ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 4
1. Общие положения о правовой модели банкротства физических лиц 10
1.1. Понятие и признаки банкротства физических лиц в Российской
Федерации 10
1.2. Понятие, содержание и основные элементы правовой модели
банкротства физических лиц в Российской Федерации 20
1.3. Особенности правового регулирования отношений по банкротству
отдельных категорий физических лиц 30
2. Институт и механизм правового регулирования банкротства физических лиц по законодательству Российской Федерации 40
2.1. Институт правового регулирования банкротства физических лиц 40
2.2. Механизм правового регулирования банкротства физических лиц по
законодательству Российской Федерации 53
Глава 3. Общая характеристика отдельных элементов правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации 65
3.1 Процедура реструктуризации долгов гражданина 65
3.2 Процедура реализации имущества гражданина 70
3.3 Проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по
обязательствам гражданина - должника 75
Заключение 83
Список использованных источников
1. Общие положения о правовой модели банкротства физических лиц 10
1.1. Понятие и признаки банкротства физических лиц в Российской
Федерации 10
1.2. Понятие, содержание и основные элементы правовой модели
банкротства физических лиц в Российской Федерации 20
1.3. Особенности правового регулирования отношений по банкротству
отдельных категорий физических лиц 30
2. Институт и механизм правового регулирования банкротства физических лиц по законодательству Российской Федерации 40
2.1. Институт правового регулирования банкротства физических лиц 40
2.2. Механизм правового регулирования банкротства физических лиц по
законодательству Российской Федерации 53
Глава 3. Общая характеристика отдельных элементов правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации 65
3.1 Процедура реструктуризации долгов гражданина 65
3.2 Процедура реализации имущества гражданина 70
3.3 Проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по
обязательствам гражданина - должника 75
Заключение 83
Список использованных источников
Актуальность исследования. Необходимость закона о банкротстве граждан обосновывалась многими обстоятельствами.
Современное кризисное состояние экономики, когда долги граждан растут в геометрической прогрессии, особенно в банковской сфере, подстегнула разработчиков к скорейшему принятию закона. Для банков сегодня определённую угрозу составляет резервирование «плохих» долгов физических лиц - приходится отвлекать из оборота 100% такой задолженности. На наш взгляд Центральный банк мог бы пойти на определённый компромисс с коммерческими банками при условии, что последние вступили в процесс реструктуризации долга заёмщика. Регулятор может признать их хорошими и освободить банки от создания резервов, другими словами им предоставляется экономическая выгода от этого процесса.
По данным Центрального банка в начале сентября объём просроченной задолженности по кредитам физическими лицами перед банками вырос и составляет около 852 млрд. рублей. Если учесть, что средний размер долга по кредиту приблизился к 70 тыс. рублей, то получается, что в России около 12 млн. человек имеют просроченную задолженность перед банковской системой. С другой стороны специалисты Объединённого кредитного бюро (ОКБ) считают, что жёстко под закон сегодня попадают около 600 тысяч россиян, кроме того ещё около 7 млн. заёмщиков, которые не платят по своим обязательствам более 90 дней, смогут воспользоваться своим правом для облегчения своего финансового положения .
Рост задолженности физических лиц превратился в настоящий момент из чисто экономической в сложнейшую социально -психологическую проблему. Поэтому лейтмотивом закона стала мера поддержки социальной
стабильности и защиты населения. Кредиторы совместно с коллекторскими агентствами проявляют самые изощрённые способы взыскания долга, что заставляет сообщество должников искать различные механизмы защиты. Самих же должников условно можно разделить на три группы: к первой можно отнести неплательщиков, которые в целом готовы отвечать по своим обязательствам, но им нужна временная защита от чрезмерно навязчивых требований кредиторов. Следующая группа - безнадёжные должники, которые в силу различных обстоятельств не могут обслуживать свою кредиторскую задолженность (как правило, финансово безграмотная часть населения). И, наконец, третья - недобросовестные должники, которые предварительно совершив ряд противоправных действий (переоформив собственность), активно готовы к процессу банкротства, что даёт возможность начать жизнь «с чистого листа». Для разных категорий должников закон теоретически предусматривает единые требования, но смогут ли все воспользоваться им в полной мере? Наверняка, продвинутые недобросовестные должники попытаются снять «сливки» с применения закона, который требует совершенства по мере наработки практического опыта.
Специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» обобщили факты в следующие основные три причины.
Во-первых, рынок потребительского кредитования ежегодно растет в пределах 10%.
Во- вторых, растет количество безнадежных кредитов (тоже в пределах 10% ежегодно).
В-третьих, у 41% заёмщиков после оплаты долга душевой доход снижается ниже уровня прожиточного минимума.
При этом по данным Национального бюро кредитных историй кредиты имеют 80% экономически активного населения России и на каждого заемщика приходится более одного кредита. Федеральная служба судебных приставов подсчитала размер задолженности возможных банкротов физических лиц. Эта сумма составляет в среднем 500 000 рублей, а всего по стране более 2 трлн. рублей.
В стране увеличивается количество микрозаймов, невозвратов по этому виду кредитов, что активизирует деятельность коллекторов, деятельность которых приводят к серьезным нарушениям в отношениях с заемщиками .
До 1 октября 2015 года к отношениям, связанным с несостоятельностью физических лиц, применялись лишь правила, установленные гл. I-VIII Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ .
Существенные изменения, направленные на детализацию и введение в действие норм, касающихся института банкротства должников - физических лиц, были внесены федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" от 29.12.2014 № 457-ФЗ и закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ . Кроме этого, определенные коррективы в правовое регулирование рассматриваемого вопроса были внесены в связи с присоединением к России полуострова Крым в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ .
В настоящее время комплексным законодательным актом,
характеризующимся наличием материальных и процессуальных норм банкротства физических лиц, остается Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
Необходимость применения в России института банкротства физических лиц объясняется рядом социально-экономических факторов. В первую очередь это рост потребительского кредитования за счет расширения сферы предоставления кредитов. Достаточно показательна статистика, которая свидетельствует о неутешительной картине финансового состояния значительной части населения нашей страны. Как отмечается, 34 млн. россиян, т.е. 45% экономически активного населения, имеют невыплаченные потребительские кредиты. При этом общий объем кредитов физическим лицам превышает на сегодня 9 трлн. руб., а просроченная задолженность только за прошлый год выросла более чем на 40% .
Таким образом, влияние подобных факторов объясняет повышенное внимание к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан.
Степень разработанности темы. На современном этапе развития российского права вопросы банкротства физических лиц рассматривают Гуреев В.А., Карелина С.А., Кирилловых А.А., Майданюк В.., Моисеенко Г.П., Останина Е.А., Рыков, И. Ю., Вдовин О. Ф., Цыганков А. В., Нехина А. А., Вышегородцев И. А., Василега М. Ю., Суворов Е. Д., Качин С. В., Замалаев П. С., Адушкин Ю. А., Викторова А. А., Цветкова И., Файзуллин Р.В., Гладышев Д., Витрянский В.В., Васьковский Е.В.
Вопросы подсудности дел о банкротстве физических лиц рассмотрены в работах Завадского С.В., Свидерского В.Н., Змирлова К.П., Полякова И.Н. и Мифтахутдинова Р.Т.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу банкротства физических лиц - граждан Российской Федерации.
Предмет исследования - российское гражданское законодательство, регулирующее процедуры банкротства физических лиц; сложившаяся судебная практика.
Цель выпускной квалификационной работы - выработка целостного представления о правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации на основе комплексного анализа действующих нормативных актов, материалов судебной практики и трудов ученых- цивилистов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- дать понятие банкротству физических лиц в Российской Федерации;
- изучить содержание и основные элементы правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации;
- выделить особенности правового регулирования отношений по банкротству отдельных категорий физических лиц;
- рассмотреть институт правового регулирования банкротства
физических лиц;
- представить механизм правового регулирования банкротства
физических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать процедуру реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина;
- исследовать проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина - должника.
