Введение
1. Основы формирования расходов местного бюджета на образование 6
1.1 Образование как государственная услуга в РФ 6
1.2 Источники финансирования расходов на образование в РФ 15
1.3 Порядок планирования расходов на образование 22
2. Анализ расходов местного бюджета на образование 30
2.1 Общая характеристика сети образовательных учреждений в муниципальном
образовании 30
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на образование 36
2.3 Анализ финансового обеспечения сети образовательных учреждений 41
3. Предложения по совершенствованию системы финансирования образования 51
3.1 Эффективность бюджетных расходов на образовани 51
3.2 Совершенствование финансового обеспечения бюджетных расходов на
образование 58
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение 75
Одним из системных вызовов, отражающих мировые тенденции и внутренние барьеры развития российской экономики в предстоящем долгосрочном периоде, обозначенных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. На развитие человеческого потенциала влияют приоритеты и основные направления демографической политики, политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья. Однако ключевым элементом развития человеческого потенциала для формирования инновационной экономики России является образовательная политика, эффективность проведения которой обусловливает повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы российской экономики.
Полноценное функционирование сферы образования, способствующей экономическому росту и социальному благополучию общества, предполагает достаточный уровень ее финансового обеспечения, основным источником которого являются средства бюджетов всех уровней. Однако бюджетные ресурсы ограничены, и в связи с этим возникает проблема, связанная с повышением эффективности расходования бюджетных средств на образование. Эта проблема заключается в том, что не всегда выделение дополнительных объемов бюджетного финансирования на образование приводит к улучшению качества предоставления образовательных услуг.
В посткризисный период при острой ограниченности финансовых ресурсов проблема эффективности расходования средств бюджетов на все сферы бюджетной деятельности, в том числе и на образование, вышла на первый план. В связи с этим Правительством Российской Федерации была разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Через призму
этой Программы отечественными экономистами и специалистами рассматривается вопрос повышения эффективности бюджетных расходов в различных сферах деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по предоставлению государственных
(муниципальных) услуг, в том числе и образовательных услуг. Однако в условиях проведения бюджетной политики, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, и реформы образования, следствием которой является 4 принятый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», остаются не решенными в научном плане и на практике теоретические и методические вопросы повышения эффективности бюджетных расходов на образование, что обусловливает актуальность темы бакалаврской работы.
Целью бакалаврской работы является исследование теоретических и практических основ бюджетного финансирования сферы образования в Мамадышском районе, в выявлении проблем и пути их решения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему образования Мамадышского района и источники ее финансирования;
- рассмотреть расходные обязательства Мамадышского района в сфере образования;
- изучить и охарактеризовать расходы бюджета Мамадышского района на образование;
- проанализировать бюджетное финансирование образования в Мамадышском районе;
- определить пути повышения эффективности расходов образования в Мамадышском районе.
Теоретической базой написания бакалаврской работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Татарстан, Мамадышского муниципального района научные труды ученых-экономистов, материалы периодической печати и другие источники информации, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам финансового обеспечения сферы образования, а так же статистические данные из официальных источников.
Четкое разделение между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления компетенции и сфер ответственности при предоставлении образовательных услуг гражданам способствует повышению эффективности управления бюджетными расходами на финансирование образования. Из бюджета Мамадышского муниципального района финансируются расходы на дошкольное и общее образование, другие вопросы в области образования, а также расходы на молодежную политику.
Образование является самой крупной отраслью по объему расходов в бюджете Мамадышского муниципального района. В эту отрасль направлено бюджетных ассигнований от общего объема расходов в размере 58,45% в 2014 году и 67,19% в 2016 году, что обусловлено актуальностью сферы образования и повышением заработной платы работников в муниципальных учреждениях образования в 2014-2016 годах в целях реализации Указа Президента Российской Федерации №597 от 07.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». При этом вышеуказанное повышение оплаты труда произведено на 10-65% в зависимости от категории работников.
Расходы районного бюджета на образование составляли в анализируемый период более 58% от общего объема бюджетных расходов. Следует заметить, что расходы на образование существенно увеличились с 2015 году. При этом мы видим, что расходы на образование в общем объеме расходов районного бюджета в суммарном выражении на протяжении анализируемого периода неуклонно возрастали.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования за последние годы на развитие общего образования Мамадышского муниципального района Республики Татарстан направлены значительные финансовые средства. Для создания современных условий организации образовательного процесса приобретено и поставлено в общеобразовательные учреждения учебного оборудования для кабинетов математики, физики, химии, биологии, начальных классов и компьютерной техники.
В целях решения проблем в сфере образования в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан реализуется Муниципальная программа "Развитие образования Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016 - 2020 годы".
Дошкольное образование в России не является обязательным, но наиболее эффективно способствует выравниванию стартовых возможностей будущих школьников. В этой связи органам государственной власти и местного самоуправления рекомендуется сконцентрировать усилия на обеспечении доступности дошкольного образования для детей, относящихся ко всем группам населения. Оптимизация сети дошкольных учреждений должна быть направлена в первую очередь на создание условий для массового привлечения детей в детские сады путем использования гибкой системы режимов пребывания детей в детских садах, развития предшкольного обучения и т.д.
