ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Историко-педагогический анализ развития инклюзивного образования
1.2. Теоретические предпосылки развития инклюзивного образования
1.3. Анализ современных моделей управления инклюзивным образованием в муниципальной образовательной системе
1.4. Характеристика модели управления развитием инклюзивного образования в средней школе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание базы исследования и программы опытно-экспериментальной работы по реализации модели управления развитием инклюзивного образования в средней школе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Во многих развитых странах таких, как США, Великобритания, Япония, Испания и т.д. все государственные образовательные организации получают достаточное финансирование на обучение детей с ОВЗ. К примеру, в Италии на законодательном уровне еще в 70-хх г. прошлого столетия ввели понятие инклюзивного образования, представляющего собой форму общедоступного образования, где дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с другими учащимися в одной образовательной организации. Тогда в 70-хх годах в Италии начали закрывать специализированные школы и уже в 2005 году более 80 % детей с ОВЗ учились в обычных образовательных школах. 13 декабря 2006 года Генеральной ассамблеей ООН были введены положения инклюзивного образования, входящие в Конвенцию «О правах инвалидов». В США действует система «инклюжен», её основа заложена также в 70-х годах, но на практике она стала работать последние 15 лет.
В системе образования США и Европы реализуются следующие направления:
- инклюзия (перепланировка образовательных учреждений, т.е. помещения должны будут отвечать потребностям и нуждам всех детей;
- мейнстриминг (общение детей с ОВЗ и здоровых детей во внеурочных мероприятиях);
- интеграция (потребности ребят, имеющих психические и физические нарушения приводят в соответствии с системой образования. Дети с такими проблемами, как ДЦП, аутизм имеют возможность обучаться в обычных классах наравне со здоровыми детьми. Для таких детей системой образования предусмотрены специальные стандарты обучения и специально подготовленные педагоги.
Практика инклюзивного образования в России началась с 1991 года, когда в г. Москве была открыта школа инклюзивного образования под названием «Ковчег». Инициаторами создания этой школы были Московский центр лечебной педагогики и родительская общественная организация. В 1995 и в 1998 гг. были проведены Международные конвенции по итогам экспериментальной работы. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Одновременно разрабатывались рекомендации по переподготовке педагогов общеобразовательных организаций в направлении инклюзивного образования.
Законодательство РФ включает в себя Конституцию РФ, закон «Об образовании», закон «О защите инвалидов в РФ», Конвенцию о правах ребенка и Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод [27; 28; 61]. В 2016 году был введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Согласно этого стандарта, родители обладают правом выбора места обучения своего ребенка, а дети с различными образовательными возможностями обучаться в одной школе. Стандарт включает специфику групп школьников с ОВЗ, в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2019 году по стране насчитывалось - 670006 детей-инвалидов, из них в Челябинской области - 14526 человек. В 2019 учебном году численность детей в системе общего образования в общеобразовательных организациях, только в г. Челябинске составляла 8386 человек (6,3 % от общей численности детского населения, охваченного общим образованием), численность детей-инвалидов, инвалидов - 1851 человек [46].
На сегодняшний день даже с позиции внешнего наблюдатели можно заметить проблему в развитии детей уже с дошкольного возраста. Зачастую в детский сад поступают дети с такими проблемами, как отклонение в развитие речи, гиперреактивность, а так же с различными отклонениями в здоровье. Таким детям уже необходима квалифицированная помощь не только дефектолога и логопеда, но и психолога, а в некоторых случаях и медицинского работника. Воспитатели сталкиваются с такими проблемами, как недостаточная квалификация, повышенная конфликтность со стороны родителей здоровых детей, не требующих особого внимания. Но самое значимое - это то, что инклюзивное образование в нашей стране в первую очередь сталкивается с проблемами межличностного характера, такими как: неготовность общества признать детей с ОВЗ полноценными членами общества; нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком; отказ родителей признать необходимость помощи своему ребенку, а то и вовсе отказ от ребенка с ОВЗ и его определение в специализированные школы-интернаты, тем самым уменьшая шансы на будущее. Кроме того же существует ряд проблем осуществления инклюзивного образования с позиции государственной поддержки - это отсутствие специально оборудованных школ; нехватка обученного педагогического состава и т.д. Многие дети проходят обучение за пределами школы, т.е. находятся на домашнем, либо дистанционном обучении, иначе говоря, лишены возможности полноценного контакта с другими, здоровыми детьми. Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает. Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получают там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.
