Казначейское исполнение бюджета субъекта федерации
|
Введение 3
1. Необходимость, сущность, принципы казначейской системы исполнения 7 бюджета субъекта федерации
1.1. Исполнение как стадия бюджетного процесса. Задачи, принципы 7 организации казначейского исполнения бюджета субъекта федерации
1.2. Участники исполнения бюджета субъекта федерации, их полномочия 18
1.3. Нормативная правовая база исполнения бюджета субъекта федерации 25
2. Практика казначейского исполнения бюджета субъекта федерации 32
2.1. Казначейское исполнение доходов бюджета субъекта федерации 32
2.2. Казначейское исполнение расходов бюджета субъекта федерации 50
3. Направления совершенствования казначейского исполнения бюджета 65 субъекта федерации
3.1. Совершенствование организации казначейского исполнения бюджета 65
субъекта федерации
3.2. Совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета 77
субъекта федерации
Заключение 83
Список использованных источников 90
Приложения
1. Необходимость, сущность, принципы казначейской системы исполнения 7 бюджета субъекта федерации
1.1. Исполнение как стадия бюджетного процесса. Задачи, принципы 7 организации казначейского исполнения бюджета субъекта федерации
1.2. Участники исполнения бюджета субъекта федерации, их полномочия 18
1.3. Нормативная правовая база исполнения бюджета субъекта федерации 25
2. Практика казначейского исполнения бюджета субъекта федерации 32
2.1. Казначейское исполнение доходов бюджета субъекта федерации 32
2.2. Казначейское исполнение расходов бюджета субъекта федерации 50
3. Направления совершенствования казначейского исполнения бюджета 65 субъекта федерации
3.1. Совершенствование организации казначейского исполнения бюджета 65
субъекта федерации
3.2. Совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета 77
субъекта федерации
Заключение 83
Список использованных источников 90
Приложения
В современном мире бюджет - это экономическая основа для осуществления традиционных функций государства и важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Совершенствование управления общественными финансами выступает в качестве базового условия для достижения стратегических целей государства: повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств. Решение проблемы повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами невозможно без построения эффективных финансово-бюджетных механизмов. Выход системы управления на новый уровень связан с продолжением и углублением бюджетных реформ, поскольку именно бюджетная система, как форма перераспределения обобществленных денежных средств, выступает ключевым звеном сферы государственных финансов, основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления.
Совершенствование бюджетного процесса в России осуществляется с учетом общемировых тенденций реформирования общественных финансов, с одной стороны, и специфики организации сектора государственного управления, экономических, территориальных особенностей, с другой. Новые подходы к организации бюджетного процесса предполагают формирование целостной системы управления общественными финансами, основанной на результативности, прозрачности, открытости информации и подотчетности, в увязке с целями и результатами государственной политики.
Одним из важнейших результатов реформ, проведенных в бюджетной сфере, стало создание Федерального казначейства. На сегодняшний день Казначейство России - федеральная служба в составе органов исполнительной власти, осуществляющая качественное исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и предварительный контроль в процессе исполнения 3
расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности. Кроме этого, современные технологии и инструментарий позволили создать на базе Федерального казначейства новейшие информационные сервисы, обеспечивающие единство информационного пространства, доступность и эффективность управления общественными финансами, открытость информации о состоянии публичных финансов для широкого круга пользователей.
Исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами возлагается на Федерального казначейство. Указанный орган является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетополучателей.
Исполнение бюджета любого уровня в бюджетной системе Российской Федерации имеет целью решение двух основных задач. Во-первых, полно и своевременно собрать запланированные в бюджете доходы в целом и по каждому конкретному источнику и все возможные поступления от источников погашения дефицита бюджета. Во-вторых, обеспечить финансирование установленных в бюджете направлений расходов и запланированных мероприятий в пределах установленных показателей в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Обеспечение и организация исполнения и непосредственное исполнение бюджетов возложено на органы исполнительной власти соответствующего уровня.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является казначейская система исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Предметом исследования является механизм функционирования казначейской системы исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ казначейской системы исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исполнение как стадию бюджетного процесса, а также задачи, принципы организации процесса казначейского исполнения бюджета субъекта федерации;
- рассмотреть участников исполнения бюджета субъекта федерации, их полномочия;
- изучить нормативно-правовую базу исполнения бюджета субъекта федерации;
- проанализировать практику исполнения бюджета субъекта федерации на примере Республики Татарстан;
- рассмотреть направления совершенствования казначейского исполнения бюджета субъекта федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определяется актуальность, практическая значимость, объект, предмет, цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрена сущность казначейского исполнения бюджета, как инструмента управления финансовыми ресурсами субъекта Российской Федерации на современном этапе.
