Введение 4
1 Глава. Теоретические основы обучения грамоте детей младшего
школьного возраста овладевающих русским (неродным) языком 8
1.1. Основы обучения грамоте детей младшего школьного возраста 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком 14
1.3. Особенности усвоения грамоты детьми младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком 20
Выводы по первой главе 26
2 Глава. Экспериментальное исследование по бучению грамоте детей младшего школьного возраста овладевающих русским (неродным) языком
на логопедических занятиях 28
2.1 Организация и содержание экспериментального изучения готовности к обучению грамоте детей младшего школьного возраста овладевающих русским (неродным) языком на логопедических занятиях 28
2.2. Особенности готовности детей младшего школьного возраста,
овладевающих русским (неродным) языком к обучению грамоте 36
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком . 47
3.1. Организация и содержание логопедической работы по подготовке к
обучению грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком 47
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента по подготовке к
обучению грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком 52
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список используемой литературы:
Среди младших школьников с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степенью тяжести, особую группу составляют так называемые двуязычные дети. В связи с расширением межкультурных связей все большее значение приобретает проблема коррекционного обучения детей с речевыми проблемами, овладевающих русским языком как вторым.
Согласно теории психолингвистики, билингвизм - способность использовать две языковые системы для общения. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если речь не сформирована полностью ни на одном языке, структура мысли будет разрушена, и попытки самовыражения потерпят неудачу. Это приводит не только к психологическому стрессу, но и к глубокой потере качества общения. Билингвизм, поскольку это многообразная проблема, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, является исследовательским предметом социологии. Вопросам билингвизма посвящено немало научных трудов (Л.А. Булаховский, Ю.А. Жлуктенко, Е.М. Верещагин, А.Д. Швейцер, Л.Т. Масенко и др.). Билингвизм особенно важен для логопедии, так как часто вызывает специфические речевые ошибки в русском языке, обусловленные спецификой взаимодействия языковых систем и нарушениями речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. Изучением билингвизма в логопедии занимаются А.Е. Бабаева, Л.И. Белякова, С.С. Бакшиханова, О.Б. Иншакова, Е.О. Голикова, С. Б. Файед, Н.А. Шовгун и другие.
В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). По данным логопедического обследования учащихся начальной школы, для 18-20% детей русский язык не является родным. Для детей, которым приходится обучаться в русскоязычной школе, проблема овладения языковыми нормами и речевыми правилами становится довольно острой. Материал, преподаваемый на малознакомом языке, усваивается с затруднением, слабость в знаниях накапливается, вследствие этого ученик не достигает высоких результатов. Для многих семей, по той или иной причине оказавшихся в чужой языковой среде, проблема билингвизма стоит особенно остро. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с оправданной целью его сохранения. Это обуславливает актуальность воспитания у подрастающего поколения умения активно использовать два языка. Для решения такой проблемы требуются усилия учителя, психолога, логопеда и других специалистов. До сих пор ведутся споры: можно ли считать проявлениями речевых расстройств речевые ошибки в речи билингвов? Иными словами можно ли считать их предметом для логопедической работы? Таким образом, возникает потребность в адекватной оценке состояния речи у школьников с билингвизмом, в создании соответствующих теоретически обоснованных методик исследования и коррекции на этой основе речи при ее патологии.
Цель исследования - теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по обучению грамоте детей овладевающих русским (неродным) языком на логопедических занятиях
Объект исследования - процесс обучения грамоте детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности методов и приемов обучения грамоте детей, овладевающих русским (неродным) языком на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень развития готовности к обучению грамоте у детей, овладевающих русским (неродным) языком повысится, если: 1. своевременно выявить уровень готовности к обучению грамоте у этих детей; 2. провести целенаправленную логопедическую работу по подготовке детей , овладевающих русским (неродным) языком к обучению грамоте с учетом специфических особенностей развития детей изучаемой категории.
Цель и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) проанализировать научно-педагогичскую и методическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности овладения грамотой детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком и обучающихся грамоте;
3) систематизировать методы и приемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком и определить эффективность их включения в коррекционный процесс.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также задач и гипотезы исследования: теоретического исследования (анализ научной психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы); эмпирического исследования (диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 8 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 10 детей (экспериментальная группа составила 10 детей с русско-таджикским двуязычием).
Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлена степень исследования проблемы, уточнено понятие «двуязычие»; выделены особенности готовности детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком к обучению грамоте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании характеристики методов и приемов изучения у детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком готовности к овладению грамотой, характеристике и уточнении особенностей усвоения грамоты детьми младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе диагностические материалы, содержание работы с детьми, выводы и рекомендации по реализации определенных методических и предметных условий по формированию у детей младшего школьного возраста овладевающих русским (неродным) языком предпосылок к овладению грамотой могут быть использованы в практической деятельности специалистов ОУ.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (42 источника) и 7 приложений.
Как важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, язык является основным проводником понимания духовных ценностей человеческой культуры и необходимое условие воспитания и обучения. Основой для обучения грамоте детей младшего школьного возраста является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, графомоторных навыков, а также психических процессов.
Наша работа была ориентирована на выявление уровня готовности детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком к обучению грамоте. В связи с поставленной целью: теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по обучению грамоте детей овладевающих русским (неродным) языком на логопедических занятиях, в первой главе нашего исследования мы:
- рассмотрели основы обучения грамоте детей младшего школьного возраста;
- дали психолого-педагогическую характеристику детям, овладевающим русским (неродным) языком;
- проанализировали литературу и выделили подходы разных авторов к определению понятия билингвизм;
- выделили особенности усвоения грамоты детьми младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком.
