Введение 3
1. Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История создания и развития Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.2 Экономическая сущность Пенсионного фонда Российской Федерации и его
роль в пенсионном обеспечении населения 14
1.3 Организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда
Российской федерации 24
2. Действующая практика пенсионного страхования и обеспечения Пенсионного фонда Российской Федерации.
2.1 Организация и финансирование обязательного пенсионного страхования
Пенсионного фонда Российской Федерации 38
2.2 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерация по
государственному пенсионному обеспечению населения 47
2.3 Анализ деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации
по оказанию пенсионерам мер государственно социальной поддержки 53
3. Совершение деятельности Пенсионного фонда Российской федерации.
3.1 Тенденция в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации по
обязательному и добровольному пенсионному страхованию 62
3.2 Пути достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации 70
Заключение 80
Список используемых источников 87
Формирование российской пенсионной системы на современном этапе отвечает возможностям системы социальной защиты и обеспечения населения. Она является логичным продолжением советской пенсионной системы, дополненной в связи с новыми экономическими условиями. Проблема пенсионного обеспечения, справедливости ради отметим, не является уникальной для России. Большое количество иностранных государств, столкнувшихся с проблемами демографического старения населения, а соответственно, увеличения доли пенсионеров в общем количестве населения страны, вынуждены были повысить пенсионный возраст, вводить иные системы обеспечения лиц пострудоспособного возраста.
20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие в 1991 году - первой половине 1992 года), в этом же году был создан Пенсионный фонд страны. Проводимая в стране пенсионная реформа привела к формированию смешанной системы пенсионного обеспечения, которая действует с 2002 года, которая сочетает в себе как распределительный, так и накопительный принципы. Как указано на официальном сайте Пенсионного фонда России, основная суть новой пенсионной схемы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсии и формирования ее из трех составляющих: базовой части (фиксированная, устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов; накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР).
Современная пенсионная система России имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является то, что основа ее поддержания - выплаты нынешнего поколения экономически активного населения лицам посттрудоспособного возраста. Фактически само нынешнее экономически 3 активное население не гарантировано в получении достойной пенсии, если в стране измениться социально-экономическая или демографическая ситуация. Высока зависимость пенсии от численности трудоспособного населения последующих поколений. На наш взгляд, существующая система пенсионного обеспечения населения Российской Федерации пока еще не соответствует экономическим и социальным реалиям. Негативно сказывается отсутствие гарантий стабильности и сохранности накопительной части пенсии, а также непосредственно самого пенсионного обеспечения, достаточного для достойной старости.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать особенности организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить необходимость создания и раскрыть экономическую сущность Пенсионного фонда Российской Федерации;
- провести анализ действующей практики пенсионного страхования и обеспечения Пенсионным фондом Российской Федерации;
- показать пути эффективного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
- предложить направления совершенствования механизма финансового обеспечения Пенсионного фонда Российской Федерации
Предметом исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации как основного финансового института пенсионной системы, пенсионного обеспечения и страхования.
Объектом исследования выступают действующая в России пенсионная система, бюджет и финансовые ресурсы Пенсионного фонда, а также деятельность органов государственной власти и Пенсионного фонда по финансовому обеспечению пенсионной системы и Пенсионного фонда Российской Федерации и управлению их финансовыми ресурсами.
Над проблемами функционирования финансов и различных звеньев их
4
системы, включая государственные внебюджетные фонды, работают такие российские экономисты, как С.В. Барулин, О.В. Врублевская, Ю.А. Данилевский, С.Б. Ефимова, А.Ю. Казак, A.A. Новикова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, E.H. Синева, Е.А. Черныш и др.
Отдельные аспекты проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда последнее время рассматривались рядом авторов, в частности Д.Г. Александровым, М.Э. Дмитриевым, А.П. Колесником, Ю.З. Люблиным, М.С. Малютиной, А.Г Соловьевым, Л.П. Якушевым, Ю.В. Якушевым, E.H. Шутяк и др.
Информационная база исследования представлена статистическими сборниками, а также базой данных, размещенных на официальном сайте Пенсионного Фонда Российской Федерации, базой Росстата.
Методологическая база исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе применения таких общенаучных методов, как системный подход, метод сравнительного анализа, абстрактно-логический метод, метод экспертных оценок, экономико-математический метод.
Значимость выполняемой работы состоит в том, что выводы могут быть использованы при написании исследования и иного рода работ.
