ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА 5
1.1 Характеристика малого предпринимательства в России 5
1.2 Сравнение зарубежного и отечественного опыта становления малых
предприятий 16
1.3 Анализ состояния малого предпринимательства по Челябинской
области 20
1.4 Основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в
России 23
Выводы по разделу один 29
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 31
2.1 Характеристика регионального инвестиционно-строительного
комплекса 31
2.2 Разработка алгоритма оценки состояния малого строительного бизнеса в разрезе УрФО 42
2.3 Анализ состояния и перспективы развития малого строительного бизнеса в разрезе УрФО 47
Выводы по разделу два 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Основные характеристики малого строительного
бизнеса 77
Приложение Б. Анализ абсолютных и относительных характеристик отрасли малого строительного бизнеса с учетом социальной и экономической функций 81
В современных кризисных условиях российской экономики очень важно знать, как развивается та или иная сфера хозяйствования. Данное исследование актуально для начинающих или уже действующих менеджеров предприятий исследуемой отрасли, оно позволит сделать вывод о дальнейшем функционировании предприятия.
В работе рассматривается отрасль малого строительного бизнеса Уральского Федерального округа и является объектом исследования, в особенности по Челябинской области в сравнении с другими регионами округа, в силу того, что малые предприятия - основная составляющая экономики региона и страны в целом, а отрасль «строительство» является одной из лидирующих в структуре малых предприятий.
Предметом исследования является состояние малых строительных предприятий в период с 2006 по 2014 годы.
Общая цель - изучить и оценить реальное состояние инвестиционно-строительного комплекса в лице малых строительных предприятий в Челябинской области и УрФО в целом.
Так как Челябинская область является крупнейшим звеном в строительной сфере региона, поэтому необходимо оценить состояние отрасли малого строительного бизнеса в Челябинске, чтобы на основе полученных данных обозначить основные проблемы отрасли и выявить основные программы поддержки и перспективы развития отрасли малого строительного бизнеса. Таким образом, в соответствие с поставленной целью выполнение работы преследует следующие задачи:
1) раскрыть понятие малого бизнеса в России;
2) оценить состояние малых предприятий в России и Челябинской области;
3) оценить состояние инвестиционно-строительного комплекса в составе малых строительных предприятий Челябинской области и УрФО в целом;
4) выявить существующие проблемы малого бизнеса строительной отрасли;
5) определить перспективы развития предприятий малого строительного бизнеса;
6) выявить пути решения намеченных проблем в малом строительном бизнесе в разрезе УрФО.
В работе будут использованы следующие методы исследования:
а) статистический метод - расчет основных статистических характеристик показателей (темпы прироста, удельный вес и т.д.);
б) балльный метод - применяется в оценке показателей, заключается в выборе наибольшего значения и присваивании ему наибольшего балла;
в) векторный анализ - заключается в построении вектора «перемен» основных характеристик отрасли и определении области перемен;
г) регрессионный анализ - базируется на прогнозировании значений на не-сколько периодов вперед.
Информационной базой для теоретической части выпускной квалификационной работы послужили официальные статистические источники, научные публикации и статьи.
Базой для аналитического раздела послужили официальные статистические источники. Методика векторного анализа определена на основе труда Л.А. Колесниковой и адаптирована под сферу малого строительного бизнеса. Остальные этапы исследования базируются на общепринятых методах, изучаемых в курсах экономики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выявленные перспективы развития и программы поддержки малого бизнеса могут быть использованы на изучаемых предприятиях, что поспособствует улучшению состояния малого строительного бизнеса в области и регионе.
В начале исследования была поставлена цель - изучить и оценить реальное состояние инвестиционно-строительного комплекса в составе малых строительных предприятий в Челябинской области и УрФО в целом. И поставлены следующие задачи:
- изучения понятие малого бизнеса в России;
- оценка состояния малых предприятий в России и Челябинской области;
- оценка состояния инвестиционно-строительного комплекса в составе малых строительных предприятий Челябинской области и УрФО в целом;
- выявление существующих проблем малого бизнеса строительной отрасли;
- определение перспектив развития предприятий малого строительного бизнеса;
- выявление путей решения намеченных проблем в малом строительном бизнесе в разрезе УрФО.
В разделе 1 выпускной квалификационной работы было исследовано понятие малого бизнеса в России, генезис его становления и основные проблемы и перспективы его развития, в том числе и по Челябинской области. Было установлено, что малым предприятием являются потребительские кооперативы, коммерческие организации и физические лица (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (или индивидуальные предприниматели), крестьянские хозяйства, если суммарная доля участия РФ, её субъектов и других указанных в законодательстве лиц не превышает 25%, если численность работников предприятия не превышает 100 человек, и если оборот, без учета на-лога на добавленную стоимость, за предыдущий год составляет не более 800 млн. рублей.
Развитие малого предпринимательства осуществляется не в полном объеме и не в полной мере в силу следующих факторов:
- недоработанность стратегии малого бизнеса;
- не отлажены механизмы обратной связи и взаимодействия изучаемых предприятий с местными, региональными и федеральными структурами;
- недостаточность финансовой поддержки малого бизнеса;
- наличие административных барьеров на пути становления и развития малого бизнеса в России;
- высокие проценты по банковским кредитам и длительность процедуры их оформления для предпринимательских структур;
- внутренний фактор предприятий - менталитет менеджеров компаний;
- снижение платежеспособного спроса.
