ВВЕДЕНИЕ 7
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Сущность системы государственных закупок 10
1.2 Формирование системы государственных закупок
в Российской Федерации 16
1.3 Проблемы применения контрактной системы в РФ 23
Выводы по разделу один 32
2 СПОСОБЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН 34
2.1 Формирование общего и базового индекса потребительских цен 34
2.2 Использование индекса потребительских цен в экономических
исследованиях 48
2.3 Расчет индекса потребительских цен для регионов УрФО 50
Выводы по разделу два 58
3 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КОЭФФИЦИЕНТА, УЧИТЫВАЮЩЕГО СРОК ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 59
3.1 Законодательное обеспечение разработки методики 59
3.2 Формирование информационной базы контрактов 61
3.3 Методика определения коэффициента, учитывающего срок формирования
ценовой информации 67
3.4 Апробация методики расчета коэффициента, учитывающего срок
формирования ценовой информации 71
3.4.1 Анализ взаимосвязи между среднегодовым индексом потребительских
цен для Челябинской области и среднегодовыми индексами потребительских цен в разрезе отдельных групп товаров 71
3.4.2 Модель коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой
информации 81
3.4.3 Корректировка модели коэффициента, учитывающего срок
формирования ценовой информации, в зависимости от месяца проведения расчета НМЦК 84
3.5 Расчет коэффициентов, учитывающих срок формирования ценовой информации для отдельных товарных групп 96
Выводы по разделу три 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
В настоящее время, особенно в условиях кризиса, одним из важнейших приоритетов в экономике становится создание институциональных условий и инструментов для повышения эффективности системы государственных закупок (товаров, работ, услуг), которая относится к стратегическим инструментам обеспечения нового качества экономического роста.
Формирование института качественного и успешного обеспечения общественных нужд является чрезвычайно важной задачей, и необходимо подчеркнуть, что качество системы государственных и муниципальных закупок должно обеспечивать и реализацию функций государственного регулирования. В современных условиях государство выступает крупнейшим заказчиком и потребителем продукции, произведенной организациями ряда совершенно различных отраслей, что позволяет обращать государственный спрос в мощный аппарат регулирования экономики, который оказывает влияние на ее динамику и структуру для достижения стратегических целей развития страны.
Современное законодательство в сфере государственных обладает множеством недостатков в связи с достаточно недавним внедрением системы госзаказа в российскую экономику. Особое внимание необходимо уделить проблеме учета при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) различных финансовых и коммерческих условий поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), а также показателей, характеризующих состояние экономики страны.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке и апробации методики формирования начальной (максимальной) цены контракта для отдельных товарных групп с учетом срока формирования ценовой информации.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучение состояния и особенностей российской системы госзакупок;
- ознакомление с федеральными законами и нормативно-правовыми актами в области регулирования госзакупок;
- определение проблем, возникающих у организаций при использовании системы госзакупок;
- анализ подходов к расчету индекса потребительских цен;
- определение области применения индекса потребительских цен для расчета начальной цены контракта;
- создание информационной базы данных контрактов в рамках системы госзакупок;
- разработка методики определения коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации;
- использование методики для определения начальной (максимальной) цены контракта.
Объектом исследования является система государственных и муниципальных закупок, утвержденная Министерством экономического развития Российской Федерации.
Предметом исследования является методика расчета цены контракта для отдельных товарных групп с учетом срока формирования ценовой информации.
В выпускной квалификационной работе применены следующие методы исследования:
- анализ литературных источников и интернет-источников;
- анализ рекомендаций Министерства экономического развития по определению начальной (максимальной) цены контракта системы государственных закупок;
- статистические методы при разработке рекомендаций расчета поправочных коэффициентов;
- методы статистического анализа.
Информационная база выпускной квалификационной работы:
- договоры и контракты, заключенные Южно-Уральским Государственным университетом как заказчиком в период с января 2012 года по ноябрь 2015 года;
- договоры и контракты, заключенные прочими муниципальными организациями Уральского федерального округа;
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (от 5 апреля 2013 года);
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ (от 18 июля 2011 года);
- Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ (от 21 июля 2005 года) (действовал по 31 декабря 2013 года, в данный момент утратил силу);
- Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). (Утв. Приказом Минэкономразвития №567 от 2 октября 2013 г.).
Результатом выпускной квалификационной работы является разработанная методика расчета коэффициента для отдельных групп товаров, учитывающего срок формирования ценовой информации. Успешно осуществлена апробация разработанной методики для отдела закупок Южно-Уральского Государственного университета.
