Введение 3
1. Государственные ценные бумаги как вид долговых обязательств
субъектов Российской Федерации: теоретические и правовые аспекты 6
1.1. Сущность государственных ценных бумаг, необходимость и цели их
использования при реализации финансовой политики региона 6
1.2. Классификация государственных ценных бумаг субъектов
Российской Федерации 13
2. Анализ выпуска облигационных займов субъектами Российской
Федерации 28
2.1. Финансовые показатели субъектов Российской Федерации и их
влияние на политику заимствований 28
2.2. Анализ облигационных заимствований субъектов Российской
Федерации 35
3. Перспективы повышения финансовых возможностей регионов
посредством облигационных заимствований 43
3.1. Зарубежный опыт использования региональных облигаций
и возможности его применения в России 43
3.2. Возможности использования облигационных займов субъектами
Российской Федерации 54
Заключение 62
Список использованных источников
В современных условиях ценные бумаги являются важнейшим атрибутом и механизмом функционирования рыночной экономики. Они служат удобным инструментом в организации и функционировании коммерческих субъектов (акции), являются кредитными (облигации, векселя и др.) И платежными (чеки) средствами, используются в товарном обороте (коносаменты и др.), обеспечивая при этом, в отличие от общих правил гражданского права, упрощенную и оперативную передачу и осуществление прав на материальные и иные блага. Таким образом, ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником разового или постоянного дохода. С их помощью могут осуществляться создание предприятий, кредитные и расчетные отношения, передача прав на товар, а также другие необходимые в рыночной экономике операции. Распространенность ценных бумаг в хозяйственном обороте обусловлена тем, что, обладая определенной стоимостью, они, наряду с деньгами, служат удобным средством обращения и платежа, выполняют роль кредитного инструмента и обеспечивают упрощенную передачу прав на различные блага.
В последние годы законодательство, касающееся ценных бумаг, одно из наиболее динамично развивающихся.
Наряду с гражданским законодательством, регулирующим полноправные имущественные отношения между различными субъектами и участниками рынка ценных бумаг, принят ряд нормативных актов, направленных на защиту прав и законных интересов акционеров, инвесторов и государства, как собственника и акционера.
Актуальность выбранной темы основывается на особой роли оборота ценных бумаг в развитии хозяйственных отношений и экономики
страны в целом. Правовая регламентация оборота ценных бумаг, соответствующая общемировым подходу и уровню способна оказать значительное влияние на активизацию различных отраслей экономики. Вместе с тем, кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг, участниками их оборота все чаще становятся физические лица, защита прав и интересов которых является наиболее острой.
В юридической теории и практике в последние годы наиболее остро встают проблемные вопросы защиты прав владельцев ценных бумаг. Процесс оборота ценных бумаг, перехода прав по ним, исполнение обязательств по ценной бумаге, восстановление прав по утраченным ценным бумагам характеризуются некоторыми специфическими особенностями, которые необходимо учитывать при защите своих прав.
Рынок ценных бумаг, сами ценные бумаги, их различная предназначенность в целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. В связи с этим, в ходе активного перехода российской экономики к рыночным структурам, прежде всего к формированию новых видов собственности, в частности акционерной, в последние годы появились работы, посвященные ценным бумагам и рынку ценных бумаг. Это, прежде всего работы таких автором как Лгарков М.М., Алексеев Л.А., Арканников М.В., Белов В.А., Брагинский М.И., Валеев М.М., Викут М.Л., Витрянский В.В., Гудков Ф.А., Долгаев С.Е., Егоров Н.Д., Исаенкова О.В., Карабанова К.И., Кашанина Т.В., Крашенинников Е.Л., Мурзин Д.В., Нерсесов Н.О., Новоселова Л.А., Савиков Л.В., Скловский К.И., Степанов Д.И., Тарасов Т.И., Трусова О.Л., Харин Л.Н., Шевченко Г.Н., Шевченко Л.С., Шершеневич Г.Ф., Юлдашбаева Л.Р., Яковлев В.И., и другие.
Цель данного исследования - определение сущности и содержания региональных облигаций в России и выявление перспектив финансовых возможностей регионов России посредством облигационных заимствований.
Исходя из цели, выделим следующие основные задачи
- рассмотреть сущность государственных ценных бумаг, необходимость и цели их использования при реализации финансовой политики региона;
- рассмотреть классификацию государственных ценных бумаг субъектов РФ;
- провести анализ финансовых показатели субъектов Российской Федерации и их влияние на политику заимствований;
- проанализировать облигационные заимствования субъектов Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт использования региональных облигаций и возможности его применения в России;
- рассмотреть возможности использования облигационных займов субъектами России.
