ВВЕДЕНИЕ 8
1 ГЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ 11
1.1 Экономическая сущность международных торговых сетей, этапы
их формирования и развития в мировой экономике 11
1.2 Конкурентные преимущества международных торговых сетей и
факторы их международного развития 19
1.3 11уги выхода международных торговых сетей на зарубежные
рынки 27
2 АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В МИРОВОЙ И
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКАХ 33
2.1 Динамика и региональные особенности развития международных
торговых сетей в мировой экономике 33
2.2 Позиции международных торговых сетей в экономике России и
тенденции их развития . 50
2.3 Сравнительный анализ эффективности деятельности
международных и российских торговых сетей 56
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
3.1 Электронная и мобильная коммерции как одни из перспективных форм современной розничной торговли
3.2 Собственные торговые марки как путь к повышению эффективности деятельности международных и российских торговых сетей
3.3 Методика повышения рентабельности деятельности торговых
сетей Российской Федерации на основе использования мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ CПИС0К 107
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Наиболее инвестиционно привлекательные для ритейлеров страны
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Товарооборот ритейлеров стран Европы в 2013 году. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Экспорт установок для кондиционирования воздуха оконного или настенного типа, в едином корпусе или сплит-систем компании Toshiba, 2010-2014
Сфера розничной торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, привнося достаточно весомый вклад в показатель ВВП многих стран. На развитие розничной торговли и деятельности международных торговых компаний сильнейшее воздействие оказывает процесс глобализации. Еще в начале 200-х годов концентрация внимания ритейлеров была направлена на страны Восточной Европы и процесс вступления в ВТО, который был весьма многообещающим для сферы торговли. Вступление в ВТО Китаем открыло новые горизонты для организации более свободного процесса контроля. Дальнейший охват международными сетями мира происходил с освоением стран БРИК и постепенно распространялся на страны средней Азии и Южной Америки. На данный момент идет выстраивание торговых сетей в странах Африки.
На протяжении 15 лет Россия находилась в списке наиболее привлекательных стран для международных торговых сетей. При это доля розничных сетей в России достигала лишь показателя 20%. I Ipouecc консолидации в странах с развитой экономической системой происходит намного активнее и данные показатели находятся на более высоком уровне. Современные тенденции развития розничных сетей диктуют ритейлерам внедрение новых информационных технологий в процесс торговли, что постоянно доказывается международными компаниями с внедрением новых цифровых технологий.
Западные торговые сети отличаются гораздо более быстрым откликом на потребности рынка, поэтому освоение мобильных и цифровых технологий сферой торговли там началось гораздо ранее. Таким образом, указанные выше тенденции формируют актуальность темы исследования, результатом которой должна стать практическая разработка рекомендаций но совершенствованию управления международными торговыми сетями.
Наибольшее внимание сфере международной розничной торговли уделено в работах таких ученых как А.С. Гагрязенко, Т.В. Дианова, Л.Е. Евстигнеева.
Л.В. Корощено, И.А. Красюк. В.Л. Кузьменко. А.А. Некипелов, А.С. Новоселов, О.С. Фирсанова, и др. Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых как Хайман Д.Н., Гэлбрейт Дж., Уильмсон О. и др. Зарубежные источники достаточно полно формируют мнение о проблемах процесса развития торговых сетей, освещают текущее состояние дел в сфере торговли, рассматривают инновационные подходы к сфере ритейла, так данные вопросы освящены в трудах Дж. Эванса и Б. Бермана. Ф. Котлера и других.
Цель дипломной работы - изучение мирового опыта функционирования международных торговых компаний. выявление направления их дальнейшего развития и разработка практических рекомендации по повышению эффективности и рентабельности деятельности торговых компаний.
Дтя решения данной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность международных торговых компаний, рассмотреть основные этапы их формирования и становления на рынке торговли;
- выявить конкурентные преимущества международных торговых компаний и факторы, способствующие их развитию;
- определить пути выхода международных торговых компаний на зарубежные рынки;
- рассмотреть динамику развития международных торговых компаний;
- проанализировать позиции международных торговых компаний в экономике России; - провести сравнительный анализ эффективности деятельности международных и российских торговых компаний;
- определить роль электронной и мобильной коммерции в развитии торговых сетей;
- разработать методику повышения рентабельности деятельности торговой сети Toshiba на основе изученного мирового опыта.
