Введение
1. Розничная торговля 11
1.1 Розничная торговля как феномен 11
1.2 Функции и задачи розничной торговли 12
1.3 Тенденции развития розничной торговли 14
1.4 Форматы розничной торговли 14
1.5 Автоматизация работы 19
1.6 Выводы по главе №1 20
2. Политика лояльности и Set Retail 10 21
Преимущества бонусных программ лояльности 21
Идентификация клиентов 22
Привлечение клиентов 23
Начисление бонусов 23
Передача информации о бонусах клиентам 23
Настройки бонусной программы 24
Акции 24
Выводы по главе №2 25
3. CRM-система. Управление взаимоотношениями с клиентами 26
3.1 Т ехнологии 27
3.2 Основные принципы CRM-систем 27
3.3 Стандартные блоки CRM-систем 28
3.4 Служба поддержки и обслуживания клиентов (CSS) 28
3.5 Автоматизация деятельности продавцов (SFA) 30
Автоматизация маркетинга (MA) 32
Российский рынок CRM 33
Вывод по главе №3 34
4. Обзор Set Retail 10 35
Основные компоненты 35
Преимущества Set Retail 10 36
Импорт данных из ERP 42
Экспорт данных продаж в ERP 42
Принципиальные схемы интеграции 43
Вывод по главе №4 44
5. Разработка программы лояльности 45
Архитектура предприятия 45
Программа лояльности 46
Новая программа лояльности 47
Основные положения 48
Заключение 52
Библиографический список 54
Глоссарий 55
Приложения 57
Приложение А 58
Приложение Б 81
В 2016 году крупной розничной сети предстояло найти оптимальное решение для двух важных проблем (вопросов).
1. Осуществить миграцию с ИС Set Retail 5 на Set Retail 10. Тем самым обеспечить автоматизацию торговли на прежнем или более высоком уровне, соблюдая новые требования законодательства РФ в области розничной торговли алкогольной продукции;
2. Разработать новую программу лояльности, переосмыслив уже существующую политику. Развернуть программу лояльности на новом программном обеспечении.
В магазинах сети можно найти товары самых разных категорий. Это товары повседневного спроса (хлебобулочные изделия, молочная продукция и т.д.); ликероводочная продукция; бакалея; бытовая химия и парфюмерно-косметическая продукция; овощи и фрукты; продукция собственного производства; кондитерские изделия. Полный список товаров, представленных в розничной сети приведён на рисунке 11 (спектр товаров) в приложении А.
ИТ-специалисты розничной сети были ограничены как в денежных ресурсах, так и в материальных (аппаратное обеспечение, количество задействованных в работе специалистов).
Актуальность работы раскрывается в причинах второго ограничения.
К ограничениям нужно добавить временные рамки проекта. Федеральный закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" внес изменения в перечень лиц, обязанных представлять сведения в ЕГАИС. Кроме того, установил сроки, с которых они должны исполнить свои обязанности по передаче сведений в ЕГАИС. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях должны осуществлять фиксацию данных в ЕГАИС [13]:
• В части подтверждения факта закупки - с 01.01.2016;
• В части розничной продажи - с 01.07.2016.
Целями моей работы стали:
1. Разработать текущую (AS IS) архитектуру приложений и сетевую инфраструктуру розничной сети. Разработать будущую (TO BE) архитектуру приложений и сетевую инфраструктуру;
2. Обеспечить информационную поддержку ИТ-специалистов (ответственных за внедрение) по программному продукту Set Retail 10;
3. Описать и оценить существующую программу лояльности. Разработать новую программу лояльности, опираясь на требования заказчика.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучение такой области, как розничная торговля. Погружение в тему программ лояльности и бонусных систем, систем класса CRM;
2. Изучение документации и портала поддержки программного продукта Set Retail 10. Общение с разработчиками;
3. Изучение документации розничной сети, общение с владельцами бизнес-процессов (ответственные за бизнес-процесс), участие в совещаниях;
4. Идентификация требований бизнеса и документирование последних. Согласование с руководством;
5. Разработка актуальной и будущей архитектур розничной сети;
6. Разработка программы лояльности. Запуск программы лояльности в розничной сети на ПО Set Retail 10.
Практическая значимость работы:
• Разработана программа лояльности;
• Собран значительный объём документации и справочных материалов по системе Set Retail 10;
• Разработана сетевая инфраструктура и архитектура приложений розничной сети.
