ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ КОНЦЕПЦИЙ И
ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Парадигма стратегического управления и особенности ее
развития 8
1.2. Концептуальные подходы к пониманию сущности стратегии
управления и содержанию стратегии развития 13
1.3. Методический инструментарий по разработке и реализации
стратегий управления 32
Выводы по главе 42
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПРЕДПОСЫЛОК
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КПЗ ООО «БИОБЛОК» 43
2.1. Характеристика КПЗ ООО «Биоблок» 43
2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности КПЗ
«БИОБЛОК» 51
2.3. Оценка состояния строительного рынка 67
Выводы по главе 89
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 90
3.1. Разработка стратегии развития КПЗ «БИОБЛОК» 90
3.2. Предпосылки успешной реализации предложенной стратегии
развития предприятия 93
3.3. Оценка угроз реализации предложенной стратегии и разработка
методов управления стратегическими рисками 103
3.4. Авторская концепция стратегического управления
предприятием 113
3.5. Программа реализации стратегии и оценка эффективности 117
Выводы по главе 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 136
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Структура выполненных работ по видам строительства и их динамика в регионах, на которые планирует выход КПЗ «БИОБЛОК» 142
Актуальность темы исследования. Развитие предприятий строительной отрасли происходит в условиях нестабильности экономической среды и высокого уровня рыночных рисков. Ограниченность используемых методов управления и отсутствие четких задач долгосрочного характера при условии высокой неопределенности факторов внешнего воздействия заставляет предприятия реализовывать краткосрочные задачи, направленные не на опережение, а на последующее реагирование. Коренными причинами этого являются использование строительными организациями систем управления, слабо ориентированных на реализацию стратегий роста и опережения, отсутствие методических и практических подходов, обеспечивающих эффективность процессов разработки и реализации стратегий управления с учетом отраслевой специфики, направленных на достижение целевых стратегических установок с учетом динамики развития рынка. Как результат, снижение объемов производства и уровня загрузки производственных мощностей, финансово-экономических показателей, высокая доля убыточных предприятий, ряд упущенных возможностей.
В связи с вышеизложенным усовершенствование теоретических, методических и практических подходов к разработке и реализации стратегии управления предприятиями строительный отрасли в условиях нелинейной динамики рыночных факторов является важной и актуальной научно-практической задачей. Это обусловило выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу исследования составили работы ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов в области классического стратегического менеджмента: Д. Аакера, Р Акоффа, Р Гранта, Л. Грейнера, Р Дафта, П. Друкера, Р Коха, Г. Минцберга, О. Уильмсона, Г. Клейнера, С. Попова, Н. Савельевой, О. Сухарева, О. Виханского и др. Научные исследования методологии построения стратегий и реализации отражены в работах Р Хоскиссона, Ф. Котлера, Ю. Маленкова, Е. Каткова, П. Дженстера, В. Белкина, Е. Палкиной, В. Баринова, Н. Асаул, Е. Игнатова, С. Дятлова, В. Карлика, Т. Зуб, А. Чижика и др..
На формирование научной позиции, изложенной в работе, существенное влияние оказали фундаментальные труды Г. Клейнера и С. Глазьева.
Потенциал перечисленных работ отражает значимость стратегического управления в обеспечении устойчивого развития субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, ряд теоретико-прикладных вопросов разработки и реализации стратегии управления предприятиями строительной отрасли с учетом специфики рынка требует дополнительного изучения, систематизации, обоснования и апробирования на практике
Важность сформулированной проблемы, особенно в условиях устойчивого кризиса в отрасли, определили цели и задачи исследования.
