Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Работа №80365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания 7
1.2. Возрастные особенности подросткового периода 11
1.3. Классическое наследие и его влияние на художественно-эстетическое воспитание 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА 36
2.1. Значение классического танца в художественно-
эстетическом воспитании детей среднего школьного возраста 36
2.2. Реализация методики художественно-эстетического
воспитания детей среднего школьного возраста средствами классического танца 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Невероятно сложные задачи ставит перед педагогом время. Воспитание подрастающего поколения - основная и сложнейшая задача педагогов, родителей, общества. Эта проблема является актуальной на все времена. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Для того чтобы воспитание обеспечивало всестороннее развитие подростков, оно должно проводиться достаточно разносторонне, комплексно. Развитие материального и духовного потенциала общества способствует наиболее полному развитию личности, но важно, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться представленными ему возможностями. В этом огромную роль играет нравственное и художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание - процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленных на формирование художественно-эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.
Целью художественно-эстетического воспитания является формирование культурной личности, образованного современного человека.
Художественно-эстетическое воспитание - в самом общем виде заключается в подготовке будущего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающее поколение должны усвоить то, что уже накоплено опытом, т.е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших пред старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей среднего школьного возраста художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Искусство является важнейшим средством эстетического воспитания. Произведения искусства побуждают человека видеть действительность через призму образности, вызывают глубокие и бескорыстные чувства и побуждают к проявлению благородных поступков. Искусство отражает многообразие мира.
Актуальностью исследования является, обеспечение детей к их адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры и организации их свободного времени.
Данная тема социально значима в нашем обществе, так как выполняет важную роль в развитии подрастающего поколения и соответствует тенденции развития государства в образовании и культуре, которая указана в статье 75 Закон 273-ФЗ " Об образовании в РФ" 2015 новый. В соответствии со статьей 111 Новый закон об образовании в РФ вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением части 6 статьи 108, вступившей в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки. А так же в данном исследовании частично реализуются цели и задачи, которые указаны в программе дополнительного образования детей, такие как:
- Социальная адаптация;
- Разностороннее развитие;
- Самореализация подрастающего поколения;
Объектом этого исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей среднего школьного возраста. Именно они более подвержены влиянию. Подростковый возраст - время становления самостоятельности, время перехода от детства к взрослости, усвоения новых образцов взрослого поведения.
Предметом исследования является методика художественно-эстетического воспитания детей средствами классического танца.
Целью этой работы является выявление положительной динамики в художественно-эстетическом воспитании детей среднего школьного возраста средствами классического танца.
Задачи:
1. Аспекты возрастных особенностей подросткового возраста
2. Роль системы классического танца в воспитании детей
подросткового возраста
3. Формулировка задач воспитания подростков средствами
классического танца
4. Методы и приемы обучения
5. Цель упражнений классического тренажа
6. Влияние классического танца как средства выражения психологического образа
7. Роль музыки
8. Роль коллектива в формировании личности подростка
9. Экспериментальное исследование по данной проблеме и анализ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ литературы по психологии подростков, художественно-эстетическому воспитанию);
- эмпирические (наблюдение и анализ);
Теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале обучения детей классическому танцу.
Практическая значимость работы заключается в разработке методов наблюдения за детьми во время занятий классическим танцем и анализе наблюдений.
Гипотеза: процесс художественно-эстетического воспитания детей среднего школьного возраста будет эффективным, если:
- работа по художественно-эстетическому воспитанию средствами классического танца будет систематичной и целенаправленной;
- используется комплексный подход в применении средств классического танца в воспитательно-образовательном процессе.
- создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день, когда идет процесс девальвации морали, права искусства, науки, образования, актуальнейшей проблемой становится воспитание интеллигентной личности. Успешное решение этой проблемы будет способствовать развитию культурного и цивилизованного общества. Вполне объяснимо, что современная педагогическая парадигма должна строится на принципах гуманистического воспитания, личностной ориентации и может быть обращена к духовным началам личности, раскрывающим ее мотивационный потенциал.
