Введение 3
1. Теоретические основы организации финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации 7
1.1. Необходимость реализации финансового контроля за исполнением бюджета
субъекта Российской Федерации 7
1.2. Нормативно - правовая база осуществления финансового контроля за
исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 12
1.3. Формы и методы финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации 20
2. Организация финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) 29
2.1. Организация финансового контроля за исполнением доходов бюджета
Республики Татарстан 29
2.2. Организация финансового контроля за исполнением расходов бюджета
Республики Татарстан 40
2.3. Контроль за источниками финансирования дефицита бюджета Республики
Татарстан 47
3. Совершенствование организации финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации 53
3.1. Проблемные вопросы в деятельности органов финансового контроля 53
3.2. Направления повышения эффективности финансового контроля за
исполнением расходов бюджета субъекта Российской Федерации 57
Заключение 61
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического развития территорий.
Устойчивость финансовой системы территорий напрямую зависит от качества управления региональными финансами. Повышение его эффективности предполагает формирование целостной системы управления финансами, повышение качества управления бюджетным процессом, в том числе посредством организации действенной системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Специфика исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти в части оптимального разграничения полномочий между ними по принципу устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения региональных бюджетов. Все вышеизложенное подчеркивает значимость института государственного финансового контроля в бюджетном процессе публично-правовых образований.
В сегодняшней экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях бюджетной системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс формирования и расходования государственных средств, с тем, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Именно бюджетный контроль следует рассматривать как основной инструмент поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.
В условиях реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат, встает вопрос об изменении подхода региональных государственных органов к своей роли в системе бюджетного контроля.
В свою очередь, существующие различия в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также особенности установленного разграничения предметов ведения и полномочий органов власти и их перераспределение между ними предопределяют целесообразность исследования специфики государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом различия в уровнях бюджетной обеспеченности различных регионов, а также значение и важность бюджетов субъектов Российской Федерации в реализации социально-экономических задач объясняют важность исследования проблем теории и методологии государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и путей повышения его результативности.
Таким образом, важность вопроса развития системы государственного финансового контроля в целом обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Общие вопросы теории и методологии государственного финансового контроля за исполнением бюджетов публично-правовых образований, а также направления развития финансового контроля в условиях совершенствования бюджетного процесса рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов: И.А. Андреева, А.Р. Валеева, И.А. Кох, Р.Е. Мешалкиной, М.Е. Орловой, В.М. Родионовой, Н.М. Сабитовой, А.Н. Саунина, С.В. Степашина, Н.С. Столярова, В. А. Татаринова, А. Аллена, Н. Барра, Д. Брюммерхоффа, Дж. Дэвиса, Д. Ирвина, Е. Керни, Дж. Мозера, М. Робинсона, М. Переса, Д. Свагермана и других.
Вместе с тем еще недостаточно работ, посвященных комплексному рассмотрению вопросов организации и осуществления государственного финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ проблем и поиск путей повышения эффективности государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- определить необходимость и содержание контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ;
- рассмотреть порядок и принципы организации контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ;
- изучить нормативно-правовую базу финансового контроля за
исполнением бюджета субъекта РФ;
- провести анализ организации контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ (на примере Республики Татарстан).
Объектом исследования являются процессы организации контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации как составляющая стадия бюджетного процесса (на примере Республики Татарстан).
Предметом исследования являются теоретические, методические, организационно-правовые и практические аспекты организации финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового контроля, общественных финансов и бюджетного процесса. Также использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, материалы научных конференций, публикации в периодических изданиях и размещенные на официальных сайтах в сети Интернет материалы органов финансового контроля, а также международных организаций.
В работе применялись общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, классификация, систематизация, группировка, сравнение.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность и разработанность темы исследования, ставится цель и задачи работы.
В первой главе раскрывается необходимость организации финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, дается характеристика методам и формам государственного финансового контроля за исполнением регионального бюджета, проводится анализ нормативно-правовой базы финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, ее развития, выделяются основные проблемные аспекты развития нормативно-правового обеспечения методологии финансового контроля на уровне субъектов федерации.
Во второй главе анализируется организация контроля за исполнением бюджета субъектов, на примере Республики Татарстан, в части доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Дана оценка эффективности организации контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан.
В третьей главе работы предложены рекомендации по повышению эффективности организации контроля за исполнением бюджета субъекта федерации.
В заключении работы обобщаются выводы, даются рекомендации по совершенствованию организации контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, подводятся общие итоги исследования.
Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, практика осуществления бюджетного контроля законодательными, исполнительными и независимыми контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
В сегодняшней экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях бюджетной системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс формирования и расходования государственных средств, с тем, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Именно бюджетный контроль следует рассматривать как основной инструмент поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.
