ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ 8
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие информационно-образовательной среды образовательной организации 8
1.2. Особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы 13
1.3. Проблема управления информационно-образовательной средой современной школы 19
1.4. Модель информационно-образовательной среды школы 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ 35
2.1. Организация и ход исследования 35
2.2. Анализ состояния информационно-образовательной среды школы 38
2.3. Внедрение модели информационно-образовательной среды школы 54
2.4. Результаты внедрения модели информационно-образовательной среды школы 57
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Современная образовательная политика характеризуется внедрением новаций, современных цифровых образовательных технологий, способствующих повышению качества образования, его конкурентоспособности, что влечёт за собой изменения в содержании образования, в организации образовательного процесса, в отношениях его участников и в образовательном пространстве.
Актуальность проблемы организации эффективной информационно-образовательной среды современной школы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), который направлен в том числе на «развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний».
А также реализацией правительством национальных проектов «Образование», «Наука», Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
В ряду национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года стоят такие цели, как «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа»; «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере».
Школа является неотъемлемой частью общества, поэтому процесс технологического развития и информатизации общества естественно влечёт за собой и переход на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.
Эффективно действующая информационно-образовательная среда позволяет более качественно осуществлять образовательный процесс, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представляемого учебного материала. Данные факторы способствуют достижению нового качества образования, поскольку современному обществу нужны высоко интеллектуальные личности, способные находить необходимую информацию и принимать решения в быстро меняющихся условиях, способные создавать новые технологические продукты.
В условиях конкуренции, быстро меняющейся ситуации у руководителя образовательного учреждения возникает необходимость не только выполнять функциональные обязанности и управлять образовательным процессом, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, которая позволит коллективу адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Перед администрацией образовательных учреждений стоит непростая задача по созданию эффективно функционирующей информационно-образовательной среды школы: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса; сформировать учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.
Таким образом, перед нами встала проблема: изучить информационно-образовательную среду в теории и практике работы школы.
Объект исследования - школьная информационно-образовательная среда.
Предмет исследования: управление информационно-образовательной среды образовательной организации.
Цель исследования - проектирование и внедрение модели информационно-образовательной среды в практику работы в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
2. Охарактеризовать особенности и структуру информационно-образовательной среды современной школы
3. Разработать модель управления информационно-образовательной средой современной школы.
4. Апробировать модель информационно-образовательной среды на практике работы школы.
Гипотеза исследования: если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса.
Методологические основы исследования:
- исследования М.И. Бочарова, О.Н. Лучко, Э.В. Тановой, и др. по использованию ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением;
- исследования Д.Н. Адамчук, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Л. Семенова и др. по формированию ИКТ-компетентности учащихся;
- исследования по повышению уровня информационной культуры учителя Т.В. Добудько, Э.И. Кузнецова, В.И. Пугач, Т.М. Третьяк, и др.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ информационно-образовательной среды, анкетирование участников образовательного процесса, математическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «информационно-образовательная среда», «образовательное пространство», обозначены особенности структуры информационно-образовательной среды современной школы.
Практическая значимость исследования: представлены рекомендации по совершенствованию информационно-образовательной среды, которые могут применяться в практике работы школы.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста.
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Информационно-образовательная среда основана на использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе и во многом определяет его качество.
В результате выполнения исследования решены его задачи:
1. Рассмотрены понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
Информационно-образовательная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий; формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
2. Охарактеризованы особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы.
Структура информационно-образовательной среды современной школы включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ин-формационно-образовательной среде.
3. Рассмотрена проблема управления информационно-образовательной средой современной школы.
Управление информационно-образовательной средой - это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, сконцентрированное на обеспечении становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательной организации и создания оптимальной информационно-образовательной среды.
В практической части работы нами проведён анализ информационно-образовательной среды в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста на соответствие ФГОС ООО и определён уровень информационно-образовательной культуры участников образовательного процесса.
Мы пришли к выводу, что информационно-коммуникативная среда организована и управляется на достаточном уровне. В школе созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, но не все педагоги используют информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности.
Для повышения эффективности функционирования информационно-образовательной среды школы нами разработана модель ИОС и предложен ряд управленческих и педагогических действий и мероприятий.