Объект исследования - международные торговые компании на современном этапе развития на мировом и российском рынке.
Предмет исследования - процессы становления и развития международных торговых сетей, их позиции на мировом и российском рынках, а также стратегические направления их дальнейшего развития.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют методы индукции, дедукции, макроэкономического и экономико-математического анализа, сравнения, классификации, опросы.
Методологические инструменты, используемые в данном исследовании, базируются на теоретических подходах к глобализации мировой экономики и основаны на использовании исторического, статистического и причинно-следственного анализа.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития мирового ритейла и международных торговых сетей. Информационная и источниковедческая база исследования.
Научная новизна исследования состоит в системном обосновании роли международных торговых сетей, динамики и стратегических направлений их развития с учетом новейших изменений на рынке розничной торговли зарубежных стран и России. Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Основной текст работы выполнен на 106 страницах. Библиографический список состоит из 59 источников. В работе приведено 6 таблиц и 22 рисунка, а так же 3 приложения.
Развитие международных торговых сетей продолжается уже более века, становление первых сетей происходило на основе всего одного магазина на начальном этапе, в дальнейшем образовывались кооперативы, далее крупные финансово-производственные комплексы. Основные проблемы развития международных торговых сетей это высокая степень насыщения современными форматами торговли, конкурентная борьба, законодательные барьеры, что побудило сети развиваться в других странах. Развитие всё новых форм торговли, с учетом изменения поведения потребителя, способствует развитию международных торговых сетей и приобретает все большую значимость для экономики стран и мира в целом.
В работе системно рассмотрен и решен ряд важнейших для развития международных торговых сетей на мировом и российском рынках задач, в результате получены следующие выводы и разработан ряд практических рекомендаций:
1. На современном этапе развития международные торговые сети имеют существенное влияние в мировом ритейле, за счет сочетания различных факторов. Гаки образом совмещается оптовая и розничная торговля в лице международных торговых сетей, закупающих товар напрямую от производителей, минуя звено оптовых сбытовых структур, и реализующих товар, как мелким оптом, гак и в розницу. Международные торговые сети являются важнейшим элементом в в современной структуре торговли, функционирование которой происходит на более качественном эффективном уровне за счет высокой концентрации капитала и ресурсов. Международные торговые компании, которые в процессе совей деятельности прибегают к опыту международного рынка, используют комплексный подход в части организации системы закупок, логистики, продвижении товара и т.д, и предполагающие формирование международного производственно-сбытового. торгового и финансового комплекса.
2. Международным торговым сетям предоставляется ряд конкурентных преимуществ, которые способствуют достижению наиболее высоких показателей деятельности и позволяют осуществлять более эффективное функционирование на рынке. Выходу компаний на международные рынки способствуют высокая конкуренция и степень консолидации розничной торговли Rстранах базирования головной организации, законодательные барьеры со стороны государства, ограничивающие рост международных торговых сетей, растущая экономика других стран мира.
3. Международными компаниями используется ряд стратегий для выхода на новые рынки, которые включают в себя: преодоление входного барьера и адаптация, диктат рыночных условий, монополизация или олигополизация потребительского рынка. Проникновение на новые рынки осуществляется за счет лицензирования, использования концессии, франчайзинга, создания совместного предприятия, органического роста, поглощения.
4. США являются лидерами по количеству крупнейших международных торговых компаний, пять американских ГНК входят в десятку крупнейших торговых сетей в мире. Практически 90% компаний Европы являются международными ритейлерами, в США данный показатель находится на уровне 50%. Изначально основная доля инвестиций ритейлеров традиционно приходилась на такие страны как Франция. Германия. Великобритания, позже к этой группе стран добавились - Испания. Португалия, а с середины 1990-х годов интерес появился к странам Центральной Восточной Европы - Чехии. Венгрии, Польше. А менее десяти лет назад ритейлеры стали уделять особое внимание странам Азиатско-Тихоокеанского региона, Бразилия. Индия в настоящее время находятся в самой привлекательной для ритейлеров фазе.
5. Рынок ритейла в России активно начал развиваться в начале 2(ХХ> гг. Первыми в России «Auchan» и «Metro», до финансового кризиса 2008 года темпы роста оборота розничной торговли в России составляли 23-25% в год. Кризис снизил темпы роста рынка, за счет чего произошло снижение остальных показателей, таких как уровень потребительских расходов, отсутствие положительной динамики роста оборотов торговли в РФ и пр.