Проведенное исследование организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации позволило сделать вывод, что Фонд является одним из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионных характер. Действующая в России система пенсионного обеспечения основана на принципах солидарности пенсионных накоплений и распределении части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров. К компетенции Пенсионного фонда также относятся вопросы различных социальных выплат отдельным категориям граждан и материнского (семейного) капитала.
Значимость Пенсионного фонда РФ в пенсионном обеспечении граждан показывают следующие данные. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Фонда имеют расходы на пенсионное обеспечение, которые в 2015 году составили 81,1% от общей суммы расходов. На пенсионное обеспечение в 2015 году направлено 6220 млрд.руб., что на 18,48% больше, чем в 2013 году и на 15,19% выше, чем в 2014 году, что произошло в результате индексации пенсий на 10,3%.
Государство, расходуя на пенсионное обеспечение значительную долю ВВП, обеспечивает низкий уровень пенсий как в абсолютном выражении, так и по отношению к средней заработной плате, что говорит о ее низкой результа-тивности. Так, на 1 января 2014 года средний размер пенсии в России составил 10 029,56 рублей. В течение 2015 года размер пенсии увеличился на не менее чем 846 рублей: с 10 937,48 рублей (на 1 января 2015 года) до 11 783,29 рублей (на 1 января 2016 года).
Организацию и финансирование обязательного пенсионного страхования на территориальном уровне осуществляют отделения и управления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике
80
Татарстан образовано в 1991 году. Основной функцией Отделения является обеспечение сбора страховых взносов и своевременное финансирование выплаты государственных пенсий. В 2016 году в доходы Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан поступило страховых взносов в сумме 96,9 млрд. рублей, что на 10,4 млрд. рублей больше уровня 2015 года.
Повышению эффективности сбора страховых взносов способствует активная деятельность Отделения Пенсионного фонда по улучшению взаимодействия со страхователями, снижению административных барьеров для них и созданию более комфортных условий обслуживания. В результате сегодня 100% страхователей представляют отчетность в Пенсионный фонд в электронном виде по защищенным каналам связи.
Наибольшую долю страхователей, состоящих на учете в ОПФР по РТ, составляют юридические лица (54%).
Наибольший удельный вес в доходах ОПФР по РТ составляют страховые взносы на выплату страховых пенсии (более 90%). Ежегодно их поступления возрастают.
По состоянию на 1 января 2016 года недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в целом по Отделению Пенсионного фонда составила 384,6 млн. рублей или 0,42% от общей суммы начисленных в течение года страховых взносов.
Как администратор страховых взносов, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в 2015 году обеспечило высокий уровень их сбора. Отделение собрало на обязательное пенсионное страхование
90736,3 млн. рублей страховых взносов, темп прироста по сравнению с предыдущим годом составил 6 %. Однако данных средств не достаточно для покрытия обязательств Отделения перед пенсионерами. Дефицит средств Отделения был покрыт межбюджетными трансфертами. В 2015 году произошло снижение перечисления средств из Пенсионного фонда РФ на покрытие дефицита средств ОПФР по РТ для выплаты страховой пенсии, и как следствие, снижение общей суммы доходов Отделения.
В связи с ежегодным увеличением размера пенсий, количества пенсионеров современная система финансирования пенсионного обеспечения не справляется с задачей сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, высока зависимость финансирования пенсий от федерального бюджета, что наглядно демонстрируют данные Министерства финансов Российской Федерации. В 2015 году доля трансфертов из федерального бюджета составила 42,3 процента, поступления в виде межбюджетных трансфертов в 2015 году увеличились на 30,1 процента по сравнению с 2014 годом.
В этих условиях необходимо совершенствовать систему финансирования и расходования средств Фонда.
По результатам анализа можно отметить, что стабильная работа Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан осуществлялась в условиях введения новых правил формирования и учета пенсионных прав граждан. Страховая и накопительная пенсии пришли на смену трудовой пенсии. Теперь пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах и зависят от продолжительности стажа и суммы страховых взносов.
Ежегодно Отделением ПФР по РТ назначается более 65 тысяч пенсий, выдается более 23 тыс. сертификатов на материнский капитал, 70 тыс. СНИЛС, обеспечивается бесперебойная работа по выплате пенсий и пособий более 1100 тыс. гражданам. Расходы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на выплату пенсий ежегодно увеличиваются, что связано как с индексацией пенсий, так и увеличением численности получателей пенсий.
Кроме того, в 2016 году производилась выплата федеральных социальных доплат к пенсии управлениями (отделами) Пенсионного фонда по Республике Татарстан.