Расходы бюджета Мамадышского муниципального района на дошкольное образование увеличивается с 132 624,5млн.руб. в 2014 году до 135 830,1млн.руб. в 2015 году и до 149 657,9млн.руб. в 2016 году.
Сокращение рождаемости в Мамадышском муниципальном районе приводит к тому, что численность учащихся в учреждениях общего образования в районе ежегодно сокращается. Тем не менее, благодаря проводимой реструктуризации средняя наполняемость классов сохраняется на стабильном уровне за счет сокращения числа школ в сельской местности. Мелкие сельские школы, имеющие объективно более низкие возможности для предоставления качественного образования, укрупняются и преобразуются в интегрированные образовательные учреждения, доставка детей в которые из прилегающих населенных пунктов осуществляется школьными автобусами. Учащиеся сельских школ при этом получают доступ к более качественному образованию, высокий уровень которого способны обеспечить укрупненные сельские школы и интегрированные образовательные учреждения.
Следует отметить, что расходы бюджета Мамадышского муниципального района на общее образование в абсолютных цифрах уменьшаются с 491 519,5млн. руб. в 2014 году до 479 028,6млн. руб. в 2015 году и до 470 238,6млн. руб. в 2016 году в связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений.
Расходы в 2016 году на 1 обучающегося по сельским общеобразовательным школам составила 138586 рублей, по городским общеобразовательным школам 57202 рубля.
Таким образом, проводимая реструктуризация сети учреждений общего образования в Мамадышском муниципальном районе расширяет возможности граждан для получения качественного образования вне зависимости от места жительства.
Важным приоритетом в Мамадышском районе в сфере образования является укрепление, развитие и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. Проведенный анализ показал, что в Республике Татарстан, в том числе и Мамадышском районе, инвестиционная составляющая бюджетных расходов на образование в 2014-2016 годы увеличилась. Динамика капитальных расходов на финансирование образования за 2014-2016 годы позволяет предположить дальнейшее увеличение бюджетных инвестиций в сферу образования. Увеличение капитальных расходов на образование в текущем году и в предстоящем периоде связано, в том числе, с реализацией государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", в рамках которой осуществляется оснащение школ учебным оборудованием, компьютерными классами, подключение школ к сети Интернет и приобретение школьных автобусов для доставки учащихся.
В ближайшие годы органам местного самоуправления Мамадышского района необходимо продолжать реализацию мер по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Данные меры включают дальнейшую оптимизацию сети учреждений общего образования, а также повышение качества образования путем его информатизации, внедрения инновационных образовательных технологий, развития профильного обучения.
Целесообразно продолжать совершенствование законодательства по вопросам регулирования правоотношений в процессе привлечения и использования бюджетными учреждениями (включая образовательные) средств из внебюджетных источников.
Проблемой финансирования государственных учреждений является неточное формирование единого юридическо-технического подхода к применению основных терминов при реализации законов (например, Закон № 83- ФЗ, недостаточно характеризует такие понятия, как «услуга», «работа», «функция»). Такая законодательная недоработка негативно отразилась на методике расчета нормативных затрат и, соответственно, финансовом обеспечении учреждений.
Для эффективной работы государственных предприятий, а также для продуктивного взаимодействия органов местного самоуправления с госструктурами учреждениям необходимы гарантии своевременного получения финансирования в полном объеме. Такие гарантии призваны обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.
И, наконец, крайней, но не последней является проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых можно выделить привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.-04.08.2014.-№ 31.-Ст. 4398
2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая. (в ред. от 09.03.2016) //Собрание законодательства РФ.-1995.-№39.
3. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» № 61 [текст]
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г.
№ 583 [текст] // Бюллетень трудового и социального законодательства
Российской Федерации. 2012. № 8 (608). С. 19—25.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» № 1662-р [текст]
6. Постановление Правительства РО от 23.08.2013 N 529 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625".
7. Постановление от 19 июля 2012 г. N 659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года».
8. Развитие образования Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2020 годы» URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2016- 06/53873/npa 53874.pdf (Дата обращения 12.05.17)
9. Отчет об исполнении бюджета Мамадышского муниципального района РТ на 2016 год и плановый период 2014-2017 годов: Решение Совета Мамадышского муниципального района от 09.04.2016 г., № 2-30.
10. Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения.: Психологический аспект // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С. 4 - 8.
11. Азаров Ю. Л. Искусство воспитания. — М.:Юнити, 2013.-390с.
12. Андрианов М. Невербальная коммуникация // Вопросы психологии -2013- №6.-С.. 89 - 100.
13. Анисимов П.Ф., Коломенская А.А. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2013 году: Стат. сборник. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2014.- 72 с.
14. Безуглов А.А. Конституционное право РФ. М.:Юрист, 2014.
15. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2015 - 304 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,
2012. - 192 с.
17. Бессарабов В.Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина//Философские науки. -2012. -№4. -с.71 -86.
18. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе- 2012. №9. С. 22-32.
