ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Процесс традиционной и новой формы музыкального
искусства в Казахстане 11
1.2. Развитие музыкального творчества народов Казахстана в
военные годы 18
1.3. Послевоенный период в истории музыкальной культуры 26
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ 38
2.1. Тенденции развития музыкального искусства в период
перестройки 38
2.2. Роль музыкального театра в жизни казахстанского общества 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На всем протяжении многовековой истории разных стран и народов культура выступала ключевым фактором человеческой жизни. Именно эта сложнейшая совокупность нравственных и духовных ценностей и традиций, идеалов и обычаев людей обеспечивала, в конечном счете, устойчивость развития социальных организмов - государств, наций, народов.
Отсюда вполне закономерно то внимание, которое международное сообщество уделяет феномену культуры как стабилизационному механизму в развитии человека и человечества. На современном этапе культуре все чаще отводится роль важнейшего фактора развития региона, главной составляющей «духовной устойчивости» населения, формирования привлекательного образа территории.
Научное исследование предмета культуры становится еще более актуальным, когда речь заходит о национальной самоидентичности и самобытности народности через его культурные традиции в условиях многоэтничности народа в пределах одного государства. Составляющая казахстанской действительности национальная культура связана с множеством аспектов, помогающих раскрыть не только комплекс связанных с ней вопросов, но и определить процессы, в ходе которых формировалась и развивалась культура этносов республики.
В связи с тем, что Казахстан с течением времени стал Родиной для многих этносов, возрастает значение детального исследования культурного прошлого их представителей. Тем более, что «ни на одном историческом отрезке времени не получила практического воплощения проблема реализации насущных потребностей национальных культур государства, его населяющих». Между тем, роль фактора культуры для страны, как «универсального инструмента, облагораживающего человеческие души и социально-природную среду» становится сегодня очевидной. «Культура, являясь продукцией жизнедеятельности человека, подпитывает его, подталкивает к новым плодотворным свершениям. Причем, этот процесс бесконечен и не должен прерываться, ибо затруднится эволюционный путь развития всего общества».
Обращение к культурному прошлому этносов Казахстана актуально и потому, что предъявляемые требования к современному воспитанию подрастающего поколения содержат идеи построения его на лучших достижениях культуры, обращения к национальным истокам. «Отказ от исторических корней, нигилистическое отношение к духовным традициям губительны для национальной культуры в не меньшей мере, чем самоизоляция и замкнутость. Правом на будущее владеет только культура, утверждающая свое прогрессивное и оригинальное видение мира, способная обогатиться наследием прошедших времен и опытом других народов - культура, создающая необходимые и неповторимые духовные ценности» . Понимая правомерность выдвинутых положений, следует определить дальнейший путь в исследовании актуальных и востребованных временем исторических проблем, направленных на изучение истории культурного наследия этносов республики, а также использования в их изучении современного методологического подхода, базируясь на началах объективного анализа и объективной исторической оценки. В этой связи обращение к таким дефинициям, как «нации», «этнос», «национальная культура», «национальная политика», «национальные отношения», «социалистическая, интернациональная культура» и их детальное рассмотрение с целью осмысления феномена этнокультурной истории Казахстана в период советской действительности и результатов его проецирования в настоящее время, становится объяснимым.
Для начала, пожалуй, следует дать определения указанным терминам, содержащимся в богатой на сегодняшний день научной литературе. «Нация» определяется - как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в 7 частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия. В этой связи понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Термин этнос (от греч. народ) означает группу людей, объединённую общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т.п.
Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Источником этнической связи людей служит общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Таким образом, на первый взгляд, близкие по содержанию понятия содержат определенные различия и характеризуют те сложные этнические процессы, которые происходили на территории республики в советские годы. Наблюдалась не только искусственно насаждаемая господствовавшей властью политика смешения наций в единую общность людей, так называемый советский этнос (народ), но и осуществление в данном русле культурной политики. определяемой, в свою очередь, жесткой идеологией правящей партии.