Контрольный эксперимент показал:
- информационно-образовательная среда школы соответствует ФГОС ООО;
- уровень информационно-коммуникативной культуры участников образовательного процесса повысился;
- активно применяются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе и внеурочной деятельности;
- большинство родителей удовлетворены качеством образовательного процесса и информационно-образовательной среды в школе.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза «если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса» - подтвердилась.
Следовательно, цель нашей работы достигнута и намеченные задачи решены.
1. Андросова, Н.О. Социокультурный кластер как основа сохранения и развития этнокультурного пространства региона [Текст] / Н.О. Андросова // Вопросы культурологии. - 2014. - № 2. - С. 14-21.
2. Березюк, Р.В. Социально-культурная деятельность: поиски,
проблемы, перспективы [Текст] / Р.В. Березюк. - М.: МГУКИ, 2000. - 224 с.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2010. - 440 с.
4. Вельдяева, Т.А. Социокультурная составляющая образовательного пространства [Текст] / Т.А. Вельдяева // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 2. - С. 35-36.
5. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] /
А.А. Веряев, И.К. Шалаев. - Режим доступа: http://www.uni altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html (дата обращения: 07.03.2013).
6. Гатальский, В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система [Текст] / В.Д. Гатальский // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 52-57.
7. Григорьев, Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход [Текст] / Д.В. Григорьев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. ст. - Пермь, 2001. - С. 66-76.
8. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Вопросы теории [Текст] / И.Д. Демакова. - Казань: R-пресс, 2000. - 198 с.
9. Дерягина, Л.П. Проектирование воспитательной системы школы с этно-культурным компонентом [Текст] / Л.П. Дерягина // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 5. - С. 34-36.
10. Домбровская, А.Ю. Технология социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Домбровская. - Орел: ОГИИК, 2010. - 220 с.
11. Дуранов, М.Е. Педагогические проблемы социально-культурного подхода: теория и практика: монография [Текст] / М.Е. Дуранов, Е.В. Швач- ко. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 147 с.
12. Евсикова, Н.И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения [Текст]: дис... канд. психол. наук / Н.И. Евсикова. - М.: б.и., 2009.- 278 с.
13. Естрина, О.В. Социокультурное пространство: определение понятия [Текст] / О.В. Естрина, Н.В. Дулина // Человек. Культура. Общество. - 2007.- Вып. 5. - С. 13-15.
14. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в современном образовании [Текст] / В.И. Загвязинский // Мир науки, культуры, образования. -2007.- Вып. 1 - С. 10-15.
15. Казакова, Г.М. Регион как социокультурный феномен [Текст] / Г.М. Казакова. - М.: Издательство НОУ УРАО, 2013. - 163 с.
16. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
ОО [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 37-41. Источник - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56247.htm (дата обращения: 10.03.2018).
17. Ковешникова, Л.Н. Формирование социальной зрелости подростков в многопрофильной поселковой школе [Текст] / Л.Н. Ковешникова // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 5. - С. 97-102.
18. Козырев, В.А. Построение гуманитарной образовательной среды [Текст] / В.А. Козырев. - М., 1995. - С. 89-102.
19. Колинько, И.В. Проектирование социокультурного пространства: культурологический подход [Текст] / И.В. Колинько // Аналитика культурологии. - 2011. - Вып. 19. - С. 65-67.
20. Костина, А.В. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального [Текст] / А.В. Костина, Т.М. Губина. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 238 с.
21. Культура и образование: терминол. словарь [Текст] / сост.
В.Л. Бенин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 206 с.
22. Культурно-досуговая деятельность: учебник [Текст] / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
23. Курбатов, В.И. Социальное проектирование [Текст] / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/д: Феникс, 2001. - 412 с.
24. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического
исследования (учебно-методическое пособие) [Текст] / Ю.З. Кушнер - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
25. Легенчук, Д.В. Правовые основы социально-педагогической деятельности / Д.В. Легенчук. - М., 2014. - 246 с.
26. Липская, Л.А. Личность в условиях новой социокультурной среды и образовательной политики [Текст] / Л.А. Липская // Инновации. - 2012. - № 5. - С. 108-110.
27. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис...д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М.: б.и., 1997. - 193 с.
28. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: (учебно-методическое пособие) [Текст] / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб.: б.и., 1998. - 462 с.
29. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
30. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учеб. пособие [Текст] / Б.Г. Мосалев. - М.: МГУ, 1995. - 96 с.
31. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
32. Наумова, Т.В. Актуальность средового подхода в образовании [Текст] / Т.В. Наумова // Молодой учёный. - 2017. - № 8. - С. 65-67.
33. Новикова, Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система [Текст] / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-134.
34. Орлова, Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология [Текст] / Э.А. Орлова // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. институт культурологии, 1993. - 150 с.
35. Педагогика [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогика, 1996. - 440 с.
36. Пикова, Л.Д. Воспитательное пространство сельской школы [Текст] / Л.Д. Пикова, Л.М. Скуратович // Воспитание школьников. - 2007. - № 4. -С. 2-6.
37. Пономарев, Р.Е. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект): дис. канд. пед. наук [Текст] / Р.Е. Пономарев. - Новокузнецк.: б.и., 2005. - 182 с.
38. Пономарев, Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст] / Р.Е. Пономарев //
Педагогическое образование и наука. - 1999. - № 2. - С. 29-45.
39. Порозов, Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: автореф. дис. канд. культурологии [Текст] / Р.Ю. Порозов. - Челябинск: б. и., 2009. - 24 с.
40. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мешерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
41. Рогалева, Г.И. О воспитательном пространстве вуза [Текст] / Г.И. Рогалева // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 488-492.
42. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] / Л.М. Рязанцева // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - № 4. - С. 46-59.
43. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] / В.М. Сафронова. - М.: Владос, 2003. - 250 с.
44. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве [Текст] / Н.Л. Селиванова // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 35¬39.
45. Симбирцева, Н.А. Культурное пространство как фактор формирования личности [Текст] / Н.А. Симбирцева // Человек в мире культуры. - Екатеринбург.: б.и., 2008. - №1- С. 182-193.
46. Склярова, Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности [Текст] / Т.В. Склярова // Образование. - 2004. - № 11. - С. 30¬36.
47. Смирнов, В.А. Молодежь в социокультурном пространстве провинциального города [Текст] / В.А. Смирнов // Вопросы культурологии. -2008.- № 9. - С. 52-55.
48. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А.В. Соколов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 225 с.
49. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
50. Социальная педагогика [Текст] / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416 с.
51. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник. - СПб.: Пи-тер, 2000. - 589 с.
52. Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа [Текст]: учебник / под ред. Н.П. Гончаровой. - Тверь.: б.и., 2003. - 337 с.
53. Социокультурная среда учреждения дополнительного образования как фактор развития индивидуальности ребенка [Текст] / ред.: А.Г. Недосекина, М.А. Недосекина. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 109 с.
54. Степанов, В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: дис. канд. пед. наук [Текст] / В.М. Степа-нов. - Иркутск: б.и., 1999. - 190 с.
55. Суртаев, В.Я. Социокультурное пространство как ресурс формирования информационной культуры личности [Электронный ресурс] / В.Я. Суртаев. - Режим доступа: http://confifap.cpic.ru/upload /2006/reports/tezis_689 (дата обращения: 08.08.2019).
56. Терентьев, А.А. Социализация молодежи и школа [Текст] / А.А. Терентьев. - Н. Новгород.: б.и., 2000. - 52 с.
57. Циулина, М.В. Использование возможностей социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников
[Текст] / М.В. Циулина // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 1. - С. 19-29.
58. Цукерман, В.С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения [Текст] / В.С. Цукерман // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 2 (18). - С. 49-55.
59. Шабунова, А.А. Оценка населением социокультурной среды региона [Текст] / А.А. Шабунова, Н.А. Окулова // Социологические исследования. - 2011. - № 6. - С. 36-43.
60. Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Текст] / И.К. Шалаев, А.В. Веряев // Педагогическая наука, технология, практика. - 1998. - № 4 - С. 49-55.
61. Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование [Текст] / И.Г. Шендрик. - М.: АПКиПРО, 2003. - 156 с.
62. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
63. Проект Приказа Минпросвещения России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)» [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html(дата обращения: 14.12.2018).
64. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027(дата обращения: 15.04.2015).