Введение 3
1. Система бюджетного финансирования жилищно-коммунального
хозяйства
1.1. Роль и место жилищно-коммунального хозяйства в экономике муниципального образования
1.2. Источники финансирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования
1.3. Порядок планирования расходов бюджета на жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования
2. Анализ расходов местного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство
2.1. Состав и структура расходов местного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство г. Казани
2.2. Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на содержание жилищного фонда города Казани 45
3. Основные пути совершенствования финансирования жилищно- 56
коммунального хозяйства
3.1. Финансирование государственных и муниципальных программ 56 на жилищно-коммунальное хозяйство
3.2. Рекомендации по оптимизации системы расходов местного 63 бюджета на ЖКХ в г. Казани
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложения
Необходимость в жилище является важнейшей, естественной потребностью человека, определяющей условия его жизни. От условий жизни, их благоустройства, качества и надёжности коммунально-бытового обслуживания зависит состояние здоровья, продолжительность жизни, социально-политическое настроение людей и многое другое.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) охватывает
многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство - это более 50 тысяч предприятий, каждое пятое из которых - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 триллионов рублей. В ЖКХ занято свыше 4 миллионов человек. Казалось бы, ЖКХ должно быть самой богатой отраслью. Однако, в то же время, весь этот огромный механизм был и по-прежнему остаётся самой неэффективной сферой экономики нашей страны.
Такое положение связано с целым рядом проблем, которые требуют скорейшего решения. Недофинансирование отрасли за все предшествующие годы, неповоротливая структура управления, техническая отсталость применяемых технологий привели к тому, что сейчас, кроме больших единовременных вложений, необходимы ещё и новые неординарные подходы для осуществления её эффективной деятельности.
В свете вышеизложенных вопросов, и проблема оптимизации расходов местного бюджета на ЖКХ не вызывает сомнений в своей актуальности.
При этом основной упор делается на реализацию концептуальных идей реформирования системы бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целом, принимая во внимание специфику ситуации, сложившейся непосредственно в сфере ЖКХ.
Цель дипломной работы состоит в исследовании системы расходов местного бюджета на ЖКХ Казани и разработке возможных путей оптимизации этих расходов.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть систему бюджетного финансирования ЖКХ в России в целом;
2) оценить ситуацию с расходами местного бюджета на ЖКХ в г. Казани;
3) разработать рекомендации по оптимизации системы расходов местного бюджета на ЖКХ в г. Казани.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения разработанных подходов к решению проблем бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства г. Казани.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников.
Теоретической базой исследования послужили финансово¬
экономическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература, а также база данных глобальной сети Internet. Нормативная и методологическая база исследования - современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в жилищно-коммунальной сфере экономики Российской Федерации.
Необходимость реформирования местного бюджета в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Роль бюджетного регулирования на уровне органов местного самоуправления является значимой: городскому обществу нужна сильная и авторитетная власть, способная осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно местный бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Жилищно-коммунальное хозяйство - вторая по величине статья расходов. Расходы за 2016 год составляют 11,5% от общего объема расходов бюджета г. Казани.
В практической части работы был проведен анализ расходов местного бюджета на ЖКХ г. Казани за 2014-2016 годы на основе отчетов об исполнении бюджета муниципального образования города Казани, заключений Контрольно-счетной палаты г. Казани на отчет об исполнении бюджета города Казани.
Исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Значительная доля расходов из местного бюджета предусмотрена по подразделу благоустройство - 70-80%, на жилищное хозяйство расходы составляют порядка 20%, на коммунальное хозяйство остается лишь 1-3%. В целом, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство сократились в 2016 году на одну четвертую часть по сравнению с предыдущим годом и составили 2,8 млрд руб.
2. В разрезе подразделов расходы на жилищное хозяйство увеличились с 876 млн. рублей в 2014 году до 1.9 млрд. рублей в 2016 году, на это повлияло увеличение расходов на Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов.
На коммунальное хозяйство расходы понизились с 46 млн. рублей в
2014 году до 7,8 млн. рублей в 2016 году.