Специфика исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти в части оптимального разграничения полномочий между ними по принципу устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения региональных бюджетов. Все вышеизложенное подчеркивает значимость института государственного финансового контроля в бюджетном процессе.
В соответствии с выбранной целью и поставленными основными задачами были рассмотрены теоретические и методические вопросы государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации, практические аспекты осуществления указанного контроля в Республике Татарстан, а также основные направления повышения эффективности государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основе существующих подходов к определению содержания государственного финансового контроля в работе дано определение государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации, согласно которому указанный контроль представляет собой совокупность мероприятий, реализуемых уполномоченными органами 61 государственной власти (государственными органами) субъектов федерации с целью проверки соблюдения главными администраторами бюджетных средств в процессе исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита требований бюджетного законодательства федерации и ее субъектов.
В целях комплексного исследования теоретических особенностей государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации проанализированы также цель, задачи, формы, функции и методы проведения контроля.
Проведенное исследование теоретико-методических особенностей контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации послужило основой для проведения практического анализа осуществления государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации на примере организации государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, важным нововведением стало определение сферы государственного финансового контроля, введение понятий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
Анализ организационно-правовых основ государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации показал, что за последние годы произошли значительные изменения в данном вопросе. В частности, стало более ориентированным формирование единого подхода к осуществлению контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, а также развитие и внедрение в него стандартизации.
В целях комплексного исследования вопроса внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан были проанализированы показатели контрольной деятельности Счетной палаты Республики Татарстан.
Наиболее слабым звеном в организации внешних проверок отчетов об исполнении бюджета является недостаточная нормативно-правовая база: до 62
настоящего времени остро ощущается несовершенство законодательства по вопросам организации внешней проверки отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации
В целом, исследование организационно-правовых основ позволило сделать вывод о том, что регулирование бюджетных правоотношений на региональном уровне производится тремя основными способами: путем дублирования норм федеральных законов, расширения и адаптации к региональным условиям их содержания, а также посредством установления новых норм.
Главным направлением совершенствования государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации является принятие единой концепции как важнейшей составляющей самого контроля, которая должна включать в себя установленные единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации, определить систему органов и порядок их взаимодействия между собой. При этом необходима разработка системы, позволя¬ющей оценивать эффективность деятельности контролирующих органов и их сотрудников.
Одним из направлений совершенствования должно быть исключение дублирования действий органов государственного финансового контроля.
Фактором для повышения эффективности государственного финансового контроля должно стать обширное применение современных информационных технологий.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 166.
2. Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: [федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 05.04.2012)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - ст.903.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2592-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 03.05.2016.
4. Конституция Республики Татарстан: [закон Республики Татарстан от 30 ноября1992 г. № 1665-XII (ред. от 05.03.2013)] // Республика Татарстан. - 2002. - № 87-88.
5. Бюджетный Кодекс Республики Татарстан: [закон Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ (ред. от 25 сентября 2015 года № 64-ЗРТ)] // Республика Татарстан. - 2002. - № 87-88.
6. О Счетной палате Республики Татарстан: Закон РТ от 7 июня 2004 г. № 37-ЗРТ. (ред. 09.06.2014 г. N 44-ЗРТ.) // Республика Татарстан. - 2004. - 8 августа. - № 114.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями). Статья 9. [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Статья 11 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
9. Федеральный закон от 23.07.2013г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава 26.
10. Закон Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года № 95-ЗРТ «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения».
11. Закон Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года № 62 -ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций».
12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2014 г. № 331 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Республики Татарстан, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Татарстан, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
13. Постановление КМ РТ от 07.02.2014 N 67 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансов Республики Татарстан полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».
14. Порядок осуществления Министерством финансов Республики Татарстан полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденный постановлением Кабинета Министров РТ от 7 февраля 2014 г. № 67, пункт 6.
15. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
16. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениям). Раздел 5. Глава 14. Налоговый контроль (ст. 82 - 105).
17. О государственном финансовом контроле: [модельный закон: принят на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, постановление от 4 декабря 2004 г. № 24-11] // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств- участников Содружества Независимых Государств. - 2005. - № 35 (часть 2)
18. Устав города Москвы: [закон города Москвы: утвержден Московской городской Думой 28 июня1995 г.] // Ведомости Московской городской Думы. - 2001. - № 8. - ст. 130.
19. Устав Тюменской области: [закон Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6 (ред. от 05.03. 2012)] // Тюменские известия. - 1995. - № 133. - 15 июля.
20. Положение о Министерстве финансов Республики Татарстан,
утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 323 «Вопросы Министерства финансов Республики Татарстан» (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2015 № 116// Справочно-правовая система «Гарант». -
Последнее обновление 12.11.2015.
