ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие капитала, функции, структура капитала предприятия 7
1.2 Особенности управления структурой капитала 18
1.3 Методики анализа управлением капитала предприятия 20
1.4 Сравнительный анализ отечественной и иностранной теории о подходе к
управлению капиталом 28
Выводы по разделу один 32
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА ООО «АПТЕКА «КЛАССИКА» 34
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Аптека
«Классика» 34
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Аптека
«Классика» 40
2.3 Оценка эффективности управления структурой капитала ООО «Аптека
«Классика» 49
Выводы по разделу два 56
3 ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ООО
«АПТЕКА «КЛАССИКА» 60
3.1 Предложения по совершенствованию структуры капитала, оптимизации
процесса управления капиталом 60
3.2 Экономический эффект предложенных мероприятий 65
Выводы по разделу три 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. - Информационный сайт ООО «Аптека «Классика» 87
Приложение Б. - Перечень товаров ООО «Аптека «Классика» 88
Приложение В. - Бухгалтерский баланс на 31.12.2015 г ООО «Аптека
«Классика» 9
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что предполагает решение и разработку актуальных проблем, связанных с экономикой предприятия. Рациональная структура источников средств предприятия обеспечивает достаточный уровень рентабельности собственного капитала и приемлемую финансовую устойчивость.
Некоторыми предприятиями капитал рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс хозяйственной деятельности предприятия.
В связи с этим принижается роль капитала, а именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается вопрос анализа финансовой структуры капитала фирмы и методов ее оптимизации.
В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности.
Оценка структуры источников средств предприятия проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи (банки, инвесторы, кредиторы) оценивают изменение доли собственных средств предприятия в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Риск нарастает с уменьшением доли собственного капитала.
Внутренний анализ структуры капитала связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. При этом основными критериями выбора являются условия привлечения заемных средств, их «цена», степень риска, возможные направления использования.
Объект исследования - деятельность ООО «Аптека «Классика».
Предмет исследования - экономические отношения между субъектами по поводу управления структурой капитала организации.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по оптимизации структуры управления капитала ООО «Аптека «Классика».
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие, функции и структуру капитала предприятия;
- выявить особенности управления капиталом;
- рассмотреть методики анализа управления капиталом предприятия;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Аптека «Классика»;
- провести краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
- оценить эффективность управления структурой капитала ООО «Аптека «Классика»;
- предложить рекомендации по совершенствованию структуры капитала, оптимизации процесса управления капиталом ;
- рассчитать эффективность предложенных мероприятий.
Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыто содержание и функции и структуры капитала предприятия; выявлены особенности управления капиталом предприятия; рассмотрены методики анализа управления капиталом предприятия . Во второй главе проведен краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации; оценена эффективность управления структурой капитала ООО «Аптека «Классика». Третья глава проектная - в ней предложены рекомендации по оптимизации структуры капитала, оптимизации процесса управления капиталом организации и рассчитана экономическая эффективность рекомендаций для ООО «Аптека «Классика».
В работе были использованы следующие методы исследования: системный подход; сравнительный анализ; методы экспертных оценок; методика непосредственной количественной оценки.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили положения, изложенные в трудах российских экономистов и финансистов: В.Р. Бланк, Л.Т. Гиляровская, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, Л.Г. Скамай, А.Д. Шеремет.
В качестве источников написания работы использовались законодательные и правовые акты, официальная бухгалтерская отчетность: данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «Аптека «Классика» за 2013¬2015 гг.; публикации в периодической печати и ресурсы Интернета.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 83 страницах, содержит 25 таблиц, 17 рисунков, 3 приложения и библиографический список из 69 наименований.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Капитал - одно из ключевых понятий финансового менеджмента. С позиций финансового менеджмента капитал выражает общую величину средств в денежной, материальной и нематериальной формах, вложенных в активы. Следует исходить из диалектического единства собственного и заемного капитала, а также взаимосвязи капитала компании с источниками его формирования. По отношению к экономическому объекту или экономической категории структура - это разделение на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими составными частями. С этих позиций структура капитала компании может рассматриваться как совокупность его отдельных, взаимосвязанных элементов, выделенных по тому или иному классификационному признаку. В экономической литературе и финансово-хозяйственной практике под структурой капитала компании, как правило, понимают соотношение не любых элементов, а ее собственного и заемного капитала, то есть финансовую структуру. Собственный и заемный капитал представлены различными формами. На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования капитала создаваемого предприятия оказывает влияние ряд объективных и субъективных факторов.