Цель исследования заключается в развитии теоретических основ и научном обосновании методических положений по разработке и реализации стратегии управления предприятиями строительной отрасли с учетом отраслевой специфики, обеспечивающих их устойчивое развитие.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- обобщены и систематизированы основы развития парадигмы стратегического управления и этапы современного состояния научной дисциплины;
- исследованы теоретические аспекты содержания понятия «стратегия управления» и концептуальные подходы к определению стратегии развития, обосновано авторское виденье стратегии управления для строительных предприятий;
- систематизированы методологические инструменты стратегического анализа и определены основные этапы и приемы стратегической диагностики при разработке и реализации стратегии управления строительным предприятием;
- с учетом предлагаемого методологического подхода проведен стратегический анализ на примере предприятия КПЗ «БИОБЛОК», разработаны и аргументированы основные направления развития предприятия в рамках предлагаемой стратегии;
- определены фундаментальные предпосылки реализации разработанной стратегии, идентифицированы основные риски и угрозы при реализации стратегии развития;
- разработана концепция стратегического управления предприятием и программа реализации предлагаемой стратегии.
Объект исследования - предприятие строительной отрасли КПЗ «БИОБЛОК».
Предмет исследования - особенности, методы и механизмы построения и реализации стратегии развития предприятия с учетом отраслевой специфики.
Методы научного исследования. Теоретической и методологической основой являются научные положения, обоснованные в работах классиков экономической науки, отечественных и зарубежных ученых в сфере стратегического менеджмента. В процессе исследования использованы следующие методы: общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции (для теоретического обоснования и систематизации сущности основных понятий стратегического управления; системный подход и сравнительный анализ (при определении особенностей развития рынка строительных материалов), логического обобщения отдельных фактов и результатов (при обосновании основных стратегических целей и задач), экономико-статистический (при определении динамики развития рынка, экономического состояния предприятия, аргументации стратегических альтернатив), специфические инструменты стратегической диагностики внешней и внутренней среды при разработке стратегии развития предприятия.
Информационно-эмпирическую базу составили статистические материалы, отражающие развитие строительной отрасли, аналитические доклады Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, материалы региональных служб статистики Уральского федерального округа, электронная база данных Федеральной служб статистики Российской Федерации, официальный сайт статистики Казахстана.
Научная новизна полученных результатов состоит разработке теоретико-методичных основ стратегического управления предприятиями строительной отрасли и формировании стратегии развития КПЗ «БИОБЛОК». К наиболее важным результатам, полученным в результате исследования и обладающим научной новизной, следует отнести:
1. Систематизированы научные подходы к содержанию стратегии управления и стратегии развития и обоснованы ключевые особенности понимания сущности стратегии в деятельности строительных организаций.
2. Предложен научно-методический подход к разработке стратегии управления предприятиями строительной отрасли, который включает анализ рыночной среды и внутреннего состояния предприятия, что позволяет аргументированно обосновать стратегию развития с учетом трансформации факторов отраслевой специфики.
3. Разработана стратегия развития предприятия КПЗ «Биоблок» с учетом диагностики факторов внешней и внутренней среды, выделены фундаментальные предпосылки и угрозы реализации стратегии экспансии на новые рынки, разработаны управленческие подходы к снижению рисков реализации стратегии. Такой подход позволяет более комплексно подойти к реализации стратегии и снизить уровень неопределенности внешнего воздействия на достижение запланированных результатов в условиях кризиса.
4. Сформирована научная концепция стратегического управления предприятием по производству строительных материалов в условиях кризиса с учетом этапов разработки и реализации стратегии, применение которой позволит комплексно представать процесс стратегического управления.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена ее научной новизной и заключается в решении актуальной задачи обеспечения развития предприятий строительной отрасли на основе инструментов стратегического менеджмента. Результаты исследования - концепция стратегического управления строительными предприятиями, методический подход к разработке и реализации стратегии управления, научное определение содержания стратегии управления - развивают и дополняют теоретические основы стратегического менеджмента.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что разработанные методы построения и реализации стратегии предприятия строительной отрасли позволяют идентифицировать угрозы и использовать возможности, открывающиеся в процессе трансформации рыночной среды. Основные результаты исследования внедрены в практическую деятельность КПЗ «БИОБЛОК».
Объем и структура исследования были определены в соответствии с целью и задачами проводимого исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Во ведении обоснованы актуальность и целесообразность разработки стратегии управления предприятием, определены цель и задачи работы.