Во второй главе проведен анализ практики казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по доходам и расходам, на примере Республики Татарстан.
В третьей главе рассмотрены перспективы развития казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации на современном этапе.
В заключении выпускной квалификационной работы сделаны основные выводы по результатам исследования и даны предложения по совершенствованию казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан , работы отечественных авторов, материалы периодической печати, а также отчетные данные Федерального Казначейства Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерства Финансов Республики Татарстан и Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан за 2014-2016 годы.
Совершенствование бюджетного процесса в России осуществляется с учетом общемировых тенденций реформирования общественных финансов, с одной стороны, и специфики организации сектора государственного управления, экономических, территориальных особенностей, с другой. Новые подходы к организации бюджетного процесса предполагают формирование целостной системы управления общественными финансами, основанной на результативности, прозрачности, открытости информации и подотчетности, в увязке с целями и результатами государственной политики.
Одним из важнейших результатов реформ, проведенных в бюджетной сфере, стало создание Федерального казначейства. На сегодняшний день Казначейство России - федеральная служба в составе органов исполнительной власти, осуществляющая качественное исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и предварительный контроль в процессе исполнения 3
расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности. Кроме этого, современные технологии и инструментарий позволили создать на базе Федерального казначейства новейшие информационные сервисы, обеспечивающие единство информационного пространства, доступность и эффективность управления общественными финансами, открытость информации о состоянии публичных финансов для широкого круга пользователей.
Исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами возлагается на Федерального казначейство. Указанный орган является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетополучателей.
Исполнение бюджета любого уровня в бюджетной системе Российской Федерации имеет целью решение двух основных задач. Во-первых, полно и своевременно собрать запланированные в бюджете доходы в целом и по каждому конкретному источнику и все возможные поступления от источников погашения дефицита бюджета. Во-вторых, обеспечить финансирование установленных в бюджете направлений расходов и запланированных мероприятий в пределах установленных показателей в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Обеспечение и организация исполнения и непосредственное исполнение бюджетов возложено на органы исполнительной власти соответствующего уровня.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является казначейская система исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Предметом исследования является механизм функционирования казначейской системы исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ казначейской системы исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исполнение как стадию бюджетного процесса, а также задачи, принципы организации процесса казначейского исполнения бюджета субъекта федерации;
- рассмотреть участников исполнения бюджета субъекта федерации, их полномочия;
- изучить нормативно-правовую базу исполнения бюджета субъекта федерации;
- проанализировать практику исполнения бюджета субъекта федерации на примере Республики Татарстан;
- рассмотреть направления совершенствования казначейского исполнения бюджета субъекта федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определяется актуальность, практическая значимость, объект, предмет, цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрена сущность казначейского исполнения бюджета, как инструмента управления финансовыми ресурсами субъекта Российской Федерации на современном этапе.
Во второй главе проведен анализ практики казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по доходам и расходам, на примере Республики Татарстан.
В третьей главе рассмотрены перспективы развития казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации на современном этапе.
В заключении выпускной квалификационной работы сделаны основные выводы по результатам исследования и даны предложения по совершенствованию казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан , работы отечественных авторов, материалы периодической печати, а также отчетные данные Федерального Казначейства Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерства Финансов Республики Татарстан и Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан за 2014-2016 годы.
В России до 1992 года действовала банковская система, которая имела существенные недостатки и, в целях совершенствования бюджетного процесса, в стране были организованы казначейские органы. С принятием в 1992 году Указа Президента Российской Федерации от 8.12.1992 №1556 «О Федеральном
казначействе» в Российской Федерации началось создание системы органов Федерального казначейства и внедрение казначейской системы исполнения бюджетов. Органы федерального казначейства, практически за 25 лет своей деятельности, прошли несколько этапов развития: от исполнения федерального бюджета до кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов.
