ВВЕДЕНИЕ 8
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10
1.1. Понятие документооборота, основные термины и определения 10
1.2. Документопоток. Схема прохождения документов в организации 11
1.3. Понятие электронного документооборота, терминология 16
2. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 19
2.1. История развития СЭД 19
2.2. Основные принципы электронного документооборота 21
2.3. Общая классификация систем документооборота 22
2.4. Обзор основных систем документооборота, представленных в России 24
3. КОНЦЕПЦИЯ ECM 35
3.1. Понятие ECM 35
3.2. Компоненты ECM 36
3.3. ECM-платформы 40
4. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СЭД В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
(НА ПРИМЕРЕ РОССТАТА) 42
4.1. Задачи и функции органов государственной статистики 42
4.2. Структура Росстата 43
4.3. Структура и компоненты ИВС Росстата 46
4.4. Особенности структуры организации и этапы внедрения СЭД 49
4.5. Структура СЭД 51
4.6. Выбор программной платформы и реализация решения 52
4.7. Архитектурные решения 55
5. СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО
ДОКУМЕНТООБОРОТА 63
5.1. Назначение МЭДО 63
5.2. Принципы и технические решения МЭДО 64
5.3. Архитектура МЭДО 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Перечень наиболее важных документов по организации
информационного взаимодействия органов государственной власти с
использованием МЭДО 77
В наше время приобретает особое значение необходимость эффективного управления документооборотом в любых типах организаций, независимо от вида, формы собственности и масштаба. Особое значение организация электронного документооборота имеет для государственных организаций, в силу огромных масштабов обрабатываемой информации, как правило, разветвленной структуры, необходимости обеспечивать систематизацию все возрастающих объемов информации и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств.
Особенностью работы органов власти является задача эффективной работы с запросами и обращениями граждан, возможностью работать в точном соответствии с регламентами государственных органов.
Появление в последние годы нормативной юридической базы, реализация конкретных масштабных IT-проектов показывает, что внедрение современных технологий является приоритетной стратегической задачей государства, а системы электронного документооборота вышли далеко за рамки автоматизации прохождения документов в отдельно взятой организации.
В постановлении Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» установлено, что переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством Российской Федерации осуществляется по мере готовности к такому обмену информационно-технологической инфраструктуры, входящей в состав информационных систем электронного документооборота указанных органов, имея в виду, что этот переход необходимо завершить до 31 декабря 2016 г., а перед началом обмена электронными документами каждый из участников информационного
взаимодействия должен подтвердить готовность своей информационной системы электронного документооборота к подобному обмену [4].
Объектом данной работы являются системы электронного документооборота, применяемые для автоматизации документооборота в государственных органах.
Целью и задачами работы являются:
1. Выявление значения электронного документооборота.
2. Изучение схемы документооборота.
3. Анализ функциональности систем электронного документооборота управления информационными ресурсами предприятия.
4. Изучение опыта внедрения системы электронного документооборота в органе государственной власти и перспектив ее развития (на примере Федеральной службы государственной статистики).
5. Анализ состояния реализации межведомственного взаимодействия Федеральных органов власти на основе технологии электронного документооборота.
Объектом данной работы являются системы электронного документооборота, применяемые для автоматизации документооборота в государственных органах.
В ходе подготовки выпускной работы были изучены основы документооборота, основные термины и определения. Приведен обзор систем электронного документооборота. Обозначены основные принципы и схемы электронного документооборота.
Проведен анализ функциональности систем электронного документооборота управления информационными ресурсами организации.
Рассмотрены концепция ECM, компоненты ECM.
Изучен опыт внедрения СЭД в федеральной службе государственной статистики. Проанализирована структура Росстата, структура и компоненты ИВС Росстата. Выявлены особенности структуры, влияющие на проектирование системы электронного документооборота.
Проведен анализ состояния реализации межведомственного взаимодействия Федеральных органов власти на основе технологии электронного документооборота.
Особенностью работы органов власти и управления является огромный поток документов, работа с которыми — поиск, обработка, согласование — без использования современных технологий становится неэффективной.
Внедрение СЭД позволяет повысить исполнительскую дисциплину, поскольку на более четко и оперативно осуществляется контроль за ходом исполнения всех этапов отработки документов. Автоматизация подготовки отчетов, прозрачность потоков документов, скорость обмена документами, наличие электронного архива с функцией поиска, возможность совместной работы над документами позволяет повысить производительность труда работников государственных органов.
Внедрение СЭД позволяет эффективно управлять документами и строить более обширную корпоративную систему управления информацией, охватывающую все значимые для организации виды информационных ресурсов независимо от формы их представления.
Самый важный эффект, который может быть достигнут в результате внедрения системы электронного документооборота в государственных структурах — это повышение качества принятия управленческих решений.
