Аннотация 1
Список условных обозначений и сокращений 3
Введение 4
Часть 1.Архитектура Системы 9
1.1. Разработка архитектуры приложения 9
Часть 2.Описание требований и решений Системы 11
2.1. Сбор и управление требованиями 11
2.2. Основные функциональные требования 13
2.3. Нефункциональные требования 14
2.4. Механизмы, обеспечивающие производительность и
отказоустойчивость Системы 14
2.5. Технические решения 15
2.6. Описание WEB-слоя Системы 18
2.7 .Описание слоя бизнес-логики Системы 20
2.8. Описание слоя хранения данных 26
2.9. Решения Системы, отвечающие требованиям информационной
безопасности 28
2.10. Интеграция Системы с системами и сервисами Оператора 30
2.11. Реализуемые Системой интерфейсы 32
2.12 Требования к доступности 33
Часть 3. Разработка механизма подключения новой услуги «Частичный пакет» 35
3.1. Функциональные требования 35
3.2. Сценарий подключения услуги через веб-интерфейс Системы 35
3.3. Сценарий подключения услуги через смс-сообщение(зшз) и
команду(иззй-запрос) на короткий номер 39
3.4. Проектирование базы данных 40
3.5. Инфологическая модель 41
3.6 Логическая модель 42
Заключение 44
Список использованных источников информации 45
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Несколько лет назад вместе с развитием web-технологий подавляющее большинство крупных компаний-поставщиков услуг стали обращать внимание на новый сервис - “Личный кабинет”. За это время сервис превратился из экзотической новинки в удобный и прогрессивный повседневный инструмент управления услугами и платежами. “Личный кабинет” - удобное приложение к комплексу услуг, эффективное средство контроля, как собственной платежной дисциплины, так и контроля за проведением платежей компанией, возможность получить достоверную и компетентную информацию из первоисточника и возможность напрямую обратиться к поставщику услуг с жалобой, замечанием или предложением. В настоящее время практически все крупные компании, поставляющие совершенно разные услуги от коммунальных платежей до телефонной связи по достоинству оценили преимущества, которые дает введение сервиса «Личный кабинет».
Согласно данным недавно проведенных исследований, уровень проникновения сотовой связи в мире на 2015 год превышает 100%. В связи с положительной динамикой прироста пользователей и усилением конкуренции на рынке мобильной связи, Оператор увеличивает количество возможных услуг, тарифов и скидок, что значительно усложняет отчет о текущей ситуации с мобильной связью клиента.
До появления Личного Кабинета для подключения услуг, изменения тарифных планов, уточнения финансовой информации Абонент общался с сотрудниками Оператора, которые взаимодействовали с приложением в виде “толстого клиента” (рисунок 1). «Толстый клиент» - это приложение, обеспечивающее полную функциональность и независимость от центрального сервера, который в этом случае является лишь хранилищем данных, а вся работа по обработке и представлению этих данных переносится на машину клиента. «Толстый клиент» обладает полной функциональностью работы с данными сервера, обеспечивает режим многопользовательской работы и т.д. Широкие функциональные возможности «толстого клиента» часто несовместимы с политикой безопасности информационной системы, возникают проблемы с удаленным доступом к данным, выражающиеся в сложности обновления данных, согласования их с другими клиентами и связанной с этой неактуальностью данных. «Толстый клиент» имеет сложный процесс установки и настройки и высокую стоимость.
Такой подход был очень неудобным для Абонента и затратным для Оператора, что являлось предпосылкой к разработке Системы-Личного Кабинета. Интернет-система самообслуживания позволит сделать подход к абонентам более персонифицированным, сосредоточив всю финансовую информацию и список всех доступных услуг в одном месте, а также снизить расходы на обслуживание пользователей и нагрузку на администраторов компании-Оператора, которые также получат доступ к отдельному модулю Системы. Отличительной особенностью разрабатываемой Системы является возможность обработки запросов, поступающих без подключения к Интернету через мобильные каналы (например смс) от абонентов компании- Оператора, которые могут не быть в списке зарегистрированных пользователей Личного Кабинета, например, подключение/отключение услуг и тарифных планов с помощью команды ,отправленной на короткий номер или смс-сообщения.
При проектировании приложения основной задачей является выбор правильного подхода к разработке архитектуры приложения. На данном этапе основной проблемой является выбор между водопадной и итерационной моделью проектирования Системы.
Водопадная модель предполагает последовательное выполнение различных этапов деятельности, включая анализ требований, проектирование, кодирование, тестирование отдельных модулей, сборок и интегрированное тестирование всего конечного продукта (рисунок 2). Предполагается четкое разграничение этапов, когда набор документов, выработанных на предыдущем этапе, передается в качестве входных данных для следующего этапа. Таким образом, каждый вид деятельности выполняется на одной фазе жизненного цикла программного обеспечения, и движение в обратную сторону по этой цепочке невозможно, что не дает возможности быстрой адаптации к изменениям и доработкам [1]. При данном подходе все ключевые решения относительно требований и общей архитектуры применяются, когда у аналитиков и разработчиков нет полного понимания будущей Системы, что ведет к накоплению различных ошибок, увеличению времени реализации и к риску срыва проекта.
В данной выпускной квалификационной работе бакалавра была рассмотрена проблема разработки личного кабинета абонента мобильной связи.
Были исследованы все этапы проектирования крупного веб-приложения от этапа сбора и управления требованиями до разработки программного обеспечения с учетом масштабов проектируемой Системы и особенностей направления функционирования (поддержка мобильной связи).
Была разработана архитектура приложения, отвечающая исходным требованиям заказчика.
В рамках данной работы было разработано программное обеспечение для подключения новой услуги мобильного оператора с помощью функционала Системы.
1. James R. Rumbaugh, Michael R. Blaha. Object-Oriented Modeling and Design with UML. Prentice Hall. 2005. pp.496.
2. Бабич А.В. Введение в UML: виды диаграмм иМБ[Электронный pecypc],URL:http://www.intuit.ru/studies/courses/1007/229/lecture/5954?page= 1 (дата обращения:20.04.2015).
3. Норенков И.П. Введение в web-технологии [Электронный
pecypc].URL:http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=270_Web/web212.mod#T2254792( дата обращения 05.05.2015).
4. Н.Пpохоpeнок.HTML,JavaScript,PHP и MySQL Джентельменский набор Web-мастера. 3-е изд.Санкт-Петербург:БХВ-Петербург,2013. 121 с.
5. К.Амриш,Х.Ахмед. Разработка корпоративных Java-приложений с использованием J2EE и UML. М.: Изд. дом "Вильямс", 2002.
6. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений. М:Вильяме ,2006.133 стр.
7. Аарон Сконнард [Aaron Skonnard]. Понимание SOAP [Электронный pecypc].URL:http://archival.ru/?q=node/469(дата обращения 10.05.2015).
8. Fielding, R. T.; Taylor, R. N. (2000). "Principled design of the modern Web architecture". Prentice Hall,2008 pp. 407-416.
9. Fielding, Roy Thomas (2000). Architectural Styles and the Design of Network-based Software Architectures [Электронный pecypc].URL:
http://www.ics.uci.edu/~fielding/pubs/dissertation/rest_arch_style.htm (дата обращения 17.05.2015).
10. Норенков И.П. Информационная безопасность [Электронный
pecypc].URL:http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=090_Secur/cr086.mod/?cou=090_Secur/base.cou (дата обращения 22.05.2015)