Объектом исследования в работе являются источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют облигационные заимствования субъектов Российской Федерации.
Выпуск государственных ценных бумаг является одним из наиболее экономически обоснованных методов финансирования бюджетов регионов, а также распространенным вариантом решения задач по финансированию инвестиционных и других целевых программ, сглаживанию неравномерности налоговых поступлений и т.д. Следует отметить, что к использованию государственных ценных бумаг приходят из года в год все больше субъектов Российской Федерации, что подтверждает общепризнанное значение данных инструментов в решении финансовых задач регионов.
По своей природе субфедеральные ценные бумаги являются инструментом долговой финансовой политики. Законодательно, наряду с другими инструментами, они призваны финансировать дефицит бюджета, погашать ранее выпущенные долговые обязательства. От других инструментов выпуск государственных ценных бумаг выгодно отличается меньшими издержками и неинфляционным характером. В отличие от остальных ценных бумаг государственные надежнее, они высоколиквидны, обеспечивают стабильный доход.
В современной практике используются различные виды ценных бумаг, как правило, их вид определяют цели их выпуска. Субфедеральные ценные бумаги могут делиться по форме, способу получения дохода, сроку обращения, рынку размещения и другим признакам, как законодательно закрепленным, так и описываемым лишь в экономической литературе. Поэтому, многие авторы сходятся во мнении, что облигации субъектов Российской Федерации являются своеобразным «барометром» изменений в экономической и политической жизни регионов и определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов.
Анализ структуры и динамики рынка государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, а также анализ экономического положения регионов-эмитентов ценных бумаг показал, что:
а) десятка самых «неблагополучных» субъектов РФ по тем или иным причинам не выпускает госудaрственные облигации. В основном это субъекты РФ, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ (за исключением Ставропольского края), несколько субъектов РФ из Сибирского, Дальневосточного и Южного федеральных округов. Все перечисленные субъекты РФ являются аграрно-промышленными, отсюда и низкие показатели экономического роста, слeдствием из которого может являться низкая привлекательность для инвесторов. В частности, Северо-Кавказский федеральный округ никогда не был привлекательным для инвесторов по причине нестабильной обстановки и сильно дотационного бюджета;
б) не все субъекты РФ выпускают ценные бумаги, невзирая на высокое социально-экономическое положение. Например, в 2016 году не привлекали облигационные займы г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область и Республика Татарстан, Тюменская область, Приморский край и т.д. Решение выпускать или не выпускать ценные бумаги принимается руководством самого субъекта РФ и в основном такое решение основано на курсе проводимой в субъекте РФ экономической и бюджетной политики. Например, отсутствие в обращении государственных ценных бумаг Республики Татарстан связано с консервативной политикой последней, отдающей предпочтения другим, более традиционным источникам финансирования;
в) большинство субъектов РФ - эмитентов облигаций относятся к регионам с низким или умеренным риском инвестирования средств.
Таким образом, финансовые показатели регионов оказывают определенное влияние на политику их заимствований. Хорошее финансовое положение не является обязательным признаком того, что субъект РФ будет осуществлять эмиссию ценных бумаг, поскольку политика определяется и другими факторами, но низкие финансовые показатели являются определенным препятствием для регионов для выхода на рынок облигационных заимствований, так как такие ценные бумаги не пользуются спросом у инвесторов.
В современной практике Российской Федерации к выпуску ценных бумаг прибегает незначительное количество регионов России. Так, в 2014 г. облигационные заимствования использовал 21 субъект РФ, в 2015 г. - 18 субъектов РФ, в 2016 г. - 22 субъекта РФ. При этом задолженность по ценным бумагам в общей сумме государственного долга субъектов РФ по состоянию на 1 января 2017 г. имеет 41 регион России. В отличие от других видов долговых обязательств динамика задолженности субъектов РФ по облигационным заимствованиям носит стабильный характер и по состоянию на 1 января 2017 г. общий объем государственного долга по этому виду задолженности составляет 457490,4 млн. рублей. На долю задолженности по ценным бумагам приходится около 20% в общей сумме государственного долга субъектов РФ.
Несмотря на то, что при выполнении определенных условий субъекты РФ могут привлекать внешние займы, в том числе путем выпуска ценных бумаг, в настоящее время регионы России не пользуются данной практикой и все облигационные займы регионов России осуществляются только на внутреннем рынке.