Постепенно рынок снова начинает набирать обороты, но постоянно изменяющаяся политическая и экономическая ситуации в мире не дают выйти на прежние темпы роста.
Основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться ритейлерам являются нехватка распределительных центров и складов, а также плохо сформированная транспортно-распределительная система. В качестве тенденций развития ритейла можно назвать развитие направлений слияний и поглощений, развитие торговых сетей сразу в нескольких форматах, дальнейшее освоение регионов и умение соответствовать изменяющемуся поведению российского потребителя, все больше предпочитающего высокий уровень сервиса и являющемуся брендозависимому.
7. В качестве одного из стратегических направлений развития .для торговых сетей предложена дифференцированная политика формирования ценовых предложений для клиентов. На основе изучения опыта деятельности международных торговых сетей в части управления системой закупок и построения ассортимента автором разработана методика повышения рентабельности их деятельности. Суть разработанной методики сводится к следующему:
- Определить позиции категории в той или иной стране - общий уровень потребления в целом по стране, а также по видам, типам, узнать динамику потребления товара и покупательские предпочтения. Для этою использованы данные аналитических и исследовательских агентств (например. А.С. Nielsen)
- Составить дерево принятия решений, т.е. определить покупательские предпочтения, и выделить ценовые сегменты товаров в категории. 'Это делается путем проведения опросов и анкетирования. Ритейлер может обратиться за этими сведениями в крупные FMCG компании - лидеры в своих категориях.
- Сравнить продажи рынка с продажами в торговой сети по каждой подкатегории и определить зоны роста.
• Сопоставить продажи рынка с продажами в торговой сети по ценовым группам и определить, какой сегмент необходимо сокращать или расширять.
- Провести сравнение по каждому представленному в категории бренду - сопоставить данные рынка и долях того или иного бренда с данными по продажам его в торговой сети. Определить под какой бренд сокращать полочное пространство или. наоборот, увеличивать, в зависимости от вклада в продажи. - Разработать ассортиментную политику. Таким образом, в работе была достигнута главная цель и решены поставленные задачи. Изучение сущности международных торговых сетей позволили сформулировать и выявить их конкурентные преимущества, а также факторы их развития в мировой экономике. Анализ динамики развития международных торговых сетей в мире, их позиций в экономике России, а также сравнительный анализ международных и российских торговых сетей предопределили необходимость создания методики повышения рентабельности деятельности торговых сетей Российской Федерации. Предложены стратегические направления развития розничных торговых сетей и рассчитаны показатели экономической эффективности проекта. 13 результате проект был признан эффективным.
1 Аналитический, обзор «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY)». // RBK.Research. 7-е издание. М.: 2013. 124
2 Барсукова, С.Ю. Чтобы не обмелели молочные реки... Рынок молока и молочных продуктов в России. / С.Ю. Барсукова И ЭКО. Всероссийский экономический журнал. -2011. ■ № 11. - С. 95-108.
3 Бахри. М. Ритейл по-индийски. / М. Бахри // Ведомости. - 2013. - № 57. - 03 апреля.
4 Березина. Е. Складской расклад. -Е. Березина И Московский комсомолец. - 2013. - 5 ноября.
5 Богомолов. О.Т. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи. Научное издание. -М.: Анкил, 2012. - 384 с.
6 Булатов. А. Система глобальной экономики: алгоритмы и векторы эволюции. / А. Булатов И Мировая экономика и международные отношения. - 2010 - № 2. - С. 119-127.
7 Гаг-рязснко. А.С. Рационализация сочетания отечественного производства и импорта продовольствия в обеспечении национальной продовольственной безопасности России : автореф. дис. ... канд. эк. наук : 08.00.14 / Гагрязенко А.С. - Воронеж. 2001.-67 с.
8 Голубев. А. Парадоксы развития аграрной экономики России. / А. Голубсв // Вопросы экономики. - 2012. - № 1. - С. 115-126.
9 Голубкова, Е.Н. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия. Е.Н. Голубкова И Маркетинг в России и за рубежом. -
2013. -№2(94).-С. 120-132.
10 Гончаров. В.Д.. Котесв С.В.. Рау В.В. Государственное регулирование в отраслях продовольственного комплекса. / В.Д. Гончаров. С.В. Котеев, В.В. Рау // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 3. - С. 100- 107.
