Введение 4
1. Общие положения о правовой модели банкротства физических лиц 10
1.1. Понятие и признаки банкротства физических лиц в Российской
Федерации 10
1.2. Понятие, содержание и основные элементы правовой модели
банкротства физических лиц в Российской Федерации 20
1.3. Особенности правового регулирования отношений по банкротству
отдельных категорий физических лиц 30
2. Институт и механизм правового регулирования банкротства физических лиц по законодательству Российской Федерации 40
2.1. Институт правового регулирования банкротства физических лиц 40
2.2. Механизм правового регулирования банкротства физических лиц по
законодательству Российской Федерации 53
Глава 3. Общая характеристика отдельных элементов правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации 65
3.1 Процедура реструктуризации долгов гражданина 65
3.2 Процедура реализации имущества гражданина 70
3.3 Проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по
обязательствам гражданина - должника 75
Заключение 83
Список использованных источников
Актуальность исследования. Необходимость закона о банкротстве граждан обосновывалась многими обстоятельствами.
Современное кризисное состояние экономики, когда долги граждан растут в геометрической прогрессии, особенно в банковской сфере, подстегнула разработчиков к скорейшему принятию закона. Для банков сегодня определённую угрозу составляет резервирование «плохих» долгов физических лиц - приходится отвлекать из оборота 100% такой задолженности. На наш взгляд Центральный банк мог бы пойти на определённый компромисс с коммерческими банками при условии, что последние вступили в процесс реструктуризации долга заёмщика. Регулятор может признать их хорошими и освободить банки от создания резервов, другими словами им предоставляется экономическая выгода от этого процесса.
По данным Центрального банка в начале сентября объём просроченной задолженности по кредитам физическими лицами перед банками вырос и составляет около 852 млрд. рублей. Если учесть, что средний размер долга по кредиту приблизился к 70 тыс. рублей, то получается, что в России около 12 млн. человек имеют просроченную задолженность перед банковской системой. С другой стороны специалисты Объединённого кредитного бюро (ОКБ) считают, что жёстко под закон сегодня попадают около 600 тысяч россиян, кроме того ещё около 7 млн. заёмщиков, которые не платят по своим обязательствам более 90 дней, смогут воспользоваться своим правом для облегчения своего финансового положения .
Рост задолженности физических лиц превратился в настоящий момент из чисто экономической в сложнейшую социально -психологическую проблему. Поэтому лейтмотивом закона стала мера поддержки социальной
стабильности и защиты населения. Кредиторы совместно с коллекторскими агентствами проявляют самые изощрённые способы взыскания долга, что заставляет сообщество должников искать различные механизмы защиты. Самих же должников условно можно разделить на три группы: к первой можно отнести неплательщиков, которые в целом готовы отвечать по своим обязательствам, но им нужна временная защита от чрезмерно навязчивых требований кредиторов. Следующая группа - безнадёжные должники, которые в силу различных обстоятельств не могут обслуживать свою кредиторскую задолженность (как правило, финансово безграмотная часть населения). И, наконец, третья - недобросовестные должники, которые предварительно совершив ряд противоправных действий (переоформив собственность), активно готовы к процессу банкротства, что даёт возможность начать жизнь «с чистого листа». Для разных категорий должников закон теоретически предусматривает единые требования, но смогут ли все воспользоваться им в полной мере? Наверняка, продвинутые недобросовестные должники попытаются снять «сливки» с применения закона, который требует совершенства по мере наработки практического опыта.
Специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» обобщили факты в следующие основные три причины.
Во-первых, рынок потребительского кредитования ежегодно растет в пределах 10%.
Во- вторых, растет количество безнадежных кредитов (тоже в пределах 10% ежегодно).
В-третьих, у 41% заёмщиков после оплаты долга душевой доход снижается ниже уровня прожиточного минимума.