В терминологических изданиях понятие «интернационализм» связывают с идеологией и политикой, провозглашающих равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям. Но положение полного равноправия и общности интересов, само по себе весьма сомнительно с точки зрения возможного существования, вообще, подобного состояния культуры у различных наций. Культура есть понятие универсальное, однако дать точное его определение невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному. В изучении культуры, как известно, существует несколько подходов: ценностный (аксиологический - связь общечеловеческих ценностей); символический (культура - система символов); организационный, деятельностный подход. Выделенные аспекты культуры - аксиологический, символический, организационный, деятельностный - тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему - со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).
Наконец, типичные формы поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не дает ей ослабеть и угаснуть). Известно, что так называемая этничность - это, прежде всего, и главным образом культура этноса, именно ею 10 определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других. Оказавшись в Казахстане, не на территории своей этнической родины, представители многих национальных групп, впрочем, как и казахский этнос также, несмотря на провозглашенную политику «интернационализации», пытались всячески сохранить свою самобытную культуру. Идея создания «общей» национальной лишь по форме, но не по содержанию культуры становилась в стране и республике широко пропагандируемой. «.Наряду с политическим и экономическим сближением социалистических наций сближаются и их культуры, начинают складываться общие черты единой интернациональной культуры. Однако, развернувшаяся политика в области национальностей и их культур, на деле шла вразрез провозглашенным идеям об освобождении «угнетенных наций». Для руководства страны не представлялось важным организовывать и проводить мероприятия для сотен наций в отдельности, когда более целесообразней, выглядела идея объединения мелких из них по родственному принципу с более крупными, а крупных - включения в аморфную форму советского этноса. Ведь реальная национальная политика, связанная со свободой культурного самоопределения, могла привести к разобщению национальностей, а то и к политическому отделению, чего не могло не опасаться, тем более допустить молодое руководство в условиях общей нестабильности. Поэтому для подкрепления своей мнимой национальной политики в русле общей идеологии была провозглашена идея о складывании интернациональной «сливающей все нации в высшем социалистическом единстве» культуры.
Таким образом, разработанная и предлагаемая в качестве государственной программы национальная политика приобретала схематичный характер, когда из-за близости 11 языка, традиций могли «объединить» казахов и татар, русских, украинцев и белорусов, бухарцев, персов и турков и др. и в данном русле продолжать уже «общую» культурную программу. Нам остается лишь недоумевать о том, как народы лишались права на самоидентичность, испытывая политику регулирования, контроля, а зачастую уничтожения прошедших вековой опыт традиций и обычаев. Идеями новой советской культуры оказались проникнуты все сферы общественной жизни, в том числе уклад и быт населения. Изменения в жизни миллионов людей должны были способствовать осуществлению возложенных Компартией задач по привлечению людей к активному созидательному творчеству материальной, политической, духовной культуры, разработке новых научных принципов управления культурным строительством и планирования культуры, превращения страны в страну сплошной грамотности, высокого уровня образованности и мн. др. Проводилась политика замены традиционной национальной культуры на советскую, причем последняя должна была стереть все национальные особенности, представляемые отныне населению как устаревшие в условиях современной жизни. Интернационализм советских людей воспитывался всем укладом жизни, начиная с детских лет. Интернационализм прививался через печать, радио, телевидение, художественную литературу, искусство и т.д. Бюрократическое равнодушие к развитию национальных культур, проявляющаяся тенденция считать любые стремления, связанные с удовлетворением естественных культурно-языковых потребностей возрождением национализма, не могло не вызывать чувств национальной ущемленности. «Неконфликтный подход», столь характерный для советского периода наносил заметный отпечаток на освещение в научной литературе истории национальных процессов в СССР.
