - М. : Просвещение, 1978. - 240 с.
10. Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицина . - М.: «Издательство Скрипторий», 2016. - 80с.
11. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова— СПб.: Речь, 2012.- 317 с.
12. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
13. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте /
B. В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1992. - 342 с.
14. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63.
15. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 2012. - 124с.
16. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психологическое развитие дошкольника. / О.М. Дьяченко - М . : Педагогика, 2010. - 128 с.
17.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. - М. :Гардарики,
2008. - 164 с.
18.Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. -
C. 34-36.
19.Зеер,З.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пос.
2- е изд., перераб. и доп. / З. Ф. Зеер. - М.: Педагогика 2012. - 160 с.
20.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 348с.
21.Злотин Б.Л., Зусман А.Б. К творческой педагогике / Б.Л.Злотин // ТРИЗ - 2010. - №2.2. - С. 9-17.
22.Зязюн,И.А., Кривонос, И.Ф., Тарасевич, Н.Н.
Основыпедагогическогомастерства / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич. - М: Педагогика, 2013. - 302с.
23.Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности педагога в рамках ФГОС / И.Н. Ким, С.В. Лисиенко // Высшее образование в России. - № 1.- 2012. - С. 16-24.
24. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И. О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.
- 320 с.
25. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М. : Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
26. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
27. Копосова Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1.
— С. 16-18.
28. Кузнецова Е.Б., Волкова С.М. Влияние новых форм методической
работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ / Е.Б.Кузнецова //Управление ДОУ! - №7. - 2010. -
С. 27-31.
29. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н.Лосев. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 160с.
30. Мальцева Н., Карунова Л. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов / Н.Мальцева // Дошкольное воспиатание. - №3. - 2013. - С. 90-93.
31. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Новая школа, 2010. - 308 с.
32. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно¬методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1 - Челябинск, 2013. - 115 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. -
М.:Просвещение, 2014. - 390с.
34. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского - М.: Просвещение, 2014, - 480с.
35. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
36. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова - М. : Нар. Асвета, 1980. - 162 с.
37. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М. :МарТ, 2005. - 448 с.
38. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:МарТ, 2005.- 90с.
39. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. - М. : Педагогика, 1979. - С. 13 - 25.
40. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 98 с.
41. Маханева, М. Новые подходы к организации физического
воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - с. 22 - 24.
42. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
43. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций /
Н.О.Пичугина. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 384 с.
44. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель : АСТ :Транзиткнига, 2006. - 479 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1946. - 421с.
46. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследования [Текст] / Г. Н. Сериков. - Москва: Владос, 2005. - 320 с
47. Сериков Г. Н. образование и развитие человека: М.: Мнемозина,
2002. 416 с.
48. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека.//Вопросы психологии 1987 №6 с.14-22
49. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
50. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья
дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 208 с.
51. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 98 с.
52. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155
54. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. - М. :Гардарики, 2007. - 183 с. Шакирова М.Г. Мастер-класс - активная форма коллективного творчества педагогов ДОУ / М.Г. Шакирова // Управление ДОУ - №4. - 2010. - С. 87-92.
55.Чеховских, О.Г. Курсы повышения квалификации как средство формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Вестник СамГУ-2011.- №4 (85).- С.233 - 239.
56. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. - М. :Гардарики, 2007. - 349 с.
57. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 1