В 2016 г. общий объем средств, привлеченных субъектами РФ на рынке государственных ценных бумаг, превысил 153656 млн. рублей и значение данного показателя значительно превысило аналогичные показатели 2014-2015 г. Такая динамика объясняется не только тем, что отдельные регионы значительно увеличили объемы заимствований, но и тем, что меняется количество регионов, осуществляющих облигационные заимствования. В течение анализируемых трех лет только 9 регионов стабильно осуществляли облигационные заимствования. Это Белгородская область, Ярославская область, Республика Коми, Самарская область, Красноярский край, Омская область, Томская область, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия). Крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг в этот период стали Красноярский край, сумма облигационных займов которого превысила 50 млрд. рублей, Самарская области - 29 млрд. рублей и Московская область - 25 млрд. рублей.
При этом надо отметить, что облигационные долги превалируют в сумме государственного долга Ханты-Мансийского АО, г. Москвы, Красноярского края и Ямало-Ненецкого АО, составляя более половины их государственной задолженности. Незначительную долю сумме государственного долга облигационные долги формируют в Кемеровской, Рязанской, Ленинградской, Волгоградской областях и Республике Марий Эл.
Анализ опыта зарубежных стран показал, что его можно применить и в России. И пусть в России, подобно США, отсутствует налоговое стимулирование развития рынка субфедеральных облигаций, ставки налогообложения являются одинаковыми для всех облигаций. Из-за того, что федеральные ценные бумаги надежнее субфедеральных, последние менее выгодны как для иностранных, так и для российских инвесторов. Но некоторые налоговые послабления, хоть и не отменяющие полностью налогообложение облигаций, можно ввести на субфедеральный уровень. Присущая США диверсификация инвесторов при введении в России, позволила бы расширить круг покупателей субфедеральных облигаций. Также интересным представляются системы гарантий инвесторам, введенные в Г ермании. Возможно, в России имеет смысл основывать их не только на поручительстве правительства, но и совместить с элементами страхования, которые существуют в США. Интересна также французская систeма скидок.
Государственные заимствования - сложная и непрерывно развивающаяся категория. Их роль в функционировании бюджетной системы страны многогранна, особенно в условиях перехода к рыночным формам государственного долга в процессе становления современной модели обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. В этих условиях приоритетным является создание необходимых условий. Однако в настоящее время можно выделить ряд проблем, в числе которых можно назвать:
а) ограниченный круг инвесторов, представленный в основном банками;
б) отсутствие заинтересованности потенциальных инвесторов в покупке субфедеральных ценных бумаг;
в) отсутствие института гарантированности облигационных займов;
з) непрозрачность и недоступность информации, касающейся выпуска и обращения ценных бумаг субъектов РФ.
Исходя из проведенного анализа, мы считаем что, для решения озвученных проблем, следует:
а) обеспечить прозрачность информации эмитентов
государственных ценных бумаг;
б) выпускать государственные облигации с целью финансирования социально значимых и инвестиционных проектов субъектов РФ;
в) приложить усилия для расширения числа инвесторов за счет домохозяйств, пенсионных фондов, страховых компаний, а именно:
- ввести скидки и льготы, в том числе налоговые, для приобретателей и держателей государственных ценных бумаг;
- использовать средства массовой информации для доведения до населения данных о размещении государственных ценных бумаг и пр.;
г) создать институт гарантий облигаций субъектов РФ.
Реализация указанных мероприятий, на наш взгляд, позволит субъектам РФ - эмитентам ценных бумаг привлечь новых инвесторов, создаст репутацию открытых, надежных, привлекательных заемщиков, реализовать инвестиционные и социально значимые проекты.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последние обновления от 11.04.2017
• Федеральный Закон от 22.04.96г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».- Последние обновления от 04.07.2016
• Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об использовании эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». -Последние обновления от 14.06.2012
• Гражданский кодекс Российской Федерации(первая часть)от
30.11.1994 N 51-ФЗ, Статья 142. Ценные бумаги [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс».- Последняя редакция от 28.03.2017
• Алёхин Б.И.: Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
• Аскинадзи В.М.: Инвестиционные стратегии на рынке ценных бумаг. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2014
• Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
• Алёхин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА. - 2004. - с. 169.
