Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда педагогов в повышении эффективности управления образовательной организацией 11
1.1. Теоретический анализ проблемы мотивации труда педагогов в
педагогической и психологической литературе 11
1.2. Особенности управления мотивацией труда педагогов в
образовательной организации 19
1.3. Организационные условия развития мотивации труда педагогов в
образовательной организации 27
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по апробации условий по созданию мотивации труда педагогов дошкольной образовательной организации ... 39
2.1. Изучение уровня мотивации педагогов в дошкольной
образовательной организации в 39
2.2. Реализация организационных условий формирования мотивации
педагогов дошкольной образовательной организации 45
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-поисковой работы по
результатам исследования 54
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Библиографический список 65
Приложение
Актуальность темы исследования. Современная социально-экономическая ситуация, возникшая в нашей стране, потребовала крупных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Новые экономические отношения предлагают и новые требования к педагогам дошкольных образовательных организаций. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и образование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации педагогов. Главным условием обновления системы образования в дошкольных организациях является эффективная мотивационная политика, позволяющая увеличить общую результативность и качество работы педагогов.
Повышение роли личности работника, знание его мотивационных установок, способность их развития и направлять в соответствии с поставленными задачами, стоящими перед образовательной учреждений, создает необходимость совершенствования и подготовки эффективной системы мотивации труда педагогов, обеспечивающей повышение социальной и творческой активности конкретного работника. Совершенствование педагогической деятельности нельзя обеспечить без увеличения мотивации к труду, личной заинтересованности в нём педагогов, потому как, только заинтересованный человек может плодотворно реализовать свой потенциал.
Решение этих вопросов зависит от грамотности и компетентности руководителя по созданию эффективной и продуктивной системы мотивации труда в организации путем целенаправленной работы в реализации новых путей к управлению в усиления мотивации деятельности педагогов, наиболее эффективного использования потенциала каждого педагога. Согласно п. 8 ст. 51 Закона «Об образовании в РФ» «.руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной... деятельностью образовательной организации» [68]. Неотъемлемой частью работы руководителя дошкольной образовательной организации является мотивация труда педагогов.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена работой совершенствования и улучшения отечественного образования. Данные изменения в первую очередь затрагивают взаимоотношения между руководителем и сотрудниками организации, актуализируют проблему стимулирования деятельности и др. Недостаточное внимание и нежелание руководителя образовательной организацией решать проблемы управления мотивацией ведет к негативным последствиям: повышение уровня конфликтности, снижение мотивации персонала при выполнении своих должностных обязанностей и, как следствие, снижение производительности деятельности не только одного сотрудника, но и всей образовательной организации в целом.
Значение мотивации труда педагогов в повышении качества деятельности, её результативности, улучшение микроклимата в учреждении, подготовке кадров для инноваций актуализирует необходимость комплексного исследования теоретических и прикладных аспектов мотивации.
Изучение научной литературы показывает, что в управлении накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой мотивации персонала. Ученые, исследовавшие методы мотивирования персонала (А. Альберт, У. Брэддик, О.С. Виханский, Ф. Герцберг, Е.П. Ильин, С.Б. Каверин, Р.Л. Кричевский, А. Маслоу, М. Мескон, Е.Г. Молл, А.И. Наумов, Э.А. Уткини др.), рассматривали мотивацию как функцию управления, как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждаются разные аспекты управленческой деятельности в образовании- исследование закономерностей педагогического управления (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Т.П. Шамова и др.), улучшение управленческих компетенций руководителей образовательных организаций (К.Ю. Белая, Б.С. Гершунский, Т.А. Данилина, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, Э.Ф. Зеер, Л.С. Киселева, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Л.М. Митина, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина и др.).
В то же время нужно отметить, что попытки приспособить классические теории мотивации к современным условиям во многом усложняет практическое использование существующих подходов в управлении педагогическими работниками в дошкольной образовательной организации. В настоящее время мотивация педагогов дошкольных образовательных организаций недостаточно изучена, это актуализирует проблему на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне обусловлена тем, что идея повышения качества образовательной организации, обеспечения роста творческой инициативы путём создания и реализации эффективной мотивационной политики в практике управления дошкольных образовательных организаций не находит нужной реализации.
Трудности практического использования методов мотивации педагогов в системе управления дошкольной образовательной организацией определяется слабой изученностью сущности и особенностей мотивации педагогических коллективов, что показывает необходимость повышения профессиональной компетентности руководителей в управлении персоналом в дошкольной образовательной организации, в том числе и в создании условий эффективной мотивации труда педагогов.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме управления мотивацией труда педагогов дошкольного образования позволил выделить противоречия между:
- увеличивающимися требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального развития в условиях изменений системы образования;
- необходимостью перехода к новому ценностно-мотивационному типу управления и отсутствием единых научных подходов в понимании устройства управления мотивацией труда педагогов дошкольных образовательных организаций;
- огромными потенциальными возможностями мотивации в увеличении эффективности управления образовательной организацией и недостающей компетентностью руководителей в использовании данного механизма в практике управления.
