ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
РОССИИ 6
1.1 Отечественный и зарубежный опыт деятельности МФО 6
1.2 Деятельность саморегулируемых организаций и рассмотрение коммерческих банков в качестве основных конкурентов на микрофинансовом рынке 14
1.3. Государственное регулирование микрофинансового рынка 21
Выводы по разделу один 32
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МФО В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
2.1 Обзор крупнейших представителей микрофинансового рынка по портфелю микрозаймов в регионе 34
2.2 Анализ конкурентоспособности основных игроков микрофинансового рынка Челябинской области 42
2.3 Перспективы развития деятельности МФО в Челябинской области 48
Выводы по разделу два 52
3 ВЫЯВЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МФО И
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 53
3.1 Построение схемы бизнес - процесса деятельности микрофинансовых
организаций 53
3.2 Рассмотрение основных проблем, возникающих в деятельности МФО 59
3.3 Разработка рекомендаций по управлению развитием микрофинансовых
организаций в регионе 66
Выводы по разделу три 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
17 марта 2016 года состоялся круглый стол, на котором Челябинские общественники предложили полностью запретить микрокредитование граждан. Поводом для данной дискуссии послужил большой объём непогашенных обязательств по займам и незаконная деятельность коллекторских агентств, которая зачастую носит криминальный характер. Так осенью этого года коллекторы, беспрестанными звонками блокировали все телефоны Челябинской областной больницы № 3, в том числе, экстренные номера станции скорой помощи, подвергая тем самым жизнь и здоровье граждан опасности. Цена вопроса, как и в большинстве случаев,- несколько тысяч рублей. [23]
Изначально основной целью МФО была финансовая помощь малообеспеченным слоям населения, которым по тем или иным причинам оказалось недоступно банковское кредитование. Однако на текущий момент многие убеждены в том, что условия выдачи займов, в первую очередь высокие процентные ставки, способствуют лишь обогащению владельцев данных компаний, а сами клиенты оказываются в глубокой долговой яме, выбраться из которой достаточно непросто.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется поиском путей активизации покупательского спроса населения посредством повышения эффективности процессов микрокредитования, а так же экономического развития субъектов малого бизнеса.
Предмет исследования - микрофинансовые организации Челябинской области.
Объект исследования - система управления деятельностью МФО.
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий способствующих управлению развитием МФО на региональном уровне.
В соответствии с поставленной целью в процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить основных игроков микрофинансового рынка Челябинской области.
2) Проанализировать самые крупные МФО (по размеру портфеля займов)на предмет конкурентоспособности.
3) Оценить перспективы развития МФО, с помощью статистического анализа экономических показателей региона.
4) Разработать типовую схему бизнес-процесса деятельности МФО и проанализировать особенности всех её этапов.
5) Распознать узкие места и основные проблемы деятельности МФО.
6) Предложить комплекс мер по управлению развитием МФО в Челябинской области.
Таким образом, задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трёх разделов, библиографического списка и заключения.
Введение содержит актуальность выбранной темы, цели, задачи, а так же методы, предмет и объект исследования, описание теоретической и практической базы работы, практическую и прикладную значимость работы.
В первом разделе разбираются основные понятия и сущность деятельности МФО в целом, проводится сравнение российского и зарубежного опыта.
Во втором разделе рассматривается микрофинансовая отрасль регионального рынка, устанавливается перечень ведущих компаний, оцениваются перспективы их дальнейшего существования на региональном рынке, а так же анализируются статистические показатели характеризующие экономическое положение области и дающие понимание о необходимости дальнейшего развития МФО.
В третьем разделе на основе полученных знаний об особенностях деятельности МФО строится схема бизнес-процесса, выявляется проблематика и предлагаются меры по совершенствованию деятельности МФО.
В заключении приводятся выводы о возможностях управления деятельностью МФО.
Методы исследования, используемые при написании данной работы: анализ конкурентоспособности, статистический анализ, метод регрессионно-корреляционного анализа и экономический анализ.
Базой для теоретической части выпускной квалификационной работы послужили труды таких ученых как: Буркова А.Ю., Вавулин Д.А., Григорян С. А., Карайченцева Н.И., Каурова Н. Н., Репина Е.Г., а также данные интернет - источников.
Актуальность темы исследования заключалась в необходимости повышения экономической состоятельности населения региона и способствованию развития малого предпринимательства посредством совершенствования деятельности микрофинансовых институтов. По окончании написания настоящей квалификационной работы были получены следующие результаты:
1) Выявлена десятка крупнейших игроков микрофинансового регионального рынка: «Удобные деньги», «Экспресс деньги», «Быстроденьги», «АктивДеньги», «Центрофинанс», «Fast Money», «Срочномен», «Ваши деньги», «До зарплаты», «Капуста». Данные МФО имеют восемь и более точек обслуживания по всей Челябинской области. Все компании имеют офисы в нескольких федеральных округах. Основным продуктом являются займы «до зарплаты». Различия в условиях предоставления займа не существенны.