Первая глава - «Теоретический анализ эволюции концепций и инструментария стратегического управления» - посвящена систематизации научных взглядов на основные категории стратегического управления и инструментария разработки и реализации стратегий.
Вторая глава - «Исследование условий и предпосылок разработки и реализации стратегии управления предприятием по производству строительных материалов КПЗ «БИОБЛОК» - содержит результаты диагностики внешней и внутренней среды стратегического значения.
В третьей главе - «Разработка стратегии управления предприятием по производству строительных материалов» - предложена стратегия развития предприятия и программа ее реализации, а также основные методы управления процессом реализации стратегии.
Заключение содержит основные итоги проведенного исследования и перспективы дальнейших исследований по теме.
В условиях существенных дисбалансов в траектории развития строительного рынка, возрастании рисков и угроз со стороны факторов внешней среды организаций усиливается объективная необходимость разработки и реализации стратегий управления, основанных на детальном изучении отраслевой динамики. Вместе с тем, современное состояние системы стратегического управления на большинстве предприятий строительной отрасли свидетельствует об отсутствии подходов к формированию и реализации стратегических планов и программ. Предприятия строительного рынка более направлены на последующее реагирование на рыночные дисбалансы нежели на прогнозирование и использование будущих рыночных возможностей.
С целью развития теории и методических подходов к разработке и реализации стратегии предприятия строительного рынка были проведены глубокие теоретические, методические и практические исследования, основные выводы по которым можно свести к следующим позициям:
1. Обобщение и систематизация развития парадигм стратегического управления позволили обосновать вывод, что изменение и усложнение факторов внешней среды требует более взвешенного подхода к разработке и и реализации стратегий. Обосновано, что стратегия должна представлять собой не только решения или философию ведения бизнеса, а и целевую программу действий с закреплением результативных показателей, ответственных лиц.
2. Исследование содержания понятия стратегия позволило установить, что в современных условиях определение стратегии должно соответствовать требованиям нестабильной внешней рыночной среды и рассматриваться как абстрактно-целевая, ценностно-ориентированная концепция долгосрочного развития бизнеса, детализированная в программах достижения запланированного стратегического результата.
3. Систематизация инструментов стратегического анализа по целесообразности их применения при разработке и реализации стратегии для предприятий строительной отрасли позволили определить важность таких этапов: анализ внутренней систем предприятия с более детализированным взглядом на финансово-экономические результаты и глубокий анализ строительного рынка, факторов и ожиданий фирм в разрезе двух основных категорий: производители строительной продукции и ее потребители (организации, ведущие строительные работы).
4. Применение данного методического подхода позволило выявить следующие тенденции: отрицательные темпы развития строительного рынка г. Челябинска и региона привели к прекращению деятельности многих предприятий по производству строительных материалов, а стремление застройщиков к сокращению издержек - к увеличению спроса на продукцию с более низким качеством и ценой. По результатам экспертных оценок сделан вывод, что замедление темпов строительства будет происходить и в будущем, а, следовательно, необходимо формировать новые пути развития для предприятия КПЗ «БИОБЛОК».
5. Проведенное исследование позволило обосновать необходимость выбора стратегии экспансии на новые рынки. Реализация данной стратегии обоснована следующими важными положениями и выводами:
- снижение объемов строительства в г. Челябинске и регионе в последние годы приводит, в свою очередь, к снижению потребности в пеноблоках;
- согласно оценке ожиданий игроков строительного рынка определено, что владельцы и специалисты прогнозируют снижение объемов рынка при пессимистическом сценарии развития и рост в 1-2% при оптимистическом сценарии;
- уровень конкуренции на рынке со стороны крупных предприятий довольно высок, а отсутствие кооперации КПЗ «БИОБЛОК» по всей цепочке создания стоимости (цемент-производство пеноблоков-строительные работы) не позволяет предприятию конкурировать с интегрированными строительными компаниями на должном уровне;
Разработаны и предложены как альтернативные и другие виды стратегий: ликвидации (данную стратегию выбрали наибольшее количество предприятий по производству пеноблоков в период с 2014-2014 гг.) и стратегию выживания на рынке Челябинска и региона с репозиционированием продукции. При этом аргументировано, что данные стратегии не позволят реализовать производственный потенциал предприятия, а в первом случае - приведут к потере бизнеса. Соответственно, выбраны и проанализированы такие стратегические линии, которые позволят предприятию не только поддержать производственные и финансовые показатели на необходимом для его выживания уровне в условиях кризиса, а и обеспечить устойчивое долгосрочное развитие.