Большая часть расходов - благоустройство, также существенно понизилось с 2,5 млрд. рублей в 2014 году до 924 млн. рублей в 2016 году. Расходы на благоустройство в 2014 и 2015 годах были выше с связи с тем что шла активная фаза подготовки города к Чемпионату мира по водным видам спорта в Казани. В 2017 и 2018 годы в Казани прием Кубка конфедераций и мирового первенства по футболу, следовательно, можно сделать предположение о том, что расходы на благоустройство города вырастут, что позволит Казани стать одним из наиболее благоустроенных городов далеко за пределами Приволжского федерального округа.
3. В рамках реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года в Казани с 2008 года ежегодно разрабатываются республиканские адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Основную долю расходов на проведение капремонта многоквартирных домов составляют средства самих собственников помещений - 7 млрд. рублей, далее средства бюджета Республики Татарстан - 4,1 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 3,2 млрд. рублей. Финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ лимитировано для Татарстана в 110,8 млн. рублей. Из приведенных цифр видно, что как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях расходуются значительные средства для улучшения ситуации в ЖКХ, однако этого недостаточно, так как в реальности улучшения в сфере ЖКХ происходят медленными темпами, при этом основная финансовая нагрузка ложится на собственников помещений многоквартирных домов.
4. В части регулирования тарифов на ЖКХ отметим, что государство регулирует тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на трех уровнях: федеральном, региональном и на уровне органов местного самоуправления. К полномочиям субъектов относится установление тарифов на тепловую
энергию, на холодную и горячую воду, водоотведение, установление конечных тарифов на электроэнергию для населения, а также розничных цен на газ для населения и цен на сжиженный газ. В Казани с 1 июля 2016 года повысились на 3,5% тарифы на услуги ЖКХ. Увеличились тарифы на коммунальные услуги:
— на холодное водоснабжение на 2% до 18,08 рублей за кубометр;
— на водоотведение на 2% до 15,14 рублей за кубометр;
— на теплоснабжение на 4%;
— на электроэнергию на 7% до 3,43 руб./кВт/ч.
5. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 г. кредиторская задолженность российских предприятий в ЖКХ превысила 305 млрд. руб., а дебиторская - 300 млрд. руб. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту задолженности. По сравнению с 2011 г. задолженность к 2016 г. увеличилась более чем на 40%, что свидетельствует об углублении финансового кризиса в отрасли.
Дебиторская задолженность бюджета г.Казани на ЖКХ составляла в 2014-2015 годах более 4 млн. рублей, и в 2016 году снизилась до 3,3 млн. рублей, тогда как кредиторская задолженность бюджета на ЖКХ от -1,3 тыс. рублей выросла до 26,1 тыс. рублей, что является результатом операционной деятельности муниципального образования г. Казань
6. Для разработки рекомендаций по оптимизации системы расходов местного бюджета на ЖКХ в г. Казани, были изучены труды автора Каменевой Е.А. в области совершенствования финансирования ЖКХ.
В качестве первой рекомендации предлагается утвердить постановлением Правительства Республики Татарстан Положение о бюджете ЖКХ, чтобы практика его формирования и использования была внедрена повсеместно, что позволит:
- систематизировать управленческую и финансовую отраслевую информацию;
- оценить эффективность финансового обеспечения и управления ЖКХ;
- разрабатывать целевые программы развития отрасли.
В качестве второй рекомендации по формированию цен на услуги управляющих и жилищных организаций и на услуги коммунальных организаций разработаем следующие предложения:
1. Осуществлять государственное регулирование цен в ЖКХ с использованием мониторинга качества услуг и состояния жилищного фонда, что приведет к более сбалансированной тарифной политике.
2. Ввести нормирование затрат управляющих субъектов для ограничения их неконтролируемого роста и "раздувания" тарифов.
3. В целях стимулирования притока внебюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в области коммунальной инфраструктуры учитывать в системе тарифного регулирования платежеспособность населения и требования потребителей к качеству оказываемых услуг, а также финансовые возможности бюджета.
