ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сравнение российского и зарубежного подхода к управлению маркетинговыми коммуникациями 6
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности 11
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 17
1.4 SWOT-анализ 23
1.4.1 PEST-анализ 23
1.4.2 Пятифакторная модель конкуренции Майкла Портера 25
1.4.3 Матрица SWOT-анализа 29
1.5 Методы оценки конкурентоспособности 31
Выводы по разделу один 41
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА EVENT-УСЛУГ 42
2.1 Обзор рынка event-услуг РФ 42
2.2 Обзор рынка event-услуг Челябинской области 44
2.2.1 Анализ ключевых факторов успеха в отрасли 44
2.2.2 STEP-анализ 46
2.2.3 Анализ структуры конкурентных сил 49
2.2.4 Конкурент-анализ рынка 55
2.2.5 Тенденции развития рынка event-услуг 62
2.3 Исследование покупательских предпочтений на рынке event-услуг 63
Выводы по разделу два 75
3 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ZOTOV-
EVENT 77
3.1. Характеристика компании Zotov-event 77
3.2 Анализ компании. Формулировка проблем 83
3.2.1 SWOT-анализ 83
3.2.2 PEST-анализ (анализ макросреды) 84
3.3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
компании 88
3.4 План маркетинговых мероприятий и определение бюджета 98
3.5 Контроль маркетинга 99
3.6 Правовое регулирование маркетинговой деятельности 100
Выводы по разделу три 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Приложение А. Электронная анкета, направленная на выявление потребительских предпочтений 111
Приложение Б. Электронная анкета для клиентов компании Zotov-event ... 119
На данный момент не только на рынке услуг, но и в целом по всей России наблюдается усиление конкуренции, поэтому поиск новых инструментов управления и варианты повышения конкурентоспособности - единственный способ сохранения организации на достойном уровне.
Повышение конкурентоспособности компаний необходимо для их качественного и подразумевает постоянное исследование и анализ ряда факторов с целью поиска путей ее повышения в стратегической и тактической перспективе.
В настоящее время, чтобы предприятие было конкурентоспособно в борьбе с предприятиями-конкурентами, требуется совершенно новые подходы к организации управления, чем те, на которые ориентировались руководители раньше.
Оценка конкурентоспособности компании может определить ее положение на рынке, прояснить сложившуюся ситуацию, выдвинуть решение назревших проблем в управлении, сбыте или производстве.
Формирование достойного уровня конкурентоспособности компании зависит не только от ее потенциальных возможностей и условий реализации стратегических направлений развития, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью.
В настоящее время, вопросам повышения конкурентоспособности компании уделяется недостаточное внимание, как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Именно поэтому необходимым является дальнейшее усовершенствование методов, форм и принципов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно повышения конкурентоспособности компании с целью ее уверенности в итоговом результате рыночных позиций. Это объясняет актуальность темы выпускной квалификационной работы и ее практическую значимость для дальнейшего развития компании.
Предметом исследования в данной работе является конкурентоспособность на рынке event-услуг.
Объект исследования - компания по организации мероприятий «под ключ» Zotov-event.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании Zotov-event.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и понятие конкурентоспособности;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности компании;
- оценить конкурентоспособность компании Zotov-event;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности компании Zotov-event и рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия, сущности и методов оценки конкурентоспособности компании.
Во второй главе анализируется международный и российский рынок event- услуг.
В третьей главе рассматриваются мероприятия по повышению конкурентоспособности компании, и рассчитывается экономическая
эффективность предлагаемых мероприятий.
В ходе написания дипломной работы были подробно рассмотрены понятия, виды и методы повышения конкурентоспособности, а также были рассмотрены мероприятия по повышению конкурентоспособности компании Zotov-event. Были выработаны методы оценки экономической и психологической эффективности предложенных нами мероприятий и рассмотрены варианты повышения количества продаваемых услуг.
Целью данной дипломной работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере компании Zotov-event.
Объектом исследования была компания по организации мероприятий «под ключ» Zotov-event.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
- изучить сущность и понятие конкурентоспособности;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности компании;
- оценить конкурентоспособность компании Zotov-event;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности компании Zotov-event и рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности и методы ее повышения;
2. Был рассмотрен рынок event-услуг в России и Челябинской области;
3. Была проанализирована деятельность компании;
4. Был проведен анализ конкурентов и клиентов;
5. Была разработана программа лояльности;
6. Была разработана рекламная кампания;
7. Оценка эффективности предложенных мероприятий;
Исходя из данной работы, можно сделать вывод, что
конкурентоспособность сложное и разностороннее понятие, включающее в себя предоставление качественных услуг компанией.
Актуальность рассматриваемой темы в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция. Поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться и продолжать расти, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
В первом разделе выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретически вопросы конкурентоспособности предприятия и методы оценки ее эффективности.
Во втором разделе провели анализ Российского и Челябинского рынка event-услуг.
В третьем разделе мы подробно изучили общую характеристику компании «Zotov event», дали рекомендации по повышению конкурентоспособности и оценили эффективность рекламы и программы лояльности.