Для оценки перспектив успешной реализации стратегии экспансии на новые рынки КПЗ «БИОБЛОК» проведен анализ предпосылок успешной реализации стратегии и оценка угроз.
Анализ предпосылок успешной реализации стратегии экспансии на новые рынки позволил определить такие основные позиции:
- в структуре видов строительных работ наименьшее снижение отмечается в жилом и нежилом строительстве, а также других видах строительства. При этом застройщики стремятся оптимизировать затраты на материалы, что можно использовать в качестве основного аргумента для выхода на рынок с новым товаром - пеноблоком увеличенных размеров, а именно 2400-600-400 см. Данный вид пеноблока не представлен на рынке, что также следует расценивать как уникальное конкурентное преимущество. Основными преимуществами данного вида товара являются: хорошие характеристики теплоизоляции; более низкие затраты на строительство за счет легкого композитного пенобетона, формирующего основу данного товара, вес данного пеноблока ниже остальных стандартных пеноблоков, что приведет к сбережениям материалов в каркасах конструкций и опорах, снижению нагрузки на фундамент. Также будут сохранены такие характеристики товаров из пеноблока как долговечность, высокий уровень теплоизоляции, пропускная способность воздуха, что позволит застройщикам, ориентированным на жилищное и нежилое строительство (а также другие виды строительства) существенно снизить свое затраты и обеспечить надлежащее качество ведущегося строительства;
- предложение о выходе на рынки Уральского федерального округа обосновано тем, что уровень конкуренции на данных рынках (в том числе и в разрезе территориальных единиц УФО) значительно ниже, а объемы выполняемых строительных работ по полному кругу строительных предприятий увеличиваются (к примеру, в 2015 году в целом по округу показатель выполненных строительных работ увеличился на 13,3% по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 году - на 4,1% в сравнении с 2013 годом).
- основными предпосылками выхода КПЗ «БИОБЛОК» на рынок Казахстана являются: более высокая устойчивость строительного народно-хозяйственного комплекса к кризисным тенденциям, что связано с высокой долей строительства, финансируемого за счет государства. Это предпосылка формирует устойчивый спрос на пенобетон, а транспортные пути региона позволяют предприятию транспортировать продукцию на данный рынок. Для подтверждения возможности успешной экспансии предприятия на рынок Казахстана был проведен анализ объемов строительных работ, ведущихся в Казахстане. Данный анализ позволил определить, что удельный вес основных строительных работ, в которых используется пеноблок составляет более 75%. В данных видах строительных работ могут быть задействованы все виды и марки производимой основной продукции - пеноблоков. При этом существует высокая вероятность спроса на новый вид товара - пеноблоки размером 2400-600-400 см.
С целью снижения влияния факторов неопределенности, которые характеризуют внешнюю среду (в данном случае учитывались факторы не только региона присутствия, но и рынков, на которые планируется выход) был проведен анализ рисков и угроз реализации предложенной стратегии. Результаты позволили сделать вывод, что наиболее вероятными рисками в реализации стратегии являются: конкуренция со стороны других фирм -производителей пеноблоков, высокий уровень налогов, высокая стоимость материалов и конструкций, производимых для продажи, неплатежеспособность заказчиков, недостаток финансирования. Выявлено, что сохраняющаяся отрицательная динамика уровня предпринимательской уверенности в регионах Уральского федерального округа в значительной степени повышает риски возникновения высоких затрат вследствие нарушения контрактной и платежной дисциплины новых заказчиков, а также потери инвестиций и спроса на новый продукт. Определено, что при выходе на рынок Казахстана основные риски будут возникать в процессе достаточно существенных государственных ограничений в регулировании международной торговли, а также в процессе транспортировки продукции.