Как показала практика, переход к казначейской системе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ позволил: повысить эффективность
использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения «пробега» средств от распорядителя до конечных получателей.
Исполнение бюджета субъекта федерации имеет целью решение двух основных задач. Во-первых, полно и своевременно собрать запланированные в бюджете доходы в целом и по каждому конкретному источнику и все возможные поступления от источников погашения дефицита бюджета. Во-вторых, обеспечить финансирование установленных в бюджете направлений расходов и запланированных мероприятий в пределах установленных показателей в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Участниками исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан), являются: Кабинет министров Республики Татарстан; Министерство финансов Республики Татарстан; Департамент
Казначейства Министерства Финансов Республики Татарстан; Национальный банк Республики Татарстан; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан; Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан; главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета Республики Татарстан; главные администраторы,
администраторы доходов бюджета Республики Татарстан; главные
администраторы источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан и иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Полномочия участников исполнения бюджета Республики Татарстан определены в Бюджетном кодексе Республики Татарстан.
На сегодняшний день кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов осуществляется Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан по смешанному варианту: с открытием финансовому органу лицевого счета по коду «02» с организацией обеспечения получателей средств наличными денежными средствами. Всего по РТ насчитывается 957 бюджетов: 956 местных бюджетов и 1 региональный бюджет, т.е. в УФК по РТ открыто и ведется 957 лицевых счетов с кодом «02».
Исполнение доходов бюджетной системы возложено на органы федерального казначейства. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации №125н, учет поступлений и их распределение между бюджетами осуществляется на счете № 40101 «Доходы, распределяемые
органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Как показал анализ, поступления на счет №40101 Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан за 2014-2016гг. снизились с 10,9% до 5,2%. Данное снижение связано с замедлением темпов прироста доходов, перечисляемых в федеральный бюджет . Сумма доходов увеличилась на 31 млрд. рублей за 2014-2015 гг., в то время как за 2015-2016 гг. увеличилась лишь на 2,6 млрд. рублей. Наблюдалось снижение роста доходов, перечисленных Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в бюджет Республики Татарстан и бюджеты внебюджетных фондов с единого казначейского счета. В то же время увеличились доходы, перечисленные Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в местные бюджеты и в межрегиональное операционное Управления Федерального Казначейства.
В среднем 37% всего объема доходов, поступивших на счет УФК 40101 за этот период были перечислены в федеральный бюджет. Около 50% доходов перечислены в бюджет Республики Татарстан и бюджеты внебюджетных фондов 11% - в местные бюджеты и менее 1% - в межрегиональное операционное Управление Федерального Казначейства.
Как показал анализ, план по доходам ежегодно выполнялся, за исключением безвозмездных поступлений в 2014 году. В целом за данный период произошло увеличение доходов бюджета Республики Татарстан, которое было вызвано ростом налоговых и неналоговых доходов, что свидетельствует о росте финансовой самостоятельности Республики Татарстан. Анализ структуры доходов бюджета Республики Татарстан за 2014-2016 годы показал, что наибольший удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимают налоговые доходы - в 2014-2015 гг. 79%, в 2016 году - 83%. Неналоговые доходы за 2014-2016 гг. снизились на 0,9 процентных пункта, с 4,6% до 3,7%. Безвозмездные поступления сократились на 3,7 процентных пункта, с 16,6% до 12,9%.
По объему поступивших доходов Республика Татарстан занимает 6 место в Российской Федерации среди регионов. Республикой Татарстан обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов в 2016 году сравнению с 2014 годом в размере 111,6%. Выполнение основных показателей социально-экономического развития республики позволили мобилизовать в доходную часть бюджета в 2016 году 220,2 млрд. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 191,8 млрд. рублей, в 2015 году 203,9 млрд. рублей, или 101,3% от прогнозного показателя, утвержденного Законом о бюджете на 2015 год, в 2014 году - 180,8 млрд. рублей. В 2016 году доходы бюджета Республики Татарстан увеличились в сравнении с показателем 2015 года на 16,3 млрд. рублей или на 8,0%, в 2015 году - в сравнении с показателем 2014 года на 23,1 млрд. рублей или на 12,8%.