Недостатки собственных средств: ограниченный объем привлечения, то есть невозможно существенно расширить хозяйственную деятельность; не используется возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Предприятие, использующее только собственные средства имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограниченны возможности прироста прибыли. Недостатки заемного капитала: сложность привлечения, так как решение зависит от других хозяйствующих субъектов; необходимость залога или гарантий; низкая норма рентабельности активов; низкая финансовая устойчивость предприятия. Основное условие долгосрочного финансового успеха компании - рентабельность капитала (активов) должна быть больше стоимости привлечения капитала. Риски сопутствуют бизнесу всех типов и размеров. Всегда соблюдается прямая зависимость - чем выше уровень доходности в бизнесе, тем выше уровень рисков, и чем меньший уровень риска готовы принять управленцы и владельцы, тем на меньший уровень дохода они могут рассчитывать. Создание резервов (накопление определенной суммы активов в виде вложений в ПИФы, драгоценные металлы, акции, депозиты) - это часть финансовой и инвестиционной стратегии. Существуют различные подходы к финансированию активов: консервативный, умеренный, агрессивный.
Рассмотрев методики анализа структуры капитала, наиболее целесообразной представляется методика, представленная А.Д. Шереметом, разработан алгоритм оценки модели анализа и оценки структуры капитала ООО «Аптека «Классика».
На фармацевтическом рынке сеть аптек «Классика» существует с 1995 г. Это крупнейшая аптечная сеть на Урале, включающая более 183 аптек в 26 городах Челябинской и Свердловской областей. Филиалы компании находятся в Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени и Магнитогорске. В г. Челябинске на сегодняшний день количество аптек - 87. В 2011-2015 гг. «Классика» отмечена как аптека социальных цен. По итогам работы в 2014 г. сеть аптек «Классика» заняла четвертую строку в рейтинге наиболее влиятельных аптечных сетей в стране, составленном аналитической компанией RNC Pharma. В 2010 г. была основана интернет-аптека «Классика», и теперь покупатели могут заказывать все необходимые лекарства не выходя из дома. Сегодня сеть аптек «Классика» - это крупная компания, которая несет ответственность перед покупателями за всю свою продукцию. Основными продажами «Классика» являются: медикаменты и изделия медицинского назначения (ИМН); медицинская техника; детское питание, предметы для ухода за детьми, игрушки и аксессуары; косметика и парфюмерия; средства для ухода за телом и лицом; биологически активные добавки (БАД). Организационная структура «Классика» представляет собой линейно-функциональную структуру управления, основанную на разделении сфер полномочий и принятие решений по линии подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. За исследуемый период выручка снижается на 16 409 тыс. руб.
или 12,2 %, в то время как чистая прибыль увеличилась на 2 329 тыс. руб. или 35,7 %, что указывает на прибыльность деятельности организации. Меньший рост заемного капитала по сравнению с ростом собственного, говорит о повышении финансовой зависимости организации от заемных источников. Основной капитал снижается на 4 430 тыс. руб. или на 24,8 %, наблюдаем интенсивный рост оборотного капитала на 29,416 тыс. руб. или 104,4 %, что указывает на вложение средств ООО «Классика» в мобильные активы. Повышение фондоотдачи на 1,2 руб./руб. или на 16,7 % свидетельствует об увеличении эффективности использования основного капитала. Среднесписочная численность за исследуемый период увеличилась на 48 чел. или на 27,0 %, это вызвано расширением сети аптек, открытием новых точек. Производительность труда сократилась на 231,8 тыс. руб./чел. или на 30,9 % - вызвано недостаточным уровнем выручки и увеличением персонала аптек. Рентабельность продаж выросла на 2,7 процентных пункта или на 55,1 %.
