Проектирование системы управления информационно-образовательной средой в современной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ 8
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие информационно-образовательной среды образовательной организации 8
1.2. Особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы 13
1.3. Проблема управления информационно-образовательной средой современной школы 19
1.4. Модель информационно-образовательной среды школы 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ 35
2.1. Организация и ход исследования 35
2.2. Анализ состояния информационно-образовательной среды школы 38
2.3. Внедрение модели информационно-образовательной среды школы 54
2.4. Результаты внедрения модели информационно-образовательной среды школы 57
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ 8
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие информационно-образовательной среды образовательной организации 8
1.2. Особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы 13
1.3. Проблема управления информационно-образовательной средой современной школы 19
1.4. Модель информационно-образовательной среды школы 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ 35
2.1. Организация и ход исследования 35
2.2. Анализ состояния информационно-образовательной среды школы 38
2.3. Внедрение модели информационно-образовательной среды школы 54
2.4. Результаты внедрения модели информационно-образовательной среды школы 57
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Современная образовательная политика характеризуется внедрением новаций, современных цифровых образовательных технологий, способствующих повышению качества образования, его конкурентоспособности, что влечёт за собой изменения в содержании образования, в организации образовательного процесса, в отношениях его участников и в образовательном пространстве.
Актуальность проблемы организации эффективной информационно-образовательной среды современной школы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), который направлен в том числе на «развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний».
А также реализацией правительством национальных проектов «Образование», «Наука», Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
В ряду национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года стоят такие цели, как «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа»; «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере».
Школа является неотъемлемой частью общества, поэтому процесс технологического развития и информатизации общества естественно влечёт за собой и переход на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.
Эффективно действующая информационно-образовательная среда позволяет более качественно осуществлять образовательный процесс, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представляемого учебного материала. Данные факторы способствуют достижению нового качества образования, поскольку современному обществу нужны высоко интеллектуальные личности, способные находить необходимую информацию и принимать решения в быстро меняющихся условиях, способные создавать новые технологические продукты.
В условиях конкуренции, быстро меняющейся ситуации у руководителя образовательного учреждения возникает необходимость не только выполнять функциональные обязанности и управлять образовательным процессом, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, которая позволит коллективу адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Перед администрацией образовательных учреждений стоит непростая задача по созданию эффективно функционирующей информационно-образовательной среды школы: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса; сформировать учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.
Таким образом, перед нами встала проблема: изучить информационно-образовательную среду в теории и практике работы школы.
Объект исследования - школьная информационно-образовательная среда.
Предмет исследования: управление информационно-образовательной среды образовательной организации.
Цель исследования - проектирование и внедрение модели информационно-образовательной среды в практику работы в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
2. Охарактеризовать особенности и структуру информационно-образовательной среды современной школы
3. Разработать модель управления информационно-образовательной средой современной школы.
4. Апробировать модель информационно-образовательной среды на практике работы школы.
Гипотеза исследования: если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса.
Методологические основы исследования:
- исследования М.И. Бочарова, О.Н. Лучко, Э.В. Тановой, и др. по использованию ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением;
- исследования Д.Н. Адамчук, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Л. Семенова и др. по формированию ИКТ-компетентности учащихся;
- исследования по повышению уровня информационной культуры учителя Т.В. Добудько, Э.И. Кузнецова, В.И. Пугач, Т.М. Третьяк, и др.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ информационно-образовательной среды, анкетирование участников образовательного процесса, математическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «информационно-образовательная среда», «образовательное пространство», обозначены особенности структуры информационно-образовательной среды современной школы.
Практическая значимость исследования: представлены рекомендации по совершенствованию информационно-образовательной среды, которые могут применяться в практике работы школы.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста.
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Актуальность проблемы организации эффективной информационно-образовательной среды современной школы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), который направлен в том числе на «развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний».
А также реализацией правительством национальных проектов «Образование», «Наука», Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
В ряду национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года стоят такие цели, как «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа»; «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере».
Школа является неотъемлемой частью общества, поэтому процесс технологического развития и информатизации общества естественно влечёт за собой и переход на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.
Эффективно действующая информационно-образовательная среда позволяет более качественно осуществлять образовательный процесс, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представляемого учебного материала. Данные факторы способствуют достижению нового качества образования, поскольку современному обществу нужны высоко интеллектуальные личности, способные находить необходимую информацию и принимать решения в быстро меняющихся условиях, способные создавать новые технологические продукты.
В условиях конкуренции, быстро меняющейся ситуации у руководителя образовательного учреждения возникает необходимость не только выполнять функциональные обязанности и управлять образовательным процессом, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, которая позволит коллективу адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Перед администрацией образовательных учреждений стоит непростая задача по созданию эффективно функционирующей информационно-образовательной среды школы: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса; сформировать учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.