В январе 2016 года федеральную социальную доплату к пенсии получили 31673 неработающих пенсионеров, в феврале 2016 года - 29351 человек, в апреле 2015 года - 27035 пенсионера, в декабре 2016 года - 27440 пенсионеров. Значительное изменение численности получателей федеральной социальной 82
доплаты (уменьшение количества получателей в апреле 2016 года на 4638 человека по сравнению с январем 2016 года) произошло после индексации с 1 апреля 2016 года размера пенсий, ежемесячных денежных выплат и стоимости НСУ, вследствие чего увеличилась общая сумма материального обеспечения части неработающих пенсионеров.
С 1 января 2015 года в действие вступило новое пенсионное законодательство, главная задача которого снизить дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации. В работе с целью разработок рекомендаций по оптимизации доходов Пенсионного фонда Российской Федерации проведена оценка масштаба изменений. Увидеть результаты позволит созданная актуарная модель. Построение актуарной модели произведена с помощью оценки доходной части пенсионной системы Российской Федерации.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- начиная с 2016 года по 2020 год дефицит Пенсионного фонда будет снижаться за счет собранных средств за предыдущие годы накопительной части пенсии будущих пенсионеров, а также ежегодного увеличения страховых взносов, перераспределенных из накопительной части в страховую, в среднем снижение составит около 18 % в год;
- с 2021 года по 2030 год эффект от собранных средств за предыдущие годы накопительной системы исчезнет и снижение будет достигаться только за счет перераспределения средств из накопительной системы в страховую, в среднем он составит 9,7 %;
- в результате проведенных корректировок пенсионного законодательства будет получен краткосрочный эффект, который даст положительный результат на ближайшие 5-7 лет.
Основными проблемами в финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ в настоящее время являются следующие.
Во-первых, растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России, который является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан.
83
Во-вторых, низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40% от заработной платы.
Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда может быть достигнута либо путем снижения расходов Фонда, либо путем повышения доходной части его бюджета.
Досрочное пенсионное обеспечение значительно обременяет пенсионную систему России и ведет к существенному увеличению пенсионных расходов.
В целях достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, добавляя постепенно один год к уже имеющемуся, до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.
В России все досрочные пенсии по старости выплачиваются за счет общих страховых взносов, т.е. за счет всех застрахованных лиц. Это просто, привычно и, главное, не обременительно для федерального бюджета. Однако такое решение, на наш взгляд, неверно. Установление досрочной пенсии для некоторых категорий граждан на льготных основаниях осуществляется с учетом интересов всего общества, а не только застрахованных лиц, которые хотя и составляют значительную его часть, но все же представляют не все слои. Следовательно, выплата досрочных пенсий (за период, пока они являются досрочными) должна 84 производиться за счет средств федерального бюджета.
По ориентировочной оценке, около 60% всех выплачиваемых досрочных пенсий по старости установлены в связи с особыми условиями труда.
Выплата указанных досрочных пенсий должна осуществляться в России за счет дополнительных страховых взносов, взимаемых с организаций, где выполняются работы с неблагоприятными условиями труда. При этом досрочное пенсионное обеспечение отделяется от общей системы страховых пенсий и передается в ведение негосударственных пенсионных фондов.
В России страховые взносы, включая те, которые идут на формирование страховой части пенсии, взимаются именно с работодателя
Во многих странах мира граждане сами платят страховые взносы из своего дохода. Часть платит гражданин, часть платит работодатель. Это повышает вовлеченность человека в процесс формирования пенсии и увеличивает его пенсионные права. На наш взгляд и в России следует ввести страховые взносы с самих граждан, в результате увеличатся доходы бюджета Пенсионного фонда России от уплаты страховых взносов, а граждане смогут получить более высокую пенсию.
Чтобы увеличить доходы бюджета Пенсионного фонда, следует поменять подходы к начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Минфин предлагает взимать 22% отчислений в страховую систему со всей зарплаты работника, а не с установленной предельной базы, как это происходит сейчас. Отчисления в ПФР уплачивает работодатель, поэтому для него расходы возрастут, а для работника - нет. В этой ситуации для работодателя появляется соблазн официального занижения фонда оплаты труда для высокооплачиваемых сотрудников, но здесь на помощь должна прийти Федеральная налоговая служба (ФНС), которой с 2017 года переданы полномочия по администрированию.
