Введение 7
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 9
1.1 Бизнес-план как основа эффективной деятельности предприятия 9
1.2 Цели, задачи и функции бизнес-планирования 14
1.3 Структура и содержание бизнес-плана 16
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ 23
2.1 Метод предпроектного многофакторного сравнительного анализа проблем организации 23
2.2 Логико-эвристический метод синтеза и обоснования конкурентоспособного решения по адаптивным технологиям («Pro СОКРАТ») 26
2.3 Позиционирование продукции на рынке при помощи обобщенной функции полезности, ранжирование необходимых свойств 28
2.4 Прогнозирование в инновационной деятельности 31
2.5 Метод регрессионного моделирования прогнозно-аналитических оценок спроса на основе маркетингового эксперимента 35
2.6 Методы прогнозно-аналитической оценки экономической эффективности проекта 39
3 РАЗРАБОТКА И ТЕХНКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА 43
3.1 Применение метода предпроектного многофакторного сравнительного
анализа проблем организации 43
3.2 Синтез и обоснование конкурентоспособного решения по адаптивным
технологиям 46
3.3 Позиционирование услуг общественного питания кафе-чайной
«Чудная долина» и его конкурентов 51
3.4 Учет неопределенности спроса с помощью критериев Теории игр против Природы 63
4 ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТА 64
4.1 Резюме проекта 64
4.2 Производственный план 64
4.3 Организационный план 69
4.4 Маркетинговый план 70
4.5 Финансовый план 70
4.6 Прогнозная оценка эффективности проекта 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм. Но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес- план.
Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - этот совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика. Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всем областях коммерческой деятельности и для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовится, обойти потенциальные трудности и опасности.
В связи с этим тема является актуальной. Цель данной дипломной работы - разработка бизнес-плана формирования и реализации проекта предприятия, представляющего услуги общественного питания.
Объектом исследования является предполагаемое кафе-чайная «Чудная долина».
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, основными из которых являются следующие:
- анализ и разработка методических инструментов;
- сравнительный анализ проблем, обоснование выбора ключевой проблемы;
- разработка рационального решения ключевой проблемы;
- сравнительный анализ услуг в конкурентной среде;
- оценка влияния неопределенности спроса;
- прогнозно-аналитическая оценка экономической эффективности решения проблем.
В рамках выпускной квалификационной работы проведен анализ конкурентной среды на рынке услуг общественного питания в г. Миассе.
Использование метода позиционирования услуг на рынке при помощи обобщенной функции полезности позволило подобрать наилучшее сочетание потребительских характеристик и цены для услуг общественного питания, которые будет предлагать кафе-чайная.
С помощью логико-эвристического метода «PRO СОКРАТ» разработано и обосновано композиционное решение, которое наилучшим образом позволит реализовать бизнес-план проекта кафе-чайной «Чудная долина».
Организационно-правовая форма создаваемой организации - общество с ограниченной ответственностью. Налоговый режим - упрощенная система налогообложения.
Проведена прогнозная оценка экономической эффективности реализации бизнес-плана проекта и рекомендаций, полученных в бизнес-плане на стадии проекта. Чистый дисконтированный доход имеет достаточно высокий уровень и составляет при норме дисконта 20% 7 418 509 руб., при этом индекс доходности составляет составляет 6,22 при норме 1,2. Срок окупаемости составляет 1 год и 1 месяц.
В целом, все полученные результаты свидетельствуют о целесообразности разработки соответствующего проекта.
Таким образом, главная цель выпускной квалификационной работы достигнута, все поставленные задачи выполнены.
Разработанный проект имеет практическую значимость, поскольку может быть реализован в условиях нашего города.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14 - ФЗ (ред. от 23.05.2016) / опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) / опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.Dravo.gov.ru
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон: принят государственной думой 08.02.1998 № 14-ФЗ.(ред. от 06.04.2015) / опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.Dravo.gov.ru
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 / опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
Книги и статьи
5. Байкалова, А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.И. Байкалова - Томск, 2011. - 53 с.
6. Будашевский, В.Г. Инновационный менеджмент (Практические основы технологии): учебное пособие / В.Г. Будашевский. - Миасс: изд-во МФ ЮурГУ, 2009 - 52с.
7. Будашевский, В.Г. Технология восприятия, анализа и решения проблем на основе синергетического взаимодействия методов логики, психологии и эвристики// Сборник трудов VII научно-практической конференции «Социально-экономические, инстиционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований». - Миасс: Изд-во Геотур, 2011. - С. 16
8. Будашевский, В.Г., Солдатченко, Н.В. Управление проектными рисками: проблемы, диагностика, методы / Сборник трудов XI научно-практической конференции «Социально-экономические, инстиционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» / В.Г. Будашевский, Н.В. Солдатченко. - Миасс: Изд-во Геотур, 2014
9. Будашевский, В.Г., Буторина И.Е. Типовые ошибки и риски при разработке бизнес-плана, их предупреждение / Сборник трудов X научно-практической конференции «Социально-экономические, инстиционально- правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» / В.Г. Будашевский, И.Е. Буторина. - Миасс: Изд-во Геотур, 2014
10. Будашевский, В.Г. Метод прогнозной оценки спроса на инновационный товар, на основе когнитивного и маркетингового моделирования и согласующей функции полезности // Сборник трудов IX научно-практической конференции «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований». - Миасс: Изд-во: Геотур, 2012. - 294 с.
11. Горемыкин, В.А. Бизнес планирование, часть 1: Учебник / В.А. Горемыкин, В.Е. Бочков, Ю.Н. Демин. - М.: МГИУ, 2007. - 138 с.
12. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке: учебное пособие / П.Ф. Друкер; пер. с англ, и ред. Н.М. Макаровой. - М.: Вильямс, 2010. - 270 с.
13. Игошин, Н.В. Инвестиции: Организация управления и финансирования: учебник / Н.В. Игошин. - Изд-во М.: Финансы ЮНИТИ, 2008. -234 с.
14. Кофман, А. Займемся исследованием операций./ А. Кофман, Р. Фор - М.: Мир, 2009 - 280 с.
15. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г Ольдерогге. - Изд-во М.: Омега-Л, 2011. —664 с.
16. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования: Практическое руководство/. Н.К. Малхотра, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2010. — 960 с.
17. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва ЮНИТИ, 2006. - 271 с.
18. Михайлов, Л. А., Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В. П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко — СПб.: Питер, 2009 —302 с.
19. Налимов, В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов: В.В. Налимов. - М.: Наука, 1965. -340 с.
20. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании./ Е.Р. Орлова - Омега-Л, 2010 г. - 152 с.
21. Попов, В.М. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин. - М.:КноРус, 2011.- 448 с.
22. Саутин, С.Н. Планирование эксперимента в химии и химической технологии: Издательство: «Химия», 1975. - 48 с
23. Скаржинская, Е.М. Теория игр: конспект лекций с методическими указаниями: Учебное пособие. / Е.М. Скаржинская, А.С. Илюхина, К.С. Метелькова. - Кострома. 2009. - 90 с.
24. Степнов, М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний: Справочник. - М.: Машиностроение, 2010. - 232 с.
25. Циферблат, Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. Москва: Издательство «Финансы и статистика», 2010.- 144 с.
Internet-источники
26. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. URL: http://chelstat.gks.ru/