Для включения человека с отклонениями в здоровье в общественную жизнь стоит рассматривать понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» гораздо шире, имея ввиду в том числе и человека с некоторыми хроническими заболеваниями, которые необязательно приводят к инвалидности, но не дают полностью реализовать свои возможности, это и болезни эндокринной системы, и нарушения обмена веществ и многие другие, спектр таких заболеваний довольно широк. В настоящее время наблюдается устойчивый рост детей и взрослых с этими заболеваниями. Для того, чтобы облегчить лицам данной категории адаптацию и социализацию в обществе, в том числе и в образовательной среде необходимо понимать суть процесса инклюзии.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в доступности образования, т.е. переходом на инклюзивное образование - совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нормально развивающимися детьми посредством создания среды и организации условий, отвечающих потребностям и способностям каждого обучающегося, что отражает современную модель понимания инвалидности.
Управление развитием инклюзивное образование в средней школе предполагает усовершенствование образовательной системы во всех направлениях, выявления и устранение сопутствующих противоречий между потребностью включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательный процесс и недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства; существующим отечественным и зарубежным инклюзивным опытом и недостаточным применением его на практике; необходимостью организации инклюзивного образования и нехваткой подготовленного кадрового состава и т.д.
Вышесказанные противоречия обусловили проблему исследования, и необходимость проектирования модели управления развитием инклюзивного образования в средней школе.
Цель исследования. На основании существующих инклюзивных практик в российском образовании разработать и экспериментально проверить модель управления развитием инклюзивного образования в средней школе.
Объект исследования: инклюзивное образование в условиях средней школы.
Предмет исследования: процесс управления развитием инклюзивного образования в средней школе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что управления развитием инклюзивного образования в средней школе будет эффективным если:
- на основе изученных критериев и показателей моделирования доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в средней школы разработать модель управления развитием инклюзивного образования, компонентами которой будет являться целевой, полисубъектный, организационно-содержательный и результативно-критериальный;
- выявить и апробировать условия управления развитием инклюзивного образования в средней школе: способы формирования кадрового ресурсного обеспечения, межведомственного взаимодействия, технологии включения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в образовательный процесс средней школы.
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач исследования:
1. Определить содержание основных этапов историко - педагогического процесса развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
2. На основе сравнительного анализа определить особенности, критерии и показатели управления развитием инклюзивного образования в российских образовательных организациях и странах Запада.
3. Охарактеризовать существующую модель управления развитием инклюзивным образованием в российской общеобразовательной школе.
4. Разработать и апробировать модель управления развитием инклюзивного образования в средней школе.
Теоретико-методологическая база диссертационной работы сформирована через идею интегративного подхода (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, А.А. Наумов); деятельностного (И.Б. Ворожцова, A. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); полисубъектного (М.М. Бахтин, B. С. Библер, Г.С. Трофимова).
В ходе написания диссертационной работе использовались диссертации, статьи, учебники, учебные пособия; нормативно-правовые документы, методические рекомендации, официальные опубликованные данные.
Теоретическими методами исследования послужило изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования, законодательная документация. Эмпирические методы включили в себя беседу, наблюдение, анкетирование.
Экспериментальные материалы, представленные в диссертации, получены на базе средней школы МАОУ «СОШ № 21 города Челябинска».
Этапы исследования. Научное исследование проводилось с 2018 по 2020 г. и включало три этапа.