Таким образом, перед нами встала проблема: изучить информационно-образовательную среду в теории и практике работы школы.
Объект исследования - школьная информационно-образовательная среда.
Предмет исследования: управление информационно-образовательной среды образовательной организации.
Цель исследования - проектирование и внедрение модели информационно-образовательной среды в практику работы в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
2. Охарактеризовать особенности и структуру информационно-образовательной среды современной школы
3. Разработать модель управления информационно-образовательной средой современной школы.
4. Апробировать модель информационно-образовательной среды на практике работы школы.
Гипотеза исследования: если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса.
Методологические основы исследования:
- исследования М.И. Бочарова, О.Н. Лучко, Э.В. Тановой, и др. по использованию ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением;
- исследования Д.Н. Адамчук, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Л. Семенова и др. по формированию ИКТ-компетентности учащихся;
- исследования по повышению уровня информационной культуры учителя Т.В. Добудько, Э.И. Кузнецова, В.И. Пугач, Т.М. Третьяк, и др.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ информационно-образовательной среды, анкетирование участников образовательного процесса, математическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «информационно-образовательная среда», «образовательное пространство», обозначены особенности структуры информационно-образовательной среды современной школы.
Практическая значимость исследования: представлены рекомендации по совершенствованию информационно-образовательной среды, которые могут применяться в практике работы школы.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста.
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Информационно-образовательная среда основана на использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе и во многом определяет его качество.
В результате выполнения исследования решены его задачи:
1. Рассмотрены понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
Информационно-образовательная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий; формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
2. Охарактеризованы особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы.
Структура информационно-образовательной среды современной школы включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ин-формационно-образовательной среде.
3. Рассмотрена проблема управления информационно-образовательной средой современной школы.
Управление информационно-образовательной средой - это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, сконцентрированное на обеспечении становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательной организации и создания оптимальной информационно-образовательной среды.
В практической части работы нами проведён анализ информационно-образовательной среды в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста на соответствие ФГОС ООО и определён уровень информационно-образовательной культуры участников образовательного процесса.
Мы пришли к выводу, что информационно-коммуникативная среда организована и управляется на достаточном уровне. В школе созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, но не все педагоги используют информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности.
Для повышения эффективности функционирования информационно-образовательной среды школы нами разработана модель ИОС и предложен ряд управленческих и педагогических действий и мероприятий.
Контрольный эксперимент показал:
- информационно-образовательная среда школы соответствует ФГОС ООО;
- уровень информационно-коммуникативной культуры участников образовательного процесса повысился;
- активно применяются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе и внеурочной деятельности;
- большинство родителей удовлетворены качеством образовательного процесса и информационно-образовательной среды в школе.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза «если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса» - подтвердилась.
Следовательно, цель нашей работы достигнута и намеченные задачи решены.
В результате выполнения исследования решены его задачи:
1. Рассмотрены понятие и сущность информационно-образовательной среды в образовательной организации.
Информационно-образовательная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий; формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
2. Охарактеризованы особенности и структура информационно-образовательной среды современной школы.
Структура информационно-образовательной среды современной школы включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ин-формационно-образовательной среде.
3. Рассмотрена проблема управления информационно-образовательной средой современной школы.
Управление информационно-образовательной средой - это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, сконцентрированное на обеспечении становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательной организации и создания оптимальной информационно-образовательной среды.
В практической части работы нами проведён анализ информационно-образовательной среды в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Златоуста на соответствие ФГОС ООО и определён уровень информационно-образовательной культуры участников образовательного процесса.
Мы пришли к выводу, что информационно-коммуникативная среда организована и управляется на достаточном уровне. В школе созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, но не все педагоги используют информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности.
Для повышения эффективности функционирования информационно-образовательной среды школы нами разработана модель ИОС и предложен ряд управленческих и педагогических действий и мероприятий.
Контрольный эксперимент показал:
- информационно-образовательная среда школы соответствует ФГОС ООО;
- уровень информационно-коммуникативной культуры участников образовательного процесса повысился;
- активно применяются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе и внеурочной деятельности;
- большинство родителей удовлетворены качеством образовательного процесса и информационно-образовательной среды в школе.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза «если разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды в практику работы школы, повысится качество образовательного процесса» - подтвердилась.
Следовательно, цель нашей работы достигнута и намеченные задачи решены.
Подобные работы
- Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие управления гуманитарной информационно - образовательной средой дошкольной образовательной организацией
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



