Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Картина мира и ценностные ориентиры русского крестьянства на основе антропологического анализа традиционной игрушки (возможности проектного обучения)

Работа №80333

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I.Представления о мире и ценностные ориентации в традиционном обществе 7
1.1 Модель мира 7
1.2 Ценности крестьянства 14
Глава II. Игрушки, как отражение картины мира крестьянства 23
2.1 Классификация и технология изготовления крестьянских
игрушек 23
2.2 Типология кукол 33
2.3 Символизм крестьянской игрушки 41
Глава III. Возможности использования теоретических знания по истории
традиционной игрушки в проектной деятельности учащихся 54
3.1 Отражение проблематики в нормативных документах и школьных
учебниках 54
3.2 Практическая разработка 57
Заключение 59
Список литературы и источников 63
Приложение

Традиционная культура - жизненно-необходимый опыт предков, передающийся по каналам общения. Это духовные устои, обычаи, воспитательные принципы, традиции народной культуры и искусства. Их значение в системе образования неуклонно возрастает, в связи с высокой ценностной, морально-этической, патриотической сущностью. Субъектами исконно русской традиционной культуры является крестьянство.
В настоящее время существует научное направление на стыке социологии, экономики, антропологии, истории и других гуманитарных наук, изучающее крестьян, сельский образ жизни и модели аграрного развития, которое так и называется «крестьяноведение».
О факторах, повлиявших на формирование ментальности крестьянства писал В.О. Ключевский , А. В. Терещенко . Точную философскую характеристику крестьянского самосознания дал П. И. Симуш . Н.А. Бердяев и Н.В. Киреевский указали факторы, которые повлияли на сущность традиционной культуры.
Огромный труд создал Л. В. Милов . В его монографии «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» представлено фундаментальное исследование русской деревни. Так же своё исследование миру русской деревни посвятил М.М. Громыко.
О крестьянской семье подробно писал Ю.А. Рябцев. В его работе подробно рассматривается семейный быт, введение хозяйства крестьян.
Крестьяне трепетно относились к ценностям, которые исходили из их картины мира. Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в «большом мире». Каждый день он сталкивался с тем, что было ему очень дорого, с тем, что он ценил, уважал: религия, труд, семья. Увидеть картину мира, ценностные ориентиры крестьянства можно было в предметах, которые его окружали. Именно таковым и является игрушка.
Игрушка является незаменимым средством инкультурации. Игрушка - это не просто забава, а культурное орудие, посредством которого передаются в «свернутой форме» ценностные установки, представления, мировоззрение.
Фундаментальное исследование символичности традиционной игрушке посвятил И.А. Морозов. В своей работе он подробно рассмотрел функции куклы, а так же подробно осветил смещение границ между «человеческим» и «нечеловеческим», живым и неживым.
Г. Л. Дайн - большой специалист русской игрушки. Она занимается реконструкцией старинных технологий изготовления игрушек. Галина Львовна собрала сведения о традиционных игрушках разных регионов России, классифицировала их. Ей написано множество исследований по этой теме, из которых мы можем узнать о том, какое место занимала игрушка в культуре. Так же представлено много информации о тряпичной кукле. Работы Дайн написаны для использования опыта игрушки в педагогической деятельности.
В отдельную группу вошли исследования посвященные отдельным видам традиционной игрушки. П.В. Леонтьев писал о традиционных деревянных игрушках, И. Н. Котова и А. С. Котова подробно написали об обрядовой тряпичной кукле, Ю. О. Моргуновская осветила соломенные игрушки.
Таким образом, материала по теме моего исследования достаточно для полного, глубокого изучения темы.
Объектом исследования данной работы: картина мира и ценностные ориентиры крестьянства.
Предмет исследования: антропологический анализ русской
крестьянской игрушки
Целью данной работы является анализ крестьянской игрушки как элемента отражения картины миры и ценностных ориентиров крестьянства
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить картину мира и ценностные ориентиры крестьянства
2. Определить классификацию игрушек
3. Выявление символизма традиционной крестьянской игрушки
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX начала XX веков. Это период активного роста интереса к самобытной русской культуре и её изучения. Необходимо отметить, что самые классические образцы кукол, находящиеся в музейных коллекциях датируются периодом второй половины XIX начала XX веков.
Источники по данной теме мы разбили на несколько групп:
1. Материальные источники, к которым относится традиционные крестьянские игрушки, находящиеся в музейных коллекциях ;
2. Мифология: мифологические тексты древних славян ;
3. Русский народный фольклор: пословицы, поговорки, русские народные сказки.1617
Таким образом, анализ источниковой базы демонстрирует нам, что для исследования данной темы источников достаточно.
Данная работа строится на основе общенаучного принципа историзма и научной объективности. Методическим основанием стал историко - антропологический подход, дающий возможность рассмотреть повседневный мир крестьянства через модель мира человека традиционного общества, анализ предметов. Так же, в работе были использованы следующие методы: метод анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, изучения и обобщения, историко - типологический метод.