На первом (теоретическом) этапе проведено общее ознакомление с проблемой исследования, определение с терминологий, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; определялась теоретико-методологическая база.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе: организация и проведение преобразующего эксперимента. Были подготовлены, проведены констатирующий и формирующий этапы исследования, разработана модель управления развитием инклюзивного образования, включающая в себя двухуровневую структуру, компоненты, условия успешной ее реализации в условиях средней школы.
Третий этап (заключительный) включает анализ существующего инклюзивного образования, подведение итогов формирующего эксперимента, результаты исследования, выводы.
Научная новизна исследования:
1. На основании методических рекомендаций, разработанных
Министерством образования и науки сформулированы критерии
эффективности управления развитием инклюзивного образования в рамках общеобразовательной организации (усовершенствование материально-технического оснащения; повышения квалификации кадрового состава, развитие инфраструктуры школы и т.д.).
2. В диссертационной работе представлена модель реализации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации, действующая в Челябинской области.
3. Рассмотрен детально полисубъектный компонент.
4. Определены и сформулированы критерии, показатели, уровни инклюзивной компетентности педагогов.
5. Разработана модель управления развитием инклюзивного образования в средней школе с включенными в нее компонентами, условиями и структурой.
6. Определены условия реализации модели управления развитием инклюзивного образования средней школы, в том сформированность инклюзивной компетентности у педагогов; непрерывное межведомственное взаимодействие; соответствующее материально-техническое оснащение, усовершенствованная нормативно-правовая база, учебно-методическое и информационное обеспечение.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы, для развития управления инклюзивным образованием в условиях средней школы, а именно развития:
- в направлении формирования доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в выборе одного или нескольких вариантов инклюзивного образования, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
- в реализации дорожной карты с постепенным последующим включением в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость результатов исследования:
- изучен опыт реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере общеобразовательной организации МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска»;
- для успешной реализации модели управления развитием инклюзивного образования средней школы предложена дорожная карта;
- используя данные исследовательской работы можно попытаться найти пути решения проблем: адаптации детей ограниченными возможностями в общеобразовательной организации, толерантного отношения учащихся к детям данной категории.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления развитием инклюзивного образования состоит из компонентов: целевого, полисубъектного, организационно-содержательного и результативно-критериального, включает: организационно-методические условия, двухуровневую
структуру управления.
2. Комплекс организационно-педагогических условий включает: непрерывность мониторинга состояния муниципальной образовательной системы, а именно учет количества детей с особыми образовательными потребностями и, как следствие, контроль за реализацией управления; межведомственное взаимодействие для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. включение таких детей в социальные отношения со здоровыми сверстниками; преодоление дефицита инклюзивной готовности через формирование инклюзивной компетентности у педагогов средней школы; информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития детей в средней школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается теоретической и методологической обоснованностью исходных данных; адекватностью цели предмету и задачам исследования; полнотой рассмотрения объекта исследования; логичностью последовательностью сделанных выводов.
Апробация. Участие в V Международной научно-практической конференции для студентов и школьников на тему «Инновационное образование глазами современной молодежи», проведенной кафедрой педагогики и психологии; участие в вебинаре «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в начальной школе» под руководством кандидата психологических наук, руководителя Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МПП1У Е.В. Сомсоновой; публикации статей, посвящённых проблемам инклюзивного образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Текст работы содержит таблицы, рисунки.
Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы: Произошедшие за последние десятилетия перемены в обществе, обусловленные интеграцией России в мировое образовательное пространство, и модернизация образовательной системы ориентированы на создание равных стартовых условий для всех участников образовательного процесса.
Но уровень сформированности ресурсной базы для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательной школы достаточно низкий, что обуславливает необходимость развития модели управления инклюзивным образованием.
Выявлено, что в рамках государственного и общественного значения в решении проблемы воспитания, развития, обучения детей с особыми образовательными потребностями наиболее приемлемым является инклюзивное образование. Важной тенденцией является рост числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.
