Введение 3
1. Организационные основы оказания государственной финансовой
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 6
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимость их
финансовой поддержки 6
1.2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 15
2. Анализ действующей практики государственной финансовой
поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 26
2.1.Организация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 26
2.2. Расходы регионального бюджета на оказание финансовой поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства 41
3.Эффективность механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, возможности ее
повышения 57
3.1. Оценка эффективности механизма государственной финансовой
поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 57
3.2. Совершенствование механизма государственной финансовой
поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 73
Заключение 83
Список использованных источников
В настоящее время не только мировая, но и российская экономика находится
на стадии изменений и серьезных трансформаций, вызванных появлением инноваций, развитием информационно-технических технологий, изменениями в социальной сфере, а также экономическими, политическими волнениями. В связи с
этим происходят логические изменения в сфере малого и среднего предпринимательства, а именно: расширяются области функционирования и перечень выполняемых функций. Также увеличивается доля участия малых и средних предприятий в производстве новой высокотехнологичной продукции и оказании услуг.
Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим показателем уровня
эффективности конкурентной экономики.
Стоит отметить, что на сегодняшний день поддержка малого и среднего
предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. В
большинстве случаев государственная поддержка направлена на малый бизнес -
вновь открываемые фирмы, которые являются новичками на рынке. Если говорить о среднем бизнесе, то в данной сфере государство оказывает необходимые
меры для поддержки компаний в устойчивом состоянии.
В настоящее время в России деятельность субъектов малого и среднего
предпринимательства основана на экономических реформах государственной
власти, которые проводились около 20 лет назад. Именно они легли в основу зарождения частного сектора в экономике России. Но, несмотря на то, что начало
пути становления предпринимательства относится к 1990-м гг., в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации малый и средний бизнес все
еще проходит путь перехода от теневого бизнеса, в котором преобладает торгово-посредническая деятельность, к более легальному бизнесу, направленному на
осуществление востребованных задач социально-экономического развития регионов.
Малое и среднее предпринимательство имеет ярко выраженный территориальный аспект, ведь субъекты бизнеса строят свою деятельность исходя из потребностей и спроса на местном рынке. Уровень развития малого и среднего
предпринимательства в субъекте Российской Федерации является индикатором
благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности предпринимателей. Именно малый и средний бизнес
может оказать влияние на рост экономики в регионе и охарактеризовать уровень
социально-экономического развития на конкретной территории.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики растет. Благодаря
деятельности малых и средних предприятий создаются новые товары, оказываются работы и услуги, при этом удовлетворяется растущая потребность населения.
Таким образом, институт предпринимательства выполняет значимые социальные
и экономические функции. В связи с этим заинтересованность государства в поддержке малого и среднего бизнеса увеличивается. Особую роль в поддержке малого и среднего предпринимательства имеют региональные органы власти, так
как институт предпринимательства в большей степени имеет территориальный
аспект.
Цель работы заключается в определении значимости малого и среднего
предпринимательства и необходимости государственной финансовой поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание малого и среднего предпринимательства, а также показать его значение в развитии экономики;
- обосновать необходимость государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства;
- определить инструменты и механизм оказания государственной поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации;
- определить пути совершенствования механизма оказания государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
Предпринимательство представляет собой процесс, направленный на получение прибыли, при котором происходит создание новых товаров, работ и услуг,
а также удовлетворение постоянно растущих потребностей, в результате чего
осуществляются значимые социальные и экономические функции.
В современных условиях малые и средние предприятия являются необходимым элементом экономической системы страны, так как именно эти хозяйствующие субъекты существенно влияют на темпы экономического роста, а также на
состав номинального и реального валового внутреннего продукта. Так, например,
в 2016 году на территории Российской Федерации действовали 2786,9 тысяч малых и средних предприятий, при этом 12805 тысяч человек были обеспечены рабочими местами в этой сфере. Оборот этих предприятий в 2016 году составил
43814 млрд. руб., а доля оборота малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте – 50,9%. Стоит отметить, что за последние несколько лет оборот
малых и средних предприятий и его доля в валовом внутреннем продукте имеет
положительную динамику, с 2014 года эти показатели увеличились на 12905,9
млрд. руб. и 30% соответственно. Роль малых и средних предприятий в экономике
России довольно велика, поэтому государство заинтересовано в развитии бизнеса.
