Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социального страхования 6
1.1Сущность социального страхования и обеспечения 6
1.2 Цели и принципы социального страхования в России 11
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования 17
2.1 Фонд социального страхования, его организация в современных условиях 17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования 24
2.3 Проблемы и перспективы развития социального страхования в РФ 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение A 36
Приложение Б 37
Приложение В 38
России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
пенсионным;
обязательного медицинского страхования;
социального страхования.
Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они формируются за счет платежей и отчислений юридических и физических лиц и образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в России, становления новых отношений в обществе значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с необходимостью адаптации человека к принципиально изменяющимся условиям существования общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.
Вопрос развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и актуальным. Рост инфляции, уровня цен либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека.
Тема курсовой работы «Социальное страхование, его организация в современных условиях» представляется актуальной.
Итак, актуальность темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же их организации в современных условиях.
Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования Российской Федерации.
Объектом исследования выбран Фонд социального страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы социального страхования;
рассмотреть цели и сущность социального страхования;
изучить организацию в современных условиях ФСС
провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;
выявить проблемы и перспективы развития в РФ.
Социальное страхование играет существенную роль в современном обществе. Оно является надёжной защитой для населения. Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование.
Социальное страхование является для большинства российских граждан формой реализации важнейших конституционных прав - права на социальное обеспечение и на охрану здоровья и медицинскую помощь. Гарантированность этих прав непосредственно обусловлена эффективностью системы социального страхования, которая, в свою очередь, напрямую зависит от правильного выбора средств и способов правового регулирования. Таким образом, социальное страхование можно определить как взаимное возмездное частно-публичное обязательство, возникающее на основании закона (обязательное государственное) либо договора (дополнительное), в силу которого застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и при наступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средств страхового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение. К сожалению, сегодня в России не реализуется в полной мере такой принцип социального страхования, как автономность и относительная самоуправляемость системы. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.
Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.
Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов. Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий "правила игры" партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.
В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.
Однако нужно всегда помнить, что целью работы по закладыванию будущего являются не решения о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, чтобы это "завтра" состоялось.
1. Абалтусова, А. А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения / А.А. Абалтусова // Экономика и социум. – 2015. 1-10 с.
2. Борзунова, О. А. Комментарий к Федеральному закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды / О.А. Борзунова. - М.: Юстицинформ, 2013. - 376 c.
3. Беляева Н.А.: Бухгалтерский учет пособий по социальному страхованию, «Налоги» (газета) 2013, №3
4. Гейц, И. В. Практические рекомендации по выплате пособий по социальному страхованию / И.В. Гейц. - М.: Дело и сервис, 2014. - 208 c.
5. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие/Е.В.Козлова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
6. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В. Г. Павлюченко, предисл. А. С. Матвеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 480 с.
7. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: Монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 124 с
8. Страхование: Учебное пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 357 с.
9. Турсина Е.А. Заработная плата: начисления, выплаты, налоги. Практическое пособие. ГроссМедиа, Москва, 2013г.
Нормативные правовые акты
10. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 09.04.2009)
11. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 28.04.2009)
12. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008)"ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999)
Интернет источники
13. www.fss.ru - Фонд социального страхования Российской Федерации
14. www.minfin.ru – Минфин России
15. www.consultant.ru – КонсультантПлюс