Методы исследования. Использовались как общенаучные, так и отраслевые методы: анализ, синтез, восхождение от общего к частному и от частного к общему, формально-логический метод, методы теоретического моделирования, сравнительного правоведения, исторический,
филологический, системный и целевой приемы юридического толкования. На их основе были проведены анализ и обобщение научных, нормативных и практических материалов, обоснованы теоретические положения и выводы.
Современное кризисное состояние экономики, когда долги граждан растут в геометрической прогрессии, особенно в банковской сфере, подстегнула разработчиков к скорейшему принятию закона. Для банков сегодня определённую угрозу составляет резервирование «плохих» долгов физических лиц - приходится отвлекать из оборота 100% такой задолженности. На наш взгляд Центральный банк мог бы пойти на определённый компромисс с коммерческими банками при условии, что последние вступили в процесс реструктуризации долга заёмщика. Регулятор может признать их хорошими и освободить банки от создания резервов, другими словами им предоставляется экономическая выгода от этого процесса.
По данным Центрального банка в начале сентября объём просроченной задолженности по кредитам физическими лицами перед банками вырос и составляет около 852 млрд. рублей. Если учесть, что средний размер долга по кредиту приблизился к 70 тыс. рублей, то получается, что в России около 12 млн. человек имеют просроченную задолженность перед банковской системой. С другой стороны специалисты Объединённого кредитного бюро (ОКБ) считают, что жёстко под закон сегодня попадают около 600 тысяч россиян, кроме того ещё около 7 млн. заёмщиков, которые не платят по своим обязательствам более 90 дней, смогут воспользоваться своим правом для облегчения своего финансового положения .
Рост задолженности физических лиц превратился в настоящий момент из чисто экономической в сложнейшую социально -психологическую проблему. Поэтому лейтмотивом закона стала мера поддержки социальной
стабильности и защиты населения. Кредиторы совместно с коллекторскими агентствами проявляют самые изощрённые способы взыскания долга, что заставляет сообщество должников искать различные механизмы защиты. Самих же должников условно можно разделить на три группы: к первой можно отнести неплательщиков, которые в целом готовы отвечать по своим обязательствам, но им нужна временная защита от чрезмерно навязчивых требований кредиторов. Следующая группа - безнадёжные должники, которые в силу различных обстоятельств не могут обслуживать свою кредиторскую задолженность (как правило, финансово безграмотная часть населения). И, наконец, третья - недобросовестные должники, которые предварительно совершив ряд противоправных действий (переоформив собственность), активно готовы к процессу банкротства, что даёт возможность начать жизнь «с чистого листа». Для разных категорий должников закон теоретически предусматривает единые требования, но смогут ли все воспользоваться им в полной мере? Наверняка, продвинутые недобросовестные должники попытаются снять «сливки» с применения закона, который требует совершенства по мере наработки практического опыта.
Специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» обобщили факты в следующие основные три причины.
Во-первых, рынок потребительского кредитования ежегодно растет в пределах 10%.
Во- вторых, растет количество безнадежных кредитов (тоже в пределах 10% ежегодно).
В-третьих, у 41% заёмщиков после оплаты долга душевой доход снижается ниже уровня прожиточного минимума.
При этом по данным Национального бюро кредитных историй кредиты имеют 80% экономически активного населения России и на каждого заемщика приходится более одного кредита. Федеральная служба судебных приставов подсчитала размер задолженности возможных банкротов физических лиц. Эта сумма составляет в среднем 500 000 рублей, а всего по стране более 2 трлн. рублей.
В стране увеличивается количество микрозаймов, невозвратов по этому виду кредитов, что активизирует деятельность коллекторов, деятельность которых приводят к серьезным нарушениям в отношениях с заемщиками .