4. С целью стимулирования коммунальных предприятий к снижению себестоимости оказываемых услуг и к повышению эффективности деятельности разделить затраты на постоянные и переменные, а также зафиксировать в структуре тарифа порог рентабельности на уровне от 5 до 15% в зависимости от степени государственного регулирования ресурсоснабжающей организации.
В качестве третьей рекомендации в целях финансового оздоровления муниципальных предприятий ЖКХ г. Казани предлагается:
- реализация органами власти всех уровней принципа полноты и своевременности бюджетного финансирования;
- предотвращение нарастания задолженности у муниципальных предприятий путем проведения полномасштабной инвентаризации и реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности;
- стимулирование повышения инвестиционной привлекательности отрасли путем изменения формы собственности ее предприятий; создание адекватной финансово-правовой среды для взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе;
- создание условий для внедрения на практике методов жилищного финансового менеджмента на основе пообъектного учета расходов и рационального ресурсопотребления.
В качестве четвертой рекомендации предлагается внедрить в г. Казани эффективную, рыночно-ориентированную систему финансирования,
кредитования и инвестиций в ЖКХ г. Казани, обеспечивающую взаимодействие органов власти, расчетно-кассовых центров, коммерческих банков и гарантийного фонда ЖКХ в рамках реализации следующих вариантов развития процессов привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру:
- разработка и внедрение программы предоставления государственных гарантий и кредитов напрямую, либо через револьверный фонд (гарантийный фонд);
- разработка и реализация программы предоставления грантов (выделение средств для фонда развития городского хозяйства);
- разработка и реализация программ регионального (муниципального) заемного финансирования и управления заимствованиями.
На сегодняшний день совместные усилия ученых и государственных деятелей приводят к объективным, положительным результатам. Однако проблем, связанных с управлением такой огромной, инерционной системой ЖКХ, осталось больше. Конечный потребитель услуг ЖКХ видит ситуацию в другом ракурсе: качество коммунальных услуг не изменяется, а плата за них растет, доходы не увеличиваются, уровень жизни снижается. Надеемся, что рекомендации, предложенные в рамках данной работы окажутся полезными при формировании расходной части бюджета г. Казани на «Жилищно- коммунальное хозяйство».
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
3. Бессонова О. Мониторинг жилищной реформы: от приватизации к новой модели управления / О.Бессонова, С.Кирдина // ЭКО. - 2016. - N 9. - С.120-127.
4. Боголюбов В.С. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: пособие / В.С.Боголюбов, Н.В.Васильева. - СПб., 2015. - 127с.
5. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013.
6. Воронин А. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием //Городское управление. 2011. № 1. С. 6-19.
7. Васильев В. Идет реформа. Не допустить бы ошибок //Российская Федерация. 2012. № 13. С. 14-17.
8. Галяутдинов А.Р. Метаморфозы реформы ЖКХ / А.Р.Галяутдинов, Р.М.Муллаянов // Социол. исслед. - 2007. - N 11. - С.50-54.
9. Голиков Г. ЖКХ: проблем много, цель одна - достойная жизнь человека // Деловая жизнь. - 2013. - N 5-6. - С.7-16.
10. Гуртов В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист. - 2014. - N 7. - С.47-54.
11. Гражданское право. Ч.1, изд.2 (Под ред. А.П.Сергеева и
Ю.К.Толстого.) - М., 2011.
12. Дареев А.Е. Амортизационные льготы и стимулирование
инвестиций в ЖКХ // Финансы. - 2015. - N 9. - С.72-73.
13. Ельцов В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России // Нац. проекты. - 2015. - N 6. - C.32-34.
14. Жилищное хозяйство в России. 2016: Стат. сб./ Росстат. - M., 2016. - 63 с.
15. Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления //Законность. 2012. № 6. С. 14-20.
16. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 2010-2015 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2011
17. Ионов А.А. Закон о фонде реформирования как катализатор коммунальной реформы // Нац. проекты. - 2010. - N 3. - С.19-21.