Внеоборотные активы организации за 2013-2015 гг. сократились на 4 430 тыс. руб. Оборотные активы увеличились на 29 416 тыс. руб., за счет увеличения запасов. Собственный капитал за 2012-2014 гг. увеличился на 17 312 тыс. руб., за счет увеличения нераспределенной прибыли. Долгосрочных обязательств у ООО «Классика» нет. Краткосрочные обязательства за 2013-2015 гг. увеличились на 7 674 тыс. руб. Валюта баланса ООО «Классика» за 2013-2015 гг. увеличилась на 24 986 тыс. руб. Финансовые ресурсы в основном вложены в оборотные активы. В организации доли заемного и собственного капитала практически одинаковы, что свидетельствует о стабильной финансовой устойчивости организации. У предприятия есть долгосрочные финансовые вложения, что свидетельствует о том, что у «Классика» присутствует инвестиционная деятельность, так финансовые вложения на 01.01.2016 г. составили 3 623 тыс. руб. Предприятие не является платежеспособным в краткосрочных периодах. Выручка предприятия от основной деятельности за 2013-2015 гг. сократилась на 16 409 тыс. руб., себестоимость на 15 729 тыс. руб., что связано с высокой конкуренцией на отраслевом рынке. Выручка от основной деятельности практически 100 %. ООО «Классика» получает чистую прибыль в результате своей деятельности. ООО «Классика» получает чистую прибыль за 2015 г. 8 851 тыс. руб. Увеличение расходов на сбыт продукции и расходов от финансово-хозяйственной деятельности - отрицательная тенденция, тем более что темп роста затрат (123,7) % в 2015 г. превышает темп роста выручки (107,0 %). Эффективность управления структурой капитала - методика А.Д. Шеремета.
1 этап. Оценка стоимости чистых активов (структура и динамика).
Произошло увеличение чистых активов до 36 781 тыс. руб., что является положительным фактором. На увеличение оказали наибольшее влияние оборотные активы, увеличившиеся на 29 416 тыс. руб. На уменьшение чистых активов влияние оказала кредиторская задолженность, увеличившаяся на 7 674 тыс. руб. В структуре изменение по статьям: «Основные средства» - уменьшение 13,7 %; «Запасы» - увеличение на 20,4 %; «Кредиторская задолженность» - уменьшение 9,5 %.
2 этап. Оценка реального собственного капитала (структура и динамика). В динамике реальный собственный капитал ООО «Классика» увеличился на 6 522 тыс. руб. за 2013 г. на 8 461 тыс. руб. за 2014 г., на 8 851 тыс. руб. за 2015 г. В структуре реальный собственный капитал ООО «Классика» увеличился на 5,3 % за 2013 г. на 3,1 % за 2014 г., на 6,4 % за 2015 г.
3 этап. Оценка скорректированных заемных средств. В динамике
скорректированные заемные средства ООО «Классика» увеличился на 4 522 тыс. руб. за 2013 г. на 7 031 тыс. руб. за 2014 г., на 643 тыс. руб. за 2015 г. Показатель скорректированных заемных средств на 100 % состоит из краткосрочных обязательств (изменились за исследуемый период на 7 674 тыс. руб.
4 этап. Оценка структуры и динамики пассивов. Пассивы ООО «Классика» за 2013-2015 гг. увеличились на 24 986 тыс. руб. В структуре пассивов заемные средства незначительно преобладали в 2013-2014 гг., в 2015 г. заемных средств 48,2 %. Коэффициент автономии за исследуемый период увеличился на 0,095. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств за исследуемый период снизился на 0,433. Значения и динамика показателей свидетельствуют о финансовой независимости ООО «Аптека «Классика», следовательно структура капитала оптимальна.