До 1 октября 2015 года к отношениям, связанным с несостоятельностью физических лиц, применялись лишь правила, установленные гл. I-VIII Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ .
Существенные изменения, направленные на детализацию и введение в действие норм, касающихся института банкротства должников - физических лиц, были внесены федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" от 29.12.2014 № 457-ФЗ и закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ . Кроме этого, определенные коррективы в правовое регулирование рассматриваемого вопроса были внесены в связи с присоединением к России полуострова Крым в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ .
В настоящее время комплексным законодательным актом,
характеризующимся наличием материальных и процессуальных норм банкротства физических лиц, остается Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
Необходимость применения в России института банкротства физических лиц объясняется рядом социально-экономических факторов. В первую очередь это рост потребительского кредитования за счет расширения сферы предоставления кредитов. Достаточно показательна статистика, которая свидетельствует о неутешительной картине финансового состояния значительной части населения нашей страны. Как отмечается, 34 млн. россиян, т.е. 45% экономически активного населения, имеют невыплаченные потребительские кредиты. При этом общий объем кредитов физическим лицам превышает на сегодня 9 трлн. руб., а просроченная задолженность только за прошлый год выросла более чем на 40% .
Таким образом, влияние подобных факторов объясняет повышенное внимание к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан.
Степень разработанности темы. На современном этапе развития российского права вопросы банкротства физических лиц рассматривают Гуреев В.А., Карелина С.А., Кирилловых А.А., Майданюк В.., Моисеенко Г.П., Останина Е.А., Рыков, И. Ю., Вдовин О. Ф., Цыганков А. В., Нехина А. А., Вышегородцев И. А., Василега М. Ю., Суворов Е. Д., Качин С. В., Замалаев П. С., Адушкин Ю. А., Викторова А. А., Цветкова И., Файзуллин Р.В., Гладышев Д., Витрянский В.В., Васьковский Е.В.
Вопросы подсудности дел о банкротстве физических лиц рассмотрены в работах Завадского С.В., Свидерского В.Н., Змирлова К.П., Полякова И.Н. и Мифтахутдинова Р.Т.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу банкротства физических лиц - граждан Российской Федерации.
Предмет исследования - российское гражданское законодательство, регулирующее процедуры банкротства физических лиц; сложившаяся судебная практика.
Цель выпускной квалификационной работы - выработка целостного представления о правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации на основе комплексного анализа действующих нормативных актов, материалов судебной практики и трудов ученых- цивилистов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- дать понятие банкротству физических лиц в Российской Федерации;
- изучить содержание и основные элементы правовой модели банкротства физических лиц в Российской Федерации;
- выделить особенности правового регулирования отношений по банкротству отдельных категорий физических лиц;
- рассмотреть институт правового регулирования банкротства
физических лиц;
- представить механизм правового регулирования банкротства
физических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать процедуру реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина;
- исследовать проблемы ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина - должника.
Методы исследования. Использовались как общенаучные, так и отраслевые методы: анализ, синтез, восхождение от общего к частному и от частного к общему, формально-логический метод, методы теоретического моделирования, сравнительного правоведения, исторический,
филологический, системный и целевой приемы юридического толкования. На их основе были проведены анализ и обобщение научных, нормативных и практических материалов, обоснованы теоретические положения и выводы.
Институт несостоятельности (банкротства) - относительно новый для современной российской правовой системы, несмотря на то, что в российском праве в его историческом понятии существовал с XI века, хотя и прерывался с 1924 по 1992 г.
С 1 октября 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон № 476 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Инициировать банкротство физического лица может сам гражданин, подав заявление в суд, а также кредиторы и уполномоченные лица, т.е. налоговые органы, муниципалитет и т.д.
Правовая модель банкротства физических лиц - это созданная в результате абстракции и наблюдения форма отражения банкротства физических лиц, сформировавшееся под влиянием всей совокупности объективных и субъективных факторов человеческой деятельности.