Эта задача не выполнима без воспитательных и развивающих возможностей искусства. Особое внимание к проблеме развития человека средствами искусства наблюдалось еще с древних времен. Так, была отмечена жизнеутверждающая функция искусства, ведущая к воздействию на духовные и физиологические процессы человеческого организма. На всем протяжении педагогической науки раскрывались новые аспекты воздействия искусства на развивающуюся личность. Его гиперпродуктивность в становлении духовных сфер деятельности субъекта заключена не только в воспитательных возможностях, но и в терапевтических функциях, оказывающих позитивное воздействие на психические и физиологические процессы человеческого организма. Искусство и хореография, в частности, есть природная потребность юношества как динамичного и значимого периода жизни человека.
Мы не только воспитываем у ребенка гамму чувств, нравственные устои, ценностные ориентации, но и стремление к овладению знаниями, умениями, активному творчеству. Проблема творчества актуальна на современном этапе развития общества. Можно назвать ее состояние «кризисным» в связи с тем, что наше государство испытывает потребность в личностях мыслящих не линейно, умеющих принять нестандартное решение, находя выход из сложных ситуаций. Бытие человека существует как жизнеутверждение, и он «запрограммирован» гедонистически, творчество - его внутренняя потребность и культурно-антропологическая особенность.
При помощи раскрытия задач данной работы можно говорить о достижении поставленной цели: выявлении положительной динамики в воспитании детей подросткового возраста средствами классического танца. Опираясь на результаты работы в детской образцовой хореографической студии «Апельсин», можно утверждать, что уроки классического танца - это необыкновенно трудоемкая сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно скрупулезно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. И эта работа подросткам вполне по плечу, если впереди есть яркая выполнимая цель - спектакль или концертное выступление.
У большинства подростков формируется глубокий и устойчивый интерес к данному виду искусства, умение видеть красоту человека, красоту окружающего в природе и действительности, воспитывается стремление руководствоваться идейно-эстетическими принципами в собственном поведении. Изменения в личности подростка выражается в его потребности сочетать внутреннюю и внешнюю культуру, проявлять художественный вкус, в нетерпимом отношении к вульгарным вкусам и привычкам. Внутренняя культура находит свое выражение во всем поведении подростка - в семье, обществе. Сказывается это и в манере говорить, и выражении лица, в походке, жестах и многом другом, а особенно в отношении между людьми - родными, близкими, друзьями, товарищами по работе, учебе и другими людьми. Так же огромное значение занятий классическим танцем имеют в анатомическом развитии подростков.
Сущность системы обучения хореографии состоит в регулярности упражнений, тренирующих тело. Экзерсис классического танца вырабатывает правильную постановку корпуса, устойчивость, координацию, дающих абсолютную свободу движения. Он развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат, способствует устранению таких физических недостатков, как сутулость, перекос плеч, косолапость, опущение шейного позвоночника, сколиоз и др.
Таким образом, основная задача классического экзерсиса у палки заключается в том, что путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений, помочь подросткам развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями. Значит, упражнения в области классического танца имеют своей целью приготовить тело человека (с технической и эстетической стороны) к изображению благородного свободного движения.
Классический танец вобрал в себя весь комплекс художественно - эстетических средств воспитания личности. Это и мышление, которое углубляет эстетические переживания. Это познавательный процесс, с которым ребенок подросток воспринимает присущее познавательным предметам и явлениям эстетические свойства.
Это и, безусловно, огромный труд - умственный и физический - активно влияющий на художественно-эстетическое развитие ребенка следующими путями: самим процессом труда, содержанием исполнения, результатами своих усилий, отношениями в труде.
Эстетическое чувство подростков вызывает такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения.
Так же классический танец включает в себя элементы игры, а ведь эстетически - воспитательные возможности игр значительно богаты.
Говоря о занятиях классическим танцем нельзя не сказать о роли общения в коллективе. Это вид деятельности, отвечающий самым глубоким духовным потребностям подростков. Это хорошая школа эстетического воспитания и самовоспитания ребенка. Средствами общения выступают: слово, мимика, жесты, практические действия. Они то и являются источником эстетического восприятия подростков.
Такое художественно - эстетическое средство воспитания, как природа, тоже нашло свое отражение в неотъемлемой части классического танца - классической музыки. Это и шелест листьев, и пение птиц, и журчание воды.
Вот так весь этот комплекс художественно-эстетических средств воспитания вобрал в себя классический танец. И эта работа - доказательство его необходимости в воспитании детей и подростков на сегодняшнем этапе развития нашего общества.
Сохранять все многообразие сложившихся традиций, предать их последующим поколениям, развивать дальше прекрасное искусство классического танца, обогащая его новым современным содержанием, - задача трудная, но очень благородная.