Уточнены такие понятия «интегрированное образование», «инклюзивное образование», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Обосновано, что формирование инклюзивной компетентности включает в себя три этапа: научно-познавательный, эмоционально-волевой и деятельностно-преобразующий и осуществляется с учетом системного подхода, учитывающего многоаспектность проблемы обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Установлено, что эффективность функционирования модели управления развитием инклюзивного образования в средней школе зависит от условий: материально-технических, нормативно-правовых, учебно-методических; информационного сопровождения, организации межведомственного взаимодействия.
Верифицированы теоретические положения исследования в опытно-экспериментальной работе, позволяющие выделить три группы результатов, определяющих эффективность формирования инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации:
1. Наличием двухуровневой структуры управления
(организационно-управленческая группа).
2. Наличие подготовленных кадров, психолого-педагогическое
сопровождение включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс средней школы
(организационно-педагогическая группа).
3. Наличие материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения, взаимодействие межведомственных учреждений (организационно-методическая группа).
Проведено исследование на базе МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска». Есть предположение о том, что на основе разработанной модели управление развитием инклюзивного образования в условиях средней школы будет наиболее эффективным.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что гипотеза и задачи исследования решены. Поставленная цель достигнута, а результаты внедрения позволят утверждать, что исследование имеет реальную научную,
теоретическую и практическую ценность.
1. Артюшенко, Н.П. Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования [Текст] / Н.П. Артюшенко // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 7. - С. 66-67.
2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. — М: Из-во Медиум, 1995. — 323 с.
3. Боброва, А.В. История обучения в школе детей с особенностями развития [Электронный ресурс] / А.В. Боброва. — Режим доступа: http://veras.nnov.ru/parents/aut_daun.htm (дата обращения: 06.06.2019).
4. Большая советская энциклопедия [Текст]: в 30 т. / под общ.ред. А.М. Прохорова. — 3-е изд. — М.: Ива — Италики, 1995. — Т. 10. — 578 с.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская — М.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
6. Банч, Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса пособие для учителей [Текст] / Гэри Банч [пер. с англ. С.Ю. Котова]. — 2-е изд. — М.: Перспектива, 2010. — 64 с.
7. Бут, Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу; под ред. Марка Вогана; [пер. Игорь Аникеев]. — 2-е. изд. — М.: Центр исследований в обл. инклюзивного образования (CSIE), 2013. — 123 с.
8. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 [Текст] // Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 1. Общая. — М.: Институт международного права и экономики, 1996.— С. 96-102.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л.С. Выготский [гл. ред. А. В. Запорожец]. — М.: Педагогика, — Т.3. 1984
10. Горячова, М.В. Моделирование педагогических процессов
[Электронный ресурс] / М.В. Горячова. — Режим доступа:
http://econf.rae.ru/pdf/2007/11/Goryachova.pdf (дата обращения: 06.08.2019).
11. Груздев, М.В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст]: дис д-ра пед.наук: 13.00.01 / Груздев Михаил Вадимович. - Ярославль, 2004. — 370 с.
12. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования [Текст] / А.Н. Дахин. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.
13. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] //
Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН. 1959. — Режим доступа:
http://www.un.or/ru/documentsdecl_conv/declarations/childdec.shtml (дата
обращения: 06.08.2019).
14. Де Калувэ, Л., Маркс Э., Петри, М. Развитие школы: модели и изменения / Л. де Калувэ, Э. Маркс, М. Петри; Пер. с англ. Е.Н. Максимовой.; Науч. редактирование А.К. Зайцева. — Калуга: Калуж. ин-т социол., 1993. — 239 с.
15. Дильтей, В. Описательная психология [Текст] / В.Дильтей. — СПб.: Алетея, 1993. — 160 с.
16. Добрынина, В.И. Философия ХХ века: учебное пособие
[Электронный ресурс] / В.И. Добрынина. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Fil_XX/_2_3.php (дата
обращения: 22.08.2019).