2) Проведение анализа конкурентоспособности по методу И.Б. Андреева, который наиболее подходит для оценки конкурентоспособности финансовых организаций, показал, что на текущий момент больше перспектив для дальнейшего развития своей деятельности в нашей области у МФО: «Быстроденьги»; «Удобные деньги»; «АктивДеньги»; «До зарплаты»; «Экспресс Деньги». В качестве наиболее существенных характеристик, выделенных автором и проанализированных в выпускной квалификационной работе - имидж финансовой организации (определяется анкетированием и методом экспертных оценок); доступность финансовой организации (развитость филиальной сети), ценовая (тарифная) политика.
3) Анализ статистических показателей региона выявил стабильный прирост населения, высокий показатель просроченной задолженности по заработной плате, превышение темпов роста цен над темпами роста заработной платы и позволил сделать вывод о необходимости существования МФО в Челябинской области и внесения изменений в их деятельность, которые сделают продукты МФО более привлекательными и доступными для потребителей.
4) Было произведено построение типовой схемы бизнес-процессов и установлено, что обслуживание клиентов происходит в пять этапов: обращение клиента, оценка заёмщика, заключение договора, выдача займа и его дальнейшее сопровождение. Более значимыми этапами являются оценка заёмщика и сопровождение займа, допущение ошибки на этих этапах грозит рисками просрочки обязательств.
5) Выявлен недостаток предложения услуг МФО в муниципальных районах области. А так же установлена, причина негативного отношения к МФО у общественности Челябинской области, которая связана с двумя факторами: незаконная деятельность коллекторов и большой объём непогашенных обязательств (высокая степень закредитованности населения), что связано с такими группами факторов как: экономические условия в стране и условия выдачи займов. Относительно коллекторской деятельности- главной проблемой является не желание профессиональных компаний сотрудничать с сектором МФО из-за того, что сегмент должников МФО специфичен, зачастую это люди с минимальными доходами, поэтому эффективность взыскания намного ниже, чем по банковским долгам. По оценке агентства "Секвойи кредит консолидейшн" примерно в 3,5 раза. Кроме того, профессиональные коллекторы жалуются, что МФО поздно передают просрочку, а по старым долгам сложно работать. К тому же продавая долги коллекторам, МФО часто не готовы платить за услугу адекватную цену. В конечном счёте, эти организации прибегаю к сотрудничеству с сомнительными криминальными элементами, что создает негативный фон всему рынку микрофинансирования. Было отмечено, что МФО поздно передают просрочку в коллекторские агентства, это связано ещё с одной проблемой существующей в деятельности МФО - отсутствие регламентированного порядка работы с просроченной задолженностью. Компаниям выгодно как можно дольше не обращаться к коллекторам, так как за каждый день «выжидания» они получат дополнительную прибыль. Касательно условий выдачи займа, основной спецификой микрофинансового рынка являются высокие процентные ставки, короткие сроки выдачи и небольшие суммы. И если последние не относятся к причинам, по которым объём просроченной задолженности может так или иначе изменяться, то как раз процентные ставки и являются тому причиной. В результате кореляционно-регрессионного анализа была установлена сильная взаимосвязь между величиной просроченных обязательств и величиной процентной ставки по займам, а так же была выведена модель данной зависимости.
6) Разработан комплекс мер по управлению развитием МФО в Челябинской области:
1. Увеличение предложения услуг МФО в муниципальных районах области.
2. Снижение процентной ставки по микрозаймам, что приведёт к снижению долговой нагрузки населения и, вероятно, увеличению спроса на услуги МФО.
3. Временный отказ от деятельности коллекторских агентств. Рекомендуется дождаться, пока вступит в законную силу законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Данный закон регламентирует правила поведения коллекторов с заёмщиками и их ответственность, а так же устанавливает необходимость внесения в государственный реестр всех коллекторских агентств. Войти в реестр смогут компании, размер чистых активов которых составляет не менее 10 миллионов рублей. Государственная пошлина за внесение в реестр — 100 тысяч рублей. За нарушение закона из реестра будут исключать. Если коллектор будет работать, не состоя в реестре, то работников компании могут оштрафовать на сумму от 50 до 500 тысяч рублей, должностных лиц — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей, юридические лицо — от 200 тысяч до 2 миллионов рублей. Данная мера позволит вытеснить с рынка недобросовестных коллекторов.
4. Направление инициативы от СРО Центробанку РФ касательно необходимости регламентации процедуры работы с просроченной задолженностью на законодательном уровне.