С целью минимизации рисков в процессе реализации стратегии экспансии на новые рынки предложены методы управления стратегическими рисками, процесс использования которых соответствует классической схемы управленческого процесса: анализ - планирование - формирование регулирующего воздействия - учет и контроль”. Предложенные мероприятия позволят идентифицировать стратегические риски, выбрать оптимальные способы воздействия на них и избежать значительных потерь.
7. Разработанная стратегия покреплена основными стратегическими элементами: миссией, философией и составляющими «души» организации, которые отражают основные ценности КПЗ «БИОБЛОК», которые формируют основу реализации стратегии. Миссия КПЗ «БИОБЛОК» направлена на потребителей продукции и заключается в максимальном удовлетворении всех клиентов в универсальных строительных материалах, производство которых основано на передовых технологиях и отвечает современным требованиям к качеству продукции и экологическим стандартам. «Душой» КПЗ «БИОБЛОК» являются такие ценности: открытые и добросовестные взаимоотношения с основными контактными группами, развитие бизнеса на принципах этики и социальной ответственности, обеспечение качества производимой продукции в соответствии с отечественными и мировыми стандартами, постоянный поиск путей обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе, внимательное отношение к персоналу, повышение его заинтересованности в реализации стратегии предприятия.
Стратегия экспансии на новые рынки КПЗ «БИОБЛОК» детализирована в программе реализации стратегии, которая обобщает ключевые позиции реализации разработанной стратегии по таким критериям: стратегические цели, временной промежуток, основные программные мероприятия по реализации стратегии, затраты на мероприятия по реализации стратегии, планируемый эффект, ответственные за реализацию. Такой подход позволяет более точно представить пути достижения развития предприятия посредством экспансии на новые рынки, а в последующем - оценивать эффективность реализации мероприятий (в том числе и с учетом ответственных за данные направления лиц).
Мероприятия программы реализации стратегии КПЗ «БИОБЛОК» сводятся к таким основным позициям: 1. Выход на рынки Уральского федерального округа (установление контактов с потребителями, производство и транспортировка продукции); 2. Выход на рынок Казахстана (установление контрактов с заказчиками, транспортными компаниями, выполнение заказов и их транспортировка заказчикам); 3. Запуск в производство нового вида продукции (покупка новых форм для пеноблока, создание опытных образцов и разработка нормативно-технической документации, активный маркетинг новой продукции, производство и продажа новой продукции). В программе прописаны и другие мероприятия по реализации стратегии: развитие клиентской базы в г. Челябинске и регионе, привлечение специалистов-маркетологов, наращивание экономических и финансовых показателей КПЗ «БИОБЛОК».
Разработанная программа является обобщающим документом, содержащим пути обеспечения устойчивого развития КПЗ «БИОБЛОК» в условиях кризиса. В работе определено, что оценку достижения запланированных результатов следует проводить не реже 1 раза в квартал в условиях кризиса в отрасли и не реже 2 раз в год в условиях стабилизации рынка. Это позволит вовремя определить основные причины отклонения от запланированных показателей и принять меры к их своевременному устранению.
Разработанная стратегия подкреплена практическим расчетом ее результатов, согласно которым в результате экспансии на новые рынки, в том числе и с новым продуктом, увеличится уровень загрузки производственных мощностей в 2016 году на 40%, в 2017 году на 55%, в 2018 году - на 63%; увеличится прибыль от реализации продукции в 2016 году - на 37 %, в 2017 году - на 114 % и в 2018 году - на 65 %.
Разработанная концепция стратегического управления предприятием в условиях кризиса развивает и дополняют научные идеи в области стратегического менеджмента, отраслевой экономической науки, теории и методологии реализации стратегии предприятий.
В целом разработанные научные положения и практические рекомендации отражают весь комплекс вопросов, связанных с формированием и реализацией стратегии управления предприятиями строительного народно-хозяйственного комплекса и позволяют считать выполненными цель и задачи исследования.