Для более удобной навигации пояснительная записка ВКР разделена на четыре главы. Первые четыре главы освещают материал (теоретическую базу), который стал основой для автора данной работы при выборе тех или иных решений в процессе работы (разработки). В пятой главе работы описываются основные этапы и результаты проектной деятельности.
ИТ-специалисты розничной сети проделали огромную работу менее чем за шесть месяцев. Успешно справилась со ставшими перед ними проблемами, обеспечив не только минимизацию затрат, но и прибыль в среднесрочной перспективе. Ожидается, что новая программа лояльности должна увеличить эффективность удержания клиентов и привлечение новых.
Перечислим основные результаты:
1. Успешная миграция;
Осуществлён переход от ИС для автоматизации торговли Set Retail 5 на Set Retail 10 (крайняя версия продукта). Что это даёт РС?
• Соблюдение требований законодательства РФ;
• Использование встроенного блока CRM (рекламные акции, процессинг бонусных карт);
• Преимущества новых схем интеграции (сервер Set Centrum позволяет создавать рекламные акции сразу во всех магазинах сети, упрощает импорт/экспорт данных о товарах).
Успех проекта позволяет:
• Оптимизировать нагрузку на ключевой персонал ИТ- департамента:
о Снизилось количество инцидентов (ошибок) при импорте/экспорте данных (товары, карты);
о Новый веб-интерфейс Set Retail 10 требует меньше манипуляций для получения аналогичного результата в Set Retail 5.
• Перейти на встроенный процессинг бонусных карт:
о Уйти от ЦФТ, обеспечив экономию денежных ресурсов;
о Заменить карты с магнитной лентой на карты со штрих¬кодом;
о Модернизировать программу лояльности под изменившиеся
нужды РС (новая программа лояльности);
• Увеличить производительность труда всей РС:
о Время обслуживания одного клиента кассиром в Set Retail
10 уменьшилось на десять процентов (10%) (по сравнению с Set Retail 5);
о Использование карт со штрих-кодом позволяет снизить время обслуживания одного клиента на пять процентов (5%);
о Транспортная система Set Retail 10 отрабатывает задания быстрее и надёжнее Set Retail 5.
Графическая иллюстрация представлена на рисунке 1 - сравнение
версий (приложение А).
• Повысилась надёжность ИТ-парка РС;
• ИТ-специалисты РС получили новые знания и компетенции в ходе работ по миграции.
2. Разработана новая программа лояльности;
• Разработана сетевая инфраструктура РС;
• Разработана и описана архитектура приложений розничной сети;
Данные пункты важны как для работ по миграции, так и для разработки политики лояльности. Опираясь на полученные и зафиксированные знания, в проекте учитывались особенности интеграции приложений, возможные ограничения, размещение серверов, типы пересылаемых сообщений.
• Описана старая программа лояльности, дана оценка;
• Положения новой политики лояльности закреплены в официальных документах РС;
• Программа удовлетворяет требования руководства РС (заказчика);
• Лояльность реализована с полным использованием функционала Set Retail 10;
• Произведена оценка эффективности новой политики лояльности.
1. Коровин, А.М. Моделирование систем: учебное пособие к лабораторным работам / А.М. Коровин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 47 с.
2. Логиновский, О.В. Моделирование: Учебное пособие / О.В. Логиновский, И.В. Емельянова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 115 с.
3. Логиновский, О.В. Корпоративное управление / О.В. Логиновский, А.А Максимов.— М.: Машиностроение - 1, 2006. — 624 с.
4. Воронов, А.А. Введение в динамику сложных управляемых систем / А.А. Воронов - М.: Наука, 2011. - 352с.
5. Войнов, И. В. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения: Монография / И. В. Войнов, С. Г. Пудовкина, А. И. Телегин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 392 с.
6. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов / Г.Н Калянов // М.: Финансы и статистика, 2012.
7. Буч, Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения / Г. Буч. - М.: Конкорд, 1992. - 519с.
8. Вендров, А.М. CASE - технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. / А.М. Вендров - М.: Финансыи статистика, 2008.- 176 с.
9. Описание продукта Set Retail 10 -http: //www. crystals. ru/avtomatizacij a-torgovli.
10. Поддержка Set Retail 10 -http://setv10support.crystals.ru.
11. Транспортная система -http://setv10support.crystals.ru/service/transport.
12. Интеграционная документация -
http: //setv 10support.crystals.ru/installation and update/inte gration-
documentation.
13. ЕГАИС. Сроки подключения - http://egais.ru/sroki_podkljuchenija.