Таким образом, все задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, решены, а значит, цель достигнута.
1. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [Текст]лФедеральный закон от 2 июля 2010 года N 151-Ф3// Собрание законодательства. -2016/-№22, (30 мая).- С. 1267 - 1301(ст. 268).
2. Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования [Текст] // Вестник УрФУ. - 2013. - №12. - С. 5-17.
3. Д. А. Вавулин Комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (постатейный) [Текст]: практическое пособие /Д.А.Вавулин- М.: ИНФРА - М, 2012. - 309с.
4. Дубровская А.С. Существующие банки — это банки для богатых [Текст] // Деловая газета «Маркер», -2014.- №3.- С. 22-31.
5. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега- Л, 2013. - 349 с.
6. Криворучко С.Г., Абрамова М.Л., Мамута М.Я., Тенетник О.Б., Шакер И.Н. Микрофинансирование в России [Текст]: практическое пособие / Криворучко С.Г.[и д.р.]- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 327 с.
7. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / Н.Н.Никулина. - М.: Юнити, 2012. - 511с.
8. Рогова, Е.М. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Е.М.Рогова, Е.А.Ткаченко. - М.: Юрайт, 2011. - 540с.
9. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник / Е.С.Стоянова. - М.: Перспектива, 2010. - 656 с.
10 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст]: практическое пособие / А.Д.Шеремет. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 208с.
11. Обзор рынка микрофинансирования в РФ [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://microcredit-rf.ru/rinok-mocrofinansirovania-vremia-vzroslet.html
свободный. - Загл. с экрана.
12. Виды СРО на микрофинансовом рынке [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://zaim.com/articles/regulirovanie-rynka/kakie-sro-rabotayut-na-rynke-
mikrokreditovaniya/,свободный. - Загл. с экрана.
13. Сходства и различия банков и МФО [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.avtolombard.org/avtolikbez/sravnenie-mfo-i-bankov/свободный. - Загл. с экрана.
14. СРО на микрофинансовом рынке [Электронный ресурс] / Вытеснение нелегалов с рынка - Электрон.дан. - Режим доступа:http://microcredit-rf.ru/servisi/opros-cpo-for-mfo.html,свободный. - Загл. с экрана.
15. Изменения для МФО в 2016 году [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://microcredit-rf.ru/po-pynktam-25-vaznix-izmenenii.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
16. Отличия МФК от МКК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zaimisrochno.ru/articles/chem-mikrofinansowe-kompanii-budut-otlichatsya-ot-mikrokreditnyhсвободный. - Загл. с экрана.
17. Кредитные портфели крупнейших МФО [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://global-finances.ru/mikrofinansovyie-organizatsii-2016/свободный. - Загл. с экрана.
18. ЦБ озвучил ставки на I квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://microcredit-rf.ru/cb-ozvychil-stavki-na-1-kv-2016.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
19. Методологические и практические аспекты оценки
конкурентоспособности МФО региона [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sibac.info/conf/econom/xxix/33882свободный. - Загл. с экрана.
20. Скоринг. Лёгкий и безжалостный [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.611.ru/articles/skoring lyogkij i bezzhalostnijсвободный. - Загл. с экрана.
21. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chelstat.gks.ruсвободный. - Загл. с экрана.
22. Коллекторские агентства: проблемы правового регулирования
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/article/499920/свободный. - Загл. с экрана.
23. Челябинские общественники предложили запретить микрозаймы
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://chelyabinsk.ru/text/newsline/145323930669056.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
24. Коллекторскую фирму, парализовавшую работу ОКБ №3, оштрафовали
на 100 тысяч [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://chelyabinsk.ru/text/newsline/116660594003968.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
25. Запрет МФО: кто придет на замену? [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://chelfin.ru/text/news fin/170712631595008.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
26. Южный Урал попал в первую десятку регионов по объему микрозаймов
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://chelyabinsk.ru/text/newsline/132257126010880.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
Т1. Коллекторские агентства в России и за рубежом [Электронный ресурс] /
Режим доступа:
http://www.collectorpro.ru/collectorpro/index.php/collectoragency/1672collectoragencyrussiaсвободный. - Загл. с экрана.
28. Коллекторы не особенно охотно работают с МФО [Электронный ресурс]
/ Режим доступа:http://microcredit-rf.ru/servisi/kollektori-neoxotno-rabotaut-
mfo.htmlсвободный. - Загл. с экрана.
29. Как устроен бизнес российских коллекторов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.rbc.ru/magazine/2016/04/56ebfc9a9a19416fd524962b/свободный. - Загл. с экрана.
30. Административно-территориальное деление Челябинской области [Электронный ресурс] / Режим доступа:http: //pravmin14.ru/administrativnoe-delenieсвободный. - Загл. с экрана.