Практические результаты исследования положительно оценены руководством КПЗ «БИОБЛОК» и апробированы на предприятии. Стратегия экспансии на новые рынки, в том числе и с новым продуктом, а также программа ее реализации приняты к выполнению.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с развитием методов риск-менеджмента в стратегическом управлении ввиду усиления влияния неопределенности среды на функционирование предприятий и разработкой соответствующего управленческого инструментария, детализацией факторов развития предприятий путем введения дополнительных уровней классификации с учетом отраслевой специфики.
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление [Текст]. / Д. Аакер. - 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]. / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2008. - 519 с.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА [Текст] / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 235 с.
4. Белкин, В.Г. Эволюция механизма и инструментов стратегического управления предпринимательской структурой [Текст] / В.Г. Белкин, О.В. Хлыстова // Проблемы теории и практики управления, 2014. - № 4. - С. 144-152.
5. Боргард, Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия [Текст] / Е.А. Боргард // Актуальные проблемы экономики и права, 2013. - № 1. - С. 55-61.
6. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]. /
O. С. Виханский. - М., Экономист, 2008. - 296 с.
7. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ [Текст]. 5-е изд. /
P. М. Грант; пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
8. Грейнер, Л.И. Эволюция и революция в процессе роста организаций [Текст]. / Л.И. Грейнер // Вестник Санкт - Петербургского университета: Сер. Менеджмент, 2002. - № 4. - с. 76-92.
9. Дафт, Р. Менеджмент: Классика МБА [Текст]. / Р. Дафт; пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - 8-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 799 с.
10. Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей [Текст]. / Пер Дженстер, Дэвид Хасси; пер. с англ. О.Л. Пелявского. - М.: Вильямс, 2003. - 364 с.
11. Друкер, П. Друкер на каждый день. 366 советов успешному менеджеру [Текст]. / П. Друкер, Д. Макьярелло; пер. с англ. Анастасии Рыбянец. — 2-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. - 432 с.
12. Дятлов, С.А. Интеллектуально-сетевой капитал в гиперконкурентной информационной экономике [Текст]. / С.А. Дятлов, А.Е. Карлик // Партнерство цивилизаций, 2013. - № 3. - С. 142-160.
13. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент. Системный подход. [Текст]. // А.Т. Зуб., М.В. Локтионов. - М.: Изд-во Генезис, 2011. - 456 с.
14. Игнатова, Е.А. Опыт стратегического планирования зарубежных
предприятий [Текст]. / Е.А. Игнатова, М.А. Пономарева // Стратегическое
планирование и развитие предприятий. Секция 3 / Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 15-16 апреля 2014 г. / Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2014. - С. 68-70.
15. Институциональные ограничения экономической динамики Текст]. Монография: научный редактор Тамбовцев В.Л., М.: ТЕИС, 2009. - 524 с.
16. Каплан, Р. Награда за блестящую реализацию стратегии: связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества [Текст]. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон; пер. с англ. М. Павловой. - М.: Олимп -Бизнес, 2010. - 341 с.
17. Катков, Е.В. Совершенствование инструментария стратегического управления устойчивым развитием промышленных предприятий [Текст]. : монография / Е.В. Катков, А.И. Бородин, А.Н. Сорочайкин. - Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2014. - 212 с.
18. Кирьянова, З.В. Анализ финансовой отчетности: учебн. для бакалавров [Текст]. / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова. - 2-е изд. испр. и доп. М.: Изд- во Юрайт, 2014. - 272 с.
19. Клейнер, Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении [Текст]. / Г.Б. Клейнер // Препринт # WP/2010/269. - М.: ЦЭМИ РАН, 2010. - 59 с.
20. Клейнер, Г.Б. Теория фирмы — стратегия предприятия — микроэкономическая политика государства [Текст]. / Г.Б. Клейнер // Вестник Российского гуманитарного научного фонда», 2013 - 4 (73) - С. 52-69.