Казначейское исполнение расходов предполагает открытие и ведение органами казначейства лицевых счетов получателей. Открытие и ведение лицевых счетов ГРБС, ПБС, использующих средства федерального бюджета - межбюджетные трансферты - осуществляет Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстану, открытие и ведение лицевых счетов получателям (казенным, автономным и бюджетным учреждениям), использующим собственные средства бюджета РТ, осуществляет Департамент Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан. На 01.01.2017 в УФК по РТ открыто 220 лицевых счетов: 12 лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств с признаком «01»; один лицевой счет бюджета с признаком «02»; 162 лицевых счета получателей
бюджетных средств с признаком «03»; 45 лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателей средств бюджета. В Департаменте Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан открыто 317 лицевых счётов бюджетополучателей (казенным учреждениям), из которых 31 лицевые счета РБС и 286 лицевые счета ПБС.
Следует отметить, что контроль Заявок на кассовый расход осуществляет Департамент Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, если источником финансирования являются собственные средства бюджета РТ, а по средствам федерального бюджета- Управление Федерального казначейства по РТ.
Расходы бюджета Республики Татарстан за 2014 -2016 гг. ежегодно исполнялись более чем на 99%. Процент исполнения плана по расходам вырос за 2014-2016 гг. с 99,2% до 99,65%. Это положительно характеризует процесс планирования показателей бюджета в Республике Татарстан. Объем неисполненных бюджетных назначений по расходам возможен в связи: с непредоставлением актов выполненных работ подрядчиками работ и отсутствием иных документов по строительным объектам; с заявительным характером предоставления ряда социальных пособий и услуг гражданам; с заявительным характером предоставления ряда субсидий в рамках государственной поддержки сельского хозяйства; с экономией бюджетных средств, в том числе по итогам размещения государственных заказов. Наиболее крупные расходы бюджета Республики Татарстан - это образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, сельское хозяйство, социальная политика; культура.
Одним из важнейших условий для формирования новой модели экономического роста страны, обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации является дальнейшее развитие органов казначейства. С момента создания и до настоящего времени казначейская система продолжает развиваться, поэтапно совершенствуя технологии выполнения возложенных функций и полномочий, в том числе и путем их стандартизации.
Тем не менее, в практике казначейского исполнения бюджета субъекта встречаются некоторые проблемы, наличие которых, конечно, не говорит о безуспешности и бесперспективности применения данного механизма, а наоборот помогает развиваться и совершенствоваться. Обозначим некоторые проблемы казначейской системы исполнения бюджетов: дублирование операций по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов; ограниченный перечень инструментов для размещения остатков свободных денежных средств; недостаточная оперативность проведения доходов (при зачислении средств с единого казначейского счета на лицевые счета администраторов доходов бюджета может пройти от 3- 4 дней); недостаточная информированность получателей средств о зачислении средств на лицевые счета; значительный объем операций с наличными денежными средствами; наличие невыясненных поступлений приводит к несвоевременному обмену информацией между органами казначейства и администраторами доходов.
Чтобы совершенствовать организацию казначейского исполнения бюджета в Республике Татарстан, необходимо:
- обеспечить кассовое обслуживание субъектов государственного управления;
- сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности казначейства в Республике Татарстан;
- усовершенствовать систему бюджетных платежей;
- обеспечить содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами субъекта федерации;
- совершенствовать механизм исполнения судебных актов и решений налоговых органов;
- обеспечить устойчивость системы функционирования Казначейства в Республике Татарстан, и в целом.
По обеспечению кассового обслуживания следует:
- разработать модель казначейского сопровождения исполнения отдельных государственных контрактов Российской Федерации на уровне субъекта;
- принять участие в разработке, не противореча Федеральным стандартам организации и ведения бухгалтерского учета, на основе международным стандартов финансовой отчетности в общественном секторе, создание условий для обеспечения формирования отчетности по статистике финансов субъекта федерации.
