Введение 3
1. Теоретические основы организации деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 7
1.1. Необходимость создания и сущность территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в России 7
1.2. Развитие территориальных фондов обязательного медицинского
страхования в России 13
1.3. Роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования
в финансовом обеспечении здравоохранения Российской Федерации 20
2. Действующая практика финансирования здравоохранения за счет средств
территориального фонда обязательного медицинского страхования 26
2.1. Организация деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования 26
2.2. Порядок формирования средств территориального фонда обязательного
медицинского страхования 32
2.3. Анализ финансового обеспечения здравоохранения территориальным
фондом обязательного медицинского страхования 37
3. Реформирование деятельности территориального фонда обязательного
медицинского страхования 44
3.1. Зарубежный опыт функционирования территориального фонда обязательного медицинского страхования и возможность его использования
в российской практике 44
3.2. Совершенствование деятельности территориального фонда обязательного
медицинского страхования по финансовому обеспечению здравоохранения 55
Заключение 65
Список использованных источников
Медицинское страхование – одно из основных направлений развития системы охраны здоровья населения Российской Федерации и оказания медицинской помощи в условиях рыночной экономики. Обязательное медицинское страхование как разновидность медицинского страхования является важнейшей составной частью государственного социального страхования.
Медицинское страхование в современных условиях является важнейшим
рычагом социально-экономического управления в сфере охраны здоровья граждан, а также основным каналом реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и медицинскую помощь, что обуславливает необходимость овладения медицинскими и социальными работниками прочными знаниями об основах медицинского страхования.
Обеспечение доступности медицинской помощи, наряду с обеспечением ее
качества, является основой поиска наиболее оптимальных форм организации
предоставления медицинских услуг в Российской Федерации. Доступность медицинской помощи остается в последние годы основной целью государственной политики в области реформирования системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС), направленной на улучшение состояния здоровья
населения путем совершенствования правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг.
В современной концепции обязательного медицинского страхования практически не учитывается положительный опыт и наработки, имеющиеся в западных моделях ОМС. Учитывая российскую специфику, медицинское обслуживание населения по-прежнему осуществляется по территориальному принципу, что
не позволяет развиваться конкуренции между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими учреждениями. Граждане в такой модели остаются отчужденными субъектами системы обязательного медицинского обслуживания. Решения в сфере медицинской помощи за них принимают страховщики,
страхователи, исполнители медицинских услуг.5
Несмотря на наличие множества научных трудов, посвященных анализу
становлению и развитию современного страхового рынка, вопросы развития сегмента медицинских страховых услуг, раскрыты не в полной мере. Анализ научной
литературы показал, что исследование обязательного медицинского страхования
как инструмента развития страхового рынка в России не стало предметом большого внимания и специального изучения. Таким образом, подтверждается актуальность выбранной темы.
Целью исследования настоящей дипломной работы является изучение деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования как
инструмента развития страхового рынка России.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- рассмотрение исторических аспектов развития территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в России;
- рассмотрение экономической сущности и роли территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в развитии здравоохранения;
- анализ организации деятельности территориального фонда обязательного
медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования;
- проведение анализа и оценка деятельности Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в развитии рынка
медицинских услуг;
- проведение анализа финансового обеспечения здравоохранения территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
- рассмотрение зарубежного опыта функционирования территориального
фонда обязательного медицинского страхования и возможности его использования в российской практике;
-анализ тенденций развития региональной системы обязательного медицинского страхования и деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования (на примере Республики Татарстан);6
- предложение мероприятий по совершенствованию деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению здравоохранения.
Объектом исследования является Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан как инструмент страхового рынка
в РФ. Предметом исследования является становление и развитие рынка медицинского страхования и его роль в финансовом обеспечении здравоохранения в условиях реформирования страхового рынка в Российской Федерации.
Информационной базой исследования послужили законы Российской Федерации и постановления Правительства РФ, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной службы страхового надзора, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике
Татарстан, материалы периодической научной печати, нормативные и методические материалы по исследуемой теме, а также учебная литература, научные труды
отечественных и зарубежных авторов, статьи из периодических источников печати, сети Интернет, финансовая и бухгалтерская отчетность Территориального
Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
В качестве методов исследования применялись: эмпирические методы (анализ документов), обобщение и интерпретация научных данных, опрос, статистические методы группировки, экономико-математические расчеты, анализ и синтез, аналогия, метод классификации, методы сравнения и обобщения, а также системный анализ изучаемых вопросов.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Рассматриваются исторические аспекты развития фондов обязательного медицинского
страхования в России. Исследуется экономическая сущность и роль фондов обязательного медицинского страхования в развитии здравоохранения.