Научная новизна работы заключается в системном анализе аспектов народной культуры (произведения декоративно - прикладного творчества, фольклора).
Практическая значимость заключается в возможности использовать данный материал в практической деятельности учителя (урочная, внеурочная, проектная деятельность).
Структура моей работы состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сбор и систематизация источников и литературы по ценностям крестьянства и антропологическому анализу игрушки в первых двух главах настоящей работы позволили прийти к следующим выводам.
Картина мира крестьянства складывалась на основе установления живой внутренней связи с внешним миром. Единство ментальных установок, закрепленное веками, определяет сознание, поведение, восприятие и отношение к разным социальным явлениям крестьянина.
Таким образом, мы можем сказать, что мир крестьянина заключается из трёх основных составляющих:
1. Природная составляющая (уподобление человеческой жизни с жизнью растений, животных. Полная зависимость от климата, поэтому важно было угодить производящим силам природы в виде её задабривания. Натуралистическое сознание крестьянина подпитывалось через регулярное природо - и землепользование, которые одновременно выступали источником глубокой духовности);
2. Духовно - религиозная составляющая (духовный фактор сыграл решающую роль в складывания мышления и мировоззрения русского человека. Из православного мировосприятия вытекали нравственные, юридические, общежитейские представления и понятия русского народа. Крестьянин просыпался и засыпал с мыслью о Боге. Жизнь состояла из постоянной религиозной практики)
3. Пространственная составляющая (Пространство воспринималось, как замкнутое, цикличное. Пространственное представление крестьян можно изобразить в качестве круга - символа вечного порядка вещей, вечности, что соответствовало природным циклам и связанными с ними сельскохозяйственными работами).
К основным элементам «картины мира» крестьянства относятся социальные представления, отражающие сущность крестьянского восприятия условий хозяйственной практики, компонентов духовного самопознания. В повседневной жизненной практике крестьянство черпало ценный опыт, проникая всем своим бытием в существо окружающего мира. Подлинные жизненные ценности пребывали на рефлексивном уровне. Всё, с чем сталкивался крестьянин каждый день, было очень важно и ценно для него. К ведущим ценностям мы отнесли:
1. Вера в Бога;
2. Труд являлся основной жизнедеятельностью крестьянства. Крестьяне часто идентифицировали себя как кормильцев и защитников отечества, осознавали значение земледельческого труда для страны и народа, свой отечественный долг и предназначение);
3. Земля (Каждый день крестьянин ходил по земле, работал на ней, она давала ему урожай, которым он питался. Нет земли - нет крестьянина);
4. Семья (Семья являлась сильной поддержкой, опорой, продолжением рода. Она оставалась хранителем добра и душевной теплоты.)
Все эти ценности стали «кирпичиками», на которых основался прочный фундамент - картина мира, мировоззрение крестьян. Изменив или отобрав эти крестьянские ценности, русский народ перестал бы существовать, ведь крестьянство на протяжении многих веков было, есть и будет оставаться хранителем внутренней теплоты и духовного богатства нашего народа.
Передать все эти ценности молодому поколению можно было через воспитание. Роль игрушки во многом предопределяется в её главной воспитательной функции. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передаются в «свернутой форме» ценностные установки, представления, мировоззрение. Благодаря игрушке ребенок мог примерить на себя разные социальные роли.
Многогранность, сложность образа традиционной крестьянской игрушки не позволяет выделить какой - то общей классификации. Долгая история становления народной игрушки так же осложняет её упорядочивание. Крестьянскую игрушку можно классифицировать по функциям, материалу, технологиям изготовления, по особенностям воздействия на ребёнка, по образности и т.д.
Конечно же, во всем многообразии игрушек выделяется самая распространенная и стоящая во главе иерархии, в связи со своей схожестью с человеком - кукла. Каждый элемент куклы символичен. Кукла олицетворяла собой представления наших предков об устройстве мира. Так, когда у куклы перетягивалась шея и пояс - получалось три части, которые символизировали небесный, земной и подземный мир. Крестовидный образ указывал на четыре части света. Таким образом, число семь (магическое число мироздания) было заложено в каждой кукле, так же отражая семью (семь я). Кукла неслучайно была безликой. Считалось, что через рот, глаза могут проникнуть злые духи. Вещи, из которых создавали кукол были не новыми. Они принадлежали хозяевам и тема самым, их частичка закладывалась кукле. К тому же, было непринято выбрасывать поношенные вещи, т.к. это был труд.
Таким образом, мы видим, что традиционная крестьянская игрушка концентрирует весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. В ней ловко переплелись ценности крестьянства. Специфической особенностью эволюции традиционной игрушки и всего русского народного искусства в целом является процесс обобщения древних языческих образов и символов, включая новые значения, или снижения их содержания до сказочно-поэтического или бытового наблюдения, но без окончательной утраты в этих колебаниях древней идейно-образной первоосновы. Все семейно - бытовые обряды: рождение, свадьба, уход к предкам всегда сопровождались неизменным атрибутом - куклой. Можно сказать, о том, что она становилась настоящим членом семьи. Выполняя куклу человек вкладывал свой труд, частичку себя, поэтому к ним относились бережно и с уважением.