При этом по данным Национального бюро кредитных историй кредиты имеют 80% экономически активного населения России и на каждого заемщика приходится более одного кредита. Федеральная служба судебных приставов подсчитала размер задолженности возможных банкротов физических лиц. Эта сумма составляет в среднем 500 000 рублей, а всего по стране более 2 трлн. рублей.
В стране увеличивается количество микрозаймов, невозвратов по этому виду кредитов, что активизирует деятельность коллекторов, деятельность которых приводят к серьезным нарушениям в отношениях с заемщиками .
До 1 октября 2015 года к отношениям, связанным с несостоятельностью физических лиц, применялись лишь правила, установленные гл. I-VIII Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ .
Существенные изменения, направленные на детализацию и введение в действие норм, касающихся института банкротства должников - физических лиц, были внесены федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" от 29.12.2014 № 457-ФЗ и закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ . Кроме этого, определенные коррективы в правовое регулирование рассматриваемого вопроса были внесены в связи с присоединением к России полуострова Крым в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ .
В настоящее время комплексным законодательным актом,
характеризующимся наличием материальных и процессуальных норм банкротства физических лиц, остается Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
Необходимость применения в России института банкротства физических лиц объясняется рядом социально-экономических факторов. В первую очередь это рост потребительского кредитования за счет расширения сферы предоставления кредитов. Достаточно показательна статистика, которая свидетельствует о неутешительной картине финансового состояния значительной части населения нашей страны. Как отмечается, 34 млн. россиян, т.е. 45% экономически активного населения, имеют невыплаченные потребительские кредиты. При этом общий объем кредитов физическим лицам превышает на сегодня 9 трлн. руб., а просроченная задолженность только за прошлый год выросла более чем на 40% .
Таким образом, влияние подобных факторов объясняет повышенное внимание к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан.
Степень разработанности темы. На современном этапе развития российского права вопросы банкротства физических лиц рассматривают Гуреев В.А., Карелина С.А., Кирилловых А.А., Майданюк В.., Моисеенко Г.П., Останина Е.А., Рыков, И. Ю., Вдовин О. Ф., Цыганков А. В., Нехина А. А., Вышегородцев И. А., Василега М. Ю., Суворов Е. Д., Качин С. В., Замалаев П. С., Адушкин Ю. А., Викторова А. А., Цветкова И., Файзуллин Р.В., Гладышев Д., Витрянский В.В., Васьковский Е.В.
Вопросы подсудности дел о банкротстве физических лиц рассмотрены в работах Завадского С.В., Свидерского В.Н., Змирлова К.П., Полякова И.Н. и Мифтахутдинова Р.Т.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу банкротства физических лиц - граждан Российской Федерации.
Предмет исследования - российское гражданское законодательство, регулирующее процедуры банкротства физических лиц; сложившаяся судебная практика.
Цель выпускной квалификационной работы - выработка целостного представления о правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации на основе комплексного анализа действующих нормативных актов, материалов судебной практики и трудов ученых- цивилистов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- дать понятие банкротству физических лиц в Российской Федерации;
- изучить содержание и основные элементы правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации;
- выделить особенности правового регулирования отношений по банкротству отдельных категорий физических лиц;
- рассмотреть институт правового регулирования банкротства
физических лиц;
- представить механизм правового регулирования банкротства
физических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать процедуру реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина;
- исследовать проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина - должника.
Методы исследования. Использовались как общенаучные, так и отраслевые методы: анализ, синтез, восхождение от общего к частному и от частного к общему, формально-логический метод, методы теоретического моделирования, сравнительного правоведения, исторический,
филологический, системный и целевой приемы юридического толкования. На их основе были проведены анализ и обобщение научных, нормативных и практических материалов, обоснованы теоретические положения и выводы.
Институт несостоятельности (банкротства) - относительно новый для современной российской правовой системы, несмотря на то, что в российском праве в его историческом понятии существовал с XI века, хотя и прерывался с 1924 по 1992 г.