Одной из главных задач остается реформирования системы бюджетных платежей - создание информационной среды для осуществления платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и платежно-информационных сервисов Федерального Казначейства.
Чтобы обеспечить содействие эффективному исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при управлении финансовыми ресурсами самого субъекта, нужно повысить эффективность процессов управления финансовыми ресурсами Республики Татарстан, и активно участвовать Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан и Департаменту казначейства Минфина Республики Татарстан в контрактной системе.
При повышении эффективности процессов управления финансовыми ресурсами, стоит реализовать новации в технологии прогнозирования остатков средств на счетах казначейства, и развитие механизма управления остатками 88
средств на едином счете бюджета Республики Татарстан. Участие казначейства в контрактной системе, это создание и передача в эксплуатацию первой очереди ЕИС в сфере закупок в объеме возможностей, обеспечивающих требование ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2016 года.
Для обеспечения надежности функционирования казначейства необходимо введение комплекса мер оптимизации технологических процессов в Федеральное казначейство за счет развития информационных систем и обеспечения интеграции функций, реализованных в функциональных подсистемах ГИС «Электронный бюджет» и в информационных системах Федерального казначейства. Также развитие информационного взаимодействия с клиентами казначейства. И самое главное, развитие системы обеспечения информационной безопасности казначейства при исполнении бюджета, и защиты сведений ограниченного доступа.
В плане общих мер, казначейству на уровне субъекта Российской Федерации, можно оптимизировать структуру и повысить эффективность управления денежными средствами, выделяемые на содержание органам казначейства в Республике Татарстан. Также обеспечить рациональное развитие и эффективное использование кадрового потенциала, совершенствование механизмов по противодействию коррупции. Стоит развивать международное и региональное сотрудничество, по совершенствованию механизмов исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В конечном счете, все это направлено на развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в направлении обеспечения эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов Российской Федерации с органами Федерального казначейства и позволит повысить открытость и прозрачность исполнения бюджетов субъектов, внедрить в практику исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации прогрессивные казначейские и банковские технологии.
казначействе» в Российской Федерации началось создание системы органов Федерального казначейства и внедрение казначейской системы исполнения бюджетов. Органы федерального казначейства, практически за 25 лет своей деятельности, прошли несколько этапов развития: от исполнения федерального бюджета до кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов.
Как показала практика, переход к казначейской системе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ позволил: повысить эффективность
использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения «пробега» средств от распорядителя до конечных получателей.
Исполнение бюджета субъекта федерации имеет целью решение двух основных задач. Во-первых, полно и своевременно собрать запланированные в бюджете доходы в целом и по каждому конкретному источнику и все возможные поступления от источников погашения дефицита бюджета. Во-вторых, обеспечить финансирование установленных в бюджете направлений расходов и запланированных мероприятий в пределах установленных показателей в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Участниками исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан), являются: Кабинет министров Республики Татарстан; Министерство финансов Республики Татарстан; Департамент
Казначейства Министерства Финансов Республики Татарстан; Национальный банк Республики Татарстан; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан; Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан; главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета Республики Татарстан; главные администраторы,
администраторы доходов бюджета Республики Татарстан; главные
администраторы источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан и иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Полномочия участников исполнения бюджета Республики Татарстан определены в Бюджетном кодексе Республики Татарстан.
На сегодняшний день кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов осуществляется Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан по смешанному варианту: с открытием финансовому органу лицевого счета по коду «02» с организацией обеспечения получателей средств наличными денежными средствами. Всего по РТ насчитывается 957 бюджетов: 956 местных бюджетов и 1 региональный бюджет, т.е. в УФК по РТ открыто и ведется 957 лицевых счетов с кодом «02».
Исполнение доходов бюджетной системы возложено на органы федерального казначейства. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации №125н, учет поступлений и их распределение между бюджетами осуществляется на счете № 40101 «Доходы, распределяемые
органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Как показал анализ, поступления на счет №40101 Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан за 2014-2016гг. снизились с 10,9% до 5,2%. Данное снижение связано с замедлением темпов прироста доходов, перечисляемых в федеральный бюджет . Сумма доходов увеличилась на 31 млрд. рублей за 2014-2015 гг., в то время как за 2015-2016 гг. увеличилась лишь на 2,6 млрд. рублей. Наблюдалось снижение роста доходов, перечисленных Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в бюджет Республики Татарстан и бюджеты внебюджетных фондов с единого казначейского счета. В то же время увеличились доходы, перечисленные Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в местные бюджеты и в межрегиональное операционное Управления Федерального Казначейства.