21. Клейнер, Г.Б. Точка зрения: надо любой ценой предотвратить ликвидацию предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kleiner.ru/category/tochka-zreniya/,свободный. — Загл. с экрана.
22. Клейнер, Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления [Текст]. / Г.Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента, 2003. - № 1. - С. 31- 56.
23. Клейнер, Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия [Текст]. / Г.Б. Клейнер // Вопросы экономики, 2002. - № 10. - С. 47 - 69.
24. Клейнер, Г.Б. Системно - интеграционная теория: структура и функции предприятия [Текст]. / Г.Б. Клейнер. - М.: ЦЭМИ РАН, 2005. - 97 с.
25. Коллис, Д. Корпоративная стратегия: ресурсный подход [Текст]. / Д.Коллис, С. Монтгомери; пер. с англ. Ю. Кострубова. - М.: Олимп-Бизнес, 2007. - 371 с.
26. Комитет по статистике Республики Казахстан [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://stat.gov.kz/faces/homePage?afrLoop=22445194644090718#%40%3F afrLoop%3D22445194644090718%26 adf.ctrl-state%3D586175xut 4,свободный. — Загл. с экрана.
27. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: лучшие приемы и методы [Текст]. / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. - 143 с.
28. Коуз, Р. Фирма, рынок и право [Текст]. / Р. Коуз; пер. с англ. Б. Пинскер. - М.: Новое изд-во, 2007. - 221 с.
29. Кох, Р. Стратегия: основы стратегического мышления и пошаговые инструкции по разработке и реализации стратегических планов [Текст]. / Р. Кох; пер. с англ. Е.Н. Кушнаревой. - М.: Эксмо, 2007. - 212 с.
30. Курс МВА по стратегическому менеджменту [Текст]. / М. Портер и др.; ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл; пер. с англ. В. Егоров. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 586 с.
31. Ляско, А. К. Стратегический менеджмент: соврем. учебник [Текст]. / А. К. Ляско; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013. - 488 с.
32. Маленков, Ю.А. О классификациях стратегий компаний [Текст]. / Ю.А. Маленков // Эмитент. Существенные факты, события, действия, 2006. - № 42. - С. 18-26.
33. Минаева, Е.В. Современные стратегии управления организацией в соответствии с требованиями рыночной экономики [Текст]. / Е.В. Минаева // Экономика и предпринимательство, 2014. - №1. - С. 427 - 431.
34. Минцберг, Г. Стратегический процесс [Текст]. / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал; пер. с англ. Т. Виноградовой и др. под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 684 с.
35. Минцберг, Г. Школы стратегий: стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [Текст]. / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел; пер. с англ. Д. Раевской, Л. Царук; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2000. - 330 с.
36. Официальные данные Росстата (Электронной базы данных ЕМИС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.fedstat.ru/indicators/start.do, свободный. — Загл. с экрана.
37. Официальные данные Челябинскстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
38. Официальный сайт института Адизеса в России. Методика он-лайн тестирования стадии ЖЦ КПЗ «БИОБЛОК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lifecycle.adizes.com/results/result.php?result id=eaf8d2b77ac7fb61c83537d6286c23b3&language=ru RU,свободный. — Загл. с экрана.
39. Официальный сайт Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.minstroy74 .ru/priority directions/index.php? SECTION ID=51,свободный — Загл. с экрана.
40. Палкина, Е.С. Принципы и механизм реализации системы управления стоимостью компании (на примере организации трансп. отрасли): моногр. [Текст]. / Е.С. Палкина. - СПб.: СПГУВК, 2012. - 160 с.
41. Палкина, Е.С. Реализация стратегии роста транспортной компании: концепция и инструментарий [Текст]. : моногр. / Е.С. Палкина. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2013. - 233 с.
42. Палкина, Е.С. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии роста компании [Текст]. / Е.С. Палкина // Инициативы XXI века. 2013. - № 4.- С. 23-27.
43. План Глазьева: как от стихийного рынка вернуться к «плановой
экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://colonelcassad.livejoumal.com/2390744.html,свободный — Загл. с экрана.
