Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Криминалистические аспекты изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого

Работа №80145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Факторы, обусловливающие особенности совершения преступлений, совершенных несовершеннолетними 7
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных
несовершеннолетними 7
1.2. Следственные версии и особенности планирования расследования .... 17
Глава 2. Особенности тактики отдельных следственных действий,
совершенных несовершеннолетними 23
2.1 Особенности осмотра места происшествия 23
2.2 Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и
обвиняемых 31
2.3 Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и
обвиняемого 50
Глава 3. Профилактика преступлений, совершаемые несовершеннолетними
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71


Выявление виктимологической сущности личности несовершеннолетнего преступника имеет важное значение для разработки содержания программ предупреждения преступности несовершеннолетних, учитывающих эту сторону личности.
В настоящее время в основе современных международных правовых стандартов лежит негласная доктрина о промежуточном типе личности несовершеннолетнего преступника. С одной стороны, к нему должны относиться с учетом того обстоятельства, что несовершеннолетний совершил противоправное общественно опасное деяние. Однако, с другой стороны, выдвигается требование применения к нему не исправительных мер, как к взрослому преступнику, а мер реабилитационного характера, как к жертве преступления.
Так, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), принятых Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г.,
закреплено, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела (п. 10.3). В комментарии к п. 10.3 разъясняется, что выражение "избегать причинения ущерба" охватывает многие стороны возможных действий (например, грубые формы словесного обращения, физическое насилие, осуждение окружающих). Уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может "причинять ущерб" несовершеннолетним, поэтому термин "избегать причинения ущерба" следует толковать широко как причинение, прежде всего, наименьшего ущерба несовершеннолетним, а также любого дополнительного или излишнего ущерба. В Правилах отмечается, что весьма важное значение имеет сострадание и мягкий, но требовательный подход. Выделенные понятия применяются в основном к жертвам преступления. Именно жертвы не должны подвергаться осуждению окружающих и вызывать сострадание. Применение точно такого же отношения, например, к взрослому преступнику вызывает недоумение. Преступник должен быть подвержен общественному порицанию, осуждению и не должен вызывать сочувствие. В Уголовном кодексе Аргентины даже закреплена специальная норма о запрещении апологии (восхваление) лица, совершившего преступление (ст. 213).1
В принятых в более позднее время, 14 декабря 1990 г., Руководящих принципах для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр- Риядских руководящих принципах) акцентируется внимание на проблеме стигматизации несовершеннолетнего преступника. В связи с чем утверждается, что прогрессивная политика предупреждения преступности среди несовершеннолетних должна учитывать мнение большинства экспертов о том, что определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей (п. ”f^' ст. 5). Вместе с тем неиспользование указанных терминов ставит вопрос о введении новой терминологии для обозначения статуса несовершеннолетних правонарушителей, но такой терминологии в Правилах не вводится. По- видимому, с учетом общей направленности международно-правовых стандартов по вопросам предупреждения преступности среди несовершеннолетних следует говорить о несовершеннолетних преступниках либо как об особых жертвах, либо как о промежуточном типе личностей.
Современное мировое состояние проблемы отражено в материалах XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Сальвадор, Бразилия, 12 - 19 апреля 2010 г.). Концентрируя внимание на мировой тенденции закрепления самого высокого уровня преступности и виктимизации в возрастных пределах от 15 до 24 лет, участники конгресса полагают, что
1 Будякова Т.П. Несовершеннолетний преступник как особая жертва // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 4. С.
6 - 9.
правоприменители и ученые-криминалисты часто путают симптомы подросткового возраста и признаки преступного поведения. В связи с этим в вопросах профилактики преступности несовершеннолетних предлагается адаптировать имеющийся арсенал методов к возрасту правонарушителей, усиливать роль самой молодежи в профилактических мероприятиях. В качестве таких мер предлагаются: посредничество сверстников, создание специальных советов по урегулированию конфликтов между подростками и т.п .
В российском законодательстве и судебной практике в целом нашел отражение подход, заявленный в международно-правовых стандартах, с небольшими нюансами. Во-первых, в российском варианте сделан больший акцент на соблюдение баланса интересов несовершеннолетнего преступника и жертвы преступления. В п. 3 Постановления Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" об этом сказано так: "Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших". Из приведенного отрывка можно сделать вывод о еще одном нюансе российского подхода к личности несовершеннолетнего преступника: российский правоприменитель говорит о необходимости его ресоциализации, как и в случае взрослого преступника. Далее в п. 17 Постановления используется термин "исправление", и только в п. 29 говорится о применении мер реабилитации, но с уточнением, что речь может идти и о коррекции. Таким образом, российский правоприменитель придерживается позиции, что несовершеннолетний преступник в личностном плане, особенно в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления, является особым, но преступником.
Структура работы выглядит следующим образом: введение, три главы, две из которых подразделены на параграфы, заключение и список используемой литературы.
Во введении мною рассматривается актуальность дипломной работы и обоснования выбора темы работы.
Глава первая посвящена факторам, обусловливающие особенности совершения преступлений, совершенных несовершеннолетними. Здесь мною дается криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, следственные версии и особенности планирования расследования.
Во второй главе рассматриваются особенности тактики отдельных следственных действий, совершенных несовершеннолетними. Это особенности осмотра места происшествия, тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а так же особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.
В заключительной главе дипломной работы говорится про основные причины и условия правонарушений несовершеннолетними, субъекты и этапы профилактики преступности несовершеннолетних.
В заключении мною делаются выводы и предложения по совершенствованию профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
В списке используемой литературы мною указаны действующие законодательства, основные труды, работы ученых, посвященные аспектам изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что продуктивным моментом в данном контексте станет обращение к историческому и зарубежному опыту решения данных вопросов в целях определения наиболее перспективных подобных моделей на территории России.
Так, во времена царствования императора Александра II, во второй половине XIX в. предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы так называемой предупредительной политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям.
В европейских странах проблема предупреждения безнадзорности к XIX в. также становится довольно острой. В это время в Европе образовалась система принудительного воспитания подростков, в соответствии с которой в деятельности по отношению к несовершеннолетним - как беспризорным, так и правонарушителям - должно было преобладать психолого-педагогическое воздействие и помещение их в условия, наиболее соответствующие естественному укладу жизни ребенка. Учитывая, что принудительное воспитание применялось вследствие отсутствия или несостоятельности родной семьи ребенка, естественно, возникло убеждение, что успех его может быть обеспечен помещением ребенка в чужую законопослушную семью, которая изъявит согласие его принять и воспитывать как родного. Данная мера широко практиковалась в Швейцарии и в некоторых местах Германии, а прусский закон от 13 марта 1878 г. отдает ей предпочтение перед всеми другими. Исследуя положительный опыт Германии, следует обратить внимание на то, что благотворительные учреждения для бездомных детей появляются в начале XIX в. и характеризуются попытками насаждения семейного начала. Впервые такие заведения появились в Вюртемберге, где после нескольких неурожайных холодных годов появилось множество безнадзорных и бездомных детей. В так называемые "спасательные дома" принимались подростки бесприютные, но не совершившие административных правонарушений (мальчики и девочки), в возрасте от 6 до 12 лет, которые находились в этих домах до достижения четырнадцатилетнего возраста. Руководил этими государственными учреждениями, как правило, "отец", в большинстве случаев женатый человек, супруга которого исполняла роль матери. Этот семейный принцип из Германии был перенесен во Францию, где он впервые применен к детям с преступным прошлым, а к XX в. подобные заведения появились в Великобритании и Северо¬Американских Штатах .



