ИСТОРИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 7
1.1 Историческое развитие института прокуратуры в России (основные
этапы формирования) 7
1.2 Функции прокуратуры в истории РФ 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры
в России 27
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ (ПРАКТИКА): 32
2.1 Цели деятельности прокуратуры 32
2.2 Направления деятельности прокуратуры, разграничение полномочий
(территориальные прокуратуры, военные и иные специализированные прокуратуры) 43
2.3 Деятельность специализированной прокуратуры на примере Казанской
межрайонной природоохранной прокуратуры 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 7
1.1 Историческое развитие института прокуратуры в России (основные
этапы формирования) 7
1.2 Функции прокуратуры в истории РФ 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры
в России 27
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ (ПРАКТИКА): 32
2.1 Цели деятельности прокуратуры 32
2.2 Направления деятельности прокуратуры, разграничение полномочий
(территориальные прокуратуры, военные и иные специализированные прокуратуры) 43
2.3 Деятельность специализированной прокуратуры на примере Казанской
межрайонной природоохранной прокуратуры 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
История формирования прокуратуры в России представляет собой возникновение абсолютно уникального для государства органа государственной власти. На протяжении последних трех столетий в России, с учетом всех исторически-важных событий, реформ социально-экономической, политической и духовной жизни общества, всегда стояла необходимость в стабилизирующем, мощном органе государственного управления, призванного обеспечить соблюдение законности в стране. Соблюдение законности в России является одной из ведущих направлений деятельности при формировании правового государства.
Поэтому большое значение отдается правоприменительной практике, гарантирующей от неправомерного поведения должностных лиц и граждан. Так, прокурорский надзор является наиболее эффективной формой государственного контроля за исполнением законов.
Только независимая система органов прокуратуры способна в полной мере осуществлять надзорную функцию. Именно прокуратура противодействует нарушению законов РФ, выявляет все противоречия в законодательстве, принимает меры к их устранению, посредством осуществления мер прокурорского реагирования.
В связи с этим актуальным с теоретической и практической точек зрения представляется качественное проведение всесторонних исследований работы прокурора, определения его компетенции в сфере исполнения законов РФ.
Правовая наука располагает богатым материалом по общим вопросам роли прокурорского надзора в обеспечении законности. Так, общие вопросы прокурорского надзора были предметом исследования многих ученых, например, В.Б.Ястребова, Ю.Е.Винокурова, В.Г.Мелкумова, В.С. Зеленецкого, В.П. Рябцева, А.Я.Сухаревой, А.Д.Берензона, Ю.П.Синельщикова, Ф.М.Кобзарева и др. Однако вопросу прокурорского надзора за исполнением законов вплоть до начала XXI в. уделялось недостаточно внимания.
Именно поэтому есть необходимость в практически обоснованных предложениях и рекомендациях по совершенствованию надзорной деятельности прокуратуры в указанной сфере, направленных на улучшение ее работы по повышению качества российского законодательства, совершенствованию деятельности органов
государственной власти. Вышеизложенное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании этапов формирования прокуратуры, теоретико-правовых и практических аспектов деятельности прокуратуры и изучении основных направлений ее деятельности в современный период в России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
— изучение истории становления и формирования в России органов прокуратуры;
— уяснение закономерности развития прокуратуры;
— характеристика основных функций и задач прокуратуры, точек их соприкосновения и различий;
— изучение правовых основ деятельности органов прокуратуры РФ;
— обозначение основных направлений деятельности, специфики разделения полномочий органов прокуратуры;
— характеристика деятельности специализированной
прокуратуры на примере Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Соответственно, объектом выпускного квалификационного исследования стали общие, объективно существующие процессы и явления, складывающиеся при формировании и развитии системы органов прокуратуры.
Предметом исследования выступили теоретические и практические вопросы, связанные с понятием и значением функционирования прокуратуры в Российской Федерации.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, применяемые юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов логического, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов, в том числе конкретно-социологический, статистический и структурно-функциональный.
Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература, научные исследования, посвященные прокурорскому надзору, уголовному и гражданскому процессам, общей теории государства и права.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, законы РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти России, практика судебных органов, практические и статистические материалы надзора, осуществляемого Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой, данные статистической отчетности Генеральной прокуратуры РФ.
Поэтому большое значение отдается правоприменительной практике, гарантирующей от неправомерного поведения должностных лиц и граждан. Так, прокурорский надзор является наиболее эффективной формой государственного контроля за исполнением законов.
Только независимая система органов прокуратуры способна в полной мере осуществлять надзорную функцию. Именно прокуратура противодействует нарушению законов РФ, выявляет все противоречия в законодательстве, принимает меры к их устранению, посредством осуществления мер прокурорского реагирования.
В связи с этим актуальным с теоретической и практической точек зрения представляется качественное проведение всесторонних исследований работы прокурора, определения его компетенции в сфере исполнения законов РФ.
Правовая наука располагает богатым материалом по общим вопросам роли прокурорского надзора в обеспечении законности. Так, общие вопросы прокурорского надзора были предметом исследования многих ученых, например, В.Б.Ястребова, Ю.Е.Винокурова, В.Г.Мелкумова, В.С. Зеленецкого, В.П. Рябцева, А.Я.Сухаревой, А.Д.Берензона, Ю.П.Синельщикова, Ф.М.Кобзарева и др. Однако вопросу прокурорского надзора за исполнением законов вплоть до начала XXI в. уделялось недостаточно внимания.
Именно поэтому есть необходимость в практически обоснованных предложениях и рекомендациях по совершенствованию надзорной деятельности прокуратуры в указанной сфере, направленных на улучшение ее работы по повышению качества российского законодательства, совершенствованию деятельности органов
государственной власти. Вышеизложенное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании этапов формирования прокуратуры, теоретико-правовых и практических аспектов деятельности прокуратуры и изучении основных направлений ее деятельности в современный период в России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
— изучение истории становления и формирования в России органов прокуратуры;
— уяснение закономерности развития прокуратуры;
— характеристика основных функций и задач прокуратуры, точек их соприкосновения и различий;
— изучение правовых основ деятельности органов прокуратуры РФ;
— обозначение основных направлений деятельности, специфики разделения полномочий органов прокуратуры;
— характеристика деятельности специализированной
прокуратуры на примере Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Соответственно, объектом выпускного квалификационного исследования стали общие, объективно существующие процессы и явления, складывающиеся при формировании и развитии системы органов прокуратуры.
Предметом исследования выступили теоретические и практические вопросы, связанные с понятием и значением функционирования прокуратуры в Российской Федерации.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, применяемые юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов логического, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов, в том числе конкретно-социологический, статистический и структурно-функциональный.
Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература, научные исследования, посвященные прокурорскому надзору, уголовному и гражданскому процессам, общей теории государства и права.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, законы РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти России, практика судебных органов, практические и статистические материалы надзора, осуществляемого Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой, данные статистической отчетности Генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
Прокуратура в России прошла длительный и непростой исторический путь своего развития и формирования. Проведя анализ истории становления прокуратуры в России, изучив нормативно-правовые акты всех трех этапов становления, можно сделать вывод, что прокуратура является важнейшим органом государственной власти, без которого невозможно существовать в демократическом правовом государстве в условиях настоящего времени.
Стоит отличать функции и задачи прокуратуры, поскольку функции прокуратуры являются всеобъемлющей категорией, действие которой является постоянным. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет прокурорский надзор, как основную функцию деятельности прокуратуры в различных сферах жизни общества и государства.
Устойчивой нормативно-правовой основой прокуратуры и прокурорского надзора за исполнением законов является вся совокупность нормативно-правовых актов РФ, включая региональные ведомственные акты, а также международное законодательство, Указы Президента РФ и акты Генерального прокурора РФ.