Исследование теоретических основ деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования показало, что зарождение элементов
социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII -
начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Система обязательного медицинского
страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы
в каждом субъекте РФ. По состоянию на 01 января 2016 года в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 87 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является основной финансирующей организацией в системе обязательного медицинского страхования.
Доля средств фондов в общем объеме финансирования программ ОМС составляет
около 75 %.
Анализ действующей практики деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проведенный по материалам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан,
показал следующее.
Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Республики Татарстан за 2013 год составили 30911 млн руб, за 2014
год - 34513 млн.руб., и за 2015 год – 38815 млн.руб. Таким образом, за 2013-2015
годы доходы бюджета Фонда увеличились на 25,5% или 7 903,8 млн.рублей.
В настоящее время основными источниками поступлений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан являются:
- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования (в среднем - 76,3%);
- межбюджетные трансферты из бюджета Республики Татарстан (в среднем
– 22,6%).
Вместе с тем, в течение 2016 года из нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования Республике Татарстан дополнительно выделены средства в размере 360,3 млн рублей, в том числе
на дополнительное финансовое обеспечение:
- оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями жителям республики – 157,9 млн.рублей;
- территориальной программы обязательного медицинского страхования (в
связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных
средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов) – 202,4 млн.рублей.
Рост субвенции в 2015 году составил 6043,6 млн. рублей или 126 % к аналогичному показателю 2014 года. Размер ассигнований на ОМС неработающего
населения из бюджета Республики Татарстан рассчитан в соответствии со статьей
23 Федерального закона № 326-ФЗ и в 2015 году составил 12 931 млн.рублей или
131% к аналогичному показателю 2014 года.
Размер субвенций Республике Татарстан на выполнение переданных органами государственной власти РФ полномочий в сфере обязательного медицинского страхования утвержден Законом «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2016 год» от 20 ноября 2015 года № 98-3РТ в объеме 31615,4 млн. рублей.
С учетом возврата в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования субсидий и субвенций прошлых лет в размере 95,0 млн.рублей, на 01 января 2016 года поступления из Федерального фонда обязательного медицинского
страхования в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
составили 31786,80 млн.рублей ( или 81,8% доходов бюджета Территориального).
На 2016 год предусмотрено поступление межбюджетных трансферов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 31615,4
млн.руб, что составляет 82,2% доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
Таким образом, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан формируются в основном за счет межбюджетных трансферов, передаваемых ему из Федерального фонда обязательного
медицинского страхования (более 80% доходов бюджета Фонда).
Фактическое исполнение бюджета Территориального фонда по расходам за
2015 год составило 39 021,7 млн.рублей или 98,5% от уточненного плана, что на
238,5 млн.рублей больше, чем в 2014 году. Следовательно, ежегодно объем расходов Фонда возрастает, что объясняется увеличением количества видов медицинской помощи, финансируемых Фондом. Например,с 2016 года за счет средств
ОМС финансируется высокотехнологичная медицинская помощь.
Основную долю в расходах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан ежегодно составляет финансирование мероприятий в рамках Программы государственных гарантий бесплатного
оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории
Республики Татарстан. При утвержденной стоимости Программы госгарантий на
2016 год в объеме 45 728,0 млн. рублей, 84% средств расходуются через бюджет
Фонда программы госгарантий. За 2015 год объем финансирования составил 38
373,2 млн.рублей что выше аналогичного показателя за 2014 год на 344,7
млн.рублей или на 6,5%.
Доля средств обязательного медицинского страхования в общей стоимости
Программы государственных гарантий в 2015 году составила 69,5%.
Подушевой норматив финансового обеспечения Программы госгарантий на
одного проживающего в 2016 году, с учетом средств консолидированного бюджета Республики Татарстан - 12 177,1рублей (выше утвержденного федерального
норматива на 512,2 рубля (в РФ – 11 664,9 рубля); в том числе подушевой норматив за счет средств ОМС – 8 552,9 рублей на 1-го застрахованного (выше утвержденного федерального норматива на 226,4 рубля (РФ – 8 326,5 рубля)).