Классический танец воспитывает, закладывает эстетические основы нравственности, красоты, чувства патриотизма, гражданственности.
Нравственность есть основа искусства. Искусство существует для человека. Значение искусства зависит от того, что оно может дать человеку.
В рамках экспериментального исследования были раскрыты все аспекты возрастных особенностей подросткового периода, определена роль классического танца в воспитании детей подросткового возраста, сформулированы задачи воспитания подростков средствами классического танца, определены содержание, формы и методы обучения, изучена история, теория и практика становления классического танца за рубежом и в России, выявлены цели упражнений классического танца, определено влияние классического танца, как средства выражения психологического образа, выявлена роль музыки, роль коллектива в формировании личности, разработаны и экспериментально проверены карты наблюдений.
Таким образом, цель исследования, которая являлась выявлением положительной динамики в воспитании детей с подросткового возраста средствами классического танца, подтвердилась полностью. Дети, которые начинают заниматься в студии с подросткового возраста, спокойно догоняют, а иногда и обгоняют детей, которые занимаются более длительное время (с дошкольного или младшего школьного возраста).



1. Антоненко, Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом / Г.С.Антоненко // Хореографическое искусство. - Киров: Диамант, 2007. - 156с.
2. Базарова, Н. П. «Классический танец» - "Лань", "Планета музыки",2012.
3. Бахрушин, Ю.А. «История русского балета». - 4-е. - М: Планета музыки, Лань, 2009.
4. Белова, Е.П. Фирер. А.А. «Энциклопедия Балет» /- к печати - 2010. - М., 2011 - 2012.
5. Блок Л. Д, Классический танец: История и современность / Л. Д. Блок.- Москва: Искусство, 1999.- 556с.
6. Бодалев, А.А. «Популярная психология для родителей». М., 2000.
7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Лань, 2002. - 158с.
8. Ваганова, А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. — Л.-М.: Искусство, 1958.
9. Валукин М. Е, Эволюция движений в мужском классическом танце: Учебное пособие. М., Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007. 248с
10. Ванслов, В. В мире балета: "АНИТ ПРЕСС", 2010
11. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Искусство, 1986.¬215с.
12. Гурков, И.М. «Ленинградское хореографическое училище имени
А.Я. Вагановой». Л., 1988
13. Дункан, А. «Моя жизнь». М.: Контракт-ТМТ, 1992. (переизд. 2013г на анг. яз.)
14. Захаров, Р.В. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». 2-е изд. М.: Искусство, 1989..
15. Зимняя, И.А. «Педагогическая психология». М.Логос,2004 .
16. Ивлева, Л.Д. Учебно-методическое пособие для студентов специализации «Хореография» вузов и училищ культуры «Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе». Челябинск, 2014.
17. Кащенко, В.П. «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков». М. Изд. Академия, 2008.
18. Ковалев, С.В. «Психология современной семьи». М. Геотар Медиа, 2007.
19. Костровицкая, В.С. «Сто уроков классического танца». Л., 2009.
20. Красовская, В.М. «Западно-европейский балетный театр. Очерки и истории». Л., 2008.
21. Красовская, В.М. «История русского балета, учебное пособие». Спб.- 2015.
22. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. 1996
23. Мессерер, А.М. «Уроки классического танца». М., 2011.
24. Мухина, В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества». М., 2003.
25. Нарская, Т. Б, Классический танец: учебное методическое пособие / ЧГАКИ. - Челябинск 2007.- 192с
26. Немов, Р.С. Общая психология. М., 2016.
27. Петрушин, В.И. «Музыкальная психология». М., 2012.
28. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576
29. Радугин, А.А. «Психология и педагогика». Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2002. — 256 с.
30. Ротерс, Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика». М., 1989
31. Сахарова, Л.А., Шахова А.И. «Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях». М., 2002.
32. Столяренко, Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону., 2002.
33. Тарасов. Н, Классический танец, школа мужского исполнительства / Москва.- 1971. 492с.
34. Тихомиров, В.Д.. «Артист, балетмейстер, педагог» М., 1971.
35. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье. - М., 1987.
36. Щурковой, Н.Е. «Воспитание детей в школе» М.,2009.
37. Эльяш, Н.И. Образы танца. - М.: Знание, 1970. - 240с.
38. Ярмолович, Л.И. «Принципы музыкального оформления урока классического танца». Л., 1968.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