Следует отметить, что законодатель практически всегда исходил из общей концепции банкротства, единой для банкротства организаций (коммерческое банкротство) и для банкротства граждан (потребительское банкротство).
В указанной позиции законодателя присутствовала системная ошибка: банкротство граждан ранее рассматривалось как часть общей системы банкротства организаций с распространением на нормы, регламентирующие механизмы банкротства граждан, общих принципов и закономерностей, нормативно установленных и проверенных практикой на примере опыта функционирования банкротства организаций. Данная ошибка состояла в игнорировании отличий механизмов банкротства гражданина от банкротства субъектов предпринимательской деятельности ввиду социально-
реабилитационного характера механизмов банкротства гражданина, что принципиально неприемлемо для механизмов банкротства субъектов предпринимательской деятельности, для которых банкротство должно носить либо характер ликвидации, либо характер восстановления финансовой платежеспособности.
Следует обратить внимание на то, что банкротство граждан и банкротство организаций являются абсолютно разными по своей правовой природе категориями.
Банкротство гражданина существенным образом отличается от правовой конструкции коммерческого банкротства и фактически образует новый вид банкротства в Российской Федерации, который следовало бы именовать потребительским банкротством. Его правовая природа определяется:
1) общей стратегией реабилитационной направленности процедур банкротства граждан;
2) наличием социально значимых экономико-хозяйственных целей освобождения граждан от финансовой зависимости перед их денежными кредиторами;
3) социальной значимостью механизмов освобождения граждан от
обязательств как способа обеспечения конституционных прав на достойную жизнь, охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 7; ст. 21 Конституции
Российской Федерации) ;
4) специальными нормативными критериями таких категорий, как "добросовестность", "злоупотребление правом", "мошенничество", а также юридическими последствиями их выявления;
5) особыми правилами ответственности супругов (бывших супругов) по денежным обязательствам гражданина-должника.
В силу указанных признаков банкротство гражданина не является классической гражданско-правовой конструкцией, основанной на свободе
воли и диспозитивных началах. Этот институт отличается от известного нам института банкротства юридических лиц, так как в нем в наибольшей степени доминирует публичный элемент в виде идеи социальной реабилитации и оказания помощи гражданам, которые в связи с определенными обстоятельствами оказались в трудном финансовом положении. Общепризнано, что одно из главных предназначений всей системы механизмов банкротства граждан - оказание помощи должнику, поэтому в отношении его применяется так называемая концепция нового старта для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Так же модель правового регулирования банкротства граждан включает в себя систему специфических правовых конструкций, таких как:
- конструкция освобождения гражданина от обязательств;
- конструкция модели ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина-должника;
- правовой механизм признания долга гражданина безнадежной задолженностью;
- модель процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- модель процедуры реализации имущества гражданина;
- конструкция банкротства умершего гражданина (банкротство наследственной массы).
С 1 октября 2015 г. вступили в силу уточненные и конкретизированные положения, связанные с процедурой банкротства граждан - это Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 августа 2015 г. №530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом».
Необходимость принятия Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №476-ФЗ связывают с резким увеличением просроченной задолженности по кредитам.
Несмотря на свежесть законодательства, можно выделить уже такую проблему в его применении, как недоступность судебного правосудия, так при рассмотрении дел о банкротстве физических лиц должен участвовать, утвержденный судом финансовый управляющий с фиксированной единовременной оплатой труда в 25 тысяч рублей, при чем, эту оплату должен производить должник. На практике некоторые должники столкнутся с тем, что не смогут оплатить все судебные расходы, связанные с процедурой банкротства, куда включаются услуги на представителя, государственная пошлина, оплата финансовому управляющему, таким образом, не каждому должнику процедура банкротства окажется доступной.
Статьей 214 Закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для
признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Процедура признания физического лица банкротом может предполагать одну из следующих процедур: конкурсное производство (реализация имущества физлица-должника) или реструктуризация долга. Реализация имущества - это реабилитационная процедура, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Последняя процедура так же относится к числу реабилитационных и помогает гражданину возобновить платежеспособность с минимальными издержками.