21. Артемьева С.С. Бюджетная система Российской Федерации /
С. С. Артемьева. - Саранск: Мордовского ун-та , 2012. - 289 с.
22. Ахокас И.И. Об оценке эффективности использования бюджетных средств/ И.И. Ахокас, А.Н. Гехт // Финансы. - 2012.- № 4.- C. 8-11.
23. Валеев А.Р. Контроль эффективности бюджетных расходов: вопросы теории и практики / под ред. А.И. Демидова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 208 с.
24. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики : Монография / Ю.М. Воронин. - М.:Финансовый контроль, 2005. - 432 с.
25. Геймур О.Г. Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере России: организационно-правовое регулирование: канд. экон. наук: 12.00.14 / Геймур Ольга Геннадьевна. - Тюмень, 2011. - 240 с.
26. Замбаев Х.Н., диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / «Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и пути повышения его результативности», Москва - 2015.
27. Иванова О.Б., Рукина С.Н. Управление региональным бюджетом // Финансовые исследования. -2012. - № 2. - С. 87.-95.
28. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие/ И. Г. Акперов И. Г., Коноплева И. А., Головач СП. -М.: Финансы и статистика, 2009.
29. Миронов В.С. Совершенствование методики оценки социально-экономической эффективности региональных целевых программ: автореф. дис. ... канд. эк. наук. - Якутск, 2012. - 26 с.
30. Орлова М.Е. Администраторы доходов бюджетов, их место в бюджетном контроле. Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики: материалы 1-й Международной научной конференции. 28 - 29 января 2008 г.: Сборник докладов. Т. 1/ Под ред. В.Е. Леонтьева, Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2008. 309 с.
31. Перекрестова, Л.В. Исполнение бюджетов по расходам в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат: Монография / Л.В. Перекрестова, Е.Б. Дьякова, С.А. Овчинцева. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. - 190 с.
32. Сабитова Н.М. Государственный финансовый контроль: Учебник / Н.М. Сабитова, М.Е. Орлова, Ч.М. Шавалеева. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 с.
33. Сергиенко, Н.С. Организация исполнения бюджета / Н.С.
Сергиенко. - Калуга : Ваш Домъ, 2011. - 233 с.
34. Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник
для вузов / С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - СПб: Питер, 2004. - 557 с.
35. Трубникова, Е.И. Контроль за исполнением федерального бюджета и пути его совершенствования: дис. .канд. экон. наук: 08.00.10 / Трубникова
Екатерина Ивановна. - М., 2010. - 175 с.
36. Фетисов В. Д.. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 367 с. (Серия «Профессиональный учебник: Финансы»). 2003
37. Чиненов, М.В. Организация исполнения бюджета в Российской
Федерации: учебное пособие по дисциплине «Организация исполнения
бюджета» / М. В. Чиненов. - М. : МИМЭМО, 2010. - 411 с.
38. Ялбулганов, А.А. Некоторые проблемы развития законодательства о государственном финансовом контроле // Публично-правовые исследования. - 2012. - № 1.- С. 31-39.
39. Яндиев М.И. Оценка эффективности реализации целевых программ субъектов Федерации // Финансы. - 2012. - № 2. - С. 24-28.
40. Яшина Н.И. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетного контроля в современных условиях реформирования бюджетной системы РФ/ Н.И. Яшина, Е.В. Поющева, А.В. Комиссаров // Финансы и кредит. - 2012. - № 44(524). - С. 10-15.
41. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. minfin.tatarstan.ru/
42. Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации - Режим доступа: http://www.ach-fci.ru/ (дата обращения 05.03.2016).
43. Официальный портал правовой информации Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //pravo .tatarstan.ru/rus/file/npa/2016/
44. Официальный сайт УФК по Республике Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov дата выхода (01.06.2017)
45. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.nalog.ru/rn 16/news/activities fts/6425795/ дата входа (01.06.2017).
46. Счетная палата Республики Татарстан [Электронный ресурс]: О
палате // Нормативно-правовая база // Полномочия Счетной палаты РТ. - Официальный сайт Счетной палаты РТ. Режим доступа:
http://www.sprt.tatar/articles/1/18 (Дата обращения: 08.06.2017)
47. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2015 году. // Официальный сайт Счетной палаты РТ. - Режим доступа: http://www.sprt.tatar/files/ot sprt 2015 rus.pdf
48. Заключение Счетной палаты Республики Татарстан об исполнении бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев 2016 года, стр. 37 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sprt.tatar/articles/15/
49. Информационный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tatar7 .info/2009/07/16/t3 3536.htm/ дата входа (01.06.2017).
50. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Режим доступа: http:// tatarstan.roskazna.ru/