С 1 октября 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон № 476 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Инициировать банкротство физического лица может сам гражданин, подав заявление в суд, а также кредиторы и уполномоченные лица, т.е. налоговые органы, муниципалитет и т.д.
Правовая модель банкротства физических лиц - это созданная в результате абстракции и наблюдения форма отражения банкротства физических лиц, сформировавшееся под влиянием всей совокупности объективных и субъективных факторов человеческой деятельности.
Следует отметить, что законодатель практически всегда исходил из общей концепции банкротства, единой для банкротства организаций (коммерческое банкротство) и для банкротства граждан (потребительское банкротство).
В указанной позиции законодателя присутствовала системная ошибка: банкротство граждан ранее рассматривалось как часть общей системы банкротства организаций с распространением на нормы, регламентирующие механизмы банкротства граждан, общих принципов и закономерностей, нормативно установленных и проверенных практикой на примере опыта функционирования банкротства организаций. Данная ошибка состояла в игнорировании отличий механизмов банкротства гражданина от банкротства субъектов предпринимательской деятельности ввиду социально-
реабилитационного характера механизмов банкротства гражданина, что принципиально неприемлемо для механизмов банкротства субъектов предпринимательской деятельности, для которых банкротство должно носить либо характер ликвидации, либо характер восстановления финансовой платежеспособности.
Следует обратить внимание на то, что банкротство граждан и банкротство организаций являются абсолютно разными по своей правовой природе категориями.
Банкротство гражданина существенным образом отличается от правовой конструкции коммерческого банкротства и фактически образует новый вид банкротства в Российской Федерации, который следовало бы именовать потребительским банкротством. Его правовая природа определяется:
1) общей стратегией реабилитационной направленности процедур банкротства граждан;
2) наличием социально значимых экономико-хозяйственных целей освобождения граждан от финансовой зависимости перед их денежными кредиторами;
3) социальной значимостью механизмов освобождения граждан от
обязательств как способа обеспечения конституционных прав на достойную жизнь, охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 7; ст. 21 Конституции
Российской Федерации) ;
4) специальными нормативными критериями таких категорий, как "добросовестность", "злоупотребление правом", "мошенничество", а также юридическими последствиями их выявления;
5) особыми правилами ответственности супругов (бывших супругов) по денежным обязательствам гражданина-должника.
В силу указанных признаков банкротство гражданина не является классической гражданско-правовой конструкцией, основанной на свободе
воли и диспозитивных началах. Этот институт отличается от известного нам института банкротства юридических лиц, так как в нем в наибольшей степени доминирует публичный элемент в виде идеи социальной реабилитации и оказания помощи гражданам, которые в связи с определенными обстоятельствами оказались в трудном финансовом положении. Общепризнано, что одно из главных предназначений всей системы механизмов банкротства граждан - оказание помощи должнику, поэтому в отношении его применяется так называемая концепция нового старта для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Так же модель правового регулирования банкротства граждан включает в себя систему специфических правовых конструкций, таких как:
- конструкция освобождения гражданина от обязательств;
- конструкция модели ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина-должника;
- правовой механизм признания долга гражданина безнадежной задолженностью;
- модель процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- модель процедуры реализации имущества гражданина;
- конструкция банкротства умершего гражданина (банкротство наследственной массы).
С 1 октября 2015 г. вступили в силу уточненные и конкретизированные положения, связанные с процедурой банкротства граждан - это Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 августа 2015 г. №530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом».
Необходимость принятия Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №476-ФЗ связывают с резким увеличением просроченной задолженности по кредитам.
Несмотря на свежесть законодательства, можно выделить уже такую проблему в его применении, как недоступность судебного правосудия, так при рассмотрении дел о банкротстве физических лиц должен участвовать, утвержденный судом финансовый управляющий с фиксированной единовременной оплатой труда в 25 тысяч рублей, при чем, эту оплату должен производить должник. На практике некоторые должники столкнутся с тем, что не смогут оплатить все судебные расходы, связанные с процедурой банкротства, куда включаются услуги на представителя, государственная пошлина, оплата финансовому управляющему, таким образом, не каждому должнику процедура банкротства окажется доступной.