Вся деятельность прокуратуры направлена на реализацию законодательно обозначенных целей. Осуществлению основных направлений деятельности прокуратуры способствует активный прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий. По сравнению с целями, задачи прокурорского надзора являются более конкретной и многочисленной категорией.
При выполнении работы, интересным фактом стало то, что правильная расстановка приоритетов при выборе основных направлений деятельности прокуратуры может быть совершена только при наличии выстроенной политики ведения деятельности органов прокуратуры, рассчитанной на длительную перспективу. В отличие от функций как самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности, основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально¬экономического и иного характера.
Изучив разграничение деятельности прокуратур, можно прийти к выводу, что, несмотря на различия в компетенции всех видов прокуратур, существуют точки их соприкосновения. Защита прав и законных интересов граждан, укрепление законности в различных сферах жизни общества и государства, обеспечение законности органов государственной власти, борьба с правонарушениями законов и т.д. - эти направления деятельности объединяют воедино всю систему органов прокуратуры, способствуя укреплению государственности
В последние годы большое внимание государством уделяется экологической безопасности, в связи с чем, особую актуальность имеет осуществление прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
Так, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет полномочия по надзору за исполнением природоохранного законодательства на территории Республики Татарстан. Принимаемые меры прокурорского реагирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования способствуют обеспечению экологической безопасности, защите и восстановлению нарушенных контролирующими и разрешительными органами прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, органы прокуратуры России являются одной из основных опор государственной власти и важным механизмом реализации политики обеспечения безопасности государства.
Прокуратура в России прошла длительный и непростой исторический путь своего развития и формирования. Проведя анализ истории становления прокуратуры в России, изучив нормативно-правовые акты всех трех этапов становления, можно сделать вывод, что прокуратура является важнейшим органом государственной власти, без которого невозможно существовать в демократическом правовом государстве в условиях настоящего времени.
Стоит отличать функции и задачи прокуратуры, поскольку функции прокуратуры являются всеобъемлющей категорией, действие которой является постоянным. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет прокурорский надзор, как основную функцию деятельности прокуратуры в различных сферах жизни общества и государства.
Устойчивой нормативно-правовой основой прокуратуры и прокурорского надзора за исполнением законов является вся совокупность нормативно-правовых актов РФ, включая региональные ведомственные акты, а также международное законодательство, Указы Президента РФ и акты Генерального прокурора РФ.
Вся деятельность прокуратуры направлена на реализацию законодательно обозначенных целей. Осуществлению основных направлений деятельности прокуратуры способствует активный прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий. По сравнению с целями, задачи прокурорского надзора являются более конкретной и многочисленной категорией.
При выполнении работы, интересным фактом стало то, что правильная расстановка приоритетов при выборе основных направлений деятельности прокуратуры может быть совершена только при наличии выстроенной политики ведения деятельности органов прокуратуры, рассчитанной на длительную перспективу. В отличие от функций как самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности, основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально¬экономического и иного характера.
Изучив разграничение деятельности прокуратур, можно прийти к выводу, что, несмотря на различия в компетенции всех видов прокуратур, существуют точки их соприкосновения. Защита прав и законных интересов граждан, укрепление законности в различных сферах жизни общества и государства, обеспечение законности органов государственной власти, борьба с правонарушениями законов и т.д. - эти направления деятельности объединяют воедино всю систему органов прокуратуры, способствуя укреплению государственности
В последние годы большое внимание государством уделяется экологической безопасности, в связи с чем, особую актуальность имеет осуществление прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
Так, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет полномочия по надзору за исполнением природоохранного законодательства на территории Республики Татарстан. Принимаемые меры прокурорского реагирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования способствуют обеспечению экологической безопасности, защите и восстановлению нарушенных контролирующими и разрешительными органами прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, органы прокуратуры России являются одной из основных опор государственной власти и важным механизмом реализации политики обеспечения безопасности государства.
Подобные работы
- Основные направления деятельности прокуратуры
на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы прокурорского надзора в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022