Таким образом, задачи моего исследования выполнены. Собранный материал послужил хорошей базой для выполнения исследовательски - проектной деятельности.



1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки в жизни детей. - М.: ГНОМ и Д, 2006. - С.6.
2. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1977. - С.239
3. Аркин А. Е. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры.
- М.:Центральный Институт Охраны Здоровья Детей и Подростков, 1935. - С.4.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов:В 1 т. - М., Современный писатель, 1995. - С. 13.
5. Балашов Д.М. Святая Русь. - М.: Вече,2016. - С.216.
6. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990. - С.44.
7. Богораз-Тан В.Г. Кукла как фетиш. - Л.:Союз молодых, 1934. - С. 49.
8. Верещагин А.В. Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси. - Минск: Белорусская наука, 2009. - С.12.
9. Вьюнов Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России: характер, склад мышления, духовные ориентации. - М.: Флинта. 2005.
- С. 480.
10. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С.107-108.
11. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология - М.: Культура и традиции,2007. - С.42
12. Дайн Г.Л. Народная игрушка - универсальное средство приобщения к русской культурной традиции. М.: Профи, 2008.
13. Журавлёв А.Л., Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Историогенез и современное состояние российского менталитета. - М.: «Институт психологии РАН», 2016. - С.72.
14. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы. - М.: Ладога 100, 2007. - С.64.
15. Карпова Т. Е. Феномен куклы в русской культуре: историко-культурологические аспекты. - Спб.: СПбГУИТМО,1999. - С. 50.
16. Кей Х. Куклы, игры и игрушки - М.: Астрель, 2003. - С. 80
17. Киреевский И. В. Избранные статьи. - М.: Вестник ПСТГУ, 1984.
18. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 тт. - М.: Мысль, 1987. Т. 1. - С.46.
19. Кольцов М. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1987. - С.293.
20. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк. - СПб.: Абрис, 1999. - С. 50.
21. Коротких О.В. «Проблема классификации народных игрушек в Отечественной педагогике». - Спб.: СПбГУИТМО,2006. - С.4
22. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
- СПб.: Паритет,2006. - С. 240.
23. Кузнецов, И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е гг. - Новосибирск, Новосиб.гос.ун-т,1992.
24. Лаврова С. А.Русские игрушки, игры, забавы. - М.: Белый город, 2007.
- С.48
25. Леонтьев П. В. Деревянные игрушки. Л.: Научное книгоизд-во, 1985. С.225
26. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М.:РОССПЭН,1998.
27. Миненко Н.А. Любовь и семья у крестьян в старину : Урал и Сибирь в 18 - 19 веках. - Челябинск: Челяб.гос. ун-т. 1997. - С. 287 с.
28. Мишина М. А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России. - СПб.: СПбГУИТМО, 2011. - С. 25
29. Мишина М.А. Традиционная народная кукла. - СПб.: СПбГУИТМО, 2008. - С. 96 - 101.
30. Моргуновская Ю.О. Русские обережные куклы: семейная
энциклопедия. - М.:: Эксмо, 2016. С.1921 Терещенко А. В. Быт
русского народа: В 4 т. М.: Русская книга,1997. Т. 1. С.192
31. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. - М.,Литагент, 2011.
32. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия. - М.:
Московский психолого - социальный институт, 1997. - С.28 - 33.
33. Новикова Я. В. Значение русской народной культуры в процессе
изучения предметов художественно-эстетического цикла // Молодой ученый. — 2014 — №15. — С. 292-293. — URL
https://moluch.ru/archive/74/12512/(дата обращения: 25.05.2018).
34. Платонов А.П. Цветок на земле. Повести и рассказы. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 183.
35. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.:Лабиринт,2001.
36. Рябцев Ю. С. Крестьянская семья. Истрия русской культуры: Художественная жизнь и быь XI - XVII веков. - М.: ВЛАДОС, 1997.
37. Селиванов В.В. Год русского земледельца. - Рязань.:Типография Губернского правления, 1987. - С.139.
38. Симуш П.И.Социальный портрет советского крестьянства. - М. : Политиздат, 1976. - С.319.
39. Тарасова Р. Я. Опыт реконструкции традиционной куклы Калужского региона в процессе создания коллекции музея-усадьбы «Берегиня». - Калуга Печатный двор, 2009. - С..24
40. Тахтуева А.М. Финно - угорский мир в куклах и игрушках. - Ханты Мансийск.: Полиграфист, 2006. - С. 144
41. Терещенко А. В. Быт русского народа: В 4 т. - М.: Русская книга,1997. Т. 1. - С.14.
42. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе. - М.:
Aequinox, 1993.
43. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: учеб.-метод. Пособие. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011. - С.46.
44. Южалина Н.С. Менталитет как социокультурная целостность. - Челябинск.: ЧГАКИ, 2003. - С. 185.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