В качестве стратегических направлений деятельности Пенсионного фонда в 2016-2017 году Правлением ПФР признаны: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного 85
компонента, трансформация института досрочных пенсий. Основными целями стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должны стать - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение долгосрочной финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ от 31.07.1998 (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
3. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" от 03.12.2012 N 218-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
4. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изм. и доп.) // Информационно¬правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
5. Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год" от 30.09.2013 N 255-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 07. 2009 года, № 212-ФЗ (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
7. Распоряжение Правительства РФ «Стратегия долгосрочного развития
пенсионной системы» от 25.12.2012г. №2524-р // Информационно-правовая
система «Консультант Плюс». - Версия от 20.11.2016г.
8. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право - М., 2014. - 303 с.
9. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля.- М.: Магистр, 2015. - 318 с.
10. Буданова И.В. К вопросу о реформировании законодательства о досрочном пенсионном обеспечении // Социальное и пенсионное право, 2016, №4, с.55.
11. Бурмистрова Л. М. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие ИНФРА-М, 2014. - 327 с.
12. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 568 с.
13. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. С.В. Смирнова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 486 с.
14. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие // А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. — М.: Магистр, 2014. - 456 с.
15. Вавилов А. Пенсионная реформа в России // Вопросы экономики. - 2016, №7, с.83.
16. Воронин Ю.В. Опыт работы в условиях единой пенсионной службы // Пенсия. 2016, №5, с.62.
17. Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2014. - 380 с.
18. Дегтярев Г.П. проблемы финансовой устойчивости и инвестиционной деятельности Пенсионного фонда России // «Законодательство и экономика». 2016, №4, с.56.
19. Дмитриева О. Пенсионную реформу ждет повышение тарифов и новая модель страхования // Новая бухгалтерия. 2016, №2, с.76.
20. Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015, №11, с.38.
21. Ермаков Д.Н. Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации: история, проблемы и перспективы // «Гражданин и право». 2016, №11, с.25.
22. Зырянова Т.Е., Кот Е.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»,. 2016, №2, с.44.
23. Зырянова Т.Е., Кот Е.М. Трудовая пенсия, ее виды, размер и порядок определения // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2016, №9, с.87.
24. Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. - Казань: 2014. - 391 с.
25. Климова М.А. Страховые взносы 2016 // Налоговый вестник. 2016, №7, с.41.
26. Климова Е.С. Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы // Вопросы экономики. 2016, №7, с.31.
27. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации.- М.: КНОРУС, 2013 - 379 с.
28. Кураков, Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Л.П. Кураков. - М.: ЛОГОС, 2014. - 576с.
29. Лельчук. А.Л. Начать сначала (к вопросу о новой пенсионной реформе) // Финансы. 2015, №12, с.54.
30. Маслова Т.А. Ваша пенсия в ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе // Бюджет. 2016, №4, с.57.
31. Пенсионный фонд Российской Федерации в 2015 году: основные
показатели финансово-экономической деятельности. - М.: Современная
экономика и право, 2016. - 132 с.
32. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 540с.
33. Поляков А.С. Формирование бюджетной политики 2016// Деньги и банки. 2016, №9, с.81.
34. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ: Учебник /
М.В.Романовский, О.В.Врублевская. - М.: Юрайт-М, 2013. - 615с.
35. Соловьев А.К. Новая стадия пенсионной реформы: проблемы и решения // Налоги и финансовое право. 2016, №1, с.45.
36. Соловьев А.К., Коржов М.А., Курманов А.М. Социально-экономические проблемы пенсионной реформы // Социальное и пенсионное право. 2016, №3, с.77.
37. Финансово-кредитный экономический словарь / под ред. А.Г.
Грязунова. М.: Финансы и статистика, 2015. - 1167 с.
38. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. А.Г.Грязновой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 369 с.
39. Финансы, деньги, кредит: Учебник /Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2013. - 520 с.
40. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 2015. - 336 с.
41. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2014. - 319 с.
42. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды Учеб. пособие / Под ред. В.В. Карчевского. — М.: Вузовский учебник, 2015. - 397 с.
43. Чеснокова Д., Юдович А. Реформирование российской системы социального страхования // Финансы. 2015, №11, с.23.
44. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону
от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» // Бюджетная система. 2016, №3, с.65.
45. Шутяк, Е.Н. Государственные внебюджетные фонды РФ. М.: Ф ВЗФЭИ, 2015. - 235 с.
46. Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. 2016, №3, с.41.
47. Якушев Л.П. Некоторые вопросы международных дискуссий по пенсионной реформе // Пенсия. 2016, №10, с.97.
48. Единый портал бюджетной системы РФ - Режим доступа:
http://budget.gov.ru/
49. Официальный сайт Министерства финансов РФ - Режим доступа: http: //www.minfin.ru
50. Официальный сайт Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru
51. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ - Режим доступа: http: //www.pfrf.ru/