Статьей 214 Закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для
признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Процедура признания физического лица банкротом может предполагать одну из следующих процедур: конкурсное производство (реализация имущества физлица-должника) или реструктуризация долга. Реализация имущества - это реабилитационная процедура, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Последняя процедура так же относится к числу реабилитационных и помогает гражданину возобновить платежеспособность с минимальными издержками.
Обязательства супругов перед третьими лицами могут возникнуть из договоров (гражданско-правовых и трудовых), в результате причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения или совершения преступления и по другим основаниям. Обязательства (долги) супругов могут быть личными и общими. Для определения должника по обязательству (супруг или оба супруга) необходимо выяснить: время возникновения обязательства, его цель и назначение полученных по обязательству средств. Таким образом, кредитор при недостаточности общего имущества супругов вправе обратить взыскание на личное имущество любого из супругов как полностью, так и в части долга. Если имущества одного из супругов будет недостаточно для удовлетворения требования кредитора, то кредитор имеет право требовать недополученное от другого супруга. Кредитор также имеет возможность одновременно обратить взыскание на личное имущество обоих супругов.
Что принесёт нам банкротство физических лиц? В основном это избавление от кредитов или полное их списание. Большая часть населения находится в затруднительном положении, набрав несколько кредитов и не имея финансовой возможности их погасить. Непомерно большие процентные ставки в условиях экономического кризиса, невысокая заработная плата и постоянно растущая инфляция приводит в отчаяние заёмщиков кредитных учреждений. Вступающий в силу закон «О несостоятельности (банкротстве) в части главы 10 «Банкротство граждан» приведёт к решению накопившихся проблем во взаимоотношениях между банками и заёмщиками.
Основную проблему, которые выделяют почти все авторы - это возможность злоупотребления гражданами - банкротами своих прав. Так же возможно недобросовестное поведение должников перед кредиторами путем скрывания активов, заключение фиктивных сделок. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "нередко лицо, предвидя неминуемую катастрофу, думает только о личном обеспечении, о сохранении в свою пользу того, что при открытии конкурсного процесса должно было бы поступить к кредиторам".
При изучении изменений, внесенных в Закон N 127-ФЗ и иные законы, касающиеся банкротства граждан, я пришла к следующим выводам.
Выводы :
Во-первых, в принятом законе имеются многие проблемы, а именно сложный механизм реализации данной поправки для должника, дороговизна, длительность данной процедуры и возможность мошеннических действий различных организаций. Несмотря на это, следует отметить, что изменения в законе оказались востребованы для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Во-вторых, из содержания норм Закона N 127-ФЗ, касающихся последствий признания гражданина банкротом, можно сделать вывод, что законодатель воспринимает банкротство указанных лиц как институт освобождения от долгов, которым должник-гражданин вправе воспользоваться один раз в пять лет.
В-третьих, реструктуризация долгов - одна из двух основных процедур, применяемая при банкротстве граждан, описана лишь в общих словах. А в каких ситуациях стоит выбирать реструктуризацию или алгоритм ее проведения - на эти вопросы придется отвечать практикам каждому по- своему, что, думается, является существенным недостатком.
И в-четвертых, финансирование процедуры банкротства граждан, в том виде, в каком оно указано в законе, поднимает вопрос о возможности проведения процедуры как таковой. Арбитражные управляющие могут проигнорировать закон из-за несоизмеримости требуемых от них усилий и награды. Необходимость введения института банкротства физических лиц не вызывает сомнений. Подобная процедура уже долгое время существует за рубежом, и, в этом смысле, мы несколько отстаем от Запада, однако принятие указанных законов свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении, а наличие некоторых недостатков можно объяснить отсутствием сформировавшейся практики.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// СЗ РФ. - 1994. - №32.- Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. От 28.03.2017) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2015. - №7. - С. 4502.