Сформированная информационная база контрактов в дальнейшем может послужить основанием для подобных исследований. Разработанная методика может быть использована для определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении государственных закупок другими
государственными и муниципальными учреждениями.
В результате проведенной работы изучена действующая система государственных и муниципальных закупок, выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются организации-заказчики, рассмотрены существующие рекомендации по применению методов расчета начальной (максимальной) цены контракта, утвержденные Министерством экономического развития.
Выявлена и подробно рассмотрена проблема отсутствия метода, который бы позволил учесть огромное количество факторов, оказывающих влияние на величину стоимости заказа. Рассмотрены различные варианты индекса
потребительских цен, которые могут быть использованы для расчета
корректирующих коэффициентов с применением статистических методов
анализа.
В результате исследования была разработана и апробирована методика
формирования начальной (максимальной) цены контракта для отдельных товарных групп с учетом срока формирования ценовой информации.
Таким образом, цель достигнута путем решения следующих задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотрены федеральные законы и нормативно-правовые акты в области регулирования госзакупок;
- выделены проблемы, возникающие у организаций при приобщении к контрактной системе;
- проанализированы рекомендации по применению методов расчета начальной цены контракта;
- проанализированы различные методики расчета индекса потребительских цен;
- проанализированы области применения индекса потребительских цен;
- создана база данных для выявления условий, оказывающих наибольшее влияние на величину начальной (максимальной) цены контракта;
- разработана методика определения коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации.
Проведена апробация методики, включающая в себя следующие этапы:
а) анализ взаимосвязи между среднегодовым ИПЦ для Челябинской области и среднегодовыми индексами потребительских цен в разрезе отдельных групп товаров.
На данном этапе была проанализирована динамика индекса потребительских цен по Челябинской области за период с 2006 по 2015 гг. в общем и в разрезе отдельных групп товаров, а также подтверждена корректность использования среднегодовых индексов потребительских цен при расчете коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации. Кроме того, с использованием корреляционного анализа была выявлена сильная связь между значениями общего ИПЦ для Челябинской области и такими группами товаров, как «продовольственные товары», «бумажно-беловые товары» и «строительные материалы». Следовательно, для остальных групп товаров необходимо использовать сведения о динамике ИПЦ для данной товарной группы;
б) построение модели коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации.
В рамках методики для учета повышения уровня цен было применено прогнозное значение инфляции на 2016 год по данным Министерства экономического развития Российской Федерации в размере 10%.
Далее была построена модель коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации, с использованием и региональных значений индекса потребительских цен, и индексов потребительских цен для отдельных групп товаров (для групп товаров, изменение цен которых слабо коррелирует с региональным индексом потребительских цен);
в) корректировка модели коэффициента, учитывающего срок формирования ценовой информации, в зависимости от месяца проведения расчета НМЦК.
На данном этапе были рассчитаны индексы сезонности изменения цен для различных товарных групп.
Анализ динамики сезонности изменения ИПЦ по группам товаров показал отсутствие характерных тенденций за период с 2011 г. по 2015 г. по следующим группам товаров:
- продовольственные товары;
- бумажно-беловые товары;
- строительные материалы;
- электротовары и другие бытовые приборы;
- строительные материалы (кроме сборных железобетонных конструкций и деталей).
Стабильная сезонность наблюдается в изменении цен всего одной группы товаров - «Мебель».
Применение индексов сезонности для группы товаров «Электроприборы и другие бытовые приборы» не является корректным ввиду наличия значительных изменений ежемесячных значений индекса потребительских цен, не связанных с сезонными колебаниями; применять индексы сезонности для категории товаров «Бумажно-беловые товары» также не рекомендуется.
Таким образом, вследствие невозможности определить достоверные значения индекса сезонности для каждого периода закупки в данном случае индекс принимается равным единице.
Далее были определены характерные месяцы для каждой товарной группы, наиболее коррелирующие с среднегодовым значением индекса потребительских цен, значения ИПЦ в которых могут быть использованы в случае отсутствия сведений о среднегодовом значении ИПЦ. В результате наиболее приближенными к среднегодовому значениями индекса обладают летние месяцы. В частности, для продовольственных товаров, мебели и бумажно-беловых товаров наиболее приближенным месяцем является июнь; для электротоваров и других бытовых приборов - август, а для строительных материалов - июль.
Последним этапом апробации предложенной методики был расчет прогнозных коэффициентов, учитывающих срок формирования ценовой информации для отдельных групп товаров, по каждой группе товаров.