Оценка эффективности рекламы является сложной задачей, так как программа лояльности и реклама не дает полного эффекта сразу. Кроме того, рост количества заявок на услуги может зависеть от множества факторов, которые могут не зависеть от сотрудников компании. Поэтому получить точные данные об экономической эффективности практически невозможно.
Однако существует несколько методов расчета экономической эффективности рекламы, которые позволяют достаточно точно оценить результат мероприятий.
Простейший метод основан на простом сравнении количества заявок до и после проведения мероприятия. Он не учитывает нерекламные факторы и, поэтому, может быть использован только для предварительной оценки эффективности мероприятий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правильно организованная и хорошо спланированная рекламная деятельность компании может значительно повысить количество проектов, а, следовательно, и прибыль. Поэтому не следует экономить на рекламе, так как она действительно является «двигателем торговли».
В результате анализа была установлена финансовая отдача от проведения мероприятий, сформулированы выводы о потенциале рекламы, программы лояльности предприятия и произведен анализ эффективности.
Таким образом, поставленные в дипломном проекте задачи решены и цели достигнуты.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2)
2 Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное
пособие / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2010. — 122с.
3 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]: учебное пособие / Г.Л. Азоев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. — 208 с.
4 Академия рынка: маркетинг [Текст]: сборник — М.: Экономика, 2013. — 571 с.
5 Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга [Текст]: учебное пособие / Г.Л.Багиев — СПб: СПб УЭиФ, 2011. — 116 с.
6 Бурцева Т.А, Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом [Текст]: Учебное пособие/ Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень — М.: «Экономистъ»,
2012. — 271 с.
7 Вылегжанина А.О. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст]: Учебное пособие/ А.О. Вылегжанина — М.: Директ-Медиа, 2015 г. —232 с.
8 Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению [Текст]: учебное пособие/ И. С. Березин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 383 с.
9 Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник / Е.Н. Голубкова - М.: Издательство Дело и Сервис, 2011. — 502 с.
10 Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: Учеб. Пособие / П.С. Завьялов. - М.: ИНФРА-М, 2010. — 496 с.
11 Козин В.А. Перспективы развития маркетинга [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 6. — С. 3-11.
12 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / пер. с англ. В. Кузин. 14-е изд. - СПб.: Питер, 2015. — 800с.
13 Крылова Г. Д. Маркетинг [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности "Маркетинг" / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. — М.: Магистр, 2015. — 492 с.
14 Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг [Текст]: учебник / Ж.Ж. Ламбен. — СПб: Наука, 2011. — 487с.
15 Лындин, Д.И. Основные компоненты формирования товарной политики предприятия / Д.И. Лындин // Дискуссия. — 2013. — № 9. — С. 15¬22.
16 Маркетинг [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Н.М. Кондратенко. - М.: Издательство Юрайт, 2011. — 540 с.
17 Маркетинг [Текст]: учебное пособие / под ред. И.К. Беляевского. — М.: МИСИ, 2011. — 156 с.
18 Митрофанова А. А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития [Текст] // Молодой ученый . — 2014. — №8. — С. 536-539.
19 Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Текст]: учебное пособие / В.Л. Музыкант. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,
2013. — 216 с.
20 Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М,
2014. — 384 с.
21 Ромат, Е.В. Реклама [Текст]: учебник для вузов / Е.В. Ромат, Д.В. Сендеров. — СПб.: Питер, 2013. — 512 с.
22 Рукавишников А.В. Маркетинговые коммуникации и рекламный рынок в России [Текст] // Социально-гуманитарные знания, — 2010. — № 4. — С. 185-191
23 Синяева И. М. Маркетинг интеллектуального продукта в условиях кризиса [Текст] / И.М. Синяева// Маркетинг. — 2012. — № 2. — С. 47-56
24 Синяева, И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник/ И.М. Синяева и др. — М: ЮНИТИ - ДАНА, — С. 104 - 504с.
25 Синяева, И.М. Маркетинг. Теория и практика [Текст]: учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. — 652 с.
26 Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-
пространства [Текст]: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, 22 апреля 2011 г. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011—192с.
27 Трофименко Е.Ю., Воложанина О. А. Исследование рынка event-услуг г. Челябинска// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2012 г. — С. 34-39
28 Трофименко, Е.Ю. Маркетинговые коммуникации [текст]: методические указания по выполнению курсовой работы/ Е.Ю. Трофименко. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. — 44 с.
29 Шевченко Д.А. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций: достоинства и недостатки различных подходов [Текст] / Шевченко Д.А. // Маркетинговые коммуникации. Изд. дом Гребенникова, №4, 2013. — с. 214-224.
30 «Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности» [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://helpiks.org/5-23385.html
31 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://chelstat.gks.ru/html
32 Процесс и основные этапы сегментирования рынка [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://powerbranding.ru/segmentirovanie/osnovy.html
33 Пример сегментирования товарного рынка [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http: //powerbranding.ru/segmentirovanie/rynok-tovara-primer.html
34 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61763. html
35 Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968.html