4. Земельный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. - 2001. - 30 октября. - № 211-212.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017)// СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)// Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 1. -Ст. 16; Собрание законодательства РФ. 2016.№ 1 (часть I). Ст. 77 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
7. Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст.
10.
8. Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"// "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 35.
9. Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 06.07.2015, N 27, ст. 3945.
10. Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"// "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 29.
11. Федеральный закон от 31.12.2014 N 514-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 67.
12. Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О ломбардах"//"Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 3992.
13. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" ( утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25, ст. 1419.
14. Постановление Правительства РФ от 01.06.2012 N 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей"// "Собрание законодательства РФ", 11.06.2012, N 24, ст. 3181.
15. Приказ Минфина РФ от 14.01.2008 N 3н "Об утверждении форм бланков строгой отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2008 N 11102)// "Российская газета", N 30, 13.02.2008
16. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (ред. от 15.04.2014) "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"// "Собрание законодательства РФ", 12.05.2008, N 19, ст. 2191
17. Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 28.11.1927 «О дополнении Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р. главой 37» // Собрание Узаконений РСФСР. 1927. № 123.
18. Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 20.10.1929 «Об изменениях и дополнениях Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р. в связи с положениями о несостоятельности государственных предприятий, смешанных акционерных обществ и кооперативных организаций» // Собрание Узаконений РСФСР. 1929. № 85-86.
II. Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"//"Бюллетень Верховного Суда РФ". - 2015. - № 12
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 (ред. от 06.06.2014) "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве"//"Вестник ВАС РФ", N 2, февраль, 2010.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" / СП. «Консультант Плюс». Повтор 1
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"// "Собрание законодательства РФ", 11.12.2015, N 24, ст. 3181.
6. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу N А45-24580/2015 (резолютивная часть была объявлена 17.12.2015) // СП «Консультант Плюс».
7. Решение от 09 декабря 2015 года по делу № А40-187368/15// www/ rospravosudie.com
III. Специальная литература:
1. Алферов В.Н. Федеральные стандарты деятельности
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих: проблемы и перспективы развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. №20. С.117 - 120.
2. Борисов А. Совместно нажитое имущество в конкурсной массе при
банкротстве физического лица [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://огед.рго/совместно-нажитое-имущество-в-конкурс(дата обращения
10.09.2016)
3. Бушев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. [и др.] Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (под ред. В.Ф. Попондопуло). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011.
4. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / под ред. В.А. Томсинова. М.: Издатель-ство «Зерцало», 2003. С. 172
5. Витрянский В.В. Банкротство граждан и юридических лиц: практические вопросы[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/671673/ ( дата обращения 10.09.2016).
6. Вопросы, касающиеся арестованного имущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://gribakov.com/clauses/voprosy-kasayuschiesya- arestovannogo-imuschestva (дата обращения 10.09.2016)
7. Гладышев Д. Закон о банкротстве физических лиц: экспертная
оценка[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www.cliff. ru/about/articles/articles_5 315. Ыт1(дата обращения
10.09.2016).
8. Гришина О.П. Прощаем контрагенту часть долга // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2011. № 1. С. 17-27.
9. Гуреев В.А. Банкротство физических лиц. Часть I. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности Библиотечка «Российской газеты». - 2015. - № 19. - С. 28-34.
10. Демехин А.И. Акционирование долга как инструмент реструктуризации задолженности // Юридическая работа в кредитной оганизации. 2010. № 2. С. 75-82.
11. Донцова Ю. Особенности банкротства ИП // ЭЖ-Юрист. 2011. № 34. С. 2.
12. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/Default.aspx (дата обращения: 01.09.2016)
13. Завадский С.В., Свидерский В.Н. Кассационная практика по общеимперскому конкурсному праву и процессу. СПб., 1913. С. 143.