Познание конкретно-исторического хода этих, не лишенных противоречий процессов подменялось обычно односторонним подбором материалов, демонстрирующих лишь позитивную динамику их различных аспектов .По мнению советского руководства, новые формы культуры, имеющие отношение к развитию социалистического театрального, музыкального, литературного, художественного искусства должны были сплотить нации в едином идейном направлении. Народные же традиции во всей полноте были не нужны, более того, они были опасны как концентрация векового духа свободного творчества. Именно поэтому все культурное наследие казахского народа тщательно фильтровалось, в новую жизнь допускался ограниченный объем традиций в соответствующей идеологической переработке, не противоречащий духу социалистического искусства. К примеру, полностью искоренялось все, что было связано с шаманизмом и исламом. «Европеизация культуры народов советского Востока была генеральным направлением политики сталинской эпохи. Новые формы культуры, создаваемые ускоренными темпами, призваны были служить зрелым воплощением результатов невиданного в истории человечества скачка от феодализма к социализму, минуя капитализм. Таким образом, государственная политика по открытию театров, филармоний, консерваторий, написанию специально приглашенными композиторами первых опер и балетов, имела глубокую политическую подоплеку.
На фоне страшных последствий коллективизации, разрушения традиционного уклада и культуры, глубокого экономического кризиса, новые формы искусства были призваны демонстрировать организованный по единой схеме во всех восточных республиках «расцвет культуры социалистических наций». Таким образом, в ходе излишне форсированной интернационализации, стремления ускорить формирование советского народа как единой общности бюрократическими и волюнтаристскими методами, без учета национально-специфических интересов привело к тому, что в национальной политике были допущены просчеты, перекосы и серьезные ошибки.
Официально игнорировались реальные различия в уровне жизни, особенностях образования, менталитета национально-территориальных образований. Авторами современной исторической науки признана неправомерность проводимых мероприятий, неправильное 13 сведение содержания культур народов только к единой идейноклассовой основе и признание национальной формы культуры только в сфере художественной, языковой и бытовой культуры. Не был учтен тот факт, что стремление людей к познанию своей самобытной национальной культуры является вполне закономерным и естественным явлением. «Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает в нем интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Отрыв от национальных корней неизбежно приводит к национальному нигилизму и духовному вакууму, который заполняется внешней, искусственно созданной духовностью» . Однако, испытав активную государственную политику в сторону европеизации, советизации с идеей интернационализации, культура смогла сохранить свои традиционные национальные черты. Пронеся через советскую эпоху дух этнической самобытности, представители культур народов республики смогли пусть не в полной мере, но достойно проявить его в многообразных направлениях своего культурного развития, тем самым определив условия благоприятного его будущего в современный период .
Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее, решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития. Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры.
С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры советского времени: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства. Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики.
Под этим подразумевалось создание пролетарского типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т.д. К особенностям культуры того времени можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. В годы войны, впервые после революции, происходит освоение более глубоких пластов культуры. Однако позитивные сдвиги в культурной жизни были прерваны после войны. Теперь главный акцент делается на борьбу с космополитизмом, низкопоклонством перед Западом и - как и прежде - вредительством, что привело к еще большей травле талантливых ученых, художников, деятелей культуры. В целом, в Советском Союзе искусство рассматривалось как социальный институт и средство коммунистического воспитания масс. Если в первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны сохранялся эстетический плюрализм, царил дух творческого поиска, то постепенно наступает эпоха ограничения художественных экспериментов и регламентации творческого самовыражения. Произведя организационную унификацию в виде творческих союзов, советская власть принялась за унификацию стилистическую. Деятели культуры принуждались следовать единому методу отображения действительности - «социалистическому реализму» (соцарту, соцреализму).
Идеологически соцреализм предполагал политическую лояльность и социальный оптимизм. Настоящий метод был рассчитан на самоутверждение социалистических идеалов и воспитание общества в коммунистическом духе. Важнейшей особенностью эстетики соцарта был реализм. Диктатура соцреализма, как ведущего творческого метода, привела к тому, что любая эстетическая система, выходившая за рамки официально признанной, квалифицировалась как формалистическая, регрессивная и антисоветская. В СССР обычно воспрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве (символизм, футуризм, акмеизм, конструктивизм, абстракционизм). Поэтому соцреализм консервировал потенциал советской культуры и препятствовал его обновлению, а также частично изолировал отечественную культуру от общемировых художественных тенденций. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашенного идеала.