19. Богославец Л.Г. Управление качеством дошкольного образования: методическое пособие [текст] / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера,
2013. - 128 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
20. Богуславский М.В. Сфере образования нужны общественные эксперты- консультанты. Как их подготовить [текст] / М.В. Богуславский, Л.Н. Буйлова // Народное образование. - 2010. - №1. - С.87 - 91.
21. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа.
- 2014. №1. - С. 52-56.
22. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- СПб: Питер, 2014. -650с.
23. Борисов А.С. Финансирование системы образования на основе подушевого финансирования // Инновации в образовании. - 2010. - №10.
24. Васильев А.В. Теория государства и права. М.: РАТС, 2013.
25. Володин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России//Российская юстиция.-2015.-№8.-С.24-26.
26. Вязникова Л.Ф. Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования: Автореф. дис.докт. психол. наук. М., 2012. - 41с.
27. Гессен С.И. Основы педагогики. - Берлин, 1923.
28. Гисматуллина, Э. К. Активизация внеучебной работы как фактор
продвижения инновационной деятельности вуза [Текст] / Э. К. Гисматуллина // Экономика, статистика и информатика. Вестн. УМО. - 2011. - № 4. - С. 2-5.
29. Дмитриева Т.Б. Государство и гражданин: кто «выше»?//Человек.-2013.- №4.-С.67-74.
30. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. пособие [текст] / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. М.: ИНФРА-М, 2012. 400 с.
31. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Экономическая безопасность России и инновационные технологии трансформации в сфере образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 42 (279). С. 23-35.
32. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. - 2014. - №1. С. 10¬13.
33. Егоршин, А.П. Управление персоналом [текст] / А.П. Егоршин. - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
34. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2013. - №2. - С. 20-23.
35. Жамин В. А. Экономика и образование / В. А. Жамин, С. Л. Костанян. - М.: Знание, 1970. - 48 с.
36. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/ Д.:Феникс, 2013.-640с.
37. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //Педагогика- 2013 -№7 -С.34-43.
38. Зуев В. национальные и международные механизмы защиты прав человека//Закон .-2012.-№11.-С.41-42.
39. Ильина М. В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы// Преподавание истории и обществознания в школе- 2012. №8- С. 54-57.
40. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. В. М. Демина. Москва, 2013.- 288 с.
41. Квасков В. Роль общения в деятельности человека //Социально - политический журнал- 2012- №3.-С. 224 - 234.
42. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий Обнинск, 2011 .-98с.
43. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2013.
44. Крусс В.И. Актуальные проблемы злоупотребления правами и свободами человека.//Государство и право.-2012.-№7.-С.46-53.
45. Куклина И. Права человека: политическое и гуманитарное
измерение//Мировая экономика и МЭО.-2013.-№11.-С.21-30.
46. Лазарева Р.С. Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: Ав-тореф. дис.канд. пед. наук-Курск, 2014. 23с.
47. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.- 2014.- №3.- С. 3-12.
48. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. - 2013. -№2. - С. 35-38.
49. Леонов Л.В. Правам человека- особое внимание.//Преступление и наказание.-2012.-№4.-С.17-19.
50. Михайлов С.М. Вопросы теории в определении структуры прав и свобод человека и гражданина//Вестник юридического института.-2013.-№3.-С.53-62.
51. Монастырский, Е. А. Применимость модели взаимодействия
университетов, бизнеса и государства как инструмента развития современной экономики России [Текст] / Е. А. Монастырский // Инновации. - 2011. - № 4. - С.
56-65.
52. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.:Норма, 2015.-220с.
53. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. -183с.
54. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии.- 2013.- №4.- С 61-66.
55. Новикова О.А. Идеи мотивационного подхода к управлению образовательным учреждением в трудах отечественных педагогов XX века: Автореф. дис. .канд.пед. наук Екатеринбург, 2013. - 23 с.
56. Панина Т. С. Социальное партнерство в сфере профобразования Кузбасса / Т. С. Панина, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин // Проф. образование. Столица. -
2014. - № 9. - С. 22-23.
57. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2013.-642с.
58. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. - М., 1964-1968.
59. Перевозный А. В. Массовое высшее образование: истоки и проблемы организации [Текст] / А. В. Перевозный // Унив. Упр.: практика и анализ. - 2011. - № 1. - С. 28-33.
60. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
61. Федорова И.Ю. Механизм финансового обеспечения образовательных услуг в России Методологические аспекты / под ред. д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель - Observer. 2016. №10. С. 81-87
62. Данные Министерства финансов Российской Федерации. Официальный сайт - www1 .minfin.ru
63. Развитие образования Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2020 годы» URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2016- 06/53873/npa_53874.pdf (Дата обращения 12.05.17)
64. Портал муниципальных образований [Электронный ресурс]: История Мамадышского района. - Официальный сайт Мамадышского муниципального района, 2017. - Режим доступа: http://mamadysh.tatarstan.ru
65. Becker G. The HR Scorecard. Linking People, Strategy and Performance / G. Becker, M. Huselid, S. Ulrich. - Boston: Harvard Business School Press, 2001.
66. Shulth T. Investment in Human Capital / T. Shulth. - N.Y. ; London: OIRS, 1971.