Все три противоречия показывают проблему нашего исследования: каковы условия эффективного управления мотивацией работы педагогов, обеспечивающих увеличение её качества?
Решение этой проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Мотивация труда педагогов как средство повышения эффективности управления деятельности образовательной организацией».
Цель исследования: выявить и обосновать организационные условия мотивации педагогов, обеспечивающих эффективность управления образовательной организацией.
Объект исследования: процесс управления педагогическим коллективом в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационные условия мотивации труда педагогов.
Гипотеза исследования - мотивация труда педагогов дошкольного образовательного учреждения, являющаяся одним из механизмов эффективности управления образовательной организацией, обеспечивается: -изучением потребностей и мотивов труда педагогов;
-созданием мотивационной среды в коллективе;
-разработкой программы мотивации труда педагогов в дошкольном образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить и осуществить анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности мотивации труда педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Дать характеристику организационных условий мотивации деятельности педагогов.
4. Разработать и апробировать программу мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение.
2. Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования по управлению дошкольной образовательной организацией и определению содержания деятельности руководителя образовательного учреждения (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.П. Шамова);
- теория мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению (А. Альберт, У. Брэддик, О.С. Виханский, Ф. Герцберг, Е.П. Ильин, С.Б. Каверин, Р.Л. Кричевский, А. Маслоу, М. Мексон, Е.Г. Молл, А.И.Наумов, Э.А. Уткин и др.);
- положения теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) - ведущие идеи теории личностного и профессионального самоопределения (Л.И. Божич, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин и др.), профессионального роста педагогов (А.А. Бодалев, Т.Г. Браже, Б.З. Вульф, П.Т. Долгов, Л.М. Митина);
- исследования по проблеме мотивации педагогов (В.Г. Асеев, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеев и др.);
Основные этапы исследования.
- на первом этапе (сентябрь, 2017 г.) проводится анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных материалов по проблеме исследования, анализ законодательных и нормативно-правовых документов; определялась цель и задачи, гипотеза исследования; создавалась программа опытно-поисковой работы, производился отбор методов исследования.
- на втором этапе (2017-2018 гг.) проводилась опытно-поисковая работа педагогического исследования, анализ её результатов, осуществлялась корректировка гипотезы. Разрабатывалась программа мотивации труда педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- на третьем этапе (2018 г.) проводилось обобщение и объяснение результатов опытно-поисковой работы. Классификация, обобщение и описание полученных результатов, формулирование теоретических выводов, анализ данных, собранных в ходе опытно-поисковой работы, оформление диссертации в целом.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом подтверждении выявленных организационных условий управления мотивацией труда педагогов в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа мотивации педагогов дошкольной образовательной организации, обеспечивающая эффективность управления дошкольной образовательной организацией, и может быть использована в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей ДОУ, в процессе самообразования.
Исследование проведено на базе МБДОУ №244 г. Челябинск
Положения, выносимые на защиту.
1. Мотивация труда педагогов - это система управленческих действий руководителя, нацеленных на развитие устойчивых внутренних мотивов профессионального труда педагогов, на удовлетворение их потребностей в самовыражении и способствующих достижению результата как личных целей педагогов, так и целей образовательной организации.
2. Мотивация труда педагогов дошкольной образовательной организации создается при следующих условиях:
- изучение потребностей и мотивов труда педагогов в образовательной организации;
- создание мотивационной среды;
- разработка программы мотивации труда педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Мотивация труда педагогов дошкольной образовательной организации представляется одним из механизмов продуктивности управления образовательной организацией. Эффективность управления образовательной организацией будет успешнее происходить на основе специально разработанной программы мотивации труда педагогов для дошкольной образовательной организации.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы -74 страницы, количество таблиц - 8, количество приложений - 1, библиографический список состоит из 72 источников.
Проблема мотивации деятельности педагогов является одной из актуальных в системе дошкольного образования и способствует повышению эффективности управления образовательной организацией.
В ходе исследования была рассмотрена сущность понятия мотивации, что позволило выделить наиболее значимые характеристики управленческих действий руководителя по её организации: формирование устойчивых внутренних мотивов профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей педагогов в самореализации, что в конечном итоге способствует достижению как личных целей педагогов, так и целей образовательной организации.
На основе описания особенностей мотивации деятельности педагогов образовательной организации, использования методик изучения мотивационной среды ДОО была разработана и реализована программа повышения мотивации педагогов ДОО.
Проведение опытно-поисковой работы по оцениванию мотивационной среды дошкольной образовательной организации и реализации программы мотивации педагогов позволило нам сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: поиск, разработка и внедрение нового комплекса организационных условий, обеспечивающих создание мотивационной среды и мотивации деятельности педагогов.
1. Аникеева Н.П., Шапошникова Т.Е. Общая психология. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 220 с.
2. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной
самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: дис. д- ра психол. наук. - М., 1994. - 86 с.
3. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: дисс. ... пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 190 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://padabum.com/ d.php?id=32750
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров
муниципальной системы образования. Кн. 1. Развитие
профессионального мастерства педагогических кадров: методическое пособие / под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 116 с.
6. Байметов А.К., Гофункель А.М., Перевощикова Л. А. Опыт комплексного изучения личности учителя // Вопросы психологии личности и труда. - 1973. - С. 228-230.
7. Бакурадзе А. Б. Мотивация труда педагогов. - М.: Сентябрь, 2012. - 192 с.
8. Белая К.Ю. От сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. - М.: ACT, 2013. - 176 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klex.ru/s4
Ю.Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мартин, 2015. - 848 с.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr5/457.php
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент / под ред. А.И. Наумова. - М.: Экономистъ, 2004. - 288 с.
13. Гильмеева Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999. - 459 c.
14. Гнатышина Е.А. Построение модели профессиональной
компетентности будущего педагога // Профессиональное образование. - 2008. - № 3. - С. 30-31.
15. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 2010. - 496 с.
16. Гореликова Г.А. Организационно-педагогические условия
управления инновационной деятельностью педагогов Центра развития ребенка: автореферат дисс. канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2013. - 29 с.
17. Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 196 с.
18. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844126.htm
19. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 2011. - 128 с.
20. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - 2008. - 464 с.
21.Захарова Л.Н. Психология управления: учеб.пособие. - М.: Логос,
2012. - 376 с.
22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Литера, 2011. - 599 с.
24. Каз М.С., Никитин А.А. Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании // Вестник томского государственного университета. - 2009. - №3(7). - С. 45-47.
25. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 524 с.
26. Кирилина М.В. Совершенствование социально-педагогической
компетентности воспитателей дошкольных образовательных
учреждений в процессе инновационной образовательной
деятельности :автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
28. Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов // Завуч. - 2008. - № 8. - С. 32-34.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
30. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным
образованием. - Ростов н/Д.: Учитель 2011. - 190 с.
31. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. - М.: Изд-во «Перо», 2010. - 181 с.
32. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rc.edu.ru
33. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и
коллектив: социально-психологический очерк: социально¬
психологический очерк. - М.: Наука, 2002. - 260 с.
34. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - СПб.: Питер, 2012. - 563 с.
35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/271772/
36. Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы // Школьный психолог. - 2012. - №9. - С. 40-43.
37. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 2008. - 250 с.
38. Майер А.А. Рефлексивные мониторинг формирования
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2002. - 20 с.
39. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М.: Педагогика, 2005. - Т. 4. - 366 с.
40. Макклеланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
41. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.М. Татлыбаевой
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/masla01/
42. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.
- М.: Педагогика, 1986. - 214 с.
43. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/75100/index-9096.html
44. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
45. Молчанов С.Г. Формирование и оценивание социальных
компетенций в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. - Челябинск: Челябинский гуманитарий, 2010. - 96 с.
46. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) // Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
47. Немова Н.В. Методические рекомендации по внедрению модели методической поддержки общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих проекты обновления содержания и технологий образования. - М.: ФГАУ ФИРО, 2014. - 187 с.
48. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М.: Владос, 2012. - 214 с.
49. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 423 с.
50. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник,2013.- 944 с.
51. Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: метод, рекомендации. - Минск: Наука, 2011. - 37 с.
52. Пикатова Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2012. - 211 с.
53. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук а. - Кострома, 2000. - 150 с.
54. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
55. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] -
http://base.garant.ru/70512244/
56. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] -
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka/info.aspx?ob_no=29775
57. Просвирника И.В. Развитие профессиональной компетентности учителя образовательной школы в условиях внутришкольной формы работы: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 220 с.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Питер, 2008. - 720 с.
59. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: ФиС, 1988. - 136 с.
60. Садыкова Т.Н. Проблема повышения мотивации воспитателей к педагогической деятельности в целях улучшения работы дошкольного образовательного учреждения в условиях новых ФГОС // Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 4 (29). - С. 69-76.
61. Садыкова Т.Н. Проблемы воздействия на позитивную мотивацию педагогических работников образовательных учреждений // Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 2 (27). - С. 81-86.
62. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами Программно-методическое пособие. - М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. - 93 с.
63. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная
деятельность [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/319804/
64. Сластенин В.А., ИсаевИ.Ф., ШияновБ.Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
65. Соколова С.В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя педагогических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.
- 226 c.
66. Теории Д. Макгрегора и К. Арджириса, Оучи // Кузнецова Н.В. История менеджмента [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bubook.net/book/112-istoriya-menedzhmenta-kuznecova-nv/42- 611-teorii-dmakgregoranbsp-i-kardzhirisa-ouchi.html
67. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
68. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» [Электронный ресурс]-
http://base.garant.ru/70291362/
69. Формула успеха Дж. Аткинсона // Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 560 с.
70. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.:Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
71. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 2006.-100 с.
72. Шепель В.М. Эффективный менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 359 с.