5 этап. Оценка структуры и динамики реального собственного капитала. В структуре основную долю занимает нераспределенная прибыль - в 2013 г. 99,23 %; в 2014 г. 99,46 %; в 2015 г. 99,59 %. Изменение в структуре реального собственного капитала ООО «Классика» за 2013-2015 гг. - уставный капитал снизился на 0,02 процентных пункта резервный капитал снизился на 0,34 процентных пункта; нераспределенная прибыль увеличилась на 0,36 процентных пункта.
6 этап. Оценка показателей рентабельности. Наблюдаем следующие изменения: рентабельность продаж увеличилась на 2,7 % (в 2013 г. 4,9 %, в 2014 г. 7,6 %, в 2015 г. 7,6 %; рентабельность основной деятельности увеличилась на
3,7 % (в 2013 г. 6,5 %, в 2014 г. 12,3 %, в 2015 г. 10,2 %; рентабельность активов снизилась на 1,7 % (в 2013 г. 14,2 %, в 2014 г. 13,8 %, в 2015 г. 12,5 %; рентабельность собственного капитала снизилась на 9,3 % (в 2013 г. 33,4 %, в 2014 г. 30,3 %, в 2015 г. 24,1 %. Анализ показателей рентабельности за исследуемый период показал снижение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Динамика показателей в основном отрицательная, только незначительное увеличение рентабельности продаж и основной деятельности. Уровень финансовой рентабельности свидетельствует, что при оптимальной структуре капитала в ООО «Классика», собственный капитал используется неэффективно.
Расширение доли заемного финансирования в разумных пределах может приводить к снижению общей цены привлекаемого капитала. Определение конкретной величины этих пределов, то есть выработка целевой структуры капитала, наиболее выгодной для данного предприятия, и является одной из важнейших задач финансового менеджмента. Для ее успешного решения необходимо усвоить принципы оценки отдельных составляющих совокупного капитала предприятия. Для ООО «Классика» выберем оптимальный источник финансирования для оптимизации финансовой структуры капитала и повышения финансовой устойчивости организации.
Рассмотрены три источника финансирования основных производственных фондов. Приобретение оборудования за счет собственных средств. Экономическая рентабельность: 3,4 %. Приобретение оборудования за счет заемных средств. Экономическая рентабельность: 4,5 %. Приобретение оборудования за счет лизинга. Экономическая рентабельность: 4,4 %. Наиболее оптимальным источником финансирования является долгосрочный кредит. Таким образом, для оптимизации финансовой структуры капитала привлечение заемных средств выгодно долгосрочное кредитование. Открытие аптечного пункта. Выручка: 1 год: 1 144,08 тыс. руб.; 2 год: 1 372,90 тыс. руб.; 3 год: 1 601,71 тыс. руб. Себестоимость: 1 год: 779,13 тыс. руб.; 2 год: 946,08 тыс. руб.; 3 год: г.1 103,76 тыс. руб. Чистая прибыль: 1 год: 291,96 тыс. руб.; 2 год: 341,46 тыс. руб.; 3 год: 398,36 тыс. руб. Выручка предприятия от основной деятельности за 1 прогнозный год увеличилась на 9 336 тыс. руб., себестоимость на 3 779 тыс. руб., чистая прибыль на 5 319 тыс. руб. Рентабельность оборота (продаж) увеличилась вдвое. Рентабельность основной деятельности увеличилась втрое. Рентабельность собственного капитала увеличилась с 24,1 % до 35,9, что свидетельствует об увеличении эффективности использования собственного капитала. Можно сделать вывод, что экономическая эффективность ООО «Аптека «Классика» за счет ввода нового аптечного пункта повышается. Динамика показателей, характеризующих структуру капитала, свидетельствует об оптимизации структуры капитала и повышении финансовой устойчивости ООО «Классика» в прогнозный период, следовательно, предложение открытия нового аптечного киоска экономически выгодно и рационально.