18. Казаков В.Н. Особенности социальной составляющей реформирования жилищно-коммунального комплекса России / Казаков В.Н., Ефимов А.Н. // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - N 10. - С.71-77.
19. Каменева Е. А. Реформа ЖКХ или ЖКХ: от реформ к
устойчивому развитию. - М.: Книжный мир, 2014.
20. Качура О.В. Оплата населением услуг ЖКХ: вопросы теории и практики // Вестник НГУ. Сер. Социально-экономические. науки. - 2014. - Т.9, вып.3. - С.68-73.
21. Кириллов Ю. Средства массовой информации и местное самоуправление //Городское управление. 2011. № 7. С. 92-95.
22. Король С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С.Король, А.Семченкова // Проблемы теории и практики управления - 2014. - N 9. - С.31-39.
23. Кругов М. Три ошибки реформы ЖКХ // Деловые люди. - 2013. - N 150. - С.41-44.
24. Лаврухин О. “Рынок недвижимости” // “Бизнес”, 2014; №11
25. Либоракина М.И. Местное самоуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства / Либоракина М.И., Сиваев С.Б. // Обществ. науки и соврем. - 2014. - N 3. - С.39-50.
26. Маркварт Э., Юсупова С. Размещение государственных, муниципальных - заказов //Городское управление. 2012. № 7. С. 56-64.
27. Муниципальный менеджмент. /под ред. Морозова Т.Г., Победина М.П. М., 2011. - 263 с.
28. Никифорова В. Реформа в ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества / В.Никифорова, А.Ткаченко, Л.Дворкин // Стандарты и качество. - 2014. - N 5. - С.52-55.
29. Отчет Счетной палаты Республики Татарстан о результатах аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан. Казань. - 2016. - 86 с.
30. Отчет Контрольно-счетной палаты г. Казани по результатам аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание жилищного фонда города Казани в 2014-2015 годах. Казань. - 2016. - 81 с.
31. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 2015 году. Аналитические материалы //Городское управление. 2016. № 8. С. 9-16.
32. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2012
33. Печерский В. Местное нормотворчество и прокурорский надзор //Закон. 2012. № 10. С. 57-60.
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. № 323 Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
35. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №1146 от 31.12.2013 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан».
36. Проблемы управления образованием //Городское управление. 2011. № 1.
37. Решение Казанской городской Думы от 29.11.2013 N 3-27 (ред. от
25.12.2014) "О бюджете муниципального образования города Казани на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
38. Решение Казанской городской Думы от 30.11.2014 N 4-41 (ред. от
20.12.2015) "О бюджете муниципального образования города Казани на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
39. Решение Казанской городской Думы от 29.11.2015 N 5-34 (ред. от
27.12.2016) "О бюджете муниципального образования города Казани на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
40. Сазонов С.П. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения / Сазонов С.П., Завьялов Д.Ю. // Финансы. - 2015. - N 6. - С.19-21.
41. Страйк Р., Пинегина М., Шапиро М. Как эффективно обслуживать муниципальный жилищный фонд? //Городское управление. 2011. № 3. С. 66-70.
42. Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа. - СПб.: СПбГИЭА, 2012.
43. Суник Б.В. Местное самоуправление и финансирование учреждений культуры //Государство и право. 2012. № 7. С. 53-58.
44. Чернышев Л.Н. Формирование рыночных отношений в ЖКХ. - М.: МЦФЭР, 2011. - 319 с.
45. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России.
Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. - М.:
МЦФЭР, 2013.
46. Тихомиров Ю. Федеральный закон и локальные акты //Закон. 2013. № 10. С. 53-56.
47. Управление муниципальными предприятиями. Круглый стол //Городское управление. 2012. № 9.
48. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2014 год.
49. Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно- коммунальном хозяйстве. - М.: Книжный мир, 2014.
50. Шустов И., Болдырев В., Федоров А. Частная собственность на землю - возможность и условия //Городское управление. 2013. № 5. С. 65-71.
51. http: //www.kzn.ru.
52. http: //tgrt.ru/potrebinformaciya/kapremont 2017/
53. http: //www.gks .ru