Узкие рамки официально допустимых идей, тем и форм соцреализма не могли вместить всё многообразие творческих возможностей и устремлений. Ослабление цензурного пресса в годы «оттепели» и кризис соцреализма в годы Перестройки оживили поиски в области средств и форм художественной выразительности, позволив неофициальному искусству выйти из «подполья». Несомненно, что в рамках официальной и неофициальной культуры, а иногда в обоих одновременно, творили и талантливые и посредственные художники, мэтры и начинающие авторы. Оба пласта отечественной культуры включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения, которые в своей сумме и составили отечественную культуру ХХ века.
1. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. - М: Издательство МГИК, 1992. - 29с.
2. Ауэзов М. Евразийская духовная традиция и преемственность казахской культуры Культура Казахстана: традиции, реальности, поиски: Сб. науч. трудов. - Алматы, 1997. - 164 с.
3. Богатенкова Л. Верность времени. - Алма-Ата: Онер, 1981. - 168 с.
4. Денисенко В.П. Вклад немецкой диаспоры в развитие музыкальной культуры Павлодарской области //Культура немцев Казахстана: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября). - Алматы, 1998. - 230 с.
5. Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х гг. Проблемы истории, смысла и ценности. - Астана: Фолиант. 2003. - 232 с.
6. Жирков Г. В. Советская цензура периода комиссародержавия:
1917-1919 гг. //История цензуры. М., 2001. [электрон. ресурс]
http://evartist.narod.ru. 149
7. Жумадилова Р.Ш. Культура Казахстана (учебное пособие). - Семей, 2001. с.
8. Жумашев Р.М. Историография становления и развития культуры Казахстана в 1936-1991 гг. Дисс. на соис. докт. истор. наук. - М, 2004. - 466 с.
9. Изаак Э. Немецкие композиторы Казахстана (60-90-е гг. ХХ в.) //Культура немцев Казахстана: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября). - Алматы, 1998. - 230 с.
10. Кадыров А.Н. Уйгурский советский театр. - Алма-Ата: Онер,
11. Канапин А. Культурное строительство в Казахстане. - АлмаАта, 1964. - 367 с.
12. Канапин А.К., Варшавский Л.И. Искусство Казахстана. -
АлмаАта: Казахское государственное издательство художественной
литературы, 1958. - 311с.
13. Капаева А.Т. Государственная политика в области культуры в Казахстане (вт. пол. 40-х - конец 80-х гг. ХХ века). Дисс. на соис. доктора истор. наук. - Алматы, 2004. - 295 с.
14. Капаева А.Т. Государственная политика в области культуры в Казахстане (вт.пол.40-х - конец 80-х гг. ХХ в.) - Дисс. на соиск. доктора истор. наук. - Алматы, 2004. - 295 с.
15. Капаева А.Т. Государственная политика в области культуры в Казахстане (вт. пол. 40-х - конец 80-х гг. ХХ века). Дисс. на соис. доктора истор. наук. - Алматы, 2004. - 295 с.
16. Кирина К. Куддус Кужамьяров и уйгурская музыкальная культура, Алматы: Казахстан. - 192 с.
17. Композиторы и музыковеды Казахстана (справочник). -
АлмаАта, 1983. - 130 с.
18. Композиторы советского Казахстана. Сборник статей. -
АлмаАта: Казахское государственное издательство художественной
литературы, 1955. - 235 с.
19. Кудайбергенова Ж.А. Национально-языковое строительство в Казахстане (1946-1960 гг.) исторический аспект. Дисс. на соис. канд. истор. наук. - Алматы, 1999. - 140 с.
20. Львов Н. Казахский театр. Очерк истории. - М: Государственное издательство «Искусство», 1961. - 192 с.
21. Очерки по истории казахской советской музыки. - Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1962 - 307 с.
22. Сужиков М, Татимов М. и др. Межнациональные отношения в Казахстане: (Теория и практика регулирования). - Алматы: Гылым, 1993. - 160 с.
23. Сулейменов Р.Б., Бисенов Х.И. Социалистический путь прогресса ранее отсталых народов. Издательство «Наука» Казахской ССР. - Алма-Ата, 1967. - 424 с.