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. -2017. - N 15. - ст. 2135.
3. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2017. - № 15. - ст. 2135.
4. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 19 "Об оборудовании помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных действий с участием несовершеннолетних" // СПС Консультант Плюс
Учебная и специальная литература:
1. Аверьянова Т. В. Криминалистика: Учебник для вузов. / Под ред. Р.С. Белкина - М.: Издательство НОРМА. 2015. - 990 с.
2. Афанасьев В.С., Глинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1997.
3. Байдавлетова Л.Р. Особенности проведения следственных действий с потерпевшими несовершеннолетнего возраста (на основе анализа уголовных дел) // Российский следователь. 2016. N 20. С. 3 - 6.
4. Берекет В.М., Беженцев А.А. и др. Административная деятельность ОВД: Учебно-наглядное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010.
5. Бурлаков В.Н. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
6. Гаврилин, Ю.В. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений: курс лекций [Текст] / Ю.В. Гаврилин, Н.Г. Шурухнова. - М., 2004.
7. Гаврилин, Ю.В. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений: курс лекций [Текст] / Ю.В. Гаврилин, Н.Г. Шурухнова. - М., 2004.
8. Галкин Д.В. Использование зеркала Гезелла при расследовании
преступлений, связанных с насилием над детьми // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы
Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 г.). М.: Академия СК РФ, 2014. С. 176 - 179.
9. Глимантова Г.И., Барбашин И.В., Павленко О.В. и др. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. М.: Слово, 2008.
10. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
11. Загорьян С.Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. N 19. С. 40
12. Казачек Е.Ю. Организационно-тактические особенности допроса по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. М., 2013. Вып. 1. С. 90 - 94.
13. Карлов В.Я. Криминалистическая тактика: учеб.пособие для бакалавров / под науч.ред. О.А.Зайцева. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 184 с.
14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу... М.: Экзамен XXI, 2013. С. 584; и др.
15. Кривоносов А.Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел. М., 2006.
16. Криминалистика: конспект лекций: учебное пособие / В.П. Лавров, Р.Р. Рахматуллин, В.И. Романов, А.Н. Шалимов. - М.: Проспект, 2016.
17. Криминалистика: учеб-метод. пособие / И.О. Антонов, А.В. Мишин, П.Н. Мазуренко и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 96 с.
18. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.
19. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
20. Лапшин А.В. Правовое регулирование деятельности подразделений полиции по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Омск, 2010.
21. Мешков В.М. Методика расследования преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2013. - С. 55
22. Мисник И.В. Процессуальное положение потерпевшего в российском уголовном судопроизводстве: Монография. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2010.
23. Мишенина А.А., Кирянина И.А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Российский следователь.
2015. N 2. С. 12 - 16.
24. Перякина М.П. Международные основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц // Вестник Вост. -Сиб. инст. МВД России.
2016. N 1(76).
25. Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК // СПС "КонсультантПлюс"; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен XXI, 2007.
26. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу
Российской Федерации (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
27. Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса.
Комментарий к ст. 189 УПК // СПС "КонсультантПлюс".
28. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1994.
29. Уэда Канн. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989.
30. Яновский Р.С. Некоторые актуальные вопросы производства осмотра места происшествия в жилище // Российская юстиция. 2016. N 11. С. 61 - 63.
31. Байдавлетова Л.Р. Особенности проведения следственных действий с потерпевшими несовершеннолетнего возраста (на основе анализа уголовных дел) // Статья. - 2016. - № 20.
Материалы практики:
32. Общие сведения о состоянии преступности за январь—декабрь 2016 г. // Официальный сайт МВД России. ййрз://мвд.рф
33. Уголовное дело №2-6220/2016 Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области в отношении Умаровой Е. В. // http://rospravosudie.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