В среднем 37% всего объема доходов, поступивших на счет УФК 40101 за этот период были перечислены в федеральный бюджет. Около 50% доходов перечислены в бюджет Республики Татарстан и бюджеты внебюджетных фондов 11% - в местные бюджеты и менее 1% - в межрегиональное операционное Управление Федерального Казначейства.
Как показал анализ, план по доходам ежегодно выполнялся, за исключением безвозмездных поступлений в 2014 году. В целом за данный период произошло увеличение доходов бюджета Республики Татарстан, которое было вызвано ростом налоговых и неналоговых доходов, что свидетельствует о росте финансовой самостоятельности Республики Татарстан. Анализ структуры доходов бюджета Республики Татарстан за 2014-2016 годы показал, что наибольший удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимают налоговые доходы - в 2014-2015 гг. 79%, в 2016 году - 83%. Неналоговые доходы за 2014-2016 гг. снизились на 0,9 процентных пункта, с 4,6% до 3,7%. Безвозмездные поступления сократились на 3,7 процентных пункта, с 16,6% до 12,9%.
По объему поступивших доходов Республика Татарстан занимает 6 место в Российской Федерации среди регионов. Республикой Татарстан обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов в 2016 году сравнению с 2014 годом в размере 111,6%. Выполнение основных показателей социально-экономического развития республики позволили мобилизовать в доходную часть бюджета в 2016 году 220,2 млрд. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 191,8 млрд. рублей, в 2015 году 203,9 млрд. рублей, или 101,3% от прогнозного показателя, утвержденного Законом о бюджете на 2015 год, в 2014 году - 180,8 млрд. рублей. В 2016 году доходы бюджета Республики Татарстан увеличились в сравнении с показателем 2015 года на 16,3 млрд. рублей или на 8,0%, в 2015 году - в сравнении с показателем 2014 года на 23,1 млрд. рублей или на 12,8%.
Казначейское исполнение расходов предполагает открытие и ведение органами казначейства лицевых счетов получателей. Открытие и ведение лицевых счетов ГРБС, ПБС, использующих средства федерального бюджета - межбюджетные трансферты - осуществляет Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстану, открытие и ведение лицевых счетов получателям (казенным, автономным и бюджетным учреждениям), использующим собственные средства бюджета РТ, осуществляет Департамент Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан. На 01.01.2017 в УФК по РТ открыто 220 лицевых счетов: 12 лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств с признаком «01»; один лицевой счет бюджета с признаком «02»; 162 лицевых счета получателей
бюджетных средств с признаком «03»; 45 лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателей средств бюджета. В Департаменте Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан открыто 317 лицевых счётов бюджетополучателей (казенным учреждениям), из которых 31 лицевые счета РБС и 286 лицевые счета ПБС.
Следует отметить, что контроль Заявок на кассовый расход осуществляет Департамент Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, если источником финансирования являются собственные средства бюджета РТ, а по средствам федерального бюджета- Управление Федерального казначейства по РТ.
Расходы бюджета Республики Татарстан за 2014 -2016 гг. ежегодно исполнялись более чем на 99%. Процент исполнения плана по расходам вырос за 2014-2016 гг. с 99,2% до 99,65%. Это положительно характеризует процесс планирования показателей бюджета в Республике Татарстан. Объем неисполненных бюджетных назначений по расходам возможен в связи: с непредоставлением актов выполненных работ подрядчиками работ и отсутствием иных документов по строительным объектам; с заявительным характером предоставления ряда социальных пособий и услуг гражданам; с заявительным характером предоставления ряда субсидий в рамках государственной поддержки сельского хозяйства; с экономией бюджетных средств, в том числе по итогам размещения государственных заказов. Наиболее крупные расходы бюджета Республики Татарстан - это образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, сельское хозяйство, социальная политика; культура.