17. Егупова, М.А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М.А. Егупова // Право и образование. — 2010.— № 7 — С. 34—40.
18. Женевская конвенция обращения с военнопленными от 12 августа 1949 г. [Электронный ресурс] // Международное гуманитарное право в документах. — М.: МНИМП, 1996. — Режим
доступа: http:www//un/org/ru.documents/html (дата обращения
22.08.2019).
19. Жиль Ван ден Брюль. Право на образование для всех:
Глобальные перспективы в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Ван ден Брюль Ж. - Режим доступа:
http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion (дата обращения 06.09.2019).
20. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века [Текст] / Х.С. Замский. - М.: Образование, 1995. - 400 с.
21. Заруба, Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой: монография / Н.А. Заруба; под общ. ред. Н.Э. Касаткиной. - Кемерово: ОблИУ, 2001. - 291 с.
22. Земляная, Т.Б. Понятийно-терминологический аппарат
образовательного законодательства [Электронный ресурс] / Т.Б. Земляная, Т.Б., О.Н. Павлычева, // Журнал научно-педагогической информации.- 2011. № 23. — Режим доступа:
http://paedagogia.ru/2011/63-03/115-zemlyanayapavlicheva (дата
обращения 25.08.2019).
23. Инклюзия. Энциклопедический Фонд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russika.ru(дата обращения 25.09.2019).
24. Инклюзивное включенное образование «Инклюзия» проект
центра Взаимодействия», словарь терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/dictionary/ (дата
обращения 22.10.2019).
25. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgpu.ru (дата обращение 22.10.2019).
26. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы
82
[Текст] / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 216 с.
27. Конвенция о специальных миссиях [Электронный ресурс] // Принята резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН. 1969. — Режим доступа:http://www.un.Org/ru/documents/decl_conv/conventions/sp_missions.shtml (дата обращения 22.10.2019).
28. Конституция Российской Федерации: [Текст].: текст с
послед.изменен. и дополнен. на 2016. - М.: Эксмо,2016. — 32 с. — (Законы и кодексы).
29. Лебедев, О.Е. Управление качеством образования: сборник методических материалов [Текст] / О.Е. Лебедев. - М.: Росспэн, 2002. — 123 с.
30. Макаренко, А.С. Собрание сочинений [Текст]: в 4 т.
/А.С. Макаренко. — М.: Правда, 1987. — 511 с.
31. Лучшие педагоги России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.best-pedagog.ru/istoriya (дата обращения 22.10.2019).
32. Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2008. — № 1. — с. 38.
33. Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л., Кукушкина, О.И., Никольская, О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // Институт Коррекционной Педагогики РАО. - 2008. - № 12. - Режим доступа:http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-1/ edinaj a-konccpcij a-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo(дата обращения 22.10.2019).
34. Малофеев, Н.Н. Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Альманах ИКП. - 2007. - № 2. - С 1-14.
35. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев // Институт Коррекционной Педагогики РАО. — 2000. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah1/sovremennyj-ctap-v-razvitii-sistemy.(дата обращения 22.10.2019).
36. Михайлова, Т.А. Доступность образования в Германии и России: дис.канд.социол.наук: 22.00.04 / Татьяна Александровна Михайлова.: Саратов, 2004. — 166 с.
37. Можаров. Г.Н. Когнитивное моделирование как метод
исследования педагогических систем [Электронный ресурс] / М.С Можаров, Г.Н. Бойченко. - Режим доступа:http://conf-vlad.narod.ru/19.html(дата обращения 22.10.2019).
38. Назарова, Н.М. Высшее образование специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова. - М.: ACADEMA, 2000. - 394 с.
39. Никитина, М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития [Текст] // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / М.И. Никитина. - СПб, 1997. - Ч. 2. - 152 с.