• Алёхин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА. - 2004. - с. 171
• Безсмертная Е. Облигационные займы США и Западной Европы. Что ближе России? / Безсмертная Е. // Рынок ценных бумаг. - 2011. - № 24.С.38
Безсмертная Е. Облигационные займы США и Западной Европы. Что ближе России? / Безсмертная Е. // Рынок ценных бумаг. - 2011. - № 24.С.39
• Басовский Л.Е.: Экономическая оценка инвестиций. - М.: ИНФРА-М, 2007
• Басовский Л.Е.: Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2015
• Бочаров П.П.: Финансовая математика. - М.: Физматлит, 2015
• Батяева Т.А., Столяров И.И. «Рынок ценных бумаг» Учебное пособие, изд-во Инфра-М, 2008 г.
• Воронин В.П.: Учет ценных бумаг. - М.: КноРус, 2009
• Глухова М.И.: Рынок ценных бумаг. - М.: Высшее образование, 2012
• Гибсон Р.: Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015
• Галанов В. А. Рынок ценных бумаг : учебник. М. : Инфра-М, 2009.
• Гудкина И.Б. Принципы и особенности создания и использования ценных бумаг на российском рынке: на примере государственных ценных бумаг : дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / Ирина Борисовна Гудкина ; Моск. гос. ун-т. - М., 2013.
• Государственный ун-т - Высшая школа экономики ; под общ. ред. Н.И. Берзона: Рынок ценных бумаг. - М.: Юрайт, 2011
• Григорьева Н. С., Сафина A. Р. Облигации как один из инструментов финансирования дефицита государственного бюджета субъектов России // Экономика, управление и инвестиции, № 2 (4), 2014.
• Данилов Ю.А.: O мифах фондового рынка. - М.: ГУ ВШЭ, 2013
• Ендовицкий Д.А.: Учет ценных бумаг. - М.: КноРус, 2013
• Ивасенко А.Г. «Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования» -3-е издание. - М.: Издательство КноРус, 2007 г.
• Информационно-аналитический журнал «Финансовые рынки и ценные бумаги», №6 март 2008 г.
• Кочович Е.: Финансовая математика. - М.: Финансы и статистика, 2014
• Кузьмина М.Н. «Ценные бумаги в Российской Федерации. Правовое регулирование выпуска и обращения» - М.: изд-во Юрлитинформ, 2011 г.
• Кирюшкина А. Н. К вопросу о дефиците бюджета субъекта Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №26.
• Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг. ,2015.
• НМС заочной формы обучения по экономическим специальностям ; ВЗФЭИ ; Под ред. Е.Ф. Жукова ; Рец.: А.М. Волков, М.А. Бездудный, М.Н. Кашина: Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
• Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер. - 2004. - с.151
• Под ред.: В.В. Иванова, С.Г. Шевцовой ; рец.: Г.Н. Белоглазова и др.: Рынок ценных бумаг. - М.: КноРус, 2012
• Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Чаадаевой; Всероссийская академия внешней торговли: Ценные бумаги: общая характеристика, налогооложение, бухгалтерский учет. - М.: Магистр, 2010
• Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Ю Архипова, д-ра экон. наук, проф. В.В. Шихирева: Рынок ценных бумаг. - Ростов на/Д: Феникс, 2015
Просветов Г.И.: Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -
М.: РДЛ, 2015
• Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова ; под ред.: В.А. Галанова, A.H. Басова ; рец.: Каф. "Фондовый рынок и финансовый менеджмент" ГУ ВШЭ, А.И. Болвачев: Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2013
• РЭА им. Г.В. Плеханова; В.Л. Галанов, А.И. Басов, З.К. Голда и др.; Под ред. В.А. Галанова, A.H Басова; Рец.: Каф. "Фондовый рынок и финансовый менеджмент"; А.И. Болвачев: Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2015
• Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2012 г.
• Рыбин И. Сравнение облигационных займов и кредитов // Рынок ценных бумаг, № 1, 2007.
• Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Уч. пос. Бердникова Т. М.: Финансы и статистика, 2009.
• Сырбу А.П. Повышение инвестиционной привлекательности региона с помощью успешного конструирования и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций / Сырбу А.П. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2009.-№ 9 (77) с. 128-135.
• Стахович Л.В. Мировой опыт привлечения сбережений населения в государственные ценные бумаги // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №17. - с.6
• Щербаков A. A. Российский рынок субфедеральных облигаций: особенности и перспективы развития : автореф. дис. канд. эк. наук: 08.00.10); Саратов,2015.
Фельдман А. A. Государственные ценные бумаги.- М.: Инфра-М, 2009.
Газпромбанк В поисках возможностей. Рынок субфедерального займа [Электронный ресурс] / Демкин A. // Информационный меморандум Газпромбанка.- Режим доступа: 2014http://fs.moex.com/f/2160/demkin.pdf