11 Горюнов. М.А. «Особенности становления и сценарии дальнейшего развития сетевой розничной торговли в России». / М.А. Горюнов И Российское предпринимательство. - 2007. - № 10 Вып. 2 (100). - С. 163- 168.
12 Горячкин. Д. Торговые сети расширяют собственное производство / Д. Горячкин И Экономика и жизнь. 2012 - № 16. - С. 22.
13 Дейнега, С.Л. Современный аграрный кризис. / С.Л. Дейнега // Экономика и управление. - 2009. - № 9(58). - С. 21-27.
14 Иванов. И. Импорт и импортозамещение в России. / И. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. - 2012 № I. - С. 15-21.
15 Иванова, А.С. История торговой сети « Березка» в СССР (конец 1950-х - 1980-е гг.) / А.С. Иванова // Российская история. - 2012. - № 5. - С. 172-185.
16 Инвестиции в России. Статистический сборник. М.: 2011.
17 Иноземцев В. Все дальше от цивилизованного мира. / В. Иноземцев И Московский комсомолец. - 2014. - 03 февраля. - С.З. 125
18 Ковалев. Е.. Жукова Г. Потенциал мировой агропродоовльствснной сферы: плюрализм оценок. Е. Ковалев Е., Г. Жукова И Мировая экономика и международные отношения. -2011.- № 8. - С. 3
19 Колмакова. Т.Е., Воронин В.П. «Зарубежные торговые сети в российской экономике». / Т.Е. Колмакова Т.Е., В.П. Воронин И Российское предпринимательство. - 2008. - № 11 Вып. 2 (123). - С. 111- 114.Корешков, В.А. Формирование и развитие предпринимательских структур в ритейле России : автореф. дне. ... канд. эк. наук : 08.00.14 / Корешков. А.В. - М., 2011.- 186 с.
20 Котельникова. З.В. Международный опыт регулирования деятельности торговых сетей: обзор эмпирических исследований. Исследование НИУ ВШЭ.-2013.
21 Корощснко, Л.В. Оптово-розничные транснациональные корпорации в мировой экономике: Монография. - М.: 2009. - 187 с.
22 Котляров. И. Инструменты обеспечения доступа фермеров к рынкам сбыта. И. Котляров//Вопросы экономики.- 2013. -№3.-С. 138-151.
23 Крекннна, А. Миллиарды в рознице. / А. Крекнина И Ведомости. -
2013. -№32.-15 июля.
24 Левинская, А. Ушли с рынка и не вернулись. / А. Левинская ИRBK Daily. - 2013. - № 130 (1663). - 23 июля.
25 Леонов. Д.И., Бурмистров М.Б. Проблемы и возможности собственных торговых марок розничных сетей в России / Д.И. Леонов Д.И.. М.Б. Бурмистров И Бренд-менеджмент. - 2012. - № 06 (62). - 36 С.
26Липсиц. И. Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведения. / И. Липсиц И Вопросы экономики. -
2012. -№8.-С. 64-79
27 Лисичкин. Г.С. Аграрный сектор - ключ к выходу России из кризиса. / Г.С. Лисичкин И Общественные науки и современность. - 2011. - № 5. - С. 66-75
28 Мамедова, Д. Сбой в сети. / Д. Мамедова // Секрет фирмы. - 2013. - №
8. - С. 22-27.
29 Мансуров, Р.Е. Подход к реформированию агропромышленного комплекса. / Р.Е. Мансуров // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №
6. - С. 58-62
30 Мустафаев. А.А., Спирягин В.И. Долгосрочный инвестиционный прогноз - основа разработки стратегии развития АПК Северного региона (на примере Республики Коми). / А.А. Мустафаев А.А., В.И. Спирягин И Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 4. - С. 131-146
31 Неганов. С.А.. Неганова И.С. Взаимоотношения товаропроизводителей и розничных сетей на региональном продовольственном рынке / С.А. 11еганов. С.А.. И.С. Неганова И Экономика региона. 2012. - №3. - С. 12. 126
32 Нефедов. С.А. Уровень потребления в России начала XX века и причины русской революции. / С.А. Нефедов // Общественные науки и современность. 2011. - № 3. - С. 97-111.