Обязательства супругов перед третьими лицами могут возникнуть из договоров (гражданско-правовых и трудовых), в результате причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения или совершения преступления и по другим основаниям. Обязательства (долги) супругов могут быть личными и общими. Для определения должника по обязательству (супруг или оба супруга) необходимо выяснить: время возникновения обязательства, его цель и назначение полученных по обязательству средств. Таким образом, кредитор при недостаточности общего имущества супругов вправе обратить взыскание на личное имущество любого из супругов как полностью, так и в части долга. Если имущества одного из супругов будет недостаточно для удовлетворения требования кредитора, то кредитор имеет право требовать недополученное от другого супруга. Кредитор также имеет возможность одновременно обратить взыскание на личное имущество обоих супругов.
Что принесёт нам банкротство физических лиц? В основном это избавление от кредитов или полное их списание. Большая часть населения находится в затруднительном положении, набрав несколько кредитов и не имея финансовой возможности их погасить. Непомерно большие процентные ставки в условиях экономического кризиса, невысокая заработная плата и постоянно растущая инфляция приводит в отчаяние заёмщиков кредитных учреждений. Вступающий в силу закон «О несостоятельности (банкротстве) в части главы 10 «Банкротство граждан» приведёт к решению накопившихся проблем во взаимоотношениях между банками и заёмщиками.
Основную проблему, которые выделяют почти все авторы - это возможность злоупотребления гражданами - банкротами своих прав. Так же возможно недобросовестное поведение должников перед кредиторами путем скрывания активов, заключение фиктивных сделок. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "нередко лицо, предвидя неминуемую катастрофу, думает только о личном обеспечении, о сохранении в свою пользу того, что при открытии конкурсного процесса должно было бы поступить к кредиторам".
При изучении изменений, внесенных в Закон N 127-ФЗ и иные законы, касающиеся банкротства граждан, я пришла к следующим выводам.
Выводы :
Во-первых, в принятом законе имеются многие проблемы, а именно сложный механизм реализации данной поправки для должника, дороговизна, длительность данной процедуры и возможность мошеннических действий различных организаций. Несмотря на это, следует отметить, что изменения в законе оказались востребованы для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Во-вторых, из содержания норм Закона N 127-ФЗ, касающихся последствий признания гражданина банкротом, можно сделать вывод, что законодатель воспринимает банкротство указанных лиц как институт освобождения от долгов, которым должник-гражданин вправе воспользоваться один раз в пять лет.
В-третьих, реструктуризация долгов - одна из двух основных процедур, применяемая при банкротстве граждан, описана лишь в общих словах. А в каких ситуациях стоит выбирать реструктуризацию или алгоритм ее проведения - на эти вопросы придется отвечать практикам каждому по- своему, что, думается, является существенным недостатком.
И в-четвертых, финансирование процедуры банкротства граждан, в том виде, в каком оно указано в законе, поднимает вопрос о возможности проведения процедуры как таковой. Арбитражные управляющие могут проигнорировать закон из-за несоизмеримости требуемых от них усилий и награды. Необходимость введения института банкротства физических лиц не вызывает сомнений. Подобная процедура уже долгое время существует за рубежом, и, в этом смысле, мы несколько отстаем от Запада, однако принятие указанных законов свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении, а наличие некоторых недостатков можно объяснить отсутствием сформировавшейся практики.
С 1 октября 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон № 476 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Инициировать банкротство физического лица может сам гражданин, подав заявление в суд, а также кредиторы и уполномоченные лица, т.е. налоговые органы, муниципалитет и т.д.
Правовая модель банкротства физических лиц - это созданная в результате абстракции и наблюдения форма отражения банкротства физических лиц, сформировавшееся под влиянием всей совокупности объективных и субъективных факторов человеческой деятельности.