Сам процесс развития и роста предпринимательства весьма трудоемкий, и
требует порой больших затрат времени, сил и ресурсов. Малому и среднему бизнесу намного тяжелее дается этот путь, нежели крупным коммерческим организациям, особенно в части приобретения новых технологий и высокотехнологического оборудования, переквалификации и иностранной стажировки кадров, доступа к ресурсам и инвестициям. В связи с этим органы государственной власти
оказывают проведение целенаправленной политики поддержки и стимулирования
предпринимательства, с учетом общенациональных интересов государства, тем
самым снижая издержки связанные с развитием.
Существуют различные инструменты оказания государственной финансовой
поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно законодательству Российской Федерации оказание финансовой поддержки может осуществляться в форме предоставления субсидий, гарантий и бюджетных инвестиций. Кроме того, государство может оказывать поддержку малому и среднему
предпринимательству в виде предоставления бюджетных кредитов, упрощения
условий кредитования предпринимателей, упрощения уплаты налогов и налогообложения субъектов предпринимательства в целом. Перечисленные инструменты поддержки не закреплены законодательством, но, тем не менее, активно используются.
Важно отметить, что для эффективного развития малого и среднего предпринимательства в России большая работа должна проводиться отдельно в каждом субъекте Российской Федерации.
Высокая роль малого и среднего предпринимательства в экономике Ульяновской области характеризуется положительной динамикой экономических показателей, таких как объем налоговых поступлений, количество предоставленных
рабочих мест, объем валового регионального продукта, оборот и выручка организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Несмотря на снижение числа действующих и вновь созданных субъектов малого и
среднего предпринимательства, в 2016 году оборот продукции малых и средних
предприятий составил 101957 млн. руб., доля оборота продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте 33%, объем налоговых поступлений в бюджет от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства составил 2002,9 млн. руб., при этом доля налоговых поступлений от
субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме доходов
бюджета Ульяновской области составила 4,06%. За последние несколько лет
наблюдается рост данных показателей, а значит, это говорит о положительном
влиянии на экономику региона. Правительство Ульяновской области уделяет особое внимание поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе, тем
самым создавая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление: 05.03.2017
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление: 05.03.2017
3. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обнов¬ление
4. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1538) // Спра¬вочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление
5. Отчёт о развитии малого и среднего предпринимательства в Ульянов¬ской области за 2015 год, Председатель Правления Корпорации по развитию предпринимательства, Р.Ш.Гайнетдинов
6. Отчёт о развитии малого и среднего предпринимательства в Ульянов¬ской области за 2016 год, Председатель Правления Корпорации по развитию предпринимательства, Р.Ш.Гайнетдинов
7. Пояснительная записка по исполнению областного бюджета Ульянов¬ской области за 2016 год, Заместитель директора департамента административно¬го обеспечения - начальник отдела бухгалтерского учета и кадрового обеспечения - главный бухгалтер Министерства развития конкуренции и экономики Ульянов¬ской области Седова О.В.
8. Пояснительная записка по исполнению областного бюджета Ульянов¬ской области за 1 квартал 2017 года, Заместитель директора департамента адми¬нистративного обеспечения - начальник отдела бухгалтерского учета и кадрового обеспечения - главный бухгалтер Министерства развития конкуренции и эконо¬мики Ульяновской области Седова
9. Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской обла-сти" на 2014 - 2018 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/417-П // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление: 11.04.2017
10. Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2010 года N 42/389-П// Справочно-правовая система «Гарант». - Послед¬нее обновление: 25.05.2017
11. Об утверждении порядка предоставления субсидий (грантов) начина¬ющим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Улья¬новской области от 27 марта 2009 г. N 120-П// Справочно-правовая система «Га¬рант». - Последнее обновление: 25.05.2017
12. Буров. В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие /
В.Ю.Буров. - Чита.:., 2013. [Электронный ресурс]: http://scipro.ru/wp-
content/uploads/2016/08/Основы-предпринимательства_Буров-В.Ю^Г Последнее обновление: 10.03.2017
13. Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства: учеб. пособие / Г.А. Гершанок, Н.А. Молодчик, В.Л. Попов, А.Ф. Палкин, Д.Г. Шиш¬кин, Д.А. Томчук ; под ред. Г.А. Гершанока. - Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 167 с.
14. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в ор¬ганизации. / Е.П. Голубков//Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №3.
15. К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева Предпринимательское право. [Элек-тронный ресурс]: http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/8554.pdf Последнее обновление: 10.03.2017
Хрулева О.В., Карпенко Т.В. Роль и значение малого и среднего биз¬
неса в современной России [Электронный ресурс]:
http://www.scienceforum.ru/2016/1528/22457 Последнее обновление: 10.04.2017
17. В 2016 году в Ульяновской области вводятся новые меры поддержки
малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: https://ulpressa.ru/2016/03/16/v-
2016-godu-v-ulyanovskoy-oblasti-vvodyatsya-novyie-meryi-podderzhki-malogo-i- srednego-biznesa/ Последнее обновление: 24.04.2017
18. Инвестиционный меморандум Ульяновской области на 2016 год [Электронный ресурс]: https://ulgov.ru/инвестиции/инвестиционный-меморандум- уллшовской-области-на 1.html Последнее обновление: 24.04.2017
19. «Рейтинг эффективности программ государственной поддержки ма¬
лого предпринимательства РФ» 2015, Горчаков Г.Г., Абрамкина М.О. [Электрон¬ный ресурс]: http://businesspatriot.ru/wp-content/uploads/Рейтинг-эффективности-
программ-государственной-поддержки-малого-предпринимательства-РФ1.pdf Последнее обновление: 25.04.2017
20. «Рейтинг эффективности программ государственной поддержки мало¬
го предпринимательства РФ» 2016, информационно-аналитический порталом «Все Выборы» [Электронный ресурс]: https://vsevybory.ru/wp-
content/uploads/2016/11/Obshhij-dokument-po-rejtingu-2016.pdf Последнее обновле¬ние: 24.04.2017
21. Оценка эффективности государственной политики поддержки пред-принимательства в РФ, Киселева О.В., Давыдова Ю.В. [Электронный ресурс]: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/332/article-332-1417.pdf Последнее обновле¬ние: 16.04.2017
22. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств государственной поддержки малого бизнеса, Богомолова Л.Л., Такмашева Т.В. [Электронный ресурс]:http://uecs.ru/uecs-83-832015/item/3893-2016-01-15-10-56-20 Последнее обновление: 29.05.2017
23. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжери-
на Н.Т. [Электронный ресурс]: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-i-
sovershenstvovanie-mehanizma-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego- predprinimatelstva Последнее обновление: 27.05.2017
24. Исследование условий для развития малого бизнеса и предпринима-тельства (на примере г. Ульяновска), Киселёва О.В. , Сурова О.А. , Суров М.А. [Электронный ресурс]:
https:ZZvk.com/doc222471617_446140552?hash=447de7037b2bf914b 1 &dl=b8f770a62 1374cb15d Последнее обновление: 28.05.2017
25. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году, Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http:ZZeconomy.gov.ruZwpsZwcm/connectZef7a9238-9f2d-4fe2- bc81- 6e46O66O1ca2/Направления+государственной+поддержки+МСП+в+2016+году.pdf ?MOD=AJPERES&CACHEID=ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81 -6e4606601 ca2 Последнее обновление: 29.04.2017
26. Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской обла¬сти - официальный сайт, режим доступа: http:ZZekonom73.ru
27. Министерство финансов Ульяновской области официальный сайт, режим доступа: http:ZZufo.ulntc.ru
28. Федеральная служба государственной статистики официальный сайт, режим доступа: http:ZZwww.gks.ru
29. Территориальный орган Федеральной службы государственной стати¬стики по Ульяновской области - официальный сайт, режим доступа: http:ZZuln.gks.ru
30. Единый государственный реестр субъектов малого и среднего пред-принимательства - официальный сайт, режим доступа:
https:ZZwww.nalog.ruZrn77Zrelated_activitiesZregbusinessZ#t3
31. Корпорация по развитию предпринимательства в Ульяновской обла¬сти - официальный сайт, режим доступа: http:ZZfond73.ru