Одним из важнейших условий для формирования новой модели экономического роста страны, обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации является дальнейшее развитие органов казначейства. С момента создания и до настоящего времени казначейская система продолжает развиваться, поэтапно совершенствуя технологии выполнения возложенных функций и полномочий, в том числе и путем их стандартизации.
Тем не менее, в практике казначейского исполнения бюджета субъекта встречаются некоторые проблемы, наличие которых, конечно, не говорит о безуспешности и бесперспективности применения данного механизма, а наоборот помогает развиваться и совершенствоваться. Обозначим некоторые проблемы казначейской системы исполнения бюджетов: дублирование операций по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов; ограниченный перечень инструментов для размещения остатков свободных денежных средств; недостаточная оперативность проведения доходов (при зачислении средств с единого казначейского счета на лицевые счета администраторов доходов бюджета может пройти от 3- 4 дней); недостаточная информированность получателей средств о зачислении средств на лицевые счета; значительный объем операций с наличными денежными средствами; наличие невыясненных поступлений приводит к несвоевременному обмену информацией между органами казначейства и администраторами доходов.
Чтобы совершенствовать организацию казначейского исполнения бюджета в Республике Татарстан, необходимо:
- обеспечить кассовое обслуживание субъектов государственного управления;
- сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности казначейства в Республике Татарстан;
- усовершенствовать систему бюджетных платежей;
- обеспечить содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами субъекта федерации;
- совершенствовать механизм исполнения судебных актов и решений налоговых органов;
- обеспечить устойчивость системы функционирования Казначейства в Республике Татарстан, и в целом.
По обеспечению кассового обслуживания следует:
- разработать модель казначейского сопровождения исполнения отдельных государственных контрактов Российской Федерации на уровне субъекта;
- принять участие в разработке, не противореча Федеральным стандартам организации и ведения бухгалтерского учета, на основе международным стандартов финансовой отчетности в общественном секторе, создание условий для обеспечения формирования отчетности по статистике финансов субъекта федерации.
Одной из главных задач остается реформирования системы бюджетных платежей - создание информационной среды для осуществления платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и платежно-информационных сервисов Федерального Казначейства.
Чтобы обеспечить содействие эффективному исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при управлении финансовыми ресурсами самого субъекта, нужно повысить эффективность процессов управления финансовыми ресурсами Республики Татарстан, и активно участвовать Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан и Департаменту казначейства Минфина Республики Татарстан в контрактной системе.
При повышении эффективности процессов управления финансовыми ресурсами, стоит реализовать новации в технологии прогнозирования остатков средств на счетах казначейства, и развитие механизма управления остатками 88
средств на едином счете бюджета Республики Татарстан. Участие казначейства в контрактной системе, это создание и передача в эксплуатацию первой очереди ЕИС в сфере закупок в объеме возможностей, обеспечивающих требование ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2016 года.
Для обеспечения надежности функционирования казначейства необходимо введение комплекса мер оптимизации технологических процессов в Федеральное казначейство за счет развития информационных систем и обеспечения интеграции функций, реализованных в функциональных подсистемах ГИС «Электронный бюджет» и в информационных системах Федерального казначейства. Также развитие информационного взаимодействия с клиентами казначейства. И самое главное, развитие системы обеспечения информационной безопасности казначейства при исполнении бюджета, и защиты сведений ограниченного доступа.
В плане общих мер, казначейству на уровне субъекта Российской Федерации, можно оптимизировать структуру и повысить эффективность управления денежными средствами, выделяемые на содержание органам казначейства в Республике Татарстан. Также обеспечить рациональное развитие и эффективное использование кадрового потенциала, совершенствование механизмов по противодействию коррупции. Стоит развивать международное и региональное сотрудничество, по совершенствованию механизмов исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В конечном счете, все это направлено на развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в направлении обеспечения эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов Российской Федерации с органами Федерального казначейства и позволит повысить открытость и прозрачность исполнения бюджетов субъектов, внедрить в практику исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации прогрессивные казначейские и банковские технологии.
Подобные работы
- Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Организация финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы исполнения бюджета субъекта РФ и эффективность использования его средств на примере РТ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , статистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020