Сектор экономики в лице малого строительного предпринимательства, соответственно, имеет в наличии те же проблемы, а его состояние определяется, как стагнирующее. По проведенному исследованию [26], менеджеры малых строительных предприятий отмечают:
- снижение портфеля заказов в силу снижения платежеспособного спроса;
- как следствие - снижение прибыльности предприятий.
Помимо этого, в отрасли малого строительного бизнеса Челябинской области происходит увеличение доли привлеченных средств в капитале предприятий [22], прослеживается неодновременный рост числа малых строительных предприятий и их оборота в Челябинской области по сравнению с показателями округа и страны. Векторный анализ показал, что Челябинская область по таким показателями, как численность МСП, оборот МСП, среднесписочная численность МСП и ввод в действие зданий с 2006 года и до сих пор находится в области «противоречивых перемен», это означает, что по данным изученным показателям не происходит практически никаких изменений в то время, как другие области УрФО перемещаются из одной зоны в векторном анализе в другую. Это означает, что в других областях предпринимаются какие-либо действия региональными институтами в отношении малых строительных предприятий - это программы поддержки, административные послабления, которые необходимо изучить Челябинским региональным властям, чтобы набраться опыта у уже зарекомендовавших себя областях и внедрить, возможно, те же программы и меры по отношению к сегменту малого строительного бизнеса.
В данной работе было выявлено существование двух групп малых строи-тельных предприятий:
1. Это холдинги, группы компаний и другие формы объединений малых компаний, что позволяет им долго находиться на рынке за счет распределения функций между подразделениями и функциональными областями (малыми предприятиями);
2. Отдельные малые предприятия, которым тяжело самостоятельно бороться за право развития на данном сегменте рынка.
Будущим предпринимателям и тем, кто хочет открыть ячейку хозяйствования в данном сегменте рынка необходимо понимать, что в настоящее время не существует перспектив в данной отрасли, поэтому не стоит выходить на изучаемый рынок. Уже существующим предприятиям можно посоветовать принять следующие меры:
- изучить формы коопераций и интеграций, рассмотренных в п. 2.4 раздела 2, и принять решение о возможном слиянии или объединении с несколькими смежными предприятиями отрасли или производящими взаимодополняющий или сопутствующий товар (производство строительных материалов, оказание отделочных работ и т.д.);
- изучить все существующие программы поддержки и новые антикризисные меры правительства и использовать их, как бонус при построении деятельности предприятия;
- обращаться в связующие с местными и региональными властями органы поддержки малых предприятий (в Челябинской области - Ассоциация Малых Предприятий по Челябинской области).
Таким образом, задачи, определенные в начале выпускной квалификационной работы, выполнены, а значит цель - достигнута.
1 Алексеев, А.В. Российские кризисы нового века: хождение по кругу? [Текст] // ЭКО. - 2015. - №12. - С.32-44.
2 Аюшиев, А.А. Финансы предприятий [Текст]: Учебное пособие / под ред. Аюшиева А.Д. - Иркутск: БГУЭП, 2014. - 342 с.
3 Бутренин, А.А. Инвестиционно-строительный комплекс региона: проблемы формирования и развития [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №8. - С.348-350.
4 Владимирова, И.Г. Организационные формы интеграции компаний [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом, 2011. - №6. - С. 13-15.
5 Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием [Текст] / Л.А. Колесникова. - М.: Новый Логос, 2010. - 290 с.
6 Кулешов, В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России [Текст] // ЭКО. - 2014. - №12. - С. 5-14.
7 О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 №477-ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2014.
8 О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление правительства РФ от 13.07.2015 № 702 // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2015.
9 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2015.
10 О состоянии дел в строительном комплексе Южного Урала /Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minstroy74.ru/officials/texts/3115/(29.10.2015), свободный. - Загл. с экрана.
11 Пиньковецкая, Ю.С. Генезис малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Вопросы управления. - 2013. - №2. - Электрон. журн. - Режим доступа: http: // vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/02/09/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
12 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 981 с.
13 Российский статистический ежегодник. 2007: Статистический сборник/Росстат. - Р76 М., 2007. - 825 с.
14 Российский статистический ежегодник. 2008: Статистический сборник/Росстат. - Р76 М., 2008. - 847 с.
15 Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2009. - 795 с.
16 Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2010. - 813 с.
17 Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2011. - 795 с.
18 Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2012. - 786 с.
19 Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2013. - 717 с.
20 Российский статистический ежегодник. 2014: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2014. - 693 с.
21 Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сбор- ник/Росстат. - Р76 М., 2015. -728 с.
22 Статистический ежегодник по Челябинской области: Статистический сборник / Челябинскстат. - Челябинск, 2015. - 516 с.
23 Социально-экономическое положение России. 2014: Статистический сборник/Росстат. - М., 2015. - 382 с.
24 Тимофеев, А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительного комплекса в регионе в современных условиях [Текст] / А.А. Тимофеев. - Дисс:. канд. экон. наук. - М., 2013. - 218 с.
25 Финк, Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] // Молодой ученый, 2012. - №4. - С. 177-181.
26 Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний. Деловой климат в строительстве во II квартале 2015 года. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 23 с.
27 http://chelindustry.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
28 http://rcsme.ru/ru/statistics/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
29 http://economy.gov.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
30 http://gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
31 http://fedstat.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
32 http://gmc.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
33 http://fms.gov.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
34 http://chelstat.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
35 http://tumstat.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
36 http://khmstat.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
37 http://sverdl.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
38 http://kurgan.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
39 http://yamalstat.gks.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.
40 http://www.rbc.ru/. - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.