Следует отметить, что законодатель практически всегда исходил из общей концепции банкротства, единой для банкротства организаций (коммерческое банкротство) и для банкротства граждан (потребительское банкротство).
В указанной позиции законодателя присутствовала системная ошибка: банкротство граждан ранее рассматривалось как часть общей системы банкротства организаций с распространением на нормы, регламентирующие механизмы банкротства граждан, общих принципов и закономерностей, нормативно установленных и проверенных практикой на примере опыта функционирования банкротства организаций. Данная ошибка состояла в игнорировании отличий механизмов банкротства гражданина от банкротства субъектов предпринимательской деятельности ввиду социально-
реабилитационного характера механизмов банкротства гражданина, что принципиально неприемлемо для механизмов банкротства субъектов предпринимательской деятельности, для которых банкротство должно носить либо характер ликвидации, либо характер восстановления финансовой платежеспособности.
Следует обратить внимание на то, что банкротство граждан и банкротство организаций являются абсолютно разными по своей правовой природе категориями.
Банкротство гражданина существенным образом отличается от правовой конструкции коммерческого банкротства и фактически образует новый вид банкротства в Российской Федерации, который следовало бы именовать потребительским банкротством. Его правовая природа определяется:
1) общей стратегией реабилитационной направленности процедур банкротства граждан;
2) наличием социально значимых экономико-хозяйственных целей освобождения граждан от финансовой зависимости перед их денежными кредиторами;
3) социальной значимостью механизмов освобождения граждан от
обязательств как способа обеспечения конституционных прав на достойную жизнь, охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 7; ст. 21 Конституции
Российской Федерации) ;
4) специальными нормативными критериями таких категорий, как "добросовестность", "злоупотребление правом", "мошенничество", а также юридическими последствиями их выявления;
5) особыми правилами ответственности супругов (бывших супругов) по денежным обязательствам гражданина-должника.
В силу указанных признаков банкротство гражданина не является классической гражданско-правовой конструкцией, основанной на свободе
воли и диспозитивных началах. Этот институт отличается от известного нам института банкротства юридических лиц, так как в нем в наибольшей степени доминирует публичный элемент в виде идеи социальной реабилитации и оказания помощи гражданам, которые в связи с определенными обстоятельствами оказались в трудном финансовом положении. Общепризнано, что одно из главных предназначений всей системы механизмов банкротства граждан - оказание помощи должнику, поэтому в отношении его применяется так называемая концепция нового старта для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Так же модель правового регулирования банкротства граждан включает в себя систему специфических правовых конструкций, таких как:
- конструкция освобождения гражданина от обязательств;
- конструкция модели ответственности супругов (бывших супругов) по обязательствам гражданина-должника;
- правовой механизм признания долга гражданина безнадежной задолженностью;
- модель процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- модель процедуры реализации имущества гражданина;
- конструкция банкротства умершего гражданина (банкротство наследственной массы).
С 1 октября 2015 г. вступили в силу уточненные и конкретизированные положения, связанные с процедурой банкротства граждан - это Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 августа 2015 г. №530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом».
Необходимость принятия Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №476-ФЗ связывают с резким увеличением просроченной задолженности по кредитам.
Несмотря на свежесть законодательства, можно выделить уже такую проблему в его применении, как недоступность судебного правосудия, так при рассмотрении дел о банкротстве физических лиц должен участвовать, утвержденный судом финансовый управляющий с фиксированной единовременной оплатой труда в 25 тысяч рублей, при чем, эту оплату должен производить должник. На практике некоторые должники столкнутся с тем, что не смогут оплатить все судебные расходы, связанные с процедурой банкротства, куда включаются услуги на представителя, государственная пошлина, оплата финансовому управляющему, таким образом, не каждому должнику процедура банкротства окажется доступной.
Статьей 214 Закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для
признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Процедура признания физического лица банкротом может предполагать одну из следующих процедур: конкурсное производство (реализация имущества физлица-должника) или реструктуризация долга. Реализация имущества - это реабилитационная процедура, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Последняя процедура так же относится к числу реабилитационных и помогает гражданину возобновить платежеспособность с минимальными издержками.