1. Закон РФ от 08.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
3. ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
4. ГОСТ 19.001-77. ЕСПД. Общие положения.
5. ГОСТ 19.201-78. ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.
6. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
7. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
8. ГОСТ Р 53898-2010. Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению // М., Стандартинформ. 2010.
9. Баранова, И.В. Составление технического задания на разработку СЭД: основные тапы и участие службы ДОУ / И.В. Баранова. — Современные технологии делопроизводства и документооборота, 2012. — № 3. — С.28-30.
10. Баронов, А.В. Информационные технологии и управление предприятием / В.В. Баронов, Г.Н. Калянов, Ю.И. Попов, И.Н. Титовский. — М.: Компания АйТи, 2006. — 328 с.
11. Володин, Д.В. Информационные технологии в современном документообороте: модель зрелости ECM / Д.В. Володин. — Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2012. — № 12. — С. 20-25.
12. Жеребенкова, А.В. Документооборот на предприятии/ А.В. Жеребенкова. — Москва: Вершина, 2005. — 384 с.
13. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по
совершенствованию электронного документооборота в органах
государственной власти».
14. Приказ Росстата от 21 июня 2013 г. № 231 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной службы государственной статистик».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября
2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября
2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного
взаимодействия».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября
2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»
20. Пояснительная записка к техническому проекту «Информационно-вычислительная система Росстата. Федеральная служба государственной статистики. Система электронного документооборота».
21. Коренная, К.А. Интегрированные информационные системы промыш-ленных предприятий: монография / К.А. Коренная, О.В. Логиновский, А.А.
Максимов; под ред. д-ра техн. наук, проф. А.Л. Шестакова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — 319 с.
22. Коровин, А.М. Оформление курсовых и дипломных работ по
специальности 230102— «Автоматизированные системы обработки
информации и управления»: учебное пособие / А.М. Коровин, В.Н. Любицин.
— Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. — 39 с.
23. Коровин, А.М. Новые информационные технологии в административном и корпоративном управлении: учебное пособие / А.М. Коровин. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 113 с.
24. Князева, Т.В. Системы электронного документооборота: анализ и выбор. Справочно-методическое пособие / Т.В. Князева; под ред. В.Ф. Янковой. — М.: 2010. — 188 с.
25. Липунцов, Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий / Ю.П. Липунцов. — М.: ДМК пресс, Компания АйТи, 2003. — 224 с.
26. Логиновский, О.В. Ииформационные системы в государственном управлении: монография / О.В. Логиновский, А.С.Козлов; под ред. д-ра техн. наук, проф. А.Л Шестакова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.—456 с.
27. Логиновский, О.В. Построение систем электронного
документооборота для органов управления: учебное пособие /
О.В. Логиновский, В.В. Кокорюкин. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 146 с.
28. Логиновский, О.В. Управление и стратегии: учебное пособие / О.В. Логиновский. — Оренбург: издательство Оренбургского государственного университета. — Челябинск: издательство ЮУрГУ, 2001. — 704 с.
29. Майкл Мескон. Основы менеджмента (Management) / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. — Издательство: Дело, 1997 г. — 704 с.
30. Кузнецов, С.Л. Новые Правила электронного документооборота — Делопроизводство, 2015, — №1. — С.3-8.
31. Скрипкин, К. Г. Экономическая эффективность информационных систем / К.Г. Скрипкин. — Издательство: ДМК Пресс, 2002. — 256 с.
32. Тарасов, А.М. Электронное правительство: понятие и система / А.М. Тарасов. — М.: Право и кибербезопасность, 2013, — №2.
33. Тарасов, А.М. Электронное правительство и информационная безопасность: учебное пособие / А.М. Тарасов. — СПб.: Галарт, 2011.
34. Татевян, Г. О целеполагании в ИТ / Г. Татевян. — С1О, 2004. — №12.
35. Ходак Е.Е. Внедрение систем электронного документооборота: как это происходит на практике // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2011. — № 2. — С. 22-27.
36. Ян Ван Бон. Введение в ИТ-еервис-менеджмент / гл. редактор английской версии Ян Ван Бон (Jan van Bon). Книга Форума itSMF. — Перевод на русский язык под редакцией М. Ю. Потоцкого. — М: IT-Expert, 2003.
37. Янковая, В.Ф. Терминология в области управления документами / В.Ф. Янковская. — Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2011. — С. 61-69.
38. Научно-техническая конференция по электронному
документообороту, архивам и безбумажным технологиям DOCFLOW 95 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http: //www. kommersant.ru/doc/127612.
39. Динамика российского рынка СЭД/ECM [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D0%AD%D0%94.
40. Определение ECM [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aiim.org/What-is-ECM-Enterprise-Contenеnt-Management.
41. ECM Roadmap: AIIM Poster [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aiim.org/Resourees/Publieation/AIIM-Posters/ECM-Roadmap.