44. Попов, А.С. Концепция актуального стратегического менеджмента для со- временных российских компаний : монография [Текст]. / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 223 с.
45. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения [Текст]. : учеб.- практич. пособие / С.А. Попов. - М. : Издательство Юрайт, 2014. 448 с.
46. Пятнадцатый Всероссийский симпозиум «Стратегическое
планирование и развитие предприятий [Хроника]. // Российский журнал
менеджмента. - 2014.- № 2. -С.133-138.
47. Савельева, Н.А. Стратегический менеджмент [Текст]. : учеб. / Н.А. Савельева - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 384 с.
48. Сухарев, О.С. Дисфункция институтов и систем: теоретические основы [Текст]. / О.С. Сухарев // Экономические системы, 2014. - № 2. - С. 2-11.
49. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст]. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. А.Р. Ганшевой и др. - 12-е изд. - М.: Вильямс, 2007. - 924 с.
50. Уильямсон, О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки «отношенческая» контрактация [Текст].: пер. с англ. / О. И. Уильямсон; науч. ред. В.С. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1996. - 702 с.
51. Хамел, Г. Конкуренция за будущее: Создание рынков завтрашнего дня [Текст]. / Гари Хамел; пер. с англ. С. Каменского.- М.: Олимп - Бизнес, 2002. - 275 с.
52. Чижик, А.С. Современные стратегии управления организациями в условиях мирового кризиса [Текст]. / А.С. Чижик // Экономика, социология и право, 2014. - № 2. - С. 12-18.
53. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации [Текст].: учебник / Н. В. Войтоловский и др. - М.: Юрайт, 2011, 507 с.
54. Aghion, Philippe, Nicholas Bloom, Raffaella Sadun, and John Van Reenen."Never Waste A Good Crisis? Growth and Decentralization in the GreatRecession."Working Paper, December 2014.
55. Collis, David J."The Value of Breadth and the Importance ofDifferences."In Emerging Economies and Multinational Enterprises. Vol. 28, edited by Laszlo Tihanyi, Elitsa R. Banalieva, Timothy M. Devinney, and Torben Pedersen, 29¬33. Advances in International Management. Emerald Group Publishing, 2015.
56. Collis, David J. International Strategy: Context, Concepts and
Implications. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2014.
57. Collis, David, and Ashley Hartman."Shareholder Activists and CorporateStrategy."Harvard Business School Case 716-403, August 2015. (Revised September 2015.)
58. Doing Business 2016 http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016
59. Economy Rankings: http://www.doingbusiness.org/rankings
60. Hoskisson R.E., Hitt M.A., Wan W.P., Yiu D. Theory and research in strategic management: Swings of the pendulum. [Електронний ресурс] / R.E.
Hoskisson, M.A. Hitt, W.P. Wan, D Yiu. // Journal of Management. - 1999. - № 25 (3).
- Режим доступу: http://www.sciencedirect.com /science ?_ob=PublicationURL&
61. Porter, Michael E."Shared Value and Strategy."Paper presented at the Shared Value Leadership Summit, FSG, New York, NY, May 12, 2015.
62. Porter, Michael E."Strategy and Shared Value: Innovation and Growth in
an Era of Constrained Resources."Agrivision, Noordwijk aan Zee, The Netherlands, June 19, 2013. http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/20130619%20-
Nutreco%20StrategyCSV-FINAL-FINAL_fa4ec683-c82a-482b-bd54-60f22c3fcae4.pdf
63. Van den Steen, Eric."A Formal Theory of Strategy."Harvard Business School Working Paper, No. 14-058, December 2013.
64. Van den Steen, Eric."Strategy and the Strategist: How it Matters WhoDevelops the Strategy."Harvard Business School Working Paper, No. 14-057, December 2013.
65. Yoffie, David B., and Michael A. Cusumano. Strategy Rules: Five
Timeless Lessons from Bill Gates, Andy Grove, and Steve Jobs. New York: HarperBusiness, 2015.