14. Змирлов К.П. Устав гражданского судопроизводства. СПб., 1914. С. 310
15. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 118. 512
16. Карелина С.А. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц: анализ отдельных положений // Право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности Сборник статей участников IV
Ежегодной международной научно-практической конференции,
посвященной памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н.М.. Ответственный редактор Ю.С.Харитонова. 2015. С. 509-513.
17. Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации
законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. - 2015. - № 6. - С. 16-29.
18. Кирюхин А.Ю. Правовое регулирование рефинансирования ипотечного жилищного кредита по гражданскому праву России: дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004. - С. 15.
19. .Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) (под ред. Е.А. Рыбасовой). - М.: "Юстицинформ", 2011.
20. .Коневский А. Использование залога при реструктуризации долга // Консультант. 2009. № 23. С. 47-51.
21. Майданюк В.. Шанс для финансового оздоровления или путь в яму?//Юрист спешит на помощь, 2015, № 7. -С.15.
22. Мифтахутдинов Р.Т. Доступность граждан к правосудию при введении процедуры банкротства физических лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2zjsus5962mdz2r.ucoz.ru/blog/2013-02-18-290 (Дата обращения 10.09.2016).
23. Моисеенко Г.П.Оспаривание сделок граждан в рамках процедуры банкротства физических лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankrot127.ru/news/11240.html(дата обращения 10.09.2016).
24. Объединённое Кредитное Бюро [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр://Ьк1-окЬ.ги( дата обращения 10.09.2016)
25. Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (дата обращения 10.09.2016)
26. Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М., 2000. С. 121.
27. Останина Е.А. Банкротство наследственной массы: пробелы гражданского законодательства и возможности их восполнения // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2014. - № 12. - С. 74-81.
28. Поляков И.Н. Институт подведомственности и судебная реформа // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 1. С. 61.
29. Попов Е.Ю. Реструктуризация долга и мировое соглашение в предупреждении банкротства физического лица // Право и экономика. 2011. № 8. С. 51-57.
30. Правила для бизнеса - 2010: уроки судебных дел / сост. М.В. Завязочникова; под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - С. 78.
31. Рыков, И. Ю., Вдовин О. Ф., Цыганков А. В., Нехина А. А., Вышегородцев И. А., Василега М. Ю., Суворов Е. Д., Качин С. В., Замалаев П. С., Адушкин Ю. А., Викторова А. А., Цветкова И. Закон о банкротстве физических лиц//«Арбитражный управляющий», 2015, N1. - С.17.
32. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С. 89.
33. Семенихин В.В. Создание и ликвидация бизнеса: банкротство индивидуального предпринимателя // Бухгалтер и закон. 2011. № 7. С. 23 - 26.
34. Утро России. Эфир от 04.12.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //russia.tv/video/show/brand_id/3838/episode_id/1255733/video_id/1 415760/(дата обращения 10.09.2016)
35. Файншмидт Е. Банкротство физических лиц // Деловой Экспресс. 2000. N 26.
36. Файзуллин Р.В. О физических лицах как субъектах несостоятельности по законодательству России и Германии // Арбитражный и гражданский процесс. - 2014. - № 2. - С. 49-54.
37. Чегоряева П.А., Нестолий В.Г. Исполнительная надпись нотариуса согласно новым законам о банкротстве физических лиц // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях сборник материалов XXI международной научно-практической конференции.- 2016. -С. 138-141.
38. Чарльз Фокс. Составление договоров: чему не учат студентов / пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - С. 56.
39. Шестопал О., Занина А. Несостоятельность не состоялась //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.kommersa№
t.ru/doc/2748239 (дата обращения: 18.08.2016 г.).
40. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.4. Торговый процесс. Конкурсный процесс [Электронный ресурс] // Классика российской цивилистики // СПС «КонсультантПлюс».
41. Шишмарева Т.П. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих и ее участие в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. №4. С.48 - 52.
42. Эксперты о банкротстве физлиц: «Закон не дает ответы на текущие вызовы, а ставит новые вопросы» имущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://properm.ru/bank/news/112259/# (дата обращения 10.09.2016)