Обязательства супругов перед третьими лицами могут возникнуть из договоров (гражданско-правовых и трудовых), в результате причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения или совершения преступления и по другим основаниям. Обязательства (долги) супругов могут быть личными и общими. Для определения должника по обязательству (супруг или оба супруга) необходимо выяснить: время возникновения обязательства, его цель и назначение полученных по обязательству средств. Таким образом, кредитор при недостаточности общего имущества супругов вправе обратить взыскание на личное имущество любого из супругов как полностью, так и в части долга. Если имущества одного из супругов будет недостаточно для удовлетворения требования кредитора, то кредитор имеет право требовать недополученное от другого супруга. Кредитор также имеет возможность одновременно обратить взыскание на личное имущество обоих супругов.
Что принесёт нам банкротство физических лиц? В основном это избавление от кредитов или полное их списание. Большая часть населения находится в затруднительном положении, набрав несколько кредитов и не имея финансовой возможности их погасить. Непомерно большие процентные ставки в условиях экономического кризиса, невысокая заработная плата и постоянно растущая инфляция приводит в отчаяние заёмщиков кредитных учреждений. Вступающий в силу закон «О несостоятельности (банкротстве) в части главы 10 «Банкротство граждан» приведёт к решению накопившихся проблем во взаимоотношениях между банками и заёмщиками.
Основную проблему, которые выделяют почти все авторы - это возможность злоупотребления гражданами - банкротами своих прав. Так же возможно недобросовестное поведение должников перед кредиторами путем скрывания активов, заключение фиктивных сделок. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "нередко лицо, предвидя неминуемую катастрофу, думает только о личном обеспечении, о сохранении в свою пользу того, что при открытии конкурсного процесса должно было бы поступить к кредиторам".
При изучении изменений, внесенных в Закон N 127-ФЗ и иные законы, касающиеся банкротства граждан, я пришла к следующим выводам.
Выводы :
Во-первых, в принятом законе имеются многие проблемы, а именно сложный механизм реализации данной поправки для должника, дороговизна, длительность данной процедуры и возможность мошеннических действий различных организаций. Несмотря на это, следует отметить, что изменения в законе оказались востребованы для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Во-вторых, из содержания норм Закона N 127-ФЗ, касающихся последствий признания гражданина банкротом, можно сделать вывод, что законодатель воспринимает банкротство указанных лиц как институт освобождения от долгов, которым должник-гражданин вправе воспользоваться один раз в пять лет.
В-третьих, реструктуризация долгов - одна из двух основных процедур, применяемая при банкротстве граждан, описана лишь в общих словах. А в каких ситуациях стоит выбирать реструктуризацию или алгоритм ее проведения - на эти вопросы придется отвечать практикам каждому по- своему, что, думается, является существенным недостатком.
И в-четвертых, финансирование процедуры банкротства граждан, в том виде, в каком оно указано в законе, поднимает вопрос о возможности проведения процедуры как таковой. Арбитражные управляющие могут проигнорировать закон из-за несоизмеримости требуемых от них усилий и награды. Необходимость введения института банкротства физических лиц не вызывает сомнений. Подобная процедура уже долгое время существует за рубежом, и, в этом смысле, мы несколько отстаем от Запада, однако принятие указанных законов свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении, а наличие некоторых недостатков можно объяснить отсутствием сформировавшейся практики.
Подобные работы
- Проблемы механизма судебной несостоятельности (банкротства) физических лиц в РФ (Мурманский арктический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Вопросы правоприменительной практики института банкротства физических лиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Субординация требований кредиторов в делах о банкротстве физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Некоторые особенности правового регулирования института несостоятельности (банкротства) физических лиц
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Правовая природа банкротства физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Гражданско-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Правовой режим несостоятельности (банкротства) гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