Выполненная работа имеет практическую значимость. Сформированная информационная база контрактов в дальнейшем может послужить основанием для подобных исследований. Результаты работы рекомендуется использовать в муниципальных и государственных предприятиях, использующих систему госзакупок как инструмент удовлетворения нужд организации, для определения начальной (максимальной) цены контракта.
1 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (от 5 апреля 2013 года) [Текст].
2 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ (от 18 июля 2011 года) [Текст].
3 Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ (от 21 июля 2005 г.) [Текст].
4 Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). (Утв. Приказом Минэкономразвития №567 от 2 октября 2013 г.) [Текст].
5 Распоряжение Правительства Москвы от 16 мая 2014 г. №242-РП «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы» [Текст].
6 Приказ Росстата от 30 декабря 2014 г. №734 "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" [Текст].
7 Постановление Госкомстата РФ от 17 января 2003 г. №6 "Об утверждении "Методологических рекомендаций по расчету базового индекса потребительских цен (базовой инфляции)" [Текст].
8 Постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 №23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" [Текст].
9 Внесение поправок на изменение качества при определении индекса потребительских цен [Текст] / Черкашнев Р.Ю., Абакумов И.В. // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 3-4 (25-26). — С. 312-317.
10 Государственные закупки и формирование инновационной экономики [Текст] / Смотрицкая И., Черных С. // Вопросы экономики. — 2010. — №6. — С. 113—117.
11 Инфляционные процессы в РФ: теоретический аспект [Текст] / Антипина О.В. // Вестник стипендиатов ДААД. — 2015. — № 1-1 (12) —. С. 107-111.
12 О проблеме надежности статистической базы при оценке темпов инфляции [Текст] / Тулин Д.В. // Деньги и кредит. — 2011. — №5. — С.113—122.
13 Особенности выборки и статистического учета товаров-представителей при определении индекса потребительских цен в Российской Федерации [Текст] / Черкашнев Р.Ю. // Социально-экономические явления и процессы. — № 5 (21).
— 2012. — С. 128-132.
14 Особенности расчета индекса потребительских цен в России [Текст] / Пальцева Г.Н., Бойко О.Г. // Вестник Тверского государственного университета. — 2015. — №1-2. — С. 154—165.
15 Проблемы действующего законодательства о госзакупках [Текст] / Ворошилов В.П., Малков А.В., Орлов Г.И. // Российское предпринимательство. — 2012. — №21 (219) . — С. 24—30.
16 Сильные и слабые стороны российской системы государственных закупок и ее значение для защиты интересов отечественного бизнеса и производства [Текст] / Яворская М.В. // Финансы и управление. — 2013. — №3. — С. 57—67.
17 Становление и развитие системы государственных закупок в России [Текст] / Сорокина Н.П. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2015.
— №7. — С. 28 —36.
18 Статистический анализ и прогнозирование инфляции на региональном уровне [Текст] / Пискунов Е.Ю. // Теория и практика общественного развития. — 2012.
— № 2. — С. 316-318.
19 Илышев, А.М. Общая теория статистики [Текст]: учебное пособие / Илышев А.М., Шубат О.М. — М.: Изд-во КноРус, 2013. — 432 с.
20 Орлов, А.И. Эконометрика [Текст]: учебное пособие / Орлов А.И. - Москва: Изд-во Экзамен, 2012. - 576 с.
21 Агропромышленный портал юга России [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:http://www.agroyug.ru/page/item/id-5236/. - Загл. с экрана.
22 Всероссийский форум-выставка: Госзаказ. Честные закупки [Электронный
ресурс]. — Режим доступа:http://www.forum-goszakaz.ru/press center/news/. -
Загл. с экрана.
23 Индикаторы инфляции [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.trader-lib.ru/.- Загл. с экрана.
24 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://zakupki.gov.ru/epz/contract/.-
Загл. с экрана.
25 Потребительская корзина в России и за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://studopedia.info/6-18778.html/.- Загл. с экрана.
26 Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/.- Загл. с экрана.
27 Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/.- Загл. с экрана.
28 Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.ion.ru/.- Загл. с экрана.
29 Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].
— Режим доступа:http://www.gks.ru/.- Загл. с экрана.
30 Состав импорта в Россию [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ria.ru/spravka/20140806/1019057613.html/. - Загл. с экрана.
31 Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.ecgz.ru/.- Загл. с экрана.
32 Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/
33 Тюменская область: официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https: //admtyumen.ru/o gv ru/index.htm/.- Загл. с экрана.