Таким образом, обеспечение здравоохранения территориальным фондом
обязательного медицинского страхования, а также финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Татарстан ежегодно увеличивается как в целом, так и в расчете на одного жителя республики
Среди проблем функционирования Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Республики Татарстан можно выделить:
- расхождения между правовыми требованиями к исполнению бюджетов
территориальных фондов обязательного медицинского страхования и фактическим исполнением в силу того, что правовое регулирование исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов не учитывает их специфику;
- недостатками действующей организации исполнения бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: низкая
маневренность средств; упущенные возможности размещения временно свободных средств для получения дополнительных доходов; сложность денежных потоков, обусловленная множественностью банковских счетов для учета средств фондов; низкая прозрачность движения средств и риски потери средств;
-преимущества социального страхования, которое является основой бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, при их
исполнении в полном объеме не реализуются.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.: Эксмо, 2016.
2. О бюджете Республики Татарстан на 2016 г.[Электронный ресурс]: Закон
3. РТ от 26.12.2015 г., № 89-ЗРТ // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электрон¬ный ресурс]: Федеральный закон от 21.11. 2016 № 323-ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017.
5. Об основах обязательного социального страхования Федерации [Элек-тронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 № № 165-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017.
6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Справочно¬правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017.
7. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федераль¬ный закон от 17.07.1999 (ред. от 21.07.2014) № 178-ФЗ // Справочно-правовая си¬стема «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017.
8. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на про¬изводстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.1998 (ред. от 01.12.2014) № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017
9. О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхо¬вания Республики Татарстан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Закон РТ от 24.09.1915 // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 31.03.2017
10. Об утверждении порядка осуществления федеральным фондом обязатель¬ного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязатель¬ного медицинского страхования [Электронный ресурс]: Приказ ФФОМС от 19.12.2013 № 260// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновле¬ние 31.03.2017.
11. Александрова О.Ю. Оценка качества медицинской помощи в свете нового законодательства / О.Ю. Александрова, И.Ю. Григорьев, О.М. Аржанцева // Здра¬воохранение. - 2015. - № 1.
12. Беспалов М.В. Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2016 г. /Беспалов М.В. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 5.
13. Белова В.А. «Больной» вопрос: гражданские правоотношения с медицин-скими организациями / Белова В.А. // Законодательство. - 2015. - №3.
14. Вронская М.В. Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ / Вронская М.В.// Социальное и пенсионное право. -2015. - №2.
15. Галюкова, М.И. Причинение вреда здоровью пациента в период госпита-лизации / М.И. Галюкова // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2016. - № 1.
16. Гура Г.М. Обязательное медицинское страхование: возможности и пер-спективы / Гура Г.М. // Территория науки. - 2016. - № 6.
17. Зальмунин К.Ю. «Подводные камни» на пути внедрения оплаты психиат-рической помощи по обязательному медицинскому страхованию (на примере Республики Татарстан) / Зальмунин К.Ю. // Практическая медицина. - 2016. - № 2 (78).
18. Зимина, Э.В. Управленческий потенциал здравоохранения как условие эф¬фективной модернизации отрасли / Э.В. Зимина, А.В. Ермолин, В.О. Артемова // Здравоохранение. - 2016.- № 9.
19. Калыгин, А.Б. Реализация приоритетного национального проекта «Здоро¬вье» в Московском районе Санкт-Петербурга и его влияние на показатели здоро¬вья населения и деятельность учреждений здравоохранения / А.В. Калыгин. - Санкт-Петербург : ВВМ, 2015.
20. Каменская, Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Россий¬ской Федерации / Н.А. Каменская // Мед. право. - 2014.-№ 4.
21. Камруззаман, С. К вопросу о мониторинге доступности медицинской по-мощи населению / С. Камруззаман, А.Е. Махотин // Экономика здравоохранения. - 2015. - № 5-6.
22. Канева С.Ю. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица) / Канева С.Ю. // Вестник Московского университета МВД России. - 2016.- № 2.
23. Канева С.Ю. Правовые проблемы реализации регрессных требований в обязательном медицинском страховании Российской Федерации ( в условиях международной правоприменительной практики) // Медицинское право. - 2014.- № 3.
24. Комаров Ю.М. Реквием по ОМС / Комаров Ю.М. // Медицинский вестник. -2015. - № 28
25. Лузанова, И.М. Медико-юридические конфликты как индикатор качества медицинской услуги / И.М. Лузанова // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2012.- № 1.
26. Меламед Л.А., Комаров Г.А. Обязательное медицинское страхование в условиях реформирования здравоохранения. СПб.: Медицинская пресса, 2004.
27. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: Прогно¬
зы социально-экономического развития Российской Федерации. - Официальный сайт Министерство экономического развития РФ, 2015. - Режим доступа:
http: //www.economy. gov.ru
28. Мухамадиева Д.Н. Здоровье нации. Обязательное медицинское страхова-ние как общественное благо / Мухамадиева Д.Н. // Страховое дело. - 2014. - № 8 (257).
29. Опальский А.Ю. Учет доходов и расходов в медицинских учреждениях за счет средств обязательного медицинского страхования / Опальский А.Ю. // Буху¬чет в здравоохранении. - 2014.- № 9.
30. Отставнова Е.А. Защита права на качественную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования / Отставнова Е.А. // Ленинград¬ский юридический журнал. - 2014.- № 2 (36).
31. Перхов В.И., Янкевич Д.С., Стебунова Р.В., Юркин Ю.Ю. О рисках инте¬грации федеральных государственных учреждений здравоохранения и медицин¬ской науки в систему обязательного медицинского страхования / Перхов В.И., Янкевич Д.С., Стебунова Р.В., Юркин Ю.Ю. // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - № 4.
32. Перхов В.И., Стебунова Р.В. Возможные последствия расщирения участия научных учреждений в программах обязательного медицинского страхования / Перхов В.И., Янкевич Д.С., Стебунова Р.В., Юркин Ю.Ю.// Кремлевская медици¬на. Клинический вестник. - 2016.- № 2.
33. Перхов, В.И. К вопросу о необходимости разработки федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» / В.И. Перхов // Менеджер здравоохранения. - 2014.- № 1.
34. Петрова, И.А. Правовое обеспечение доступности медицинской помощи / И.А. Петрова // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2016. - № 1.
35. Рощепко Н.В., Эртель Л.А. К вопросу о совершенствовании контроля предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхова¬нию / Рощепко Н.В., Эртель Л.А. // Социальное и пенсионное право. - 2015.- № 1.
36. Сердюков А.Г., Тапаев А.Ш. Роль страховой медицинской организации в информировании населения об обязательном медицинском страховании / Сердю¬ков А.Г., Тапаев А.Ш. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.
37. Семенов В.Ю., Лакунин К.Ю., Лившиц С.А. Обязательное медицинское страхование глазами медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 1.
38. Сметанин В.Н. Обеспечение доступности медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования / Сметанин В.Н. // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - № 34.
39. Строгонова О.Б. Правовые ограничения доступности амбулаторной меди¬цинской помощи в системе обязательного медицинского страхования / Строгоно¬ва О.Б. // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2014.- № 3 (49).
40. Тихонова С.С. Порядок осуществления федеральным фондом обязательно¬го медицинского страхования контроля в сфере обязательного медицинского страхования / Тихонова С.С. // Бухучет в здравоохранении. - 2014.- № 5.
41. Улумбекова Г.Э. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и соци-ального развития: учебное пособие/ Улумбекова Г.Э. - М.: Финансы и статистика,
2014.
42. Шманцарь А.А. Качественная медицинская помощь в системе обязатель-ного медицинского страхования / Шманцарь А.А. // Социальное и пенсионное право.- 2015. - № 1.
43. Шманцарь А.А. Страховые медицинские организации в системе обяза-тельного медицинского страхования / Шманцарь А.А. // Социальное и пенсионное право. - 2014. -№5
44. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Ловкова. - 2-e изд., доп. - М.: НИЦ ИН- ФРА-М, 2015. - 222 с.
45. Экономический атлас организации (предприятия): учебное пособие / В.Я. Поздняков и др.; под науч. ред. С.Н. Кукушкина - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2015. - 320 с.
46. Якубова Ю.А. Бухгалтерский учет операций по обязательному медицин-скому страхованию / Якубова Ю.А. // Актуальные вопросы современной эконо-мики. - 2015. - № 4.
47. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: Прогно¬зы социально-экономического развития Российской Федерации. - Официальный сайт Министерство экономического развития РФ, 2015. - Режим доступа:
http: //www.economy. gov.ru
48. Официальный сайт органов местного самоуправления [Электронный ре-сурс]: Прогнозные индексы. - Официальный сайт органов местного самоуправле¬ния, 2017. Режим доступа: http://adm.peresll.ru
49. Центр сертификации Роспромтрест [Электронный ресурс]: Базовая основа системы международных стандартов. - Официальный сайт Роспромтрест, 2017. - Режим доступа: http://www.rospromtest.ru
50. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ре¬сурс]: Правовые ресурсы, 2017. - Официальный сайт компании «Консультант- Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
51. Электронно-библиотечная система Znanium.com. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://znanium.com