Во второй главе рассмотрели методики подготовки к обучению грамоте детей младшего школьного возраста. На основе полученных данных, мы определили направления работы по подготовке к обучению грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком:
1) устно-речевые навыки (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, связная речь);
2) графомоторные навыки;
3) психологические процессы (зрительное восприятие, произвольное внимание, восприятие пространства, наглядно-образное мышление).
На основе результатов теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента была проведении логопедическая работа и составлен комплекс упражнений, направленный на подготовку к обучению грамоте детей младшего школьного возраста, овладевающих русским (неродным) языком.
На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Абушаева З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 135-136.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. - М. : Феникс, 2008. - 202 с.
3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. - 1950. Вып. 70.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.М. Костромина. - М.; Ось-89, 2009. - 272 с.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб, 2001.
6. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. - М.: Секачев, 2008. - 128.
7. Бесонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей
[Текст] / Т.П. Бесонова, О.Е. Грибова. - М. : Издательство «Аркти»,
1998. - 103 с.
8. Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фокин Д.С. Азбука, в 2-х ч., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
9. Бетенькова Н.М., Фонин Д. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., Астрель, АСТ, 2004.
10. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - Т.1. - С. 362-372.
11. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования / Пер. с англ. Киев: Вища школа, 1979. С.144.
12. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
13. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МГУ, 1969.. С.19.
14. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Астрель, 2005. - 128с.
15. Визель Т.Г. Нейролингвистическое направление в изучении проблем языка и речи // Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы: Тезисы международной конференции: Т. 1.: Филология. - М.: МГУ, 1995. 92 - 93.
16. Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. - М.: 1995.- 215.
17. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.¬367 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь I Собрание сочинений - М.,
1982.(Т.2) 16. Выготский Л С. Мысль и слово. // Выготский Л.С.
Мышление и речь. М., 1996.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
20. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 2001.
21. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 450.
22. Желудкова С.В.. Поурочные планы по учебнику «Азбука» Н.М. Бетенькова и др., Волгоград, 2004.
23. Земцова Л.И., Сумкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению Учебная деятельность школьников. М., 1988.
24. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: 1989 - 147.
25. Имедадзе, Н.В. Управление процессом овладения вторым языком / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : работы советских психологов периода 1946-1980 годов / ред. И.И. Ильясов, В.Я.Ляудис. - Москва : Издательство Московского университета, 1981.
26. Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. Тбилиси, 1979. С.136.
27. Иншакова О.Б., Голикова Е.О. Особенности формирования лексики у детей-билингвов // Тезисы XIV международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Языковое сознание: устоявшееся и спорное. - М., 2003.-С. 103-105.
28. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.
29. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 28 с.
30. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007. - 124 с.
31. Лалаева Р.И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СП.: Союз, 2001.¬224.
32. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : АРКТИ, 2005. - 224 с.
33. Леонтьев А.А. Психолингвистические и социолингвистические проблемы билингвизма в свете методики обучения неродному языку // Психология билингвизма. Ред. кол.: д-р психол. наук, проф. И.А.Зимняя (отв. ред.) и др.- М.: МГПИИЯ им. Мориса Тереза, 1986. - Вып. 260. - С. 25 - 31.
34. Майоров А.П. Социальные аспекты взаимодействия язы-ков в билингвистическом пространстве. Уфа: Изд-во БГМУ, 1997. С.98.
35. Мартине А. Основ обще лингвистики.— В кн.: Ново в лингвистике. Вып. III. М., 1963.
36. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков [Текст] / Г.Г. Мисаренко. // Логопед. - 2004. - № 2 - С178-184.
37. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: «ВЛАДОС»,2011.- 256 с.
38. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. - СПб: Дельта,1998.- 208.
39. Поваляева Г. А., Зинякова А. А. Особенности письма у младших школьников с билингвизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 53-55.
40. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.
41. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. // Вестник. - №1. Москва, 1996.
42. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших дошкольников. - М.: 1997. - 256.
43. Соболева О., Агафонов В., Агафонова О. Новый букварь для дошкольников и первоклассников. М.: Дрофа-Плюс, 2007.
44. Соболева О.Л.. Моя любимая тетрадь. Игровой тренажер. М.: Дрофа-Плюс, 2007.
45. Хауген Э. Процесс заимствования // Новое в лингвистике. Выпуск 6. Языковые контакты. - М.: Прогресс, 1972. - С. 344-382.
46. Хаскельберг М Г. Билингвизм / / М., 2006.
47. Чиркина Г.В., Лагутина А.В. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком
48. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Кн. для учителя / Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. М., 1993. 202 с.
49. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 127 с.
50. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. / Т.Б. Филичева. // Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007.
51. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2003.
52. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. В. Фоменко ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 1994. - 60 с. - Библиогр.: с. 58-60.
53. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - «Гардарики», 2007
54. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М.: Высшая школа, 1978. 323 с
55. Шипицына, Л.1. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения [Текст] / Л.М.Шипицина //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПбГУПМ, 1999. - С.98-113.
56. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - С. 174-184.
57. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
- С. 313-318
58. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1976.
59. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М., 1998.
60. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: 1978. - 100.