Введение ……………………………………………………........... 3
1 Теоретические основы сбытовой
политики предприятия………………………………………… 5
1.1 Процесс товародвижения…………………………………... 5
1.2 Структура каналов распределения……..………………….. 7
1.3 Методы распространения товаров:
оптовая и розничная торговля……………………………… 10
2. Анализ сбытовой деятельности
ООО «РН – Комсомольский НПЗ»……………………………. 12
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………….. 12
2.2 Анализ внешней среды…………………………………….. 14
2.3 Анализ показателей финансово-хозяйственной
деятельности предприятия……………………….………… 18
2.4 Анализ сбытовой деятельности предприятия…………….. 19
3 Рекомендации по повышению эффективности сбытовой
деятельности ООО «РН – Комсомольский НПЗ»…………….. 24
3.1 Наиболее типичные проблемы в организации сбытовой
деятельности предприятия………………………………… 24
3.2 Рекомендации, направленные на совершенствование
системы сбыта……………………………………………… 25
Заключение ……………………………………………………….. 29
Список использованных источников……………………………. 31
Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70 % розничной цены потребительского товара.
Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должен расширить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам.
Система сбыта товаров — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признает, либо не признает все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Но все же сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент маркетинга-микс. Другие составляющие маркетинга-микс — это товар, цена и система продвижения. Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара.
Целью работы является анализ сбытовой деятельности предприятия на примере ООО «РН – Комсомольский НПЗ» и разработка рекомендаций ее совершенствования. В связи с поставленной целью работы определим задачи, которые будут решены:
- изучить теоретические основы формирования сбытовой политики, ее содержание и сущность;
- проанализировать современное состояние управления сбытовой политикой;
- обосновать основные направления совершенствования сбытовой политики предприятия.
Объектом исследования является непосредственно ООО «РН – Комсомольский НПЗ». Предметом исследования выступает сбытовая политика ООО «РН – Комсомольский НПЗ».
Для решения поставленных задач данная работа основана на следующей информационно-методической базе: «Маркетинг» И. Л. Акулича и «Маркетинг» М. Н. Григорьева; «Основы маркетинга» Е. П. Голубкова. Для анализа сбытовой деятельности предприятия использованы следующие учебники: «Финансовый анализ» В. Г. Артеменко; «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Г. В. Савицкая, а также сайт головной компании «Роснефть»: www.rosneft.ru. Используя журналы «Маркетинг в Росси и за рубежом» статья «Каналы сбыта» и учебник «Управление сбытом» Д. И. Баркана, предложены рекомендации по совершенствованию системы сбыта.
Основным видом деятельности ООО «РН – Комсомольский НПЗ» является переработка нефти, производство и реализация нефтепродуктов и сельскохозяйственной продукции.
ООО «РН – Комсомольский НПЗ» является предприятием топливного профиля, обладающее обширным рынком сбыта на Дальневосточном и Западном регионе, благодаря успешно развивающейся компании «Востокнефтепродукт», занимающейся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. Основными международными рынками сбыта являются Вьетнам, Южная Корея и Япония.
Товарный ассортимент ООО «РН – Комсомольский НПЗ» включает в себя различные ассортиментные группы, которые сформировались предприятием в соответствии с запросами потребителей.
Ассортиментный перечень продукции ООО «РН – Комсомольский НПЗ»:
- бензин (в том числе прямогонный);
- дизельное топливо (газойль);
- реактивное топливо (керосин);
- котельное топливо (мазут);
- прочая продукция.
В условиях рыночных отношений большинство розничных предприятий предлагает аналогичный товарный ассортимент. Поэтому предприятиям роз-ничной торговли необходимо постоянно проводить исследования с целью мак-симального удовлетворения потребностей покупателей. Одним из важных на-правлений исследования является формирование товарного ассортимента, ко-торый представляет собой определяющий фактор в конкурентной борьбе между предприятиями, предлагающими к продаже аналогичную продукцию. Необходимо постоянно выявлять предпочтения покупателей, их желания в отношении торгующего предприятия и обязательно их учитывать и пытаться каким-либо образом удовлетворить. Поэтому в данной курсовой работе показано, насколь¬ко актуальным является совершенствование сбытовой деятельности на пред¬приятии.
В курсовой работе был проведён анализ существующего ассортимента ООО «РН – Комсомольский НПЗ», в ходе которого были выявлены факторы, влияющие на формирование ассортимента.
Были предложены рекомендации по совершенствованию системы сбыта предприятия:
- совершенствование контроля при планировании продаж;
- совершенствование контроля выполнения планов сбыта;
- присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита;
- формирование базы данных на покупателей (заказчиков).
Данные рекомендации по совершенствованию сбытовой политики ООО «РН – Комсомольский НПЗ» благоприятно отразятся на финансово-хозяйственной деятельности предприятия и максимально удовлетворят потребительский спрос покупателей.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд. – Мн.: Вышэйш. шк., 2004. – 463 с.
2 Артеменко, В. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис»; Новосибирск: Издательский дом «Сибирское соглашение», 2000. – 160 с.
3 Баркан, Д. И. Управление сбытом: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 344 с.
4 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 688 с.
5 Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебное пособие для студентов вузов.– М.: Гардарики, 2006. – 366 с.
6 Маркетинг в России и за рубежом: Журнал / Главный редактор Е. П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», № 6, 2002. – 145 с.
7 Маркетинг в России и за рубежом: Журнал / Главный редактор Е. П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», № 1, 2003. – 145 с.
8 Маркетинг в России и за рубежом: Журнал / Главный редактор Е. П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», № 2, 2005. – 145 с.
9 Маркетинг: Учебник для вузов / под ред. Н. П. Ващекина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФБК – Пресс, 2006. – 312 с.
10 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с.
11 Стрикленд, А. Дж., Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 576 с.
12 www.rosneft.ru