33 I [ифаева, О.. Нехамкин А. Социальная реклама как фактор экономического развития. / О. Нифаева О.. А. Нехамкин И Мировая экономика и международные отношение. - 2013. - № 5. - С. 48-55.
34 Оболенский В. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски. / В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. -
2012. -№6.-С. 59-69.
35 Обухова, Е. Шок-цена от «Седьмого конт инента». / Е. Обухова // Эксперт. - 2013. - № 33. - 26 августа.
36 Панкевич, Н. ТНК: Гражданско-политический контроль в условиях денационализации / Н. Панкевич И Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 3. - С. 34-42.
37 Пашутин, С.Б. Завуалированный марктеинг. или интригующие замещение. Ретроспективный анализ. / С.Б. Пашутин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 2 (82). - С 99-109.
38 Попова, Е.Н. Продовольственная безопасность России: как уйти от импорта? / Е.Н. Попова И ЭКО. Всероссийский экономический журнал. -2012.-№ 1.-С. 91-95
39 Попова, Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АНК России / Л. 11опова И Вопросы экономики. - 2010. - № 7. - С. 79-86.
40 Приходько. К.С. Воздействие мировых торговых сетей на развитие потребительского рынка в условиях глобализации : автореф. дис. ... каггд. эк. наук : 08.00.14 / Приходько К.С. - Краснодар, 2008.- 28 с.
41 Рау, В.В. Перспективные направления развития .АПК (сквозь тернии к инновациям). / В.В. Рау // Проблемы прогнозирования. - 2010. № 1 - С. 63-77.
42 Развитие и взаимодействие мирового рынка мяса и национальной мясной отрасли: на примере России : автореферат дне.... канд. эк. наук: 08.00.14 / Иванов, Арсений Олегович - М.. 2011. - 26 с.
43 Резникова. А. Россия потребляющая. / А. Резникова ИRBK Daily.
2011. - № 218 (1262). - 25 ноября.
44 Рожков, Р. Интернет проник в торговые сети / Р. Рожков // Коммерсант. Daily.-2013. - № 17. 31 января. - С. 10. 127
45 Розница: новости ритейла. // Мое дело - магазин. - 2013. - № 154. - июнь.
46 Розничная торговля FMCG России. Тенденции 2011 года. Прогноз до 2015 года / Под ред. М.Б. Бурмистрова. — СПб.: INFOLine. 2011. — 840 С.
47 Розничная торговля в России. 2012 г. Федеральная служба государе! венной статистики.
48 Розничная торговля на Украине. // БИКИ. - 2011 - № 105 (9799). - 15 сентября.
49 Садчикова, И.А. «Новая роль розничных сетей в российской экономике. Бурное развитие розничной сетевой торговли». / И.А.Садчикова. И Российское предпринимательство. - 2008. - № 10 Вып. 2 (121.-С. 19-23.
50 Сазонов. А.О Процесс глобализации и роли государства в модернизации российской экономики / А.О. Сазонов // Международная жизнь. -2011.- №4. - С. 100-105.
51 Скопина, И.В.. Скопин А.О. Развитие потребительского рынка в условиях глобализации экономики и свободной торговли / И.В. Скопина И.В., А.О. Скопин И Российское предпринимательство. — 2004. — № 11 (59). — С. 108-112.
52 Скопинцева, Е. Минпромторг пытается порвать сети. / Е. Скопинцева // Экономика и жизнь. - 2010. - № 15. - 23 апреля. - С. 20.
53 Скопинцева, Е. Торговля уходит с улицы в гипермаркеты / Е. Скопинцева И Экономика и жизнь. - 2011. - № 17. • С. 19.
54 Собственные торговые марки - путь к успеху. Corporate House of Training. Metro cash and carry Group International. - 2012.
55 Собственные торговые марки сетей FMCG России. Тенденции 2011 г. и протез до 2015 г. / Под ред. М.Б. Бурмистрова. — СПб.: INFOLine, 2011, —205 с.
56 Титов, А. Занять в обувном. / А. Титов ИRBK Daily. - 2013. - № 132 (1665). - 25 июля.
57 Торговля в России. Статистический сборник. 2013 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
58 Торговые сети в розничной торговле регионов РФ И Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.gks.ru/publish/prezent/analiz/torg_seti.PDF. 26.09.12013 г.
59 Айзинова, И.М. Экономика недопотребления / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2. - С. 64-82.