40. Никифорова, Н.Н. Технологии интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Н.Н. Никифорова. - Челябинск,СтудМед, 2009. - Режим доступа:http://Tzrruo.ru/docpmpk/7.pdf (дата обращения 25.10.2019).
41. Педагогический словарь [Текст]: в 2 т. / [Глав. редакция И.А.Каиров (глав. ред.) и др.]. - М. : Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1960. - Т. 1: [А-Н]. - 1960. - 774 с.
42. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / Иоганн Генрих Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - Т.2. - 336 с.
43. Петровский, А.В., Брушлинский, В.П. Общая психология: учебник для студентов / [Текст] / А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1986. - 68 с.
44. Проект федерального закона «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/
rossijskoje/eb-akty/jOr.htm (дата обращения 22.10.2019).
45. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] / А.В. Петровский. - М., 1987. - 240 с.
46. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области
№ 01 / 1771 от 15.05.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/htmlpages/Show/legislation/PrikazyMinisterstva (дата
обращения 22.10.2019).
47. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. Н.А. Заруба. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2007. — 114 с.
48. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия / [Текст] / К. Роджерс. — М.: Ваклер, 1997. - 320 с.
49. Роджерс. Гуманистическая, транспереовальная и
экзистенциальная психология / [Текст] / К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 224 с.
50. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения / [Текст] / Ж.Ж. Руссо. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
51. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, 7-10 июня,1994). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rndsk.ru(20.10.2019).
52. Сартакова, Е.Е. Практикориентированная технология подготовки специалистов квалификации «Учитель МКШ»: монография / Е.Е. Сартакова. - Томск: ТОИПКРО, 2006. - 162 с.
53. Сатарова, Л.А. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования [Электронный ресурс] / Л.А. Сатарова. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/ trudy /04_2009106.pdf (дата обращения 25.09.2019).
54. Суходольский, Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г.В. Суходольский. — Л.: ЛГУ,1976. — 120 с.
55. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1981. — 276 с.
56. Топчий, Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие / Топчий Л.В. — М.: РГСУ, 2009. — 63 с.
57. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации СИПР.http://ege.pskgu.ru/index.php (дата обращения 25.10.2019).
58. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения 15.11.2019).
59. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ « Об образовании
в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://graph.document.kremlin.ru/page(дата обращения 25.11.2019).
60. Федорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике
обучения [Текст]: учебное пособие по спец. Курсу / Г.Ф.Федорец. —
М.,1990 - 82 с.
61. Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. edu.ifmo.ru>file/page.konvenciyapoinvalidam. pdf(25.11.2019).
62. Федеральная целевая программа Государственная программа
«Доступная среда на 2016 - 2020 годы» Паспорт программы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fcp.economy.gov.rucgi-
bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392 (дата обращения 25.11.219).
63. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / 3. Фрейд.— М.: Наука, 1990. — 454 с.
64. Фуряева, Т.В. Интеграция особых детей в общество [Электронный ресурс] / Т.В. Фуряева. - Режим доступа: http:// www.portalus.ru. (дата обращения 26.11.2019).
65. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] 1 Л.Н. Толстой. — М.: Педагогика, 1989. - 344 с.
66. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной
компетентности будущих учителей в процессе профессионалыюй подготовки: дис.на соиск.учен.степ.канд. пед. наук : 13.00.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. — Астрахань, 2008. - 213 с.
67. Шамсутдинова, Д.В. Социально-педагогические условия
интеграции лиц с ограниченными возможностями. [Текст]: /
Д.В. Шамсутдинова. — Казань, 2002. - 216 с.
68. Шинкарева, Е.Ю. Право на образование ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. — Архангельск, 2009 — 96 с.
69. Шипицына, Л.М. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / Л.М. Шипицына. — СПб, 1997. — 256 с.
70. Штоф, В.М. Моделирование и философия / В.М. Штоф. — М.: Наука, 1966. - 304 с.
71. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель
(теоретические основы и практическая реализация) [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
72. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования.1999. - № 4. — С. 38-45.